Критика Иисуса
Эта статья из серии о |
Критика религии |
---|

В первом веке нашей эры Иисус подвергся критике со стороны фарисеев и книжников за неподчинение Моисееву закону . его осуждали в иудаизме как неудавшегося еврейского претендента на мессию и лжепророка Большинство еврейских конфессий . Иудаизм также считает поклонение любому человеку формой идолопоклонства . [4] [5] и отвергает утверждение о том, что Иисус был божественен. Некоторые психиатры, религиозные ученые и писатели объясняют, что семья Иисуса, последователи (Иоанна 7:20) [6] и современники всерьез считали его бредом, одержимым демонами или безумцем . [7] [8] [9] [10] [11]
Среди первых критиков Иисуса и христианства были Цельс во втором веке и Порфирий в третьем. [12] [13] В XIX веке Фридрих Ницше резко критиковал Иисуса, чьи учения он считал «антиприродными» в отношении таких тем, как сексуальность. Более современные известные критики Иисуса включают Айн Рэнд , Гектора Авалоса , Ситу Рам Гоэла , Кристофера Хитченса , Бертрана Рассела и Даянанду Сарасвати .
Критика со стороны современников Иисуса
[ редактировать ]Непослушание закону Моисееву
[ редактировать ]Фарисеи критиковали Иисуса и и книжники его учеников за несоблюдение Моисеева закона. Они критиковали его учеников за то, что они не мыли руки перед едой. (Религиозные лидеры участвовали в церемониальных очищениях, таких как омовение до локтя и крещение чаш и тарелок перед тем, как есть в них пищу – Марка 7:1–23, [14] от Матфея 15 :1–20.) [15] Иисуса также критикуют за то, что он ел с мытарями (Марка 2:15). [16] Фарисеи также критиковали учеников Иисуса за то, что они собирали зерно в субботу (Марка 2:23–3:6). [17]
существовали некоторые разногласия В ранней церкви по поводу включения язычников, в том числе относительно статуса Моисеева завета (называемого христианами Ветхим заветом) и того, связаны ли христиане им до сих пор. Апостол Павел считал, что Новый Завет заменил старый и что христиане больше не связаны всеми частями последнего. Его взгляды, названные Павловым христианством , станут доминирующими в последующие столетия, и большинство христианских конфессий сегодня верят, что Иисус освободил своих последователей от обязательства следовать Закону Моисея во всей его полноте.
Претензия на божественную власть
[ редактировать ]Во всех четырех канонических евангелиях Иисус характеризуется претензией на божественную власть как Мессия, по-разному либо поручая своим ученикам хранить этот статус в секрете (как у Марка ), либо открыто провозглашая (как у Иоанна ) свой статус и свою миссию. Только в Евангелии от Иоанна Иисус решительно заявляет о своей божественности, а не только о божественной власти, посредством семи утверждений « Я есмь ». В Евангелии именно это утверждение приводит к тому, что некоторые иудеи пытаются побить Его камнями и в конечном итоге передают Иисуса Пилату для распятия по обвинению в богохульстве:
«Мы побиваем Тебя камнями не за какое-нибудь доброе дело, — говорили иудеи, — но за богохульство, потому что Ты, будучи человеком, объявляешь Себя Богом».
- Евангелие от Иоанна 10:33. [18]
В других Евангелиях тон божественной власти Иисуса, его заявленная власть изгонять бесов и исцелять людей, а также его заявленная власть прощать грехи вызывают противоречия, поскольку утверждается, что духовный мир и спасение можно найти в простом принятии его руководства. Такие отрывки, как: «Возьмите иго Мое на себя [...] и найдете покой душам вашим» (Матфея 11:29); «кто потеряет душу свою ради Меня [...] сбережет ее» (Матфея 8:35); «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матфея 25:40), указывают на принятие власти, которое, безусловно, уникально в еврейской истории и объясняет большую часть современной истории. Еврейская антипатия к Иисусу. С другой стороны, ни в одном из этих высказываний мало что указывает на то, что говорящий имел в виду, что они применимы к чему-то большему, чем личные отношения с ним; и вполне возможно, что на своем опыте он обнаружил, что духовное облегчение часто приносит простая человеческая вера в его добрую волю и силу руководства. [19]
Обвинения в одержимости и безумии
[ редактировать ]Семья Иисуса и современники считали его бредом , одержимым демонами или безумцем. [7] [20] [21]
И когда его семья услышала это, они пошли схватить его, потому что люди говорили: «Он вне себя». И книжники, пришедшие из Иерусалима, сказали: «Он одержим веельзевулом , и князем бесовским он изгоняет бесов».
- Марка 3:21–22, исправленная стандартная версия. [22]
Обвинение, содержащееся в Евангелии от Иоанна, более буквально:
Из-за этих слов снова произошло разделение среди евреев. Многие из них говорили: «У него демон, и он сумасшедший; зачем его слушать?»
- Иоанна 10:19–20, RSV. [23]
Чудеса и экзорцизмы, совершаемые магией.
[ редактировать ]Во второй половине первого века и во втором веке иудейские и языческие противники христианства утверждали, что чудеса и экзорцизмы Иисуса и его последователей были результатом магии , которая ассоциировалась с демонами и оккультизмом . [24]
Позже критика
[ редактировать ]Критика психического здоровья Иисуса
[ редактировать ]Ряд писателей, в том числе Дэвид Штраус , [7] Лемюэль К. Уошберн , [25] Оскар Паницца , [26] [27] [28] Люциан и Фридрих Ницше. [29] поставили под сомнение здравомыслие Иисуса, заявив, что он сошел с ума из-за того, что верил, что он Бог и/или Мессия. Психологи и психиатры Георг Ломер, [30] Шарль Бине-Сангле , [31] Уильям Хирш, [32] Жорж Бергер, [33] [34] Y. V. Mints, [35] [36] Владислав Витвицкий , [37] [38] Уильям Саргант , [39] Радж Персо , [40] и Энтони Сторр , [41] [42] [43] сказали, что Иисус страдал религиозными заблуждениями и паранойей. [44] [45] [7]
Критика учения Иисуса
[ редактировать ]Рабство
[ редактировать ]Эйвери Роберт Даллес придерживался мнения, что «Иисус, хотя и неоднократно осуждал грех как разновидность морального рабства, не сказал ни слова против рабства как социального института», и считает, что авторы Нового Завета также не выступали против рабства. [46] В своей статье, опубликованной в Evangelical Quarterly , Кевин Джайлс отмечает, что Иисус часто сталкивался с рабством, «но ни одного слова критики не произнес Господь в адрес рабства». Джайлз указывает на этот факт как на аргумент в пользу того, что Иисус одобрял рабство. [47] В некоторых основных неанглийских переводах [ нужна указание авторства ] первое утверждение в первой проповеди Иисуса (Луки 4:18), [48] - это призыв освободить рабов: "Дух Господень на мне, потому что Он помазал меня благовествовать бедным. Он послал меня провозгласить свободу рабам от войны..." ( см. перевод Корнилеску).
Сексуальность и смирение
[ редактировать ]
Фридрих Ницше , философ XIX века, неоднократно критиковал Иисуса и христианство, вплоть до того, что называл себя Антихристом . Например, в книгах «Человеческое, слишком человеческое » и «Сумерки идолов » Ницше обвиняет учение Церкви и Иисуса в противоестественном подходе к страстям, в частности к сексуальности: «Там [в Нагорной проповеди] сказал, например, с особым упором на сексуальность: «Если глаз твой соблазняет тебя, вырви его». К счастью, ни один христианин не поступает в соответствии с этой заповедью... [49] Христианин, который следует этому совету и считает, что он убил свою чувственность, обманывает себя: она живет в жуткой вампирской форме и мучается в отвратительных масках». [50] Ницше явно считает Иисуса смертным и, более того, в конечном итоге заблудшим, антитезой истинного героя, которого он постулирует в своей концепции дионисийского героя. Ницше отталкивало возвышение Иисусом низших: «Все жалкое, все страдающее от самого себя, все измученное низменными чувствами, весь гетто-мир души вдруг оказывается наверху!» [51]
Однако Ницше не возражал против Иисуса, говоря, что он был «единственным истинным христианином». Он представил Христа, чья внутренняя жизнь состояла из «блаженства в мире, в кротости, в неспособности к вражде». Ницше много критикует организованный институт христианства и его класс священников. Евангелизация Христа заключалась в благой вести о том, что Царство Божие внутри вас. [52] «Какая же «радостная весть»? Истинная жизнь, вечная жизнь найдена — она не обещана, она здесь, она внутри вас : как жизнь, прожитая в любви… «Грех», всякого рода дистанцирующие отношения между Бог и человек упразднены – именно это и есть «радостная весть». «Радостная весть» состоит именно в том, что противоположностей больше нет...»
Невежество и гнев
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Март 2024 г. ) |
Даянанда Сарасвати , философ XIX века и основатель Арья Самадж , в своей книге «Сатьяртх Пракаш» раскритиковал христианство и описал Иисуса как «великое существо в стране необразованных дикарей»:
Все христианские миссионеры говорят, что Иисус был очень спокойным и миролюбивым человеком. Но на самом деле это был вспыльчивый человек, лишенный знаний и ведший себя как дикий дикарь. Это показывает, что Иисус не был сыном Божьим и не обладал какими-либо чудесными способностями. Он не обладал силой прощать грехи. Праведные люди не нуждаются в таком посреднике, как Иисус. Иисус пришел, чтобы посеять раздор, который происходит повсюду в мире. Следовательно, очевидно, что обман о том, что Христос является Сыном Божьим, знающим прошлое и будущее, прощающим грехи, был ложно установлен его учениками. На самом деле он был самым обычным невежественным человеком, не учёным и не йогом. [53]
Сарасвати утверждал, что Иисус также не был просветленным человеком и что если бы Иисус был сыном Божьим, Бог спас бы его в момент смерти, и он не страдал бы от сильной душевной и физической боли в последние минуты. [ нужна ссылка ]
Отмечая, что в Библии написано, что женщины держали ноги Иисуса и поклонялись ему, он задается вопросом:
Было ли это то самое тело, которое было похоронено? Теперь, когда это тело хоронили три дня, нам хотелось бы знать, почему оно не разложилось? [ нужна ссылка ]
Несбывшиеся предсказания второго пришествия
[ редактировать ]В эссе 1927 года « Почему я не христианин » Бертран Рассел указал на части Евангелия, которые можно истолковать как слова Иисуса о том, что его второе пришествие произойдет при жизни некоторых из его слушателей ( Луки 9:27 ). Из этого он заключает, что предсказание Иисуса было неверным и, таким образом, Иисус был «не таким мудрым, как некоторые другие люди, и Он определенно не был мудрым в превосходной степени». [54]
Рассел также выражает сомнение в историческом существовании Иисуса и ставит под сомнение мораль религии: «Я совершенно сознательно говорю, что христианская религия, организованная в ее церквях, была и остается главным врагом морального прогресса в мире». [55]
Запретить добродетель и запретить порок
[ редактировать ]Писательница и философ Айн Рэнд осудила альтруистический рецепт, который Иисус передал своим ученикам, а вместе с ним и идею заместительного искупления . Она думала, что даже христиане, которые думают об Иисусе в самых высоких категориях, должны возмутиться идеей принести добродетель в жертву пороку. [56] Неудивительно, что ее понимание любви как следствия рационального ума, заботящегося о воплощенных ценностях, считает идеи, которыми наиболее известен Иисус, аморальными. Рассмотрим следующий отрывок из интервью Майка Уоллеса 1959 года :
Уоллес: Христос, каждый важный моральный лидер в истории человечества, учил нас, что мы должны любить друг друга. Почему же тогда такая любовь в вашем понимании аморальна?
Рэнд: Аморально, если любовь ставится выше самого себя. Это более чем аморально, это невозможно. Потому что, когда тебя просят любить всех без разбора. Это значит любить людей без каких-либо стандартов. Чтобы любить их, независимо от того, имеют ли они какую-либо ценность или добродетель, вас просят никого не любить. [57]
Несмотря на разногласия по поводу ценности веры и существования загробной жизни, Рэнд рассматривала настойчивость Иисуса в обеспечении вечного счастья людей как подтверждение морального замешательства и непоследовательности, в которых действует большая часть религиозной этики, включая христианский альтруизм. [58]
В книге «Для нового интеллектуала» Рэнд далее высмеивает христианскую доктрину первородного греха за ее явную аморальность. «Зло, за которое они проклинают его [человека], — это разум, мораль, творчество, радость — все основные ценности его существования. Их миф о падении человека призван объяснить и осудить не его пороки. Они называют это мораль милосердия и учение о любви к человеку». Затем Рэнд обвиняет религиозных лидеров в поощрении культа смерти: «Нет, говорят они, они не проповедуют, что человек есть зло, зло — это только этот чуждый объект: его тело. Нет, говорят они, они не хотят убивать». его, они только хотят заставить его потерять свое тело». [59]
Основание западного империализма и Холокоста
[ редактировать ]Историк и хиндутвы активистка Сита Рам Гоэл обвинила Иисуса в том, что он был интеллектуальным автором западного империализма и Холокоста . [60] Далее Гоэл пишет, что Иисус «является не более чем уловкой для легитимации бессмысленной империалистической агрессии. Он не символизирует духовную силу или моральную честность». [61]
Он обосновал свою точку зрения на Евангелиях, которые, по его мнению, бросали слишком темную тень на необращенных евреев (см., например, Иоанна 8:38–47 ). Отсюда он провел параллели между Иисусом и Адольфом Гитлером , последний из которых, по словам Гоэля, был первым, кто «полностью усвоил приговор, вынесенный евреям Иисусом Евангелия». [62]
Рам Гоэл также высмеивал то, что он назвал «культом распутанного Христа», посредством которого христианский ревизионизм пытается спасти фигуру Иисуса от ужасных исторических результатов, которые он вдохновил – и только от плохих – как если бы миссионерский прозелитизм и западный экспансионизм были восприниматься отдельно как простые совпадения. [62]
Вечное наказание ада
[ редактировать ]Знаменитый американский юморист Марк Твен написал в своих давно замалчиваемых «Письмах с Земли» :
А вот любопытная вещь. Все верят, что, пока [Бог] был на небесах, он был суровым, жестоким, обидчивым, ревнивым и жестоким; но что, когда он сошел на землю и принял имя Иисус Христос, он стал противоположностью тому, чем был прежде: то есть стал милым и кротким, милосердным, всепрощающим, и всякая резкость исчезла из его натуры и Его место заняла глубокая и страстная любовь к его бедным человеческим детям. Тогда как именно Иисус Христос придумал ад и провозгласил его! То есть, как кроткий и кроткий Спаситель, он был в тысячу миллиардов раз более жестоким, чем когда-либо в Ветхом Завете, — о, несравненно более жестоким, чем когда-либо, когда он был в самом худшем состоянии в те старые дни! [63]

Писатель и журналист Кристофер Хитченс , один из ведущих представителей движения « Новый атеизм », крайне критически относился к Иисусу, христианству и любой религии в целом. Что касается учения Иисуса об аде , Хитченс писал:
Бог Моисея призывал другие племена, включая его любимое, подвергнуться резне, чуме и даже истреблению, но когда могила закрылась над его жертвами, он, по сути, покончил с ними, если только не вспомнил о проклятии их последующего потомства. Лишь с приходом Князя Мира мы услышали об ужасной идее дальнейшего наказания и пыток мертвых. [64]
Хитченс также считал, что божественный Иисус будет более проблематичным с моральной точки зрения из-за проблемы зла , спрашивая:
Если Иисус мог исцелить слепого человека, которого он случайно встретил, то почему бы не исцелить слепоту? [65]
Хотя Рассел считал, что Иисус «обладал очень высокой моральной добродетелью», он также чувствовал, что в его характере были некоторые заметные недостатки. [66] В своем эссе он писал:
На мой взгляд, в нравственном облике Христа есть один очень серьезный недостаток: Он верил в ад. Я сам не считаю, что какой-либо действительно глубоко гуманный человек может верить в вечное наказание. Христос, как он изображен в Евангелиях, действительно верил в вечное наказание, и мы неоднократно обнаруживаем мстительную ярость против тех людей, которые не слушали Его проповедей – отношение, которое не является чем-то необычным для проповедников, но которое несколько умаляет превосходное совершенство. Вы не найдете такого отношения, например, у Сократа. Вы находите его довольно вежливым и вежливым по отношению к людям, которые его не слушают; и, на мой взгляд, для мудреца гораздо более достойно занять такую позицию, чем занять позицию негодования. [67]
Отношение к неверующим
[ редактировать ]Сэм Харрис , автор книги «Конец веры» , выразил двойственные взгляды на учение Иисуса. Он утверждает, что, хотя Иисус, возможно, временами был проницательным духовным учителем сострадания, он также учил своих последователей выполнять «варварский» закон Ветхого Завета и давал своим последователям конкретные советы о том, как казнить еретиков. По мнению Харриса, неразрешенное разочарование и ненависть Иисуса к нехристианам противоречат воображению современных умеренных религиозных людей и фактически придают честность более фундаменталистским интерпретациям спасения и ада. Он написал:
В дополнение к требованию, чтобы мы выполняли каждую «йоту» и «черту» Закона Ветхого Завета, Иисус, кажется, в Иоанна 15:6 предложил дальнейшее усовершенствование практики убийства еретиков и неверующих: «Если кто не пребудет в у меня он выбрасывается, как ветвь, и засыхает; и люди собирают их и бросают в огонь, и они сгорают». Хотим ли мы интерпретировать Иисуса метафорически, это, конечно, наше дело. Проблема с Священным Писанием, однако, заключается в том, что многие из его возможных интерпретаций (включая большинство буквальных) могут использоваться для оправдания злодеяний в защиту веры. [68]
С той же целью, разоблачая Иисуса в отношении учения об аде, Харрис цитирует версию притчи о талантах Луки : [69] который заканчивается словами дворянина:
А врагов моих, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною. [70]
Это воспринимается как автопортрет Иисуса и его собственных эсхатологических взглядов. [71] [72]
Этические учения в свете современных этических стандартов
[ редактировать ]Гектор Авалос , пожалуй, первый открытый атеист-библеист, написавший систематическую критику этики Иисуса в своей книге « Плохой Иисус: этика этики Нового Завета» . Ковон Ким, доцент кафедры Ветхого Завета реформатского аспирантского университета в Южной Корее, в своей рецензии на книгу « Плохой Иисус» отмечает : «Независимо от того, согласен кто-то с выводами автора или нет, эта книга представляет собой первый систематический вызов новозаветной этике со стороны учёный-атеист, прочно знавший еврейскую Библию и её древний ближневосточный контекст и хорошо разбирающийся в Новом Завете и раннем христианстве». [73]
В обзоре, опубликованном в «Бюллетене библейской теологии» , Сара Ролленс, исследователь Нового Завета из Родосского колледжа, отмечает: «Гектор Авалос стремится не только убедить нас, что многие изображения Иисуса, основанные на текстах Нового Завета, являются морально или этически проблематичными, но также и продемонстрировать как ученые прибегали к сомнительным искажениям, чтобы свести к минимуму, объяснить или иным образом игнорировать любые текстовые свидетельства, которые могут не соответствовать современным этическим стандартам». [74]
Критика жизни Иисуса
[ редактировать ]Историчность
[ редактировать ]Хотя большинство ученых согласны с тем, что крещение Иисуса и распятие Иисуса действительно имели место, [75] они не согласны с исторической достоверностью Евангелий . Дэвид Штраус сказал, что чудеса Иисуса были мифами. [76] Йоханнес Вайс и Уильям Вреде Иисуса заявили, что мессианская тайна была христианским изобретением. [77] Альберт Калтофф считал, что заявления Иисуса о божественности и его скромное начало — это две разные версии. [78] Артур Дрюс сказал, что Иисуса вообще не существовало, а был просто мифом, придуманным культом. [79] [80] [81]
Воплощение
[ редактировать ]Философ - неоплатоник Порфирий Тирский (ок. 232–ок. 304) является автором 15-томного трактата « Против христиан» , запрещенного императорами Константином и Феодосием II , от которого сейчас сохранились лишь фрагменты, которые были собраны Адольфом фон Гарнаком . Отдельные фрагменты были опубликованы в английском переводе Дж. Стивенсоном в 1957 году, одним из примеров является следующее:
Даже если предположить, что некоторые греки настолько глупы, что думают, что боги обитают в статуях, даже это было бы гораздо более чистой концепцией (религии), чем признать, что Божественная Сила должна спуститься в утробу Девы Марии, что она стала эмбрион, а после рождения был завернут в тряпки, испачканы кровью и желчью, а то и того хуже. [82] [83]
Евангельские рассказы о жизни Иисуса
[ редактировать ]Цельс , греческий философ II века и противник раннего христианства, подвергает широкую критику Иисуса как основателя христианской веры . [12] Он обесценивает или пренебрегает происхождением Иисуса, его зачатием, рождением, детством, служением, смертью, воскресением и продолжающимся влиянием. По мнению Цельса, предки Иисуса происходили из еврейской деревни. Его мать была бедной деревенской девушкой, которая зарабатывала на жизнь прядением ткани. Он творил чудеса с помощью колдовства и был маленьким, невзрачным человеком. Этот раввин Иисус соблюдал все еврейские обычаи, включая жертвоприношения в Иерусалимском Храме . Он собрал лишь несколько последователей и научил их своим худшим привычкам, включая попрошайничество. Эти ученики , насчитывавшие «десять лодочников и пару сборщиков налогов», не пользовались уважением. Сообщения о его воскресении исходили от истеричной женщины, а вера в воскресение была результатом колдовства Иисуса и безумного мышления его последователей, и все это с целью произвести впечатление на других и увеличить шансы других стать нищими. [84] [85]
По словам Цельса, Иисус был вдохновением для скрывающихся повстанцев, заслуживающих преследований. [86]
Цельс заявил, что Иисус был внебрачным ребенком римского солдата Пантеры или Пантеры. [87] Эти обвинения в незаконнорождении являются самым ранним датируемым утверждением еврейского обвинения в том, что Иисус был зачат в результате прелюбодеяния (см. « Иисус в Талмуде» ) и что его истинным отцом был римский солдат по имени Пантера. Пантера было распространенным именем среди римских солдат того периода. Имя имеет некоторое сходство с греческим прилагательным parthenos , означающим «девственница». [88] [89] Могила римского солдата по имени Тиберий Юлий Абдес Пантера , найденная в Бад-Кройцнахе , Германия, взята некоторыми учеными. [90] для обозначения Пантеры, названной Цельсом.
По мнению Цельса, Иисус не имел никакого значения в пророчествах еврейской Библии , и разговоры о его воскресении были глупостью. [85]
Критика в иудаизме
[ редактировать ]Иудаизм , который включает в себя ортодоксальный иудаизм , харедимский иудаизм , хасидский иудаизм , реформистский иудаизм , консервативный иудаизм , реконструктивистский иудаизм , караимский иудаизм и самаритянский иудаизм , полностью отвергает идею о том, что Иисус является богом , лицом Троицы или посредником перед Богом. у которого есть особые отношения с Ним, которые каким-то образом делают Иисуса «божественным». Более того, Авода Зара («иностранное поклонение», что означает идолопоклонство ) считать человека Богом или поклоняться ему; в иудаизме, как и в исламе , Бог только Один, полностью трансцендентный и не может быть человеком ( Исход 20:1–19 , Второзаконие 6:4–9 , 11:13–32 ).
Иудаизм также считает, что Иисус не мог быть еврейским Мессией , утверждая, что он не исполнил ни одного из мессианских пророчеств, предсказанных в Танахе , и не воплотил в себе личные качества Мессии , предсказанные Пророками . Согласно еврейской традиции, после Малахии , который жил за столетия до Иисуса и произнес свои пророчества около 420 г. до н. э., больше не было пророков. [91] [92] Таким образом, иудаизм критически относится к собственным заявлениям и намекам Иисуса на его предполагаемое мессианство и его идентификацию как «сына Божьего». [93] как представлено в Новом Завете, и считает Иисуса лишь одним из многих людей, которые утверждали, что они Мессия , но не исполнили ни одного из мессианских пророчеств; следовательно, все они были самозванцами.
Мишне Тора , один из самых авторитетных трудов еврейского права , написанный Моисеем Маймонидом , представляет собой последнее общепринятое мнение еврейской общины в Хилхот Мелахим 11:10–12, согласно которому Иисус является «камнем преткновения», который делает « большинство людей в мире заблуждаются, служа божеству, помимо Бога».
Даже Иисус Назарянин, который вообразил, что станет Мессией и был убит судом, уже был предсказан Даниилом . Так что было сказано: «И члены преступников вашего народа будут понесены, чтобы сделать (пророческое) видение стоящим. И они преткнулись». [94] Потому что, есть ли больший камень преткновения, чем этот? Так что все пророки говорили, что Мессия искупит Израиль, и спасет его, и соберет изгнанников его, и укрепит заповеди их. И этот заставил (народы) уничтожить Израиль мечом, и рассеять их остаток, и унизить их, и поменять Тору, и заставить большинство мира заблуждаться, чтобы служить божеству помимо Бога. Однако мысли Творца мира — нет силы в человеке достичь их, потому что наши пути — не пути Божии, и наши мысли — не мысли Божии. И все эти дела Иисуса Назарянина и ( Мухамеда ) Измаильтянина , стоявшего после него, — нет никакой (цели), кроме как выпрямить путь Царю Мессии и восстановить весь мир, чтобы они вместе служили Богу. Так что сказано: «Потому что тогда я обращусь к народам (давая им) ясные уста, чтобы призвать всех их во имя Бога и служить Богу (плечом к плечу) одним плечом». [95] Посмотрите, как весь мир уже наполняется вещами Мессии, и вещами Торы , и вещами заповедей! И это распространилось на дальние острова и среди многих народов необрезанных сердцем. [96]
См. также
[ редактировать ]- Христианский терроризм
- Христианство и насилие
- История христианской мысли о гонениях и терпимости
- Критика Библии
- Библия и насилие
- Критика христианства
- Исторический Иисус
- Историчность и происхождение Воскресения Иисуса
- Историчность Иисуса
- Историчность Евангелий
- Иисус в исламе
- Трилемма Льюиса
- Апостол Павел и иудаизм
- Проблема ада
- Иисус в сравнительной мифологии
- Религиозные взгляды на Иисуса
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Колыбель, крест и корона: Введение в Новый Завет Андреас Дж. Кёстенбергер , Л. Скотт Келлум, 2009 г. ISBN 978-0-8054-4365-3 стр. 104–108
- ^ Эванс, Крейг А. (2001). Иисус и его современники: сравнительные исследования ISBN 0-391-04118-5 стр. 316
- ^ Уонсбро, Генри (2004). Иисус и традиция устного Евангелия ISBN 0-567-04090-9 стр. 185
- ^ Каплан, Арье (1985). Настоящий Мессия? Еврейский ответ миссионерам (Новая ред.). Нью-Йорк: Национальная конференция синагогальной молодежи. ISBN 978-1879016118 . Настоящий Мессия (pdf)
- ^ Певица Товия (2010). Давайте по-библейски . Издательство РНБН; 2-е издание (2010 г.). ISBN 978-0615348391 .
- ^ Иоанна 7:20
- ^ Перейти обратно: а б с д Хэвис, Дон (апрель – июнь 2001 г.). «Расследование психического здоровья Иисуса: был ли он сумасшедшим?» . Светская нация . Миннеаполис: Atheist Alliance Inc. ISSN 1530-308X . Проверено 29 марта 2020 г.
- ^ Мюррей, Эван Д.; Каннингем, Майлз Г.; Прайс, Брюс Х. (октябрь 2012 г.). «Рассмотрение роли психотических расстройств в истории религии». Журнал нейропсихиатрии и клинических нейронаук . 24 (4). Американская психиатрическая ассоциация : 410–426. дои : 10.1176/appi.neuropsych.11090214 . ISSN 1545-7222 . OCLC 823065628 . ПМИД 23224447 . S2CID 207654711 .
- ^ Меггитт, Джастин Дж. (1 июня 2007 г.). «Безумие царя Иисуса: почему Иисуса казнили, а его последователей — нет?» . Журнал по изучению Нового Завета . 29 (4). Лондон: Публикации SAGE : 379–413. дои : 10.1177/0142064X07078990 . ISSN 0142-064X . S2CID 171007891 .
- ^ Хирш, Уильям (1912). Религия и цивилизация: выводы психиатра . Нью-Йорк: Компания искателей истины. п. 135 . LCCN 12002696 . OCLC 39864035 . ОЛ 20516240М .
То, что другие члены его собственной семьи считали его сумасшедшим, сказано совершенно ясно, поскольку он открыто заявлял: «Он вне себя».
- ^ Касмар, Джин (1995). Вся нецензурная лексика в Библии . Бруклинский центр, Миннесота: паб Kas-mark. Компания р. 157. ИСБН 978-0-9645-9950-5 .
Его собственная семья и соседи считали его сумасшедшим, «когда друзья его услышали об этом, они вышли схватить его, ибо говорили: он вне себя [...] (Марка 3:21–22) – Греческое слово «existemi» , переведенное «вне себя», на самом деле означает безумный и безумный.) Греческое слово «ho para» , переведенное как «друзья», также означает «семья».
- ^ Перейти обратно: а б Чедвик, Генри, изд. (1980). Контра Цельсум . Издательство Кембриджского университета. п. xxviii. ISBN 978-0-521-29576-5 .
- ^ Стивенсон, Дж. (1987). Френд, WHC (ред.). Новый Евсевий: Документы, иллюстрирующие историю Церкви до 337 г. н.э. СПКК. п. 257. ИСБН 978-0-281-04268-5 .
- ^ Марка 7: 1–23.
- ^ Матфея 15: 1–20.
- ^ Марка 2:15
- ^ Марка 2:23–3:6.
- ^ Иоанна 10:33
- ^ Джейкобс, Джозеф и др. «Иисус из Назарета», Еврейская энциклопедия , 1906 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Хирш, Уильям (1912). Религия и цивилизация: выводы психиатра . Нью-Йорк: Компания искателей истины. п. 135 . LCCN 12002696 . OCLC 39864035 . ОЛ 20516240М .
То, что другие члены его собственной семьи считали его сумасшедшим, сказано совершенно ясно, поскольку он открыто заявлял: «Он вне себя».
- ^ Касмар, Джин (1995). Вся нецензурная лексика в Библии . Бруклинский центр, Миннесота: паб Kas-mark. Компания р. 157. ИСБН 978-0-9645-9950-5 .
Его собственная семья и соседи считали его сумасшедшим, «когда друзья его услышали об этом, они вышли схватить его, ибо говорили: он вне себя [...] (Марка 3:21–22) – Греческое слово «existemi» , переведенное «вне себя», на самом деле означает безумный и безумный.) Греческое слово «ho para» , переведенное как «друзья», также означает «семья».
- ^ Марка 3: 21–22.
- ^ Иоанна 10: 19–20.
- ^ Данн, Джеймс Д.Г. (7 апреля 1999 г.). Евреи и христиане: пути разошлись, 70–135 гг. н.э.: второй исследовательский симпозиум Дарема-Тюбингена по раннему христианству и иудаизму . Вм. Б. Эрдманс. ISBN 9780802844989 .
- ^ Уошберн, Лемюэль К. (1889). Был ли Иисус сумасшедшим? . Нью-Йорк: Компания искателей истины. п. 20.
- ^ Паницца, Оскар (1898). «Христос в психопатологическом озарении». Цюрих Дискуссионен (на немецком языке). 5 (1): 1–8. ОСЛК 782007054 .
- ^ Дюстерберг, Рольф (1988). Печатная свобода: Оскар Паницца и Цюрих Дискуссионен . публикации европейских университетов; Серия 1, Немецкий язык и литература; 1098 (на немецком языке). Франкфурт-на-Майне: П. Ланг. стр. 40–91. ISBN 3-8204-0288-8 .
- ^ Мюллер, Юрген (1990). Оскар Паницца: Попытка имманентной интерпретации (на немецком языке). Вюрцбург. стр. 248–256. OCLC 923572143 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Ницше, Фридрих, Антихрист , § 31, 32.
- ^ Ломер, Джордж (1905). точки зрения психиатра Иисус Христос с . Бамберг: коммерческая полиграфическая компания. п. 90. OCLC 31247627 .
- ^ Геттис, Алан (июнь 1987 г.). «Заблуждение Иисуса: теоретический и феноменологический взгляд». Журнал религии и здоровья . 26 (2). Спрингер : 131–136. дои : 10.1007/BF01533683 . ISSN 0022-4197 . JSTOR 27505915 . OCLC 4643399839 . ПМИД 24301876 . S2CID 29415793 .
- ^ Хирш, Уильям (1912). Религия и цивилизация; заключения психиатра . Нью-Йорк: Компания искателей истины. LCCN 12002696 . OCLC 39864035 . ОЛ 20516240М .
- ^ Бергер, Жорж (1920). Некоторые особенности жизни Иисуса: с психологической и психоаналитической точки зрения (на французском языке). Женева – Париж: Издание Atar. OCLC 417009760 .
- ^ Бергер, Жорж (1923). Некоторые аспекты жизни Иисуса с психологической и психоаналитической точки зрения . Перевод Брукса, Элеонора Стимсон; Брукс, Ван Вик. Нью-Йорк: Harcourt, Brace and Co. LCCN 23012901 . ОСЛК 2628145 . ОЛ 6656731М .
- ^ Сироткина, Ирина (2002). Диагностика литературного гения: Культурная история психиатрии в России, 1880–1930 гг . Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джонса Хопкинса. п. 169. ИСБН 978-0-8018-7689-9 .
- ^ Минц, Я. В. (1927). "Иисус Христос — как тип душевнобольного" [Jesus Christ: A Sample of Mentally Ill]. Клинический архив гениальности и одарённости (эвропатологии) (in Russian). Vol. 3. Leningrad. pp. 243–252.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Витвицкий, Владислав (1958). Весть от Матфея и Марка (на польском языке Благая ). Варшава: Национальное научное издательство. OCLC 681830910 .
- ^ Читлак, Амадеуш (2015). «Психобиография Иисуса Христа с учетом теории кратизма Владислава Витвицкого» . Журнал «Перспективы экономической, политической и социальной интеграции» . 21 (1–2). Научное общество КУЛ: 155–184. дои : 10.2478/pepsi-2015-0007 . ISSN 2300-0945 . OCLC 998362074 . S2CID 151801662 . Проверено 21 сентября 2022 г.
- ^ Саргант, Уильям (22 августа 1974 г.). «Движение в психиатрии от философского». «Таймс» : 14. ISSN 0140-0460 .
Возможно, даже раньше Иисус Христос мог просто вернуться к своей столярной работе после применения современных [психиатрических] методов лечения.
- ^ Персо, Радж (27 апреля 1993 г.). «Здоровье: Сумасшедший может выглядеть как мессия: последователям культа нелегко определить, в здравом уме ли их лидер, — говорит Радж Персо» . Независимый . Проверено 29 марта 2020 г.
Две тысячи лет назад Иисус получил терновый венец. Сегодня у мессианцев есть электросудорожная терапия.
- ^ Сторр, Энтони (1997). Ноги из глины; Святые, грешники и безумцы: исследование гуру . Нью-Йорк: Свободная пресса в мягкой обложке. стр. 142–147. ISBN 0-684-83495-2 .
- ^ «Некролог: Энтони Сторр» . Телеграф . 21 марта 2001 г. Проверено 29 марта 2020 г.
- ^ Сторр, Энтони (19 мая 2015 г.). Глиняные ноги: сила и харизма гуру . Саймон и Шустер. ISBN 9781501122088 . Архивировано из оригинала 27 декабря 2022 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Швейцер, Альберт (1948). Психиатрическое исследование Иисуса: экспозиция и критика . Перевод Джой, Чарльза Р. Бостона: Beacon Press. LCCN 48006488 . OCLC 614572512 . ОЛ 6030284М .
- ^ Банди, Уолтер Э. (1922). Психическое здоровье Иисуса . Нью-Йорк: Компания Macmillan. LCCN 22005555 . OCLC 644667928 . ОЛ 25583375М .
- ^ Кардинал Даллес, Эйвери. «Развитие или разворот?» . Первые вещи . Архивировано из оригинала 31 июля 2010 г.
- ^ Джайлз, Кевин . «Библейский аргумент в пользу рабства: может ли Библия вводить в заблуждение? Пример герменевтики». Евангелическое ежеквартальное издание 66 (1994): с. 10 http://www.biblicalstudies.org.uk/pdf/eq/1994-1_003.pdf
- ^ Луки 4:18 «Дух Господень на Мне, потому что Он помазал Меня благовествовать бедным. Он послал Меня провозгласить свободу пленным и прозрение слепым, освободить угнетенных» .
- ^ Фридрих Ницше, 1895, Сумерки идолов, Мораль как антиприрода, 1.
- ^ Фридрих Ницше, 1878, Человек слишком человеческий: Книга для свободных духов, Странник и его Шадо, афоризм 83.
- ^ «Антихрист» .
- ^ Антихрист , § 34
- ^ «Индуистские националисты современной Индии» Хосе Курувачира, стр. 20
- ^ Рассел, Бертран (1927). Почему я не христианин, в книге «Почему я не христианин: и другие очерки о религии и связанных с ней предметах», 2004, Routledge Classics, стр. 13.
- ^ Рассел, Бертран. « Почему я не христианин » . Архивировано из оригинала 19 ноября 2006 г. Проверено 20 апреля 2007 г.
- ^ Элвин Тоффлер (март 1964 г.). «Интервью Playboy: Айн Рэнд» . Плейбой . Архивировано из оригинала 11 января 2016 года . Проверено 18 июня 2016 г.
- ^ Айн Рэнд (1959). «Интервью Майка Уоллеса с Айн Рэнд» (Интервью). Беседовал Майк Уоллес.
- ^ Дастин Дж. Берд (2015). Критика философии религии Айн Рэнд: Евангелие от Джона Галта . Лексингтонские книги. п. 33. ISBN 9780739190340 . Проверено 18 июня 2017 г.
- ^ Айн Рэнд (1961). Для нового интеллектуала . Случайный дом. п. 137 . ISBN 978-0-451-16308-0 .
- ^ Беркетт, Делберт. Спутник Иисуса из Блэквелла . п. 285.
- ^ Эстевес, Сарто (2002). Свобода строить, а не разрушать: нападения на христиан и их институты . Медиа Дом. п. 66.
- ^ Перейти обратно: а б Сита Рам Гоэл (1994). Иисус Христос: средство для агрессии .
- ^ «Письма с Земли» .
- ^ Кристофер Хитченс , Бог не велик , (2007), страницы: 175–176
- ^ Кристофер Хитченс , Бог не велик , (2007), страница: 3
- ^ Рассел, Бертран. «Почему я не христианин» (PDF) . www2fiu.edu . Архивировано из оригинала (PDF) 2 апреля 2017 г. Проверено 9 февраля 2017 г.
- ^ Почему я не христианин Рассел
- ^ Сэм Харрис , Конец веры , (2004), стр. 83
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Сэм Харрис Религиозный Умеряет проблему веры в аморального бога» . Ютуб .
- ^ s: Библия (Король Иаков)/Лука № 19:27
- ^ Финли, Том. Притча о талантах и притча о Мине (Мф. 25:14-30 и Лк. 19:11-27) . Онлайн: «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 22 февраля 2016 г. Проверено 17 апреля 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Арланд Дж. Халтгрен, Притчи Иисуса: комментарий , Eerdmans Publishing, 2002, ISBN 0-8028-6077-X , стр. 271-281.
- ^ Ким, Коовон (2017). «Плохой Иисус: Этика этики Нового Завета Гектора Авалоса» . Релегере . 6 (2): 283. дои : 10.11157/rsrr6-2-749 .
- ^ Ролленс, Сара (2017). «Рецензия на книгу: Плохой Иисус: Этика этики Нового Завета». Бюллетень библейского богословия . 47 (2): 127–128. дои : 10.1177/0146107917697910h . S2CID 171576006 .
- ^ Иисус из Назарета Пола Верховена (2010) ISBN 1-58322-905-1 стр. 39
- ^ Знакомый незнакомец: Знакомство с Иисусом из Назарета , Майкл Дж. МакКлимонд, Eerdmans, 2004 г. ISBN 0802826806 стр. 82
- ^ Отметить как историю: ретроспектива и перспектива Келли Р. Айверсон, Кристофер В., Скиннер, Общество библейской литературы, 2011) ISBN 1589835484 с. 183
- ^ Кальтхофф, Альберт (1907). «Был ли исторический Иисус?» . Возвышение христианства . Уоттс. п. 28.
- ^ Кейс, Ширли Джексон (1912). Историчность Иисуса: критика утверждения о том, что Иисус никогда не жил, изложение доказательств его существования, оценка его отношения к христианству . Издательство Чикагского университета. п. 39 .
- ^ Уивер, Уолтер П. (1 июля 1999 г.). Исторический Иисус в двадцатом веке: 1900-1950 гг . А&С Черный. п. 69. ИСБН 978-1-56338-280-2 .
Кейс [Кейс Ширли Джексон] затем представил некоторые сведения об истории проблемы, отметив вклад французов в лице Шарля Дюпюи и Константина Волни (конец восемнадцатого века), Карла Бардта и Карла Вентурини в Германии, Чарльза Хеннелла в Англии, а также как влияние Д. Ф. Штрауса и Бруно Бауэра. Затем он перечислил основных оппонентов в Германии (Артур Дрюс, Альберт Калтофф, Питер Йенсен, Сэмюэл Люблински), в Англии (Дж.М. Робертсон, Г.Р.С. Мид, Томас Уиттакер), в Голландии (Жерардус Дж.П.Дж. Болланд), во Франции (Шарль Виролло), Италия (Эмилио Босси), Польша (Анджей Немоевский) и Америка (У.Б. Смит).
- ^ Барнс, Гарри Элмер (1929). Сумерки христианства . Нью-Йорк: Авангард Пресс. стр. 390–391.
Среди наиболее выдающихся ученых и критиков, которые утверждали, что Иисус не был реальной исторической фигурой, мы упоминаем Бруно Бауэра, Кайтофа, Дрюса, Стенделя, Фельдера, Дейе, Йенсена, Люблински, Болланда, Ван дер Берга, Вироло, Кушу, Мэсси, Босси. , Немоевски, Брандес, Робертсон, Мид, Уиттакер, Карпентер и У.Б. Смит.
- ^ Дж. Стивенсон, Новый Евсевий: Документы, иллюстрирующие историю Церкви до 337 г. н. э. (Общество содействия распространению христианских знаний, 1957; новое издание, отредактированное WHC Frend , стр. 257, 1987). ISBN 0-281-04268-3
- ^ Доминик Джейнс, Римляне и христиане , стр. 51 (Tempus, 2002). ISBN 978-0752419541
- ^ Роберт Э. Ван Вурст, Иисус вне Нового Завета , Wm. Издательство Б. Эрдманс, 2000. стр. 65-66.
- ^ Перейти обратно: а б Раймонд Эдвард Браун, Мария в Новом Завете , Paulist Press, 1978. стр. 261–262.
- ^ «Цельс Первый Ницше» . Архивировано из оригинала 2 января 2011 г. Проверено 14 октября 2010 г.
- ^ Происхождение, Contra Celsus 1.32.
- ^ Джеймс Д. Табор, Династия Иисуса: Скрытая история Иисуса, его королевской семьи и зарождения христианства , Саймон и Шустер, 2006. стр. 64.
- ^ Роберт Э. Ван Вурст, Иисус вне Нового Завета , Wm. Издательство Б. Эрдманс, 2000. стр. 67-68.
- ^ Джеймс Табор, Династия Иисуса (2006), страницы. 64-72
- ↑ Симмонс, Шрага , « Почему евреи не верят в Иисуса. Архивировано 16 марта 2006 г. в Wayback Machine », получено 15 апреля 2007 г.; « Почему евреи не верят в Иисуса », Ор Самайах — Спросите раввина , дата обращения 15 апреля 2007 г.; « Почему евреи не верят, что Иисус был Мессией? Архивировано 8 мая 2020 г. на Wayback Machine », AskMoses.com , дата обращения 15 апреля 2007 г.
- ^ «Молот Бога», страница 34, Стивен Эндрю Миссик
- ^ Уитакр, Родни А. (2010). «Иоанна 7». Иоанн (Комментарий IVP к Новому Завету) . Даунерс-Гроув, Иллинойс: Ивп Академик. ISBN 978-0830840045 .
- ^ Дэн. 11:14
- ^ Зеф. 3:9
- ^ Хилхот Малахим (законы о царях) (иврит) », MechonMamre.org, дата обращения 15 апреля 2007 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Толедот Йешу , перевод Морриса Гольдштейна (« Иисус в еврейской традиции ») и Алана Хамма.
- Авалос, Гектор . Плохой Иисус: этика этики Нового Завета (Шеффилд, Великобритания: Sheffield Phoenix Press, 2015)