волы
Бойи Цизальпийской ( лат. множественное число, единственное число Boius ; древнегреческий : Βόιοι ) — кельтское племя позднего железного века , засвидетельствованное в разное время в Галлии (современная Северная Италия ), Паннонии (современные Австрия и Венгрия ), нынешней -современная Бавария , в современной Богемии и вокруг нее (в честь которой регион назван на большинстве языков; включает большую часть современной Чешской Республики ), части современной Словакии и Польши , а также Нарбонская Галлия (расположенная в современных Лангедоке и Провансе). ).
Кроме того, археологические данные указывают на то, что во 2 веке до нашей эры кельты распространились из Богемии через долину Клодзко в Силезию , которая теперь является частью Польши и Чехии. [1]
Впервые они появляются в истории в связи с галльским вторжением в северную Италию , 390 г. до н.э., [2] когда они сделали этрусский город Фельсина своей новой столицей Бононию (Болонью) . [3]
После ряда войн они были решительно разбиты римлянами в битве при Мутине (193 г. до н. э.) и их территория вошла в состав римской провинции Цизальпинской Галлии . По словам Страбона , написавшего через два столетия после событий, вместо того, чтобы быть уничтоженным римлянами, как их кельтские соседи,
Бойи были просто изгнаны из оккупированных ими регионов; и после миграции в области вокруг Истра , жили с таврами и вели войну против даков , пока они не погибли, все племя и все - и таким образом они оставили свою страну, которая была частью Иллирии , своим соседям как пастбище для овец. [4]
Около 60 г. до н.э. группа бойев присоединилась к гельветов злополучной попытке завоевать земли в западной Галлии и потерпела поражение от Юлия Цезаря вместе со своими союзниками в битве при Бибракте .
Цезарь поселил остатки этой группы в Горгобине , откуда шесть лет спустя они отправили 2000 воинов на битве помощь Верцингеториксу в при Алезии . Восточные бойи на Дунае были включены в состав Римской империи в 8 году нашей эры.
Этимология и название
[ редактировать ]Из всех различных названий одного и того же кельтского народа в литературе и надписях можно выделить континентальный кельтский сегмент, boio- . [5]
Есть два основных происхождения этого сегмента, оба из которых предполагают его принадлежность к семье индоевропейских языков : от слова «корова» и от слова «воин». Таким образом, бойи были либо «народом-пастухом», либо «народом-воином».
Происхождение слова «корова» напрямую зависит от древнеирландского юридического термина, обозначающего «посторонний»: ambue , от протокельтского * ambouios (< *an-bouios ), «не владелец скота». [6]
Ссылаясь на первых известных исторических бойев, Полибий рассказывает: [7] что их богатство состоит из скота и золота, что они зависели от сельского хозяйства и войны и что статус человека зависел от количества соратников и помощников, которые у него были. Последние, по-видимому, были * ambouii , в отличие от человека со статусом, который был * bouios , владельцем скота, а * bouii изначально были классом «владельцев скота». [8]
Вывод слова «воин» был принят лингвистом Юлиусом Покорным , который представил его как происходящее от индоевропейского *bhei(ə)- , *bhī- , «хит»; однако, не находя каких-либо близких к нему кельтских имен (за исключением бойев), он приводит несколько более широкие примеры из более далеких по времени оригиналов: phohiio-s- , венецианское личное имя; Бойи , иллирийское племя; Boiōtoi , греческое племенное название ( беотийцы ); и несколько других. [9]
Те же более широкие связи можно предположить и в отношении происхождения слова «корова»: беотийцы уже более века известны как народ коров, что, возможно, соответствует значению Италии как «страны телят». Индоевропейские реконструкции могут быть сделаны с использованием *gʷou- 'корова' в качестве основы, например *gʷowjeh³s ; [10] корень сам по себе может быть имитацией звука, издаваемого коровой. [11] [ нужен лучший источник ]
Современные производные слова включают Boiorix («король бойев», один из вождей кимвров ) и Boiodurum («ворота/крепость бойев», современный Пассау ) в Германии. Память о них также сохранилась в современных региональных названиях Богемии ( Boiohaemum ), смешанной языковой формы от boio- и протогерманского * haimaz , «дом»: «дом бойев», и Бавария , Бавария , которая происходит от германское в племя байовари (германское *baja-warjaz : первый компонент наиболее правдоподобно объясняется как германская версия Boii ; вторая часть — общая формационная морфема германских племенных названий, означающая «жители», как древнеанглийском -ware ) ; [примечание 1] это сочетание «жители бойев» могло означать «тех, кто живет там, где раньше жили бойи». [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]Поселение на севере Италии
[ редактировать ]По мнению античных авторов, бойи прибыли в северную Италию, переправившись через Альпы . Из других племен, пришедших в Италию вместе с бойями, сеноны , лингоны и сеноманы также засвидетельствованы в Галлии во время римского завоевания. Таким образом, остается неясным, где именно находились центральноевропейские истоки бойев, если где-то в Галлии, Южной Германии или в Богемии.
Полибий сообщает, что кельты были близкими соседями этрусской цивилизации и «бросали жадные взоры на свою прекрасную страну». [7]
Вторгнувшись с большой армией в долину реки По , они вытеснили этрусков и заселили ее, причем бойи заняли правый берег в центре долины. Страбон подтверждает, что бойи эмигрировали из своих земель за Альпы. [12] и были одним из крупнейших племен кельтов. [13] Бойи заняли старое этрусское поселение Фельсина, которое они назвали Бонония (современная Болонья ). Полибий описывает кельтский образ жизни в Цизальпийской Галлии следующим образом:
Жили они в деревнях без стен, без всякой лишней мебели; ибо, поскольку они спали на подстилках из листьев, питались мясом и были заняты исключительно войной и сельским хозяйством, их жизнь была очень простой, и они не имели никаких знаний ни в каком искусстве или науке.Их имущество состояло из скота и золота, потому что это были единственные вещи, которые они могли носить с собой повсюду по обстоятельствам и перемещать, куда пожелают. Они придавали товариществу первостепенное значение, и среди них были самые опасные и самые могущественные, у которых, как считалось, было наибольшее количество помощников и соратников. [7]
Археологические данные из Болоньи и ее окрестностей по некоторым пунктам противоречат показаниям Полибия и Ливия, которые утверждают, что бойи изгнали этрусков и, возможно, некоторые были вынуждены уйти.
Это указывает на то, что бойи не уничтожили и не опустошили Фельсинум, а просто переехали и стали частью населения в результате смешанных браков. [14] [ сомнительно – обсудить ]
На кладбищах того периода в Болонье хранятся оружие Ла Тена и другие артефакты, а также этрусские предметы, такие как бронзовые зеркала. В Монте-Бибеле, неподалеку, в одной могиле лежало оружие Ла Тена и горшок с нацарапанным на нем этрусским женским именем. [8]
Война против Рима
[ редактировать ]Во второй половине III века до нашей эры бойи объединились с другими Цизальпийскими галлами и этрусками против Рима. Они также сражались бок о бок с Ганнибалом , убив римского полководца Луция Постумия Альбина в 216 г. до н.э., чей череп затем превратили в жертвенную чашу. [15]
Незадолго до этого они потерпели поражение в битве при Теламоне в 225 г. до н.э. и снова были у Плацентии в 194 г. до н.э. (современная Пьяченца ) и Мутины в 193 г. до н.э. (современная Модена ). Публий Корнелий Сципион Насика завершил римское завоевание Бойев в 191 г. до н.э., отпраздновав триумф . его [16] После своих потерь, по словам Страбона, большая часть бойев покинула Италию. [17]
Бойи на Дунае
[ редактировать ]Вопреки интерпретации писателей-классиков, паннонские бойи, засвидетельствованные в более поздних источниках, представляют собой не просто остатки бежавших из Италии, а, скорее, другое подразделение племени, поселившееся там гораздо раньше.
Погребальные обряды итальянских бойев имеют много общего с современной Богемией, например, погребение , что было необычно для других Цизальпийских галлов, или отсутствие типично западных кельтских гривен . [18]
Это делает гораздо более вероятным, что Цизальпийские бойи на самом деле произошли из Богемии, а не наоборот. [19]
Мигрировав в Италию с севера от Альп, некоторые из побежденных кельтов просто вернулись к своим сородичам. [примечание 2]
Паннонские бойи вновь упоминаются в конце II в. до н.э., когда они дали отпор кимврам и тевтонам (Страбон VII, 2, 2). Позже они напали на город Норея (в современной Австрии) незадолго до того, как группа бойев (32 000 человек, согласно Юлию Цезарю ) присоединилась к гельветам в их попытке поселиться в западной Галлии. [20]
После поражения гельветов при Бибракте влиятельное племя эдуев позволило выжившим бойям поселиться на своей территории, где они оппидум Горгобины заняли . Хотя Верцингеторикс подвергся нападению на одном из этапов войны, они поддержали его двухтысячным войском в битве при Алезии (Цезарь, Commentarii de Bello Gallico , VII, 75).
Опять же, другие части бойев остались ближе к своему традиционному дому и поселились на словацкой и венгерской низменностях у Дуная и Муры с центром в Братиславе .
Дакийское завоевание
[ редактировать ]Около 60 г. до н.э. они столкнулись с растущей мощью даков под предводительством их царя Буребисты и потерпели поражение. Даки . под предводительством Буребисты , вероятно, использовали сочетание военной силы и политических стратегий, чтобы завоевать бойи и заставить некоторых из них мигрировать Агрессивная экспансионистская политика Буребисты могла включать военные кампании, направленные на ослабление бойев и принуждение их к сдаче или бегству. Кроме того, Буребиста , возможно, использовал дипломатическую тактику, чтобы посеять раздор среди бойев и оказать на них дальнейшее давление.
Как только бойи были побеждены или ослаблены, даки аннексировали их территорию, включив ее в свое расширяющееся королевство. Миграция бойев через Европу могла быть следствием их поражения и даками оккупации их земель , поскольку они искали новые территории и возможности в других местах. Однако конкретные детали этого завоевания и миграции часто скудны в исторических записях, что оставляет много возможностей для интерпретации.
Когда римляне наконец завоевали Паннонию в 8 году нашей эры, бойи, похоже, не выступили против них. Их бывшая территория теперь называлась Deserta Boiorum (десерта означает «пустые или малонаселенные земли»). [21]
Однако бойи не были истреблены: существовало civitas Boiorum et Azaliorum (азалии — соседнее племя), находившееся под юрисдикцией префекта побережья Дуная ( prefectus ripae Danuvii ). [22] Этот civitas , общий римский административный термин, обозначающий как город, так и племенной округ вокруг него, позже был присоединен к городу Карнунтум . [ нужна ссылка ]
Бойи в древних источниках
[ редактировать ]Плавт
[ редактировать ]Плавт обращается к бойям в Каптиви :
Но теперь он не Сицилия, он Бойус, он носит Бойю
(Перевод:) Но теперь он не сицилиец – он Бой, у него есть женщина Бойя.
Есть игра слов: Бойя означает «женщина Бойи», также «сдерживающий ошейник осужденного преступника». [23]
Ливи
[ редактировать ]В 21 томе своей «Истории Рима » Ливий (59 г. до н. э. – 17 г. н. э.) утверждает, что именно человек из бойо предложил Ганнибалу показать путь через Альпы .
Когда после того, как действие произошло, его люди вернулись к каждому полководцу, Сципион не мог принять никакого четкого плана действий, за исключением того, что он должен был формировать свои действия на основе планов и начинаний врага. марш, который он начал в Италию , или битва с римской армией, которая появилась первой, прибытие послов из Боев и мелкого принца по имени Магал , отвлеченного от немедленного сражения; которые, заявив, что они будут проводниками в его путешествии и спутниками в его опасностях, высказали свое мнение, что Италию следует атаковать всеми силами войны, так как его сила нигде ранее не была ослаблена. [24]
Надписи
[ редактировать ]В первом веке до нашей эры бойи, жившие в оппидуме Братиславы , чеканили биатеки — высококачественные монеты с надписями (вероятно, именами царей) латинскими буквами. В оппидуме Манхинга была найдена керамика с надписью «Boius» или «Baius», которая выставлена в местном музее кельтов и римлян.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Индоевропейское сокращение o , как в кельтском Boii , развилось в a в германском языке. Что касается его формирования, то имя, по-видимому, представляет собой гибрид между кельтским или латынью и германским языком, поскольку тематическая гласная бай - о- должна была бы быть а в германском сложном слове (ср. кельтский ambio-rix против германского Шюда-рейкс «Теодорих»). Это, однако, не следует использовать в качестве аргумента против «традиционной» этимологии, поскольку такие формы довольно распространены (ср. Raetovarii , алеманское племя) и, скорее всего, находятся под влиянием латинского происхождения древних писателей.
- ^ Другие племена, подразделения которых засвидетельствованы как на «родине кельтов», так и на периферии, включают сенонов (Умбрия и регион Марны), лингонов (Эмилия и плато Лангр), сеноманов (Венеция и Мэн), тектосажей (Галатия и Прованс).
Источники
[ редактировать ]- ^ Рэнкин 1996 , с. 16
- ^ Смит, Уильям, доктор юридических наук (ред.) (1854 г.). Словарь греческой и римской географии . Запись: «ЭТРУРИЯ» . Проверено 4 ноября 2023 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Фельсина | Италия, история, карта и факты | Британика» . www.britanica.com . 13 октября 2023 г. Проверено 4 ноября 2023 г.
- ^ Страбон, 5.213.
- ^ Фалилеев, Александр, изд. (2007). «Бойи» (PDF) . Словарь континентальных кельтских топонимов . Аберистуитский университет. Архивировано из оригинала (PDF) 31 июля 2009 года . Проверено 2 мая 2009 г.
- ^ Кох, Джон Т. (2006). Кельтская культура: историческая энциклопедия (иллюстрированное изд.). Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 225. ИСБН 978-1-85109-440-0 .
- ^ Jump up to: а б с Полибий, Истории , II.17.
- ^ Jump up to: а б Уильямс, JHC (2001). За Рубиконом: римляне и галлы в республиканской Италии . Кларендон Пресс. стр. 90–91. ISBN 9780191541575 .
- ^ Покорный, Юлий (1998–2006). «бхей(ə)-, бхи-» . Indogermanisches Etymologisches Woerterbuch (на немецком языке). Лейденский университет. стр. 117–118. Архивировано из оригинала 7 февраля 2006 года.
- ^ Бирхан 1999 , с. 99.
- ^ Харпер, Дуглас. "*гвоу-" . Интернет-словарь этимологии .
- ^ Страбон, География , IV.4.1.
- ^ Страбон, География , Т.1.6.
- ^ Уильямс, JHC (2001). За Рубиконом: римляне и галлы в республиканской Италии (иллюстрированное издание). Издательство Оксфордского университета. стр. 201–202. ISBN 978-0-19-815300-9 .
- ^ Ливий, История Рима , XXIII, 24.
- ^ Ливий, 36.38-40.
- ^ Рид, Дж. С. (1915). «Проблемы Второй Пунической войны: III. Рим и ее итальянские союзники» . Журнал римских исследований . 5 : 87–124. дои : 10.2307/296292 . ISSN 0075-4358 . JSTOR 296292 .
- ^ Канлифф, Барри (1999). Древние кельты , Penguin Books, стр. 72f.
- ^ Бирхан 1999 , с. 124
- ^ Ховорт, Генри Х., «Немцы Цезаря», The English Historical Review , vol. 27, нет. 91, стр. 417–433, июль 1908 г.
- ^ Бирхан 1999 , с. 251
- ^ CIL IX 5363
- ^ Плавт, Тит Макций; Никсон, Пол, переводчик (2005) [1916]. Амфитрия, Азинария, Аулулярия, Вакхида, Пленница . Проект Гутенберг. п. 890. Электронная книга №. 16564
{{cite book}}
:|first2=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Ливий (1868). История Рима . Белл.
Библиография
[ редактировать ]- Бирхан, Хельмут (1999). Кельты (на немецком языке). Вена: Издательство Австрийской академии наук.
- Цезарь, Гай Юлий; деКуинси, Томас (участник) (2004) [1915]. Рис, Эрнест (ред.). Де Белло Галлико и другие комментарии . Обывательная библиотека (№ 702). Перевод МакДевитта, Вашингтон. Проект Гутенберг. Электронная книга № 10657.
- Ливиус, Тит (2004) [1868]. История Рима; Книги с девятой по двадцать шестую . Перевод Спиллана, Д.; Эдмондс, Сайрус. Проект Гутенберг. электронная книга № 10907.
- Охогейн, Дайти (2003). Кельты: история (иллюстрированное ред.). Бойделл Пресс. ISBN 978-0-85115-923-2 .
- Плавт, Тит Макций (2005) [?]. Каптива и Мостеллария . Перевод Райли, Генри Томаса . Проект Гутенберг. Электронная книга №7282.
- Причард, Джеймс Коулз (1841). Исследования по физической истории человечества . Том. III: Исследования по этнографии Европы (3-е изд.). Лондон: Шервуд, Гилберт и Пайпер.
- Рэнкин, Дэвид (1996). Кельты и классический мир (2-е изд.). Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-15090-3 .