Богородица с Младенцем на троне
Богородица с Младенцем на троне | |
---|---|
![]() | |
Художник | Рогир ван дер Вейден |
Год | в. 1430–1432 гг. |
Середина | масло на панели |
Размеры | 15,8 см × 11,4 см (6,2 × 4,5 дюйма) |
Расположение | Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид |
«Мадонна с младенцем на троне» (также известная как « Мадонна Тиссена» ) — небольшая картина, написанная маслом на дубе и датированная ок. 1433 год, обычно приписываемый раннему нидерландскому художнику Рогиру ван дер Вейдену . [ 1 ] Оно тесно связано с его «Стоением Мадонны» , завершенным в тот же период. Панель наполнена христианской иконографией , включая изображения пророков , Благовещения , Христа младенчества и воскресения , а также Марии коронации . Это общепринято считать самой ранней дошедшей до нас работой ван дер Вейдена, одной из трех приписываемых ему работ, изображающих Богородицу с Младенцем, заключенную в нише на внешней стене готической церкви. Панно хранится в Музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде.
Панель, похоже, представляет собой левое крыло разобранного диптиха , возможно, вместе с панелью «Святой Георгий и Дракон» , которая сейчас находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия. Как ранний Ван дер Вейден, она черпает влияние Роберта Кампена и Яна ван Эйк . Ван дер Вейден проходил обучение у Кампена, и стиль старшего мастера заметен в архитектуре ниши, типе лица Богородицы , ее обнаженной груди и уходе за волосами.
Описание
[ редактировать ]
Панно — самая маленькая из сохранившихся работ Ван дер Вейдена. [ 2 ] и следует традиции Мадонны Лактанс , с существенными отличиями. Христос одет в красную одежду, в отличие от пелен, которые XV века он обычно носит на изображениях Богородицы с Младенцем . [ 3 ] Это одно из двух исключений, когда он полностью одет; другой — Роберта Кампена во Франкфурте » «Мадонна , где он изображен в синей одежде. [ 4 ] Распущенные светлые волосы Мэри ниспадают ей на плечи и руки. Показывая влияние Кампена, его зачесывают за уши. [ 2 ] Она носит корону как Царица Небесная и кольцо на пальце как Невеста Христова . [ 5 ] Подтверждая это, синий цвет ее одежды намекает на ее преданность и верность сыну. [ 6 ] Складки ее платья напоминают длинные, четкие, изогнутые, переплетающиеся платья готической скульптуры . [ 7 ]
Живописное пространство залито мягким светом, вероятно, под влиянием Яна ван Эйка . Свет падает справа, отбрасывая тени голов Марии и Младенца на левую стену ниши. [ 2 ] Богородица с Младенцем изображена сидящей в небольшой готической часовне или молельне, выступающей из стены и выходящей на лужайку. В картине очень пристальное внимание уделяется мелким реалистичным деталям; например, над каждой аркой есть четыре небольших отверстия, в которых, вероятно, находятся строительные леса. [ 7 ]
Как и в других ранних изображениях Мадонны Ван дер Вейдена , ее голова немного больше ее тела. Ее платье измято и почти похоже на бумагу. Однако описание ее коленей содержит несоответствия и в « Мадонне с младенцем перед огненной завесой» Кампена ; Кажется, ему не хватает объема, как если бы у нее была только одна нога. Похоже, это отражает ранние трудности как с ракурсом, так и с изображением тела под одеждой. [ 8 ]
Часовня нереально мала по сравнению с Богородицей; Намерением ван дер Вейдена было подчеркнуть присутствие Богородицы, а также символически представить Церковь и всю доктрину Искупления . [ 5 ] Панно - одно из трех сохранившихся работ Ван дер Вейдена, в которых таким образом заключены Мадонна и Чайлд. Однако необычно то, что ниша существует как отдельная деталь картины по сравнению с двумя другими работами, где ограда совпадает с краем картины, почти как часть рамы, и это причина, по которой считается, что она возникла раньше. Стоящая Мадонна . [ 2 ]
Между левой и правой сторонами картины имеются симметричные различия. Это наиболее заметно на контрфорсе , где отступающие края более чем в два раза меньше, чем на передних сторонах. Кроме того, ширина контрфорса противоречит пространственной глубине гораздо более тесного пространства, населенного Богородицей с Младенцем. Это техническая проблема с ракурсом, с которой Кампин тоже боролся, но которую ван дер Вейден решает в своей зрелой работе. [ 8 ]
Иконография
[ редактировать ]Произведение богато символизмом и иконографическими элементами, гораздо более выраженными, чем в « Стоящей Мадонне» . , , а Сбоку от эдикулы растет ирис символизирующий скорбь Богородицы о Страстях с другой стороны - водосборник , напоминающий о скорбях Богородицы . [ 5 ] Это символическое использование цветов снова является мотивом Ван Эйка. Хотя они могут показаться несоответствующими архитектурному окружению, вероятно, именно этого эффекта и добивался ван дер Вейден. [ 9 ]

Притолоку содержит шесть рельефов из Нового Завета со сценами из Жития Богородицы . Первые четыре — Благовещение , Посещение , Рождество и Поклонение волхвов — связаны с материнством и младенчеством. За ними следуют Воскресение и Пятидесятница . Над ними, увенчивая «крест-цветок» , изображена Коронация Богородицы . [ 5 ] [ 3 ] Косяки ветхозаветных по обе стороны Богородицы украшены статуями, скорее всего, пророков . Из них опознан только Давид , второй слева. Бородатый мужчина слева от Давида — это, вероятно, Моисей , мужчина в шапке справа — скорее всего, «плачущий пророк» Иеремия . На противоположной стороне внешними фигурами могут быть Захария и Исайя . [ 6 ]
Используя гризайль , Ван дер Вейден проводит различие между земным царством плоти и крови и божественным, представленным древними скульптурными фигурами, которые кажутся застывшими во времени. [ 9 ] Историк искусства Ширли Блюм считает, что эти фигуры были отнесены к архитектурным элементам, чтобы не загромождать центральный религиозный образ. [ 10 ]
На расположение скульптурных элементов, возможно, повлиял « Клауса Слютера » Колодец Моисея (ок. 1395–1403), имеющий аналогичное расположение. В « Шартрезе Шаммоля » пророки представляют судей Христовых ( Secundum legem debet mori) , «по этому закону он должен умереть») и, таким образом, привязаны к распятию. У ван дер Вейдена они связаны с Богородицей. [ 6 ] Хотя изображение фигур в нишах имеет давнюю традицию в северном искусстве , изображение фигур в виде скульптуры было уникальным для 1430-х годов и впервые появляется в Гентском алтаре Ван Эйка . [ 2 ]
Диптих
[ редактировать ]Панель могла быть задумана либо как левая створка уже разобранного диптиха, либо как передняя часть двусторонней панели. [ 11 ] Историк искусства Эрвин Панофски предполагает, что вашингтонский « Святой Георгий и Дракон» 1432–1435 годов, скорее всего, является противоположным крылом. [ 12 ] В этой работе Святой Георгий , повернувшись лицом внутрь и вправо, убивает дракона на глазах у ливийской принцессы. Хотя это сочетание может показаться нелепым, широко распространено мнение, что его «Стоящая Мадонна» была связана со святой Екатериной Александрийской в Вене. [ 12 ] На обеих панелях святые обращены внутрь и находятся внутри полностью реализованных пейзажей. Напротив, на обеих левых панелях Мадонна с Младенцем расположены фронтально (хотя зрительный контакт избегается) и изолированы в холодных архитектурных пространствах гризайля. [ 13 ]
Блюм предполагает, что ван дер Вейден стремился сопоставить потустороннее царство Мадонны с Младенцем с земной обстановкой и современной одеждой святых. Она описывает эти связи как позиционирование каждого святого «как «живого свидетеля» статического, вечного присутствия Богородицы с Младенцем». Она пишет: «Только в таких ранних работах мы находим такое очевидное решение. Ко времени «Снятия с креста» и «Мадонны Дурана» ван дер Вейден уже разработал гораздо более сложные и эффективные средства смешивания временного и нематериального. -временные эффекты». [ 14 ]
Датировка и атрибуция
[ редактировать ]Панель очень напоминает картину ок. Ван дер Вейдена. 1430–1432 Стоящая Мадонна , и, кажется, под влиянием работ Робера Кампена, у которого он проходил свое обучение. Это особенно близко к картине Кампена « Мадонна с младенцем перед камином» 1430 года , которая сейчас находится в Лондоне; одна из последних работ, завершенных Кампеном перед тем, как ван дер Вейден покинул свою мастерскую 1 августа 1432 года. [ 2 ] [ 9 ] В обоих случаях у Девы большая, полная грудь, ее пальцы сжимают Младенца. Есть и другие сходства в чертах и выражении ее лица; цвет, стиль и положение ее волос; как и ее поза. [ 10 ] Лорн Кэмпбелл приписывает эту работу мастерской ван дер Вейдена. [ 15 ] в то время как историк искусства Джон Уорд приписывает это Кампену и дает дату ок. 1435. [ 16 ]

Тезис Уорда основан на том факте, что панно Тиссена, названное так в честь его дома в музее Тиссена-Борнемисы , находится под сильным влиянием Кампена, в то время как современная и более сложная Мадонна Стоящая в значительной степени опирается на Ван Эйка. Он считает такой внезапный сдвиг маловероятным, но при этом указывает, что эта работа свидетельствует о некоторых технических трудностях, которые Кампену так и не удалось решить, особенно в отношении ракурса и изображения тела под мантией. Он также указывает на архитектурное сходство с «Браком Марии» Кампена , хотя это может быть вопросом влияния. [ 16 ]
Картина была завершена в начале карьеры ван дер Вейдена, вероятно, сразу после того, как закончилось его обучение у Роберта Кампина. Несмотря на высокую степень совершенства, оно наполнено символизмом, отсутствующим в его более зрелых работах. Это одна из трех приписываемых картин, все ранние работы, на которых изображена Богоматерь с младенцем в архитектурном окружении, окруженная расписными скульптурными фигурами, остальные - « Стоящая Мадонна» и «Мадонна Дуран» . [ 4 ]
Скульптурная фигура должна была стать отличительной чертой зрелых работ ван дер Вейдена, и лучше всего ее типичным примером является Мадридский спуск , где траурные фигуры принимают форму и принимают позы, которые чаще всего встречаются в скульптуре. [ 10 ] Эрвин Панофски назвал эту работу и «Стоящую Мадонну» самыми ранними из сохранившихся работ ван дер Вейдена; это также его самые маленькие панели. Панофски датировал обе панели 1432–1434 годами и считал их ранними работами по стилистическим причинам, их почти миниатюрному размеру, а также из-за очевидного влияния как Кампена, так и ван Эйка. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Панно в разное время в конце 19 — начале 20 веков приписывалось Хуберту ван Эйку и Яну ван Эйку . См. Hand et al. (2006), 324
- ^ Jump up to: а б с д и ж Уорд (1968), 354
- ^ Jump up to: а б Акры (2000), 83
- ^ Jump up to: а б Биркмейер (1962), 330
- ^ Jump up to: а б с д Панофский (1971), 146
- ^ Jump up to: а б с д Биркмейер (1962), 329
- ^ Jump up to: а б Уорд (1968), 356
- ^ Jump up to: а б Уорд (1968), 355
- ^ Jump up to: а б с Биркмейер (1962), 331
- ^ Jump up to: а б с Блюм (1977), 103
- ^ Хэнд и др. (2006), 26
- ^ Jump up to: а б Панно «Святая Екатерина» обычно приписывают его мастерской, созданной по проекту ван дер Вейдена. См. Панофски (1971), 251.
- ^ Панофски (1971), 251
- ^ Блюм (1977), 121
- ^ Акры (2000), 105
- ^ Jump up to: а б Уорд (1968), 354–56
- ^ Кларк (1960), 47
Источники
[ редактировать ]- Эйкс, Альфред «Нарисованные тексты Рогира ван дер Вейдена». Искусство и история , Том 21, No. 41, 2000 г.
- Биркмейер, Карл. «Заметки о двух самых ранних картинах Рогира ван дер Вейдена». Художественный бюллетень , том 44, № 4, 1962 г.
- Блюм, Ширли Нильсен. «Символическое изобретение в искусстве Рогира ван дер Вейдена». Журнал истории искусств , том 46, выпуски 1–4, 1977 г.
- Кларк, Кеннет . Рассматривание картинок. Нью-Йорк: Холт Райнхарт и Уинстон, 1960. ISBN 978-0-7195-2704-3
- Хэнд, Джон Оливер; Мецгер, Кэтрин; Спронк, Рон. Молитвы и портреты: раскрытие нидерландского диптиха . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 2006. ISBN 978-0-300-12155-1
- Панофски, Эрвин . Ранняя нидерландская живопись: т. 1 . Боулдер, Колорадо: Westview Press, 1971. ISBN 978-0-06-430002-5
- Уорд, Джон. «Новая атрибуция Мадонны на троне из коллекции Тиссена Борнемисы». Художественный бюллетень , том 50, № 4, 1968 г.