Занетто Бугатто
Дзанетто Бугатто (1433 г. в Милане – ~ 1476 г. в Павии или Милане), также известный как Дзанетто Бугатти, был одним из наиболее хорошо задокументированных придворных портретистов 1400-х годов. Ключевой художник региона Ломбардии, Бугатто в течение 15 лет работал на первых двух миланских герцогов Сфорца , в частности на герцога Галеаццо Марию Сфорца и его герцогиню Бону Савойскую . На его работы повлияли северные художники, такие как Рогир ван дер Вейден , Андреа Мантенья и Жан Фуке , всех из которых он встретил во время своих путешествий. Посол Галеаццо Леонардо Ботта описал работы Бугатто как похожие на работы сицилийского художника Антонелло да Мессина . [ 1 ] [ 2 ] Неясно, писал ли Бугатто другие произведения, кроме портретов, которые он обычно писал на панно и фресками. Он примечателен тем, что был одним из первых итальянских художников, наряду с Антонелло да Мессина, который сосредоточился на портретной живописи в нидерландском стиле . в такой исключительной степени [ 3 ] [ 4 ] [ 2 ] [ 1 ] [ 5 ]
Бугатто приписывают установление официальных изображений Галеаццо Сфорца и его жены Боны Савойской с помощью нескольких портретов, медалей и монет. Хотя у него нет сохранившихся подписанных или напрямую аккредитованных работ, необычный уровень документации по заказам Бугатто Сфорца позволил историкам искусства приписать Бугатто герцогский портрет Галеаццо Марии Сфорца в Кастелло Сфорца (на фото справа). Ведутся споры о том, могут ли монеты дукатов 1467 года Галеаццо Марии Сфорца также быть работой Бугатто. [ 1 ] [ 2 ] [ 6 ] Утверждается, что несколько других сохранившихся работ либо являются прямыми копиями, либо находятся под сильным влиянием работ Бугатто. [ 2 ] Никаких сохранившихся портретов или изображений самого Занетто Бугатто не известно.
Биография
[ редактировать ]О молодости и детстве Занетто Бугатто, родившегося в Милане в 1433 году, мало что известно. Первые документы о работе Бугатто записаны в бухгалтерских книгах Миланского собора для небольшого заказа на процессию в 1458 году. В 1460 году Бугатто написал свой первый заказ для миланского двора - портрет Ипполиты Сфорца , старшей дочери своего покровителя Франческо. и Бьянка Мария Сфорца, которая считалась брачной и нуждалась в отправке портрета потенциальному мужу. После этой работы Бугатто был отправлен в Брюссель с 26 декабря 1460 года по май 1463 года для обучения у фламандского художника Рогира ван дер Вейдена. Бугатто также получил стипендию за работу на Филиппа Доброго, герцога Бургундского . [ 1 ] [ 2 ] [ 5 ] [ 7 ]
После своего возвращения в Милан Бугатто начал больше работать на своего покровителя Галеаццо Марию Сфорца , сына Бьянки Марии и нового герцога с Бьянкой Марией в качестве регента. Заказы Занетто начинают отражать широкий спектр контрактов, ожидаемых от придворного портретиста того времени. Бугатто работал не только как художник, но и как дизайнер медалей и монет, в том числе создавал портреты на дукатах с герцогом Галеаццо и регентом Бьянкой. [ 1 ] [ 4 ] В частности, Бугатто, возможно, приписывают разработку или надзор за официальным изображением Галеаццо в 1467 году для новой серии дукатов, которые должны были иметь только герцога в рамках подготовки к его инвеституре. [ 2 ] [ 4 ]
В 1468 году Бугатто был отправлен в Париж, чтобы написать портрет Боны Савойской, сестры королевы Франции Шарлотты Савойской и предполагаемой невесты Галеаццо Марии Сфорца. [ 1 ] [ 2 ] [ 7 ] [ 8 ] Поездка в Париж оказалась финансово выгодной и для Дзанетто Бугатто, который привез с собой портрет Франческо и Галеаццо Марии Сфорца , который продал королю Франции Людовику XI . [ 1 ]
С 12 ноября 1470 года по 3 марта 1471 года, по возвращении в Милан, Бугатто участвовал в качестве дизайнера в создании десяти медалей из чистого золота для герцога и герцогини Миланских. [ 2 ]
В 1471 году герцог Галеаццо и герцогиня Бона Савойская провели месячный визит в Мантую , где послали за Бугатто, чтобы встретить их. Они провели в Мантуе три дня, прибыв туда 19 июля 1471 года и уехав через два дня. Там Бугатто увидел и изучил работы художника Андреа Мантенья. [ 9 ]
В 1472 году Бугатто работал с Бонифачо Бемо и Леонардо Понцони над созданием своей последней известной законченной работы — фресок в церкви Санта-Мария-делле-Грацие, расположенной за пределами Виджевано. Сейчас часовня разрушена. [ 1 ] [ 7 ] В 1473 году Бугатто было поручено написать портрет герцога Галеаццо Боны Савойского и их ребенка для хора Сан-Чельсо в Милане. [ 7 ]
Предполагается, что Бугатто умер в 1476 году, хотя точная дата, как и где остаются неизвестными. Записи о нем сохранились до 1476 года и известно, что в этом году Галеаццо предпринял попытку найти замену придворному портретисту. [ 3 ] По предложению своего посла в Венеции Леонардо Ботты Галеаццо попросил нанять Антонелло да Мессину, который также работал во фламандском стиле, как и Бугатто. Однако вскоре после этого герцог был убит в 1476 году, и нет никаких свидетельств того, что да Мессина когда-либо принимал покровительство Галеаццо. [ 1 ]
Образование
[ редактировать ]Бугатто три года учился у Рогира ван дер Вейдена в Брюсселе, и его фигуры и пейзажи с фламандским влиянием отражают смесь нидерландского и итальянского стилей, которая интересовала его покровителей. Брюссельская гильдия не позволяла мастеру-художнику брать более одного ученика одновременно, поэтому вполне вероятно, что Бугатто учился в качестве подмастерья у ван дер Вейдена, и эта должность была менее ограниченной. [ 5 ] Первоначально ван дер Вейден и Бугатто часто ссорились, из-за чего Бугатто на время покинул студию, пока не вмешался дофин Франции - будущий король Людовик XI. В качестве помощника Бугатто, вероятно, работал над чертежами для заказов, проектировал и раскрашивал образцы и, в конечном итоге, взял на себя большую ответственность за все заказы. [ 1 ] [ 5 ] На Бугатто, вероятно, сильно повлиял стиль живописи ван дер Вейдена, что можно увидеть в более поздних работах, таких как фрагмент из Треккани, в котором он сочетает итальянские стили, такие как профиль и темные штрихи, с удлинением фигуры в стиле Роже. , определение черт лица и прорисовка фона. [ 1 ] [ 2 ] По возвращении в Милан в 1463 году Сфорца заметил влияние ван дер Вейдена на живопись Бугатто, и 7 мая 1463 года герцогиня Бьянка Мария Висконти написала Рожье благодарственное письмо, проявив интерес к стилям североевропейского искусства. [ 2 ] [ 4 ] Было высказано предположение, что герцог и герцогиня молодого Миланского герцогства, возможно, были заинтересованы в копировании некоторых деталей и плавных стилей придворной портретной живописи из более развитой нидерландской традиции. [ 2 ]
Известно также, что Бугатто во время своих путешествий находился под влиянием других важных художников того времени. Находясь во Франции, рисуя комиссию Боны Савойской, Бугатто, возможно, видел и находился под влиянием работ Жана Фоке и других французских художников. [ 2 ]
Когда герцогская чета герцог Галеаццо и Бона Савойский посетили Гонзага в 1471 году, они увидели « Камеру дипинта» и портреты Гонзага, выполненные Андреа Матеньей, что сделало его известным портретистом, и они были бы заинтересованы в том, чтобы у них был собственный портретист. изучать. В письме от 26 июля 1471 года герцог Галеаццо послал за Занетто Бугатто, чтобы тот прибыл из Милана в Гонзагу. Неделю спустя Людовико Гонзага вызвал Мантенью к Гонзаге вместе с двумя портретами и приказал ему отвезти Бугатто в Мантую, чтобы встретиться и поучиться. Некоторые историки полагают, что Гонзага, возможно, был заинтересован в том, чтобы его собственный портретист Мантенья встретился с Бугатто из-за золотых медалей с портретами, которые Бугатто разработал для Сфорца в качестве подарков для Гонзаги. Во время поездки в Гонзагу Бугатто встретил Андреа Мантенья в Мантуе. Считается, что Бугатто изучал фрески и портреты Матеньи в Камере дельи Спози в Палаццо Дукале в Мантуе . Историки предполагают, что между двумя художниками существовала смесь соперничества и уважения, но записей, подробно описывающих, как проходило их взаимодействие, не существует. [ 1 ] [ 9 ]
Работает
[ редактировать ]Подробные записи о расходах, поступлениях и письмах герцога Галеаццо Сфорца и многих людей его двора сохранились и сегодня. Из этих записей многое известно об искусстве, заказанном Галеаццо Сфорца, и, следовательно, об искусстве Занетто Бугатто, даже если большая часть произведений Бугатто сегодня уже не сохранилась. В наше время сохранилась только одна проверенная работа Бугатто — «Портрет Галеаццо Марии Сфорца», которая в настоящее время находится в Замке Сфорцеско. Некоторые историки утверждают, что вторая работа, портрет Галеаццо Сфорца на герцогских монетах 1467 года, также может быть приписана Бугатто, однако до сих пор ведутся споры об истинном источнике этой работы. [ 4 ]
1467 Дукаты Галеаццо Сфорца
[ редактировать ]В конце 1460-х годов герцог Галеаццо Мария Сфорца переживал ряд финансовых трудностей. Несмотря на это, Сфорца хотел оставить после себя мощное наследие герцога Миланского и приступил к выпуску нового набора герцогских монет со своим изображением. [ 10 ] В письме мастера миланского монетного двора от 4 марта 1467 года Занетто Бугатто упоминается как человек, которому было поручено заниматься этой серией дукатов. В письме герцогу предлагается использовать эту надпись для новых монет, поскольку мастер монетного двора был обеспокоен тем, что они не смогут завершить чеканку к инвеституре герцога 15 марта. В этом письме мастер монетного двора упоминает, что дизайн его изображения был завершен после встречи с комитетом художников, в который входили Бугатто и гравер. Однако среди искусствоведов ведутся споры относительно того, о какой из двух сохранившихся монет говорится в этом письме, и был ли Бугатто вообще автором какой-либо из этих монет. Некоторые историки отмечают, что портрету герцога на обеих монетах не хватает определенных фламандских влияний Рожье, которые были ключевыми в работах Бугатто. Они используют это отсутствие влияния, чтобы утверждать, что портреты монет на самом деле создал другой неназванный художник. С другой стороны, эти историки интерпретируют Бугатто не как автора портрета монеты, а как официального портретиста при дворе совета, чтобы гарантировать, что сходство было достаточно близко к Галеаццо, чтобы сделать монету шифром правления. [ 2 ] [ 4 ] Некоторые экземпляры монет, которые, скорее всего, были той монетой, в которой участвовал Бугатто, сохранились до наших дней. Монета была отчеканена из чистого золота с небольшим изображением молодого герцога Галеаццо в центре, окруженным надписью из 22 букв. [ 4 ]
1470 медалей Сфорца
[ редактировать ]Из десяти медалей, созданных Бугатто для Сфорца, на пяти был изображен портрет Галеаццо, а на пяти - портрет Боны Савойской. Записи показывают, что эти медали были чрезвычайно дорогими, почти в натуральную величину и изготовлены из чистого золота; изготовление каждого обходилось почти в 10 000 дукатов. Вместе с Франческо да Мантова и Маффио Чивате, изготовителем форм и ювелиром соответственно, Занетто создал медали по образу герцога и герцогини того времени. Записи нотариуса Лоренцо Косты на монетном дворе Генуи в 1495 году, после смерти Галеаццо и ухода Боны, указывают на то, что Занетто подписал оборотную сторону по крайней мере одной из золотых медалей Боны, приписав ему дизайн портрета. Ни одна из этих медалей не сохранилась до наших дней, и то, что мы знаем о них, основано на отчетах о расходах. [ 2 ]
Фрески и алтари
[ редактировать ]Многие бухгалтерские книги двора герцога Галеаццо указывают на то, что Бугатто несколько раз получал заказ на работу над фресками для нескольких часовен в Милане и Павии. Хотя ни одна из фресок Бугатто не сохранилась, а некоторые из тех, которые ему было поручено создать, так и не пошли дальше первоначальных эскизов, известно, что фрески были одной из основных форм искусства Бугатто. Считается, что он, возможно, специализировался на создании фигур-доноров или меньших портретов покровителей фрески, которые будут изображены в более крупной работе. [ 7 ]
В 1465 году вместе с Джакомо да Лоди он сделал оценку качества фресок Джакомо Висмары и Заваттари для пресвитерия церкви Сан-Винченцо в Прато, Милан .
В 1472 году Бугатто вместе с Бонифачо Бембо и Леонардо Понцони было поручено создать серию фресок для Санта-Мария-делле-Грацие за пределами Виджевано, где герцогская семья была изображена среди религиозных сцен. [ 1 ] [ 3 ] [ 7 ]
Одной из последних работ Бугатто был семейный портрет, который будет помещен в хор Сан-Сельсо в Милане. На этом портрете были изображены герцог Галеаццо, герцогиня Бона Савойская и один из их детей. [ 3 ] [ 7 ]
В 1474 году Бугатто конкурировал с Бембо и Винченцо Фоппа за контракт на роспись фресок и алтаря в часовне Кастелло Сфорца в Павии. Сохранились записи о предложениях трех художников относительно рамы алтаря, хотя у них не было составленных планов самого алтаря, поскольку Галеаццо еще не решил, каких святых он хотел бы нарисовать на алтаре. Незадолго до своей смерти Бугатто сотрудничал с этими же двумя художниками в Санта-Джакомо-фуори-Павия, чтобы работать над циклом фресок « Жизнь Христа» . Эта работа была полна противоречий, поскольку герцог Галеаццо в то время испытывал значительные финансовые трудности и искал способы сократить расходы. [ 1 ] [ 8 ]
Работы, созданные под влиянием Бугатто и связанные с ним
[ редактировать ]Сохранились некоторые работы, которые, хотя и не были созданы самим Бугатто, историки предполагают, что они либо находятся под сильным влиянием его работ, либо являются прямыми копиями его портретов.
Уффици Одним из таких произведений является «Портрет Галеаццо Марии Сфорца» работы Пьеро Поллайуоло. Когда Галеаццо посетил Лоренцо Медичи во Флоренции с 15 по 18 марта 1471 года, это было очень важное и знаменитое событие. Хотя Лоренцо Медичи хотел бы иметь портрет герцога в память об этом визите, у него, вероятно, не было времени сидеть на нем. Из-за этого некоторые историки предполагают, что портрет Поллайуоло был сделан на основе работы Бугатто, которая могла быть либо одолжена Медичи, либо показана Поллайуоло во время визита в Милан. Эти историки указывают на влияние Рожера на этот портрет как на свидетельство того, что он может быть основан на работе Бугатто. [ 4 ]
Некоторые историки связывают другие работы с Бугатто и его путешествиями из-за особенностей фламандских портретов, похожих на Роже, смешанных с североитальянским влиянием Бугатто. Однако ни одна из следующих работ не была окончательно приписана Бугатто, и все они вызывают серьезные споры среди историков искусства. Некоторые из этих, возможно, связанных работ включают «Портрет молодого человека» (Шатору, Mus. B.-A.), «Богоматерь с символами страстей» (Париж, частный перевал), панель с изображением Святого Иеронима (Бергамо, Гал. Аккад. Каррара). Некоторые ученые также приписывают две работы: «Мадонна с младенцем» и «Галеаццо Мария Сфорца» (Газзада, муз. Вилла Каньола). [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Уэлч, ЕС (2010). «Бугатто, Занетто» . Гроув Арт онлайн . Издательство Оксфордского университета – через Oxford Art Online.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Сайсон, Люк (1996). «Дзанетто Бугатто, придворный портретист в Сфорца Милан». Журнал Берлингтон . 138 (1118). Burlington Magazines Publications Ltd.: 300–308. JSTOR 886901 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Брайан, Майкл (1886). Грейвс, Роберт Эдмунд (ред.). Словарь художников и граверов, биографический и критический . Том. 1: АК. Лондон. стр. 193–194.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Гилберт, Крейтон Э. (1998). «Два итальянских ученика Роджера Ван дер Вейдена: Анджело Маканьино и Занетто Бугатто » искусство Ломбардное cxxii: 15–17 – через LombardyBeniCultural.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кэмпбелл, Лорн. Лекция «Рогир ван дер Вейден и его мастерская». Аспекты искусства. Институт искусств Курто (Лондонский университет), Эдинбург. 13 мая 1993 г. Лекция.
- ^ Кавальери, Федерико (1 января 1996 г.). «Дзанетто Бугатто и герцогский алтарь в Миланском соборе». Журнал Берлингтон . 138 (1124): 754. JSTOR 887216 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Кроу, Джозеф Арчер; Кавальказель, Джованни Баттиста (1 января 1871 г.). История живописи Северной Италии: Венеция, Падуя, Виченца, Верона, Феррара, Милан, Фриули, Брешия, с четырнадцатого по шестнадцатый век... Дж. Мюррей.
- ^ Перейти обратно: а б Уэлч, Эвелин Сэмюэлс (1989). «Процесс покровительства Сфорца». Исследования эпохи Возрождения . 3 (4): 370–386. дои : 10.1111/j.1477-4658.1989.tb00195.x . JSTOR 24409506 .
- ^ Перейти обратно: а б Уэлч, Эвелин Сэмюэлс (1990). «Образ двора пятнадцатого века: светские фрески для замка Порта Джовиа в Милане». Журнал институтов Варбурга и Курто . 53 : 163–184. дои : 10.2307/751345 . JSTOR 751345 . S2CID 193821179 .
- ^ Лубкин, Григорий (1994). Двор эпохи Возрождения: Милан при Галеаццо Марии Сфорца . Беркли и Лос-Анджелес, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета.