Jump to content

Дени Парижский

(Перенаправлено из Сен-Дени Парижского )

Дени Парижский
Сен-Дени держится за голову. Статуя у левого портала Собора Парижской Богоматери .
Епископ и мученик
Рожденный 3 век
Италия , Римская империя
Умер в. 250, 258, [1] или 270
Монс Мартис , Лютеция , Римская Галлия (современный Париж , Франция)
Почитается в Католическая церковь
Англиканское сообщество
Восточная Православная Церковь
Главный храм Базилика Сен-Дени
Праздник 9 октября
Атрибуты Мученик, несущий отрубленную голову в руках ; архиерейская митра ; город; печь [2]
Покровительство Париж ; против безумия, раздора, головных болей, гидрофобии , Сан-Дионисио ( Параньяке ), одержимых людей

Дени Французский III века был христианским мучеником и святым . Согласно его житиям , он был епископом Парижа (тогда Лютеции ) в третьем веке и вместе со своими спутниками Рустиком и Елевферием был замучен за свою веру через обезглавливание . Некоторые источники помещают это во время и преследований Домициана , ошибочно отождествляют святого   Дени Парижского с Ареопагитом обращенным апостолом Павлом и служившим первым епископом Афин . Если предположить историчность Дениса, то теперь считается более вероятным, что он пострадал от преследований императора эры Деция вскоре после 250 года нашей   . [3]

Денис — самый известный цефалофор в христианской истории. Популярна история о том, как обезглавленный епископ поднял голову и прошел несколько миль, произнося проповедь о покаянии. Он почитается в католической церкви как покровитель Франции и Парижа и считается одним из Четырнадцати Святых Помощников . На месте его захоронения местная христианка воздвигла часовню; Позже он был расширен до аббатства и базилики , вокруг которых вырос французский город Сен-Дени , ныне пригород Парижа.

Средневековое и современное французское мужское имя Денис происходит от латинского имени Дионисий от греческого Dionysios .

Обезглавливание Дени и его товарищей, тимпан северного портала базилики Сен-Дени.

Григорий Турский [4] утверждает, что Денис был епископом Паризиев и принял мученическую смерть, будучи обезглавленным мечом. Самый ранний документ, описывающий его жизнь и мученичество, «Passio SS. Dionysii Rustici et Eleutherii» , датируется ок. 600, ошибочно приписывается поэту Венантию Фортунату и является легендарным. следует Тем не менее, из Passio , что Денис был послан из Италии , чтобы обратить Галлию в третье столетие, установив связь с «апостолами галлов», которые, как считается, были отправлены вместе с шестью другими епископами-миссионерами под руководством Папы Фабиана . Там Денис был назначен первым епископом Парижа. [5] Преследования при императоре Деции практически уничтожили небольшую христианскую общину в Лютеции (Париж). [3] Денис со своими неразлучными спутниками Рустиком и Элевферием, которые вместе с ним приняли мученическую смерть, поселился на острове Сите на реке Сена . Римский Париж лежал на возвышенности левого берега , вдали от реки.

Мученичество

[ редактировать ]

Денис и его товарищи были настолько эффективны в обращении людей, что языческие жрецы встревожились из-за потери последователей. По их наущению римский губернатор арестовал миссионеров. После длительного заключения Денис и двое его священнослужителей были казнены через обезглавливание. [5] на самом высоком холме Парижа (ныне Монмартр ), который, вероятно, был святым местом друидов . Широко распространено мнение, что мученическая смерть Дени и его товарищей дала этому месту его нынешнее название, происходящее от латинского Mons Martyrum «Гора мучеников» . [1] хотя название, возможно, происходит от Mons Mercurii et Mons Martis , Холма Меркурия и Марса . [6] Говорят, что после того, как ему отрубили голову, Денис поднял ее и прошел несколько миль от вершины холма, произнося проповедь всю дорогу , что сделало его одним из многих цефалофоров в агиологии. Из множества рассказов об этом мученичестве это подробно отмечено в « Золотой легенде» Батлера и в «Житиях святых» . [7] Место, где он прекратил проповедовать и фактически умер, было отмечено небольшой святыней, переросшей в базилику Сен-Дени , ставшую местом захоронения королей Франции . По другому сообщению, его труп был брошен в Сену , но позже той же ночью он был найден и похоронен его новообращенными. [2] [5]

Почитание

[ редактировать ]
Позднеготическая статуя Сен-Дени, известняк, ранее полихромная ( Музей Клюни )
Сен-Дени в Нюрнбергской хронике

Почитание Дениса началось вскоре после его смерти. Тела Дени, Элевтерия и Рустика были похоронены на месте их мученической кончины, где строительство одноименной базилики было начато Женевьевой при содействии парижан . [8] Ее Vita Sanctae Genovfae свидетельствует о наличии святыни возле нынешней базилики к концу пятого века.

Дагоберт I , правнук Хлотаря I , построил первую королевскую базилику. Первоначально традиция Меровингов заключалась в том, чтобы хоронить таких королей, как Хлодвиг и Хлотильда, в Париже в аббатстве Сен-Женевьева/Геновефа, поскольку Хлодвиг приказал построить его в 502 году нашей эры. Однако у Хильперика I была собственная мать, вдовствующая королева Арегунда , похороненная в Сен-Дени. Его внук явно следовал семейной традиции. Могила Арегунды (смерть около 580 г. н. э.) была обнаружена в 1959 году, а предметы ее захоронения можно увидеть в музее Сен-Жермен-ан-Ле . Церковь-преемница была построена Фулрадом , который стал аббатом в 749/50 году и был тесно связан с восшествием Каролингов на престол Меровингов.

Со временем Сен-   Дени стал считаться покровителем французского народа , а Сен-   Луи — покровителем монархии и королевских династий . [9] Сен-Дени или Монжуа! Сен-Дени! стал типичным боевым кличем французских армий . Орифламма . , ставшая стандартом Франции, была знаменем, освященным на его могиле Его почитание распространилось за пределы Франции, когда в 754 году папа Стефан II привез почитание Сен-Дени в Рим. Вскоре его культ распространился по всей Европе. [8] Аббат Сугер удалил мощи Дени и тех, кто был связан с Рустиком и Элеутером, из склепа, чтобы поместить их под главным алтарем Сен-Дени, который он перестроил в 1140–1144 годах. [10]

В традиционной католической практике Сен-Дени почитается как один из Четырнадцати Святых Помощников . В частности, Дениса призывают против дьявольской одержимости и головных болей. [11] и вместе с Женевьевой является одним из святых покровителей Парижа.

Праздник

[ редактировать ]
«Последнее причастие и мученичество Сен-Дени» , картина Анри Беллешоза , 1416 год, на которой показано мученичество Дени и его товарищей.

9 октября празднуется как праздник святого Дени и его товарищей, священника по имени Рустик и диакона Елевферия, которые замучены вместе с ним и похоронены вместе с ним. Имена Рустик и Элевтерий неисторичны. Праздник Сен-Дени был добавлен в римский календарь в 1568 году Папой Пием V , хотя отмечался он по крайней мере с 800 года.

Сен-Дени также вспоминают поминками . [12] во многих англиканских провинциях, включая англиканскую церковь [13] и Англиканская церковь Канады , [14] октября 9 .

Путаница с Дионисием Ареопагитом.

[ редактировать ]

По крайней мере, с девятого века легенды о Дионисии Ареопагете и Денисе Парижском часто путают. Около 814 года Людовик Благочестивый привез во Францию ​​некоторые сочинения, приписываемые Дионисию Ареопагиту, и с тех пор среди французских легендарных писателей стало обычным утверждать, что Денис Парижский был тем самым Дионисием, который был знаменитым новообращенным и учеником Павла Тарсийского . [8] Смешение личностей Дениса Парижского, Дионисия Ареопагита и псевдо-Дионисия Ареопагита , автора приписываемых Дионисию сочинений, привезенных во Францию ​​Людовиком, было начато посредством Ареопагитики, написанной в 836 году аббатом Ильдуином из Сен-Дени. по просьбе Людовика Благочестивого . «Хильдуин стремился повысить достоинство своей церкви, и именно ему обязано совершенно необоснованное отождествление святого покровителя с Дионисием Ареопагитом и его последующая связь с апостольской эпохой». [15] Атрибуция Хильдуина на протяжении веков поддерживалась монашеской общиной аббатства Сен-Дени и была одним из источников их гордости. В «Historia calamitatum » Пьер Абеляр дает краткий отчет о силе этой веры и резком противодействии монастыря оспариванию их притязаний. Абеляр в шутку указал на возможность того, что основателем аббатства мог быть другой Дионисий, которого Евсевий упоминает как Дионисий Коринфский . Это настолько разозлило сообщество, что в конце концов Абеляр с горечью ушел. Даже в шестнадцатом веке ученые все еще могли спорить о восточном происхождении базилики Сен-Дени: один из них был Годфруа Тильман в длинном предисловии к перефразированию « Письм Ареопагита», напечатанных в Париже в 1538 году Шарлоттой Гийяр. . [16] Большинство историографов сходятся во мнении, что эта запутанная легенда совершенно ошибочна. [3]

Изображение в искусстве

[ редактировать ]
Картина Жана Бурдишона

Безголовая походка Дениса привела к тому, что в искусстве его изображали обезглавленным и одетым как епископ собственную (часто скошенную ) , держащим в руках голову . [8] Работа с ореолом в таких обстоятельствах представляет собой уникальную задачу для художника. Некоторые помещают нимб на место головы; у других Сен-Дени несет нимб вместе с головой. Еще более проблематичным, чем ореол, был вопрос о том, какую часть головы Денис должен показывать.

На протяжении большей части Средневековья аббатство Сен-Дени и каноники собора Парижской Богоматери спорили о праве собственности на голову святого. Аббатство утверждало, что у них было все тело, в то время как Собор утверждал, что владеет макушкой его головы, которая, как они утверждали, была отрублена первым ударом палача. [17] Таким образом, хотя на большинстве изображений Сен-Дени он изображен держащим всю голову, на других посетители продемонстрировали свою поддержку притязаний собора, изобразив его несущим только макушку черепа, например, в окне середины 13-го века, показывающем историю. в соборе Ле-Мана (залив 111). [18]

Иллюстрированная рукопись 1317 года, изображающая «Жизнь Сен-Дени» , когда-то принадлежавшая королю Франции Филиппу V , хранится в Национальной библиотеке в Париже. Его подарил королю его капеллан Жиль, аббат Сен-Дени, по заказу Жана де Понтуаза, предыдущего аббата Сен-Дени. Рукопись содержит семьдесят семь миниатюр, иллюстрирующих жизнь и мученическую кончину Сен-Дени. [19]

См. также

[ редактировать ]
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Сен-Дени и сподвижники» . Святой дня . Архивировано из оригинала 22 апреля 2005 г. Проверено 16 января 2007 г.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джонс, Терри. «Денис» . Индекс святых покровителей . Архивировано из оригинала 7 января 2007 г. Проверено 16 января 2007 г.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Сен-Дени» . Католическая энциклопедия . Том. 4. Компания Роберта Эпплтона. 1908 год . Проверено 16 января 2007 г.
  4. ^ " Блаженный Дионисий, епископ Парижский, претерпев различные наказания за имя Христово, жестоко окончил свою теперешнюю жизнь мечом". «История франков I », 30.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с о. Паоло О. Пирло, SHMI (1997). «Сен-Дени». Моя первая книга святых . Сыны Непорочной Святой Марии — качественные католические публикации. стр. 238–239. ISBN  971-91595-4-5 .
  6. ^ «Легенда Монмартра» . www.montmartre.fr . Архивировано из оригинала 13 января 2010 г. Проверено 5 августа 2009 г.
  7. ^ Это иконографическая деталь, по которой его можно идентифицировать, будь то в скульптуре тринадцатого века в Музее Клюни ( иллюстрация в «Почитании» ниже ) или в фигуре девятнадцатого века на портале Нотр-Дам де Пари , части Виолле-ле-Дюка Реставрации ( иллюстрация в инфобоксе ).
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Ваднал, Джейн (июнь 1998 г.). «Образы средневекового искусства и архитектуры: Сен-Дени» . Отрывок из книги Анны Джеймсон «Священное и легендарное искусство», 1911 год . Архивировано из оригинала 21 апреля 2010 г. Проверено 16 января 2007 г.
  9. ^ Бэйнс (1878) .
  10. ^ Сугерий, «О делах, совершенных в его управлении», xxxii, и «О посвящении», т.
  11. ^ Миллер, Дженнифер. «Четырнадцать святых помощников» . Проверено 16 января 2007 г.
  12. ^ «Календарь» . Англиканская церковь . Проверено 9 апреля 2021 г.
  13. ^ «Святые дни» . Англиканская церковь. 7 октября 2017 г.
  14. ^ «Календарь» . 16 октября 2013 г. Архивировано из оригинала 22 октября 2019 г. . Проверено 9 октября 2015 г.
  15. ^ А. Гамильтон Томпсон, рецензия на Самнера Макнайта Кросби , Аббатство Сен-Дени, 475–1122 . Том. I, в The English Historical Review 58, № 231 (июль 1943:357–359), стр. 358. Но уже сказано, что Денис был отправлен в Париж Папой Климентом I в самом раннем житии святой Женевьевы (глава 17, MGH, СС рег. 3, 222 ).
  16. ^ "Георгий Пахимера... Парафраз из десяти посланий Б. Дионисия Арепагиты"; см. Беатрис Бич, «Шарлотта Гийяр: деловая женщина шестнадцатого века», Renaissance Quarterly no. 36, 3 (осень 1983: 345–367), с. 349
  17. ^ См. Габриэля Шпигеля, Культ Сен-Дени и королевство Капетингов , в книге «Святые и их культы» , Стивен Уилсон (редактор), 1985. стр.144ff.
  18. ^ Уотлинг, Стюарт. «Фотографии собора Ле-Мана — окна внешнего фонаря — отсек 111, панель B5» . Корпус повествования . Проверено 15 июня 2009 г.
  19. ^ «Жизнь Сен-Дени» . сотрудники.oneonta.edu .

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Дринкуотер, Дж. Ф. (1987). Галльская империя: сепаратизм и преемственность в северо-западных провинциях Римской империи, 260–274 гг . Штутгарт: Франц Штайнер Верлаг Висбаден. ISBN  3-515-04806-5 .
  • Григорий Турский (1988). Слава мучеников . Рэймонд Ван Дам, пер. Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. ISBN  0-85323-236-9 .
  • Лаказ, Шарлотта (1979). Рукопись «Жизнь Сен-Дени» . Нью-Йорк: Гарленд.
  • Ван Дам, Раймонд (1985). Лидерство и община в позднеантичной Галлии . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  0-520-05162-9 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a8735e2483fc63ada5519e5039b1103d__1717656660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a8/3d/a8735e2483fc63ada5519e5039b1103d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Denis of Paris - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)