Неметон

Неметон ) (множественное число: немета был священным местом древней кельтской религии . Немета, судя по всему, в основном располагалась в природных зонах, часто в священных рощах. [1] Однако другие данные свидетельствуют о том, что это слово подразумевало более широкий спектр ритуальных пространств, таких как святыни и храмы. [2] [3] Свидетельства существования неметы состоят в основном из надписей и топонимии или топонимов, которые встречаются по всему кельтскому миру. Топонимы, связанные со словом «неметон», встречаются на западе до Галисии на Пиренейском полуострове, на севере до Шотландии и на востоке до центральной Турции . [2] Это слово связано с названием племени неметов , живущего на берегу Рейна между Пфальцом и Боденским озером на территории нынешней Германии , и их богини Неметоны . [1]
Аттестации на латыни
[ редактировать ]Слово «неметон» объясняется позже в толковании Фортуната : «loco nomine Vernemetis … quod quasi fanum ingens Gallica lingua Refert». » («в месте, называемом Вернеметис... что на галльском языке означает «фанум» . От Ver- «большой, большой» + немето- ) и в латинизированной форме от римской формы: «de Saris silvarum quae nimidas vocant » («священных лесов, называемых имидас»). [4]
Современное описание
[ редактировать ]Плиний и Лукан писали, что друиды собирались не в каменных храмах или других сооружениях, а в священных рощах деревьев. В своей «Фарсалии» Лукан описал такую рощу возле Массилии в драматических терминах, скорее предназначенных для того, чтобы вызвать ужас у его римских слушателей, чем для настоящей естественной истории:
ни одна птица не гнездилась в неметоне, и никакое животное не пряталось поблизости; листья постоянно дрожали, хотя ветерок не шевелился. Посреди него стояли алтари и изображения богов. Каждое дерево было запятнано жертвенной кровью. сама земля застонала, мертвые тис ожили; непоглощённые деревья были окружены пламенем, а огромные змеи обвили дубы. Люди боялись приближаться к роще, и даже священник не ходил туда ни в полдень, ни в полночь, чтобы не встретиться с ее божественным хранителем.
Тацит, зять римского офицера, который, вероятно, был очевидцем первого римского вторжения на Англси , сообщает, что, когда римляне высадились
На берегу стояла противостоящая армия с плотным построением вооруженных воинов, а между рядами бежали женщины в черных одеждах, как у фурий , с растрепанными волосами и размахивающими головнями. Кругом друиды, воздев руки к небу и изливая страшные проклятия, напугали наших воинов незнакомым зрелищем, так что, словно их конечности были парализованы, они стояли неподвижно, подвергаясь ранам. Затем, побуждаемые призывами своего генерала и взаимными поощрениями не дрожать перед отрядом разъяренных женщин, они понесли знамена вперед, подавили всякое сопротивление и окутали врага пламенем его собственных клейм. Затем над побежденными была введена сила, и их рощи, посвященные бесчеловечным суевериям, были уничтожены. Они действительно считали своим долгом покрывать свои алтари кровью пленников и обращаться к своим божествам через человеческие внутренности.
Примеры
[ редактировать ]Описания таких мест были найдены по всему кельтскому миру. Подтвержденные примеры включают Неметобригу возле Оренсе на северо-западе Испании, Друнеметон в Галатии , в Медионеметоне возле Стены Антонина в Шотландии. [2] а в середине Девона есть по крайней мере десять топонимов Нимета и Нимфы в окрестностях деревни Боу .
- Марс Луцеций («Сияющий Марс») [5] и Неметона появляются как божественная пара в надписях римской эпохи. На романо-британском месте в Бате паломник, пришедший из континентальной Тревери Галлии Бельгики в поисках исцеления, совершил посвящение Марсу Луцецию и Неметоне. [6] Марс Ригонеметис («Марс, король Священной рощи») появляется в контексте римского имперского культа в посвящении, обнаруженном в Неттлхэме ( Линкольншир ) в 1961 году. Возможно, он был богом, принадлежащим к племени Кориэлтауви . [7]
- Неметон встречается в римском топониме Вернеметон (ныне Уиллоуби-он-те-Уолдс, Ноттингемшир), в римском Aquae Arnemetiae (ныне Бакстон , Дербишир) и в упоминании 1194 года о Наметвихе, «Городе-убежище» ( Нантвич , Чешир). ). [8]
- В Шотландии неметонов . довольно часто встречаются топонимы [9] как и в Девоне , где они появляются в многочисленных топонимах, содержащих Нимет или Нимптон, и были отождествлены с именем Nemetotatio в космографии Равенны недалеко от места современного Норт-Тоутона .
- Хорошо известное местонахождение неметонов находится в лесу Неве недалеко от Локронана в Бретани (ср. современное бретонское neved «святилище», валлийское nyfed ). В Гурне-сюр-Аронд , во французском департаменте Уаза, также хранятся останки неметона. Отголоски слова «неметон» сохранились во многих французских топонимах, таких как Novionemetum ( novios «новый»), которые превратились в Nonant , Nonant-le-Pin и т. д., *Nemeto-pons с латинским pons «мост»: Nampont и Nemetodurum. «дверь» или «форум храма»: Нантер . В Париже в строке 1270 года были приведены аргументы в пользу названия «Намет» как древнего названия квартала Тампль на правом берегу. [10]
- В Ирландии была часовня Немед в Арме и еще одна на Слиаб Фуаите. [11]
- Неметоны также существовали на востоке, вплоть до галльской области Галатии в Анатолии , где Страбон записывает название места встречи галатского совета как Друнеметон . [12]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Кох, с. 1350.
- ^ Jump up to: а б с Грин, с. 448.
- ^ Дауден, с. 134.
- ^ Ксавье Деламар, Словарь галльского языка: лингвистический подход к старому континентальному кельтскому языку , издания Errance, Париж, 2003, стр. 233.
- ^ Ксавье Деламар, Словарь галльского языка (Éditions Errance, 2003), 2-е издание, стр. 200.
- ^ Хельмут Биркхам, запись о «Луцеции» в «Кельтская культура: историческая энциклопедия » под редакцией Джона Коха (ABC-Clio, 2006), стр. 1192; Бернхард Майер , Словарь кельтской религии и культуры (Boydell Press, 1997, 2000, первоначально опубликован в 1994 году на немецком языке), стр. 207.
- ^ Миранда Дж. Грин. «Словарь кельтских мифов и легенд» (Thames and Hudson Ltd., 1997), с. 142.
- ^ Э.Экволл, Краткий Оксфордский словарь топонимов (Оксфорд) 1936: 320 кол. а.
- ^ WG Watson, История кельтских топонимов Шотландии (Эдинбург) 1920.
- ^ Луи Х. Грей , "Et Toz les Bons Sains de Namet" Speculum 28.2 (апрель 1953 г.), стр. 76-377
- ^ Э. Хоган, Onomasticon Goidelicum (Дублин) 1910, отмечено Греем 1953.
- ^ Сравните сухой , «дуб».
Ссылки
[ редактировать ]- Дауден, Кен (2000). Европейское язычество: реалии культа от античности до средневековья . Рутледж.
- Грин, Миранда (1996). Кельтский мир, часть 70 . Рутледж.
- Т.Д. Кендрик , Друиды . Торговая книжная компания с ограниченной ответственностью. 1994. ISBN 1-85958-036-X
- Кох, Джон Т. (2006). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО.
- Карло ди Симоне, кельтский Немето- «Священный лес» и его ономастические производные . В: «Navicula Tubingensis: studia in Honorem Antonii Tovar», Франсиско Х. Ороз Арискурен, Антонио Товар, Эухенио Козериу, Карло Де Симоне; Tübinger Beiträge zur Linguistik, 230. Тюбинген, 1984. ISBN 3-87808-230-4 , ISBN 978-3-87808-230-9 . (гугл книги)