Jump to content

Галло-римская культура

Фрагмент стены с фреской с изображением галло-римлянина из Эвре , 250–275 гг.
Галло-римские фигуры, найденные в Ингельхайме-на-Рейне.

римская культура была следствием романизации галлов под Галло - властью Римской империи . Он характеризовался галльским принятием или адаптацией римской культуры, языка, морали и образа жизни в уникальном галльском контексте. [1] Хорошо изученное сочетание культур [2] в Галлии дает историкам модель, с которой можно сравнивать и противопоставлять параллельное развитие романизации в других менее изученных римских провинциях .

Interpretatio romana предлагала римские имена галльским божествам, таким как бог-кузнец Гобанн , [3] но из кельтских божеств только конь-покровительница Эпона проникла в романизированные культуры за пределы Галлии. [4]

Варварские вторжения начались в конце III века и вызвали фундаментальные изменения в политике, экономической основе и военной организации галло-римской культуры. Готическое поселение 418 года предлагало двойную лояльность, поскольку власть Западной Римской империи в Риме распалась. Тяжелое положение сильно романизированного правящего класса [5] исследован Р.В. Матисеном, [6] борьба епископа Илария Арльского М. Хайнцельмана. [7]

В VII веке галло-римская культура сохранялась, в частности, в районах Нарбонской Галлии , которая превратилась в Окситанию , Цизальпийскую Галлию , Орлеану и, в меньшей степени, в Галлию Аквитанию . Бывшая романизированная северная Галлия, когда она была оккупирована франками , вместо этого разовьется в Меровингов культуру . Римской жизни, сосредоточенной на общественных мероприятиях и культурных обязанностях городской жизни в res publica и иногда роскошной жизни самодостаточной системы сельских вилл , потребовалось больше времени, чтобы рухнуть в галло-римских регионах, где вестготы в значительной степени унаследовали статус quo в 418 году. Галло-римский язык сохранялся на северо-востоке в Сильва-Карбонарии , которая образовывала эффективный культурный барьер с франками на севере и востоке, а также на северо-западе до нижней долины Луары , где галло-римский язык культура переплеталась с франкской культурой в таком городе, как Тур , и в лице галло-римского епископа, столкнувшегося с королевской семьей Меровингов, Григорий Турский . Основываясь на взаимном понимании , Дэвид Далби насчитывает семь языков, произошедших от галло-романских языков: галло-валлонский , французский , франко-провансальский (арпитанский), ретороманский , ладинский , фриульский и лангобардский . [8] Однако другие определения гораздо шире и включают в себя ретороманские языки , окситано-романские языки и галло-курсивные языки .

Политика

[ редактировать ]
Северная Галлия « копейка », 440–450, 4240мг. Мятный отель .

Галлия была разделена римской администрацией на три провинции, которые были разделены во время более поздней реорганизации III века при Диоклетиане и разделены между двумя епархиями, Галлией и Венненсисом, под преторианской префектурой Галлии. На местном уровне она состояла из civitates , сохранявших, в широком смысле, границы ранее независимых галльских племен, организованных в значительной степени на деревенских структурах, сохранявших некоторые черты накладывавших их римских гражданских формул. .

В течение римского периода все большая часть галлов получала римское гражданство . В 212 году Constitutio Antoniniana распространила гражданство на всех свободнорожденных мужчин в Римской империи.

Галльская империя

[ редактировать ]
Галльский воин , одетый в римскую лорику хамата ( кольчугу ) с плащом поверх нее. Нося на шее гривну , он также владеет щитом в кельтском стиле, хотя пропорции тела и общий реализм больше соответствуют классическому и римскому искусству, чем кельтским изображениям солдат. [9]

Во время кризиса третьего века , с 260 по 274 годы, Галлия подвергалась набегам аламаннов во время гражданской войны. В ответ на местные проблемы галло-римляне назначили своего императора Постума . Правление Постума и его преемников над Галлией, Британией и Испанией обычно называют Галльской империей, хотя это была всего лишь одна группа многих узурпаторов, захвативших части Римской империи и пытавшихся стать императорами. Столицей был Трир , который использовался многими императорами в качестве северной столицы Римской империи. Галльская империя распалась, когда Аврелиан решительно победил Тетрика I при Шалоне.

Дохристианские религиозные практики Римской Галлии характеризовались синкретизмом греко-римских божеств с их местными кельтскими , баскскими или германскими аналогами, многие из которых имели строго местное значение. Ассимиляция была облегчена за счет интерпретации местных богов в римских терминах , таких как Ленус Марс или Аполлон Граннус . В противном случае римский бог мог бы быть в паре с местной богиней, как в случае с Меркурием и Росмертой . По крайней мере, в одном случае, в случае с конской богиней Эпоной , коренной галльской богиней, Рим также был усыновлен.

Восточные мистические религии рано проникли в Галлию, включая культы Орфея , Митры , Кибелы и Исиды .

Имперский культ , сосредоточенный прежде всего на нумене Августа Лугдунума , стал играть заметную роль в общественной религии в Галлии, наиболее драматично во время пангалльской церемонии почитания Рима и Августа на алтаре Кондате, недалеко от , ежегодно 1 августа.

христианство

[ редактировать ]
Галло-римский христианский саркофаг , Ринье-ле-Фран ( Эн ), конец IV века. Музей Лувр .

Григорий Турский записал традицию, согласно которой после гонений при соимператорах Деции и Грате (250–251) будущий папа Феликс I послал семь миссионеров для восстановления разбитых и рассеянных христианских общин: Гатьена в Тур, Трофима в Арль. , Поль в Нарбонну, Сатурнин в Тулузу, Дени в Париж, Марсьяль в Лимож и Австромуан в Клермон . [10]

В V и VI веках галло-римские христианские общины все еще состояли из независимых церквей в городах, каждая из которых управлялась епископом . Христиане испытывали лояльность, которая была разделена между епископом и гражданским префектом, которые действовали в основном в гармонии с позднеимперской администрацией. Некоторые общины возникли еще до преследований III века. Личная харизма епископа задала тон, поскольку в V веке преданность язычников и христиан перешла от институтов к отдельным людям. Большинство галло-римских епископов были привлечены из высших слоев общества, поскольку подходящие невоенные гражданские пути к продвижению сокращались, и они представляли себя оплотом высоких литературных стандартов и римских традиций против вандалов и готских нарушителей. Другие епископы привлекали верующих к радикальному аскетизму. Епископы часто брали на себя обязанности гражданских администраторов после сокращения римской имперской администрации во время варварских вторжений V века, помогая финансировать строительные проекты и даже выступая в качестве арбитров справедливости в местном сообществе. Чудеса, приписываемые обоим родам епископов, а также святым мужчинам и женщинам, привлекали культовое почитание , иногда очень скоро после их смерти. Большое количество местнопочитаемых галло-римских и меровингских святых возникло от 400 до 750. Отождествление епархиального управления со светской общиной, происходившее в V веке в Италии, лучше всего можно проследить в галло-римской культуре Галлия в карьере Цезаря , епископа и митрополита Арля с 503 по 543 гг . (Уоллес-Хадрил).

Галло -романские языки сегодня, в самом широком понимании этого термина.

До римского вторжения большая часть Галлии говорила на кельтских диалектах, которые сейчас считаются галльским языком со значительными вариациями . Юго-западный регион, который позже стал Гасконью, говорил на аквитанском языке , который, возможно, был родным языком басков . [11] и части побережья возле Марселя говорили на лигурийском языке с некоторыми грекоязычными колониями на побережье Средиземного моря, особенно включая Массилию . В северо-восточной зоне Бельгики , возможно, существовало некоторое присутствие германских языков , но это оспаривается. Во времена поздней империи в Галлии были поселения племен, говорящих на германских или восточно-иранских языках , таких как аланы .

Обзор пересобранной таблички календаря Колиньи , лунно-солнечного календаря, созданного во II веке с родным галльским текстом.

Считается, что галльский язык сохранился во Франции до VI века, несмотря на значительную романизацию местной материальной культуры. [12] Последняя запись разговорного галльского языка, признанная достоверной. [12] Это произошло, когда Григорий Турский в VI веке (ок. 560–575) написал, что святыня в Оверни , которая «на галльском языке называется Вассо Галатае », была разрушена и сожжена дотла. [13] Сосуществуя с латынью, галльский язык помог сформировать вульгарные латинские диалекты, которые развились во французский язык, с эффектами, включающими заимствования и кальки (в том числе oui , [14] слово «да»), [15] изменения звука, [16] [17] и влияние на спряжение и порядок слов. [15] [18] [19]

Народная латынь в районе Галлии приобрела отчетливо местный характер, часть которого засвидетельствована в граффити. [19] которые развились в галло-романские диалекты, включающие французский язык и его ближайших родственников. Влияние языков- субстратов можно увидеть в граффити, показывающих звуковые изменения, соответствующие изменениям, произошедшим ранее в языках коренных народов, особенно в галльском. [19] Народная латынь на севере Галлии превратилась в langues d'oil и франко-провансальский язык , а диалекты на юге превратились в современные окситанский и каталонский языки. Другие языки, считающиеся галло-романскими, включают галло-курсивные языки и ретороманские языки .Латинская эпиграфика в Галлии имеет такие особенности, как случайный вариант вместо ⟨H⟩ . [20]

Галло-римское искусство

[ редактировать ]
«Саркофаг Эндимиона», начало III века, найденный в 1806 году в Сен-Медар-д'Эйран , в римской Галлии Аквитании ( Лувр ).
Модель, реконструирующая Столп лодочников в Музее Клюни , пример синтеза кельтского и римского искусства.

Римская культура открыла галльскому сообществу новую фазу антропоморфизированной скульптуры. [21] Синтезированные с кельтскими традициями изысканной обработки металлов, возникла богатая масса урбанистического галло-римского серебра, которую потрясения III и V веков побудили прятаться в кладах , которые защищали некоторые куски галло-римского серебра, на виллах и в храмах. объектов, от повсеместного уничтожения изделий из драгоценных металлов, находящихся в обращении. На выставке галло-римского серебра особое внимание было уделено галло-римскому серебру из сокровищ, найденных в Шаурсе (Эна), Маконе (Сона и Луара), Грейнкур-ле-Авренкур (Па-де-Кале), Нотр-Дам-д'Аллансон (Мэн-де-Кале). et-Loire) и Rethel (Арденны, обнаружены в 1980 г.). [22]

Галло-римские сайты

[ редактировать ]

Две наиболее романизированные из трех галлов были связаны между собой сетью римских дорог , связывавших города. Виа Домиция (проложенная в 118 г. до н. э.) шла от Нима до Пиренеев , где соединялась с Виа Августа на перевале Паниссар . Виа Аквитания шла от Нарбонны , где соединялась с Виа Домиция, к Атлантическому океану через Тулузу в Бордо . Виа Скарпоненсис соединяла Трир с Лионом через Мец .

Сайты, реставрации, музеи

[ редактировать ]
Бюст галло-римлянина из Лозанны , Швейцария, около 200 г. н.э.

В Периге , Франция, роскошная римская вилла под названием Domus of Vesunna , построенная вокруг двора с садом, окруженного перистилем с колоннадой, украшенным смелыми тектоническими фресками, была прекрасно защищена современной конструкцией из стекла и стали, которая является прекрасным примером археологическое музейное дело (см. внешнюю ссылку).

Лион , столица Римской Галлии, в настоящее время является местом расположения Галло-римского музея Лиона (улица Себерг), связанного с остатками театра и одеона Романа Лугдунума . Посетителям предлагается ясная картина повседневной жизни, экономических условий, институтов, верований, памятников и художественных достижений первых четырех веков христианской эры . Находящаяся в Музее «Табличка Клавдия» представляет собой расшифровку речи, произнесенной перед Сенатом императором Клавдием в 48 году, в которой он просил предоставить главам галльских народов право участвовать в римской магистратуре. Когда просьба была принята, галлы решили выгравировать императорскую речь на бронзе.

В Меце , когда-то важном городе Галлии , в Музеях Золотого двора представлена ​​богатая коллекция галло-римских находок и остатков галло-римских бань, обнаруженных в ходе работ по расширению музеев в 1930-х годах.

В Мартиньи , Вале , Швейцария, в Фонде Пьера Джанадды современный музей искусства и скульптуры делит пространство с Галло-римским музеем, построенным на фундаменте кельтского храма.

Другие сайты включают:

Городской пейзаж галло-римского Divodurum Mediomatricum, прародителя современного Меца (второй век нашей эры).
Галло-римский музей в амфитеатре Лугдунум в современном Лионе.

Амфитеатры

[ редактировать ]

Акведуки

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Недавний обзор романизации галльской культуры см. Вульф, Грег (1998). Становление римлянином: истоки провинциальной цивилизации в Галлии . Кембридж : Издательство Кембриджского университета (опубликовано в 2003 г.). дои : 10.1017/CBO9780511518614 . ISBN  0-521-41445-8 .
  2. ^ Современные интерпретации пересматривают более раннюю дихотомию « романизации » и «сопротивления», особенно если рассматривать ее под растущим влиянием археологии через материальные остатки моделей повседневного потребления, как в Woolf 1998: 169–205, который подчеркивал находки в Везонтио/Безансоне .
  3. ^ Поллини, Джон , изд. (2002). Галло-римские бронзы и процесс романизации: Клад Кобанна . Памятник Греции и Романе. Том. 9. Лейден : Издательство «Брилл» . ISBN  978-90-04-12437-0 .
  4. ^ Оукс, Л.С. (1986). «Богиня Эпона: концепции суверенитета в меняющемся ландшафте». Ин Хениг, Мартин ; Кинг, Энтони (ред.). Языческие боги и святыни Римской империи . Монографии Комитета Оксфордского университета по археологии. Том. 8. Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . стр. 77–83. ISBN  0-947816-08-9 .
  5. ^ Гиллиард, Фрэнк Д. (октябрь 1979 г.). «Сенаторы Галлии шестого века». Зеркало: журнал средневековых исследований . 54 (4). Издательство Чикагского университета , от имени Средневековой академии Америки : 685–697. дои : 10.2307/2850323 . JSTOR   2850323 . S2CID   162653671 .
  6. ^ Матисен, Римские аристократы в варварской Галлии: стратегии выживания в переходный период (University of Texas Press) 1993.
  7. ^ М. Хайнцельманн, «Дело Хилари Арльской (445 г.) и галло-римская идентичность в пятом веке» в Дринкуотере и Элтоне, 2002.
  8. ^ Дэвид Далби, 1999/2000, Лингосферный реестр языков и речевых сообществ мира. Лингвистическая обсерватория, Linguasphere Press. Том 2. Оксфорд. [1]
  9. ^ Эштон, Кейси. « Сами кельты ». Университет Северной Каролины . По состоянию на 5 ноября 2017 г.
  10. ^ Historia Francorum , i.30 . Позже местные традиции включили в эту группу местных почитаемых епископов, чтобы установить паритет с семью церквями Галлии.
  11. ^ Траск, Л. История баскского рутледжа: 1997. ISBN   0-415-13116-2
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лоуренс Хеликс (2011). История французского языка . Ellipses Edition Marketing SA с. 7. ISBN  978-2-7298-6470-5 . Упадок галлов и их исчезновение нельзя объяснить только специфическими культурными практиками: когда римляне во главе с Цезарем вторглись в Галлию в I веке до нашей эры, она романизировалась прогрессивным и глубоким образом. В течение почти 500 лет знаменитого галло-римского периода сосуществовали галльский и разговорная латынь; снова в VI веке; свидетельства Григория Турского свидетельствуют о выживании галльского языка.
  13. ^ Хист. Откровенный , книга 1, 32 И когда он пришел в Арверну, он поджег, разрушил и разрушил тот форт, который по-французски называют Вассо Галатае. И придя в Клермон [к арвернам ], он поджег, опрокинул и разрушил ту святыню, которую на галльском языке они называют Вассо Галаты.
  14. ^ Питер Шрийвер, Исследования по истории кельтских местоимений и частиц , Мейнут, 1997, 15.
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Савиньяк, Жан-Поль (2004). Французско-галльский словарь . Париж: Разница. п. 26.
  16. ^ Анри Гитер, «На галльском субстрате в Румынии», в Munus amicitae. Studia лингвистика в честь Витольди Манчака семидесятилетних , ред. Анны Бочнаковой и Станислана Видлака, Краков, 1995.
  17. ^ Юджин Рогиест, К истокам романских языков: лингвистический путь через Румынию (Лёвен, Бельгия: Acco, 2006), 83.
  18. ^ Матасович, Ранко (2007). «Островной кельтский язык как языковая область». Материалы семинара в рамках XIII Международного конгресса кельтских исследований : 106. {{cite journal}}: Неизвестный параметр |agency= игнорируется ( помогите )
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Адамс, Дж. Н. (2007). «Глава V – Регионализмы в провинциальных текстах: Галлия». Региональная диверсификация латыни 200 г. до н. э. – 600 г. н. э . Кембридж. стр. 279–289. дои : 10.1017/CBO9780511482977 . ISBN  9780511482977 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  20. ^ Уэст, Эндрю; Эверсон, Майкл (25 марта 2019 г.). «Предложение закодировать перевернутую половину H латинской буквы» (PDF) . Проверено 21 сентября 2022 г.
  21. ^ А.Н. Ньюэлл, «Галло-римская религиозная скульптура» Греция и Рим 3.8 (февраль 1934:74–84) отметил эстетическую посредственность ранней галло-римской скульптуры в изображениях галльских божеств.
  22. ^ Выставка «Сокровища галло-римских ювелиров», Музей галло-римской цивилизации, Лион, рецензия Кэтрин Джонс в журнале The Burlington Magazine 131 (июнь 1989: 443–445).

Библиография

[ редактировать ]
  • Уоллес-Хэдрил, Дж. М. 1983. Франкская церковь (Oxford University Press) ISBN   0-19-826906-4 , 1983 г.
  • Дринкуотер, Джон и Хью Элтон, ред. Галлия пятого века: кризис идентичности? (Издательство Кембриджского университета) 2002.
  • Омрани, Биджан . Следы Цезаря: Путешествие в Римскую Галлию (Голова Зевса) 2017. ISBN   978-1784970666
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e3fe092fbe39d627db12e302e51ec2bd__1720461240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e3/bd/e3fe092fbe39d627db12e302e51ec2bd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gallo-Roman culture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)