Ярость против Бога
Автор | Питер Хитченс |
---|---|
Язык | Английский |
Предмет | Религия, автобиография |
Жанр | Апологетика |
Издатель | Континуум (Великобритания); Зондерван (США) |
Дата публикации | 15 марта 2010 г. (Великобритания); 1 мая 2010 г. (США) |
Место публикации | Великобритания |
Страницы | 256 |
ISBN | 1-4411-0572-7 (Великобритания); 0310320313 (США) |
Предшественник | Сломанный компас |
С последующим | Война, в которой мы никогда не участвовали |
«Ярость против Бога» (подзаголовок в американских изданиях: «Как атеизм привел меня к вере ») — пятая книга Питера Хитченса , впервые опубликованная в 2010 году. В книге описан путь Хитченса от атеизма , крайне левой политики и богемы к христианству и консерватизму . подробно описывая влияние на него, которое привело к его обращению . Книга частично задумана как ответ на книгу «Бог не велик» , написанную его братом Кристофером Хитченсом в 2007 году.
Питер Хитченс, уделяя особое внимание событиям, произошедшим в Советском Союзе , утверждает, что суждение его брата о религии ошибочно и что вера в Бога является одновременно защитой от краха цивилизации в моральный хаос и лучшим противоядием от того, что он думает. как опасная идея земного совершенства через утопизм .
Фон
[ редактировать ]В мае 2009 года «Ярость против Бога» предвосхитил Майкл Гоув , написавший в The Times :
Я жажду увидеть, как [Питер Хитченс] перейдет на следующий этап своего писательского пути и с его беспощадной честностью исследует богатую человеческую реальность разделения, которое, по его мнению, сейчас важнее, чем раскол между левыми и правыми – более глубокая пропасть между неугомонный прогрессист и христианский пессимист. Это разделение, разница между Прометеем и святым Павлом , пропасть, которая отделяет Шелли от Т.С. Элиота , Ллойд Джорджа от лорда Солсбери , нигде не выражена лучше, чем в контрасте между мажором и минором Хитченса. [1]
Хитченс впервые упомянул «Ярость против Бога» в августе 2009 года в одной из своих еженедельных колонок: «Прежде всего, я стремлюсь опровергнуть утверждение, центральное в деле моего брата... что советский режим на самом деле носил религиозный характер. глубокое непонимание природы СССР является ключом к обнаружению еще одного существенного изъяна в том, что в целом является его круговым рассуждением». [2] [ устаревший источник ] Затем, за неделю до публикации книги, Хитченс написал: «...очевидно, что многое из того, что я говорю [в «Гневе против Бога »] вытекает из моей попытки обсудить религию с ним [Кристофером Хитченсом], это было бы абсурдно». делать вид, что многое из того, что я здесь говорю, не направлено на то, чтобы опровергнуть или подорвать аргументы, которые он представил в своей книге « Бог не велик …». [3] [ устаревший источник ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Часть первая: Личное путешествие через атеизм
[ редактировать ]В главе 1 Хитченс описывает отказ от религии в юности и пропаганду «жестокой революционной чепухи» как троцкистский активист. [4] Он утверждает, что его поколение стало интеллектуально отстраненным от религии, бунтующим и разочарованным. [5] а в главе 2 исследуются дополнительные причины этого разочарования, включая Суэцкий кризис и дело Профьюмо . [6] В главе 3 Хитченс рассказывает, как он занялся научными исследованиями и занял либеральную позицию по таким вопросам, как брак, аборты, гомосексуализм и патриотизм. [7] Глава 4 – это оплакивание «благородной строгости». [8] своего детства в Британии. В главе 5 исследуется то, что Хитченс считает псевдорелигией , окружающей Черчилля и героев Второй мировой войны – «великий культ благородной, патриотической смерти». [9] единственный эквивалент которого, по его словам, был в Советском Союзе. [10] Затем Хитченс утверждает, что «христианская церковь сильно пострадала, позволив себе путать себя с любовью к стране и развязыванием великих войн». [11]
В главе 6 Хитченс вспоминает, как работал иностранным корреспондентом в Советском Союзе и о поездке в Могадишо , и как этот опыт убедил его в том, что «его собственная цивилизация бесконечно драгоценна и крайне уязвима». [12] В главе 7 Хитченс описывает свое возвращение к христианству и особо упоминает опыт просмотра Рогира ван дер Вейдена картины «Страшный суд» : [4] «Я зиял, у меня даже рот отвисал. Эти люди не казались далекими или из древнего прошлого; они были моим собственным поколением… У меня не было абсолютно никаких сомнений, что я был среди проклятых». [4] В главе 8 Хитченс исследует уменьшение христианства в Британии и его потенциальные причины. [13] [14]
Часть вторая: Борьба с атеизмом: три несостоятельных аргумента
[ редактировать ]В главе 9 Хитченс утверждает, что аргумент о том, что религия является источником конфликта, является «жестоким фактическим недоразумением». [15] и что ряд конфликтов, в том числе «Смута» и арабо-израильский конфликт , были мотивированы не религией, а племенным характером и спорами по поводу территории. [16] В главе 10 обсуждается, можно ли определить мораль без понятия Бога . Хитченс утверждает, что атеисты «имеют фундаментальную неспособность признать, что для того, чтобы быть фактически абсолютным, моральный кодекс должен быть вне человеческих возможностей изменить». [17] Он также называет ошибочным утверждение своего брата в книге «Бог не велик» о том, что «приказ любить ближнего своего «как самого себя» слишком крайний и слишком трудный, чтобы ему подчиняться». [6] [18] Хитченс заканчивает главу заявлением: «За весь свой жизненный опыт я редко видел более веский аргумент в пользу падшей природы человека и его неспособности достичь совершенства, чем те страны, в которых человек намеревается заменить Бога Государство». [19]
Хитченс начинает главу 11 с утверждения: «Те, кто отвергает абсолютную власть Бога, предпочитая свою собственную, гораздо более готовы к преследованиям, чем христиане… Каждое революционное поколение достоверно повторяет эту дикость». [20] В качестве примера он приводит французский революционный террор ; большевистская революция ; Голодомор ; и годов советский голод 1932–33 варварство, окружавшее Иосифа Сталина , пятилетние планы повторенное в ходе «Большого скачка» в Китае; зверства, совершенные красными кхмерами ; и нарушения прав человека на Кубе при Фиделе Кастро . Затем Хитченс цитирует высказывания ряда выдающихся коммунистических мыслителей о морали, в том числе заявление Джорджа Лукача : «Коммунистическая этика делает высшим долгом принять необходимость злых действий. Это величайшая жертва, которую революция требует от нас», и Лев Троцкий. утверждает, что «мораль в большей степени, чем любая другая форма идеологии, имеет классовый характер». [21] [22]
Часть третья: Союз воинствующих безбожников
[ редактировать ]Хитченс пишет: «Самым большим фальшивым чудом, инсценированным в истории человечества, было заявление о том, что Советский Союз был новой цивилизацией равенства, мира, любви, правды, науки и прогресса. Всем известно, что это была тюрьма, трущобы, возвращение к примитивному варварство, царство лжи, где ученые и врачи боялись обидеть тайную полицию, а ее элита была коррумпирована и жила в тайной роскоши». [23] Затем он цитирует утверждение Уолтера Дюранти , отрицающего существование великого украинского голода : [24] и Сидни и Беатрис Уэбб признание в Москве 1937 года того, что показательные процессы были «настоящим уголовным преследованием». [24] Затем Хитченс исследует в Лениным подавление религии Советском Союзе, которое включало в себя введение смертной казни за преподавание религии детям и создание антирелигиозной организации советских рабочих . Хитченс начинает главу 13 с цитаты Уильяма Генри Чемберлина : «В России мир становится свидетелем первой попытки полностью разрушить любую веру в сверхъестественную интерпретацию жизни». [25] [26] а затем исследует некоторые последствия этого, в том числе нетерпимость к религии, террор и преследования священников и епископов в Соловецком концлагере . Хитченс утверждает, что в Советском Союзе «институциональная ненависть режима к преподаванию религии и его желание искоренить его пережили все доктринальные отклонения и отклонения». [27]
В последней главе Хитченс анализирует ряд аргументов своего брата и утверждает, что «совпадение инстинктов, вкусов и мыслей между моим братом и большевиками и их сторонниками поразительно и неоспоримо». [28] Затем он записывает, как его брат назначил «апостола революционного террора». [28] Леон Троцкий за выпуск радиосериала BBC « Великие жизни» ; [29] похвалил Троцкого за его «моральное мужество»; [28] [30] и заявил, что одним из величайших достижений Ленина было «создание светской России». [28] [31] Хитченс предполагает, что его брат по-прежнему сочувствовал большевизму и по-прежнему враждебно относится к тому, что он искоренил, включая монархию, традиции и веру. [32] форма воинствующего секуляризма и что «ярость против Бога вырвалась на свободу». Он заканчивает главу утверждением , что в Британии утверждается [33]
Эпилог
[ редактировать ]В эпилоге Хитченс описывает, как после дебатов 2008 года со своим братом Кристофером «самая долгая ссора в моей жизни, казалось, неожиданно закончилась». [34] и что он не имел надежды обратить своего брата, который «замуровал себя высоко в своей атеистической башне с щелями вместо окон, из которых можно было стрелять стрелами в верующих». [35]
Критический прием
[ редактировать ]Эта статья является частью серии, посвящённой |
Консерватизм в Соединенном Королевстве |
---|
В The Daily Telegraph Кристофер Хауз сосредоточился на моральных аргументах, изложенных в книге, и согласился с Хитченсом в том, что «определить, что правильно, а что нет без Бога, сложно». [36] Также в The Daily Telegraph Чарльз Мур написал, что книга «пытается сделать две вещи одновременно. Одна — разгромить современный воинствующий атеизм при всем полемическом мастерстве автора. Другая — дать автобиографический отчет о том, как в наше время , вера умного человека может восстановиться». [37] В положительном обзоре Standpoint журнала Майкл Назир Али написал: «Одна из устойчивых уток, прибитых Питером Хитченсом, заключается в том, что религия вызывает конфликты. Он делает это, показывая, что так называемые «религиозные» войны имеют в себе множество других элементов, таких как как жадность к территории, политические амбиции и национализм. Его неоднократные упоминания о советской жестокости показывают, что светские идеологии в последнее время причинили больше страданий, чем любой конфликт, связанный с религией». [38] В более критическом обзоре в New Statesman Шолто Бирнс написал: «Хитченс представляет свои аргументы с силой, страстью и интеллектом». Однако он раскритиковал заявление «Атеизм является лицензией на жестокость и привлекает жестоких», заявив, что «люди, склонные к жестокости, всегда могут найти ей оправдание». В качестве примера он упомянул, что «многие из самых ярых сторонников коллаборационистского государства Виши маршала Петена, например, были правыми католиками», но отметил, что обвинять в этом католицизм было бы несправедливо. [39] Бирнс также сделал рецензию на книгу в The Independent , где поставил под сомнение обоснованность ряда выводов Хитченса, в том числе о том, что «атеисты «активно желают беспорядка и бессмысленности » ». [40]
В сочувственном обзоре в The Guardian Руперт Шортт написал: «Хитченс не стремится всесторонне защищать христианство . Он мудро избегает более глубоких философских и теологических вод, потому что его сильные стороны заключаются в другом. Его более достижимая цель — разоблачить то, что лежат три основных заблуждения он считает, что в основе «Бог не велик» : конфликт, который ведется во имя религии, на самом деле всегда связан с верой, что «в конечном итоге можно с уверенностью знать, что правильно, а что неправильно, не признавая существования Бога; «; и что «атеистические государства на самом деле не атеистические». [41] В «Наблюдателе » Квентин Леттс очень положительно отозвался о книге, охарактеризовав ее как «великолепный, продолжительный крик против агрессивного секуляризма, берущего под контроль нашу ослабленную культуру». [42]
Рецензии на книгу в североамериканских изданиях после ее выпуска в США были более неоднозначными.
В The New York Times Марк Оппенгеймер прокомментировал: «Американские читатели заметят отсутствие энтузиазма в христианской апологетике Петра. Он исходит в основном из исторических, а не личных свидетельств: вот плоды христианства, и вот что можно найти в его отсутствие». [43] В отрицательном обзоре, опубликованном в Winnipeg Free Press , Тед Сент-Годар написал: «Чего Хитченс, кажется, не может оценить, так это того, что, даже если «советский коммунизм органически связан с атеизмом, против чего выступают его брат и другие (хотя и несколько слабо) ), и даже если признать, что советская тирания была ужасна, это мало что говорит о существовании Бога». [44] В обзоре Washington Times , озаглавленном «Каин и Авель: продолжение?», Джереми Лотт написал: «Хитченс отказывается обстоятельно отстаивать веру. Он объясняет, что «те, кто предпочитает спорить прозой… вряд ли будут это делать». будьте восприимчивы к случаю, который наиболее эффективно выражен в поэзии »... Питер действительно надеется, что Кристофер однажды сможет прийти к своего рода признанию того, что вера в Бога не обязательно является недостатком характера - и что религия не отравляет все». [45]
Одна из двух аудиторий — это британский писатель Теодор Дэлримпл , рецензирующий «Ярость против Бога» и Кристофера Хитченса » «Заминку-22 для американского журнала First Things . Дэлримпл пишет: Питер Хитченс «открыл, что именно он, а не только мир, был и несовершенен, и что поэтому смирение является добродетелью, даже если человек не всегда соответствует ей. Первое предложение его первой главы гласит: «Я поджег свою Библию на игровых площадках моей школы-интерната в Кембридже одним ярким ветреным весенним днем 1967 года. Чувствуется глубокое — и, на мой взгляд, здоровое — чувство отвращения к себе, с которым он писал». это, поскольку действительно описывает злой поступок Питера... более личный вопрос». [46]
Подробности выпуска
[ редактировать ]Книга была впервые опубликована в Великобритании 15 марта 2010 года издательством Continuum Publishing Corporation и выпущена в США в июне 2010 года издательством Zondervan с дополнительным подзаголовком « Как атеизм привел меня к вере» .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гоув, Майкл (5 мая 2009 г.). «Блестящие дивизии братьев Хитченс» . Таймс . Проверено 30 марта 2010 г.
- ^ Хитченс, Питер (14 августа 2009 г.). «Ярость против Бога» . Почта в воскресенье . Проверено 13 мая 2010 г.
- ^ Хитченс, Питер (11 марта 2010 г.). «Как я нашел Бога и мир с моим братом-атеистом» . Почта в воскресенье . Проверено 17 марта 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Хитченс 2010 , с. 75
- ^ Хитченс 2010 , с. 8
- ^ Jump up to: а б Хитченс 2010 , с. 24
- ^ Хитченс 2010 , с. 35
- ^ Хитченс 2010 , с. 37
- ^ Хитченс 2010 , с. 49
- ^ Хитченс 2010 , с. 54
- ^ Хитченс 2010 , с. 56
- ^ Хитченс 2010 , с. 71
- ^ Хитченс 2010 , с. 86
- ^ Хитченс 2010 , с. 88
- ^ Хитченс 2010 , с. 93
- ^ Хитченс 2010 , с. 94
- ^ Хитченс 2010 , с. 103
- ^ Хитченс 2007 , с. 213
- ^ Хитченс 2010 , с. 111
- ^ Хитченс 2010 , с. 114
- ^ Хитченс 2010 , с. 116
- ^ Новый Интернационал , Том IV, № 6, июнь 1938 г., стр. 163–73. ( New International — журнал марксистской теории, издававшийся Социалистической рабочей партией США в период с 1934 по 1940 год.)
- ^ Хитченс 2010 , с. 123
- ^ Jump up to: а б Хитченс 2010 , с. 124
- ^ Чемберлин 2007 , с. 311
- ^ Хитченс 2010 , с. 133
- ^ Хитченс 2010 , с. 141
- ^ Jump up to: а б с д Хитченс 2010 , с. 143
- ^ Пэррис, Мэтью (8 августа 2006 г.). «Великие жизни Льва Троцкого» . Великие жизни . Проверено 28 августа 2010 г.
- ^ Робинсон, Питер (3 августа 2009 г.). «Троцкий с Хитченсом и Сервисом» . Национальное обозрение онлайн . Проверено 28 августа 2010 г.
- ^ «Рай на Земле, Кристофер Хитченс, журналист» . Рай на Земле . 2005. Архивировано из оригинала 12 июня 2006 года . Проверено 28 августа 2010 г.
- ^ Хитченс 2010 , с. 144
- ^ Хитченс 2010 , с. 158
- ^ Хитченс 2010 , с. 161
- ^ Хитченс 2010 , с. 160
- ^ Хауз, Кристофер (19 марта 2010 г.). «Священные Тайны: Извлечение Бога из добра» . «Дейли телеграф» . Проверено 22 марта 2010 г.
- ^ Мур, Чарльз (29 марта 2010 г.). «Может ли вера вернуть блудного брата?» . «Дейли телеграф» . Проверено 30 марта 2010 г.
- ^ Назир Али, Майкл (апрель 2010 г.). «Блудный брат» . Точка зрения . Проверено 27 марта 2010 г.
- ^ Бирнс, Шолто (2 апреля 2010 г.). «Демонизация атеизма – плохой способ защитить веру» . Новый государственный деятель . Проверено 3 апреля 2010 г.
- ^ Бирнс, Шолто (7 мая 2010 г.). «Ярость против Бога, Питер Хитченс» . Независимый . Проверено 11 мая 2010 г.
- ^ Шортт, Руперт (17 апреля 2010 г.). «Ярость против Бога», Питер Хитченс . Хранитель . Проверено 19 апреля 2010 г.
- ^ Леттс, Квентин (21 апреля 2010 г.). «Нет земного добра» . Зритель . Проверено 25 апреля 2010 г.
- ^ Оппенгеймер, Марк (30 июля 2010 г.). «Раскол братьев Хитченс начинается с религии» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 28 августа 2010 г.
- ^ Сен-Годар, Тед (21 августа 2010 г.). «В дегти бывшего атеиста есть большая нелогичная ложка» . Виннипегская свободная пресса . Проверено 4 сентября 2010 г.
- ^ Лотт, Джереми (21 июля 2010 г.). «Каин и Авель: продолжение?» . Вашингтон Таймс . Проверено 28 августа 2010 г.
- ^ [ Далримпл, Теодор (июнь – июль 2010 г.). «Братья Грим» . Первые вещи . Архивировано из оригинала 25 августа 2011 года . Проверено 25 декабря 2013 г. ]
Библиография
[ редактировать ]- Чемберлин, Уильям (2007). Железный век России . Маленький, Браун. ISBN 978-1-4067-6820-6 .
- Хитченс, Кристофер (2007). Бог не велик . Двенадцать книг. ISBN 978-1-84354-574-3 .
- Хитченс, Питер (2010). Ярость против Бога . Издательская корпорация Континуум. ISBN 978-1-4411-0572-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Нагель, Томас (2001). Последнее слово . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-514983-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- [1] [2] [3] Три отрывка из книги «Ярость против Бога», опубликованной Canadian National Post в июле 2010 г.
- [4] Видеоинтервью (продюсировано Зондерваном) с Питером Хитченсом о книге.
- [5] Текст радиоинтервью между Питером Хитченсом и Хью Хьюиттом , в котором обсуждается «Ярость против Бога» и упадок христианства на Западе.
- [6] Рецензия на книгу Дайаны Шарпер в журнале National Catholic Reporter.