Раздор бардов
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2016 г. ) |
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Март 2011 г. ) |
Спор бардов ( ирландский : Iomarbhágh na bhFileadh ) был литературным спором начала 17 века в гэльской Ирландии , продолжавшимся с 1616 по 1624 год и, вероятно, достигшим пика в 1617 году. Основные поэты- барды страны писали полемические стихи друг против друга и в поддержку. своих покровителей.
приняли форму ожесточенных дебатов по поводу относительных достоинств двух половин Ирландии: северной, где доминировали эремонианские потомки милетцев В «Раздоре» было внесено 30 вкладов, которые , и южной, где доминировали эберийские потомки.
Стихи были впервые опубликованы в печати в двух томах, выпущенных Ирландским обществом текстов в 1918 году под редакцией Ламберта Маккенны, который признал значительный вклад Элеоноры Нотт в сопровождающие переводы.
Контекст
[ редактировать ]Раздор возник в контексте заселения страны после завоевания Ирландии Тюдорами , когда полное господство королевской власти Стюартов привело к бегству графов (1607 г.) и плантации Ольстера (1610 г.).
Поводом для Раздора стал спор о преданности графа Томонда , гэльского дворянина из древнего О'Брайенов клана (или септа) . Что необычно для того времени, граф был протестантом и верен новому устроению. Искра возникла в 1616 году, после окончательного присоединения современного графства Клэр (содержащего часть древнего королевства Томонд ) к эберийской провинции Мюнстер (когда граф Томонд был назначен президентом провинции) и смерти в изгнании последний великий эремонианец Хью О'Нил в июле того же года.
На протяжении веков до 1616 года барды спонсировались ирландскими гэльскими династиями и подтверждали свое отцовское происхождение выступлениями на общественных мероприятиях, поэтому они имели политическое значение, а также культурное влияние. В обществе, где большинство из них были неграмотными, публичные выступления бардов были основным методом воспоминания истории клана до его заявленного милетского происхождения.
Вещество
[ редактировать ]В 1616 году бард графа Томонда, Тадг Мак Дайре Мак Бруайдеадха , написал стихи, критикующие полулегендарного барда Торна Эйгеаса из-за исторических неточностей в его работах и его пристрастия к северной половине Ирландии и эремонианским ветвям Гаэля. По сути, стихи Тадга прославляли величие Эберийских септ южной половины Ирландии и их господство над севером; происхождение своего покровителя он даже включил норманнское в число достойных расы Эбхеара.
Это спровоцировало стихи в ответ со стороны других придворных бардов, в частности, Лугайда О Клери , в которых яростно обсуждались заумные моменты поэтического этикета и соответствующие достоинства двух половин Ирландии. Превознося свою сторону, Лугайд подчеркивал историческую защиту Тары , а не междоусобную борьбу за верховное королевство Ирландии; В ответ Тадг упомянул о достижениях предка своего покровителя, Брайана Бору , и пренебрежительно отнесся к прежним боевым подвигам эремонианцев как к состоящим всего лишь из сражений между собой; северные поэты (чья преданность была на стороне изгнанных ольстерских принцев) ответили обвинением в том, что Тадг предал бардскую профессию из-за своей неспособности постичь истину благородной истории гэлей.
Некоторые из участников Раздора высмеивали основные дебаты между Тадгом и Лугайдом; например, О Хеффернан использовал басню о кошке и лисе ( эремонианцы и эберийцы ), которые ссорились из-за жирного куска мяса (Ирландия), когда пришел волк и схватил все это.
В июне 1617 года Тадг в письме Лугайду и северным поэтам предложил созвать решающий поэтический диспут лицом к лицу, чтобы разрешить раздор. Неизвестно, было ли принято это предложение, но, похоже, оно стало моментом величайших споров. Раздор достиг кульминации в вихре крайнего сарказма со стороны поэта Мак-Артуира, который защищал бардовскую традицию в романе свободной формы, который контрастировал с традиционной формой, в которой писал Тадг.
Перспектива
[ редактировать ]Стихи «Раздора» разделяют чувство национальной культуры, но их политическая приверженность кланоцентрична. Это был период упадка придворных бардов , и тот факт, что они обращались друг к другу, предполагает осознание того, что их аудитория теряет свое влияние и что немногие в новом устроении обращали на них внимание.
В ходе обмена темой соперничества Севера и Юга была развита дискуссия о борьбе между традицией и иконоборчеством. Это позволило поэтам выразить свою горечь по поводу позднего завоевания и колонизации страны, а также по поводу краха политического порядка, от которого они зависели.
На протяжении всего Раздора каждая сторона ревностно и ревностно заявляла, что Яков I Ирландский является потомком ее милетской линии, поскольку он происходил от Марджори Брюс, чьи предки включали гэльских королей Шотландии, таких как Кеннет Макэлпайн , еще до формирования Королевство Дал Риата около 400 г. н.э. Его королевская власть, основанная в конечном итоге на его гэльском происхождении, по иронии судьбы была инструментом, с помощью которого традиционный гэльский порядок разрушался или трансформировался в Ирландии.
Ирландия, которую поэмы прорисовали в своих преданиях, уже прошла, и кажется, что барды были неспособны адаптировать свой образ жизни. «Раздор» оказался последним расцветом куртуазного поэтического стиля Дана Дирича : в течение десятилетий великие школьные метры были заменены более свободными Амраном или Айслингом , и уважение, которым барды пользовались в гэльской Ирландии, так и не было восстановлено.
Ссылки
[ редактировать ]- Ричард Бэгвелл, Ирландия при Стюартах, 3 тт. (Лондон, 1895 г.).
- Джон О'Донован (редактор) Анналы Ирландии четырех мастеров (1851).
- Ламберт МакКенна (ред.) Раздор бардов, 2 тома. (Дублин: Ирландское общество текстов, 1918).
- Джоп Леерсен, «Спор бардов» и его место в ирландской политической и литературной истории (Лондон, 1994).
- Из Маолконайра, Флайтри. «Лугайд, Тадг и Торна» . Проверено 9 августа 2020 г.