Jump to content

Кельты в Западной Румынии

(Перенаправлено с «Кельты в Трансильвании »)
Обзор культур Гальштата и Ла Тена .
  Основная территория Гальштата (HaC, 800 г. до н. э.).
  Возможная область влияния Гальштата (к 500 г. до н.э., ХаД).
  Основная территория культуры Ла Тен (450 г. до н. э.).
  Возможная область влияния Ла Тена (к 250 г. до н.э.).
Обозначены территории некоторых крупных кельтских племен позднего периода Ла Тена.

Появление кельтов в Западной Румынии можно отнести к более позднему периоду Ла Тена (ок. 4 века до н.э.). [1] великого некрополя Ла Тен в Апахиде , уезд Клуж , Раскопки С. Ковача на рубеже 20-го века выявили первые свидетельства кельтской культуры в Румынии . Место III–II веков до н.э. примечательно кремационными захоронениями и преимущественно колесными погребальными сосудами. [2]

Историческую хронологию кельтов в Западной Румынии (в основном в регионе Трансильвании ) можно получить на основе археологических находок в Ла-Тене, но древних записей, позволяющих реконструировать политические события в этом районе, почти нет. Кельты осуществляли военно-политическое правление Западной Румынией между 4 и 2 веками до нашей эры и принесли с собой более совершенные технологии обработки железа. Они также были ответственны за распространение гончарного круга на гораздо более широкую территорию, чем та, которую они занимали. [3]

Кельтские топоры и инструменты с гнездами бронзового века в Трансильвании, Румыния.

Большие территории древней Дакии, которые в начале первого железного века были заселены фракийцами , пострадали от массовой миграции иранских скифов , в первой половине первого тысячелетия до нашей эры перемещавшихся с востока на запад. За ними последовала вторая, столь же большая волна кельтов, мигрировавших с запада на восток. [4] Кельты прибыли в северо-западную Трансильванию примерно в 400–350 годах до нашей эры в рамках своей великой миграции на восток. [5] Когда кельтские воины впервые проникли на эти территории, эта группа, по-видимому, слилась с местным населением ранних даков и ассимилировала многие гальштатские культурные традиции. [6]

4 век до н.э.

[ редактировать ]

Во второй половине IV века до нашей эры в северо-западной и центральной Дакии возникла кельтская культура Среднего Ла Тена, и это развитие особенно отразилось на захоронениях того периода. [1] Кельтские артефакты, датируемые этим временем, были обнаружены в Турдаше , Хацеге и Медиаше на территории современной Румынии.К 1976 году количество кельтских стоянок, обнаруженных в Западной Румынии, достигло примерно 150, что указывает на значительную численность населения Ла Тена , уступающую только дакам. [7] Эти места в основном представляют собой кладбища. [1] Археологические исследования выявили несколько могил воинов с военным снаряжением, что позволяет предположить, что в этот регион проникли элитные кельтские вооруженные силы. [1]

Кельтские остатки сосредоточены на Трансильванском плато и равнине, а также в верхнем бассейне Сомеша , тогда как окружающие долины Хацег , Хунедоара , Фэгэраш , Барса , Сф. Георге и Чук не имеют ни некрополей , ни поселений, а только гробницы или отдельные предметы. [8] Это указывает на то, что кельты занимали территорию между Мурешом и Сомешем , к западу от Апусенских гор , а также равнины и плато во внутрикарпатском пространстве вместе с долиной в верхнем бассейне Сомеша . [8] Тем не менее, в этих долинах, а также в долинах Баната и Марамуреша также были обнаружены современные дакийские находки. [8]

Из раскопанных кельтских кладбищ наиболее важными являются кладбища в Чумешть и Писколте ( уезд Сату-Маре ) и Фынтянеле ( уезд Бистрица-Нэсэуд ). [9] В них более 150 могил по сравнению с 50–70 в среднем. [10] Некрополи также были найдены в Санислау ( уезд Сату-Маре ), Куртуишень ( уезд Бихор ), Галацких Бистрицах ( уезд Бистрица-Нэсэуд ) и Брашове ( уезд Брашов ). [11]

  • Двадцать три старейших могилы обширного кладбища Фантанеле, Муреш в уезде Муреш, датируются началом IV века до нашей эры. Среди европейских кельтских кладбищ это уступает по размеру только Мюнзингену . Гето -дакийское население также представлено полным спектром современных типов местной керамики. [12]
  • Находки из Пишкольта показывают, что жители поселений в этом районе практиковали ингумацию или повторное использование ранее существовавшего кургана или могилы в качестве типа захоронения.
  • На кладбище Чумешть из 34 раскопанных могил 21 представляла собой простую кремацию в ямах, семь представляли собой погребения, а останки шести кремаций были захоронены в урнах. Количество и тип находок в могилах в каждом случае различались. [9] Главным среди погребального инвентаря был железный воинский шлем восточно-кельтского типа, а также копье с гнездом, пара эллинистических поножей и кольчуга, к которой в качестве центрального элемента был прикреплен небольшой бронзовый диск с буквой S- фигурные мотивы, расположенные в виде ряда симметричных панелей по краю. [13]

В Западной Румынии кельты перешли от погребения к кремации либо в результате естественного прогресса, либо из-за влияния даков. [5] Почти все без исключения некрополи, изученные до сих пор, являются двуритуальными, хотя кремация, по-видимому, более распространена, чем погребение. [14] Кельты в Дакии, конечно, кремировали своих умерших, начиная со второго периода Ла Тена. [15] но кельтские погребения кажутся не старше, чем кремации в ямах на любом из кладбищ. [16] Невозможно сказать, отвернулись ли кельты от практики кремации, как это сделали скифы . [15] Хотя и реже, погребение все же происходило как постоянная практика даже на заключительном этапе кельтского заселения этой территории. [16]

Кельтские поселения имели сельский характер, такие места были найдены в Медиаше , Морешти ( уезд Муреш ) и Чумешти .

Движения кельтов в Трансильвании в III веке.
Артефакты бронзового и железного веков из Румынии.

Экспансия кельтских групп в этом районе может быть связана с их вторжением на Балканы произошла массовая колонизация равнины Тиса и Трансильванского плато около 335 г. до н. э., когда после смерти Лисимаха . Однако движение кельтов на восток в Западную Румынию проходило по иному маршруту, чем тот, по которому прошли орды, напавшие на Балканы. [17]

Кельты не занимали все внутрикарпатские территории Западной Румынии, за исключением , например, Марамурешской впадины, где в ходе раскопок были обнаружены дакийские укрепления IV и III веков до нашей эры. [18] Что касается кельтского влияния на местную дако-гетскую культуру, Василе Пырван заявил, что последняя полностью обязана кельтским традициям и что «ла тенеизация» этих северных тракийцев была культурным феноменом, главным образом благодаря кельтскому населению, заселившему область. [2]

3-2 века до н.э.

[ редактировать ]

Археологические памятники III и II веков до нашей эры демонстрируют образец сосуществования и слияния носителей культуры Ла Тена и коренных даков. В домашних жилищах представлена ​​смесь кельтской и дакийской керамики, а в нескольких кельтских могилах есть сосуды дакийского типа. [1] Находки на кельтских стоянках в Дакии показывают, что коренное население подражало кельтским формам искусства , которыми они восхищались, но оставалось твердо и фундаментально дакийским в своей культуре. [19]

Число дакийских археологических находок на территории Западной Румынии увеличивается с середины II века до нашей эры. [8]

2–1 век до н.э.

[ редактировать ]
Миграционные движения кельтских бойев

В первой половине II века до нашей эры Помпей Трог пишет в своей «Historiae Philippicae» о дакийском царе Ороле , который боролся с кельтскими вторжениями. [20] Записано, что оролы сопротивлялись вторжению бастарнов , народа, который теперь обычно считается германским по происхождению, но который на самом деле был кельто-германским и, по словам Ливия , говорил на кельтском языке . [21] Бастарны переселились из Силезии на территорию нынешней центральной и северной Молдавии . [21]

Помпей Трог вместе с Юстином также отмечают рост власти даков до 168 г. до н.э. под руководством царя Рубобоста . [22] [20] [23]

Около 150 г. до н. э. материал Ла Тена исчезает из этой местности. Это совпадает с древними писаниями, в которых упоминается рост власти даков. Это положило конец господству кельтов, и вполне возможно, что кельты были изгнаны из Дакии. И наоборот, современные ученые утверждают, что жители Западной Румынии, говорящие на кельтском языке, остались, но слились с местной культурой и после этого перестали быть самобытными. [1] [19]

Граница между кельтами и даками у реки Тиса изображена на керамике II века до нашей эры, найденной в Печице в округе Арад , процветающем торговом центре на месте слияния двух народов. [24]

1 век до н.э.

[ редактировать ]
Карта Дакии во времена Буребисты (60–44 гг. До н.э.), включая кампании против кельтских бойев и теурисков.

Классический период гето-дакийской культуры Ла Тен начался в I веке до нашей эры и был сосредоточен вокруг города Сармизегетуза Регия на юго-западе Трансильвании. [25] Дакийский король Буребиста разгромил кельтские племена бойев и таурисков между 60–59 гг. до н.э. [26] Однако некоторые археологические находки в дакийских поселениях и укреплениях представляют собой импортированные кельтские сосуды, а другие, сделанные дакийскими гончарами, имитируют кельтские прототипы. Эти открытия на памятниках из регионов к северу и западу от Трансильвании показывают, что отношения между даками и кельтами продолжались в период с I века до нашей эры по I век нашей эры. [27]

Во времена Буребисты даки стали ближе к оставшемуся кельтскому населению, чем когда кельты правили Западной Румынией. Свидетельства более раннего периода показывают кельтские захоронения и поселения лишь с редкими дакийскими элементами, в то время как дакийские поселения с кельтскими находками встречаются нечасто. Эта ситуация изменилась после завоевания Буребисты, когда на венгерской равнине и в словацких регионах возникла своеобразная гибридная кельтско-дакская культура. [28]

Большинство кельтов были поглощены гето-даками и внесли свой вклад в культурное развитие даков. Эти кельтские племена, которые были опытными в добыче и обработке железа, также привезли в этот район гончарный круг, тем самым способствуя ускорению развития Дакии. [20] К этому времени процветающие кельтские общины распространились по всей территории современной Румынии. [21]

Дакийские (оранжевый) и кельтские племена (зеленый) в Римской республике и ее соседях в 58 г. до н.э.

2 век нашей эры

[ редактировать ]

Ко II веку кельтские военные и гражданские группы из провинций Римской империи переместились на территорию Западной Румынии, которая к 106 году нашей эры также стала частью Империи как часть Римской Дакии. [29] Вероятно, это были латиноязычные группы с кельтским субстратом, которые также участвовали в римских военных кампаниях в Дакии . [30]

Римская Дакия состояла из восточной и юго-восточной Трансильвании, регионов Банат и Олтения современной Румынии, но исключала остальную часть Дакии. Присутствие здесь кельтов в основном иллюстрируется составом как легионов, так и когорт. Легио XIII Джемина происходил из кельтской зоны Виндабона и содержал некоторые кельтские элементы. Войска из римских кельтских и германских провинций были самыми многочисленными из вспомогательных войск. [29] [29] (См. также Список римских вспомогательных полков )

Несколько когорт и alae Gallorum, засвидетельствованные в дипломах и надписях, показывают большое количество галлов, которые были завербованы римлянами, некоторые из которых были переселены в Западную Румынию (например, Cohors II Gallorum Dacica equitata в Дакии Верхней, позже организованной как Dacia Porolissensis). [31] [29] Некоторые подразделения были набраны из отдельных галльских или германских племен (т.е. германские батави сформировали Cohors III Batavorum «3-ю когорту батавов»). [31]

Ниже приведены воинские части с некоторыми кельтоязычными элементами, дислоцированные в этом регионе:

Кельты в Иллирии, Паннонии, включая части Дакии (современная Трансильвания)

Кельтские племена в Западной Румынии

[ редактировать ]

Около 2-го века до нашей эры в Западной Румынии кельтские бойи поселились в северной части Дунантула , на территории современной южной Словакии и в северном регионе Венгрии вокруг центра современной Братиславы. [3] Члены племенного союза бойев, тавриски и анарти, жили в северной Дакии. [3] с ядром племени Анарти, обнаруженным в районе Верхней Тисы. [38] Анартофракты из современной юго -восточной Польши считаются частью Анарти. [38] Скордисканских кельтов, живших к юго-востоку от Железных ворот Дуная, можно считать частью западнорумынской кельтской культуры. [39] Группа британцев также перебралась в этот район. [40]

Кельты проникли сначала в западную Дакию, затем в северо-западную и центральную Трансильванию. [41] [40] Большое количество археологических находок указывает на то, что значительное кельтское население долгое время селилось среди местных жителей. [3] Археологические данные показывают, что эти восточные кельты были поглощены гето-дакским населением. [41] [20]

Географическая справка Птолемея II века нашей эры указывает на то, что анарты были расселены на северо-западной окраине Дакии, а тевриски граничили с ними на востоке, а дальше на восток жили костобоки . [38]

Кельтское искусство в Западной Румынии

[ редактировать ]
Кельтский , шлем из Чумешти , недалеко от Сату-Маре Румыния ( северная Дакия ), тотемный шлем ворона железного века , датируемый примерно IV веком до нашей эры. Похожий шлем изображен на котле Гундеструпа , который носит один из конных воинов (подробности отмечены здесь: [42] ). См. также иллюстрацию Бренноса в похожем шлеме .

Шлем Чумешть

[ редактировать ]

Одним из самых известных и наиболее часто воспроизводимых произведений кельтского искусства является шлем, найденный в могиле воинского вождя в Чумешти (ныне уезд Сату-Маре , Румыния). [9] Шлем Чумешть имеет полукруглую форму с защитой шеи и выкован из цельной бронзовой пластины, к которой впоследствии прикручены нащечники. В верхней части шлема торчит бронзовый шип, к которому прикреплен цилиндр, на котором сидит птица. Ноги и нижняя часть головы отливаются, а остальная часть забивается молотком. Глаза желтого цвета слоновой кости с красным эмалевым зрачком, скрепленным битумом. Общая длина птицы составляет 13 дюймов (330 мм), а размах крыльев — 9 дюймов (230 мм). [43] Крылья изначально сочленялись с телом так, что они могли взмахивать вверх и вниз при движении владельца. [44]

Птица, будь то ворон, орел или сокол, является известным кельтским тотемом. [43] Изображение хищной птицы, парящей над шлемом Чумешть, имело глубокое сверхъестественное значение, поскольку в мире кельтов Ла Тена оно основывалось на многочисленных документальных свидетельствах, подтверждающих особые ритуальные ассоциации птиц. [45] Отметим, что котел Гундеструпа, ныне находящийся в Копенгагене , также изображает птичий гребень на шлемах. [43]

Уилкокс и Макбрайд отметили, что их иллюстрация шлема железного галльского воина среднего латенского периода была реконструирована на основе шлема Чумести. [46]

Котел Гундеструпа внутри панели. Одна из сцен представляет собой хорошую параллель с птичьим шлемом Чумешть. [47]

Другие западнорумынские шлемы

[ редактировать ]

Четыре других шлема из бронзы или железа также были найдены во внутрикарпатской области в Силивасе ( уезд Альба ), Апахиде ( уезд Клуж ), Окна Муреш ( уезд Сибиу ) и Валя Хацегулуй ( уезд Хунедоара ). Все эти шлемы относятся к стилю Вальдалгесхайм, разработанному Ла Теном, и датируются периодом, когда полупобедоносные кельтские армии вернулись с Балканского полуострова и обосновались на Паннонской равнине и в Западной Румынии. [48]

Шлемы с усиленными гребнями типично восточно-кельтские, и их можно проследить по мере их распространения с западных окраин территории Тавришек в Михово , которые впоследствии использовались Скордисками в Батине и по всей Трансильвании (Апахида, Чумешть). [47]

Другие предметы кельтского искусства

[ редактировать ]
Колесный котел или Kesselwagen Orăştie , Румыния , использовавшийся в качестве кремационной урны в период позднего кельтского бронзового века. Его рисуют водоплавающие птицы [45]
Дакийская военная труба, изображенная на колонне римского императора Траяна в кельтском стиле в Риме в 116 году нашей эры, представляет собой карникс . [49] (Примечание: Кельтский карникс изображен на котле Гундеструпа ).
Карникс кельтов в Люре

на колесах Котел или Кессельваген , использовавшийся в качестве крематорной урны во время ритуального комплекса позднего кельтского бронзового века, был найден в Орэшти , Румыния. Этот рисунок предположительно нарисован группами водоплавающих птиц. [45]

На монете из Чумешть изображен воин с гербом кабана на шлеме. [43]

Дакийская военная труба, изображенная на колонне римского императора Траяна в кельтском стиле в Риме в 116 году нашей эры, представляет собой карникс . [49]

Пластиковый стиль

[ редактировать ]

Горельефные орнаментальные узоры, известные как «Пластический стиль», встречаются на воинском снаряжении из Пишкольта , состоящем из щита с богато украшенной ручкой и щитом-выступом, а также меча в орнаментированных ножнах со следами «пары драконов». мотив. [50] Этот мотив является одной из поистине общеевропейских тем раннего искусства Ла Тена и украшает верхнюю часть передних пластин ножен от юго-востока Британии до Западной Румынии. [51]

Влияния фракийского/дакийского стиля в творчестве кельтов.

[ редактировать ]
Фигурки с рогами/карниксом на Котле Гундеструпа

По крайней мере, с 3-го века до нашей эры несомненное взаимодействие между кельтским и дакийским мирами Ла Тена можно считать фракийским / дакийским влиянием на произведения кельтского мастерства или даже импорт из этих регионов. [52] Такое влияние можно увидеть в большом серебряном кольце из Трихтингена , недалеко от Штутгарта. Серебро не является основным средством высококлассного мастерства в кельтском мире, но характерно для фракийской/дакийской обработки металлов. [52]

Более того, шлем Чумешть и многочисленные более поздние артефакты, частично или полностью сделанные из серебра ( фибулы или поясные пластины), ясно демонстрируют взаимодействие фракийских и дакийских школ декоративного металлообработки с кельтской латенской традицией. [47]

Многочисленные исследования художественного оформления котла Гундеструпа дают сравнительный анализ кельтских и фракийских традиций. Изображения на котле имеют много черт, общих для кельтского и фракийского искусства, а мотивы экзотических животных предполагают восточное влияние. Хотя в дизайне присутствуют черты кельтской веры и иконографии, похоже, он был изготовлен фракийскими кузнецами в Дакии или Фракии, в регионе нижнего Дуная, в соответствии с их собственными традициями. Котел мог быть заказан членом кельтской общины. [53] [54]

Общество

[ редактировать ]

Мифологические символы присутствуют на самых ранних кельтских монетах, отчеканенных на территории современной Трансильвании, Румыния. Это привело бы к чеканке более поздних кельтских монет в других местах, которые считаются миниатюрными произведениями искусства. [55] Свидетельства существования гальштатской культуры в Дакии, а также политического и экономического правления кельтов позволяют предположить, что именно кельты, а не даки, чеканили эти серебряные монеты на основе македонских тетрадрахм Филиппа II (годы правления 382–336). до нашей эры). По мнению Зирры , эту теорию поддерживает нумизмат К. Педра, который утверждает, что кельты Дакии впервые начали чеканить монеты в середине III — середине II века до нашей эры, после чего местные монетные дворы просуществовали до первых десятилетий нашей эры. I век до нашей эры. [48]

Эпона (богиня-лошадь) в Историческом музее Берна , самый важный кельтский культ, зафиксированный в Римской Дакии, 2 век нашей эры.

Класс дакийских жрецов, возможно, оказал влияние на друидов кельтов. [56] [ не удалось пройти проверку ] с важным христианским писателем Ипполитом Римским (170–236 гг. н. э.), утверждавшим, что друиды переняли учение Пифагора при посредничестве Залмоксиса . [57]

Римской Дакии Пантеон включает кельтских божеств, привезенных в провинцию как военными, так и гражданскими элементами. [58] Самый важный кельтский культ, зафиксированный в новой провинции, — это культ богини-лошади Эпоны . [59] Конкретные эпитеты в ее честь как Августа , Регина и Санкта встречаются на надписях из Альбы Юлии , на месте городища Апулон (лат. Apulum ). [60]

с оленьими рогами Кернуннос , один из «великих богов» кельтов, также был известен в этом районе согласно двум свидетельствам, одно из которых называло его Юпитером Керненусом , имя которого больше нигде в Империи не встречается. Тем не менее, Кернуннос также имеет погребальные атрибуты не только как защитник гробниц, но и как бог психопомпоса . [61]

Упоминания об Аполлоне Гранне и Сироне , божествах, широко распространенных в Галлии и на Верхнем Дунае как защитниках здоровья, также зафиксированы в римской Дакии. [58]

Два из шестидесяти известных дакийских названий растений считаются кельтскими, например, propeditla « лапчатка » (ср. галльское pempedula , корнуоллское pympdelenn , бретонское pempdelienn ) и dyn « крапива ». [62]

Кельтская номенклатура имеет тот же ономастический вес, что и кельто-германские культы в религии Римской Дакии. [30]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кох 2005 , с. 549.
  2. ^ Перейти обратно: а б Зирра 1976 , с. 4.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Наглер, Поп и Барбулеску, 2005 , стр. 78.
  4. ^ Зирра 1976 , с. 1.
  5. ^ Перейти обратно: а б Наглер, Поп и Барбулеску, 2005 , стр. 79.
  6. ^ Зирра 1976 , с. 13.
  7. ^ Зирра 1976 , с. 5.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Сырбу и Арсенеску 2006 , стр. 165.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Кох 2005 , с. 448.
  10. ^ «Келтии» . Архивировано из оригинала 26 января 2011 г. Проверено 29 декабря 2010 г.
  11. ^ Глодариу 1997 , стр. 78.
  12. ^ Нандрис 1976 , с. 730.
  13. ^ Хардинг 2007 , с. 128.
  14. ^ Зирра 1976 , с. 20.
  15. ^ Перейти обратно: а б Парван 1928 , стр. 148.
  16. ^ Перейти обратно: а б Зирра 1976 , с. 21.
  17. ^ Канлифф 1986 , с. 131.
  18. ^ Поп, Болован и Сусана 2006 , с. 43.
  19. ^ Перейти обратно: а б МакКендрик 2000 , с. 50.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д Берресфорд Эллис 1996 , с. 61.
  21. ^ Перейти обратно: а б с Берресфорд Эллис 1996 , с. 257.
  22. ^ Барри Канлифф (1987) 142
  23. ^ Джон Т. Кох (2005) 549
  24. ^ Тернок 1988 , с. 42.
  25. ^ Берресфорд Эллис 1996 , с. 258.
  26. ^ Нандрис 1976 , с. 731.
  27. ^ Кох 2005 , с. 550.
  28. Shchukin 1989 , p. 88.
  29. ^ Перейти обратно: а б с д Гусар 1995 , с. 134.
  30. ^ Перейти обратно: а б Гусар 1995 , с. 131.
  31. ^ Перейти обратно: а б Южный 2007 , с. 143.
  32. ^ Перейти обратно: а б Гарсия 2010 , с. 467.
  33. ^ Спаул 2000 , с. 260.
  34. ^ Этаж 2005 , с. 133.
  35. ^ Холдер 2006 , с. 750.
  36. ^ Катанисио 1981 , с. 45.
  37. ^ Спаул 2000 , с. 575.
  38. ^ Перейти обратно: а б с Оледский 2000 , с. 525.
  39. ^ Олмстед 2001 , с. 11.
  40. ^ Перейти обратно: а б Джуреску и Нестореску 1981 , стр. 33.
  41. ^ Перейти обратно: а б Олтеан 2007 , стр. 47.
  42. ^ «кельтский бог Тевтат» . flickr.com . Проверено 20 апреля 2018 г.
  43. ^ Перейти обратно: а б с д МакКендрик 2000 , с. 52.
  44. ^ Конноли, с. 122
  45. ^ Перейти обратно: а б с Хардинг 2007 , с. 20.
  46. ^ Уилкокс 1985 , с. 46 и 27, иллюстрация B3 (также видна на обложке книги).
  47. ^ Перейти обратно: а б с Кох 2005 , с. 157.
  48. ^ Перейти обратно: а б Зирра 1976 , с. 26.
  49. ^ Перейти обратно: а б Парван 1928 , стр. 126.
  50. ^ Хардинг 2007 , с. 118-121.
  51. ^ Хардинг 2007 , с. 102.
  52. ^ Перейти обратно: а б Хардинг 2007 , с. 130.
  53. ^ Брэдли 2009 , с. 24.
  54. ^ Аллен и Рейнольдс 2001 , с. 3.
  55. ^ Даффи 1999 , с. 43 и 226.
  56. ^ Уолдман и Мейсон 2006 , с. 209.
  57. ^ Берресфорд Эллис 1996 , с. 44.
  58. ^ Перейти обратно: а б Гусар 1995 , с. 136.
  59. ^ МакКендрик 2000 , с. 190.
  60. ^ Гусар 1995 , с. 139.
  61. ^ Гусар 1995 , с. 138.
  62. ^ Хен 1976 , с. 428.
  • Аллен, Стивен (25 апреля 2001 г.). Кельтский воин: 300 г. до н. э. – 100 г. н. э . Иллюстрировано Уэйном Рейнольдсом. Блумсбери США. ISBN  978-1-84176-143-5 .
  • Канлифф, Барри В. (1986). Кельтский мир . Издательство Random House Value. ISBN  978-0-517-61533-1 .
  • Берресфорд Эллис, Питер (1996). Кельт и грек: Кельты в эллинском мире . Констебль и Робинсон. ISBN  978-0-09-475580-2 .
  • Брэдли, Ричард (2009). Образ и аудитория: переосмысление доисторического искусства . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-953385-5 .
  • Катаничиу, Иоана Богдан (1981). Эволюция системы оборонительных сооружений в Римской Дакии . Британские археологические отчеты.
  • Коннолли, П. (1981) Греция и Рим в войне. Макдональд Феб, Лондон. ISBN   1-85367-303-X
  • Даффи, Кевин (1999). Кем были кельты?: Все, что вы когда-либо хотели знать о кельтах с 1000 года до нашей эры до наших дней . Книги Барнса и Нобл. ISBN  978-0-7607-1608-3 .
  • Гарсия, Хуан Рамон Карбо (2010). Восточные культы в Римской Дакии: формы распространения, интеграции и социального и идеологического контроля . Саламанка: Университет Саламанки. ISBN  978-84-7800-192-7 .
  • Джуреску, Дину С; Нестореску, Иоана (1981). Иллюстрированная история румынского народа . Издательство «Спорт-туризм». OCLC   8405224 .
  • Глодариу, Иоанн (1997). Человеческое общество на внутрикарпатской территории в древности (на румынском языке). Издательство Джорджа Баритиу, Клуж-Напока. стр. 63–114. ISBN  973-97902-0-8 .
  • Хардинг, Д.В. (2007). Археология кельтского искусства . Рутледж. ISBN  978-0-203-69853-2 .
  • Хен, Виктор (1976). Культурные растения и домашние животные в их миграции из Азии в Европу: историко-лингвистические исследования . Амстердам: Джон Бенджамин. ISBN  978-90-272-0871-2 . ; Первоначально культивируемые растения и домашние животные при переходе из Азии в Грецию и Италию, а также в остальную Европу: историко-лингвистические очерки . Берлин: Братья Борнтрегер, 1885; iv + 456 стр.
  • Холдер, Пол (2006). Римские военные дипломы . Институт классических исследований Лондонского университета. ISBN  978-1-905670-01-7 .
  • Гузар, Адриан (1995). «Кельты и немцы в Дакии. Кельто-германские этнокультурные элементы в Траянской провинции». Политика Edilitaire в провинциях Римской империи: 2-4 века после нашей эры: материалы 2-го романо-швейцарского симпозиума под редакцией Регулы Фрей-Столбы , Хайнца Э. Герцига . Питер Лэнг Паблишинг, Инкорпорейтед. стр. 131–144. ISBN  978-3-906755-47-2 .
  • Кох, Джон (2005). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN  978-1851094400 .
  • Иоан-Аурел Поп, Иоан Болован – Иллюстрированная история Румынии
  • Маккендрик, Пол Лахлан (2000). Дакийские камни говорят . Чапел-Хилл, Северная Каролина: Университет Северной Каролины. ISBN  978-0-807-84939-2 .
  • Магда Стан, Кристиан Ворнику - Всемирная история для всех.
  • Наглер, Томас; Поп, Иоан Аурел; Барбулеску, Михай (2005). «Кельты в Трансильвании». История Трансильвании: до 1541 года . Румынский институт культуры. ISBN  978-973-7784-00-1 .
  • Нандрис, Джон (1976). «Дакийский железный век: комментарий в европейском контексте». Фестиваль Ричарда Питтиони в честь его семидесятилетия. Серия: Archaeologia Austriaca: Приложение . Вена: Дойтике; Хорн: Бергер. стр. 723–736. ISBN  978-3-7005-4420-3 .
  • Оледзки, Марек (2000). «Культура Ла Тена в бассейне Верхней Тисы». Этнографо-археологический журнал : 507–530. ISSN   0012-7477 .
  • Олмстед, Гаррет С. (2001). Кельтское искусство в переходный период в первом веке до нашей эры: исследование творений мастеров монетного двора и кузнецов по металлу, а также анализ стилистического развития на этапе между Ла Теном и провинциальным римлянином . Археолингва, Инсбрук. ISBN  978-3-85124-203-4 .
  • Олтеан, Иоана Адина (2007). Дакия: ландшафт, колонизация и романизация . Рутледж . ISBN  978-0-415-41252-0 .
  • Пырван, Василе (1928). Дакия . Издательство Кембриджского университета.
  • Писо, Иоанн (2005). На северной границе Римской империи: избранные исследования (1972–2003 гг.) (на немецком языке). Издательство Франца Штайнера. ISBN  978-3-515-08729-2 .
  • Поп, Иоан Аурел; Болован, Иоан; Сусана, Андеа (2006). История Румынии: конспект . Клуж-Напока: Румынский институт культуры. ISBN  978-973-7784-12-4 .
  • Саузерн, Пэт (2007). Римская армия: социальная и институциональная история . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-532878-3 .
  • Сирбу, Валерио; Арсенеску, Маргарета (2006). «Дакийские поселения и некрополи на юго-западе Румынии (2 в. до н. э. – 1 в. н. э.)». Acta Terrae Septemcastrensis, V, 1 . стр. 163–188. ISSN   1583-1817 .
  • Щукин, Марк Б. (1989). Рим и варвары в Центральной и Восточной Европе, I век до нашей эры – I век нашей эры: начало раннеримского периода . БАР ISBN  0-86054-690-Х .
  • Спаул, Джон (2000). Когоры 2: Свидетельства и краткая история вспомогательных пехотных частей Римской императорской армии . Археопресс. ISBN  978-1-84171-046-4 .
  • Тернок, Дэвид (1988). Становление Восточной Европы: с древнейших времен до 1815 года . Рутледж. ISBN  978-0-415-01267-6 .
  • Уолдман, Карл; Мейсон, Кэтрин (2006). Энциклопедия европейских народов . Издательство информационной базы. ISBN  978-1-4381-2918-1 .
  • Уилкокс, Питер (1985). Враги Рима (2): галльские и британские кельты . Иллюстрировано Ангусом МакБрайдом. Издательство Оспри. ISBN  978-0-85045-606-6 . Архивировано из оригинала 9 августа 2011 г. Проверено 15 апреля 2011 г.
  • Зирра, Влад (1976). «Восточные кельты Румынии». Журнал индоевропейских исследований . 4 (1): 1–41. ISSN   0092-2323 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bd8212a8721faffdfdd6310914c3c727__1700414280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bd/27/bd8212a8721faffdfdd6310914c3c727.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Celts in Western Romania - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)