Реймсский собор
Реймсский собор | |
---|---|
Собор Богоматери Реймса | |
Русский : Собор Парижской Богоматери в Реймсе | |
49 ° 15'14 "N 4 ° 2'3" E / 49,25389 ° N 4,03417 ° E | |
Расположение | Площадь кардинала Люсона, 51100 Реймс |
Страна | Франция |
Номинал | Римско-католический |
Веб-сайт | www |
История | |
Статус | Кафедральный собор |
Преданность | Богоматерь Реймсская |
Связанные люди | Хлодвиг I |
Архитектура | |
Функциональное состояние | Активный |
Архитектор(ы) | Жан д'Орбе Жан-ле-Лу Гоше из Реймса Бернар Суассонский |
Архитектурный тип | Церковь |
Стиль | Высокая готика |
Годы постройки | 1211–1345 |
Новаторский | 1211 |
Завершенный | 1275 |
Технические характеристики | |
Длина | 149,17 м (489,4 футов) |
Площадь пола | 6650 м 2 (71 600 кв. футов) |
Количество башен | 2 |
Высота башни | 81 м (266 футов) |
Колокола | 2 (в южной башне) |
Администрация | |
Архиепископия | Реймс (Место) |
Духовенство | |
Архиепископ | Эрик де Мулен-Бофор |
Священник, ответственный | Жан-Пьер Лоран |
Часть | Собор Нотр-Дам, бывшее аббатство Сен-Реми и дворец Тау , Реймс |
Критерии | Культурные: i, ii, vi |
Ссылка | 601-001 |
Надпись | 1991 г. (15-я сессия ) |
Официальное название | Собор Нотр-Дам |
Назначен | 1862, 1920 [1] |
Дам ( / , де ˌnɒtrəˈdɑːm , ˌnoʊtrəˈdɑːm ˌnoʊtrəˈdeɪm / Нотр - Реймс ˌnoʊtrə ˈdeɪm, ˌnoʊtrə ˈdɑːm/; [2] [3] [4] Французский: [nɔtʁə dam də ʁɛ̃s] ; что означает « Богоматерь Реймсская »), [а] известный на английском языке как Реймсский собор , является римско-католическим собором во французском городе с таким же названием , архиепископской кафедрой Реймсской архиепархии . Собор был посвящен Деве Марии и был традиционным местом коронации королей Франции . Реймсский собор считается одним из важнейших образцов готической архитектуры . [5] Собор, главное туристическое направление, ежегодно принимает около миллиона посетителей. [6] В 1991 году он стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО . [7]
Считается, что соборная церковь была основана епископом Никазием в начале V века. Хлодвиг был крещен здесь христианином святым Ремигием , епископом Реймса, примерно столетие спустя. Он был первым франкским королем, принявшим это таинство. Строительство нынешнего Реймсского собора началось в 13 веке и завершилось в 14 веке. Яркий пример архитектуры высокой готики , он был построен на месте более ранней церкви, разрушенной пожаром в 1210 году. Хотя нынешний собор мало пострадал во время Французской революции , в 19 веке он подвергся обширной реставрации. Она сильно пострадала во время Первой мировой войны , и в 20 веке церковь была вновь восстановлена.
После принятия закона 1905 года об отделении церкви от государства собор принадлежит французскому государству, а у католической церкви есть договор на его исключительное пользование. Французское государство платит за его восстановление и содержание. [7]
История
[ редактировать ]V век – Меровингский собор.
[ редактировать ]Поселение галльского племени Ремов , названного Дурокорторум, было описано Юлием Цезарем в его отчетах о Галльских войнах . [8] Во времена Высокой Римской империи он стал столицей провинции, простирающейся до дельты Рейна , а в III веке нашей эры был столицей римской провинции, известной как Вторая Бельгия. Первая христианская церковь там была основана первым епископом святым Сикстом Реймсским между 250 и 300 годами.
В начале V века, в эпоху Меровингов , епископ Никасий перенес собор на его нынешнее место, на место, где раньше располагались галло-римские бани, построенные императором Константином . [9] [10] Новая церковь была посвящена Деве Марии в преддверии решения Эфесского собора 431 года, устанавливающего ее повышенный статус. [11] Новый собор с квадратным внешним видом и круглым внутри. [12] [13] размеры примерно 20 м (66 футов) на 55 м (180 футов). [14] [8] В 1990-х годах был раскопан баптистерий этой оригинальной церкви Меровингов, расположенный прямо под нынешним собором, и были обнаружены фрагменты старой конструкции. [8]
Хлодвиг I , король франков , был крещен здесь примерно в 496 году нашей эры святым Ремигием (также известным как святой Реми ). Это событие положило начало давней традиции королевских коронаций в Реймсе. [15] [16] [17]
9 век – Каролингский собор.
[ редактировать ]В 816 году Людовик Благочестивый , король франков и император Священной Римской империи , был коронован в Реймсе папой Стефаном IV . [12] Коронация и последовавшие за ней торжества выявили плохое состояние и недостаточные размеры раннего собора. [16] Примерно в 818 году архиепископ Эббо и королевский архитектор Румо начали строить с нуля на том же месте гораздо более крупную церковь, используя камень со старых городских валов. [12] [18]
Работы были прерваны в 835 году, а затем возобновились при новом архиепископе Гинкмаре при поддержке императора Карла Лысого . Интерьер церкви был украшен позолотой , мозаикой , картинами , скульптурами и гобеленами . [13] 18 октября 862 года в присутствии императора Хинкмар освятил новую церковь высотой 86 м (282 фута) с двумя трансептами . [19]
В начале 10 века под первоначальной церковью был заново открыт древний склеп. При архиепископе Геривее склеп . (который был первоначальным центром предыдущих церквей над ним) был расчищен, отремонтирован, а затем вновь посвящен святому епископу Ремигию [12] собора Алтарь до сих пор находится на том же месте, прямо над склепом, где он находился вот уже 15 веков. [19]
Начиная с 976 года архиепископ Адальберо начал расширять Каролингский собор. [20] Историк Рихерус , ученик Адальберо, дает очень точное описание работы, проведенной архиепископом: [21]
«Он полностью разрушил аркады , простиравшиеся от входа почти на четверть базилики до самого верха, так что вся церковь, украшенная, приобрела большую протяженность и более подходящую форму (...). Он украсил главный алтарь золотого креста и окутал его великолепной решеткой (...). Он осветил ту же церковь окнами, в которых были изображены различные истории, и наделил ее ревущими, как гром, колоколами».
— Рихерус из Реймса
Престиж Святой Ампуллы , священного сосуда, наполненного миррой , которым помазывали французских королей, тот факт, что Хлодвиг I был крещен там, а также политическая власть архиепископа Реймса привели к тому, что Реймс стал постоянным местом коронации французский монарх , традиция, которая была установлена с коронацией Генриха I Франции в 1027 году. Все будущие короли Франции, кроме семи - Хью Капет , Роберт II , Людовик VI , Иоанн I , Генрих IV , Людовик XVIII и Луи-Филипп Я был коронован в Реймсе.
В соборе проводились и другие королевские церемонии. 19 мая 1051 года Генрих I Французский и Анна Киевская. в соборе венчались [22] Во время проведения Реймсского собора в 1131 году Папа Иннокентий II помазал и короновал Людовика VII , сына правящего короля Людовика VI . в соборе [23] [24]
- Крещение Хлодвига готическим художником (14 в.)
- Крещение Хлодвига магистром Святого Джайлса (16 в.)
- Изображение Каролингского собора на могиле архиепископа Гинкмара (9 век), разрушенной в 1793 году.
12 век – раннеготический собор.
[ редактировать ]К XII веку Каролингский собор считался слишком маленьким для амбиций архиепископа Самсона Мовуазена (1140–1160). Он сохранил существующие неф и трансепт, но перестроил и расширил два конца собора. Он разрушил западный фасад и прилегающую к нему башню, чтобы построить две одинаковые боковые башни, в подражание королевскому аббатству Сен-Дени под Парижем , посвящение хора которого сам Самсон присутствовал несколькими годами ранее. [25] Новая церковь была длиннее старого собора - 110 м (360 футов). [20] В восточной части он создал более крупный хор, а также дисамбулаторию и кольцо расходящихся часовен. [26] В конце века неф и трансепт все еще были выполнены в стиле Каролингов, а апсида и фасад - в стиле ранней готики . [27]
- Печать собора, показывающая, как он выглядел в 12 веке.
13–14 века – собор высокой готики.
[ редактировать ]6 мая 1210 г. [28] [29] частично каролингский , частично раннеготический собор был уничтожен пожаром якобы по «небрежности». [16] Год спустя архиепископ Обри нового собора заложил первый камень чевета . [20] [28] Работа над новым собором шла с исключительной скоростью, поскольку Реймс был одним из первых зданий, в которых использовались камни и другие материалы стандартизированных размеров, поэтому каждый камень не приходилось обрезать по размеру. [18] В июле 1221 года часовня в восточной части собора была введена в эксплуатацию. [29] В 1230 году начались работы на западном фасаде, что указывало на то, что неф был почти завершен. [30]
В 1233 году затянувшийся спор между капитулом собора и горожанами (по вопросам налогообложения и юридической юрисдикции) перерос в открытое восстание. [31] Несколько священнослужителей были убиты или ранены в ходе последовавшего насилия, и весь капитул собора покинул город, оставив его под интердиктом (фактически запрещающим все публичные богослужения и таинства). [32] Работы над новым собором были приостановлены на три года и возобновились только в 1236 году после того, как духовенство вернулось в город и интердикт был снят при посредничестве короля и папы. Затем строительство продолжалось медленнее.
В 1241 году членам Капитула удалось собраться на хор, показав, что своды апсиды и пять последних траверсов нефа на востоке, где располагались партеры, закончены, [33] но неф не был покрыт крышей до 1299 года (когда французский король отменил налог на свинец, используемый для этой цели). Работы над западным фасадом начались только в 1252 году, а порталы были завершены только после 1260 года. После этого работы переместились с запада на восток с завершением нефа; уровень окон-розеток был завершен между 1275 и 1280 годами. Крыша нефа и верхних галерей была закончена в 1299 году. [34] Сравнение роз западного фасада с розами трансептов демонстрирует временной стилистический прогресс: окна-розетки трансептов украшены решетчатым узором, но все стекла находятся внутри круглых рам - то есть смесь классики Готика и высокая готика . Однако в окнах-розетках западного фасада стекло выходит за рамки круглых рам и заполняет все доступные области с заостренными арками (например, искусственный шелк , усовершенствованная форма высокой готики).
Необычно то, что известны имена последовательных архитекторов собора, сменявших друг друга до завершения строительных работ собора в 1275 году. Лабиринт встроенный в пол нефа , во время строительства или вскоре после него (аналогично примерам в Шартре и Амьене ), включал имена этих четырех мастеров-каменщиков ( Жан д'Орбе , Жан-ле-Лу, Гоше из Реймса и Бернар де Суассон ) и количество лет, которые они там проработали, хотя искусствоведы до сих пор расходятся во мнениях относительно того, кто за какие части здания отвечал. [35] Сам лабиринт был разрушен в 1779 году, но его детали и надписи известны по рисункам XVIII века. что подобные узоры были намеком на формирующийся статус архитектора (через их связь с мифическим архитектором Дедалом , построившим критский лабиринт Миноса Явная связь здесь между лабиринтом и мастерами-каменщиками придает вес аргументу о том , ). Собор также содержит дополнительные свидетельства повышения статуса архитектора в гробнице Хьюга Либержье (ум. 1268, архитектор ныне разрушенной Реймсской церкви Сен-Никез). Ему не только оказана честь гравированной плиты; он изображен держащим миниатюрную модель своей церкви (честь, ранее удостоенная благородных жертвователей) и одетым в академическую одежду, подобающую интеллектуалу.
Даже после того, как строительные работы были завершены в 1275 году, оставалось еще много работы. Галерея королей на западном фасаде и восьмиугольные верхние башни были завершены только в 1460-х годах. Документальные записи свидетельствуют о приобретении земли к западу от этого места в 1218 году, что позволяет предположить, что новый собор был значительно больше, чем его предшественники, а удлинение нефа, предположительно, было приспособлением, позволяющим освободить место для толпы, присутствовавшей на коронациях. [36]
Башни высотой 81 м (266 футов) изначально были рассчитаны на высоту 120 м (390 футов). В южной башне всего два больших колокола; один из них, названный Карлом, кардиналом Лотарингским в 1570 году, «Шарлоттой», весит более 10 000 кг (10 т).
После смерти маленького короля Иоанна I его дядя Филипп был поспешно коронован в Реймсе 9 января 1317 года. [37]
Во время Столетней войны город Реймсской кампании находился в осаде англичан с 1359 по 1360 год, но осада провалилась. [38] В 1380 году Реймсский собор стал местом коронации Карла VI , а восемь лет спустя Карл созвал совет в Реймсе в 1388 году, чтобы вывести личное управление из-под контроля своих дядей. [39]
15–16 века
[ редактировать ]После того, как Генрих V Английский разбил Карла VI армию в битве при Азенкуре 25 октября 1415 года, большая часть северной Франции, включая Реймс, перешла к англичанам. [40] Они удерживали Реймс и собор до 1429 года, когда он был захвачен Жанной д'Арк , что позволило дофину Карлу быть коронованным королем 17 июля 1429 года. [41] За свой подвиг — поворотный момент в Столетней войне — Жанна увековечена в Реймском соборе двумя статуями: конной статуей снаружи церкви и еще одной внутри церкви.
24 июля 1481 года произошел пожар, вызванный халатностью рабочих, закрывавших высокий шпиль (шпиль) из дерева и свинца, строившийся над трансептом. [34] разрушили часть каркаса шпиля, центральную колокольню собора и галереи у основания крыши собора, а капающий расплавленный кровельный свинец нанес дальнейший ущерб. Однако восстановление было быстрым: короли Карл VIII и Людовик XII внесли пожертвования на реконструкцию собора. В частности, они предоставили собору октрой соляного налога Габели . В благодарность новую крышу украсили геральдической лилией и королевским гербом, «прикрепленным к вершине фасада». Однако эта работа была приостановлена до завершения строительства стрел в 1516 году. [42] Верхние галереи нефа были завершены в 1505 году. Они были настолько дорогими, что оставшиеся запланированные проекты, включая колокольню высотой 170 метров над трансептом, шпили на западном фасаде и запланированные верхние башни, обрамляющие трансепт, так и не были построены. [34]
После смерти I Франциска 25 июля 1547 года в Реймсском соборе Генрих II был коронован королём Франции. [43]
- Эдуард III Английский король осаждает Реймс с помощью пушек во время Реймсской кампании Столетней войны . На заднем плане виден собор.
17–18 века
[ редактировать ]В 18 веке была проведена первая масштабная реконструкция внутри собора. Между 1741 и 1749 годами нижние окна и средневековая мебель, главный алтарь, хоры и хоровая ширма были заменены мебелью, более соответствующей богословским требованиям и вкусам эпохи. Также была восстановлена скульптура порталов. [44]
В 1793 году, во время Французской революции , собор был закрыт и ненадолго превращен в хранилище для зерна, а затем на время в Храм Разума . Большая часть оставшейся мебели и погребальных памятников была уничтожена, реликварии в сокровищнице переплавлены на золото, а колокола переплавлены на пушки. Толпа разбила большую часть скульптуры главного портала, а наиболее очевидные символы королевской власти, такие как гербы геральдической лилии и королевская рука правосудия , были сожжены. [45] Однако большая часть средневековой скульптуры сохранилась относительно нетронутой. [44]
- Коронация Людовика XIII , 17 октября 1610 г.
- Коронационная процессия Людовика XV (1724 г.)
- Коронация Людовика XVI (1775 г.)
19 век
[ редактировать ]С восстановлением французской монархии после падения Наполеона практика королевских коронаций в Реймсе возобновилась, но ненадолго. Последним королем Франции, который был коронован там, был Карл X в 1825 году. Его правление было крайне непопулярно, и он был свергнут в ходе революции 1830 года и заменен конституционным монархом Луи-Филиппом I , который был приведен к присяге в парламенте в Париже. а не коронован в Реймсе. [46]
В конце 19 века была реализована серия реставрационных проектов, в которых основное внимание уделялось фронтонам и статуям западного фасада (1826–1830 гг.), а затем верхним галереям, окнам и башням (1845–1860 гг.) под руководством Жан-Жака . Арвеф . В 1860 году его сменил Эжен Виолле-ле-Дюк , который изменил галерею хора и апсиду ближе к их первоначальному средневековому виду. [47] Его сменили еще два архитектора, Эжен Милле и Виктор Руприх-Роберт , которые позволили себе значительные вольности, переделав галереи нефа в более творческий готический стиль 13-го века. В 1888 году за ними последовали Денис Дарси и Поль Гут, которые более внимательно следили за исторической архитектурой, особенно при реставрации западного окна-розы. [44]
- Коронация французского короля Карла X в Реймсе в 1825 году Франсуа Жераром.
- Реймсский собор на реставрации в 1845 году, автор Адриен Даузац.
20 век - Первая мировая война и реставрация.
[ редактировать ]С началом Первой мировой войны собор был сдан в эксплуатацию как госпиталь, а из его ближайших окрестностей были вывезены войска и вооружение. [48] [49] [50] 4 сентября 1914 года XII саксонский корпус прибыл в город, а позже в тот же день немецкая императорская армия начала обстрел города. [б] Орудия, расположенные в 7 км (4,3 мили) от Ле-Менё , прекратили стрельбу, когда XII Саксонский корпус послал двух офицеров и городского служащего с просьбой прекратить обстрел города. [53]
12 сентября оккупационная немецкая армия решила разместить своих раненых в соборе, несмотря на протесты аббата Мориса Ландриё. [54] и расстелили для этой цели 15 000 тюков соломы на полу собора. На следующий день французские солдаты под командованием генерала Франше д'Эспере снова вошли в город, но раненые немцы остались в соборе. [55]
Шесть дней спустя в епископском дворце взорвался снаряд, в результате чего трое человек погибли и 15 получили ранения. [56] 18 сентября начался продолжительный обстрел, а 19 сентября снаряды попали в «лес» из деревянных брусьев под свинцовой крышей, подожгли его и полностью разрушили крышу. Колокола расплавились, окна были выбиты, скульптура и часть стен повреждены. Свинец в кровле расплавился и вылился через рот каменных горгулий , повредив, в свою очередь, соседний епископский дворец. Изображения разрушенного собора во время войны показывали возмущенные французы, обвиняя немцев в преднамеренном разрушении зданий, богатых национальным и культурным наследием. [57] в то время как немецкая пропаганда возложила ответственность за смерть заключенных на французов, которые под дулом пистолета не позволили им бежать из-под огня. [58] Одиночные снаряды продолжали попадать в разрушенное здание в течение нескольких лет, несмотря на неоднократные просьбы Папы Бенедикта XV . [59]
По окончании войны собор предлагалось сохранить в поврежденном состоянии как памятник жертвам войны, но эта идея была окончательно отвергнута. Крупный проект реставрации начался в 1919 году под руководством Анри Дене, главного архитектора службы французских исторических памятников. Реставрация получила крупное финансирование от Фонда Рокфеллера , а иногда для укрепления конструкции использовались современные методы и материалы, в том числе сборный железобетон. фундаменты более ранней церкви периода Каролингов В 1920-х годах под собором были обнаружены и раскопаны . Работы были завершены, и в 1938 году собор был вновь открыт. [18]
- Собор после бомбардировки (1914 г.)
- Собор без крыши после бомбардировки
- Интерьер собора после бомбардировки
Реставрационные работы в церкви продолжаются с 1938 года, устраняя ущерб, нанесенный войной и загрязнением окружающей среды. В 1955 году Жорж Сопик сделал копию Коронации Богородицы, которую можно увидеть над входом в собор, а вместе с Луи Лейгом скопировал многие другие скульптуры на фасаде собора. Он также выполнил статую Святого Фомы для северной башни.
Начиная с 1967 года, многие внешние статуи, такие как улыбающийся ангел, были перенесены во внутреннюю часть Дворца Тау для защиты и заменены копиями. [7]
Франко -германское примирение было символически оформлено в июле 1962 года президентом Франции Шарлем де Голлем и канцлером Германии Конрадом Аденауэром , когда в 1914 году немецкая императорская армия намеренно обстреляла собор, чтобы пошатнуть моральный дух французов. [60]
Собор, бывшее аббатство Сен-Реми , и дворец Тау были внесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1991 году. [61]
Во время своего визита 74-го пастырского Папа Иоанн Павел II посетил Реймс 26 сентября 1996 года по случаю 1500-летия крещения Хлодвига. [62] Находясь там, Папа молился в той же часовне, где Жан-Батист де ла Саль служил свою первую мессу в 1678 году. [63]
8 октября 2016 года в соборе в присутствии архиепископа Тьерри Жордана и принца Луи-Альфонса, герцога Анжуйского , одного из многих претендентов на французский престол, была установлена мемориальная доска с именами 31 короля, коронованного в Реймсе. [64]
Хронология Реймсского собора
[ редактировать ]- в. 250–300 гг . — святой Сикст Реймсский записан как первый епископ Реймса. [65]
- 314 — Собор Святых Апостолов, построенный епископом Бетаузом, записан на месте церкви Сен-Симфориен.
- 420 г. - Епископ Никасий строит на нынешнем месте новый собор, посвященный Деве Марии.
- 496 — Хлодвиг, король франков, крещен епископом Реми. [65]
- 816 – Король Людовик Благочестивый коронован в соборе.
- 848 – Начало строительства нового собора.
- 862 г. – освящен новый собор .
- 1140-1160 гг . – архиепископ Самсон восстанавливает западный фасад и хор.
- 1208 г. - архиепископ Обри де Гумберт заложил первый камень нового собора.
- 1241 г. - Завершение хора, апсиды, восточной части нефа, северного портала и большей части трансепта.
- 1252 г. - Получена земля для нового западного фронта.
- 1299 г. - Завершено строительство крыши нефа.
- 1300-1350 гг . – построена Галерея королей.
- 1430-1460 гг. - Строительство верхних западных фасадных башен.
- 1481 г. — Пожар уничтожает крышу и шпиль трансепта.
- 1504 г. - Завершение реконструкции после пожара.
- 1580 г. — Южное окно-роза разрушено ураганом.
- 1611 г. - Восстановление западных порталов.
- 1737 г. - Ремонт западного фасада и скульптуры.
- 1741–1749 — Демонтаж средневековой мебели и косметический ремонт в классическом стиле.
- 1793 — Во время Французской революции казна разграблена, а собор превращен в сарай для хранения фуража.
- 1825–1830 гг. — Реставрация западных порталов.
- 1845–1860 гг. - Реставрация верхней церкви и башен.
- 1850–1879 - Апсида восстановлена Эженом Виолле-ле-Дюком.
- 1875–1880 — Восстановление галерей нефа.
- 1914–1918 гг. - В собор недалеко от линии фронта Первой мировой войны попало более трехсот артиллерийских снарядов.
- 1918–1937 - Ремонт повреждений, нанесенных войной, и новые археологические раскопки.
- 1962 - Президент Шарль де Голль и канцлер Германии Конрад Аденауэр отмечают франко-германское примирение в соборе. [66]
- 1986 г. - завершена реставрация северного портала.
- 1996 г. - Папа Иоанн Павел II отмечает в соборе 1500-летие крещения Хлодвига. [66]
- 2011 — Начата реставрация западных порталов.
- 2014 г. - Начало реставрации западной розы.
План
[ редактировать ]- Апсида (слева), трансепт (в центре), неф и западный фасад (справа)
- План собора
Экстерьер
[ редактировать ]Западный фасад
[ редактировать ]Западный фасад, вход в собор, особенно прославляет королевскую власть. Большая часть его была завершена в одно и то же время, что придало ему необычное единство стиля. Он гармоничен или сбалансирован, с двумя башнями одинаковой высоты и тремя порталами, входящими в неф. Из главной стены выступают крыльца порталов с архивольтами, содержащими множество скульптур. [46]
Выше и немного позади центрального портала находится большое окно-розетка на уровне фонаря с высокими арочными окнами, обрамленными скульптурами под остроконечными навесами, выступающими вперед. Над этим уровнем находится галерея королей, состоящая из 56 статуй высотой 4,5 м (15 футов), с Хлодвигом I, первым христианским королем франков, в центре, Клотильдой справа от него и святым Ремигием. левый. Изначально планировалось, что две колокольни будут иметь шпили, которые сделают их в три раза выше нефа, но они так и не были перестроены.
- Западный фасад и порталы
- Галерея королей
- Центральный портал и окно-роза
Западные порталы
[ редактировать ]Три портала содержат сложную скульптурную программу, которая иллюстрирует неграмотным прихожанам библейские послания. Центральный портал посвящен Деве Марии , покровительнице собора. Основная сцена под фронтоном верха портала показывает символический брак Христа с Его церковью, представленной Марией. Мария также является фигурой на статуе-колонне в центре дверного проема. [67]
Скульптура южного портала изображает Страшный суд и Апокалипсис Иоанна , единственный крупный готический собор, сочетающий в себе эти две темы. Фигура Христа, совершающего суд, помещена под фронтоном над верхушкой портала, а ангелы несут символы Страстей Христовых . Другие фигуры представляют собой Четырех Всадников Апокалипсиса , а также множество ангелов и аллегорические символы пороков и добродетелей. [67]
Скульптура северного портала изображает Распятие Христа , которое показано под фронтоном вверху портала; другие сцены показывают Воскресение и Вознесение Иисуса на небо. Слева от северного портала находится одна из самых узнаваемых скульптур Реймса — Улыбающийся ангел , Гавриил с Марией на северной стороне. Ангел был поврежден во время Первой мировой войны, но его отремонтировали и вернули на место.
- Скульптура южного портала - Симон, Иоанн Креститель и Исайя.
- Скульптура над центральным порталом:
коронация Девы Марии - Обрамление северного портала, включая Улыбающегося Ангела рядом с Девой Марией.
Башни
[ редактировать ]Огонь уничтожил первоначальную крышу и шпили в 1481 году: от четырех башен, обрамлявших трансепты, ничего не осталось выше высоты крыши.
В юго-западной башне находится массивный колокол Бурдон диаметром 2,46 метра и весом десять тонн, подаренный собору в 1570 году кардиналом Карлом Лотарингским; в нем также находится второй бурдон весом семь тонн и диаметром 2,2 метра. Этот колокол был изготовлен в 1849 году. [68]
- Башни западного фасада
- Деталь северной башни
- Деталь южной башни
Трансепт
[ редактировать ]Северный трансепт, как и западный фасад, имеет три портала, окруженных скульптурами. Они посвящены Деве Марии (слева); Христианские святые (в центре) и Страшный суд (справа). Над порталами и позади них находятся три маленьких окна-розы, а затем большое окно-роза, покрытое аркадой, полной скульптур. Окно-роза на севере является одним из самых ранних примеров использования ажурного узора с витражами, разделенными тонкими каменными стойками . Двенадцать каменных импостов расходятся наружу от центрального глаза. Это стало основной характеристикой районной готической архитектуры. [69]
Над этим окном арка, полная скульптур, а над продолжением галереи царей с западного фасада с семью статуями апостолов и пророков. Вверху — треугольный голубь со скульптурным изображением Благовещения . Пиньон украшен крохами и другим сложным орнаментом, который стал характерным для яркого стиля поздней готики. [69]
Северный трансепт окружен двумя высокими контрфорсами, которые венчают стройные скинии со статуями королей, покрытыми шпилями, украшенными более поздними готическими крокетами.
Южный трансепт имеет план, аналогичный северному, но без порталов. Вместо этого есть группа из трех узких стрельчатых окон, разделенных тонкими колоннами и увенчанных маленькими окнами-розетками, а над ними - большое окно-роза. Первоначальное окно южной розы было разрушено ураганом в 1580 году и заменено окном с более простым узором. Верхняя галерея статуй подверглась капитальной реставрации в 19 веке. Треугольный пиньон наверху выполнен в ярком стиле и украшен скульптурой, изображающей Успение Богородицы . На вершине пиньона находится статуя Стрельца , древнеримского лучника, с луком. [70]
- Портал северного трансепта
- Северный трансепт
- Южный трансепт
- Яркий пиньон южного трансепта со статуей Стрельца наверху.
Стены и контрфорсы
[ редактировать ]Северную и южную стены длинного нефа поддерживают одиннадцать контрфорсов с каждой стороны. Они уравновешивают направленность потолочных сводов наружу и обеспечивают большую высоту, тонкие стены и большие окна, которые пропускают в неф обильный свет. Двойные арки каждого контрфорса прыгают с тяжелых колонн на верхние стены. Контрфорсы увенчаны тонкими шатрами со статуями, украшенными тонкими шпилями. Скульптура придает дополнительный вес контрфорсам, помогает скрыть арки и дополняет убранство верхнего этажа собора. У контрфорсов есть второстепенная функция; в арках есть узкие каналы, по которым дождевая вода поступает в рот скульптурных горгулий, которые выбрасывают ее в сторону от здания. [71]
После пожара 1481 года к верхним стенам была пристроена дополнительная декоративная глухая галерея, состоящая из ряда арок, башен, трехдольных розеток и фронтонов. Это скрывает основание крыши, которая поднимается на шестнадцать метров к своей вершине. Вершина крыши украшена линией позолоченных орнаментов в виде геральдических лилий . [71]
- Южный фасад
- Контрфорсы на северной стороне нефа поддерживают верхние стены.
- Деталь северной линии крыши
Апсида
[ редактировать ]Апсида, восточная часть собора, имеет одну осевую часовню в конце и четыре расходящихся часовни. Внешний вид щедро украшен аркадами, башенками, шпилями и множеством скульптур. Большая часть скульптуры была добавлена в 19 веке Виолле-ле-Дюком . [72]
Над хором возвышается тонкий, покрытый свинцом деревянный шпиль высотой 18 м (около 59 футов). Его реконструировали в 15 веке и в 1920-х годах.
- Ангел, украшающий апсиду
- Апсида
- Флеш над апсидой
Интерьер
[ редактировать ]Интерьер западной стены
[ редактировать ]Отличительной особенностью Реймсского собора, отсутствующей в других соборах высокой готики, является стена со скульптурами на внутренней стороне западного фасада. Некоторые статуи, особенно вокруг дверей, сильно пострадали от пожара после бомбардировки церкви в 1914 году, однако стена была существенно восстановлена. Некоторые скульптуры продолжают библейские истории, изображенные на западном фасаде, например, Апокалипсис , тогда как другие темы встречаются только в интерьере. Некоторые сцены связывают библейские события с более поздними историческими событиями; стена иллюстрирует крещение Христа Иоанном Крестителем , параллельное крещению Хлодвига святым Ремигием. Особое внимание уделяется местным святым, таким как Никасий. [73] Одна из знаменитых сцен — причастие рыцаря; Ветхозаветному патриарху Аврааму предлагает хлеб и вино в средневековых рыцарских доспехах царь-священник Мелхиседек , что является предварительным просмотром Евхаристии в Новом Завете. [73]
- Иоанн Креститель, Исайя и Давид, обратная сторона западного фасада.
- Скульптура на обратной стороне западного фасада.
- Причастие рыцаря, на оборотной стороне западного фасада.
Неф
[ редактировать ]Неф, центральный корпус церкви, идущий от западного конца до трансепта, представляет собой часть, где поклоняются обычные прихожане. Он занимает около половины длины церкви и отличается исключительной длиной и единством стиля. Он несколько уже прилегающих трансепта и апсиды. Его высота стала возможной благодаря использованию более нового и прочного ребристого свода , состоящего из четырех частей, усиленного аркбутанами снаружи. Четырехчастные своды также позволили иметь аркады из одинаковых колонн, а не чередующиеся колонны и опоры более ранних готических церквей, таких как собор Сан-Диего и Нотр-Дам де Пари , придавая большее единство внешнему виду. [74]
Фасад церкви был разделен на три части по образцу, представленному чуть ранее в Суассонском соборе 1190 года : высокие аркады на первом этаже, над ними более узкая галерея, называемая трифорием , и над ней высокие окна, равные по высоте галереи. Реймс объединил это единство и простоту с огромными размерами и масштабами нефа, впервые представленного в Шартрском соборе. Архитекторы адаптировали еще один элемент из Шартра; Колонны аркады состояли из групп колонн, сгруппированных вокруг колонны, резко поднимающихся группой в высокие арки сводов. Многочисленные линии колонетов подчеркивали ощущение высоты. [74] Капители колонн были еще одной отличительной чертой Реймса; они состояли из изящных цветочных и растительных скульптур, местами украшенных воображаемыми существами. [74]
- Капители сгруппированных колонн здесь созданы по образцу листьев платана ( Acer pseudoplatanus ).
- Четырехчастные ребристые своды нефа
- Внутренний вид Реймсского собора
Трансепт интерьер
[ редактировать ]Трансепт — это часть собора между нефом и хором, простирающаяся с севера и юга сооружения. Трансепт шире и выше нефа, поскольку изначально предполагалось, что он будет иметь четыре башни и более высокую центральную башню. Четыре башни на концах трансепта были начаты, но не были завершены выше линии крыши. В трансепте имеются четыре больших опоры, которые изначально предназначались для поддержки центральной башни. [75]
Трансепт был предназначен специально для церемонии коронации французских королей. монументальная перегородка , или юбе В средние века эту часть церкви от нефа отделяла . Киоски для рядового духовенства располагались в трех частях нефа к западу от трансепта, а территория к востоку от трансепта была зарезервирована для церемоний и торжеств высшего духовенства. [75]
Орган собора заперт на северной стене трансепта, чуть ниже окна-розы.
- Северный трансепт с органом собора.
- Коронация Людовика XIV в трансепте собора (1654 г.)
- Интерьер южного трансепта с окном-розеткой
- Главный алтарь в трансепте (копия алтаря 1747 г.)
Трансепт содержит главный алтарь, сделанный из французского и итальянского гриотта или красного мрамора. Это копия оригинального алтаря, сделанного в 1747 году и разрушенного во время бомбардировки Первой мировой войны.
эпохи Возрождения Ретабло в часовне с четками южного трансепта — еще одна примечательная работа, наполненная скульптурами тела Христа на коленях Девы Марии и других фигур апостолов, Святого Иоанна и Святой Мадлен, а также дарителя ретабль, каноник Грандрауль. Его создал реймский скульптор Пьер Жак в 1541 году. [76]
На северо-западной стене северного трансепта средневековые часы XIV века. Часы имеют форму фасада церкви с искусным узором, фронтонами и резными ангелами. В течение часа ряд цифр, представляющих времена года, фазы луны и библейских волхвов , появляются и исчезают из дверей на циферблате часов. Это один из старейших образцов такого рода механических часов. [77]
Еще одна необычная особенность трансепта – пол часовни с южной стороны. Сюда входит галло-римская мозаика, которая была обнаружена под полом архиепископского дворца в 1845 году и перенесена на нынешнее место. [76]
- Астрономические часы XIV века в северном трансепте.
- Ретабль в часовне Розария, южный трансепт (16 в.)
Хор и часовни
[ редактировать ]Хор, часть собора, традиционно отведенная для духовенства, намного короче нефа, но шире и выше. Он имеет двойной проход или переход, который ведет к пяти расходящимся часовням в восточной части. Орнаментальная решетка отделяет амбулаторию от хора и алтаря. Колонны вокруг амбулатории представляют собой массивные одиночные колонны с богато украшенными капителями, смешанными с сгруппированными колоннами, продолжающими ту же программу, что и в нефе. Эффектные арочные своды амбулатории берут начало прямо из колонн. [78]
Пять часовен в восточной части расположены в виде подковы, расположенной между массивными опорными контрфорсами снаружи. Часовня на оси самая длинная, ей предшествует дополнительный потолочный свод. Обстановка и убранство апсидных часовен датируются периодом с 1763 по 1777 год при кардинале-архиепископе Шарле Антуане де Ла Рош-Эймоне . В часовне святой Жанны д'Арк , которая, как известно, присутствовала на коронации Карла VI в соборе, находится ее статуя, одетая в полные доспехи со знаменем. Он был выполнен в 1901 году скульптором Проспером д'Эпине . [78]
- Галерея хора и лучистые капеллы
- Статуя Жанны д'Арк в часовне ее имени
- Ретабль и алтарь в осевой часовне
Орган
[ редактировать ]Оригинальный большой орган в соборе датируется 15 веком, но был в значительной степени уничтожен пожаром 1481 года. Корпус органа был реконструирован в 1487 году и снова реконструирован в 1647 году. Большой орган расположен в северном трансепте, чуть ниже окно-роза и увенчано скульптурой благословляющего Христа и двух ангелов, играющих на трубе. Нижняя часть деревянной отделки с резными панелями и пилястрами датируется XVIII веком. [79]
Орган еще больше пострадал во время Первой мировой войны и был снова восстановлен. Он был открыт в 1938 году. Он является пятым по величине во Франции: шесть тысяч шестьсот труб, восемьдесят пять остановок или отдельные звуки, воспроизводимые четырьмя клавишными, шестьюдесятью одной нотой и тридцатью двумя ножными педалями. Его часто используют для концертов.
В хоре установлен орган меньшего размера, установленный в 1927 году. [80]
- Большой орган в северном трансепте
- Украшение большого органа
- Орган хора
Витраж
[ редактировать ]Интерьер западного фасада
[ редактировать ]В интерьере западного фасада сохранилась большая часть оригинального стекла, хотя оно претерпело несколько реставраций. В центре западной розы изображено Успение Богородицы . Он дополняет сцену коронования Девы Марии в скульптуре на внешней стороне фасада. Круги стеклянных медальонов в окне, от центра наружу, изображают двенадцать апостолов, ангелов-музыкантов, а также царей и пророков Ветхого Завета. . Окна в нишах трифория , чуть ниже окна-розы, изображают коронации королей Франции и являются витражным эквивалентом галереи королей на фасаде. [81]
Окна западных порталов более современные; маленькая роза над центральным порталом была сделана Жаком Симоном в 1938 году и посвящена сценам, связанным с Девой Марией, а стекла в боковых тимпанах - 1959 года, со сценами из жизни Христа.
- Окно-розетка западного портала
- Деталь западного окна-розы
Неф
[ редактировать ]Вплоть до Первой мировой войны верхние окна нефа почти полностью сохранили свое первоначальное стекло. Каждое из тридцати шести окон изображало епископа на нижнем уровне и короля Франции на верхнем уровне. Изображенные в стекле аркады над головами царей были переполнены ангелами, что наводило на мысль, что цари были земными представителями Поднебесной . Только четыре из этих оригинальных окон сохранились неповрежденными на траверсах с восьмого по одиннадцатый нефа, в двух пролетах, ближайших к трансепту, защищенных башнями трансепта. Остальные были воссозданы с использованием средневекового и современного стекла. [82]
- Окно нефа XIII века с изображением епископа
Трансепт
[ редактировать ]Северное окно-роза в трансепте представляет собой библейское творение , и в нем до сих пор сохранилась большая часть оригинального стекла 13-го века. Центральная фигура — Бог-творец, соответствующий скульптурной теме внешней части трансепта. Дева Мария в окне изображена как новая Ева .
Верхние окна Трансепта в основном состоят из белого стекла гризайль; многие из которых также датируются 13 веком; они принесли максимум света в трансепт, часть собора, используемую для церемонии коронации. [81]
Нижние окна южного фасада трансепта часовни Сен-Реми оформлены в необычном стиле, характерном для этого региона. Они прославляют роль монаха Дома Периньона в истории французской винодельческой промышленности, а также в производстве шампанского и других местных вин. Окна были созданы в 1950-х годах Жаком Симоном. [83] Еще одна группа необычных современных окон находится в нишах трансепта и двух правых капеллах хора. Это гризайль или окна из белого стекла с абстрактными узорами, задуманные и расписанные Бриджит Симон, начиная с 1961 года. [83]
- Окно-розетка северного трансепта
- Окно-розетка южного трансепта
- Окна посвящены монаху Дому Периньону и местной французской индустрии шампанского.
- Абстрактное окно в стиле гризайль от Бриджит Симон.
Окна хора и часовни
[ редактировать ]В некоторых из верхних окон хора сохранились оригинальные стекла 13-го века, хотя большинство из них было тщательно отреставрировано или заново собрано. Одним из примеров является окно с изображением архиепископа Анри де Брена в осевой капелле Хора.
Некоторые из самых известных окон собора являются современными и находятся в осевой часовне в восточной части собора. Это три окна, созданные Марком Шагалом совместно с художником по стеклу Шарлем Марком. Они представляют Древо Иессея (родословную Христа); Ветхий и Новый Завет; и «Grandes Heures de Reims».
- Окна трех высоких пролетов осевой часовни
- Архиепископ Анри де Брен в осевой часовне
Епископский дворец и сокровищница
[ редактировать ]Епископский дворец, известный как Дворец Тау , примыкает к собору с южной стороны апсиды. Это была резиденция архиепископа, а также место банкета в честь новых королей Франции после их коронации. [81]
Епископский дворец имеет собственную часовню в стиле высокой готики , расположенную прямо рядом с собором. Он не имеет боковых нефов, трехъярусный, с высокими стрельчатыми окнами и более сдержан в своем убранстве, чем соседний собор. Раньше у него был собственный флеш или шпиль, символ статуса архиепископа. Прилегающее жилое крыло изначально было построено в стиле яркой готики , но было в значительной степени реконструировано между 1686 и 1693 годами архитектором Робертом де Коттом в более классическом стиле, включая треугольный фронтон над фасадом и монументальную двойную лестницу. На верхнем этаже этого крыла находится зал, используемый для коронационных банкетов. [81]
- Встреча невесты и жениха на гобелене «Песнь песней» (16 век).
- Дворец Тау , или архиепископский дворец, с часовней справа.
- Гобелен из серии «Житие Богородицы» (16 век)
Коллекция произведений искусства собора включает в себя прекрасную коллекцию гобеленов, которые раньше висели в хорах собора, а теперь выставлены в приделах собора в летний сезон и во Дворце Тау в остальное время года.Два гобелена, изготовленные во Фландрии , изображают сцены из жизни Хлодвига. Они были подарены собору как часть большого набора в 1573 году кардиналом Карлом Лотарингским. Еще один комплект гобеленов был подарен собору в 1530 году Робером де Ленонкуром , архиепископом при Франциске I (1515–1547). Они местного или, возможно, фламандского производства и представляют жизнь Богородицы и то, как ее роль могла быть прообразом в Ветхом Завете. [84]
Сокровищница собора содержит важную коллекцию драгоценных предметов, в частности реликвариев, некоторые из которых использовались при коронациях или были подарены французскими монархами во время их коронации. К ним относится Святая ампула ( фр . Sainte Ampoule , букв. «святая ампула »), преемница древней, содержавшей масло, которым помазывали французских королей. Она была разбита во время Французской революции , но в нынешней фляге есть ее фрагмент. Талисман Карла Великого (12 век) содержит предполагаемый фрагмент Истинного Креста и украшен сапфирами, золотом, изумрудами и жемчугом. Говорят, что «Чаша Святого Ремигия» — это чаша, которая использовалась при коронации Хлодвига, а также использовалась при более поздних коронациях. Это чаша XII века, украшенная в XIX веке жемчугом и драгоценными камнями. [85]
- Талисман Карла Великого (12 век)
- Чаша Святого Ремигия, использовавшаяся во время французских коронаций (12 и 19 вв.).
- Деталь реликвария святой Урсулы (16 век)
800-летие
[ редактировать ]В 2011 году город Реймс отметил 800-летие собора. Торжества прошли с 6 мая по 23 октября. Концерты, уличные представления, выставки, конференции и серия вечерних световых шоу осветили собор и его 800-летие. Кроме того, 25 июня 2011 года были открыты шесть новых витражей, спроектированных немецким художником Ими Кнобелем . Шесть окон занимают площадь 128 м². 2 (1380 кв. футов) и расположены по обе стороны от шагаловских окон в апсиде собора.
Галерея
[ редактировать ]- Реймсский собор , Доменико Квальо Младший
- Северная башня
- Окна-розетки , западный конец
- Вид изнутри, западная роза
- Орган
- Центральный алтарь
- Витраж в западном конце северного нефа.
- Реймсский собор ночью Rêve de couleurs
- Детали крыши
- Несущая конструкция крыши
- Лабиринт собора
- Брусчатка в нефе собора в честь крещения Хлодвига святым Реми
- Главные ворота
- Беркут
- Рисунок Виллара де Оннекура аркбутан в Реймсе, ок. 1230-е годы ( Национальная библиотека )
- Маркер в память о Первой мировой войне
- Горгулья на западном фасаде
См. также
[ редактировать ]- Высокая готика
- Готические соборы и церкви
- Французская готическая архитектура
- Список соборов во Франции
- Список самых высоких церковных нефов
- Римско-католические Марианские церкви
- Зеленый собор
- Коронация французского монарха
- Храм Священного Сердца, Идайкаттур
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ↑ Название Нотр-Дам , означающее « Богоматерь », часто использовалось в названиях церквей, включая соборы во Франции.
- ↑ По словам Мориса Ландриё , тогдашнего епископа Дижона , немецкий обстрел начался через час после того, как он закончил пятничную проповедь. По словам епископа Ландрие, белый флаг был поднят на северной башне собора викарием и господином Руне. [51] Этот флаг оставался на вершине башни во время кратковременной немецкой оккупации города и был заменен французским триколором 12 сентября 1914 года. [52]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Министерство культуры Франции: Собор Парижской Богоматери .
- ^ Словарь Коллинза: «Нотр-Дам» .
- ^ Оксфордский словарь английского языка: «Нотр-Дам» .
- ^ Новый Оксфордский американский словарь: «Нотр-Дам» .
- ^ https://www.getty.edu/cona/CONAFullSubject.aspx?subid=700002863#:~:text=Note%3A%20A%20major%20work%20of,1300 .
- ↑ Страница Реймсского собора на сайте Culture.fr. Архивировано 17 июля 2016 г. в Wayback Machine .
- ^ Jump up to: а б с Курманн и Виллес 2001 , стр. 23.
- ^ Jump up to: а б с Курманн и Виллес 2001 , стр. 8.
- ^ С 1995 года , с. 11.
- ^ Сэдлер 2017 , с. 17.
- ^ С 1995 г. , с. 10.
- ^ Jump up to: а б с д Ламберт 1959 , с. 244.
- ^ Jump up to: а б Бурассе 1872 , с. 45.
- ^ С 1995 года , с. 11–12.
- ^ Курманн и Виллес 2001 , стр. 10.
- ^ Jump up to: а б с Ноябрь 2011 г. , с. 9.
- ^ Бордонове 1988 , с. 97.
- ^ Jump up to: а б с Курманн и Виллес 2001 , стр. 13.
- ^ Jump up to: а б С 1995 года , с. 12.
- ^ Jump up to: а б с С 1995 года , с. 14.
- ^ Баррал и Альтет 1987 , с. 105.
- ^ Маклафлин 2010 , с. 56.
- ^ Робинсон 1990 , стр. 22, 135.
- ^ Браун 1992 , с. 43.
- ^ Курманн и Виллес 2001 , стр. 14.
- ^ Ламберт 1959 , с. 224.
- ^ Декабрь 2011 г. , с. 10.
- ^ Jump up to: а б Браннер 1961 , стр. 23.
- ^ Jump up to: а б Лилич 2011 , с. 1.
- ^ Курманн и Виллес 2001 , стр. 17.
- ^ Рагин, Браш и Дрейпер 1995 , стр. 214–35.
- ^ Браннер 1961 , стр. 36.
- ^ Курманн и Виллес 2001 , стр. 17-19.
- ^ Jump up to: а б с Курманн и Виллес 2001 , стр. 19.
- ^ Браннер 1962 , стр. 18–25.
- ^ Подробную хронологию перестройки см. П. Франкл / П. Кроссли, Готическая архитектура , издательство Йельского университета, 2001 (пересмотренная ред.), стр. 2001. 322 примечания 10–14.
- ^ Джордан 2005 , с. 69.
- ^ Прествич 1999 , с. 301.
- ^ Sumption 2009 , стр. 397, 665–66.
- ^ Сантосуоссо 2004 , стр. 245–46.
- ^ Такер 2010 , стр. 333, 335.
- ^ С 1995 г. , с. 20.
- ^ Thevet 2010 , стр. 24–25.
- ^ Jump up to: а б с Курманн и Виллес 2001 , стр. 20.
- ^ Souchal 1993 , pp. 61, 68.
- ^ Jump up to: а б Курманн и Виллес 2001 , стр. 27.
- ^ Овес 1982 , с. 158.
- ^ Нью-Йорк Таймс , 4 декабря 2015 г.
- ^ «Горит Реймсский собор» . 19 сентября 2014 г. Архивировано из оригинала 18 апреля 2018 г. Проверено 17 апреля 2018 г.
- ^ Библиотека Дворца мира: Разрушение Реймсского собора, 1914 год .
- ^ Ландриё 1920 , стр. 11–12.
- ^ Ландрие 1920 , с. 26.
- ^ Ландрие 1920 , с. 13.
- ^ Ландрие 1920 , с. 22.
- ^ Ландрие 1920 , стр. 23–24.
- ^ Ландрие 1920 , с. 28.
- ^ Ландрие 1920 , стр. 14–17.
- ^ Ландрие 1920 , стр. 48.
- ^ Ландрие 1920 , с. 144–48.
- ^ Аузиас и Лабурдетт 2011 , с. 14.
- ^ ЮНЕСКО: Реймс .
- ^ Диблик 1998 , с. 7.
- ^ Нога DLS: Реймсский собор .
- ^ L'Union , 8 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Курманн и Виллес 2001 , стр. 92.
- ^ Jump up to: а б Курманн и Виллес 2001 , стр. 93.
- ^ Jump up to: а б Курманн и Виллес 2001 , стр. 39.
- ^ Курманн и Виллес 2001 , стр. 44.
- ^ Jump up to: а б Курманн и Виллес 2001 , стр. 49.
- ^ Курманн и Виллес 2001 , стр. 56.
- ^ Jump up to: а б Курманн и Виллес 2001 , стр. 46.
- ^ Курманн и Виллес 2001 , стр. 59.
- ^ Jump up to: а б Курманн и Виллес 2001 , стр. 68.
- ^ Jump up to: а б с Курманн и Виллес 2001 , стр. 65–66.
- ^ Jump up to: а б Курманн и Виллес 2001 , стр. 71.
- ^ Jump up to: а б Курманн и Виллес 2001 , стр. 83.
- ^ Курманн и Виллес 2001 , стр. 82.
- ^ Jump up to: а б Курманн и Виллес 2001 , стр. 73.
- ^ футляр для органов .
- ^ футляр для органов .
- ^ Jump up to: а б с д Курманн и Виллес 2001 , стр. 75.
- ^ Курманн и Виллес 2001 , стр. 76.
- ^ Jump up to: а б Курманн и Виллес 2001 , стр. 78.
- ^ Курманн и Виллес 2001 , стр. 85.
- ^ Курманн и Виллес 2001 , стр. 86–87.
Ссылки
[ редактировать ]Англоязычные ссылки
[ редактировать ]- Браннер, Роберт (январь 1961 г.). «Исторические аспекты реконструкции Реймсского собора, 1210–1241». Зеркало . 36 (1): 23–37. дои : 10.2307/2849842 . JSTOR 2849842 . S2CID 162629090 .
- Браннер, Роберт (1962). «Лабиринт Реймсского собора». Журнал Общества историков архитектуры . 21 (1): 18–25. дои : 10.2307/988130 . JSTOR 988130 .
- Браун, Элизабет А.Р. (1992). «Франки, бургундцы и аквитанцы» и церемония королевской коронации во Франции . Американское философское общество. ISBN 978-0871698278 .
- Джордан, Уильям Честер (2005). Непрекращающаяся борьба, нескончаемый страх: Жак де Терин и свобода церкви в эпоху последних капетингов . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0691121208 .
- Ландрие, Морис (1920). Реймсский собор: история немецкого преступления . К. Пол, Тренч, Трубнер и компания.
- Лиллич, Мередит Парсонс (2011). Готический витраж Реймсского собора . Пенсильванского государственного университета Издательство . ISBN 978-0271037776 . Архивировано из оригинала 25 июля 2023 г. Проверено 27 сентября 2017 г.
- Маклафлин, Меган (2010). Пол, гендер и епископальная власть в эпоху реформ, 1000–1122 гг . Кембриджского университета Издательство . ISBN 978-0521870054 .
- Прествич, Майкл (1999). Армии и война в средние века: английский опыт . Издательство Йельского университета.
- Рагин, Вирджиния Чиффо; Браш, Кэтрин; Дрейпер, Питер (1995). Художественная интеграция в раннеготических церквях . Университет Торонто Пресс. ISBN 978-0802074775 .
- Робинсон, И.С. (1990). Папство, 1073–1198: преемственность и инновации . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1139167772 .
- Сэдлер, Донна Л. (2017). Чтение обратной стороны фасада Реймса: королевская власть и ритуалы во Франции тринадцатого века . Рутледж. ISBN 978-1351552165 . Архивировано из оригинала 25 июля 2023 г. Проверено 27 сентября 2017 г.
- Сантосуоссо, Антонио (2004). Варвары, мародеры и неверные . Книги МДФ. ISBN 978-0813391533 .
- Сампшн, Джонатан (2009). Столетняя война: разделенные дома . Том. III. Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0571138975 .
- Тевет, Андре (2010). Бенсон, Эдвард; Шлезингер, Роджер (ред.). Портреты эпохи французского Возрождения и религиозных войн . Издательство Государственного университета Трумэна. ISBN 978-1931112987 .
- Такер, Спенсер К. (2010). Глобальная хронология конфликтов: от древнего мира до современного Ближнего Востока . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-85109-672-5 .
Ссылки на французском языке
[ редактировать ]- Аузиас, Доминик; Лабурдетт, Жан-Поль (2011). Ле Пети Фюте Шампань-Арденны . Ле Пети Фюте. ISBN 978-2746935181 .
- Байя, Жиль (1990). Реймс . Боннетон. Архивировано из оригинала 25 июля 2023 г. Проверено 26 сентября 2017 г.
- Барраль и Альтет, Ксавье (1987). Монументальный пейзаж Франции около тысячи лет: с пристройкой Каталонии . Пикард. ISBN 2708403370 . Архивировано из оригинала 25 июля 2023 г. Проверено 27 февраля 2021 г.
- Бордонове, Жорж (1988). Хлодвиг и Меровинги . Пигмалион. ISBN 2857042825 . Архивировано из оригинала 25 июля 2023 г. Проверено 27 февраля 2021 г.
- Бурассе, Жан-Жак (1872). Самые красивые соборы Франции . А. Мать и сын. Архивировано из оригинала 25 июля 2023 г. Проверено 24 сентября 2017 г.
- Демуи, Патрик (1995). Нотр-Дам де Реймс: святилище священной монархии . Издания CNRS . ISBN 2-271-05258-0 .
- Демуи, Патрик (май 2011 г.). «Бытие царского собора». История .
- Диблик, Жан (1998). Реймс: Как читать собор . Издания ARHIS по искусству и истории. ISBN 2906755133 .
- Курманн, Питер; Города, Жан-Ален (2001). Собор Нотр-Дам де Реймс . Éditions du Patrimoine, Центр национальных памятников. ISBN 978-2-7577-0405-9 .
- Ламберт, Эли (1959). «Собор Реймса и предшествовавшие ему соборы в том же месте». Отчеты сессий Академии надписей и изящной словесности . 103 (2): 241–250. дои : 10.3406/crai.1959.11054 .
- Сушаль, Франсуа (1993). Вандализм революции . Новые латинские издания. ISBN 978-2723304764 .
- Тайс, Лоран (1996). Хлодвига от истории к мифу . Сложный. ISBN 2870276192 . Архивировано из оригинала 25 июля 2023 г. Проверено 26 сентября 2017 г.
- Озас, Пьер-Мари (1982). Материалы международной конференции Виолле-ле-Дюк, Париж, 1980 г. Новые латинские издания. ISBN 978-2723301763 .
Источники новостей
[ редактировать ]- Рубин, Ричард (4 декабря 2015 г.). «Легенда и предания о соборе Парижской Богоматери в Реймсе» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 17 апреля 2018 года . Проверено 17 апреля 2018 г.
- Куле, Валери (8 октября 2016 г.). «Да здравствует король!» — резонируют в Реймсском соборе . Союз (на французском языке). Архивировано из оригинала 11 ноября 2016 года . Проверено 8 октября 2016 г.
Интернет-ссылки
[ редактировать ]- «Нотр-Дам» . Словарь английского языка Коллинза . Архивировано из оригинала 16 октября 2018 года . Проверено 2 мая 2019 г.
- «Нотр-Дам» . Оксфордский словарь английского языка . Архивировано из оригинала 15 апреля 2019 года . Проверено 2 мая 2019 г.
- «Нотр-Дам» . Новый Оксфордский американский словарь . Архивировано из оригинала 15 апреля 2019 года . Проверено 2 мая 2019 г.
- «Собор Парижской Богоматери, бывшее аббатство Сен-Реми и дворец Тау, Реймс» . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Архивировано из оригинала 27 ноября 2022 г. Проверено 26 декабря 2019 г.
- «По следам Де Ла Саля» . Братья христианских школ. Архивировано из оригинала 3 мая 2019 г. Проверено 3 мая 2019 г.
- «Собор Нотр-Дам» . Culture.gouv.fr (на французском языке). Памятник исторический . 29 марта 1993 года. Архивировано из оригинала 23 мая 2021 года . Проверено 2 мая 2021 г.
- «Разрушение Реймсского собора» . Библиотека Дворца мира . Архивировано из оригинала 17 апреля 2019 года . Проверено 17 апреля 2018 г.
- Вустер, Кимбалл (17 октября 2014 г.). «Виртуальный тур по Западному фронту - остановка 40: Реймсский собор» . roadtothegreatwar-ww1.blogspot.com . Архивировано из оригинала 4 октября 2018 г. Проверено 4 октября 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на французском языке) Официальный сайт
- Башни собора – Официальный сайт
- Реймсский собор на французском культурном сайте (cultural.fr)
- Реймсский собор в ArchINFORM
- Фотографии Реймса на kunsthistorie.com
- панорамы 360 градусов
- Стихи Флоренс Эрл Коутс : « Реймс », « Улыбка Реймса ».
- Здания и сооружения построены в 1275 году.
- Здания римско-католической церкви XIII века во Франции
- Объекты всемирного наследия во Франции
- Римско-католические церкви в Реймсе
- Римско-католические соборы во Франции
- Достопримечательности Франции
- Здания коронационной церкви
- Готическая архитектура во Франции
- Церкви построены в 1275 году.
- Сгоревшие здания и сооружения во Франции
- Памятники Национального центра памятников