Jump to content

Богородица с Младенцем на троне

Богородица с Младенцем на троне
Художник Рогир ван дер Вейден
Год в. 1430–1432 гг.
Середина масло на панели
Размеры 15,8 см × 11,4 см (6,2 × 4,5 дюйма)
Расположение Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид

«Мадонна с младенцем на троне» (также известная как « Мадонна Тиссена» ) — небольшая картина, написанная маслом на дубе и датированная ок. 1433 год, обычно приписываемый раннему нидерландскому художнику Рогиру ван дер Вейдену . [ 1 ] Оно тесно связано с его «Стоением Мадонны» , завершенным в тот же период. Панель наполнена христианской иконографией , включая изображения пророков , Благовещения , Христа младенчества и воскресения , а также Марии коронации . Это общепринято считать самой ранней дошедшей до нас работой ван дер Вейдена, одной из трех приписываемых ему работ, изображающих Богородицу с Младенцем, заключенную в нише на внешней стене готической церкви. Панно хранится в Музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде.

Панель, похоже, представляет собой левое крыло разобранного диптиха , возможно, вместе с панелью «Святой Георгий и Дракон» , которая сейчас находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия. Как ранний Ван дер Вейден, она черпает влияние Роберта Кампена и Яна ван Эйк . Ван дер Вейден проходил обучение у Кампена, и стиль старшего мастера заметен в архитектуре ниши, типе лица Богородицы , ее обнаженной груди и уходе за волосами.

Описание

[ редактировать ]
Робер Кампен, Богородица с Младенцем перед камином , ок. 1430, Национальная галерея , Лондон.

Панно — самая маленькая из сохранившихся работ Ван дер Вейдена. [ 2 ] и следует традиции Мадонны Лактанс , с существенными отличиями. Христос одет в красную одежду, в отличие от пелен, которые XV века он обычно носит на изображениях Богородицы с Младенцем . [ 3 ] Это одно из двух исключений, когда он полностью одет; другой — Роберта Кампена во Франкфурте » «Мадонна , где он изображен в синей одежде. [ 4 ] Распущенные светлые волосы Мэри ниспадают ей на плечи и руки. Показывая влияние Кампена, его зачесывают за уши. [ 2 ] Она носит корону как Царица Небесная и кольцо на пальце как Невеста Христова . [ 5 ] Подтверждая это, синий цвет ее одежды намекает на ее преданность и верность сыну. [ 6 ] Складки ее платья напоминают длинные, четкие, изогнутые, переплетающиеся платья готической скульптуры . [ 7 ]

Живописное пространство залито мягким светом, вероятно, под влиянием Яна ван Эйка . Свет падает справа, отбрасывая тени голов Марии и Младенца на левую стену ниши. [ 2 ] Богородица с Младенцем изображена сидящей в небольшой готической часовне или молельне, выступающей из стены и выходящей на лужайку. В картине очень пристальное внимание уделяется мелким реалистичным деталям; например, над каждой аркой есть четыре небольших отверстия, в которых, вероятно, находятся строительные леса. [ 7 ]

Ван дер Вейден, Мадонна Дюран , ок. 1435–38, Музей Прадо , Мадрид.

Как и в других ранних изображениях Мадонны Ван дер Вейдена , ее голова немного больше ее тела. Ее платье измято и почти похоже на бумагу. Однако описание ее коленей содержит несоответствия и в « Мадонне с младенцем перед огненной завесой» Кампена ; Кажется, ему не хватает объема, как если бы у нее была только одна нога. Похоже, это отражает ранние трудности как с ракурсом, так и с изображением тела под одеждой. [ 8 ]

Часовня нереально мала по сравнению с Богородицей; Намерением ван дер Вейдена было подчеркнуть присутствие Богородицы, а также символически представить Церковь и всю доктрину Искупления . [ 5 ] Панно - одно из трех сохранившихся работ Ван дер Вейдена, в которых таким образом заключены Мадонна и Чайлд. Однако необычно то, что ниша существует как отдельная деталь картины по сравнению с двумя другими работами, где ограда совпадает с краем картины, почти как часть рамы, и это причина, по которой считается, что она возникла раньше. Стоящая Мадонна . [ 2 ]

Между левой и правой сторонами картины имеются симметричные различия. Это наиболее заметно на контрфорсе , где отступающие края более чем в два раза меньше, чем на передних сторонах. Кроме того, ширина контрфорса противоречит пространственной глубине гораздо более тесного пространства, населенного Богородицей с Младенцем. Это техническая проблема с ракурсом, с которой Кампин тоже боролся, но которую ван дер Вейден решает в своей зрелой работе. [ 8 ]

Иконография

[ редактировать ]

Произведение богато символизмом и иконографическими элементами, гораздо более выраженными, чем в « Стоящей Мадонне» . , , а Сбоку от эдикулы растет ирис символизирующий скорбь Богородицы о Страстях с другой стороны - водосборник , напоминающий о скорбях Богородицы . [ 5 ] Это символическое использование цветов снова является мотивом Ван Эйка. Хотя они могут показаться несоответствующими архитектурному окружению, вероятно, именно этого эффекта и добивался ван дер Вейден. [ 9 ]

Фигуры слева от Богородицы. Давид , стоящий в центре, держит арфу.

Притолоку содержит шесть рельефов из Нового Завета со сценами из Жития Богородицы . Первые четыре — Благовещение , Посещение , Рождество и Поклонение волхвов — связаны с материнством и младенчеством. За ними следуют Воскресение и Пятидесятница . Над ними, увенчивая «крест-цветок» , изображена Коронация Богородицы . [ 5 ] [ 3 ] Косяки ветхозаветных по обе стороны Богородицы украшены статуями, скорее всего, пророков . Из них опознан только Давид , второй слева. Бородатый мужчина слева от Давида — это, вероятно, Моисей , мужчина в шапке справа — скорее всего, «плачущий пророк» Иеремия . На противоположной стороне внешними фигурами могут быть Захария и Исайя . [ 6 ]

Используя гризайль , Ван дер Вейден проводит различие между земным царством плоти и крови и божественным, представленным древними скульптурными фигурами, которые кажутся застывшими во времени. [ 9 ] Историк искусства Ширли Блюм считает, что эти фигуры были отнесены к архитектурным элементам, чтобы не загромождать центральный религиозный образ. [ 10 ]

На расположение скульптурных элементов, возможно, повлиял « Клауса Слютера » Колодец Моисея (ок. 1395–1403), имеющий аналогичное расположение. В « Шартрезе Шаммоля » пророки представляют судей Христовых ( Secundum legem debet mori) , «по этому закону он должен умереть») и, таким образом, привязаны к распятию. У ван дер Вейдена они связаны с Богородицей. [ 6 ] Хотя изображение фигур в нишах имеет давнюю традицию в северном искусстве , изображение фигур в виде скульптуры было уникальным для 1430-х годов и впервые появляется в Гентском алтаре Ван Эйка . [ 2 ]

Богородица с Младенцем на троне
Святой Георгий и Дракон , Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия

Панель могла быть задумана либо как левая створка уже разобранного диптиха, либо как передняя часть двусторонней панели. [ 11 ] Историк искусства Эрвин Панофски предполагает, что вашингтонский « Святой Георгий и Дракон» 1432–1435 годов, скорее всего, является противоположным крылом. [ 12 ] В этой работе Святой Георгий , повернувшись лицом внутрь и вправо, убивает дракона на глазах у ливийской принцессы. Хотя это сочетание может показаться нелепым, широко распространено мнение, что его «Стоящая Мадонна» была связана со святой Екатериной Александрийской в ​​Вене. [ 12 ] На обеих панелях святые обращены внутрь и находятся внутри полностью реализованных пейзажей. Напротив, на обеих левых панелях Мадонна с Младенцем расположены фронтально (хотя зрительный контакт избегается) и изолированы в холодных архитектурных пространствах гризайля. [ 13 ]

Блюм предполагает, что ван дер Вейден стремился сопоставить потустороннее царство Мадонны с Младенцем с земной обстановкой и современной одеждой святых. Она описывает эти связи как позиционирование каждого святого «как «живого свидетеля» статического, вечного присутствия Богородицы с Младенцем». Она пишет: «Только в таких ранних работах мы находим такое очевидное решение. Ко времени «Снятия с креста» и «Мадонны Дурана» ван дер Вейден уже разработал гораздо более сложные и эффективные средства смешивания временного и нематериального. -временные эффекты». [ 14 ]

Датировка и атрибуция

[ редактировать ]

Панель очень напоминает картину ок. Ван дер Вейдена. 1430–1432 Стоящая Мадонна , и, кажется, под влиянием работ Робера Кампена, у которого он проходил свое обучение. Это особенно близко к картине Кампена « Мадонна с младенцем перед камином» 1430 года , которая сейчас находится в Лондоне; одна из последних работ, завершенных Кампеном перед тем, как ван дер Вейден покинул свою мастерскую 1 августа 1432 года. [ 2 ] [ 9 ] В обоих случаях у Девы большая, полная грудь, ее пальцы сжимают Младенца. Есть и другие сходства в чертах и ​​выражении ее лица; цвет, стиль и положение ее волос; как и ее поза. [ 10 ] Лорн Кэмпбелл приписывает эту работу мастерской ван дер Вейдена. [ 15 ] в то время как историк искусства Джон Уорд приписывает это Кампену и дает дату ок. 1435. [ 16 ]

В картине Ван дер Вейдена «Снятие с креста» фигуры из плоти и крови приобретают отчетливо скульптурный вид. [ 17 ]

Тезис Уорда основан на том факте, что панно Тиссена, названное так в честь его дома в музее Тиссена-Борнемисы , находится под сильным влиянием Кампена, в то время как современная и более сложная Мадонна Стоящая в значительной степени опирается на Ван Эйка. Он считает такой внезапный сдвиг маловероятным, но при этом указывает, что эта работа свидетельствует о некоторых технических трудностях, которые Кампену так и не удалось решить, особенно в отношении ракурса и изображения тела под мантией. Он также указывает на архитектурное сходство с «Браком Марии» Кампена , хотя это может быть вопросом влияния. [ 16 ]

Картина была завершена в начале карьеры ван дер Вейдена, вероятно, сразу после того, как закончилось его обучение у Роберта Кампина. Несмотря на высокую степень совершенства, оно наполнено символизмом, отсутствующим в его более зрелых работах. Это одна из трех приписываемых картин, все ранние работы, на которых изображена Богоматерь с младенцем в архитектурном окружении, окруженная расписными скульптурными фигурами, остальные - « Стоящая Мадонна» и «Мадонна Дуран» . [ 4 ]

Скульптурная фигура должна была стать отличительной чертой зрелых работ ван дер Вейдена, и лучше всего ее типичным примером является Мадридский спуск , где траурные фигуры принимают форму и принимают позы, которые чаще всего встречаются в скульптуре. [ 10 ] Эрвин Панофски назвал эту работу и «Стоящую Мадонну» самыми ранними из сохранившихся работ ван дер Вейдена; это также его самые маленькие панели. Панофски датировал обе панели 1432–1434 годами и считал их ранними работами по стилистическим причинам, их почти миниатюрному размеру, а также из-за очевидного влияния как Кампена, так и ван Эйка. [ 6 ]

  1. Панно в разное время в конце 19 — начале 20 веков приписывалось Хуберту ван Эйку и Яну ван Эйку . См. Hand et al. (2006), 324
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Уорд (1968), 354
  3. ^ Jump up to: а б Акры (2000), 83
  4. ^ Jump up to: а б Биркмейер (1962), 330
  5. ^ Jump up to: а б с д Панофский (1971), 146
  6. ^ Jump up to: а б с д Биркмейер (1962), 329
  7. ^ Jump up to: а б Уорд (1968), 356
  8. ^ Jump up to: а б Уорд (1968), 355
  9. ^ Jump up to: а б с Биркмейер (1962), 331
  10. ^ Jump up to: а б с Блюм (1977), 103
  11. ^ Хэнд и др. (2006), 26
  12. ^ Jump up to: а б Панно «Святая Екатерина» обычно приписывают его мастерской, созданной по проекту ван дер Вейдена. См. Панофски (1971), 251.
  13. ^ Панофски (1971), 251
  14. ^ Блюм (1977), 121
  15. ^ Акры (2000), 105
  16. ^ Jump up to: а б Уорд (1968), 354–56
  17. ^ Кларк (1960), 47

Источники

[ редактировать ]
  • Эйкс, Альфред «Нарисованные тексты Рогира ван дер Вейдена». Искусство и история , Том 21, No. 41, 2000 г.
  • Биркмейер, Карл. «Заметки о двух самых ранних картинах Рогира ван дер Вейдена». Художественный бюллетень , том 44, № 4, 1962 г.
  • Блюм, Ширли Нильсен. «Символическое изобретение в искусстве Рогира ван дер Вейдена». Журнал истории искусств , том 46, выпуски 1–4, 1977 г.
  • Кларк, Кеннет . Рассматривание картинок. Нью-Йорк: Холт Райнхарт и Уинстон, 1960. ISBN   978-0-7195-2704-3
  • Хэнд, Джон Оливер; Мецгер, Кэтрин; Спронк, Рон. Молитвы и портреты: раскрытие нидерландского диптиха . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 2006. ISBN   978-0-300-12155-1
  • Панофски, Эрвин . Ранняя нидерландская живопись: т. 1 . Боулдер, Колорадо: Westview Press, 1971. ISBN   978-0-06-430002-5
  • Уорд, Джон. «Новая атрибуция Мадонны на троне из коллекции Тиссена Борнемисы». Художественный бюллетень , том 50, № 4, 1968 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9cfc5a2fc44bca433fa2f74d5d8ccc82__1721292300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9c/82/9cfc5a2fc44bca433fa2f74d5d8ccc82.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Virgin and Child Enthroned - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)