Сегобриги
Сегобриги — или сегобриги кельто -лигурийский живший во внутренних районах греческой колонии Массалия народ , (современный Марсель ) в железном веке .
Они упоминаются в мифе об основании Массалии , рассказанном греческим философом Аристотелем и Помпеем Трогом , галло-римским писателем, жившим среди близлежащих Воконтиев в I веке до нашей эры. Построен вокруг исторического основания города греческими поселенцами ок. В 600 г. до н.э. легенда рассказывает, как дочь сегобригийского царя Нанна выбрала фокейского моряка своим мужем во время своей свадьбы, и они вдвоем в конечном итоге основали колонию Массалия.
Имя
[ редактировать ]Они только один раз упоминаются как Сегобригии Помпеем Трогом (I в. до н. э.) в тексте, позже резюмированном римским писателем Юстином в III–IV веках нашей эры. [1] [2] [3]
Этноним , по-видимому, представляет собой кельтское соединение, происходящее от основы sego — («победа, сила»). [4] [5] Однако смысл второго элемента остается неясным. Оно могло происходить от brīgo – («сила, энергия»), [5] или еще от briga («холм, городище»). [4] [6] Таким образом, имя Сегобриги переводится как «Люди могучего/победоносного городища» или как «Сильные и возвышенные люди». [4] [7]
География
[ редактировать ]В VI веке до нашей эры территория Сегобриги простиралась от массива Этуаль до побережья Средиземного моря. [8] к югу от Салиеса . [9] Постепенно он был поглощен греческой колонией Массалия . [2] [10]
Единственное место, свидетельствующее об оккупации Марселя до 600 г. до н. э., — это оппидум Бау-де-Сен-Марсель , на выходе из долины Ювон , в 7 км к востоку от Старого порта Марселя . Холмы бассейна Марселя также были оккупированы в этот период. [5] Некоторые ученые предложили отождествить оппидум Сен-Блез ( Сен-Митр-ле-Ремпар ) с главным городом Сегобриги. Хотя оно расположено в 36 км к северу от Марселя, поселение демонстрирует наличие кельтской стены с конца VII века до нашей эры. С этой точки зрения этот оппидум можно интерпретировать как место, где греки и местные жители встречались до основания Массалии южнее. [7]
История
[ редактировать ]Около 600 г. до н. э. греческие поселенцы из города Фокея в западной Анатолии основали колонию Массалия на месте Лакидона, соответствующего современному Старому порту Марселя . Согласно мифу об основании города, принцесса Сегобригиев, дочь царя Нанна, решила выйти замуж за греческого поселенца из Фокеи. По приглашению Нанна они вдвоем основали колонию Массалия недалеко от территории Сегобригиев или на ее территории. [11] Первоначально Массалия была ограничена торговым постом без внутренних владений ( locus condendae urbis ). Их уважали как иностранцев, связанных узами гостеприимства с местным правителем, что подразумевало, что эти коренные жители имели свободу передвижения внутри колонии и их приветствовали во время некоторых религиозных праздников. [12]
Нанну наследовал его сын Коман, который, опасаясь экспансионистской политики фокейцев, отказался от отношений гостеприимства, установленных его отцом, и начал войну с греческой колонией ок. 580 г. до н. э. Согласно истории, рассказанной Трогом, вероятно, вдохновленной рассказом о Троянском коне и другими греческими мотивами, [примечание 1] Команус пытался проникнуть в Массалию с вооруженными людьми, спрятанными в повозках во время фестиваля Флоралия , но в конце концов был предан одним из своих родственников, влюбившимся в грека. [14] Коман и 7000 сегобригиев были убиты, а остальная часть населения, вероятно, была обращена в рабство или бежала к холмам, окружавшим колонию. Сегобрижские земли, вероятно, были аннексированы греками после этого поражения. [12]
После захвата Фокеи персами в 545 г. до н.э. в сторону колонии бежала новая волна поселенцев, что, вероятно, изменило демографический баланс между греками и туземцами. [15]
Незадолго до ок. 390–387 гг. До н.э. сегобригийский принц по имени Катуманд осадил город, затем, как сообщается, отказался от своего проекта, увидев во сне богиню Минерву , и решил заключить мир с массалиотами. После этого события, узнав, что Рим был захвачен галлами в битве при Аллии , греки собрали свои владения, чтобы помочь римлянам заплатить выкуп. [14] [16] Жан Брюнель предположил, что эта история, с божественным вмешательством и параллелью с разграблением Рима, возможно, была создана для того, чтобы скрыть тот факт, что Массалия была захвачена Сегобригиями и должна была платить им дань. [16]
Последующее исчезновение сегобригиев из исторических записей обычно связано с постепенным включением их территории в кору Массалиоте , территорию за пределами собственно города. [2] [10] По мнению Хавьера де Оса , возможно, что комани , населявшие внутреннюю территорию к северу от Массалии, были потомками сегобригиев, либо же что это было другое племя, вытеснившее их в этой области. [17]
Культура
[ редактировать ]Себробриги были идентифицированы как лигурийцы в древнейших текстах об основании Массалии, но их этноним и имена их вождей, несомненно, кельтские. [18] [19] [4] Вполне возможно, что древние авторы, такие как Гекатей Милетский (6 в. до н. э.) и Аполлоний Родиос (3 в. до н. э.), использовали «лигурийский» термин как общий термин для таких далеких и частично известных племен или просто как географическую ссылку, которая имела никакого отношения к их этнической принадлежности. [2] [4] К середине II века до нашей эры Полибий путешествовал по этому региону и написал, что племена, жившие во внутренних районах Прованса, были кельтскими. [2]
Во времена царя Тарквиния отряд молодых фокейских воинов, приплыв к устью Тибра, заключил союз с римлянами. Оттуда, приплыв в дальние заливы Галлии, они основали Массилию среди лигурийцев и свирепых племен галлов; и они совершили великие дела, либо защищаясь от дикости галлов, либо провоцируя их на битву, - предварительно спровоцировав самих себя.
— Юстин 43, 3 = Помпей Трог. Philippic Histories (перевод Rivet 1988 , стр. 10).
Хотя Трог считал, что и лигурийцы , и галлы находились в оккупации на момент основания, а Ливий сказал, что галлы помогли массалиотам найти свою колонию против враждебных кельто-лигурийских Салиесов , [18] хронологически трудно отнести к «галлам» кельтские племена, достигшие средиземноморского побережья Франции в конце VII века. [19] По словам Хавьера де Оса , сегобриги на самом деле были «примитивными кельтами», которые позже были ассимилированы галльским населением. [20]
Политическая организация
[ редактировать ]В рассказах Трога и Аристотеля о легендарном основании Массалии упоминается своеобразный обычай, согласно которому дочь местного короля выбирает себе мужа во время собственной свадьбы, преподнося ему чашу, наполненную водой или вином. Этот мотив, сравнимый с индийским сваямвара («личный выбор»), вероятно, имеет индоевропейское происхождение. [21] [22]
Евксен случайно оказался в гостях, когда этот Нанос праздновал свадьбу дочери, и его пригласили на пир. Свадьба была организована следующим образом: после трапезы девушка должна была войти и предложить чашу, полную вина, смешанного с водой, тому жениху, которому она пожелает, и тот, кому она ее подарит, будет ее женихом. Когда девушка вошла в комнату, она отдала чашу, то ли случайно, то ли по какой-то другой причине, Евксену; ее звали Петта.
— Афиней 2010 , XIII, фр. 549 Роза = Аристотель. «Конституция массалиотов»
Случилось так, что в этот день царь занимался организацией свадьбы своей дочери Гиптис: по обычаю племени он готовился отдать ее замуж за зятя, выбранного на банкете. Итак, поскольку на свадьбу были приглашены все женихи, на пир были приглашены и греческие гости. Тогда привели девушку, и когда отец попросил ее предложить воду мужчине, которого она выбрала себе в мужья, она обошла их всех и, обратившись к грекам, дала воду Протису...
— Юстин 43, 3 = Помпей Трог. Philippic Histories (перевод Rivet 1988 , стр. 10).
По версии Трога, фокейские поселенцы не интегрировали сегобригиев в греческую колонию; вместо этого царь Нанн предоставляет ему участок земли для основания города («Протису... его тесть дал место для основания города»). [23] Это может свидетельствовать о том, что Наннус контролировал другие территории вблизи побережья или что он подчинил себе соседние племена. [24]
Историк Доминик Гарсия предложил интерпретировать Сегобриги как «вождь, управляемый централизованно (из деревни Наннус) наследственной властью (родословная Наннуса), распространяющейся по материнской линии и матрилокально путем роения, с созданием небольших деревенских единиц, состоящих из несколько десятков человек, поставленных под власть «больших людей» (царей текста)». [6] Эта традиция могла сохраниться до второй половины VI века до нашей эры, когда приход новых поселенцев из Фокеи, в том числе целых семей, изменил демографический баланс между поселенцами и местными жителями, что в конечном итоге привело к исчезновению группы потомков Нанна и исчезновение Сегобригиев из исторических записей. [25]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Помпей Трог , Филиппинские истории = Юстин , Краткое изложение филиппинских историй 43, 3.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Буассино 2005 , стр. 117–118.
- ^ Falileyev 2010 , s.v. Segobrigii .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Фриман 2006 , с. 1269.
- ^ Перейти обратно: а б с Буффье и Гарсия 2012 , с. 32.
- ^ Перейти обратно: а б Гарсия 2016 , стр. 88–89.
- ^ Перейти обратно: а б Шоссери-Лапре и др. 2019 .
- ^ Барруол 1969 , с. 208.
- ^ Талберт 2000 , Карта 15: Арелате-Массалия.
- ^ Перейти обратно: а б Буффье 2021 , с. 29.
- ^ Заклепка 1988 , с. 9–10.
- ^ Перейти обратно: а б Пы и Трезини 2013 .
- ^ Мейлдер 2004 , стр. 35–36.
- ^ Перейти обратно: а б Ривет 1988 , с. 11–12.
- ^ Буффье, 2021 , стр. 26, 29.
- ^ Перейти обратно: а б Мейлдер 2004 , стр. 27–28.
- ^ де Хоз 2005 , стр. 179–180.
- ^ Перейти обратно: а б Ривет 1988 , с. 15.
- ^ Перейти обратно: а б де Оз 2005 , с. 174.
- ^ де Хоз 1999 , с. 148.
- ^ Пралон 1992 , с. 55.
- ^ Мейлдер 2004 , с. 25.
- ^ Пралон 1992 , с. 54.
- ^ Буффье 2021 , с. 26.
- ^ Буффье, 2021 , стр. 26–29.
- Сноски
- ^ По мнению ученого Марселя Мельдера, этими мотивами являются: «атмосфера враждебности между туземцами (галлами, троянцами, иранцами, габийцами, тегетами и т. д.) и пришельцами (греками из Фокеи, туранцами, римлянами, спартанцами и т. д.) , проникновение обманным путем (замаскированноекак завсегдатаи вечеринок, купцы и т. д.) в укрепленный город, считавшийся неприступным, использование повозок для торжеств и перевозки товаров, а также кажущаяся атмосфера мира или, по крайней мере, ненападения (время перемирие или пир)». [13]
Первоисточники
[ редактировать ]- Афиней (2010). Ученые банкеты, том VI: Книги 12-13.594b . Классическая библиотека Леба. Том. 327. Перевод Олсона, С. Дугласа. Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0674996397 .
Библиография
[ редактировать ]- Барруоль, Гай (1969). Доримские народы Юго-Восточной Галлии: исследование исторической географии . Э. де Боккар. ОСЛК 3279201 .
- Буассино, Филипп (2005). «Земля Сегобрижей. Протоистория Марсельского бассейна». В Роте, Мари-Пьер; Трезини, Анри (ред.). Археологическая карта Галлии. Марсель и его окрестности . Издания МШ. ISBN 2-87754-095-2 .
- Буффье, Софи; Гарсия, Доминик (2012). «Греки, кельты и лигурийцы в Юго-Восточной Галлии: этническая принадлежность и археология». В Гермарии, Антуан; Цецхладзе, Гоча Р. (ред.). От Геркулесовых столбов до стоп аргонавтов . Питерс. ISBN 978-90-429-2432-1 .
- Буффье, Софи (2021). Территории древнего Марселя . Блуждание. ISBN 978-2-87772-848-5 .
- Шоссери-Лапре, Жан; Дюваль, Сандрин; Валенсиано, Мари; Канут, Виктор (2019). «Укрепления оппидума Сен-Блеза (Сен-Митр-ле-Ремпар). Открытия и новые подходы». Греческий корреспондентский бюллетень . 143 (1): 361–389. дои : 10.4000/bch.822 . ISSN 0007-4217 . S2CID 242199053 .
- де Ос, Хавьер (1999). «Существовали ли *бригантиносы в Континентальной Селтике?». В Мейде, Вольфганг (ред.). Studia Celtica et Indogermanica . Археолингва. стр. 145–149. ISBN 978-9638046284 .
- Серпа, Хавьера (2005). «Птолемей и лингвистическая история Нарбонской империи» В Серпе, Хавьер; Лухан, Юджин Р.; Симс-Уильямс, Патрик (ред.). Новые подходы к кельтским топонимам в географии Птолемея . Классические издания. стр. 100-1 173–188. ISBN 978-8478825721 .
- Фалилеев, Александр (2010). Словарь континентальных кельтских топонимов: кельтский спутник Атласа Баррингтона греческого и римского мира . КМКС. ISBN 978-0955718236 .
- Фриман, Филип (2006). «Греческие и римские рассказы о древних кельтах». В Кохе, Джон Т. (ред.). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-85109-440-0 .
- Гарсия, Доминик (2016). «Аристократы и плутократы в средиземноморских кельтских странах». В Беларте, Франко; Гарсия, Доминик; Санмарти, Джоан (ред.). Протоисторические социальные структуры в Галлии и Иберии . Университет Барселоны. стр. 85–94. ISBN 978-84-936769-4-0 .
- Мёлдер, Марсель (2004). «Захват Марселя Сегобрижами: провал». Диалоги древней истории . 30 (1): 11–32. дои : 10.3406/dha.2004.2699 .
- Пралон, Дидье (1992). «Легенда об основании Марселя». Греческий Марсель и Галлия . Полет. 3. Массалитские исследования. стр. 51–56. ISBN 978-2908774030 .
- Пи, Мишель; Трезини, Анри (2013). «Территория греческого Марселя: размышления и проблемы». В «Бэтс», Мишель (ред.). Из одного мира в другой: контакты и аккультурация в Средиземноморской Галлии . Центр Жана Берара. стр. 243–262. дои : 10.4000/books.pcjb.5278 . ISBN 978-2-38050-003-5 .
- Ривет, Альф (1988). Gallia Narbonensis: С главой о Приморских Альпах: Южная Франция в римские времена . Бэтсфорд. ISBN 978-0-7134-5860-2 .
- Талберт, Ричард Дж. А. (2000). Баррингтон Атлас греческого и римского мира . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0691031699 .