Жан Малуэль
Жан Малуэль | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | в. 1365 |
Умер | в. 1416 |
Национальность | Голландский |
Известный | Рисование |


Жан Малуэль , или Ян Маэлваэль на его родном голландском языке , [ 1 ] ( ок. 1365 — 1415) — голландский художник, придворный живописец Филиппа Смелого , герцога Бургундского и его преемника Иоанна Бесстрашного , работавший в интернациональном готическом стиле.
Документированная жизнь
[ редактировать ]Предположительно он родился в старом оттонском городе Неймеген , затем в герцогстве Гельдерс , которое было включено в состав современных Нидерландов в 1543 году после окончательной победы герцогов Бургундских в серии конфликтов, известных как Гельдерские войны . Вероятно, он обучался там в мастерской своего отца, художника Виллема Маэлваэля (его дядя тоже был художником), и записан как художник в 1382 году. [ 2 ] Он был дядей знаменитых иллюстраторов рукописей , трех братьев Лимбургов , которых он представил на службу Филиппу около 1400 года. Малуэль также работал иллюминатором, но, похоже, в основном создавал более крупные произведения. [ 3 ]
Записано, что Малуэль работал в Париже, рисуя гербовые украшения на ткани (вероятно, для знамен) для Изабеллы Баварской , королевы Франции, в 1396–1397 годах, но к августу 1397 года он был в Дижоне , столице герцогства Бургундского , где сменил Жана де Бомеца (ум. 1396) на должности придворного художника Филиппа Смелого в звании камердинера . Он сохранял эти должности до самой смерти с зарплатой выше, чем у Бомеца или скульптора Клауса Слютера , и жил в Дижоне. [ 4 ] В 1405 году, вскоре после смерти Филиппа, он вернулся в Неймеген, чтобы жениться на Хейльвиг ван Рединхавен, вернув ее в Дижон. Еще один визит, продолжавшийся более двух месяцев, был зарегистрирован в 1413 году. В 1415 году он умер в Дижоне, оставив Хейльвига и четырех детей. Она получила пенсию от герцога и вернулась в Неймеген, где оказалась вовлеченной в длительную тяжбу по поводу поместья Малуэля. [ 5 ]
Приписанные работы
[ редактировать ]Среди ряда других заказов, многие из которых были связаны с декоративной росписью во дворцах, Малуэль получил в 1398 году дерево для пяти панелей алтаря для Шартреза Шампмоля , нового династического захоронения Филиппа недалеко от Дижона, а также расписал Колодец Моисея. там скульптура Клауса Слютера, основание которой частично сохранилось. [ 6 ] С 1401 года Герман Кельнский, возможно, специалист по позолоте, упоминается как помощник Малуэля или, возможно, бригадир ряда учеников. Роспись «Колодца» и позолота всех верхних частей была большой работой, которой они были заняты между 1401 и 1404 годами. Малуэль также расписал гробницу Филиппа в Шампмоле , когда скульпторы наконец закончили ее после смерти Слютера. [ 7 ]
Малуэля Творчество на панели остается спорным; наиболее общепринятой из сохранившихся его картин является Пьета тондо в Лувре , первое настоящее тондо эпохи Возрождения , хотя Шатле не принимает это. [ 8 ] Филиппа На оборотной стороне нарисован герб , поэтому он должен был появиться до его смерти в 1404 году, и «необычная иконография этого произведения явно связывает его с [Чампмолом]», [ 9 ] который был посвящен Святой Троице , которая всем является. Стиль работы сочетает в себе северные и сиенские элементы, что характерно для международного готического придворного искусства того периода. [ 10 ] Хотя работа написана традиционной темперой , в работе используется прозрачная глазурь, которая получила широкое развитие в творчестве Яна ван Эйка после смерти Малуэля. Другой нидерландский художник Филиппа, Мельхиор Бродерлам , уже создавал работы частично масляными красками для Шампмола.
, также находящийся в Лувре Большой (162 х 211 см) алтарный образ Мученичества Сен-Дени с Троицей (или «Последнее причастие и Мученичество Сен-Дени» ), также из Шампмоля, возможно, был начат Малуэлем, но завершен Анри «Беллешос» (его единственная известная работа) после смерти Малуэля. В отчетах герцога упоминается о предоставлении Беллешозу пигментов (но не золота) для завершения («parfaire» = «совершенного») «картины из жизни Сен-Дени », которая, как известно, была предметом творчества Малуэля, а некоторые видят разница в стиле между фигурами, а у других нет. Снайдер и Шатле поддерживают участие Малуэля, но это оспаривается, аргументы против изложены в статье Николь Рейно 1961 года (на французском языке). Для Шатле алтарь Сен-Дени и большое тондо в Лувре — два из пяти алтарей, построенных в 1398 году. [ 11 ] Беллечоз, о котором не сообщалось до смерти Малуэля, сменил его на посту камердинера и придворного художника; Шатле предполагает, что он, возможно, находился в своей мастерской в течение многих лет, и предполагает, что он был ответственным за большое тондо более десяти лет назад, тем самым меняя традиционные приписывания этим двум знаменитым произведениям. [ 12 ]
Считается также, что Малуэль был автором портретного изображения Филиппа около 1400 года, которое сохранилось только в более поздних версиях. Записано, что он работал над портретом Иоанна Бесстрашного для короля Португалии в 1413 году. [ 13 ] а также были портреты Филиппа и Иоанна в хоре в Шампмоле (как мы знаем по тому времени, когда Филипп Добрый приказал добавить один из них). Более поздняя версия, хранящаяся в Музее Конде в Шантийи, была предложена как копия типа изображения Джона Малуэля. [ 14 ] Большая Мадонна с Младенцем , обнаруженная в 1960 году в Берлине и сейчас переданная в аренду Gemäldegalerie в Берлине , также приписывалась Малуэлю, как и другая картина, хранящаяся в Лувре. [ 15 ] Считается, что берлинская картина представляла собой одно крыло диптиха напротив портрета Иоанна Бесстрашного, который стал первым известным примером этого формата, который позже стал очень распространенным в нидерландской живописи. [ 16 ] Возможно, это было также и для Чампмола. [ 17 ]
Ряд других работ приписывают или приписывают Малуэлю или его мастерской, в том числе меньшую Pietà tondo в Лувре, [ 18 ] «Антверпен-Балтиморский полиптих», [ 19 ] также иногда ассоциируется с Мельхиором Бродерламом и поврежденным Погребением Христа в Труа . [ 20 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Список имен артистов Getty Union для многих вариантов написания.
- ↑ Для получения более подробной информации об этой типично концентрированной семье художников см. d Guest , стр. 260–61.
- ^ Янсон
- ^ краткая Роща
- ^ Семейная история Новиомага
- ^ Снайдер, 70 лет.
- ^ Nash, 9
- ↑ Тондо — единственная работа в Лувре, которую приписывают Малуэлю, и в этом отношении они «sans doute» (см. ссылку на веб-сайт). Для Шатле (стр. 16) «единственное произведение» — это алтарь Лувра Сен-Дени; он предполагает, что Анри Беллешоз выполнил все или большую часть тондо в качестве помощника Малуэля по мастерской.
- ^ Снайдер, 69 лет.
- ^ Снайдер, 69 лет.
- ↑ Снайдер, 70 лет, и Шатле, 16–18 и 191 год — против причастности Малуэля высказывается лаконичный Гроув , и это не упоминается на сайте Лувра . Шатле, 16–18 наиболее полно обсуждает эти вопросы. Он считает, что картина должна была быть написана сверху вниз, поэтому верхние части принадлежат Малуэлю.
- ^ Шатле, 20 лет.
- ↑ Редкая и часто цитируемая запись портретной комиссии того времени. Поскольку количество материалов было небольшим, портреты обычно ускользают от внимания в отчетах.
- ^ Изображение Моны Лизы
- ^ Изображения двух Мадонн
- ^ Снайдер, 70 лет.
- ^ Подробно Берлинская Мадонна описана в: Гельфанд, стр. 41–47. Первоначально работа была опубликована, атрибутирована и предложена как половина диптиха: Мейсс, Миллард и Колин Эйслер. «Новый французский примитив». Журнал Burlington Magazine 102 (1960): 234 и далее. (не видел). Гельфанд (стр. 44) отдает предпочтение теории, согласно которой портрет Филиппа Смелого, увиденный в Шампмоле в 1791 году, был компаньоном Берлинской Мадонны. Шатле (стр. 20) считает, что он был написан той же рукой, что и верхние части алтаря Сен-Дени, для него Малуэля, а не художником большого Лувра Пьета тондо.
- ^ изображение из Insecula , заархивировано 31 декабря 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Снайдер, 72–73; Шатле, 21–22 и 190–91; Одна из панелей в Балтиморе. Архивировано 2 марта 2009 г. в Wayback Machine в Художественном музее Уолтерса . Первая фотография — Благовещение. Крещение Христа показано в увеличенном виде. Все панели (внизу страницы). Архивировано 29 августа 2008 г. в Wayback Machine .
- ^ Шатле, 16–25 и 190–93. Из своих работ Лувр приписывает Малуэлю только большое тондо.

Ссылки
[ редактировать ]- Шатле, Альберт, Ранняя голландская живопись, Живопись северных Нидерландов в пятнадцатом веке , 1980, Монтрё, Лозанна, ISBN 2-88260-009-7
- Гельфанд, Лаура Д.; Нидерландские религиозные диптихи пятнадцатого века; Истоки и функции , 1994, кандидатская диссертация. [ постоянная мертвая ссылка ] , Университет Кейс Вестерн Резерв.
- Гость, Танис и Нейстен, Жерар; В тени Бургундии: Двор Гельдеров в позднем средневековье , Cambridge University Press, 2004, ISBN 0-521-82075-8
- Янсон, Хорст Вольдемар и Янсон, Энтони Ф.; История искусства: западная традиция , PTR Prentice Hall, 2003, ISBN 0-13-182895-9 , Янсон онлайн
- Нэш, Сьюзи . «Две гробницы Филиппа Смелого». Журнал Институтов Варбурга и Курто , вып. LXXXII, 2019 г.
- Снайдер, Джеймс ; Искусство Северного Возрождения , 1985, Гарри Н. Абрамс, ISBN 0-13-623596-4