Шампмол



Шартрез -де-Шаммоль , формально Шартрез-де-ла-Сент-Трините-де-Шаммоль , — картезианский монастырь на окраине Дижона , который сейчас находится во Франции, но в 15 веке был столицей герцогства Бургундского . Монастырь был основан в 1383 году герцогом Филиппом Смелым как династическое место захоронения герцогов Валуа Бургундских . [ 2 ] и действовал до тех пор, пока не был распущен в 1791 году, во время Французской революции .
Назван «величайшим проектом эпохи, известной своей экстравагантностью». [ 3 ] он был щедро обогащен произведениями искусства, и разбросанные остатки его коллекции остаются ключом к пониманию искусства того периода. [ 4 ]
Основание
[ редактировать ]Покупка земли и добыча материалов начались в 1377 году, но строительство началось только в 1383 году. [ 5 ] под руководством архитектора Дрюэ де Даммартена из Парижа, который ранее проектировал герцогский замок в Слюи и был помощником в работе в Лувре . По словам Джеймса Снайдера, его работа в Шампмоле была «несколько консервативной модификацией зданий поздней готики Парижа». [ 6 ] Комитет советников из Дижона руководил строительством по поручению герцога, который часто бывал в других местах. [ 5 ] К 1388 году церковь была освящена, и большая часть строительства, вероятно, завершена. Монастырь был построен для двадцати четырех монахов-хористов вместо обычных двенадцати в картезианском доме. [ 2 ] и еще два были посвящены празднованию рождения в 1433 году Карла Смелого . [ 7 ] Они жили полуотшельнической жизнью в своих маленьких домиках, а не в часовне. Были также нерукоположенные монахи, слуги, послушники и другие работники.
Когда Чампмол был основан, он находился «в двух выстрелах стрелы» за городскими воротами. [ 8 ] но сейчас находится в границах современного города. В то время в городе проживало около 10 000 жителей, и он был крупнейшим в самой Бургундии , хотя и меньше, чем города территорий в Нидерландах, недавно унаследованные герцогом через его жену. Но Бургундия удерживалась более надежно, чем зачастую неспокойные города на севере, и представляла собой высший титул династии. [ 9 ] Более шестидесяти членов Капетингов Бургундского дома , которых Валуа сменил в 1361 году, всего двумя десятилетиями ранее, были похоронены в аббатстве Сито к югу от Дижона. Шампмоль должен был составить конкуренцию Сито, Сен-Дени , где были похоронены короли Франции, и другим династическим местам захоронения.
В некотором противоречии с картезианской миссией спокойного созерцания, посетители и паломники поощрялись, а расходы на гостеприимство возмещались герцогами. В 1418 году папские индульгенции были предоставлены тем, кто посещал Колодец Моисея , что еще больше воодушевляло паломников. У герцогской семьи была частная молельня с видом на церковь (ныне разрушенную), хотя на самом деле их посещения были редкими. [ 10 ] Герцогские отчеты, которые, к счастью, сохранились, показывают, что крупные заказы на картины и другие работы для завершения строительства монастыря продолжались примерно до 1415 года, а дальнейшие работы добавлялись после этого герцогами и другими жертвователями более медленными темпами.
Отчеты о Шампмоле сохранились настолько подробно, что Мартин Варнке [ 11 ] синтезировал на их основе взгляд на формирующийся статус придворных художников и «автономное сознание искусства и художников». [ 12 ] это отличало мир искусства раннего Нового времени .
Гробницы герцогов
[ редактировать ]Династии Валуа в Бургундии оставалось менее ста лет до основания монастыря, и количество гробниц никогда не приближалось к числу гробниц их предшественников Капетингов в Сито. были. [ 13 ] Всего было установлено два памятника. [ 14 ] оба в одном стиле с расписными алебастровыми изображениями со львами у ног и ангелами с распростертыми крыльями у голов. Под плитой, на которой покоились чучела, были установлены небольшие неокрашенные (высотой около 40 см) «плеранты» или плакальщики («плачущие» — традиционный английский термин) среди готического узора . [ 15 ] описал их Йохан Хейзинга в книге «Убыль средневековья» как «самое глубокое выражение траура, известное в искусстве, похоронный марш в камне». [ 16 ]

Филипп Смелый умер в 1404 году, а его жена Маргарита III, графиня Фландрская , — в следующем году. Она решила похоронить свои останки вместе с останками своих родителей в Лилле , а Филипп уже более двадцати лет планировал установить для себя единственный памятник, заказав Жана де Марвиля в 1381 году. Работы начались только в 1384 году и продвигались медленно, с Клаус Слютер был назначен ответственным в 1389 году. После смерти герцога в 1404 году только двое скорбящих и каркас были готовы; Джон Бесстрашный дал Слютеру четыре года на завершение работы, но через два года он умер. Его племянник и помощник Клаус де Верв взял на себя управление скульптурами и завершил их в 1410 году. Чучела были написаны Малуэлем. [ 17 ]
Иоанн выразил желание, чтобы его собственная могила, на этот раз двойная с его герцогиней Маргаритой Баварской , напоминала могилу его отца, но ничего не было сделано, даже после его смерти в 1419 году, до 1435 года, а в 1439 году де Верве умер без сумев найти подходящий алебастр . В 1443 году испанец Жан де ла Уэрта заключил контракт и прислал рисунки для чучел. Он завершил большинство элементов, но не изображения, прежде чем покинуть Дижон в 1456 году. Был приглашен еще один мастер, и памятник наконец был установлен в 1470 году, когда сам Филипп Добрый уже умер. Похоже, он не предусмотрел себе памятник и первоначально был похоронен в Брюгге , где и умер. Его сын Карл Смелый через несколько лет приказал вернуть останки в Шампмол, но памятник так и не планировался. Сам Карл был переселен из Нанси в Брюгге своим правнуком Карлом V в 1558 году. [ 18 ]
Вторая гробница повторяет дизайн первой, но, учитывая, что ее исполнение длилось почти столетие, можно увидеть стилистические различия, хотя некоторые «плеранты» второй гробницы в точности копируют таковые первой. [ 19 ] Записано, что Филипп Добрый поместил свой портрет в хор, где уже были портреты двух предыдущих герцогов. Считается, что ни один из них не сохранился в оригинале, но сохранившиеся портреты могут быть их копиями.
После революции и продажи монастыря гробницы были аккуратно перенесены в Дижонский собор в 1792 году, поскольку было признано их историческое значение. Но в следующем году собор был превращен в Храм Разума , а изображения подверглись вандализму, так что то, что сейчас можно увидеть, является реконструкцией. Многие элементы, в том числе десять «плерантов», были изъяты благородными мародерами. [ 19 ]
Галерея гробниц
[ редактировать ]-
Филипп Смелый с «Ретаблем распятия» позади.
-
« Плеранты » или скорбящие под могилой Филиппа.
-
Два « плеранта » из более поздней гробницы.
Произведения искусства из Шампмола
[ редактировать ]

Шампмоль был задуман как экспонат, а его художественное содержание, теперь рассеянное, представляет собой большую часть лучших монументальных произведений в отличие от иллюминированных рукописей французского и бургундского искусства того периода, . Без работ, которые оставались в Шампмоле до XVIII века, Клаус Слютер , Жак де Берзе , Мельхиор Бродерлам , Анри Беллешоз , Жан Малуэль и Жан де Бомец остались бы лишь именами, известными из документальных записей.
Все еще в Чампмоле
[ редактировать ]На портале церкви находятся очень важные скульптуры Клауса Слютера и его мастерской, в том числе коленопреклоненные фигуры Филиппа и его герцогини. [ 20 ] Нижние части Колодца Моисея ( Puits de Moise пророков в натуральную величину, ) сохранились, включая шесть фигур ветхозаветных предсказавших Мессию , большая часть остальных была разрушена, по-видимому, больше из-за выветривания, чем из-за Революции. [ 21 ]
В музеях Дижона
[ редактировать ]Большинство экспонатов находится в Музее изящных искусств, в том числе в бывшем дворце герцогов. Фрагменты колодца Моисея и другие подобные предметы находятся в Археологическом музее. Ниже приведены лишь основные работы в Дижоне:
- Два расписных и позолоченных резных деревянных ретабла , которые являются почти единственными сохранившимися работами фламандского скульптора Жака де Берзе , а также единственными полными нидерландскими резными алтарями до конца 15 века. Внешние панели большего размера - единственные сохранившиеся картины Мельхиора Бродерлама и очень важные произведения для отслеживания развития ранней нидерландской живописи . Бродерлам также расписал и позолотил резьбу де Берце. [ 22 ]
- Гробницы (фактически всегда кенотафы ) герцогов Бургундских; в музее находятся гробницы Филиппа Смелого и его сына Иоанна Бесстрашного с женой Маргаритой Баварской . Чучела представляют собой реконструкции XIX века по старым рисункам и гравюрам оригиналов, уничтоженных во время революции. Около десяти «плерантов» также являются копиями освобожденных или утерянных оригиналов.
- Погребальная корона Филиппа Смелого из латуни и стекла. [ 23 ]
- Голова и туловище распятого Христа из колодца Моисея. [ 24 ]
- Ретабль Святого Георгия , расписной алтарь начала XV века, вероятно, подаренный одним из монахов, чей донорский портрет появляется у подножия распятого Христа. [ 25 ]
- Одно из распятий из двух скитов, добавленных в 1433 году. [ 26 ]
- Два алтаря Шарля-Андре ван Лоо , которые заменили старые работы (одну Ретабль Святого Георгия ) в 1741 году. [ 27 ]
В другом месте
[ редактировать ]- Лувр , « Мученичество Сен-Дени» Анри Бельшоза, тондо Пьеты . Жана Малуэля и одна из 24 картин с изображением распятия для монастырей монахов Жана де Бомеца, все из которых являются самыми известными произведениями каждого художника [ 28 ]
- Вашингтон, Национальная галерея искусств , «Благовещение» Яна ван Эйка ; две другие панели триптиха, записанные в Шампмоле в 1791 году, утеряны. [ 29 ]
- Gemäldegalerie, Берлин , большая Мадонна с Младенцем , заново открытая только в 1960 году и теперь переданная в аренду Gemäldegalerie, приписывается Жану Малуэлю. [ 30 ] Считается, что берлинская картина была одной из крыльев диптиха Шампмоля, напротив портрета Иоанна Бесстрашного. [ 31 ]
- Кливлендский художественный музей , единственная сохранившаяся из 24 картин Жана де Бомеца. [ 32 ] и четыре «плёрантные» фигурки из гробницы Филиппа. [ 33 ]
- Балтимор, Художественный музей Уолтерса , половина «Антверпенско-Балтиморского полиптиха» ок. 1400. [ 34 ]
- Антверпен, остальные три сцены «Антверпенско-Балтиморского полиптиха».
- Музей Клюни, Париж , два рельефных триптиха из кости и слоновой кости работы ведущей итальянской мастерской Эмбриачи , подаренные герцогом Филиппом в 1393 году. [ 35 ]
- Чикаго ( Институт искусств Чикаго ), фигура из позолоченного и раскрашенного деревянного распятия работы де Берце и Бродерлама. [ 36 ]
Галерея
[ редактировать ]-
У основания Колодца Моисея изображены пророки, предсказавшие пришествие Христа.
-
Сцена из алтаря Жака де Берзе , Дижон.
-
Благовещение Яна ван Эйка , примерно 1434–1436 гг., Вашингтон.
Более поздняя история
[ редактировать ]
После смерти в 1477 году Карла Смелого собственно Бургундия была силой возвращена Франции; Короли, все еще происходящие от герцогов через Габсбургов и другие пути, продолжали поддерживать монастырь и время от времени посещать его. Небольшой ущерб был нанесен при осаде Дижона в 1513 году и во время Религиозных войн во Франции , но по существу монастырь оставался в состоянии 15-го века, пока в 1770-х годах не было решено обновить его. Алтари Святых Дени и Георгия были заменены новыми картинами Шарля-Андре ван Лоо в 1741 году; обе новые картины сейчас находятся в Дижонском музее. [ 37 ] Реконструкция 1770-х годов включала разрушение некоторых средневековых частей, но за Французской революцией последовали еще большие разрушения. Монастырь был закрыт в 1791 году, а 4 мая, через пять дней после ухода монахов, здания и землю купил Эммануэль Крете (1747–1808), позже ставший министром внутренних дел при Наполеоне с титулом графа де Шаммоля. Он разрушил большую часть зданий и церкви. [ 38 ] В 1833 году поместье было куплено местным департаментом под психиатрическую лечебницу, и было построено множество новых зданий. [ 39 ]
Сегодня в этом здании находится психиатрическая больница, а «аллергия ля шартрез» — местное выражение, обозначающее развитие психического расстройства. Посетители могут увидеть скульптуры Слютера, и большая часть их содержимого находится в Дижонском музее, а гробницы и резные ретабли расположены в бывшем дворце герцогов.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Рисунок архитектора Эме Пирона, впоследствии выгравированный (Муниципальная библиотека, Дижон).
- ^ Jump up to: а б Вон, 202 года
- ^ Шерри К.М. Линдквист, «Учет статуса художников в Шартрез-де-Шаммоль» Gesta 41.1 , «Художественная идентичность в позднем средневековье» (2002: 15-28, стр. 15)
- ^ Некоторые работы, ранее находившиеся в Шампмоле, и документация были собраны для выставки «Шартрез де Шампмол», Дижон, 1960, с каталогом, содержащим эссе ученых уровня Милларда Мейсса и Колина Эйслера .
- ^ Jump up to: а б Вон, 202 . Сложная и громоздкая бюрократическая структура, дающая «редкий взгляд на художественное производство в крупном центре» (стр. 15), была проанализирована на основе многочисленных сохранившихся отчетов Шерри К.М. Линдквист, «Учет статуса художников в Шартрез де Шампмоль» Gesta. 41.1 , «Художественная идентичность в позднем средневековье» (2002), стр. 15–28.
- ^ Снайдер, 65 лет.
- ^ Файл, с. 10
- ^ Цитируется Линдквистом (2002), с. 177
- ^ Гельфанд (2005), 571.
- ^ Линдквист, 2002 г.
- ^ Варнке, Придворный художник: о происхождении современного художника (издательство Кембриджского университета), 1993.
- ^ Варнке 1993: xiii.
- ^ Досье, с. 13 есть их гравюра XVIII века в оригинальной обстановке.
- ^ Файл, 17
- ^ Бет Харрис; Стивен Цукер. «Клаус Слютер и Клаус де Верв, Скорбящие, с гробницы Филиппа Смелого» . Смартистория . Ханская академия . Архивировано из оригинала 15 октября 2014 года . Проверено 13 января 2013 г.
- ^ Страница 235 в этом онлайн-издании . Снайдер 67-69 имеет полное описание.
- ^ Файл, с. 13-14
- ^ Файл, с. 15-16
- ^ Jump up to: а б Файл, с. 17
- ^ Снайдер, 65-66, есть полное описание.
- ^ Снайдер, 67 лет.
- ^ Снайдер, стр. 72-3 и 292-3.
- ^ «погребальная корона» . Архивировано из оригинала 02 февраля 2017 г. Проверено 23 января 2017 г.
- ^ Фотография резного Христа
- ^ Файл, с. 19
- ^ Файл, с. 20
- ^ Файл, с. 22
- ^ Снайдер, 69–70.
- ^ NGA, Вашингтон. Архивировано 14 января 2009 г. в Wayback Machine. См. Provenance; идентификация теперь определена.
- ^ Изображения Мадонны
- ^ Снайдер, 70. Берлинская Мадонна подробно описана в: Гельфанд (1994), стр. 41-47. Первоначально работа была опубликована, атрибутирована и предложена как половина диптиха: Мейсс, Миллард и Колин Эйслер. «Новый французский примитив». Журнал Burlington Magazine 102 (1960): 234 и далее. (не видел). Гельфанд (стр. 44) отдает предпочтение теории, согласно которой портрет Филиппа Смелого, увиденный здесь в 1791 году, был компаньоном Берлинской Мадонны.
- ^ Кливленд Бометц
- ^ Кливленд Плерантс
- ^ Снайдер, 72-73; Одна из панелей Балтимора. Архивировано 2 марта 2009 г. в Wayback Machine . Первая фотография - Благовещение. Крещение Христа показано в увеличенном виде. Все панели (внизу страницы). Архивировано 29 августа 2008 г. в Wayback Machine .
- ^ Белый, 590
- ^ Художественный институт Чикаго
- ^ Досье, стр. 19-20 и 22, с фотографиями.
- ^ Файл, с. 11
- ^ Файл, с. 12
Ссылки
[ редактировать ]- Досье из Дижонского музея (на французском языке)
- Гельфанд, Лаура Д. (2005), Сара Блик, Рита Текиппе, ред.: Y Me Tarde в искусстве и архитектуре паломничества позднего средневековья в Северной Европе и на Британских островах , 2005, BRILL, ISBN 90-04-12332-6
- Гельфанд, Лаура Д. (1994); Нидерландские религиозные диптихи пятнадцатого века; Истоки и функции , 1994. Университет Кейс Вестерн Резерв.
- Джуги, Софи. Скорбящие: Скульптура гробницы Бургундского двора . Париж: 1; Первое издание, 2010 г. ISBN 978-0-3001-5517-4
- Линдквист, Шерри CM; «Женщины в Чартерхаусе» в книге «Архитектура и гендерная политика в Европе раннего Нового времени» , под ред. Хелен Хиллс, Ashgate Publishing, Ltd., 2003 г., ISBN 0-7546-0309-1
- Снайдер, Джеймс ; Искусство Северного Возрождения , 1985, Гарри Н. Абрамс, ISBN 0-13-623596-4
- Воан, Ричард; Филипп Смелый, Формирование Бургундского государства , Boydell Press, 2002, ISBN 0-85115-915-X
- Уайт, Джон . Искусство и архитектура в Италии, 1250–1400 гг ., Лондон, Penguin Books, 1966, 2-е изд. 1987 г. (ныне серия Йельского университета по истории искусства). ISBN 0-14-056128-5
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Библиография с выставки в Кливленде
- Флигель, Стивен Н. и др. . Искусство Бургундского двора: покровительство Филиппа Смелого и Иоанна Бесстрашного, 1364–1419 гг . Каталог выставки. Кливленд: Художественный музей Кливленда, 2004.
- Линдквист, агентство Sherry CM, «Визуализация и общество в Шартрез-де-Шаммоль» , 2008, Ашгейт, ISBN 978-0-7546-6046-0
- Монже, Сиприен. Шартрез Дижона , 3 полета, Монтрей-сюр-Мер, Турне, 1898–1905 гг.
