Цефалофор
Цефалофор , (от греческого «носитель головы») — святой которого обычно изображают с отрубленной головой. В христианском искусстве это обычно означало, что рассматриваемый субъект был замучен путем обезглавливания . Изображение необходимого нимба в таких обстоятельствах представляет собой уникальную задачу для художника: некоторые помещают нимб на место головы, а другие изображают святого, несущего нимб вместе с головой. Сопутствующие легенды часто рассказывают о том, как святой стоял и нес свою голову после обезглавливания.
Термин «цефалофор» впервые был использован во французской статье Марселя Эбера «Цефалофорные мученики Эушэр, Элоф и Либер» в Revue de l'Université de Bruxelles , v. 19 (1914).
Возможное происхождение
[ редактировать ]Топос . можно проследить до двух источников [1] В проповеди святым Ювентину и Максимину Иоанн Златоуст утверждал, что отрубленная голова мученика страшнее диавола, чем когда он мог говорить. [2] «Затем он сравнил солдат, показывающих свои раны, полученные в бою, с мучениками, держащими в руках отрубленную голову и подносившими ее Христу». [2] Другим источником было западное житие Дениса Парижского , основателя Парижской кафедры, которого в тексте отождествляли с Дионисием Ареопагитом . Иоанн Креститель , самый известный обезглавленный святой, не считается кефалофором, поскольку он не держал голову руками. [3]
Так, оригинальным и, пожалуй, самым известным цефалофором является Дени , покровитель Парижа Монмартра , который, согласно « Золотой легенде» , чудесным образом проповедовал, подперев голову руками, путешествуя за семь миль от до места своего захоронения . [4] Хотя Сен-Дени является самым известным из святых, носивших головы, было и много других; фольклорист Эмиль Нурри насчитал не менее 134 примеров цефалофории только во французской агиографической литературе. [5] Учитывая частоту кражи реликвий в средневековой Европе, подобные истории, в которых святой четко указывает выбранное им место захоронения, возможно, возникли как способ воспрепятствовать таким актам Furta Sacra . [6]
Примеры цефалофорных святых
[ редактировать ]Цефалофорная легенда о Никасии Реймском рассказывает, что в момент казни Никасий читал 119-й псалом (118-й псалом в Вульгате ). Когда он дошел до стиха «Адхаэсит павименто анима меа» («Моя душа привязана к праху») (стих 25), ему обезглавили. После того, как его голова упала на землю, Никасий продолжил псалом, добавив: «Vivifica me, Domine, secundum verbum tuum» («Оживи меня, Господи, словами Твоими»). [7] Тема говорящей головы расширена в Пассиях святого Юстуса Бове VIII века . После того, как римские солдаты обезглавили ребенка, его отец и брат нашли труп сидящим с головой на коленях. Отдав голову отцу, Юстус попросил его отнести ее в Осер, чтобы его мать Фелиция могла ее поцеловать. [8]
Легенда об Афродизии Александрийском , где его имя было была перенесена в Безье поставлено во главе списка епископов. В агиографических отчетах Афродисия сопровождал его верблюд. Пока он проповедовал, группа язычников прорвалась сквозь толпу и на месте обезглавила его. Афродисий поднял его голову и отнес ее в часовню, которую он недавно освятил на этом месте. Сегодня оно идентифицируется как площадь Святой Афродизы, Безье . [9] Говорят, что Химерий из Босто пережил обезглавливание и, подобрав голову, взобрался верхом на лошадь. Он поехал навстречу своему дяде, епископу, на небольшую гору, прежде чем наконец умер. [10]
Легенда, связанная с Хинесом де ла Хара, гласит, что после того, как он был обезглавлен на юге Франции , он поднял свою голову и бросил ее в Рону . Голову перевезли морем на побережье Картахены в Испании , где ее почитали как реликвию (Картахена была центром культа этого святого). [11]
В « Золотой легенде » апостол Павел во время своей мученической смерти «вытянул шею, и так был обезглавлен. И как только голова отделилась от тела, там было сказано: Иисус Христос! пятьдесят раз». Когда голова была возвращена и должна была снова соединиться с телом как реликвия, в ответ на молитву о подтверждении того, что это действительно та самая голова, тело Павла повернулось, чтобы воссоединиться с главой, положенной у его ног. [12]
По легенде, святая женщина Осгит встала после казни, подняла голову, как Дени Парижский и другие цефалофорные мученики, и пошла с ней в руках к двери местного монастыря, прежде чем потерять там сознание. [13] Точно так же Валерия Лиможская отнесла отрубленную голову своему духовнику, святому Марсьялю .
Катберта часто изображают с головой на шее/плечах и держащим в руках вторую голову. Однако он не цефалофор. Вторая голова принадлежит святому Освальду Нортумбрийскому , который был похоронен вместе с ним в Даремском соборе .
В литературе
[ редактировать ]В Данте « Божественной комедии» трубадура Бертрана де Борна (Песнь 28) поэт встречает в восьмом круге Ада призрак , несущего в руке, как фонарь, отрубленную голову, подвешенную за волосы; увидев Данте и Вергилия , голова начинает говорить. [14]
Говорящая отрубленная голова незабываемо появляется в фильме «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь» .
Мотив « Голова» в Стита Томпсона «Указателе мотивов народной литературы» [15] показывает, насколько универсальной является аномалия говорящей отрубленной головы. Аристотель изо всех сил старается дискредитировать рассказы говорящих голов и доказать физическую невозможность отделения трахеи от легкого. «Более того, — добавляет он, — среди варваров, у которых головы отрубаются с большой быстротой, ничего подобного никогда не случалось». [16] Аристотель, несомненно, был знаком с историей о поющей бестелесной голове Орфея и гомеровским изображением голов, отрубленных так быстро, что они, казалось, все еще говорили. [17] и латинские примеры могут быть подтверждены. Связь между латинскими поэтами и средневековьем в передаче тропа говорящей головы была отмечена Беатрис Уайт, [18] в латинской поэме De Bello Troiano» Иосифа Эксетерского « о Троянской войне. Гектор кружит в воздухе отрубленную голову Патрокла , которая шепчет «Ultor ubi Aeacides» , «Где Ахиллес [Эакид], мой мститель?»
Некоторые современные авторы связывают легенды о цефалофорах, чудесно ходивших с головой на руках. [13] к кельтскому культу голов .
Галерея
[ редактировать ]- У Сен-Дени (второй справа) есть спутники -ангелы , выказывающие ему вежливую заботу; портал из Нотр-Дама де Пари (вероятно, замена XIX века)
- Сен-Дени имеет два нимба на гербе Крефельда.
- Цефалофор, Реймсский собор
- Иллюстрация Гюстава Доре к сцене из «Ада» Данте.
- Святая Валерия Лиможская преподносит свою голову своему епископу и духовнику святому Марсьялю ; Церковь Сен-Мишель-де-Лион , Лимож
- Чудо святого Юстуса , Питер Пауль Рубенс
Список цефалофоров
[ редактировать ]- Альбан
- Альбан из Майнца
- Афродизиус
- Авентен- де-Ларбуст
- Хризолиус
- Дени Парижский
- Домнин из Фиденцы
- Элифий
- Эмигдиус
- Еврозия (Оросия)
- Феликс и Регула
- Ferjeux de Besançon
- Ферреол де Безансон
- Фражу
- Радуясь
- Гемоло
- Женитур дю Блан
- Хинес де ла Хара
- Гохард из Нанта
- Илариан д'Эпалион
- Юстиниан с острова Рэмси
- Юстус Бове
- Джутвара
- Ламберт Сарагосский
- Лауреан Венгерский (Севилья, Испания; Ватан, Франция)
- Библиотекарь Гранда
- Ливье де Марсаль
- Люциан де Бове
- Морен д'Ажен
- Морис
- Тысячи
- Миниас Флорентийский
- Митра
- Нектан Хартленда
- Никасий Реймсский
- Никасий, Квирин и Скубикул
- Нояль
- Осит
- Пиат Турне
- Принципен (Овернь)
- Китерия (Квиттери)
- Реверианус
- Сатурнина
- Пока
- теонист
- Тремор
- Трефин
- Валери Лиможская
- Сересо ура
- Вайнфрайд
- Ива
См. также
[ редактировать ]- Святая символика
- Чхиннамаста - индуистская богиня, держащая отрубленную голову.
- Игра в обезглавливание – мотив средневекового романа.
- Кельтское обезглавливание – полное отделение головы от тела.
- Кельтская охота за головами – практика охоты на человека и сбора отрубленной головы после убийства жертвы.
- Спрятав голову под руку
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Как отметил Уолтер (2003) , с. 143
- ^ Jump up to: а б Уолтер (2003) , с. 143.
- ^ «Денис, первый святой-цефалофор?» . Сен-Сен-Дени Туризм . Проверено 13 февраля 2018 г.
- ^ В рациональной атмосфере Просвещения г заметила : -жа дю Деффан «il n'y a que le premier pas qui coûte», «имеет значение только первый шаг»; ее слова были повторены в барона Гримма от «Литературной переписке» 15 мая 1764 года.
- ^ Цефалофорные святые. Исследование агиографического фольклора , Revue de l'Histoire des Religions (Париж), 99 (1929), с. 158-231.
- ^ «Святые-кефалофоры, которых в западной традиции было около сотни, обычно совершали это чудо, чтобы указать место расположения святыни, где следует поклоняться их мощам» ( Walter 2003 , стр. 143).
- ^ Сан-Никасио-ди-Реймс
- ^ Скотт Б. Монтгомери, «Mittite capud meum... ad matre meum ut osculetur eum: Форма и значение реликвария-бюста Святого Жюста Миттита», Gesta 36.1 (1997), стр. 48–64.
- ^ Живописная Франция: обычаи и традиции 1908 г.
- ^ Пассио ди Сан Джемоло
- ^ «Сен-Хинес де ла Хара (Музей Гетти)» . Архивировано из оригинала 5 октября 2008 г. Проверено 21 августа 2007 г.
- ↑ Золотая легенда : Жизнь апостола Павла. Архивировано 29 июня 2007 года в Wayback Machine .
- ^ Jump up to: а б «Истории о святом Эдмунде, святом Кенельме, святом Осите и святом Сидвелле в Англии, святом Дени во Франции, святом Мелоре и святой Уинифред на кельтской территории сохраняют закономерность и укрепляют связь между легендой и фольклор », — отмечает Беатрис Уайт. ( Уайт 1972 , стр. 123).
- ^ "Это туловище головы, цепляющееся за листву.
Pesol col mano, a giusa di lanterno:
А он посмотрел на нас и сказал: «О я!».
Данте Алигьери , «Божественная комедия» , «Ад» , Песнь 28, 121–123. Перевод Лонгфелло , Комментарии из Дартмутского проекта Данте . - ^ Копенгаген, 1957.
- ^ Аристотель, О частях животных 3.10.
- ^ Илиада 10.457 и Одиссея 22.329.
- ^ Уайт (1972) , с. 123.
Библиография
[ редактировать ]- Уолтер, Кристофер (2003). Святые-воины в византийском искусстве и традициях . Лондон: Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-84014-694-3 .
- Уайт, Беатрис (лето 1972 г.). «Постоянный парадокс». Фольклор . 83 (2): 122–131. дои : 10.1080/0015587X.1972.9716461 . ПМИД 11614481 .