Амфитеатр
Амфитеатр американский ( британский английский ) или ( iː английский ; оба / ˈ æ m f i ˌ θ ə t ər / ) амфитеатр [1] [2] — это площадка под открытым небом, используемая для развлечений, представлений и занятий спортом. [3] Термин происходит от древнегреческого ἀμφιθέατρον ( амфитеатрон ), [4] от ἀμφί ( амфи ), что означает «с обеих сторон» или «вокруг» [5] и θέατρον ( театрон ), что означает «место для просмотра». [6] [7]
Древнегреческие театры обычно строились на склонах холмов и имели полукруглую форму. Первый амфитеатр, возможно, был построен в Помпеях около 70 г. до н. э. [8]
«Амфитеатр (амфитеатр) называется так потому, что состоит из двух театров, ибо амфитеатр круглый, тогда как театр, имеющий полукруглую форму, представляет собой половину амфитеатра».- Исидор Севильский, Этимологии, XV.ii.26–ii.40 307 [9]
Древнеримские амфитеатры имели овальную или круглую форму, с ярусами для сидения, окружавшими центральную площадку для выступлений, как современный стадион под открытым небом . Напротив, и древнегреческий, и древнеримский театры были построены полукругом , с многоярусными сиденьями, возвышающимися на одной стороне зала.
В современном языке термин «амфитеатр» используется для обозначения любой конструкции с наклонными сиденьями, включая сцены театрального типа со зрительскими местами только с одной стороны, круглые театры и стадионы . Они могут быть закрытыми или открытыми.
Естественные формы рельефа и скальные образования подобной формы иногда называют природными амфитеатром .
Римские амфитеатры
[ редактировать ]было обнаружено около 230 римских амфитеатров На территории Римской империи . Типичная форма, функции и название отличают их от римских театров , имеющих более или менее полукруглую форму; из цирков (похожих на ипподромы ), чьи гораздо более длинные трассы были предназначены в основном для соревнований по скачкам на лошадях или колесницах; и от меньших стадионов , которые в первую очередь предназначались для легкой атлетики и соревнований по бегу. [11]
Римские амфитеатры имели круглую или овальную форму с центральной ареной, окруженной ярусами для сидения по периметру. Ярусы для сидения были пронизаны входами, контролирующими доступ к полу арены и изолирующими его от зрителей. Временные деревянные конструкции, действовавшие как амфитеатры, возводились для погребальных игр, проводимых в честь умерших римских магнатов их наследниками, с участием гладиаторов , обычно вооруженных военнопленных, у погребального костра или могилы умершего. Эти игры описаны в римских историях как munera , подарки, развлечения или обязанности в честь умерших людей, римских богов и римской общины. [12]
Некоторые римские писатели интерпретируют самые ранние попытки создать постоянные амфитеатры и места для сидения для низших классов как популистский политический подкуп, справедливо блокируемый Сенатом как морально нежелательный; слишком частая и чрезмерно «роскошная» мунера разъела бы традиционную римскую мораль. Предоставление постоянного места считалось особенно нежелательной роскошью. [13]
Самый ранний постоянный римский амфитеатр из камня и дерева с местами для сидения по периметру был построен на Марсовом поле в 29 г. до н.э. [14] Большинство из них были построены во времена имперского правления, начиная с периода Августа (27 г. до н.э. – 14 г. н.э.). [15] Имперские амфитеатры строились по всей Римской империи, особенно в столицах провинций и крупных колониях, как важный аспект Романитас . Стандартного размера не было; самый большой мог вместить 40 000–60 000 зрителей. Самые сложные из них имели многоэтажные аркадные фасады и были украшены мрамором , лепниной и скульптурами. [16] Самый известный и крупнейший римский амфитеатр — Колизей в Риме , также известный как Амфитеатр Флавиев ( Amphitheatrum Flavium ), в честь династии Флавиев , построившей его. После прекращения гладиаторских игр в V веке и охоты на животных в VI веке большинство амфитеатров пришло в упадок. Их материалы были добыты или переработаны. Некоторые из них были снесены, другие превращены в укрепления. Некоторые продолжали оставаться удобными открытыми местами для встреч; в некоторых из них располагались церкви. [17]
Современные амфитеатры
[ редактировать ]В современном использовании амфитеатр представляет собой круглое, полукруглое или изогнутое пространство для выступлений, особенно расположенное на открытом воздухе. [18] Современные амфитеатры часто включают в себя стоячие конструкции, называемые оркестрами , иногда изогнутые или чашеобразные, как за сценой, так и за публикой, создавая зону, которая отражает или усиливает звук, что делает амфитеатр идеальным для музыкальных или театральных представлений. Небольшие амфитеатры могут служить местом проведения выступлений местного сообщества на открытом воздухе.
Известные современные амфитеатры включают Амфитеатр Шорлайн , Голливуд Боул и Аула Магна в Стокгольмском университете. Термин «амфитеатр» также используется для некоторых закрытых площадок, таких как (ныне снесенный) амфитеатр Гибсона и международный амфитеатр Чикаго .
Природные амфитеатры
[ редактировать ]Естественный амфитеатр — это место для выступлений, расположенное в месте, где крутая гора или определенное скальное образование естественным образом усиливает звук или отражает его эхом, что делает его идеальным для музыкальных и театральных представлений. Амфитеатр может представлять собой естественное образование, идеально подходящее для этой цели, даже если там не было построено никакого театра.
Известные естественные амфитеатры включают амфитеатр Дракенсберг в Южной Африке , замок Слейн в Ирландии , амфитеатр Сверхъестественного в Австралии , а также амфитеатры Красные скалы и ущелье на западе Соединенных Штатов .
Есть свидетельства того, что люди анасази использовали естественные амфитеатры для публичного исполнения музыки в доколумбовые времена, включая большое построенное пространство для выступлений в каньоне Чако , штат Нью-Мексико . [19]
См. также
[ редактировать ]- Одеон (здание)
- Колизей
- Древние театры
- Арена
- Тингплац
- Список римских амфитеатров
- Список современных амфитеатров
- Список крытых арен
Примечания
[ редактировать ]- ^ Новый Оксфордский американский словарь (3-е изд.). Издательство Оксфордского университета . 2010.
- ^ «Определение амфитеатра в Оксфордском словаре. Значение, произношение и происхождение слова» . Оксфордские словари . Издательство Оксфордского университета. 2014. Архивировано из оригинала 13 июля 2012 года . Проверено 23 февраля 2014 г.
- ^ Краткая энциклопедия Britannica (1-е изд.). Британская энциклопедия, Инкорпорейтед. 2006. с. 64. ИСБН 9781593394929 .
- ^ ἀμφιθέατρον , Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Промежуточный греко-английский лексикон , о Песее
- ^ ἀμφί , Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон , о Персее
- ^ θέατρον , Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон , о Персее
- ^ Хоад, Т.Ф. (1996). Краткий Оксфордский словарь английской этимологии . Издательство Оксфордского университета. стр. 14, 489 . ISBN 0-19-283098-8 .
- ^ Граут, Джеймс. «Амфитеатр в Помпеях» . Энциклопедия Романа . Проверено 24 января 2024 г.
- ^ Исидор Севильский (июль 2006 г.) [625 г. н.э.]. Etymologiae [ Этимологии ] (на латыни). Издательство Кембриджского университета. стр. XVIII.52, XV.ii.26–ii.40, стр.307. ISBN 9780521837491 .
- ^ Мишель Турнье, Тетерев , WD Redfern, Fairleigh Dickinson Univ Press, 1996, стр. 69
- ^ Бомгарднер, 37.
- ^ Додж, Хейзел, Амфитеатры в римском мире , стр. 545-553, гл. 37 в «Спутниках Блэквелла в древнем мире», под редакцией Кристесена, П. и Кайла, Дональда, Уайли Блэквелла, 2014 г.
- ^ См. Аппиан, Гражданские войны , 128; Ливий, Перохии , 48.
- ^ Кайл, Дональд Г. (2017). «Древнегреческий и римский спорт» . В Эдельмане, Роберт; Уилсон, Уэйн (ред.). Оксфордский справочник по истории спорта . Оксфордские справочники в Интернете. п. 89. дои : 10.1093/oxfordhb/9780199858910.001.0001 . ISBN 978-0-19-985891-0 .
- ^ Бомгарднер, 59.
- ^ Бомгарднер, 62.
- ^ Бомгарднер, 201–223.
- ^ Энциклопедия, BI (4 марта 2006 г.). Краткая энциклопедия Britannica (1-е изд.). Британская энциклопедия, Инкорпорейтед. п. 64. ИСБН 9781593394929 .
- ^ Свободный, Ричард В. (март 2008 г.). «Це’Биинахольц’а Ялты (Говорящая кривая скала)» . Время и разум: журнал археологии, сознания и культуры . 1 (1): 31–49. дои : 10.2752/175169608783489080 . ISSN 1751-696X – через Тейлора и Фрэнсиса.
Ссылки
[ редактировать ]- Бомгарднер, Дэвид Ли (октябрь 2000 г.). История римского амфитеатра . Рутледж . ISBN 0-415-16593-8 .