Верховный король Ирландии
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2019 г. ) |
Верховный король Ирландии | |
---|---|
![]() Анахроническое изображение Верховного короля Брайана Бору | |
Подробности | |
Стиль | Ирландское Высочество Король всей Ирландии Император Шотландии |
Первый монарх | Слейн, сын Дела (мифический) Маэль Секнаилл I (исторический) |
Последний монарх | Руайдри Уа Кончобаир |
Формирование | 9 век нашей эры |
Отмена | 12 век нашей эры |
Резиденция | Холм Тары |

Верховный король Ирландии ( ирландский : Ardrí na hÉireann [ˈaːɾˠd̪ˠˌɾˠiː n̪ˠə ˈheːɾʲən̪ˠ] ) — королевский титул в гэльской Ирландии, принадлежавший тем, кто имел или, как утверждается, имел господство над всей Ирландией . Этот титул принадлежал историческим королям, а позже иногда присваивался анахронично или легендарным личностям.
Средневековая и ранняя современная ирландская литература изображает почти непрерывную линию Верховных королей, правящих с холма Тары над иерархией меньших королей, насчитывающей тысячи лет. Современные историки полагают, что эта схема была создана в VIII веке на основе различных генеалогических традиций могущественных династий и имела целью оправдать их статус, проецируя его далеко в прошлое. [ 1 ] Джон Т. Кох объясняет: «Хотя королевство Тары было особым королевством, жители которого стремились к превосходству среди королей Ирландии, с политической точки зрения маловероятно, чтобы какой-либо король имел достаточную власть, чтобы доминировать над всем островом до 9 века». . [ 2 ]
Концепция национального королевства впервые была сформулирована в VII веке, но стала политической реальностью только в эпоху викингов , и даже тогда она не была последовательной. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Хотя степень контроля Верховных королей была разной, они никогда не управляли Ирландией как политически единым государством , поскольку Верховный король задумывался как повелитель, осуществляющий сюзеренитет над независимыми королевствами, находящимися под ним, и получающий дань от них. [ 6 ]
Священные Верховные Короли
[ редактировать ]Раннее ирландское королевство носило священный характер. [ 7 ] В некоторых ранних ирландских источниках Верховные короли могли получить свою власть через брак или сексуальные отношения с богиней суверенитета . Верховный король свободен от пороков, применяет символические буада (прерогативы) и избегает символических гейса ( табу ). [ 8 ]
Согласно правовым трактатам 7-го и 8-го веков, иерархия королевской власти и клиентства развивалась от ритуайтэ (короля одного мелкого королевства ) через руири ( ри, который руководил несколькими мелкими королевствами) до ри рюйреха ( rí , который был провинциальным правителем). (См . Ри .)
Каждый король правил непосредственно только в пределах своего маленького королевства и отвечал за обеспечение хорошего управления, применяя fír flaithemon (истину правителей). В его обязанности входил созыв энаха (народного собрания), сбор налогов, строительство общественных работ, внешние связи, оборона, принятие чрезвычайного законодательства, обеспечение соблюдения законов и обнародование судебных решений.
Земли в мелком королевстве принадлежали аллодально различным прекрасным ( родственным группам по мужской линии ) свободных людей. Король занимал вершину клиентской пирамиды внутри мелкого королевства. Эта пирамида развивалась от несвободного населения в ее основании до глав знатных особ, находящихся в непосредственной зависимости от короля. Таким образом, король был выбран из доминирующего штрафа внутри ценеля (более широкой родственной группы, охватывающей благородный штраф мелкого королевства).
Короли Ольстерского цикла являются королями в этом священном смысле, но очевидно, что старая концепция королевской власти сосуществовала рядом с христианством на протяжении нескольких поколений. Диармайт мак Сербайль , король Тары в середине VI века, возможно, был последним королем, «женившимся» на этой земле. Диармайт погиб от руки Аеда Дуба мак Суибни ; в некоторых отчетах следующего столетия говорится, что он умер мифической Тройной смертью, соответствующей сакральному королю. Адомнана » В « Житии рассказывается, как святой Колумба предсказал такую же смерть Аеду Дубу. В одном из поздних стихотворений говорится, что та же самая тройная смерть постигла предшественника Диармайта, Мюрхертаха Мак Эрке , и даже в обычно надежных «Анналах Ольстера» упоминается о смерти Мюрхертаха, когда он утонул в бочке с вином.
Вторым признаком того, что священное царствование не исчезло с приходом христианства, является предполагаемый судебный процесс между Конгалом Каехом , королем Улайдов , и Домналом мак Аэдо . Предположительно, Конгал был ослеплен на один глаз пчелами Домнала, отсюда и его прозвище Каех (полуслепой или косящий), эта травма сделала его несовершенным и неспособным оставаться Верховным королем. Вражду между Домналом и Конгалом можно более прозаично объяснить причиной соперничества между Уи Нейлом и королями Улайда, но то, что король должен был быть целым телом, по-видимому, было принято в то время.
Порядок наследования
[ редактировать ]Вопрос о наследовании в Ирландии довольно сложен из-за характера королевской власти в Ирландии до прихода к власти норманнов в 1171 году . Ирландия была разделена на множество королевств, причем одни короли время от времени подчинялись другим, а правила наследования (насколько они существовали) различались. Королям часто наследовали их сыновья, но часто другие ветви династии принимали участие – редко ясно, по соглашению или силой оружия. Списки царей и другие ранние источники мало что говорят о том, как и почему тот или иной человек стал королем.
Чтобы добавить неопределенности, генеалогии часто редактировались много поколений спустя, чтобы улучшить положение предка в королевстве или включить его в число более могущественных родственников. Неопределенная практика местной королевской власти вызывает аналогичные проблемы при интерпретации наследования высшей королевской власти.
Верховный король Ирландии был, по сути, церемониальным, псевдофедеральным сюзереном (где его сюзеренство даже признавалось), который осуществлял реальную власть только в пределах королевства, королем которого он был на самом деле. В случае южной ветви Уи-Нейла это было бы Королевство Мит (ныне графства Мит , Уэстмит и часть графства Дублин ). Верховные короли северной ветви правили различными королевствами на территории, которая в конечном итоге стала провинцией Ольстер.
В 1002 году верховный королевский сан Ирландии был отнят у Маэля Секнаилла II из южного Уи-Нейла Брайаном «Борума» Мак Сеннедигом из Королевства Мюнстер . Некоторые историки назвали это «узурпацией» престола. [ 9 ] Другие отмечали, что ни у кого не было строгого законного права на королевский сан. [ 6 ] и что Брайан «имел такое же право на высокий трон, как и любой Уи Нейл, и ... продемонстрировал способности, которых, к сожалению, не хватало большинству Уи Нейлов, предшествовавших ему». [ 10 ]
Брайан был убит в битве при Клонтарфе в 1014 году. Маэль Секнейл II был восстановлен в звании Верховного короля, но умер в 1022 году. [ 11 ] С 1022 года до захвата власти норманнами в 1171 году Верховный королевский сан находился вместе с «королями с оппозицией».
Раннехристианские верховные короли
[ редактировать ]Даже в то время, когда писались трактаты по праву, эти мелкие королевства были сметены вновь возникающими династиями динамичных правителей. Наиболее успешными из этих ранних династий были Уи Нейл (включающие потомков Ниалла из Девяти заложников , таких как Сенель-неогейн ), которые (как короли Тары ) завоевывали мелкие королевства, изгоняли их правителей и объединяли свои территории под властью. прямое правление своих расширяющихся родственников с пятого века.
Гэльский и иностранный [ нужна ссылка ] Языческие и христианские идеи смешались, чтобы сформировать новую идею ирландского королевства. Местная идея священного королевского сана была интегрирована с христианской идеей в церемонии коронации , отношения короля и верховного короля стали отношениями тигрны (господин) к королю, а империум ( суверенитет ) начал сливаться с доминиумом (владением).
Церковь была благосклонна к идее сильной политической власти. Его священнослужители разработали теорию высокого королевского сана Ирландии и написали трактаты, призывающие королей править, а не править. Взамен паручии (монашеские федерации) ирландской церкви получили королевское покровительство в виде святынь, строительных работ, земли и защиты.
Представление о верховном короле время от времени фиксировалось в различных анналах, например, в записи о смерти Маэля Сехнаилла мак Маэле Руанаида в 862 году в «Анналах Ольстера», в которой он указан как Ри Эренн Уиле (король всей Ирландии), титул, который его преемник Аед Финлиат, по-видимому, так и не получил. Неясно, какая политическая реальность стояла за этим названием. [ 12 ]
Позже Верховные Короли
[ редактировать ]К двенадцатому веку двойной процесс агломерации территории и консолидации королевской власти привел к тому, что горстка оставшихся провинциальных королей отказалась от традиционных королевских резиденций в пользу городов, наняв министров и губернаторов, получив советы от oireacht (органа благородных советников), председательствование в реформировании синодов и поддержание постоянных армий.
Ранняя королевская преемственность осуществлялась путем чередования побочных ветвей более широкой династии, но теперь преемственность ограничивалась серией преемственностей отца/сына, брата/брата и дяди/племянника в рамках небольшого королевского штрафа, отмеченного исключительной фамилией.
Эти компактные семьи ( Уи Бриайн из Мюнстера, Мейк Лохлайнн с Севера, Уи Кончубхайр из Коннахта) вступали в брак и соревновались друг с другом на национальной основе, так что накануне англо -нормандского вторжения 1169 года произошла агломерация/консолидация. процесс был завершен, и их провинциальные королевства были разделены, расчленены и преобразованы в феодальные владения, принадлежавшие (или восставшие против) одному из их числа, действовавшему в качестве короля Ирландии. [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]- История Ирландии
- Список верховных королей Ирландии
- Список ирландских королевств
- Списки ирландских королей
- Находить
Примечания
[ редактировать ]- ^ Даибхи О Кроинин , «Ирландия, 400–800», в Даибхи О Кроинин (ред.), Новая история Ирландии 1: Доисторическая и ранняя Ирландия , Oxford University Press , 2005, стр. 182–234.
- ^ Кох, Джон (2006). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 1663–1664.
- ^ Кох, Джон Т. (2006). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . АВС-КЛО. [ нужна страница ]
- ^ Роу, Гарри; Энн Дули (1999). Сказки старейшин Ирландии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780192839183 . [ нужна страница ]
- ^ Майкл Робертс; и др. (1957). Ранняя ирландская история и псевдоистория . Bowes & Bowes . Издательство Мичиганского университета [ нужна страница ]
- ^ Перейти обратно: а б Фрэнсис Джон Бирн, Ирландские короли и верховные короли , Лондон, 1973 г. : стр. 40–47.
- ^ Симмс, Кэтрин (2000). От королей к военачальникам: меняющаяся политическая структура гэльской Ирландии в позднем средневековье . Бойделл Пресс. п. 11.
- ^ Лафлин, Энни. «Гесси и Буада» . tairis.co.uk . Проверено 14 октября 2017 г.
- ^ Преподобный. Доктор Дж. Х. Тодд, Гэльская война в Галлии , Лондон, 1867 г.
- ↑ Роджер Чаттертон Ньюман, Брайан Бору, король Ирландии , Дублин, 1983 г.
- ^ «Маэль Секнаилл II, Верховный король Ирландии» . geni_family_tree .
- ^ «Анналы Ольстера» . Ucc.ie. Проверено 23 мая 2012 г.
- ^ «Жизнь после Брайана: верховная власть» . 4 марта 2014 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Лебор Захват Эренна
- Клан Геохеган. Архивировано 29 августа 2014 года в Wayback Machine.
- Джон Фрэнсис Бирн, 1973, Ирландские короли и верховные короли , Дублин
- Анналы четырех мастеров
- Джеффри Китинг , 1636 г., Форас Феаса в Ирландии.