Jump to content

Цефалофор

Дени Парижский

Цефалофор , (от греческого «носитель головы») — святой которого обычно изображают с отрубленной головой. В христианском искусстве это обычно означало, что рассматриваемый субъект был замучен путем обезглавливания . Изображение необходимого нимба в таких обстоятельствах представляет собой уникальную задачу для художника: некоторые помещают нимб на место головы, а другие изображают святого, несущего нимб вместе с головой. Сопутствующие легенды часто рассказывают о том, как святой стоял и нес свою голову после обезглавливания.

Термин «цефалофор» впервые был использован во французской статье Марселя Эбера «Цефалофорные мученики Эушэр, Элоф и Либер» в Revue de l'Université de Bruxelles , v. 19 (1914).

Возможное происхождение

[ редактировать ]

Топос . можно проследить до двух источников [1] В проповеди святым Ювентину и Максимину Иоанн Златоуст утверждал, что отрубленная голова мученика страшнее диавола, чем когда он мог говорить. [2] «Затем он сравнил солдат, показывающих свои раны, полученные в бою, с мучениками, держащими в руках отрубленную голову и подносившими ее Христу». [2] Другим источником было западное житие Дениса Парижского , основателя Парижской кафедры, которого в тексте отождествляли с Дионисием Ареопагитом . Иоанн Креститель , самый известный обезглавленный святой, не считается кефалофором, поскольку он не держал голову руками. [3]

Сен-Дени

Так, оригинальным и, пожалуй, самым известным цефалофором является Дени , покровитель Парижа Монмартра , который, согласно « Золотой легенде» , чудесным образом проповедовал, подперев голову руками, путешествуя за семь миль от до места своего захоронения . [4] Хотя Сен-Дени является самым известным из святых, носивших головы, было и много других; фольклорист Эмиль Нурри насчитал не менее 134 примеров цефалофории только во французской агиографической литературе. [5] Учитывая частоту кражи реликвий в средневековой Европе, подобные истории, в которых святой четко указывает выбранное им место захоронения, возможно, возникли как способ воспрепятствовать таким актам Furta Sacra . [6]

Примеры цефалофорных святых

[ редактировать ]

Цефалофорная легенда о Никасии Реймском рассказывает, что в момент казни Никасий читал 119-й псалом (118-й псалом в Вульгате ). Когда он дошел до стиха «Адхаэсит павименто анима меа» («Моя душа привязана к праху») (стих 25), ему обезглавили. После того, как его голова упала на землю, Никасий продолжил псалом, добавив: «Vivifica me, Domine, secundum verbum tuum» («Оживи меня, Господи, словами Твоими»). [7] Тема говорящей головы расширена в Пассиях святого Юстуса Бове VIII века . После того, как римские солдаты обезглавили ребенка, его отец и брат нашли труп сидящим с головой на коленях. Отдав голову отцу, Юстус попросил его отнести ее в Осер, чтобы его мать Фелиция могла ее поцеловать. [8]

Святой Афродизий, александрийский мученик, почитаемый в Безье.

Легенда об Афродизии Александрийском , где его имя было была перенесена в Безье поставлено во главе списка епископов. В агиографических отчетах Афродисия сопровождал его верблюд. Пока он проповедовал, группа язычников прорвалась сквозь толпу и на месте обезглавила его. Афродисий поднял его голову и отнес ее в часовню, которую он недавно освятил на этом месте. Сегодня оно идентифицируется как площадь Святой Афродизы, Безье . [9] Говорят, что Химерий из Босто пережил обезглавливание и, подобрав голову, взобрался верхом на лошадь. Он поехал навстречу своему дяде, епископу, на небольшую гору, прежде чем наконец умер. [10]

Легенда, связанная с Хинесом де ла Хара, гласит, что после того, как он был обезглавлен на юге Франции , он поднял свою голову и бросил ее в Рону . Голову перевезли морем на побережье Картахены в Испании , где ее почитали как реликвию (Картахена была центром культа этого святого). [11]

В « Золотой легенде » апостол Павел во время своей мученической смерти «вытянул шею, и так был обезглавлен. И как только голова отделилась от тела, там было сказано: Иисус Христос! пятьдесят раз». Когда голова была возвращена и должна была снова соединиться с телом как реликвия, в ответ на молитву о подтверждении того, что это действительно та самая голова, тело Павла повернулось, чтобы воссоединиться с главой, положенной у его ног. [12]

По легенде, святая женщина Осгит встала после казни, подняла голову, как Дени Парижский и другие цефалофорные мученики, и пошла с ней в руках к двери местного монастыря, прежде чем потерять там сознание. [13] Точно так же Валерия Лиможская отнесла отрубленную голову своему духовнику, святому Марсьялю .

Катберта часто изображают с головой на шее/плечах и держащим в руках вторую голову. Однако он не цефалофор. Вторая голова принадлежит святому Освальду Нортумбрийскому , который был похоронен вместе с ним в Даремском соборе .

В литературе

[ редактировать ]

В Данте « Божественной комедии» трубадура Бертрана де Борна (Песнь 28) поэт встречает в восьмом круге Ада призрак , несущего в руке, как фонарь, отрубленную голову, подвешенную за волосы; увидев Данте и Вергилия , голова начинает говорить. [14]

Говорящая отрубленная голова незабываемо появляется в фильме «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь» .

Мотив « Голова» в Стита Томпсона «Указателе мотивов народной литературы» [15] показывает, насколько универсальной является аномалия говорящей отрубленной головы. Аристотель изо всех сил старается дискредитировать рассказы говорящих голов и доказать физическую невозможность отделения трахеи от легкого. «Более того, — добавляет он, — среди варваров, у которых головы отрубаются с большой быстротой, ничего подобного никогда не случалось». [16] Аристотель, несомненно, был знаком с историей о поющей бестелесной голове Орфея и гомеровским изображением голов, отрубленных так быстро, что они, казалось, все еще говорили. [17] и латинские примеры могут быть подтверждены. Связь между латинскими поэтами и средневековьем в передаче тропа говорящей головы была отмечена Беатрис Уайт, [18] в латинской поэме De Bello Troiano» Иосифа Эксетерского « о Троянской войне. Гектор кружит в воздухе отрубленную голову Патрокла , которая шепчет «Ultor ubi Aeacides» , «Где Ахиллес [Эакид], мой мститель?»

Некоторые современные авторы связывают легенды о цефалофорах, чудесно ходивших с головой на руках. [13] к кельтскому культу голов .

Список цефалофоров

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Как отметил Уолтер (2003) , с. 143
  2. ^ Jump up to: а б Уолтер (2003) , с. 143.
  3. ^ «Денис, первый святой-цефалофор?» . Сен-Сен-Дени Туризм . Проверено 13 февраля 2018 г.
  4. ^ В рациональной атмосфере Просвещения г заметила : -жа дю Деффан «il n'y a que le premier pas qui coûte», «имеет значение только первый шаг»; ее слова были повторены в барона Гримма от «Литературной переписке» 15 мая 1764 года.
  5. ^ Цефалофорные святые. Исследование агиографического фольклора , Revue de l'Histoire des Religions (Париж), 99 (1929), с. 158-231.
  6. ^ «Святые-кефалофоры, которых в западной традиции было около сотни, обычно совершали это чудо, чтобы указать место расположения святыни, где следует поклоняться их мощам» ( Walter 2003 , стр. 143).
  7. ^ Сан-Никасио-ди-Реймс
  8. ^ Скотт Б. Монтгомери, «Mittite capud meum... ad matre meum ut osculetur eum: Форма и значение реликвария-бюста Святого Жюста Миттита», Gesta 36.1 (1997), стр. 48–64.
  9. ^ Живописная Франция: обычаи и традиции 1908 г.
  10. ^ Пассио ди Сан Джемоло
  11. ^ «Сен-Хинес де ла Хара (Музей Гетти)» . Архивировано из оригинала 5 октября 2008 г. Проверено 21 августа 2007 г.
  12. Золотая легенда : Жизнь апостола Павла. Архивировано 29 июня 2007 года в Wayback Machine .
  13. ^ Jump up to: а б «Истории о святом Эдмунде, святом Кенельме, святом Осите и святом Сидвелле в Англии, святом Дени во Франции, святом Мелоре и святой Уинифред на кельтской территории сохраняют закономерность и укрепляют связь между легендой и фольклор », — отмечает Беатрис Уайт. ( Уайт 1972 , стр. 123).
  14. ^ "Это туловище головы, цепляющееся за листву.
    Pesol col mano, a giusa di lanterno:
    А он посмотрел на нас и сказал: «О я!».
    Данте Алигьери , «Божественная комедия» , «Ад» , Песнь 28, 121–123. Перевод Лонгфелло , Комментарии из Дартмутского проекта Данте .
  15. ^ Копенгаген, 1957.
  16. ^ Аристотель, О частях животных 3.10.
  17. ^ Илиада 10.457 и Одиссея 22.329.
  18. ^ Уайт (1972) , с. 123.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e0928785d24c8f75e772cc462e415e28__1721507640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e0/28/e0928785d24c8f75e772cc462e415e28.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cephalophore - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)