Рогир ван дер Вейден
Рогир ван дер Вейден (англ. Голландский: [roːˈɣiːr vɑn dər ˈʋɛidə(n)] ) или Роджер де ла Пастур (1399 или 1400 – 18 июня 1464) был ранним нидерландским художником , чьи сохранившиеся работы состоят в основном из религиозных триптихов , алтарных образов, а также заказных одиночных и диптихических портретов. Он добился большого успеха при своей жизни; его картины экспортировались в Италию и Испанию, и он получал заказы, в частности, от Филиппа Доброго , нидерландской знати и иностранных князей. [1] Ко второй половине XV века он затмил Яна ван Эйка по популярности . Однако его слава продлилась лишь до 17 века, и во многом из-за изменившихся вкусов к середине 18 века о нем почти полностью забыли. Его репутация медленно восстанавливалась в течение последующих 200 лет; сегодня он известен вместе с Робертом Кампеном и ван Эйком как третий (по дате рождения) из трех великих ранних фламандских художников ( Vlaamse Primitieven или «Фламандские примитивисты»), а также как самый влиятельный северный художник 15 века. [2]
Подробностей жизни ван дер Вейдена известно очень мало. [3] [4] Те немногие факты, которые нам известны, взяты из фрагментарных гражданских записей. Тем не менее, приписывание картин, теперь связанных с ним, широко признано, отчасти на основе косвенных доказательств, но в первую очередь на стилистических доказательствах ряда картин мастера-новатора.
Ван дер Вейден работал с натурными моделями, внимательно наблюдая за деталями. Тем не менее, он часто идеализировал некоторые элементы черт лица своих моделей, которые были типично статными, особенно в его триптихах. Все его формы переданы с богатой, теплой цветовой гаммой и сочувственной экспрессией, а он известен своим выразительным пафосом и натурализмом . Его портреты, как правило, наполовину в рост, наполовину в профиль, и здесь он столь же симпатичен, как и в своих религиозных триптихах. Ван дер Вейден использовал необычайно широкую гамму цветов и разнообразных тонов; в его лучших работах один и тот же тон не повторяется ни на одном другом участке холста, поэтому даже белые цвета разнообразны. [5]
Молодость ученичество и
Из-за потери архивов в 1695 году, а затем в 1940 году, достоверных фактов из жизни ван дер Вейдена сохранилось мало. [3] Рожеле де ле Пастюр (Рожер с пастбища) родился в Турне (на территории современной Бельгии) в 1399 или 1400 году. Его родителями были Анри де ле Пастюр. [6] и Аньес де Ватрелос. Семья Пастур ранее поселилась в городе Турне, где отец Рожье работал метрдотелем ( производителем ножей).
В 1426 году Рожье женился на Элизабет, дочери брюссельского сапожника Яна Гоффарта и его жены Кэтлин ван Стокем. У Рожье и Элизабет было четверо детей, первым из которых был Корнелиус (р. 1427), ставший картезианским монахом, и Маргарета, родившаяся в 1432 году. К 21 октября 1435 года семья обосновалась в Брюсселе, где родились двое младших детей: Питер в 1437 году и в январе 1438 года. Эти двое впоследствии стали соответственно художником и ювелиром. [7] Переехав в Брюссель, Рогир начал использовать фламандскую версию своего имени: «Рогир ван дер Вейден». [4]
Со 2 марта 1436 года Рожье носил титул «художника города Брюсселя» ( stadsschilder ), очень престижную должность, поскольку Брюссель в то время был самой важной резиденцией великолепного двора герцогов Бургундских .
Мало что известно о художественном образовании Рожье. Архивные источники из Турне были полностью уничтожены во время Второй мировой войны, но частично переписаны в XIX — начале XX века. Источники о его молодости запутаны и привели к разным интерпретациям ученых. Известно, что 17 ноября 1426 года городской совет Турне преподнес восемь кувшинов вина в честь некоего «Мастера Рожье де ле Пастюра». [8]
Однако 5 марта следующего года записи гильдии художников показывают, что «Рожеле де ле Пастёр» вошло в мастерскую Робера Кампена вместе с Жаком Даре . Записи показывают, что де ле Пастюр уже зарекомендовал себя как художник. [6] Лишь пять лет спустя, первого августа 1432 года, де ле Пастюр получил звание «Мастера» ( Maistre ) живописца. [9]
Его позднее начало ученичества можно объяснить тем фактом, что в 1420-х годах город Турне находился в кризисе, и в результате гильдии не функционировали нормально. Позднее ученичество могло быть юридической формальностью. Кроме того, Жаку Даре тогда было около двадцати лет, и он жил и работал в доме Кампена не менее десяти лет. Вполне возможно, что Рожье получил ученое звание (магистр) еще до того, как стал художником, и что по случаю окончания учебы ему было вручено почетное вино. Сложные и изысканные иконографические и композиционные качества приписываемых ему картин иногда используются как аргумент в пользу этого предположения.
Социальный и интеллектуальный статус Роже в его дальнейшей жизни превосходил статус простого ремесленника того времени. В целом, тесная стилистическая связь между документированными произведениями Жака Даре и картинами, приписываемыми Роберту Кампену и ван дер Вейдену, является основным аргументом в пользу того, чтобы считать Рогира ван дер Вейдена учеником Кампена.
в Признание Брюсселе
В последнем упоминании Рожье де ла Пастера в финансовых отчетах Турне от 21 октября 1435 года он указан как demurrant à Brouxielles («живущий в Брюсселе»). В то же время первое упоминание о Роже де Вейдене ставит его как официального художника Брюсселя. Именно этот факт делает де ла Пастера и ван дер Вейдена одним и тем же художником. Должность городского художника была создана специально для Ван дер Вейдена и должна была прекратиться после его смерти. Это было связано с огромным заказом на роспись четырех сцен правосудия для «Золотой палаты» мэрии Брюсселя . [10]
Различные объекты недвижимости и инвестиции задокументированы и свидетельствуют о его материальном процветании. Написанные им портреты бургундских герцогов, их родственников и придворных демонстрируют тесную связь с элитой Нидерландов. Хотя Рогир ван дер Вейден становился все более богатым, он также щедро раздавал милостыню бедным. [11] Еще одним свидетельством его филантропии является должность ван дер Вейдена в качестве администратора больницы и благотворительного фонда Тер Кистен монастыря Бегин в Брюсселе между 1455 и 1457 годами. [12] Алтарь Мирафлорес, вероятно, был заказан королем Кастилии Хуаном II , поскольку Хуан II подарил его монастырю Мирафлорес в 1445 году.
По некоторым данным, в 1449 году Рожер отправился в Италию . [13] и в священный 1450 год, вполне возможно, совершил паломничество в Рим , что позволило ему познакомиться с итальянскими художниками и меценатами. Однако его итальянский опыт не повлиял на его стиль. [13] Дом Эсте и семья Медичи заказывали у него картины. После вмешательства герцога Бургундского и дофина Франции, будущего Людовика XI , Рогира ван дер Вейдена убедили принять просьбу Бьянки Марии Висконти , герцогини Миланской, о том, чтобы ее придворный художник Занетто Бугатто отправился в Брюссель, чтобы стать ученик в своей мастерской. [14]
Международная репутация Роже постепенно росла. В 1450-х и 1460-х годах такие ученые-гуманисты, как Николас Кузанский , Филарете и Бартоломео Фасио, называли его в превосходной степени: «величайший», «самый благородный» из художников.
Ван дер Вейден умер 18 июня 1464 года в Брюсселе и был похоронен в часовне Святой Екатерины собора Св. Михаила и Св. Гудулы . [15]
Атрибуция [ править ]
Ни одну работу нельзя с уверенностью приписать Ван дер Вейдену только на основании документальных свидетельств XV века. Однако Лорн Кэмпбелл заявил, что известны три достоверно подтвержденные картины, но каждая подвергалась сомнению или недооценивалась. [16] Лучше всего задокументировано «Снятие с креста» в Музее Прадо в Мадриде. Кэмпбелл отмечает, что происхождение этой картины в некоторых деталях можно проследить с 16 века. Первоначально висевшая в церкви Нотр-Дам-Хор-де-Мюр в Левене , картина «Снятие с креста» была отправлена королю Испании. Хотя корабль, на котором она плыла, затонул, картина, к счастью, плавала, а тщательная упаковка означала, что она почти не пострадала. Копия шедевра Мишеля Кокси была подарена жителям Левена взамен отправленного в Испанию оригинала. [17] Триптих Богородицы или Алтарь Мирафлорес , с 1850 года находящийся в Gemäldegalerie в Берлине , был подарен в 1445 году Чартерному дому Мирафлорес недалеко от Бургоса Иоанном II Кастильским ; в дарственной грамоте оно было описано как работа великого и знаменитого Фландреско Рогеля . Распятие , было , находящееся сейчас во дворце Эскориал подарено Рожье Чартерхаусу Шойта за пределами Брюсселя. [16] В своем каталоге-резонне Ван дер Вейдена бельгийский историк искусства Дирк де Вос соглашается с Кэмпбеллом в отношении подлинности этих трех картин. [18]
Обучение Роже у Кампена породило ряд забот, в первую очередь его подход к женской красоте, который часто выражался как в элегантной форме самой модели, так и в ее платье. Оба художника расположили свои модели внутри четких диагональных линий, переданных либо через головной убор, либо через складки окружающих драпировок или ткани. Оба подчеркнули живость характера своей модели, контрастируя их с темным плоским фоном и бросая сильный свет с ближней левой стороны. Кэмпбелл сравнивает « Вора Роже Прадо » Кампена с «Снятием с креста» в их эмоциональном изображении страданий. Сходство было до такой степени - сравните сходство «Женского портрета» Рожье Кампена с берлинским портретом - что работы Кампена какое-то время относили к началу карьеры Рожье. [19]
Шатле иллюстрирует, как последующие поколения искусствоведов смешивали и путали личность Рогира ван дер Вейдена, тем самым неправильно приписывая произведения искусства. Это можно объяснить географической ошибкой в Вазари книге « Vite de' più più eccellentipittori, scultori e Architettori» , где он утверждает, что художник «Руджеро да Бругия» жил в Брюгге. Ван Мандер , знавший, что Рогир ван дер Вейден проживает в Брюсселе, прочитал текст Вазари и полагал, что существовало два разных художника с одинаковым именем, [20] оба они появляются отдельно в его «Шильдербуке» 1604 года. [14] Шатле объясняет, как брюссельский архивариус Альфонс Вальтерс обнаружил в 1846 году, что в Брюсселе жил некто Рогир ван дер Вейден, но умер раньше, чем указано в « Шильдер-Беке» ; это побудило Альфреда Михильса заявить, что существовало два художника Рогира ван дер Вейдена, отец и сын. Еще одна сложность возникла в конце XIX века, когда Уильям Боде и Хьюго фон Чуди приписали группу произведений искусства «метро де Флемаль»; несмотря на неточности, эти работы похожи на работы Ван дер Вейдена, поэтому считалось, что эти работы на самом деле были работы Рожье и что он был «метро де Флемаль». Лишь в 1913 году Хулин де Лоо указал, что эти работы на самом деле были написаны учителем Роже Робером Кампеном. Критические мнения по поводу того, был ли один Рогир ван дер Вейден или два художника, второй — Рожье де ла Пастур из Турне, все еще существовали, пока Эрвин Панофски не написал свою окончательную работу в 1953 году. « Ранняя нидерландская живопись». и установил, что был только один художник с двумя именами. [21]
Работа [ править ]
Сравнительно небольшое количество работ связано с относительно долгой карьерой ван дер Вейдена, но это не означает, что он был неплодотворным, скорее, многие из них были утеряны. Тем не менее, у него был очень четко определенный стиль, и большинство приписываний общеприняты. Ван дер Вейден не оставил автопортретов. Однако было высказано предположение, что он нарисовал автопортрет на одной из панелей «Правосудие», который впоследствии был скопирован на гобелен в Берне. Говорят, что рисунок с надписью « Recueil d'Arras » также изображает Ван дер Вейдена. [22]
Многие из его наиболее важных работ были уничтожены в конце 17 века. Впервые он упоминается в исторических записях в 1427 году, когда, относительно поздно, он изучал живопись у Кампена в 1427–1432 годах и вскоре затмил своего учителя, а позже даже оказал на него влияние. [23] [24] ученичества он стал магистром Турнейской После гильдии Святого Луки. Он переехал в Брюссель в 1435 году, где быстро заработал себе репутацию благодаря своим техническим навыкам и эмоциональному использованию линий и цветов. Он завершил свое «Свержение» в 1435 году, которое, как он и предполагал, сделало его одним из самых востребованных и влиятельных художников в Северной Европе и до сих пор считается его шедевром.
Фрагмент Лондонской национальной галереи Кэмпбелл картины «Чтение Магдалины» описал как «один из величайших шедевров искусства пятнадцатого века и одну из самых важных ранних работ Рожье». [25] С 1970-х годов эта картина была связана с двумя маленькими головами из коллекции Музея Галуста Гюльбенкяна (Лиссабон) — святой Екатерины и святого Иосифа. Сейчас широко распространено мнение, что эти три фрагмента произошли от одного и того же большого алтарного образа, изображающего «Мадонну с Младенцем со святыми», частично зафиксированного на более позднем рисунке, находящемся сейчас в Стокгольме . В какой-то неизвестный день до 1811 года этот алтарь был разделен на эти три фрагмента. [26] [27]
Утраченное «Справедливость Траяна и Херкинбальда» , сохранившееся до конца 17 века, состояло из четырех больших панелей, изображавших «Справедливость Траяна и Херкенбальда» . Они были заказаны городом Брюсселем для Gulden Camere (Золотой палаты) Брюссельской ратуши . Первая и третья панели были подписаны, а первая датирована 1439 годом. Все четыре были закончены до 1450 года. Они были уничтожены во время французской бомбардировки Брюсселя в 1695 году, но известны по многим сохранившимся описаниям, по бесплатной частичной копии на гобелене (Берн). , Исторический музей) и других свободных и частичных копий в рисунке и живописи. Картины, вероятно, имели размер около 4,5 м каждая, что было огромным масштабом для картины на панно того времени. Они послужили «примерами справедливости» для олдерменов города, которым приходилось говорить о справедливости в этом зале. Картины хвалили и описывали ряд комментаторов вплоть до их уничтожения, в том числе Дюрер (1520 г.), Вазари (1568 г.), Молан ( ок. 1570–1580 ) и Балдинуччи (1688). [28]
В своих заказных портретах ван дер Вейден обычно льстил своим натурщикам. Он часто идеализировал или смягчал черты их лица, придавая им красоту, интерес или ум, которыми они, возможно, не были наделены в жизни. Он часто увеличивал глаза, лучше определял контуры лица и придавал гораздо более сильную челюсть, чем субъект мог обладать при жизни. [29] Среди его самых знаменитых портретов — портреты Филиппа Доброго , его третьей жены Изабеллы Португальской и их сына Карла Смелого . [30]
Влияние [ править ]
Его энергичная, тонкая, выразительная живопись и популярные религиозные концепции оказали значительное влияние на европейскую живопись, не только во Франции и Германии. [31] но также в Италии и Испании. Панофски пишет, как Рогир ван дер Вейден представил в своей картине новую религиозную иконографию; он изображал покровителей, участвующих в священных событиях, и соединял полупортреты Мадонны с портретами молящихся людей, образуя диптихи. Он также переформулировал и популяризировал тему о том, как Святой Иероним удалил шип из львиной лапы. [32]
Ганс Мемлинг был его величайшим последователем, хотя не доказано, что он учился у Рожье. Ван дер Вейден оказал также большое влияние на немецкого художника и гравера Мартина Шонгауэра, чьи гравюры с последних десятилетий 15 века распространялись по всей Европе. Косвенно гравюры Шонгауэра способствовали распространению стиля ван дер Вейдена. Деленда пишет, что, за исключением Петруса Кристуса , который был учеником Яна ван Эйка , следы искусства Рогира ван дер Вейдена можно обнаружить у всех художников пятнадцатого века в разной степени. [33]
Галерея [ править ]
- Мадонна Дуран , 1435–1438 гг., Музей Прадо , Мадрид.
- Триптих «Распятие» , 1440. Художественно-исторический музей , Вена.
- Филипп Добрый (копия Ван дер Вейдена, ок. 1450 г. )
- Портрет Изабеллы Португальской , ок. 1450
- Распятие Распятие с Богородицей и святым Иоанном (1457–1464), дубовая панель, масло, Эль-Эскориал , Мадрид
- Портрет Франческо д'Эсте , ок. 1460 г.
Примечания [ править ]
- ^ Кэмпбелл, 9
- ^ Кэмпбелл, 7
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэмпбелл (1998), 392
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кемпердик, Стефан, Йохен Сандер, Бастиан Эклерси, мэтр де Флемаль и Рогир ван дер Вейден. 2008. Мастер Флемалле и Рогир ван дер Вейден . Франкфурт-на-Майне: Музей Штеделя. стр. 67. ISBN 978-3-7757-2259-9 .
- ^ Кэмпбелл, 11 лет.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кларк, 44 года
- ^ Деленда, Одиль (1987). Рогир ван дер Вейден (на французском языке). Серф/Треуголка. п. 21. ISBN 2-204-02537-2 .
- ^ Деленда, Одиль. Рогир ван дер Вейден . п. 21.
- ^ Дирк де Вос, 51 год.
- ↑ Дирк де Вос, 53 года.
- ^ Мандер, Карел ван. Жизнеописания фламандских художников . п. 28.
- ^ Деленда, Одиль (1987). Рогир ван дер Вейден . п. 22.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 28 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 567. Примечание: в Британской энциклопедии 1911 года есть две разные записи об одном и том же человеке; см. ниже.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Деленда, Одиль (1987). Рогир ван дер Вейден . п. 24.
- ↑ Дирк де Вос, 63 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лорн Кэмпбелл, «Новый изобразительный язык Рогира ван дер Вейдена», в книге «Рогир ван дер Вейден, Мастер страстей », изд. Кэмпбелл и Ван дер Сток, 2009, 32–64.
- ^ Мандер, Карел ван. Жизнеописания фламандских художников . п. 27.
- ^ Дирк де Вос, 232, 291.
- ^ Кэмпбелл (2004), 19
- ^ Шатле, Альберт (1999). Ван дер Вейден (на французском языке). Париж: Галлимар. стр. 9–10. ISBN 2-07-011613-1 .
- ^ Шатле, Альберт (1999). Ван дер Вейден . стр. 9–10.
- ^ Панофски, Эрвин (2007). Фламандские примитивы [ Ранняя нидерландская живопись ] (на испанском языке). Мадрид: Председатель. п. 246. ИСБН 978-84-376-1617-9 .
- ^ « Рогир ван дер Вейден ». Национальная галерея , Лондон. Проверено 25 декабря 2010 г.
- ↑ Некоторые из его работ этого периода приписываются «Рожеле де ла Пастюр».
- ^ Кэмпбелл 1998, 405.
- ^ Кэмпбелл 1998, 394, 398.
- ^ «Бюст «Святой Екатерины»?; Бюст «Святого Иосифа » . Музей Гюльбенкяна. 19 апреля 2009 года. Архивировано из оригинала 1 октября 2009 года . Проверено 28 июля 2009 г.
- ^ Дирк де Вос, 58–60.
- ^ Кэмпбелл, 15 лет.
- ^ Деленда, Одиль (1987). Рогир ван дер Вейден . п. 5.
- ^ свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Ван дер Вейден, Роджер ». энциклопедия Британская Том. 27 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 887. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Панофски, Эрвин (2007). Фламандские примитивы . п. 247.
- ^ Деленда, Одиль (1987). Рогир ван дер Вейден . п. 18.
Источники [ править ]
- Кэмпбелл, Лорн . Ван дер Вейден . Лондон: Чосер Пресс, 2004. ISBN 1-904449-24-7
- Кэмпбелл, Лорн. Нидерландские школы пятнадцатого века . Лондон: Публикации Национальной галереи, 1998. ISBN 1-85709-171-X
- Кэмпбелл, Лорн и Ван дер Сток, январь. Рогир ван дер Вейден: 1400–1464 гг. Мастер страстей . Давидсфондс, Левен, 2009 г. ISBN 978-90-8526-105-6
- Шатле, Альберт Ван дер Вейден. Париж: Галлимар, 1999. ISBN 2-07-011613-1
- Кларк, Кеннет. Рассматривание картинок . Нью-Йорк: Холт Райнхарт и Уинстон, 1960 год.
- Дэвис, Мартин. Рогир ван дер Вейден: Очерк с критическим каталогом картин, порученных ему и Роберту Кампину , Лондон: Phaidon, 1972. ISBN 0-7148-1516-0
- Деленда, Одиль. Рогир ван дер Вейден. Серф/Треуголка, 1987 год. ISBN 2-204-02537-2
- Де Вос, Дирк. Рогир ван дер Вейден: Полное собрание сочинений . Гарри Н. Абрамс, 2000. ISBN 0-8109-6390-6
- Де Вос, Дирк. Фламандские примитивы . Издательство Амстердамского университета, 2002.
- Дханенс, Элизабет. Рогир ван дер Вейден. Проверка документов . Брюссель: Королевская академия Бельгии, 1995.
- Дилленбергер, Джейн. Стиль и содержание в христианском искусстве . 2-е изд. Нью-Йорк: Издательская компания Crossroad, 1986.
- Кемпердик, Стефан. Рогир ван дер Вейден . Кенеманн, 2000. ISBN 3-8290-2571-8
- Лисс, Рейнхард. О логотипах искусства Рогира ван дер Вейдена. «Оплакивание Христа» в Королевских музеях Брюсселя и в Национальной галерее в Лондоне , 2 тома. Мюнстер-Гамбург-Лондон: Лит, 2000. ISBN 3-8258-4158-8 .
- Мандер, Карел ван . Жизнеописания фламандских художников . Мадрид: Казимиро, перевод Агустина Темеса, 2012 г.; оригинальное издание Шильдер-Бёк, 1604 г. ISBN 978-84-15715-02-3
- Марцио, Питер К. Постоянное наследие: 150 работ из коллекции Музея изящных искусств Хьюстона . Нью-Йорк: Hudson Hills Press, 1989.
- Панофски, Эрвин. Фламандские примитивы [Ранняя нидерландская живопись]. Мадрид: Катедра, 2007. ISBN 84-376-1617-4
- Поррас, Стефани. Искусство Северного Возрождения: суды, торговля и преданность . Лондон: Издательство Лоуренса Кинга, 2018. ISBN 978-1-7862-7165-5
- Сильвер, Ларри. «Ранняя живопись Северной Европы». Бюллетень Художественного музея Сент-Луиса, лето 1982 г. ОСЛК 716268497
- Снайдер, Джеймс . Искусство Северного Возрождения: живопись, скульптура, графика с 1350 по 1575 год . 2-е изд. Нью-Джерси: Prentice Hall Inc. и Pearson Education, 2005.
Внешние ссылки [ править ]
Внешние видео | |
---|---|
ван дер Вейдена Триптих «Распятие» , Smarthistory |
- СМИ, связанные с Рогиром ван дер Вейденом, на Викискладе?
- Кристофер Д.М. Аткинс и Марк С. Такер, Распятие с Богородицей и скорбящим святым Иоанном Богословом в коллекции Джона Г. Джонсона: история и избранные произведения , цифровой научный каталог Художественного музея Филадельфии (полностью доступен в бесплатном PDF-файле) )
- Выставка Рогир ван дер Вейден – Лорн Кэмпбелл на выставке 2015 года в Национальном музее Прадо.
- Рогир ван дер Вейден о BALaT – Ссылки и инструменты бельгийского искусства (KIK-IRPA, Брюссель)
- «Рогир ван дер Вейден, база данных картин» . Центр изучения живописи пятнадцатого века в Южных Нидерландах и княжестве Льеж . 2015. Архивировано из оригинала 12 февраля 2015 года.
- Галерея работ Рогира ван дер Вейдена
- Развернутый нидерландский диптих - выставка нидерландских диптихов в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, включая диптих Филиппа де Кроя Ван дер Вейдена.
- Фламандские примитивы, коллекция фламандского искусства