Поэты
< фили > (множественное число: филид , филидхи ).
..."Член привилегированного
могущественная каста поэтов,
прорицатели и провидцы в ранней Ирландии.
Чтобы отличить от
низшего ранга бард и бреон ... [1]
Нити нити или ( ) [а] [б] ( Древнеирландское произношение: [/ˈfʲilʲi/] ), множественное число filid , filidh (или filès), был членом элитного класса поэтов в Ирландии , а затем и в Шотландии , вплоть до эпохи Возрождения . [с] Считалось, что филиды обладали силой прорицания и, следовательно, могли предвидеть, предсказывать, предсказывать – важные события. [д] [и]
В раннем обществе, где большинство людей были неграмотными, включая иерархию вождей, подчиненных королей и королей, устная традиция была важным средством передачи текущих новостей и исторических событий. [ф] [г] Будучи одновременно поэтом и рассказчиком , Фили надеялся завоевать профессиональную репутацию в достоверность и достоверность их информации. [час]
См. также викисловарь: [я]
- Староирландский < фили > [я] ..."поэт, провидец ". [с]
- Древнеирландское < филидехт > ..."поэзия, гадание ".
- Современный ирландский < файл > ..."поэт". [Дж]
- Современные ирландские < поэты > [я] ...множественное число слова файл .
Этимология
[ редактировать ]Термин «фили» , вероятно, происходит от примитивного ирландского ᚃᚓᚂᚔᚈᚐᚄ]VELITAS]; от протокельтского *weleti («видеть»); и протоиндоевропейский *wel- («видеть, воспринимать»). [к] Этимологию от PIE welo- предлагает Матасович. [4] Он отмечает: «Семантическое развитие Olr.fil произошло от «Вот, вот» (lmpv.от *wel-o- «видеть») до «есть». Olr.file [dm] 'поэт' является производным от этого корня (ср. Ogam Gen. sg. VELITAS). Первоначальное значение было «провидец», PCelt. *ну-и- .
Считается, что слово «фили» происходит от протокельтского *widluios , что означает «провидец, тот, кто видит» (засвидетельствовано в галльской надписи Ларзака как «uidluias», форма женского родительного падежа единственного числа), полученного в конечном итоге от глагол *widlu- «видеть».
Высшие заказы
[ редактировать ]Горшок
[ редактировать ]Было семь орденов фили , высшим орденом был оллам . [а] [л] для чего требовалось не менее 12 лет обучения. [м] Олламам требовалось запомнить 250 главных и 350 второстепенных сказок. [ф]
Профессор Эренн (Ирландия)
[ редактировать ]Оллам Эренн был главным поэтом гэльской Ирландии (вся Ирландия « за чертой оседлости »). Существовала иерархия мастеров-поэтов:
- Каждый туат (территория племени) имел свой собственный оллам.
- В каждой провинции был главный оллам над туат олламами.
- Профессор Эренн был главным профессором среди всех остальных.
Профессор Риг Албан (Шотландия)
[ редактировать ]В средневековой Шотландии Оллам Риг Албан – «Главный поэт Шотландии» – был важным членом королевского двора. нового короля Всякий раз, когда проводилась инаугурация , Олламу необходимо было прочитать генеалогию будущего короля , чтобы подтвердить его законное право на успех. [н] [the]
Фраза | Английский | Шотландский гэльский |
---|---|---|
Профессор Альбана | Главный поэт Шотландии | < Альба > Шотландия |
Профессор Кинг | Главный поэт короля | < король > король |
Вызовите буровую установку | Провозглашение короля | < гаирм > провозглашение |
Ваш вызов буровой установки (Даль Риата)
[ редактировать ]Древние традиции церемонии инаугурации в Скоуне на берегу реки Тей в Шотландии, включая рассказ о происхождении будущего короля, вероятно, возникли на холме Тара в графстве Мит , Ирландия . [п]
Эти традиции были привнесены в шотландский Дал Риата – от ирландского Дал Риата – где церемония была известна как до гайрм риг … «Провозглашение короля». [д] Сообщество Дал Риата позже переместилось на восток, в регион Пертшир в Шотландии, после нападений викингов на западное побережье в 9 веке. [р]
Кеннет МакАлпин
[ редактировать ]Нападения викингов на северо-восточное побережье Пиктленда привели к вакууму власти. [с] и возможность для Кеннета МакАлпина стать первым лидером Дал Риаты и Пиктленда. [т] Новая база королевской власти и место инаугурации были созданы в Скон на берегу реки Тай . [в]
Старички
[ редактировать ]Термин «поэт» вводит в заблуждение, поскольку филиды также были шончай – историками, – которые давали советы вождям и королям по политическим вопросам. [с] [г] Считалось, что филиды обладали силой прорицания и, следовательно, могли предвидеть, предсказывать, предсказывать – важные события. [д]
См. также викисловарь:
- Ирландский < шанчай > ..."Историк, рассказчик".
- Шотландский гэльский <seanchaidh> ... "рассказчик".
- Древнеирландское < филидехт > ..."поэзия, гадание ".
Боязнь сатиры
[ редактировать ]Термин «поэт» вводит в заблуждение, поскольку филиды обладали необычайной властью и влиянием на спонсировавших их королей и политических лидеров. Руководителям было важно относиться к филидам с уважением и щедро вознаграждать их, чтобы получать качественную информацию о текущих делах. Филиды имели возможность изображать своих спонсоров в положительном или отрицательном ключе, а также влиять на соседних лидеров. [v]
На более мрачном и крайнем конце шкалы – если лидеры не относились к филидам с должным уважением – они рисковали подвергнуться сатире – своего рода шантажу – в результате чего филид мог высмеять их перед соседними лидерами. [В] [х]
Считалось, что филиды обладали силой прорицания и, следовательно, могли предвидеть, предсказывать, предсказывать – важные события. Были также опасения, что они могут иметь возможность влиять на будущие события . [и] [С]
Классификация
[ редактировать ]Ирландское повествование
[ редактировать ]Сказки, которыми угощали филида, классифицировались как: [3]
Старый ирландский | Английский | |
---|---|---|
Вон тот | разрушение | |
она | набеги скота | |
Точмарка | ухаживания | |
поле битвы | сражения | |
единственное число | ужасы | |
иммрама | путешествия | |
позволь ему сделать это | летальные исходы | |
усталый | пиры | |
удивлять | осады | |
эхтры | приключенческие путешествия | |
Айфеда | побеги | |
воздух | грабежи | |
Ирландская поэзия
[ редактировать ]Аренда по подаче
[ редактировать ]Берла на полед – «язык поэтов» – возможно, представлял собой эзотерическую смесь: [Интернет 1]
История (Ирландия)
[ редактировать ]Элитные ученые
[ редактировать ]Согласно « Учебнику ирландской литературы » Элеоноры Халл :
Папу следует рассматривать как человека , сочетавшего в себе в древнейшие времена функции мага, законодателя, судьи, советника вождя и поэта. Позже, но все же в очень ранние времена, должности, по-видимому, были разделены: бреоны посвятили себя изучению права и вынесению юридических решений, друиды присвоили себе сверхъестественные функции, с добавлением, возможно, еще и некоторые священнические должности, а сами фили отныне стали главным образом поэтами и философами. Такое разделение, по-видимому, уже существовало в Ирландии во времена святого Патрика, чьи проповеди привели его в постоянное противостояние с друидами, которые, очевидно, в то время считались религиозными лидерами нации, хотя, похоже, этого не произошло. Это может быть большим признаком того, что они, как это, несомненно, и было, даже в более ранние времена в Британии и Галлии, приносили жертвы священникам.
Устная традиция
[ редактировать ]Фили поддерживали устную традицию , существовавшую еще до христианизации Ирландии. В этой традиции поэтические и музыкальные формы важны не только по эстетическому , но и по мнемоническому значению. Традиция давала много возможностей для импровизации и личного самовыражения, особенно в отношении творческих гипербол и умного кеннинга . Однако культура придавала большое значение способности фили передавать истории и информацию из поколения в поколение, не внося изменений в те элементы, которые считались фактическими, а не приукрашиванием.
Таким образом, значительный корпус дохристианских мифов и эпической литературы оставался в значительной степени нетронутым на протяжении многих столетий христианской эры. Многое из этого было впервые записано учеными христианскими монахами . Синергия между богатой и древней устной литературной традицией коренных народов и классической традицией привела к взрыву монашеской литературы, которая включала в себя военные эпопеи, любовные истории, поэзию о природе, святые сказки и т. д., что в совокупности привело к созданию крупнейшего корпуса нелатинской литературы. литература, появившаяся в Европе со времен Древней Греции .
Отклонить
[ редактировать ]Окончательное приспособление христианства к ирландскому гэльскому обществу привело к перегрузке ресурсов вождей и к тому, что они были обязаны предоставлять землю и титулы как фили, так и епископам. Следовательно, в VI веке было принято решение ограничить число филей определенными семьями, которые пользовались уважением и считались поэтами по праву рождения. Величайшими из этих семей были О Далай (О'Дейли), некоторым из которых было присвоено звание «главного оллама поэзии всей Ирландии», и О Хуйгинн (О'Хиггинс), которые были потомственными сыновьями более чем в одном гэльском языке. такие дома, как О'Конор Слайгит, МакДермоттс, МакДонах и О'Доэрти. О Кобтайг (Коффи) были известны как филиалы Уиснеха.
О Маол Чонайре были в основном профессорами Сиол Муиредхай , О Кончубхайр Донн и МакДермот из Мойлург , хотя эта семья также была связана с Ольстером и распространилась из Коннахта во дворы Мюнстера и Ленстера. Наконец, О Клеири , служившие вождям О'Доннелов в Тире Коннелле.
Потомственные поэты, которые были неотъемлемой частью придворной жизни средневековой Ирландии, выступая в качестве артистов, советников и специалистов по генеалогии, сохраняли практику и пользовались тем же статусом, что и дохристианские фили. Но начиная с XII века англо-нормандские элементы начали оказывать все большее влияние на ирландское общество. По мере того как гэльская культура приходила в упадок, этот народ все больше увлекался письменной литературой и такими неместными традициями, как геральдика . Тем не менее в гэльском обществе главный фили провинции, или Оллам , считался равным по статусу Ард-ри, или Верховному королю. Этот высокий социальный статус существовал вплоть до елизаветинских времен, когда английская знать приходила в ужас, видя, как гэльские вожди едят не просто за одним столом со своими поэтами, но зачастую из одного и того же блюда. Со временем классическая литература и романтическая литература , выросшие из трубадурской традиции языка ок, вытеснили материал, который был знаком древним фили.
Наследие
[ редактировать ]Сохранилось множество рукописей, хранящих сказания, некогда переданные филями. Эта литература вносит большой вклад в современное понимание друидов , кельтской религии и кельтского мира в целом.
Помимо своей ценности для историков, этот канон внес большой вклад в современную литературу, начиная с пересказов Уильяма Батлера Йейтса и других авторов, связанных с Кельтским возрождением . Вскоре после этого Джеймс Джойс менее явно использовал материал. Сейчас фэнтезийная литература и искусство во многом опираются на эти сказки, и такие персонажи, как Кухулин , Финн МакКул и Туата Де Дананн, относительно знакомы.
Благодаря таким традиционным музыкантам, как Терлох О'Кэролан (умерший в 1738 году и которого часто называют «последним из бардов») и бесчисленному множеству его менее известных или анонимных коллег, музыкальная традиция фили пробилась в современность. уши через таких артистов, как Planxty , The Chieftains и The Dubliners .
По тематике и технике шоначи считаются наследниками древней ирландской традиции устной литературы. [Веб 2]
Современные ирландские и шотландские гэльские слова, означающие «поэт», произошли от слова «fili » .
- Староирландское : fili , множественное число filid.
- Современный ирландский: поэт , поэты во множественном числе [я]
- Шотландский гэльский : filhidh , множественное число fildhian.
- Мэнский гэльский : Feelee
Наконец, практикующие кельтское реконструктивистское язычество работают над реконструкцией трансовых и визионерских техник, которые использовались филидами . [ нужна ссылка ] такие как имбас фороснай и аспекты ритуала тарбфейс .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж МакКиллоп 2004 , стр. 223.
- ^ Гайд 1913 , стр. 29.
- ^ Перейти обратно: а б с д Коулман, 2022 , стр. 146.
- ^ Матасович, Ранко (2009). Лейденский индоевропейский этимологический словарь;9 . Лейден: Лейден: Брилл. п. 412.
- ^ Перейти обратно: а б Коулман, 2022 , стр. 32.
- ^ Моффат 2017 , стр. 193.
- ^ Коулман, 2022 , стр. 27.
- ^ Перейти обратно: а б с Фостер 2014 , стр. 150–151.
- ^ Моффат 2017 , стр. 115.
- ^ Коулман, 2022 , стр. 42.
- ^ Перейти обратно: а б с Коулман, 2022 , стр. 66.
- ^ Коулман 2022 , стр. 5.
Интернет
[ редактировать ]- ^ * «Три стихотворения в бумажном виде» . Де Грюйтер . Проверено 3 марта 2024 г.
- ^ Морин Доначи (21 октября 2014 г.). «Шиначи: хранители богатого фольклорного наследия Ирландии» . Проверено 29 сентября 2015 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Хайд - ирландская литература
... «Ранним гэлам были известны два типа поэтов, их принцип назывался филе (filla); было семь степеней филей, самая возвышенная из которых называлась оллам (ollav) ... [2] - ↑ Историки предпочитают использовать древнеирландское слово «фили», а не «филе », чтобы избежать путаницы с современный ирландский файл , имеющий другое значение.
- ^ Перейти обратно: а б с МакКиллоп – Кельтская мифология
..."Простой перевод слова "поэт" вводит в заблуждение, так как большая часть написанного фили в его облике сенчайда (историка) было в прозе... [1] - ^ Перейти обратно: а б МакКиллоп – Кельтская мифология
..."фили могли использовать эзотерический язык...его ремесло было филидехт ... [1] - ^ См. также викисловарь:
Древнеирландское < филидехт > ..."поэзия, гадание ". - ^ Перейти обратно: а б Коулман – Аэдан из гэлов...
..."Согласно средневековым ирландским рукописям, поэты высшей категории должны были запомнить 250 крупных сказок и 350 второстепенных... [3] - ^ Перейти обратно: а б Коулман – Аэдан из гэлов...
..."аудиторией этих основных сказок были вожди и короли... [3] - ^ Коулман - Аэдан из гэлов...
..."Ранние профессиональные рассказчики пользовались большим уважением и странствовали , перенося истории из одного королевства в другое... [3] - ^ Перейти обратно: а б с д Сравните старый ирландский и современный ирландский
- В древнеирландском < фили > нет фады.
- Современные ирландские < поэты > с длинным расширением .
- ^ МакКиллоп - Кельтская мифология ..."Современный ирландский файл можно назвать "поэтом"... [1]
- ^ См. также викисловарь: английский < воспринимать >
- «Осознавать, видеть, понимать.
- «Интерпретировать что-то определенным образом.
- ^ МакКиллоп - Словарь кельтской мифологии
..."Из семи орденов фили оллам является высшим и наиболее часто упоминаемым... [1] - ^ МакКиллоп - Словарь кельтской мифологии
..."Тренировался не менее 12 лет строгим умственным упражнениям... [1] - ^ Коулман - Аэдан из гэлов...
..." Оллам Риг Албан , "главный поэт Шотландии", был жизненно важным компонентом инаугурация национальных монархов здесь вплоть до воцарения Александра III в 1249 году...»горец выступил вперед, чтобы благословить Александра и объявить его королем Шотландии. Затем он провозгласил родословную правителя в роли, которая, несомненно, была пережитком церемониала которое произошло задолго до этого в Дале Риате ... [5] - ^ Моффат - Шотландия, История...
... «никакие задержки не могли быть допущены, и семилетний Александр III был быстро инаугурирован в Сконе 13 июля 1249 года. Существует иллюстрация момента церемонии, когда Ан Оллайм Риг молодого короля выступил вперед, чтобы прочитать генеалогию и тем самым отстаивать свое право на успех... [6] - ^ Коулман - Аэдан из гэлов...
..."Языческая церемония в одной из частей Ирландии, где король ритуально сочетался со своей землей ( Фейс Темро , Праздник Тары), в последний раз состоялась в 560 году... [5] - ^ Коулман - Аэдан из гэлов...
... «Инаугурация Аэдана ... Главный поэт королевства выйдет вперед, чтобы воскликнуть имя и происхождение этого правителя. Это торжественное провозглашение, называемое do gairm rig , формально даст Аэдану суверенитет. Его босая нога будет помещен в углубление живой скалы... [7] - ^ Фостер - пикты, гэлы и шотландцы
Синайд мак Эйлпин ..."но гэлы, возможно, также были вынуждены двинуться на восток из-за давления нападений викингов на Аргайл ... [8] - ^ Фостер - пикты, гэлы и шотландцы
Синайд мак Эйлпин ..."Его амбициям способствовал тот факт, что многие пиктские дворяне были истреблены в битве с викингами в 839 году ... [8] - ^ Моффат - Шотландия, История...
..."В то время как барды и шонахи пытались узаконить притязания Кеннета МакАльпина на объединенный трон, воспевая его славное происхождение от королей-героев Сенела- н-Габрайна ... [9] - ^ Фостер - пикты, гэлы и шотландцы
...»Возможно, именно Синаид мак Эйлпин решил развивать пиктский центр в Сконе , чтобы он стал новой опорой королевской власти и местом инаугурации . Конечно, в 849 году он поместил в церковь, предположительно Данкельд , некоторые мощи святого Колумбы из Ионы ... [8] - ^ Коулман - Аэдан из гэлов...
..."Средневековые поэты как в Ирландии, так и в Уэльсе временами были склонны расширять реалистическое влияние своих покровителей, чтобы преувеличить свое значение... [10] - ^ Коулман - Аэдан из гэлов...
... «Если лорд или король не окажут поэтам должного приема или иначе навлекут на себя их неудовольствие, он может подвергнуться их сатире ... [11] - ^ Коулман - Аэдан из гэлов...
..."у святого произошел спор с поэтом и друидом по имени Диармайт ... Король Коннахта отказался выступить против могущественного друида, опасаясь его сатирической угрозы... [12] - ^ Коулман - Аэдан из гэлов...
..."опасное воздействие сатиры, особенно способность поэтов вызывать язвы и уродства на предмете их презрения, если он действительно не умер немедленно ... [11] - ^ Коулман - Аэдан из гэлов...
..."Возможно, между поэтами и королевскими спонсорами, на которых они охотились, росли разногласия... Когда им угрожали изгнанием... Колум Килле защищал "мудрецов Ирландии"... [11]
Источники
[ редактировать ]- Коулман, Кейт (2022). Аэдан гэлов: король шотландцев . Книги «Перо и меч» . ISBN 978-1526794901 .
- Фостер, Салли М. (2014). Пикты, гэлы и шотландцы: Ранняя историческая Шотландия . Эдинбург: Бирлинн . ISBN 978-1780271910 .
- МакКиллоп, Джеймс (2004). Оксфордский словарь кельтской мифологии . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-860967-1 .
- Моффат, Алистер (2017). Шотландия, История с древнейших времен . Бирлинн . ISBN 978-1780274386 .
- Благородный, Гордон; Эванс, Николас (2022). Пикты: бич Рима, правители Севера . Бирлинн . ISBN 978-1780277783 .
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Хайд, Дуглас (1913). « Ирландская литература ». Католическая энциклопедия . Том. 8.
- В эту статью включен текст из Дуэлли [шотландского] гэльского словаря (1911 г.) . (Филид)