Jump to content

Конец веры

Конец веры
Обложка первого издания
Автор Сэм Харрис
Язык Английский
Предмет Религия
Издатель WW Нортон
Дата публикации
11 августа 2004 г.
Место публикации  Соединенные Штаты
Тип носителя Печать ( в твердом переплете и в мягкой обложке )
Страницы 349 (мягкая обложка) 336 (твердый переплет)
ISBN 0-7432-6809-1
ОКЛК 62265386
С последующим Письмо христианской нации  

«Конец веры: религия, террор и будущее разума» — книга Сэма Харриса , вышедшая в 2004 году , посвященная организованной религии, столкновению между религиозной верой и рациональным мышлением, а также проблеме нетерпимости, которая коррелирует с религиозным фундаментализмом .

Харрис начал писать книгу в период, который он назвал периодом «коллективного горя и оцепенения» после терактов 11 сентября 2001 года . [1] Книга представляет собой общую критику всех религиозных верований .

Книга вышла 11 августа 2004 года. [2] он был награжден премией ПЕН-клуба /Марты Альбранд за первую документальную литературу. и в следующем году [3] Издание в мягкой обложке было опубликовано в октябре 2005 года. В том же месяце оно вошло в The New York Times список бестселлеров под номером четыре и оставалось в нем в общей сложности 33 недели. [4]

В ответ на критику и отзывы о «Конце веры » Харрис два года спустя написал «Письмо христианской нации» .

Краткое содержание

[ редактировать ]

«Конец веры» открывается литературным рассказом об одном дне из жизни террориста-смертника – его последнем дне. Во вступительной главе Харрис призывает положить конец уважению и терпимости к конкурирующим религиозным системам убеждений, которые, по его словам, «в равной степени не загрязнены доказательствами». Сосредоточив внимание на опасностях, исходящих от религиозных экстремистских группировок, вооруженных оружием массового уничтожения , Харрис в равной степени критически относится к религиозной умеренности, которую он описывает как «контекст, в котором религиозному насилию невозможно противостоять должным образом».

Харрис продолжает, исследуя природу самой веры, бросая вызов идее о том, что мы можем в любом смысле наслаждаться свободой убеждений, и утверждая, что «вера является источником действия in potentia ». Вместо этого он утверждает, что для того, чтобы быть полезными, убеждения должны быть одновременно логически последовательными и действительно репрезентативными для реального мира. Поскольку религиозная вера не может опираться на эмпирические данные, Харрис сравнивает религию с формой психического заболевания , которое, по его словам, «позволяет нормальным людям пожинать плоды безумия и считать их святыми ». Он утверждает, что может быть «здравомыслие в цифрах», но что «просто историческая случайность, что в нашем обществе считается нормальным верить в то, что Создатель Вселенной может услышать ваши молитвы, хотя это свидетельствует о психическом заболевании». поверить, что он общается с вами, установив на окне вашей спальни дождевой кран, написанный азбукой Морзе».

Далее Харрис дает краткий обзор христианства на протяжении веков, исследуя инквизицию и преследования ведьм и евреев . не были отклонением, а Он утверждает, что пытки еретиков святой были логическим выражением христианской доктрины, которая, по его словам, была явно оправдана такими людьми, как Августин . Идя еще дальше, Харрис считает , что Холокост , по сути, черпает вдохновение из исторического христианского антисемитизма . «Сознательно или нет, — говорит он, — нацисты были агентами религии».

Среди спорных аспектов «Конца веры» — бескомпромиссная оценка и критика исламизма , который Харрис описывает как «культ смерти». Он делает вывод о явной связи между исламским учением и террористическими злодеяниями, такими как 11 сентября , и поддерживает эту идею цитатами из Корана , призывающими к применению насилия.

Он также представляет данные исследовательского центра Pew , которые якобы показывают, что значительный процент мусульман во всем мире оправдывает взрывы смертников законной тактикой. [5] [6] Нападая на то, что он называет «левой неразумностью», Харрис критикует, в частности, Ноама Хомского, за то, что он, по его мнению, демонстрирует нелогичную готовность возложить всю вину за такое отношение на внешнюю политику США .

Харрис также критикует роль христианских правых в Соединенных Штатах, оказывающих влияние на такие области, как наркополитика , исследования эмбриональных стволовых клеток и профилактика СПИДа в развивающемся мире . В том, что он считает устойчивым движением к теократии , Харрис резко критикует ведущих деятелей как законодательной , так и судебной власти за то, что он воспринимает как беззастенчивую неспособность разделить церковь и государство в их различных сферах. «Мы не только до сих пор едим отбросы древнего мира, — утверждает он, — мы даже довольны этим».

Далее Харрис обрисовывает то, что он называет «наукой о добре и зле» – рациональный подход к этике , который, по его утверждению, обязательно должен основываться на вопросах человеческого счастья и страдания. Он говорит о необходимости поддерживать «моральные сообщества» — предприятие, в котором, по его мнению, отдельные религиозные моральные идентичности «спасенных» и «проклятых» не могут играть никакой роли. Но Харрис критически относится к позиции морального релятивизма , а также к тому, что он называет «ложным выбором пацифизма ». В другом спорном отрывке он сравнивает этические вопросы, возникающие в результате сопутствующего ущерба и судебных пыток во время войны. Он заключает, что сопутствующий ущерб является более проблематичным с этической точки зрения. «Если мы не хотим пытать, мы не должны хотеть вести современную войну», - заключает Харрис.

Наконец, Харрис обращается к духовности , где он особенно черпает вдохновение из практик восточной религии . Он пишет, что на Западе были мистики, и называет некоторых из этих «выдающихся мужчин и женщин», таких как Мейстер Экхарт , святой Иоанн Креста , святая Тереза ​​Авильская , святой Серафим Саровский , но что касается западного речь идет о духовности: «Кажется, мы стояли на плечах карликов». Он обсуждает природу сознания и то, как можно заставить исчезнуть наше чувство «я», используя методы медитации . Харрис цитирует восточных мистиков, таких как Падмасамбхава и Нисаргадатта Махарадж , но он не допускает каких-либо сверхъестественных в свои аргументы элементов: « мистицизм — это рациональное предприятие», утверждает он, «религия — нет». Позже он уточняет: «У мистика есть основания для того, во что он верит, и эти причины носят эмпирический характер». Он утверждает, что восприятие мира может быть «радикально преобразовано», но мы должны говорить об этой возможности в «рациональных терминах».

Единственные ангелы, которых нам нужно призывать, — это ангелы нашей лучшей природы: разум , честность и любовь . Единственные демоны, которых мы должны бояться, — это те, которые скрываются в каждом человеческом сознании: невежество , ненависть , жадность и вера , которая, несомненно, является шедевром дьявола.

Позитивный

[ редактировать ]

В статье для The Independent Иоганн Хари был в основном позитивен, описывая книгу как «смелую, кулачную попытку разрушить стены, которые в настоящее время изолируют религиозных людей от критики». [7]

Другие в целом положительные отзывы были получены от Натали Энджер . [8] Дэниел Блю, [9] и Стефани Мерритт . [10]

Ричард Докинз также поддержал книгу. [11]

Отрицательный

[ редактировать ]

В обзоре Free Inquiry редактор Томас В. Флинн утверждал, что Харрис позволил своим аргументам омрачиться своей личной политикой и использованием духовного языка. [12] Позже Харрис охарактеризовал отзыв Флинна как «смешанный, вводящий в заблуждение и в конечном итоге вызывающий раздражение». [13]

В другом обзоре Дэвида Бултона для New Humanist книга описывается как содержащая «поразительные упрощения, преувеличения и упущения». [14]

Критические обзоры христиан включают рецензии Р. Альберта Молера-младшего для The Christian Post . [15] и Мэтью Симпсон для «Христианства сегодня» . [16] Мадлен Бантинг в статье для The Guardian цитирует слова Харриса: «Некоторые предложения настолько опасны, что может быть даже этично убивать людей за то, что они им верят». Бантинг комментирует: «[t]Это похоже на аргумент, выдвинутый теми, кто руководил инквизицией». [17]

Цитируя тот же отрывок, богослов Кэтрин Келлер спрашивает: «Может ли быть более опасное предложение, чем это ?» и утверждает, что «антитолерантность», которую он представляет, «разрушит» джефферсоновскую стену между церковью и государством. [18]

Издание книги «Конец веры» в мягкой обложке , опубликованное в 2005 году, содержало новое послесловие, в котором Харрис ответил на некоторые из наиболее популярных критических замечаний, которые он получил с момента публикации. Его эссе «Ответ на полемику» также прояснило контекст очевидно тревожного отрывка, который заключался в том, что он имел в виду очень конкретные случаи, такие как случай с религиозно мотивированным террористом, когда попытка убить террориста-убийцу, по сути, представляла собой убийство кого-то ради убеждения, которых они придерживаются, а именно убеждения, что неверующие их конкретной веры должны быть убиты. [19]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Адлер, Джерри. «Новые скептики» , Newsweek , 2006 г.
  2. ^ «Пресс-релиз «Конец веры» (PDF) . Samharris.org. Архивировано из оригинала (PDF) 27 февраля 2005 г. Проверено 27 февраля 2005 г.
  3. ^ Американский центр ПЕН-клуба, 2005. « Премия ПЕН-клуба/Марты Альбранд за первую документальную литературу. Архивировано 21 мая 2006 г. в Wayback Machine ».
  4. ^ Воскресное книжное обозрение, 2005-07. Нью-Йорк Таймс .
  5. ^ «Год после войны в Ираке – недоверие к Америке в Европе становится все выше, гнев мусульман сохраняется» . Отчеты обследований . Исследовательский центр Пью. 2004 . Проверено 25 июня 2006 г.
  6. ^ «Бен Ладен более популярен среди нигерийских мусульман, чем Буш» . Новости . Ежедневная газета Пакистана. 2003 . Проверено 25 июня 2006 г.
  7. ^ Иоганн Хари, 2005. « Море веры и насилия ». Независимый .
  8. ^ Натали Энджер, 2004. « Против толерантности ». Нью-Йорк Таймс .
  9. ^ Дэниел Блю, 2004. « Страх перед верующими, которые имеют в виду именно то, во что верят ». Хроники Сан-Франциско .
  10. ^ Стефани Мерритт, 2005. « Веры больше нет ». Наблюдатель .
  11. ^ Ричард Докинз , 2005. « Выступление против религиозной мании ». Хаффингтон Пост .
  12. ^ Том Флинн , 2005. «Проблески Нирваны». Бесплатный запрос , том 25 № 2.
  13. ^ Сэм Харрис, 2005. « Рациональный мистицизм. Архивировано 10 апреля 2016 г. в Wayback Machine ». Бесплатный запрос , том 25 номер 6.
  14. ^ Дэвид Бултон, 2005. « Вера убивает ». Новый Гуманист , том 120 № 2.
  15. ^ Молер, Р. Альберт-младший (19 августа 2004 г.). «Конец веры – секуляризм без перчаток» . Христианская почта. Архивировано из оригинала 29 июня 2012 г. Проверено 28 мая 2018 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  16. ^ Мэтью Симпсон, 2005. « Невероятно: религия действительно очень вредна для вас ». Христианство сегодня .
  17. Мадлен Бантинг , «Новые атеисты слишком ненавидят религию, чтобы правдоподобно бросить ей вызов», The Guardian , 7 мая 2007 г.
  18. ^ Кэтрин Келлер , стр. 5, О тайне: распознавание божественности в процессе , Fortress Press (1 января 2008 г.), ISBN   978-0-8006-6276-9 , 160 страниц; курсив в оригинале
  19. ^ «Ответ на противоречие» , samharris.org .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 436cc119d855313bc75016a0a7155529__1718307480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/43/29/436cc119d855313bc75016a0a7155529.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The End of Faith - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)