Кельты в Западной Румынии

Эта статья является частью серии, посвященной |
![]() |
Дакия |
География |
---|
Культура |
История |
Римская Дакия |
Наследие |
Появление кельтов в Западной Румынии можно отнести к более позднему периоду Ла Тена (ок. 4 века до н.э.). [1] великого некрополя Ла Тен в Апахиде , уезд Клуж , Раскопки С. Ковача на рубеже 20-го века выявили первые свидетельства кельтской культуры в Румынии . Место III–II веков до н.э. примечательно кремационными захоронениями и преимущественно колесными погребальными сосудами. [2]
Историческую хронологию кельтов в Западной Румынии (в основном в регионе Трансильвании ) можно получить на основе археологических находок в Ла-Тене, но древних записей, позволяющих реконструировать политические события в этом районе, почти нет. Кельты осуществляли военно-политическое правление Западной Румынией между 4 и 2 веками до нашей эры и принесли с собой более совершенные технологии обработки железа. Они также были ответственны за распространение гончарного круга на гораздо более широкую территорию, чем та, которую они занимали. [3]
История
[ редактировать ]
Большие территории древней Дакии, которые в начале первого железного века были заселены фракийцами , пострадали от массовой миграции иранских скифов , в первой половине первого тысячелетия до нашей эры перемещавшихся с востока на запад. За ними последовала вторая, столь же большая волна кельтов, мигрировавших с запада на восток. [4] Кельты прибыли в северо-западную Трансильванию примерно в 400–350 годах до нашей эры в рамках своей великой миграции на восток. [5] Когда кельтские воины впервые проникли на эти территории, эта группа, по-видимому, слилась с местным населением ранних даков и ассимилировала многие гальштатские культурные традиции. [6]
4 век до н.э.
[ редактировать ]Во второй половине IV века до нашей эры в северо-западной и центральной Дакии возникла кельтская культура Среднего Ла Тена, и это развитие особенно отразилось на захоронениях того периода. [1] Кельтские артефакты, датируемые этим временем, были обнаружены в Турдаше , Хацеге и Медиаше на территории современной Румынии.К 1976 году количество кельтских стоянок, обнаруженных в Западной Румынии, достигло примерно 150, что указывает на значительную численность населения Ла Тена , уступающую только дакам. [7] Эти места в основном представляют собой кладбища. [1] Археологические исследования выявили несколько могил воинов с военным снаряжением, что позволяет предположить, что в этот регион проникли элитные кельтские вооруженные силы. [1]
Кельтские остатки сосредоточены на Трансильванском плато и равнине, а также в верхнем бассейне Сомеша , тогда как окружающие долины Хацег , Хунедоара , Фэгэраш , Барса , Сф. Георге и Чук не имеют ни некрополей , ни поселений, а только гробницы или отдельные предметы. [8] Это указывает на то, что кельты занимали территорию между Мурешом и Сомешем , к западу от Апусенских гор , а также равнины и плато во внутрикарпатском пространстве вместе с долиной в верхнем бассейне Сомеша . [8] Тем не менее, в этих долинах, а также в долинах Баната и Марамуреша также были обнаружены современные дакийские находки. [8]
Из раскопанных кельтских кладбищ наиболее важными являются кладбища в Чумешть и Писколте ( уезд Сату-Маре ) и Фынтянеле ( уезд Бистрица-Нэсэуд ). [9] В них более 150 могил по сравнению с 50–70 в среднем. [10] Некрополи также были найдены в Санислау ( уезд Сату-Маре ), Куртуишень ( уезд Бихор ), Галацких Бистрицах ( уезд Бистрица-Нэсэуд ) и Брашове ( уезд Брашов ). [11]
- Двадцать три старейших могилы обширного кладбища Фантанеле, Муреш в уезде Муреш, датируются началом IV века до нашей эры. Среди европейских кельтских кладбищ это уступает по размеру только Мюнзингену . Гето -дакийское население также представлено полным спектром современных типов местной керамики. [12]
- Находки из Пишкольта показывают, что жители поселений в этом районе практиковали ингумацию или повторное использование ранее существовавшего кургана или могилы в качестве типа захоронения.
- На кладбище Чумешть из 34 раскопанных могил 21 представляла собой простую кремацию в ямах, семь представляли собой погребения, а останки шести кремаций были захоронены в урнах. Количество и тип находок в могилах в каждом случае различались. [9] Главным среди погребального инвентаря был железный воинский шлем восточно-кельтского типа, а также копье с гнездом, пара эллинистических поножей и кольчуга, к которой в качестве центрального элемента был прикреплен небольшой бронзовый диск с буквой S- фигурные мотивы, расположенные в виде ряда симметричных панелей по краю. [13]
В Западной Румынии кельты перешли от погребения к кремации либо в результате естественного прогресса, либо из-за влияния даков. [5] Почти все без исключения некрополи, изученные до сих пор, являются двуритуальными, хотя кремация, по-видимому, более распространена, чем погребение. [14] Кельты в Дакии, конечно, кремировали своих умерших, начиная со второго периода Ла Тена. [15] но кельтские погребения кажутся не старше, чем кремации в ямах на любом из кладбищ. [16] Невозможно сказать, отвернулись ли кельты от практики кремации, как это сделали скифы . [15] Хотя и реже, погребение все же происходило как постоянная практика даже на заключительном этапе кельтского заселения этой территории. [16]
Кельтские поселения имели сельский характер, такие места были найдены в Медиаше , Морешти ( уезд Муреш ) и Чумешти .


Экспансия кельтских групп в этом районе может быть связана с их вторжением на Балканы произошла массовая колонизация равнины Тиса и Трансильванского плато около 335 г. до н. э., когда после смерти Лисимаха . Однако движение кельтов на восток в Западную Румынию проходило по иному маршруту, чем тот, по которому прошли орды, напавшие на Балканы. [17]
Кельты не занимали все внутрикарпатские территории Западной Румынии, за исключением , например, Марамурешской впадины, где в ходе раскопок были обнаружены дакийские укрепления IV и III веков до нашей эры. [18] Что касается кельтского влияния на местную дако-гетскую культуру, Василе Пырван заявил, что последняя полностью обязана кельтским традициям и что «ла тенеизация» этих северных тракийцев была культурным феноменом, главным образом благодаря кельтскому населению, заселившему область. [2]
3-2 века до н.э.
[ редактировать ]Археологические памятники III и II веков до нашей эры демонстрируют образец сосуществования и слияния носителей культуры Ла Тена и коренных даков. В домашних жилищах представлена смесь кельтской и дакийской керамики, а в нескольких кельтских могилах есть сосуды дакийского типа. [1] Находки на кельтских стоянках в Дакии показывают, что коренное население подражало кельтским формам искусства , которыми они восхищались, но оставалось твердо и фундаментально дакийским в своей культуре. [19]
Число дакийских археологических находок на территории Западной Румынии увеличивается с середины II века до нашей эры. [8]
2–1 век до н.э.
[ редактировать ]
В первой половине II века до нашей эры Помпей Трог пишет в своей «Historiae Philippicae» о дакийском царе Ороле , который боролся с кельтскими вторжениями. [20] Записано, что оролы сопротивлялись вторжению бастарнов , народа, который теперь обычно считается германским по происхождению, но который на самом деле был кельто-германским и, по словам Ливия , говорил на кельтском языке . [21] Бастарны переселились из Силезии на территорию нынешней центральной и северной Молдавии . [21]
Помпей Трог вместе с Юстином также отмечают рост власти даков до 168 г. до н.э. под руководством царя Рубобоста . [22] [20] [23]
Около 150 г. до н. э. материал Ла Тена исчезает из этой местности. Это совпадает с древними писаниями, в которых упоминается рост власти даков. Это положило конец господству кельтов, и вполне возможно, что кельты были изгнаны из Дакии. И наоборот, современные ученые утверждают, что жители Западной Румынии, говорящие на кельтском языке, остались, но слились с местной культурой и после этого перестали быть самобытными. [1] [19]
Граница между кельтами и даками у реки Тиса изображена на керамике II века до нашей эры, найденной в Печице в округе Арад , процветающем торговом центре на месте слияния двух народов. [24]
1 век до н.э.
[ редактировать ]
Классический период гето-дакийской культуры Ла Тен начался в I веке до нашей эры и был сосредоточен вокруг города Сармизегетуза Регия на юго-западе Трансильвании. [25] Дакийский король Буребиста разгромил кельтские племена бойев и таурисков между 60–59 гг. до н.э. [26] Однако некоторые археологические находки в дакийских поселениях и укреплениях представляют собой импортированные кельтские сосуды, а другие, сделанные дакийскими гончарами, имитируют кельтские прототипы. Эти открытия на памятниках из регионов к северу и западу от Трансильвании показывают, что отношения между даками и кельтами продолжались в период с I века до нашей эры по I век нашей эры. [27]
Во времена Буребисты даки стали ближе к оставшемуся кельтскому населению, чем когда кельты правили Западной Румынией. Свидетельства более раннего периода показывают кельтские захоронения и поселения лишь с редкими дакийскими элементами, в то время как дакийские поселения с кельтскими находками встречаются нечасто. Эта ситуация изменилась после завоевания Буребисты, когда на венгерской равнине и в словацких регионах возникла своеобразная гибридная кельтско-дакская культура. [28]
Большинство кельтов были поглощены гето-даками и внесли свой вклад в культурное развитие даков. Эти кельтские племена, которые были опытными в добыче и обработке железа, также привезли в этот район гончарный круг, тем самым способствуя ускорению развития Дакии. [20] К этому времени процветающие кельтские общины распространились по всей территории современной Румынии. [21]

2 век нашей эры
[ редактировать ]Ко II веку кельтские военные и гражданские группы из провинций Римской империи переместились на территорию Западной Румынии, которая к 106 году нашей эры также стала частью Империи как часть Римской Дакии. [29] Вероятно, это были латиноязычные группы с кельтским субстратом, которые также участвовали в римских военных кампаниях в Дакии . [30]
Римская Дакия состояла из восточной и юго-восточной Трансильвании, регионов Банат и Олтения современной Румынии, но исключала остальную часть Дакии. Присутствие здесь кельтов в основном иллюстрируется составом как легионов, так и когорт. Легио XIII Джемина происходил из кельтской зоны Виндабона и содержал некоторые кельтские элементы. Войска из римских кельтских и германских провинций были самыми многочисленными из вспомогательных войск. [29] [29] (См. также Список римских вспомогательных полков )
Несколько когорт и alae Gallorum, засвидетельствованные в дипломах и надписях, показывают большое количество галлов, которые были завербованы римлянами, некоторые из которых были переселены в Западную Румынию (например, Cohors II Gallorum Dacica equitata в Дакии Верхней, позже организованной как Dacia Porolissensis). [31] [29] Некоторые подразделения были набраны из отдельных галльских или германских племен (т.е. германские батави сформировали Cohors III Batavorum «3-ю когорту батавов»). [31]
Ниже приведены воинские части с некоторыми кельтоязычными элементами, дислоцированные в этом регионе:
- Легио XIII Гемина расположен в Апулуме ( латинское название дакийского поселения Апулон ( Алба Юлия )). [32]
- Cohors I Alpinorum equitata : когда они дислоцировались в Верхней Дакии, они располагали гарнизоном в Сэрэтень , Муреш . После 144 г. н. э. они были перенесены в Кэлугэрень. [33]
- Военные отряды I Vindelicorum cR eq : Сформированные кельтскими винделиками , они засвидетельствованы в Кумидаве на месте современного Рышнова надписью «Vindelicorum Cumidavensis Alexandriana». [34] Остальные отряды I Vindelicorum cR eq располагались в Тибискуме . [32]
- Alpinorum и cohors VIII Raetorum зарегистрированы в Дакии выше в дипломе от 136/38, засвидетельствованном в Дакии в 114 и 110 годах нашей эры. [35]
- 2-я рота галльско-дакийской кавалерии , Дакия Верхняя. Несколько марок Ala Gallorum были найдены в Борошнеуле Маре Ковасна . [36]
- Cohors V Lingonum (кельтские лингоны ): они располагались в Мойград-Поролиссуме . [37]

Кельтские племена в Западной Румынии
[ редактировать ]Около 2-го века до нашей эры в Западной Румынии кельтские бойи поселились в северной части Дунантула , на территории современной южной Словакии и в северном регионе Венгрии вокруг центра современной Братиславы. [3] Члены племенного союза бойев, тавриски и анарти, жили в северной Дакии. [3] с ядром племени Анарти, обнаруженным в районе Верхней Тисы. [38] Анартофракты из современной юго -восточной Польши считаются частью Анарти. [38] Скордисканских кельтов, живших к юго-востоку от Железных ворот Дуная, можно считать частью западнорумынской кельтской культуры. [39] Группа британцев также перебралась в этот район. [40]
Кельты проникли сначала в западную Дакию, затем в северо-западную и центральную Трансильванию. [41] [40] Большое количество археологических находок указывает на то, что значительное кельтское население долгое время селилось среди местных жителей. [3] Археологические данные показывают, что эти восточные кельты были поглощены гето-дакским населением. [41] [20]
Географическая справка Птолемея II века нашей эры указывает на то, что анарты были расселены на северо-западной окраине Дакии, а тевриски граничили с ними на востоке, а дальше на восток жили костобоки . [38]
Кельтское искусство в Западной Румынии
[ редактировать ]
Шлем Чумешть
[ редактировать ]Одним из самых известных и наиболее часто воспроизводимых произведений кельтского искусства является шлем, найденный в могиле воинского вождя в Чумешти (ныне уезд Сату-Маре , Румыния). [9] Шлем Чумешть имеет полукруглую форму с защитой шеи и выкован из цельной бронзовой пластины, к которой впоследствии прикручены нащечники. В верхней части шлема торчит бронзовый шип, к которому прикреплен цилиндр, на котором сидит птица. Ноги и нижняя часть головы отливаются, а остальная часть забивается молотком. Глаза желтого цвета слоновой кости с красным эмалевым зрачком, скрепленным битумом. Общая длина птицы составляет 13 дюймов (330 мм), а размах крыльев — 9 дюймов (230 мм). [43] Крылья изначально сочленялись с телом так, что они могли взмахивать вверх и вниз при движении владельца. [44]
Птица, будь то ворон, орел или сокол, является известным кельтским тотемом. [43] Изображение хищной птицы, парящей над шлемом Чумешть, имело глубокое сверхъестественное значение, поскольку в мире кельтов Ла Тена оно основывалось на многочисленных документальных свидетельствах, подтверждающих особые ритуальные ассоциации птиц. [45] Отметим, что котел Гундеструпа, ныне находящийся в Копенгагене , также изображает птичий гребень на шлемах. [43]
Уилкокс и Макбрайд отметили, что их иллюстрация шлема железного галльского воина среднего латенского периода была реконструирована на основе шлема Чумести. [46]

Другие западнорумынские шлемы
[ редактировать ]Четыре других шлема из бронзы или железа также были найдены во внутрикарпатской области в Силивасе ( уезд Альба ), Апахиде ( уезд Клуж ), Окна Муреш ( уезд Сибиу ) и Валя Хацегулуй ( уезд Хунедоара ). Все эти шлемы относятся к стилю Вальдалгесхайм, разработанному Ла Теном, и датируются периодом, когда полупобедоносные кельтские армии вернулись с Балканского полуострова и обосновались на Паннонской равнине и в Западной Румынии. [48]
Шлемы с усиленными гребнями типично восточно-кельтские, и их можно проследить по мере их распространения с западных окраин территории Тавришек в Михово , которые впоследствии использовались Скордисками в Батине и по всей Трансильвании (Апахида, Чумешть). [47]
Другие предметы кельтского искусства
[ редактировать ]
на колесах Котел или Кессельваген , использовавшийся в качестве крематорной урны во время ритуального комплекса позднего кельтского бронзового века, был найден в Орэшти , Румыния. Этот рисунок предположительно нарисован группами водоплавающих птиц. [45]
На монете из Чумешть изображен воин с гербом кабана на шлеме. [43]
Дакийская военная труба, изображенная на колонне римского императора Траяна в кельтском стиле в Риме в 116 году нашей эры, представляет собой карникс . [49]
Пластиковый стиль
[ редактировать ]Горельефные орнаментальные узоры, известные как «Пластический стиль», встречаются на воинском снаряжении из Пишкольта , состоящем из щита с богато украшенной ручкой и щитом-выступом, а также меча в орнаментированных ножнах со следами «пары драконов». мотив. [50] Этот мотив является одной из поистине общеевропейских тем раннего искусства Ла Тена и украшает верхнюю часть передних пластин ножен от юго-востока Британии до Западной Румынии. [51]
Влияния фракийского/дакийского стиля в творчестве кельтов.
[ редактировать ]
По крайней мере, с 3-го века до нашей эры несомненное взаимодействие между кельтским и дакийским мирами Ла Тена можно считать фракийским / дакийским влиянием на произведения кельтского мастерства или даже импорт из этих регионов. [52] Такое влияние можно увидеть в большом серебряном кольце из Трихтингена , недалеко от Штутгарта. Серебро не является основным средством высококлассного мастерства в кельтском мире, но характерно для фракийской/дакийской обработки металлов. [52]
Более того, шлем Чумешть и многочисленные более поздние артефакты, частично или полностью сделанные из серебра ( фибулы или поясные пластины), ясно демонстрируют взаимодействие фракийских и дакийских школ декоративного металлообработки с кельтской латенской традицией. [47]
Многочисленные исследования художественного оформления котла Гундеструпа дают сравнительный анализ кельтских и фракийских традиций. Изображения на котле имеют много черт, общих для кельтского и фракийского искусства, а мотивы экзотических животных предполагают восточное влияние. Хотя в дизайне присутствуют черты кельтской веры и иконографии, похоже, он был изготовлен фракийскими кузнецами в Дакии или Фракии, в регионе нижнего Дуная, в соответствии с их собственными традициями. Котел мог быть заказан членом кельтской общины. [53] [54]
Общество
[ редактировать ]Монеты
[ редактировать ]Мифологические символы присутствуют на самых ранних кельтских монетах, отчеканенных на территории современной Трансильвании, Румыния. Это привело бы к чеканке более поздних кельтских монет в других местах, которые считаются миниатюрными произведениями искусства. [55] Свидетельства существования гальштатской культуры в Дакии, а также политического и экономического правления кельтов позволяют предположить, что именно кельты, а не даки, чеканили эти серебряные монеты на основе македонских тетрадрахм Филиппа II (годы правления 382–336). до нашей эры). По мнению Зирры , эту теорию поддерживает нумизмат К. Педра, который утверждает, что кельты Дакии впервые начали чеканить монеты в середине III — середине II века до нашей эры, после чего местные монетные дворы просуществовали до первых десятилетий нашей эры. I век до нашей эры. [48]
Религия
[ редактировать ]
Класс дакийских жрецов, возможно, оказал влияние на друидов кельтов. [56] [ не удалось пройти проверку ] с важным христианским писателем Ипполитом Римским (170–236 гг. н. э.), утверждавшим, что друиды переняли учение Пифагора при посредничестве Залмоксиса . [57]
Римской Дакии Пантеон включает кельтских божеств, привезенных в провинцию как военными, так и гражданскими элементами. [58] Самый важный кельтский культ, зафиксированный в новой провинции, — это культ богини-лошади Эпоны . [59] Конкретные эпитеты в ее честь как Августа , Регина и Санкта встречаются на надписях из Альбы Юлии , на месте городища Апулон (лат. Apulum ). [60]
с оленьими рогами Кернуннос , один из «великих богов» кельтов, также был известен в этом районе согласно двум свидетельствам, одно из которых называло его Юпитером Керненусом , имя которого больше нигде в Империи не встречается. Тем не менее, Кернуннос также имеет погребальные атрибуты не только как защитник гробниц, но и как бог психопомпоса . [61]
Упоминания об Аполлоне Гранне и Сироне , божествах, широко распространенных в Галлии и на Верхнем Дунае как защитниках здоровья, также зафиксированы в римской Дакии. [58]
Язык
[ редактировать ]Два из шестидесяти известных дакийских названий растений считаются кельтскими, например, propeditla « лапчатка » (ср. галльское pempedula , корнуоллское pympdelenn , бретонское pempdelienn ) и dyn « крапива ». [62]
Кельтская номенклатура имеет тот же ономастический вес, что и кельто-германские культы в религии Римской Дакии. [30]
См. также
[ редактировать ]- Предыстория Трансильвании
- Древняя история Трансильвании
- Национальный музей истории Трансильвании
- Список кельтских племен во Фракии и Дакии
- Список кельтских городов во Фракии и Дакии
- Галльское вторжение на Балканы
- Культура Ла Тена
- Кельты
- Буребиста
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кох 2005 , с. 549.
- ^ Перейти обратно: а б Зирра 1976 , с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б с д Наглер, Поп и Барбулеску, 2005 , стр. 78.
- ^ Зирра 1976 , с. 1.
- ^ Перейти обратно: а б Наглер, Поп и Барбулеску, 2005 , стр. 79.
- ^ Зирра 1976 , с. 13.
- ^ Зирра 1976 , с. 5.
- ^ Перейти обратно: а б с д Сырбу и Арсенеску 2006 , стр. 165.
- ^ Перейти обратно: а б с Кох 2005 , с. 448.
- ^ «Келтии» . Архивировано из оригинала 26 января 2011 г. Проверено 29 декабря 2010 г.
- ^ Глодариу 1997 , стр. 78.
- ^ Нандрис 1976 , с. 730.
- ^ Хардинг 2007 , с. 128.
- ^ Зирра 1976 , с. 20.
- ^ Перейти обратно: а б Парван 1928 , стр. 148.
- ^ Перейти обратно: а б Зирра 1976 , с. 21.
- ^ Канлифф 1986 , с. 131.
- ^ Поп, Болован и Сусана 2006 , с. 43.
- ^ Перейти обратно: а б МакКендрик 2000 , с. 50.
- ^ Перейти обратно: а б с д Берресфорд Эллис 1996 , с. 61.
- ^ Перейти обратно: а б с Берресфорд Эллис 1996 , с. 257.
- ^ Барри Канлифф (1987) 142
- ^ Джон Т. Кох (2005) 549
- ^ Тернок 1988 , с. 42.
- ^ Берресфорд Эллис 1996 , с. 258.
- ^ Нандрис 1976 , с. 731.
- ^ Кох 2005 , с. 550.
- ↑ Shchukin 1989 , p. 88.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гусар 1995 , с. 134.
- ^ Перейти обратно: а б Гусар 1995 , с. 131.
- ^ Перейти обратно: а б Южный 2007 , с. 143.
- ^ Перейти обратно: а б Гарсия 2010 , с. 467.
- ^ Спаул 2000 , с. 260.
- ^ Этаж 2005 , с. 133.
- ^ Холдер 2006 , с. 750.
- ^ Катанисио 1981 , с. 45.
- ^ Спаул 2000 , с. 575.
- ^ Перейти обратно: а б с Оледский 2000 , с. 525.
- ^ Олмстед 2001 , с. 11.
- ^ Перейти обратно: а б Джуреску и Нестореску 1981 , стр. 33.
- ^ Перейти обратно: а б Олтеан 2007 , стр. 47.
- ^ «кельтский бог Тевтат» . flickr.com . Проверено 20 апреля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д МакКендрик 2000 , с. 52.
- ^ Конноли, с. 122
- ^ Перейти обратно: а б с Хардинг 2007 , с. 20.
- ^ Уилкокс 1985 , с. 46 и 27, иллюстрация B3 (также видна на обложке книги).
- ^ Перейти обратно: а б с Кох 2005 , с. 157.
- ^ Перейти обратно: а б Зирра 1976 , с. 26.
- ^ Перейти обратно: а б Парван 1928 , стр. 126.
- ^ Хардинг 2007 , с. 118-121.
- ^ Хардинг 2007 , с. 102.
- ^ Перейти обратно: а б Хардинг 2007 , с. 130.
- ^ Брэдли 2009 , с. 24.
- ^ Аллен и Рейнольдс 2001 , с. 3.
- ^ Даффи 1999 , с. 43 и 226.
- ^ Уолдман и Мейсон 2006 , с. 209.
- ^ Берресфорд Эллис 1996 , с. 44.
- ^ Перейти обратно: а б Гусар 1995 , с. 136.
- ^ МакКендрик 2000 , с. 190.
- ^ Гусар 1995 , с. 139.
- ^ Гусар 1995 , с. 138.
- ^ Хен 1976 , с. 428.
Ссылки
[ редактировать ]- Аллен, Стивен (25 апреля 2001 г.). Кельтский воин: 300 г. до н. э. – 100 г. н. э . Иллюстрировано Уэйном Рейнольдсом. Блумсбери США. ISBN 978-1-84176-143-5 .
- Канлифф, Барри В. (1986). Кельтский мир . Издательство Random House Value. ISBN 978-0-517-61533-1 .
- Берресфорд Эллис, Питер (1996). Кельт и грек: Кельты в эллинском мире . Констебль и Робинсон. ISBN 978-0-09-475580-2 .
- Брэдли, Ричард (2009). Образ и аудитория: переосмысление доисторического искусства . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-953385-5 .
- Катаничиу, Иоана Богдан (1981). Эволюция системы оборонительных сооружений в Римской Дакии . Британские археологические отчеты.
- Коннолли, П. (1981) Греция и Рим в войне. Макдональд Феб, Лондон. ISBN 1-85367-303-X
- Даффи, Кевин (1999). Кем были кельты?: Все, что вы когда-либо хотели знать о кельтах с 1000 года до нашей эры до наших дней . Книги Барнса и Нобл. ISBN 978-0-7607-1608-3 .
- Гарсия, Хуан Рамон Карбо (2010). Восточные культы в Римской Дакии: формы распространения, интеграции и социального и идеологического контроля . Саламанка: Университет Саламанки. ISBN 978-84-7800-192-7 .
- Джуреску, Дину С; Нестореску, Иоана (1981). Иллюстрированная история румынского народа . Издательство «Спорт-туризм». OCLC 8405224 .
- Глодариу, Иоанн (1997). Человеческое общество на внутрикарпатской территории в древности (на румынском языке). Издательство Джорджа Баритиу, Клуж-Напока. стр. 63–114. ISBN 973-97902-0-8 .
- Хардинг, Д.В. (2007). Археология кельтского искусства . Рутледж. ISBN 978-0-203-69853-2 .
- Хен, Виктор (1976). Культурные растения и домашние животные в их миграции из Азии в Европу: историко-лингвистические исследования . Амстердам: Джон Бенджамин. ISBN 978-90-272-0871-2 . ; Первоначально культивируемые растения и домашние животные при переходе из Азии в Грецию и Италию, а также в остальную Европу: историко-лингвистические очерки . Берлин: Братья Борнтрегер, 1885; iv + 456 стр.
- Холдер, Пол (2006). Римские военные дипломы . Институт классических исследований Лондонского университета. ISBN 978-1-905670-01-7 .
- Гузар, Адриан (1995). «Кельты и немцы в Дакии. Кельто-германские этнокультурные элементы в Траянской провинции». Политика Edilitaire в провинциях Римской империи: 2-4 века после нашей эры: материалы 2-го романо-швейцарского симпозиума под редакцией Регулы Фрей-Столбы , Хайнца Э. Герцига . Питер Лэнг Паблишинг, Инкорпорейтед. стр. 131–144. ISBN 978-3-906755-47-2 .
- Кох, Джон (2005). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN 978-1851094400 .
- Иоан-Аурел Поп, Иоан Болован – Иллюстрированная история Румынии
- Маккендрик, Пол Лахлан (2000). Дакийские камни говорят . Чапел-Хилл, Северная Каролина: Университет Северной Каролины. ISBN 978-0-807-84939-2 .
- Магда Стан, Кристиан Ворнику - Всемирная история для всех.
- Наглер, Томас; Поп, Иоан Аурел; Барбулеску, Михай (2005). «Кельты в Трансильвании». История Трансильвании: до 1541 года . Румынский институт культуры. ISBN 978-973-7784-00-1 .
- Нандрис, Джон (1976). «Дакийский железный век: комментарий в европейском контексте». Фестиваль Ричарда Питтиони в честь его семидесятилетия. Серия: Archaeologia Austriaca: Приложение . Вена: Дойтике; Хорн: Бергер. стр. 723–736. ISBN 978-3-7005-4420-3 .
- Оледзки, Марек (2000). «Культура Ла Тена в бассейне Верхней Тисы». Этнографо-археологический журнал : 507–530. ISSN 0012-7477 .
- Олмстед, Гаррет С. (2001). Кельтское искусство в переходный период в первом веке до нашей эры: исследование творений мастеров монетного двора и кузнецов по металлу, а также анализ стилистического развития на этапе между Ла Теном и провинциальным римлянином . Археолингва, Инсбрук. ISBN 978-3-85124-203-4 .
- Олтеан, Иоана Адина (2007). Дакия: ландшафт, колонизация и романизация . Рутледж . ISBN 978-0-415-41252-0 .
- Пырван, Василе (1928). Дакия . Издательство Кембриджского университета.
- Писо, Иоанн (2005). На северной границе Римской империи: избранные исследования (1972–2003 гг.) (на немецком языке). Издательство Франца Штайнера. ISBN 978-3-515-08729-2 .
- Поп, Иоан Аурел; Болован, Иоан; Сусана, Андеа (2006). История Румынии: конспект . Клуж-Напока: Румынский институт культуры. ISBN 978-973-7784-12-4 .
- Саузерн, Пэт (2007). Римская армия: социальная и институциональная история . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-532878-3 .
- Сирбу, Валерио; Арсенеску, Маргарета (2006). «Дакийские поселения и некрополи на юго-западе Румынии (2 в. до н. э. – 1 в. н. э.)». Acta Terrae Septemcastrensis, V, 1 . стр. 163–188. ISSN 1583-1817 .
- Щукин, Марк Б. (1989). Рим и варвары в Центральной и Восточной Европе, I век до нашей эры – I век нашей эры: начало раннеримского периода . БАР ISBN 0-86054-690-Х .
- Спаул, Джон (2000). Когоры 2: Свидетельства и краткая история вспомогательных пехотных частей Римской императорской армии . Археопресс. ISBN 978-1-84171-046-4 .
- Тернок, Дэвид (1988). Становление Восточной Европы: с древнейших времен до 1815 года . Рутледж. ISBN 978-0-415-01267-6 .
- Уолдман, Карл; Мейсон, Кэтрин (2006). Энциклопедия европейских народов . Издательство информационной базы. ISBN 978-1-4381-2918-1 .
- Уилкокс, Питер (1985). Враги Рима (2): галльские и британские кельты . Иллюстрировано Ангусом МакБрайдом. Издательство Оспри. ISBN 978-0-85045-606-6 . Архивировано из оригинала 9 августа 2011 г. Проверено 15 апреля 2011 г.
- Зирра, Влад (1976). «Восточные кельты Румынии». Журнал индоевропейских исследований . 4 (1): 1–41. ISSN 0092-2323 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]
