Королевство Мюнстер
Королевство Мюнстер Мюнстер | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
I век до н.э. – 1118 г. | |||||||||||
Мак Картай как лидеры Эоганахта Чайсила предоставили многим королям Мюнстера, начиная с 7-го века, и основали Корк . | |||||||||||
Капитал | Корк | ||||||||||
Общие языки | Примитивный ирландский , староирландский , среднеирландский , латинский | ||||||||||
Религия | Гэльское христианство Католическое христианство гэльская традиция | ||||||||||
Правительство | Танистри | ||||||||||
Находить | |||||||||||
• I век до н. э. | Деда Мак Син | ||||||||||
• 1118 | Мюрхертах О'Брайен | ||||||||||
История | |||||||||||
• Учредил | 1 век до н.э. | ||||||||||
• Упразднено | 1118 | ||||||||||
Код ISO 3166 | ИЕ | ||||||||||
| |||||||||||
Сегодня часть | Ирландия |
Королевство Мюнстер ( ирландский : Ríocht Mhumhain ) было королевством гэльской Ирландии , существовавшим на юго-западе острова, по крайней мере, с I века до нашей эры до 1118 года. Согласно традиционной ирландской истории, найденной в «Анналах четырех мастеров» , Королевство возникло как территория Клана Дедад (иногда известная как Дайрин ), племени Эрайнн ирландских гэлов . Некоторые из первых королей были заметными в Цикле Красной Ветви, такие как Ку Рой и Конайре Мор . В течение нескольких столетий они были конкурентами за верховное королевство Ирландии , но в конечном итоге проиграли коннахтам , потомкам Конна Кетчатаха . В разное время своей истории королевство имело разные границы и внутренние подразделения.
Серьезные изменения изменили облик Мюнстера в VI веке, когда Корку Лойгде (предки Ó hEidirsceoil ) отпали от власти. Осрейдж , который находился под контролем Мюнстера в течение двух столетий, был вновь захвачен Дал Бирном (предками Мак Джоллы Фадрайга ). Различные подчиненные группы, такие как Мускрейдж , сменили свой альянс и помогли привести Эоганахту к власти в Мюнстере. В течение следующих трех столетий различные подгруппы, такие как Eóganacht Chaisil (предки Ó Súilleabháin и Mac Carthaigh ) [1] и Эоганахт Глендамнах (предки О Каоима ) боролись за контроль над Мюнстером. кельтская христианская В это время развивалась цивилизация, и Скала Кашел стала центром власти. Два короля, Фаилбе Фланн мак Аэдо Дуиб и Катал мак Фингин , смогли на какое-то время поднять Мюнстер до главного ирландского королевства.
Мюнстеру приходилось бороться с набегами викингов под командованием Уи Имайра , начиная с 9 века, которые обосновались в Лимерике , Уотерфорде и Корке . Примерно в то же время Дал гКаис (предки О Бриайна ), [2] ранее известные как Деизи , также пользовались популярностью в Мюнстере. Частично при поддержке Уи Нейла ранее подчиненный Даль ГКаис прибыл, чтобы бросить вызов Эоганахте за контроль над Мюнстером. Подвиги их самого известного члена Брайана Борумы , известного благодаря битве при Клонтарфе, установили правление Дал-г-Кайса на оставшуюся часть 11 века. После внутренних разногласий Мюнстер был разделен Верховным королем Тойрдельбахом О Конхобхайром договору по Гланмирскому в 1118 году между Томондом , которым правил О Бриэн , и Десмондом, которым правил Мак Картэйг .
Этимология
[ редактировать ]Позднесредневековый текст на среднеирландском языке под названием Cóir Anmann (известный на английском языке как «Соответствие имен» или «Разъяснение имен») дает этимологию термина Мюнстер. В нем утверждается, что название частично происходит от Эохайда Муму , одного из первых геберийских верховных королей Ирландии, который правил этой территорией. [3] Этот Верховный король носил королевское прозвище мо-мо, означающее «больший-великий», потому что он должен был быть более могущественным и более высоким ростом, чем любой другой ирландец своего времени (Анналы четырех мастеров утверждают, что он правил с 1449 по 1428 год). до нашей эры). [3] Cóir Anmann утверждает, что слово mó (больший) и ana (процветание) объединились, чтобы образовать Муму , потому что королевство было более процветающим, чем любое другое в Ирландии. [3] Второе слово ana также связано с богиней Ану (потенциально той же, что и богиня-мать Дану ). Действительно, Мюнстер включает в себя пару гор в форме груди недалеко от Килларни, названных « Два Папа Аны» . [3]
История
[ редактировать ]Восстание Дайрины в Мюнстере
[ редактировать ]Ранние короли Мюнстера, происходящие от Érainn (одной из основных ветвей гэлов в Ирландии), были упомянуты в цикле Красной ветви ирландской традиционной истории. Выдающимися фигурами этого цикла являются Ку Рой мак Дайре , Конайре Мор , Лугайд мак Кон Рой и другие. Все эти люди представлены как великие воины, в частности, Ку Рой фигурирует в Táin bó Cúailnge , где он сражается с Амергином Мак Экчитом не попросил его остановиться , пока Медхб . В конце концов Ку Рой убит Ку Чулином после того, как его предал Блатнат , которого он схватил. За его смерть отомстил его сын Лугайд Мак Кон Рой.
Дайрин Верховных (названный в честь Дайре мак Дедада ), или Кланна Дедад , основная ветвь Эрайна, были значительной силой в гэльской Ирландии, обеспечивая нескольких королей Ирландии на холме Тара в дополнение к правлению Мюнстером. Существовала также Темаир Луахра («Тара камышей»), существовавшая как королевская резиденция Мюнстера , но она утеряна для истории (потенциально это синоним Каэрконри ). Некоторые из наиболее выдающихся верховных королей того времени, предоставленных Эрайном Мюнстерским, включают Этерсела Мора и Конайре Мора , которые являются подданными Тогайла Бруидне Да Дерга . в В частности , Лайгины то время были главными соперниками Мюнстера. « Хроники Ирландии» относят начало правления этих правителей примерно к I веку до нашей эры. Помимо гэльских источников, преобладающие жители Мюнстера, Érainn, наряду с другими племенами в этом районе, засвидетельствованы в , Птолемея «Географии» где они известны как Iverni .
Согласно Книге Глендалоха , член королевской семьи Мюнстера, Фиатах Финн , двинулся на север и стал королём Ольстера , основав род Эрайннов, известный как Дал Фиатах . Это означало конкуренцию с улайдскими правителями кланны Рудрейг . Великое возрождение могущества Мюнстера произошло во 2 веке нашей эры, когда один из их королей, Конайре Коэм , утвердился в качестве Верховного короля Ирландии. Это было время для новаторских деятелей, поскольку также жили крупные Верховные короли, представлявшие другие гэльские группы в Ирландии, такие как Конн Кетчатах, основатель Коннахты , и Катайр Мор, выдающийся король Лайгина . Конайре Коэм занимает важное место в ирландских генеалогиях как праотец Сил Конаири . Его сыновья; Кайрпре Муск (предок Мускрейге и Корку Дуибне ), Кайрпре Башаин (предок Корку Байскинд ) и Кайрпре Риата (предок Даль Риата ) основали группы родства, которые сыграли важную роль в Мюнстере, а последний переехал на север, в Ольстер. и в конечном итоге установил Альба (более известная как Шотландия ) в Великобритании .
Другим Верховным королем из Дайрина Мюнстера примерно в этот период был Лугайд Мак Кон , прародитель Корку Лойгде . Его матерью была Садб инген Чуинн из Коннахты, и его звали Мак Кон («Сын гончей»), потому что его предположительно вскормила борзая его приемного Айлиля Аулома отца . Он взошел на Верховный королевский сан со своей базы в Мюнстере после убийства Арта Мак Куинна в битве при Мэй-Мукруимхе , которая является предметом литературной сказки. Его приемный отец, Айлилл Аулом, как утверждается, был королем Мюнстера и принадлежал к Дейргтину . В эту группу гэлов не входили Дайрин и другие короли Мюнстера, из них, упомянутых в « Циклах королей» , входят Муг Нуадат , Эоган Мор и Фиачу Мулетхан . Точные отношения дейргтинов с другими группами в Мюнстере являются спорными, позже эоганахты заявили о своем прямом происхождении от них. Эоганахта возникла в 4 или 5 веке при Корке мак Луигтиге, но получила почти полную власть в начале 7 века, и генеалогические претензии, возможно, были направлены на укрепление их легитимности.
Христианизация королевства
[ редактировать ]Религия христианства , которая после Фессалоникского эдикта в 380 году нашей эры стала государственной религией Римской империи и, таким образом, большей части Европы , пришла в Ирландию в V веке, в основном через Мюнстер и Ленстер . Многие из самых ранних святых Ирландии, упомянутых в Салмантическом кодексе, имели сильные связи с Мюнстером, особенно Св. Эйлбе в Эмли , историческом месте Мэртина . Предположительно, он получил канонические приказы от святого Палладия отправил , которого Папа Селестина I в Ирландию в 431 году нашей эры. [4] Первым христианским святым, родившимся в самой Ирландии, был святой Киаран Сайгирский , связанный с Осрейджем , у которого была королевская мать из Мюнстера (Корку Лойгде). Кроме того, святой Деклан из Деиси Мумана обратил свой народ и основал монастырь в Ардморе .
Преобразование Eóganacht Chaisil , которые были королями Кашеля и приобретали все большее влияние в Мюнстере, в ущерб Корку Лойгде, произошло во время правления Кенгуса мак Над Фройха . Говорят, что он был обращен святым Патриком во время церемонии, на которой Патрик, как предполагается, случайно пронзил ногу короля своим посохом - боль, которую Кенгус стоически переносил, предполагая, что это было частью крещения . [5] Действительно, само нахождение Кашеля , который первоначально находился на земле Эйля , и его создание в качестве базы Эоганахты приписывается в текстах Acallam na Senórach и Senchas Fagbála Caisil чудесному «видению» святого Патрика, шестидесятилетнего за несколько лет до этого Корк Мак Луигтиг . Согласно « Акалламу» , Кенгус затем взимал раз в три года дань в Мюнстере, известную как «угрызения совести перед крещением Патрика», демонстрируя явный политический интерес (это взималось до времен святого Кормака Мак Куиленнайна ). [6]
Некоторые из самых ранних мест ирландского монашества можно найти в Мюнстере. Св. Финниан из Клонарда основал монастырь в Скеллиг-Майкле у побережья полуострова Ивера , св. Сенан мак Гейрцинн основал монастырь в Инис-Катай в качестве покровителя Корку Байскинд, а св. Энда из Арана основала монастырь Киллани на Инишморе с поддержка Кенгуса мак Над Фройха. Эти монахи часто выбирали для своих монастырей изолированные и суровые места, проявляя аскетическую духовность, подобную духовности отцов-пустынников в христианском Египте . В других местах монастыри были основаны в глубине страны, например, аббатство в Лисморе, основанное Св. Мо Чуту , и монастырь в месте, которое тогда было известно как Коркач Мор на Мумхан (ныне город Корк ), основанный Св. Финбарром . Последнее учреждение было особенно связано с обучением. И святой Брендан Бирр , и святой Брендан Клонфертский происходили из мюнстерских семей, последний родился в земле Сиаррайге Луахра . Известная женщина-мюнстерская святая того времени, св. Ита из Киллиди была известна как « Бригид из Мюнстера».
Эпоха Эоганахты
[ редактировать ]К 7 веку Эоганахта затмила Корку Лойгде и все остальные по гегемонии в Мюнстере. В этом им помогли их союзники, Мускрейге , которые перешли на сторону своих дальних родственников Эрайнов, Корку Лойгде. В более широком контексте в то время в Ирландии Уи Нейлы прочно утвердились в качестве главной власти в стране, поскольку Эрайны находились в упадке, Лайгины ограничивались, а Эоганахта только устанавливали свою власть над Мюнстером. [7] геополитическая реальность, основанная на подразделениях Лита Куинна и Лита Моги Тогда формировалась . Под командованием Фаилбе Фланна мак Аэдо Дуиба Мюнстер переправился через реку Шеннон и победил Уи Фиахраха Эйдна из Коннахта , отобрав у них то, что впоследствии стало Томондом (или в гораздо более поздние времена графством Клэр ) и заселив его Деиси . Этот король Мюнстера даже смог проецировать власть и влиять на выбор королей за пределами своего королевства в соседнем Ленстере. С падением Корку Лойгде Осрейдж вернулся в Мак Джолла Фадрайг , но оставался туатой Мюнстера до 9 века.
Что касается самих Эоганахтов, то существовало две основные ветви; самым могущественным был «внутренний круг», или восточная ветвь, которая в дальнейшем была разделена на Эоганахт Чайсил , Эоганахт Глендамнах , Эоганахт Айне и Эоганахт Аиртир Клиах . [8] «Внешний круг» состоял из Эоганахта Райтлинда и Эоганахта Лоха Лейна, которые располагались скорее на западе и юге. предположительно происходят от другой линии (от Дайре Церббы ), Несмотря на то, что Уи Лиатайн и Уи Фидженти их иногда причисляют к последней группе. Согласно Frithfolaid ríg Caisil fri túatha Muman , только потомки Над Фройха по отцовской линии имели право быть королем Мюнстера. [8]
Действительно, по большей части это было бы так, поскольку Eóganacht Chaisil (предки Ó Súilleabháin и Mac Cárthaigh ), Glendamnach (предки Ó Caoimh ) и Aine (предки Ó Ciarmhaic ) составляли подавляющее большинство короли. Несмотря на размер своего королевства, Мюнстер обычно был значительно слабее, чем северная электростанция Уи-Нейл; Эоганахта развернула пропаганду о том, что они правят посредством «процветания и щедрости», а не просто грубой силы. [8] Помимо вышеупомянутого Фаилбе Фланна, еще одним исключением из этого общего правила был Катал мак Фингуин из Гланворта, зарекомендовавший себя как серьезный претендент на титул Верховного короля Ирландии и сражавшийся против череды трех королей Уи Нейла за гегемонию; Фергал мак Маэле Дуин , Флайтбертах мак Луингсиг и Аед Аллан . Он был самым могущественным королем от Мюнстера до Брайана Борумы в 11 веке.
Набеги викингов и лонгфорты
[ редактировать ]Викинги ; норманны из Скандинавии ; начали совершать набеги на изолированные ирландские монастыри на своих баркасах с конца 8 века. Особое значение для Мюнстера имели набеги на Иниш-Катай (816 и 835 гг.) и Скеллиг-Майкл (824 г.). [9] Рейдеры выбрали эти монастыри прежде всего потому, что они были изолированы и их было легко атаковать с моря; они брали продовольствие, драгоценные товары (особенно изделия из металла), скот и пленников (этих людей либо выкупали обратно, если они были высокопоставленными священнослужителями, либо отправляли в рабство за границу). [10] В некоторых случаях в Ирландии к середине 9 века викинги устанавливали прибрежные лагеря, известные как лонгфорты ; в частности, в отношении Мюнстера это включало; Уотерфорд , Юл , Корк и Лимерик . [10] После первого нападения на соседние гэльские ирландские королевства и получения взамен возмездия, торговые викинги начали торговать с коренными ирландцами, а некоторые даже вступали в брак. Они также постепенно обратились в христианство и в конечном итоге стали скандинавскими гэлами , демонстрируя элементы обеих культур.
В самом Мюнстере группа из числа викингов; Уи Имаир , заявляющий о своем происхождении от Ивара Бескостного , сына Рагнара Лодброка , и названный в его честь ; в конечном итоге стали королями небольших скандинавско-гэльских королевств, где они были королями Лимерика и королями Уотерфорда . Эти маленькие королевства; среди которых самым известным был Лимерик; были вовлечены в соперничество с другими викингами в Ирландии и поддерживали сложную сеть соперничества и союзов с коренными ирландскими гэльскими кланами. [10] Культурное влияние не было односторонним; некоторые коренные ирландские семьи в Мюнстере приняли личные имена, а затем и клановые названия древнескандинавского происхождения. Сюда входит Mac Amhlaoibh , где Amhlaoibh означает Олаф . [10] Ярким примером союза викингов и гэльцев в Мюнстере было то, что Уотерфордские викинги присоединились к Селлахану Кайсилу , королю Мюнстера из Эоганахта Чайсила, в 939 году против Доннчада Донна , который тогда был Верховным королем Ирландии из южного Уи-Нейла. [10]
Влияние викингов, а также давление со стороны клана Чолмайн (то есть Уи Нейл, который доминировал в Верховном королевстве Ирландии в то время) привело к нестабильности внутри королевства Мюнстера и даже навсегда лишило Осрейджа его верховного правления. Например, произошло восхождение элементов за пределы основных королевских семей; Святой Кормак мак Куиленнен из очень младшей ветви Эоганахта Чесиля стал королем Мюнстера в начале 10 века. Кормак и его правая рука Флайтбертах мак Инмаинен смогли нанести поражения Верховному королю Фланну Синне после того, как последний опустошил Мюнстер в 906 году. Помимо своего военного мастерства и религиозного благочестия, Кормак был известен своей грамотностью, как следует из его имени. в Sanas Cormaic , глоссарии ирландского языка . Кормак наконец встретил свой конец в битве при Белламуне , где его армия значительно превосходила численность. После того, как его отрубленная голова была принесена его великому сопернику Фланну Синне, Верховный король, как предполагается, сказал: «Это было злое дело — отрубить голову святому епископу; я буду чтить ее, а не сокрушать». Кормака сменил Флайтбертах, который заметно отсутствовал в битве. Он был единственным королем Мюнстера из Мускрейдж позже известный как О Доннагайн .
Разделение на Десмонда и Томонда
[ редактировать ]Власти Эоганахты бросили вызов в 10 веке Дал Кайс из Томонда (предки О Бриайна ). Первоначально им в этом помогал Уи Нейл. [ нужна ссылка ] который хотел ослабить Эоганахту. Самым успешным членом Дал гКаис был Брайан Борума , который зарекомендовал себя не только как король Мюнстера, но и как верховный король Ирландии и запомнился своими подвигами в битве при Клонтарфе против викингов. После смерти Брайана Дал-г-Кайсы непрерывно доминировали над королевским саном Мюнстера на протяжении 11 века; от правления Доннчада О Бриана до Брайана О Бриана. Двое из этих королей; Тойрдельбах-О-Бриан и Мюрхертах-О-Бриан ; были также Верховными королями Ирландии. Во время правления Мюрхертаха подвиги его деда Брайана были изображены в литературном произведении «Cogad Gáedel re Gallaib» в протоирландском националистическом смысле как гэльская освободительная война против захватчиков-викингов и их пособников. [ нужна ссылка ]
К концу правления Мюрхертаха он заболел. Его брат Диармайд О Бриэн , который был влиятельным в Уотерфорде (и ранее был сослан в Деейбарт в Британии), чувствовал, что из него получится лучший правитель. Помимо этой борьбы, все королевства, которые стали меньшими силами по сравнению с Мюнстером; Коннахт (под Ó Conchobhair ), Айлих (под Mac Lochlainn ) и Ленстер (под Mac Murchadh ); увидели в этом возможность вернуть себе немного власти и повысить свой авторитет. Их старые враги, с которыми сохранялась вражда, МакКартей под предводительством Тада МакКартага, также восстановили власть на юго-западе Мюнстера (который вскоре стал известен как Десмонд). В 1118 году новый король Мюнстера Брайан О Бриен возглавил войска против Тадга МакКартея в битве при Гланмире . Результатом стала победа Мак Картэя и смерть Брайана О Бриана. [ нужна ссылка ]
Услышав эту новость, старый король Мурихертах О Бриайн вернулся, чтобы заявить права на Мюнстер. Однако Верховный король Ирландии Тойрдельбах О Конхобхайр в рамках корыстного шага по ослаблению Мюнстера согласился в Гланмирском договоре 1118 года с Тадгом МакКартаем разделить Мюнстер на две части. Таким образом, Мюнстер был разделен на Томонда (под управлением О Бриана) и Десмонда (под управлением Мак-Картея), что положило конец королевству, существовавшему более 1000 лет. До конца XII века представители каждой стороны претендовали на Мюнстерское королевство, но на самом деле его не существовало. Эти королевства с переменным успехом противостояли вторжению норманнов в Ирландию, но в конце концов в 16 веке были переданы под английскую корону в Ирландии. Последним сохранившимся гэльским королевством, происходящим из Мюнстера, был Карбери под властью Мак Картай Риабхач , производного от Десмонда, который пал еще в 1606 году. Само название Мюнстер позже было возрождено как провинция Мюнстер как часть управляемой Тюдорами провинции. Королевство Ирландия в 16 веке. [ нужна ссылка ]
Царство
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Маккарти Мор (№ 1.)» . LibraryIreland.com. Проверено 26 июля 2009 г.
- ^ «О'Брайен (№ 1), король Томонда» . LibraryIreland.com. Проверено 26 июля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Койр Анманн» . Коллектив кельтской литературы. 25 марта 2019 г.
- ^ «Христианство приходит в Ирландию» . Ваша ирландская культура. Проверено 26 июля 2017 г.
- ^ Райан, Джеймс Дж. (1908). . Католическая энциклопедия . Том. 3.
- ^ Стоун, Брайан Дж. «Риторические пересказы: Сенчас Фагбала Кайсил и церковная реформа двенадцатого века в Ирландии» . Брайан Дж. Стоун, Quaestio Insularis, Том 12. Проверено 26 июля 2017 г.
- ^ «История Ирландии в картах (500 г. н.э.)» . Деннис Уолш. Архивировано Проверено 9 июля 2014 года. 26 июля 2017 года.
- ^ Jump up to: а б с «Токмарк Момера: издание и перевод, с введением и текстовыми примечаниями» . Репозиторий Утрехтского университета. 2016. HDL : 1874/341697 . Архивировано из оригинала 8 марта 2021 года . Проверено 9 апреля 2018 г. Проверено 26 июля 2017 г.
- ^ «История Ирландии в картах (800 г. н. э.)» . Деннис Уолш. Архивировано Проверено 9 июля 2014 года. 26 июля 2017 года.
- ^ Jump up to: а б с д и «Викинги в Мюнстере» (PDF) . Университет Ноттингема. Проверено 26 июля 2017 г.
Библиография
[ редактировать ]- Чарльз-Эдвардс, ТМ (2007). Раннехристианская Ирландия . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521037167 .
- Бирн, Фрэнсис Дж. (1973). Ирландские короли и верховные короли . Пресса Четырех Судов. ISBN 1851821961 .
- Эллис, Питер Берресфорд (2002). Королевская кровь Эрин: Гэльские дворянские династии Ирландии . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 0312230494 .
- Глисон, Джон (1927). Кашел королей: история древней столицы Мюнстера с момента ее основания до наших дней . Дж. Даффи и Ко.
- Джонстон, Эльва (май 2008 г.) [сентябрь 2004 г.]. «Мюнстер, святые (действ. ок . 450–700 гг. )». Оксфордский национальный биографический словарь . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/51008 . Проверено 14 декабря 2008 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- Кох, Джон Т. (2004). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN 9781851094400 .
- Маккалоу, Дэвид В. (2010). Войны ирландских королей: тысяча лет борьбы, от эпохи мифов до правления королевы Елизаветы I. Корона/Архетип. ISBN 978-0307434739 .
- О'Конор Дон, Чарльз (1753). Диссертации по древней истории Ирландии . Дж. Кристи.
- О Кронин, Дайви (2005). Новая история Ирландии, Том I: Доисторическая и ранняя Ирландия . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199226658 .
- О'Даффи, Шон (2005). Средневековая Ирландия: Энциклопедия . Рутледж. ISBN 1135948240 .
- О Флайтбхердей, Руайдри (1685 г.). Огигия: хронологический отчет об ирландских событиях . Б. Тук.
- О'Халлоран, Сильвестр (1778). Всеобщая история Ирландии . Гамильтон.
- О'Халлоран, W (1916). Ранняя ирландская история и древности и история Западного Корка . Сили, Брайерс и Уокер.
- Охогайн, Дайти (2001). Священный остров: вера и религия в дохристианской Ирландии . Бойделл Пресс. ISBN 9780851157474 .
- О'Киф, Юджин (1703). Генеалогии Эоганахта из Мюнстерской книги . Корк.
- Стоун, Брайан Джеймс (2011). «Риторические пересказы: Сенчас Фагбала Кайсил и церковная реформа двенадцатого века в Ирландии». Quaestio Insularis . 12 : 109–125.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Королевство Мумха, или Мюнстер в Охти
- Главные ирландские семьи Мюнстера в Библиотеке Ирландии
- Мюнстер в Британской энциклопедии
- Проект ДНК Корку Лойгде в ДНК Семейного Древа
- Племена и территории Мумхана
- Анналы Мюнстера