Стоящая Мадонна (ван дер Вейден)
Мадонна стоящая | |
---|---|
Художник | Рогир ван дер Вейден |
Год | Около 1430–1432 гг. [ 1 ] |
Тип | Дубовое панно, масло. |
Размеры | 18,8 см × 12,1 см (7,4 × 4,8 дюйма) |
Расположение | Художественно-исторический музей |
Присоединение | GG_951 |
Веб-сайт | Страница музея |
( « Стоящая Мадонна» или «Мадонна аль-латте» ) — небольшая картина фламандского художника Рогира ван дер Вейдена, датируемая примерно 1430–1432 годами. Это левая панель диптиха, хранящегося в Музее истории искусств (КХМ) в Вене с 1772 года. На правой панели изображена Святая Екатерина , и КХМ также приписывает ее ван дер Вейдену, но она хуже по качеству и обычно считается участник мастерской. [ 2 ]
На панели изображена Мадонна с Младенцем, стоящая в расписной нише. Архитектура ниши содержит библейские и небесные фигуры, выполненные гризайлем , в том числе Бога-Отца , Святого Духа, представленного голубем, а также Адама и Еву. На картину повлиял « Яна ван Эйка » Гентский алтарь , который молодой художник, вероятно, увидел после того, как переехал в Гент около 1432 года. Заимствования у ван Эйка включают расположение живой фигуры в нише , разделяющей Адама и Еву на панелях, и размещение фигуры Бога, опирающейся на раму. [ 3 ]
Описание
[ редактировать ]Картина представляет собой Мадонну Лактаны . Мадонна с младенцем стоит в пространстве, ограниченном богатой парчой трона сзади и тонкой ажурной завесой спереди, сглаживая пространство картины до своего рода рельефа, который Панофский уже безошибочно считает роджерианским. [ 4 ] Эту технику он усовершенствовал в своей « Мадонне Дуран» 1435–1438 годов. В этой работе Мэри держит ребенка на руках, пока он сосет ее грудь. Синий цвет ее одежды может намекать на ее преданность и преданность сыну. На ней корона, позиционирующая ее как Царицу Небесную . На Младенце нет одежды, за исключением белой льняной ткани, предвещающей саван, в который позже было помещено его тело после низложения . [ 5 ]
В нише вокруг центральной пары находится ряд библейских фигур, выполненных гризайлем. Бог-Отец ниши изображен в центре вверху, прямо над вогнутым карнизом . Он изображен в фронтальном ракурсе , создающем впечатление, будто Он выходит из окружающих Его облаков. Кажется, что он наклонился вперед, подняв одну руку в благословении, а другую положив на раму; последнее, вероятно, заимствовано из изображения пророка Михея в правом люнете на внешней стороне Гентского алтаря. На обоих изображениях отец изображен прямо над Марией, смотрит на нее сверху вниз и опирается на раму картины. [ 6 ] На текущей панели над Марией парит голубь, символизирующий Святой Дух .
Слева и справа от Марии находятся фигуры Адама и Евы, намекающие на Искупление . [ 7 ] Ева стоит под яблоней, а вокруг ее ствола обвивается большая змея с человеческой головой. Она вкушает запретный плод , что указывает на то, что она изображена в момент грехопадения человека . Однако Роджер избегает придания произведению повествовательного элемента, меняя типичное изображение первой пары; Адам слева, Ева справа. Что необычно для искусства на данный момент, они стоят обособленно, разделенные по обе стороны имитационной живописной рамы. Опять же, это, вероятно, заимствовано из Гентского алтаря, где супруги разделены пятью панелями. [ 8 ] Львы на подлокотниках стула позади Марии показывают, что она стоит перед Троном Соломона , как это также изображено в » Яна Эйка, « Мадонне в Лукке напоминая традицию Престола Мудрости . [ 5 ]
Изображая вспомогательные фигуры гризайлью, Рожье проводит различие между земным, изображенным во плоти, и божественным, изображенным застывшим во времени, как имитацию скульптуры. [ 8 ]
Встречаться
[ редактировать ]Эту картину вместе с « Богоматерью с младенцем на троне» обычно называют самыми ранними известными работами ван дер Вейдена. [ 9 ] Историк искусства Эрвин Панофски предположил, что он создал их еще в мастерской Роберта Кампена . Джон Уорд из Университета Флориды предполагает, что он выполнил « Стоящую Мадонну» после того, как покинул студию Кампина и отправился в Гент , где он, вероятно, увидел Яна ван Эйка недавно завершенный Гентский алтарь , подписанный и датированный 6 мая 1432 года. [ 4 ] [ 9 ]
Карл Биркмайер, отмечая многочисленные заимствования у ван Эйка, считает, что панно было завершено после того, как Рогир оставил свое ученичество. Он приводит документальные свидетельства того, что художник не покидал мастерскую Кампена до 1 августа 1432 года, и предполагает, что техническое и композиционное мастерство произведения уже свидетельствует о способностях и творческой свободе мастера-мастера. Биркмейер далее отмечает, что заимствование мотивов — это не просто отголоски, а Рожье опирается на них и впитывает их в свой собственный выразительный язык. Ко многим мотивам ему пришлось вернуться в более зрелых произведениях; особенно в повышенной абстракции Мадонны Дюран . [ 8 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Сотрудник Рогира ван дер Вейдена — Святая Екатерина , около 1430–1432, масло, панель (правая створка диптиха в Музее истории искусств, Вена).
-
Богоматерь с Младенцем на троне , масло, панель, около 1433 года, Музей Тиссена-Борнемисы .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Панофски, с. 251
- ^ Панофски, с. 251 и н. 4
- ^ Уорд, 354
- ^ Перейти обратно: а б Панофский, с. 251
- ^ Перейти обратно: а б Биркмейер, с. 329
- ^ Биркмейер, с. 330
- ^ Акры, с. 90
- ^ Перейти обратно: а б с Биркмейер, с. 331
- ^ Перейти обратно: а б Уорд, с. 1
Библиография
[ редактировать ]- Эйкс, Альфред «Нарисованные тексты Рогира ван дер Вейдена». Искусство и история , Том 21, No. 41, 2000. 75–109.
- Биркмейер, Карл. «Две самые ранние картины Рогира ван дер Вейдена». Художественный бюллетень, том 44, № 4, 1962. 329–331.
- Панофски, Ирвин. Ранняя нидерландская живопись: т. 1 . Westview Press, 1971 (новое издание). ISBN 978-0064300025
- Уорд, Джон Л. Новое описание Мадонны на троне в коллекции Тиссена Борнемисы , The Art Bulletin, Vol. 50, № 4 (декабрь 1968 г.), стр. 354–356.