Дени Парижский
Дени Парижский | |
---|---|
Епископ и мученик | |
Рожденный | 3 век Италия , Римская империя |
Умер | в. 250, 258, [1] или 270 Монс Мартис , Лютеция , Римская Галлия (современный Париж , Франция) |
Почитается в | Католическая церковь Англиканское сообщество Восточная Православная Церковь |
Главный храм | Базилика Сен-Дени |
Праздник | 9 октября |
Атрибуты | Мученик, несущий отрубленную голову в руках ; архиерейская митра ; город; печь [2] |
Покровительство | Париж ; против безумия, раздора, головных болей, гидрофобии , Сан-Дионисио ( Параньяке ), одержимых людей |
Дени Французский III века был христианским мучеником и святым . Согласно его житиям , он был епископом Парижа (тогда Лютеции ) в третьем веке и вместе со своими спутниками Рустиком и Елевферием был замучен за свою веру через обезглавливание . Некоторые источники помещают это во время и преследований Домициана , ошибочно отождествляют святого Дени Парижского с Ареопагитом обращенным апостолом Павлом и служившим первым епископом Афин . Если предположить историчность Дениса, то теперь считается более вероятным, что он пострадал от преследований императора эры Деция вскоре после 250 года нашей . [3]
Денис — самый известный цефалофор в христианской истории. Популярна история о том, как обезглавленный епископ поднял голову и прошел несколько миль, произнося проповедь о покаянии. Он почитается в католической церкви как покровитель Франции и Парижа и считается одним из Четырнадцати Святых Помощников . На месте его захоронения местная христианка воздвигла часовню; Позже он был расширен до аббатства и базилики , вокруг которых вырос французский город Сен-Дени , ныне пригород Парижа.
Имя
[ редактировать ]Средневековое и современное французское мужское имя Денис происходит от латинского имени Дионисий от греческого Dionysios .
Жизнь
[ редактировать ]Григорий Турский [4] утверждает, что Денис был епископом Паризиев и принял мученическую смерть, будучи обезглавленным мечом. Самый ранний документ, описывающий его жизнь и мученичество, «Passio SS. Dionysii Rustici et Eleutherii» , датируется ок. 600, ошибочно приписывается поэту Венантию Фортунату и является легендарным. следует Тем не менее, из Passio , что Денис был послан из Италии , чтобы обратить Галлию в третье столетие, установив связь с «апостолами галлов», которые, как считается, были отправлены вместе с шестью другими епископами-миссионерами под руководством Папы Фабиана . Там Денис был назначен первым епископом Парижа. [5] Преследования при императоре Деции практически уничтожили небольшую христианскую общину в Лютеции (Париж). [3] Денис со своими неразлучными спутниками Рустиком и Элевферием, которые вместе с ним приняли мученическую смерть, поселился на острове Сите на реке Сена . Римский Париж лежал на возвышенности левого берега , вдали от реки.
Мученичество
[ редактировать ]Денис и его товарищи были настолько эффективны в обращении людей, что языческие жрецы встревожились из-за потери последователей. По их наущению римский губернатор арестовал миссионеров. После длительного заключения Денис и двое его священнослужителей были казнены через обезглавливание. [5] на самом высоком холме Парижа (ныне Монмартр ), который, вероятно, был святым местом друидов . Широко распространено мнение, что мученическая смерть Дени и его товарищей дала этому месту его нынешнее название, происходящее от латинского Mons Martyrum «Гора мучеников» . [1] хотя название, возможно, происходит от Mons Mercurii et Mons Martis , Холма Меркурия и Марса . [6] Говорят, что после того, как ему отрубили голову, Денис поднял ее и прошел несколько миль от вершины холма, произнося проповедь всю дорогу , что сделало его одним из многих цефалофоров в агиологии. Из множества рассказов об этом мученичестве это подробно отмечено в « Золотой легенде» Батлера и в «Житиях святых» . [7] Место, где он прекратил проповедовать и фактически умер, было отмечено небольшой святыней, переросшей в базилику Сен-Дени , ставшую местом захоронения королей Франции . По другому сообщению, его труп был брошен в Сену , но позже той же ночью он был найден и похоронен его новообращенными. [2] [5]
Почитание
[ редактировать ]Почитание Дениса началось вскоре после его смерти. Тела Дени, Элевтерия и Рустика были похоронены на месте их мученической кончины, где строительство одноименной базилики было начато Женевьевой при содействии парижан . [8] Ее Vita Sanctae Genovfae свидетельствует о наличии святыни возле нынешней базилики к концу пятого века.
Дагоберт I , правнук Хлотаря I , построил первую королевскую базилику. Первоначально традиция Меровингов заключалась в том, чтобы хоронить таких королей, как Хлодвиг и Хлотильда, в Париже в аббатстве Сен-Женевьева/Геновефа, поскольку Хлодвиг приказал построить его в 502 году нашей эры. Однако у Хильперика I была собственная мать, вдовствующая королева Арегунда , похороненная в Сен-Дени. Его внук явно следовал семейной традиции. Могила Арегунды (смерть около 580 г. н. э.) была обнаружена в 1959 году, а предметы ее захоронения можно увидеть в музее Сен-Жермен-ан-Ле . Церковь-преемница была построена Фулрадом , который стал аббатом в 749/50 году и был тесно связан с восшествием Каролингов на престол Меровингов.
Со временем Сен- Дени стал считаться покровителем французского народа , а Сен- Луи — покровителем монархии и королевских династий . [9] Сен-Дени или Монжуа! Сен-Дени! стал типичным боевым кличем французских армий . Орифламма . , ставшая стандартом Франции, была знаменем, освященным на его могиле Его почитание распространилось за пределы Франции, когда в 754 году папа Стефан II привез почитание Сен-Дени в Рим. Вскоре его культ распространился по всей Европе. [8] Аббат Сугер удалил мощи Дени и тех, кто был связан с Рустиком и Элеутером, из склепа, чтобы поместить их под главным алтарем Сен-Дени, который он перестроил в 1140–1144 годах. [10]
В традиционной католической практике Сен-Дени почитается как один из Четырнадцати Святых Помощников . В частности, Дениса призывают против дьявольской одержимости и головных болей. [11] и вместе с Женевьевой является одним из святых покровителей Парижа.
Праздник
[ редактировать ]9 октября празднуется как праздник святого Дени и его товарищей, священника по имени Рустик и диакона Елевферия, которые замучены вместе с ним и похоронены вместе с ним. Имена Рустик и Элевтерий неисторичны. Праздник Сен-Дени был добавлен в римский календарь в 1568 году Папой Пием V , хотя отмечался он по крайней мере с 800 года.
Сен-Дени также вспоминают поминками . [12] во многих англиканских провинциях, включая англиканскую церковь [13] и Англиканская церковь Канады , [14] октября 9 .
Путаница с Дионисием Ареопагитом.
[ редактировать ]По крайней мере, с девятого века легенды о Дионисии Ареопагете и Денисе Парижском часто путают. Около 814 года Людовик Благочестивый привез во Францию некоторые сочинения, приписываемые Дионисию Ареопагиту, и с тех пор среди французских легендарных писателей стало обычным утверждать, что Денис Парижский был тем самым Дионисием, который был знаменитым новообращенным и учеником Павла Тарсийского . [8] Смешение личностей Дениса Парижского, Дионисия Ареопагита и псевдо-Дионисия Ареопагита , автора приписываемых Дионисию сочинений, привезенных во Францию Людовиком, было начато посредством Ареопагитики, написанной в 836 году аббатом Ильдуином из Сен-Дени. по просьбе Людовика Благочестивого . «Хильдуин стремился повысить достоинство своей церкви, и именно ему обязано совершенно необоснованное отождествление святого покровителя с Дионисием Ареопагитом и его последующая связь с апостольской эпохой». [15] Атрибуция Хильдуина на протяжении веков поддерживалась монашеской общиной аббатства Сен-Дени и была одним из источников их гордости. В «Historia calamitatum » Пьер Абеляр дает краткий отчет о силе этой веры и резком противодействии монастыря оспариванию их притязаний. Абеляр в шутку указал на возможность того, что основателем аббатства мог быть другой Дионисий, которого Евсевий упоминает как Дионисий Коринфский . Это настолько разозлило сообщество, что в конце концов Абеляр с горечью ушел. Даже в шестнадцатом веке ученые все еще могли спорить о восточном происхождении базилики Сен-Дени: один из них был Годфруа Тильман в длинном предисловии к перефразированию « Письм Ареопагита», напечатанных в Париже в 1538 году Шарлоттой Гийяр. . [16] Большинство историографов сходятся во мнении, что эта запутанная легенда совершенно ошибочна. [3]
Изображение в искусстве
[ редактировать ]Безголовая походка Дениса привела к тому, что в искусстве его изображали обезглавленным и одетым как епископ собственную (часто скошенную ) , держащим в руках голову . [8] Работа с ореолом в таких обстоятельствах представляет собой уникальную задачу для художника. Некоторые помещают нимб на место головы; у других Сен-Дени несет нимб вместе с головой. Еще более проблематичным, чем ореол, был вопрос о том, какую часть головы Денис должен показывать.
На протяжении большей части Средневековья аббатство Сен-Дени и каноники собора Парижской Богоматери спорили о праве собственности на голову святого. Аббатство утверждало, что у них было все тело, в то время как Собор утверждал, что владеет макушкой его головы, которая, как они утверждали, была отрублена первым ударом палача. [17] Таким образом, хотя на большинстве изображений Сен-Дени он изображен держащим всю голову, на других посетители продемонстрировали свою поддержку притязаний собора, изобразив его несущим только макушку черепа, например, в окне середины 13-го века, показывающем историю. в соборе Ле-Мана (залив 111). [18]
Иллюстрированная рукопись 1317 года, изображающая «Жизнь Сен-Дени» , когда-то принадлежавшая королю Франции Филиппу V , хранится в Национальной библиотеке в Париже. Его подарил королю его капеллан Жиль, аббат Сен-Дени, по заказу Жана де Понтуаза, предыдущего аббата Сен-Дени. Рукопись содержит семьдесят семь миниатюр, иллюстрирующих жизнь и мученическую кончину Сен-Дени. [19]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Сен-Дени и сподвижники» . Святой дня . Архивировано из оригинала 22 апреля 2005 г. Проверено 16 января 2007 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джонс, Терри. «Денис» . Индекс святых покровителей . Архивировано из оригинала 7 января 2007 г. Проверено 16 января 2007 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Сен-Дени» . Католическая энциклопедия . Том. 4. Компания Роберта Эпплтона. 1908 год . Проверено 16 января 2007 г.
- ^ " Блаженный Дионисий, епископ Парижский, претерпев различные наказания за имя Христово, жестоко окончил свою теперешнюю жизнь мечом". «История франков I », 30.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с о. Паоло О. Пирло, SHMI (1997). «Сен-Дени». Моя первая книга святых . Сыны Непорочной Святой Марии — качественные католические публикации. стр. 238–239. ISBN 971-91595-4-5 .
- ^ «Легенда Монмартра» . www.montmartre.fr . Архивировано из оригинала 13 января 2010 г. Проверено 5 августа 2009 г.
- ^ Это иконографическая деталь, по которой его можно идентифицировать, будь то в скульптуре тринадцатого века в Музее Клюни ( иллюстрация в «Почитании» ниже ) или в фигуре девятнадцатого века на портале Нотр-Дам де Пари , части Виолле-ле-Дюка Реставрации ( иллюстрация в инфобоксе ).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Ваднал, Джейн (июнь 1998 г.). «Образы средневекового искусства и архитектуры: Сен-Дени» . Отрывок из книги Анны Джеймсон «Священное и легендарное искусство», 1911 год . Архивировано из оригинала 21 апреля 2010 г. Проверено 16 января 2007 г.
- ^ Бэйнс (1878) .
- ^ Сугерий, «О делах, совершенных в его управлении», xxxii, и «О посвящении», т.
- ^ Миллер, Дженнифер. «Четырнадцать святых помощников» . Проверено 16 января 2007 г.
- ^ «Календарь» . Англиканская церковь . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ «Святые дни» . Англиканская церковь. 7 октября 2017 г.
- ^ «Календарь» . 16 октября 2013 г. Архивировано из оригинала 22 октября 2019 г. . Проверено 9 октября 2015 г.
- ^ А. Гамильтон Томпсон, рецензия на Самнера Макнайта Кросби , Аббатство Сен-Дени, 475–1122 . Том. I, в The English Historical Review 58, № 231 (июль 1943:357–359), стр. 358. Но уже сказано, что Денис был отправлен в Париж Папой Климентом I в самом раннем житии святой Женевьевы (глава 17, MGH, СС рег. 3, 222 ).
- ^ "Георгий Пахимера... Парафраз из десяти посланий Б. Дионисия Арепагиты"; см. Беатрис Бич, «Шарлотта Гийяр: деловая женщина шестнадцатого века», Renaissance Quarterly no. 36, 3 (осень 1983: 345–367), с. 349
- ^ См. Габриэля Шпигеля, Культ Сен-Дени и королевство Капетингов , в книге «Святые и их культы» , Стивен Уилсон (редактор), 1985. стр.144ff.
- ^ Уотлинг, Стюарт. «Фотографии собора Ле-Мана — окна внешнего фонаря — отсек 111, панель B5» . Корпус повествования . Проверено 15 июня 2009 г.
- ^ «Жизнь Сен-Дени» . сотрудники.oneonta.edu .
Библиография
[ редактировать ]- Бэйнс, Т.С., изд. (1878). Британская энциклопедия . Том. VII (9-е изд.). Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. п. 79. .
- Delehaye, Hippolyte (1911). . Encyclopædia Britannica . Vol. 8 (11th ed.). pp. 21–22.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дринкуотер, Дж. Ф. (1987). Галльская империя: сепаратизм и преемственность в северо-западных провинциях Римской империи, 260–274 гг . Штутгарт: Франц Штайнер Верлаг Висбаден. ISBN 3-515-04806-5 .
- Григорий Турский (1988). Слава мучеников . Рэймонд Ван Дам, пер. Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. ISBN 0-85323-236-9 .
- Лаказ, Шарлотта (1979). Рукопись «Жизнь Сен-Дени» . Нью-Йорк: Гарленд.
- Ван Дам, Раймонд (1985). Лидерство и община в позднеантичной Галлии . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-05162-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Католическая энциклопедия: Сен-Дени
- Сен-Дени и сподвижники предоставляют информацию о своем празднике 9 октября.
- Сен-Дени на христианской иконографии сайте
- Здесь следует жизнь Сен-Дени в переводе Кэкстона «Золотой легенды».
- Четырнадцать святых помощников
- Итальянские святые
- Французские римско-католические святые
- 250 смертей
- Рождения в III веке
- Епископы III века в Галлии
- Христианские мученики III века
- Епископы Парижа
- Цефалофоры
- Галло-римские святые
- Святые покровители Франции
- Похороны в базилике Сен-Дени.
- Англиканские святые
- Христианские мученики казнены через обезглавливание