Диармаит, сын Кербайла

Диармайт мак Сербайл (умер около 565 г. ) был королем Тары или верховным королем Ирландии . Согласно традициям, он был последним Верховным королем, соблюдавшим языческие ритуалы инаугурации, бан-фейса или бракосочетания с богиней земли . Последний Верховный король, соблюдавший древний языческий Фейс Темрах или Собрание Тары, которое проводилось в Самайне каждые три года для принятия или обновления законов, утверждения анналов и записей.
Хотя с Диармайтом связано множество более поздних историй, он был историческим правителем, и его потомки имели большое значение в средневековой Ирландии.
Источники
[ редактировать ]Считается, что самая ранняя из ирландских анналов , вошедших в состав утерянных « Хроник Ирландии», сохранилась как современная запись не позднее середины VII века и может быть гораздо старше, поскольку утверждается, что многие поздние Записи VI века выглядят как записи того времени. Существует общее мнение, что анналы в своих самых ранних современных записях в основном основаны на хронике, хранящейся в монастыре на Ионе , и что запись переместилась где-то в центральные районы Ирландии только около 740 года. Хотя, таким образом, возможно, что записи о временах Диармайта в анналах почти современны, более поздняя история анналов сложна и вызывает много споров, так что неясно, в какой степени сохранившиеся поздние анналы, такие как Анналы Ольстера и Анналы Тигернаха, точно воспроизводят более ранние записи.
Диармайт мак Сербайль был последним, кто держал сакральное царствование Тары. Он также имеет титул первого христианского верховного короля Ирландии. Двое из его сыновей носили специфически христианское имя Колман, происходящее от латинского Columbanus . Этот двойственный персонаж, а также тот факт, что он был прямым предком двух самых могущественных династий Южного Уи-Нейла , сделали его очевидной фигурой для саг и легенд. [ 2 ]
Потомки Найла
[ редактировать ]Диармайт был сыном Фергюса Серрбеля, сына Коналла Кремтенна , сына Ниалла из Девяти заложников . Однако в историчности Найла нет оснований сомневаться. Его потомки постоянно ссорились между собой, как и большинство ирландских династических семей, и у них не было причин выдумывать общее происхождение, поскольку, по единодушному свидетельству, верховное царствование Тары до дней Найла не было прерогативой какого-либо одного племени или семьи. Однако к концу пятого века ситуация уже была на пути к этому. Сыновья и внуки Найла заявили о своем намерении монополизировать его, исключив своих западных кузенов, отказавшись от племенного названия Коннахта и приняв династическое имя Уи Нейл , nepotes Néill . Будучи правнуком Найла, Диармайт и его потомки причислялись к Уи Нейл, что означает «потомки Найла». [ 3 ]
Двумя великими южными династиями Уи-Нейла в Мидленде были Сил наедо Слейн (Семя Аэдо из Слейна), короли Бреги на востоке, и клан Кольмайн Майр (Дети Кольмана Великого) в Миде с центром в сердце современного Уэстмит. Первые более заметны в седьмом веке, но после смерти Кинаеда мак Иргалаига в 728 году все верховные короли Южного Уи Нейла происходят из клана Колмайн, за исключением короткого периода между 944 и 956 годами, когда король Ноута Конгалак Кногба восстановил верховную власть линии Брега. [ 4 ]
Примечательно, что Сил наедо Слейн и Клан Кольмайн ведут свое начало не непосредственно от Найалла Нойгиаллаха, а от его правнука Диармайта мак Сербайла. Летописи датируют правление Диармайта как верховного короля примерно периодом с 544 по 565 год. Мелкие короли Уи-Нейл из Сенела-н-Ардгайла вели свою родословную от дяди Диармайта, но так и не завоевали верховный королевский сан. Помимо Кольмана Мара и Аеда Слейна, у Диармайта был третий сын Кольмейн Бек, чьи потомки, династия Кайле Фолламайна, управляли территорией, соответствующей баронствам Форе, между Миде и Брегой. [ 5 ]
Непосредственное происхождение Диармайта неясно и может вызвать некоторые подозрения. Несмотря на его отчество (латинизированное Адомнаном как filius Cerbulis ), генеалогическая традиция гласит, что его отца звали Фергус по прозвищу Церрбел или «кривой рот». Его дедушку Коналла, сына Найла, звали Кремтэйнн (возможно, обозначая воспитание среди Уи Кремтэйнн Аирджиаллы), чтобы отличать его от его брата Коналла Гулбана, предка Сенела Конайла. Привычка давать одно и то же имя разным сыновьям оставалась распространенной среди плодовитых ирландских принцев до шестнадцатого века. [ 5 ]
Царствование
[ редактировать ]В «Анналах Тигернаха» записано, что Диармайт праздновал праздник Тары, свою инаугурацию на посту короля, в 558 или 560 году. Предыдущим королем Тары, согласно самым ранним спискам, был Оенгарб, эпитет, означающий «чрезвычайно грубый», предположительно относящийся к Родственник Диармайта Туатал Маелгарб . За инаугурацией последовало «на удивление неблагоприятное правление для столь знаменитого короля». [ 6 ]
Диармайт потерпел поражение в битве при Кул-Дреймне (недалеко от Бен-Бульбена в современном графстве Слайго ) в 560 или 561 году. Это была «Битва книг», предположительно результат решения Диармайта в споре между Колумбой и Финнианом из Мовилля . Говорят, что Колумба тайно скопировал книгу, принадлежавшую Финниану, и вопрос о праве собственности на копию должен был быть решен Диармайтом, который вынес решение в пользу Финниана, сказав, как сообщается, «[для каждой коровы свой теленок и каждая книга — ее копия». Колумба искал поддержки у своих родственников из Сенела Конайля и Сенеля нЭогейна северного Уи-Нейла, которые вступили в войну с Диармайтом. Это поздняя традиция, и летописные отчеты утверждают, что битва произошла из-за убийства Диармайтом Диармайтом Курнанским, сыном Аеда мак Эхаха (ум. 575), короля Коннахта , который находился под защитой Колумбы. [ 7 ]
После этого поражения Диармайт проиграл битву при Куил-Уинсене Аэду мак-Бренайну, королю Тетбаи в Ленстере . Диармайт не сыграл никакой роли в великой победе Уи-Нейла над Крутинами при Мон-Дайре-Лотайре в 563 году. Он был убит в 565 году, вероятно, в Райт-Беке в Маг-Лине (Мойлинни, недалеко от Ларна ) в Ольстере Аэдом Дубом мак Суибни , королем Доказательство. [ 8 ]
По мнению более поздних ирландских историков, за Диармайтом на посту короля Тары следовали Домналл Ильчегальх и Форгусс, сыновья Мюрхертаха мак Эркаэ из Сенела Неогейна. Более современные источники предполагают, что королевство Тары практически исчезло через несколько лет после смерти Диармайта, и что только во времена Домнала мак Аэдо или, возможно, Фиахны мак Баэтайна , Верховный король Ирландии снова появился. [ 9 ]
Святые и друиды
[ редактировать ]Адомнан Ионский , написавший менее чем через 150 лет после смерти Диармайта, описывает его как «назначенного волей Бога королем всей Ирландии». Учитывая, что в анналах говорится, что Диармайт праздновал праздник Тары, языческую церемонию инаугурации, слова Адомнана отражают его взгляд на царствование, а не реальность жизни Диармаита. [ 10 ] В большинстве традиций Диармайт изображается конфликтующим со святыми и святыми людьми, особенно с Колумбой. Более поздний поэт сказал Диармайту: «Горе тому, кто борется с духовенством церквей». [ 11 ]
Стихотворение Mairg thochras fri cléirchib cell («Горе тому, кто борется с духовенством церквей») в Ленстерской книге приписывается Диармайту. [ 12 ]
Пророческая смерть Диармаита
[ редактировать ]Сверхъестественные черты правления Диармайта не ограничиваются произведениями в прозе и стихах или житиями святых. Даже в ирландских анналах есть упоминание о оградах друидов , построенных во время битвы при Кул Дреймне. Однако главной темой для более поздних писателей и поэтов была не жизнь Диармайта, а его смерть.
сообщает Диармайту, Бек Мак Де что Аед Дуб , приемный сын Диармайт, будет его убийцей. Соответственно, Диармайт изгоняет Аеда Дуба. [ 13 ] Святой Руадан предсказывает, что Диармайт будет убит балкой крыши своего дворца в Таре. Диармайт бросил бревно в море. Затем Диармайт просит своих друидов найти способ его смерти, и они предсказывают, что он умрет тройной смертью : резней, утоплением и сожжением (или еще раз: «железом, водой и огнем»), [ 14 ] и что знаками его смерти будут рубашка, выращенная из одного семени льна, мантия из шерсти одной овцы, пиво, сваренное из одного семени кукурузы, и сало от свиньи, которая никогда не опоросилась. Путешествуя по Ирландии, Диармайт приходит в зал Банбана в Райт-Беке, и там происходит судьба, о которой его предупреждали. Диармайд умирает тройной смертью: балка крыши Тары была извлечена из моря Банбаном и установлена в его зале, рубашка, мантия, эль и бекон должным образом изготовлены для Диармайта. Диармайт собирается покинуть зал Банбана, но Аед Дуб, ожидающий у двери, сбивает его с ног и поджигает зал. Диармайт заползает в чан с элем, чтобы спастись от огня, и его убивает падающая балка крыши. Таким образом, все пророчества исполняются. [ 15 ]
Когда король послал людей арестовать Аэда, Святой Ронан спрятал его, и поэтому Диармуид приказал арестовать Ронана и судить вместо него. За этот поступок он был осужден духовенством, а сам Ронан произнес знаменитое проклятие: «Пустынная Тара навеки!» Вскоре после этого Тара была заброшена, так и не достигнув своего былого великолепия... [жена Диармуида] имела роман с Фланном, поэтому Диармуид сжег крепость Фланна над своей головой. Тяжело раненный, Фланн попытался спастись от огня, заползая в чан с водой, где и утонул... Бек Мак Де [друид-советник Диармуида] предсказал, что Диармуид будет убит родственником Фланна, Аэдом Дубхом, в доме Банбана... Способом его смерти будет резня, сожжение, утопление и падение конька крыши на его голову... Пророчество казалось настолько маловероятным, что Диармуид пренебрег им, даже когда Банбан пригласил его на пир.. Аэд Дубх был там и пронзил Верховного короля своим копьем. Раненый, Диармуид убежал обратно в дом. Люди Аэда Дубха подожгли его. Пытаясь спастись от пламени, Диармуид забрался в чан с элем. Горящий столб конька упал ему на голову. Пророчество исполнилось (Эллис, 84).
Оба элемента, которые обсуждает Эванс, присутствуют в истории смерти Диармуида. В этой истории есть пророчество о тройной смерти еще до ее наступления. Фактически, смерть Диармуида предсказана тремя разными мужчинами в оригинальной истории. Диармуид также явно нарушил две из трех функций. Он грешит против святости священнического служения, судя святого Ронана . За это преступление Ронан проклинает трон Тары . Диармуид также убивает Фланна, что является нарушением функции воина. Диармуид наказан за свои проступки тройственной смертью.
Подобные истории рассказывают о Мюрхертахе мак Эрке и Адомнане, а записи о том, что Колумба предсказал аналогичную смерть от ранения, падения и утопления, для Аэда Дуба. [ 16 ] В кельтской мифологии есть ряд историй, которые явно сформированы тройственными функциями протоиндоевропейцев. Тема тройной смерти встречается в нескольких местах средневековых кельтских источников. Тройная смерть Аэда связана с другой историей тройной смерти, которая происходит из Жития святого Колумбы ( Vita Columbae ):
Аэд по прозвищу Черный, происходил из королевской семьи и был крутинианцем по расе. Аед носил священническое облачение и приехал с целью прожить с ним в монастыре несколько лет. Этот Аэд Черный был очень кровожадным человеком и жестоко убил многих людей, в том числе Диармуида, сына Кербула, по божественному назначению короля всего. Этот же Аэд затем, проведя некоторое время в отставке, был нерегулярно рукоположен в священники епископом, приглашенным для этой цели... Епископ, однако, не осмелился бы возложить руку на его голову, если бы Финдчан, который был очень привязан к нему, не осмелился бы возложить руку на его голову. Аэду плотским образом следует сначала положить правую руку на голову в знак одобрения. Когда впоследствии святому стало известно о таком посвящении, он был глубоко опечален и в результате немедленно вынес этот страшный приговор злополучным Финдчану и Аэду... И Аэд, таким образом неправильно рукоположенный, вернется, как собака на свою блевотину. и снова станет кровавым убийцей, пока, наконец, пронзенный копьем в шею, он не упадет с дерева в воду и не утонет... Но Аэд Черный, священник только по названию, снова отправился в прежние свои злодеяния и будучи предательски ранен копьем, упал с носа лодки в озеро и утонул. [ 17 ]
Эта история тройной смерти соответствует элементам, которые Эванс находит во множестве подобных историй. Во всех этих историях предсказана тройная смерть. Здесь святой Колумба предсказывает тройную смерть Аэда. В то же время пророчество Колумбы — это проклятие или наказание, которое он накладывает на Аэда за его грехи. Это приводит к следующему элементу, часто встречающемуся во многих историях о «тройной смерти», — грехам воина. По мнению Дюмезиля, воин часто грешит против каждой из функций. [ 18 ] Он наказан за каждый грех, наказанием, соответствующим его преступлению. В этом отрывке из Жития святого Колумбы упоминаются три конкретных греха. Аед богохульствует, будучи рукоположен в священники вне Церкви . Это грех против жреческой функции индоевропейского общества. Второй грех Аэда — убийство; он убил множество людей, в первую очередь короля Диармуида. Это грех против функции воина. Последний грех Аэда - против продуктивной/плодородной функции в индоевропейском обществе: он переспал с другим мужчиной - поступок, который по своей природе бесплоден. Это снова мифическая тройная смерть, которая, вероятно, означает, что существовало какое-то традиционное повествование об Аэде Дубе. Из рассказа Адомнана можно предположить, что Аед был свергнут или отрекся от престола и провел время в Британии в монастыре , прежде чем, предположительно, вернуться в Ольстер, чтобы попытаться вернуть себе трон. Сообщение о смерти Аэда Дуба в « Анналах Ольстера» за 588 год — «Анналы Тигернаха» относят его к 579 году — может содержать некоторые следы этого, поскольку сообщает об убийстве Аеда на борту корабля. Предполагается, что это произошло Небесное озеро .
Потомки
[ редактировать ]- Сил Наедо Слейн из Аэда Слейна
- Клан Кольмайн из Кольмана Мара
- Кайле Фолламейн из Кольмана Бека
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стоукс, Книга Лисмора , стр. 276. Требуется ссылка для идентификации.
- ^ Бирн, с. 104
- ^ Бирн, Ирландские короли , с. 71.
- ^ Бирн, Ирландские короли , с. 87.
- ^ Jump up to: а б Бирн, «Ирландские короли» , с. 90.
- ^ Бирн, с. 94.
- ^ Бирн, с. 95. Недавняя работа о битве — Брайан Лейси, «Битва при Кул-Дреймне – переоценка» в Журнале Королевского общества антикваров Ирландии , том 133 (2003).
- ^ Бирн, с. 95.
- ^ Бирн, стр. 104–105 и 276–277.
- ^ Адомнан, I, 36 и примечание редактора 157; Бирн, с. 97.
- ^ Бирн, стр. 95–96. Стихотворение находится в Книге Ленстера и доступно здесь , в CELT. Перевода на данный момент нет.
- ^ Бирн, с. 96.
- ↑ Адомнан, I, 36 лет, помещает изгнание Аеда после убийства Диармайта.
- ^ П.-Ю. Ламберт, 2012, с. 351, [1] .
- ^ Бирн, стр. 97–99.
- ^ Бирн, стр. 99–100; Адомнан, I, 36 лет; Из Кронина, стр. 64–65.
- ^ Колумба, И. 29. Получено с https://archive.org/stream/lifeofsaintcolum00adamuoft/lifeofsaintcolum00adamuoft_djvu.txt 24 декабря 2008 г.
- ^ Мэллори, Дж. П., Адамс, Дуглас К., Энциклопедия индоевропейской культуры, стр. 635
Библиография
[ редактировать ]- Бхритнах, Эдель (2005), « Níell cáich úa Néill naschtar geill : Политический контекст Байлечунна Четчатейга », в Бхритнах, Эдель (редактор), Царство и ландшафт Тары , Дублин: Four Courts Press, стр. 49–68, ISBN 1-85182-954-7
- Бирн, Фрэнсис Джон (2001), ирландские короли и верховные короли (2-е изд.), Дублин: Four Courts Press, ISBN 1-85182-196-1
- Бирн, Пол (2005), «Диармайт Мак Сербейл», в Даффи, Шон (редактор), Средневековая Ирландия: Энциклопедия , Нью-Йорк: Routledge, стр. 125–127, ISBN 0-415-94052-4
- Чарльз-Эдвардс, ТМ (2006), Хроники Ирландии , Переводные тексты для историков, том. 44, Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета, ISBN 0-85323-959-2
- Чарльз-Эдвардс, TM (2004), «Диармайт Мак Сербайл ( ум . 565)», Оксфордский национальный биографический словарь , Оксфорд: Oxford University Press , получено 6 марта 2008 г.
- Чарльз-Эдвардс, TM (2000), Ранняя христианская Ирландия , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN 0-521-36395-0
- Коннон, Энн (2005), «Просопография II: Просопография ранних цариц Тары», в Бхритнахе, Эдель (ред.), Царство и ландшафт Тары , Дублин: Four Courts Press, стр. 225–327, ISBN 1-85182-954-7
- Де Паор, Лиам (1997), Ирландия и ранняя Европа: очерки и отдельные статьи об искусстве и культуре , Дублин: Four Courts Press, ISBN 1-85182-298-4
- Хьюз, Кэтлин (2005), «Церковь в ирландском обществе, 400–800», в О Кроинин, Даибхи (ред.), Доисторическая и ранняя Ирландия , Новая история Ирландии, том. Я, Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, стр. 301–330, ISBN 0-19-922665-2
- Лейси, Брайан (2006), Сенел Конай и королевства Донегол, 500–800 гг. Н. Э. , Дублин: Four Courts Press, ISBN 1-85182-978-4
- МакКиллоп, Джеймс (1998), Оксфордский словарь кельтской мифологии , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN 0-19-860967-1
- МакНикоалл, Gearóid (1972), Ирландия до викингов , История Ирландии Гилла, том. 1, Дублин: Гилл и Макмиллан, ISBN. 0-7171-0558-Х
- Мак Самхран, Айлбхе; 2005) , Бирн Пол ( . 159–224, ISBN 1-85182-954-7
- Мак Шамхрейн, Айлбхе (2000), « Nebulae discutiuntur ? Возникновение клана Колмайн, шестой – восьмой века», в Смите, Альфреде П. (редактор), Seanchas. Исследования ранней и средневековой ирландской археологии, истории и литературы в честь Фрэнсиса Дж. Бирна , Дублин: Four Courts Press, стр. 83–97, ISBN 1-85182-489-8
- Ó Кроинин, Дайви (1995), Раннесредневековая Ирландия: 400–1200 , Лондон: Лонгман, ISBN 0-582-01565-0
- О Кроинин, Даибхи (2005), «Ирландия 400–800», в О Кроинин, Даибхи (редактор), Доисторическая и ранняя Ирландия , Новая история Ирландии, том. Я, Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, стр. 182–234, ISBN 0-19-922665-2
- Шарп, Ричард (1995), Адомнан Ионский: Жизнь святого Колумбы , Хармондсворт: Пингвин, ISBN 0-14-044462-9
- Стоукс, Уитли (1890), Жития святых, из Книги Лисмора , Оксфорд: Clarendon Press
- Уайли, Дэн М. (2005), «Аидеда», в Даффи, Шон (редактор), Средневековая Ирландия: Энциклопедия , Нью-Йорк: Routledge, стр. 10–11, ISBN 0-415-94052-4
- Уайли, Дэн М. (2004), «Aided Díarmata meic Cerbaill (Книга Уи Мэна)», «Циклы королей » , заархивировано из оригинала 2 сентября 2006 г. , получено 2 марта 2007 г.
- Уайли, Дэн М. (2004), «Aided Díarmata meic Cerbaill (Книга Лисмора)», The Cycles of the Kings , заархивировано из оригинала 2 сентября 2006 г. , получено 2 марта 2007 г.
- Уайли, Дэн М. (2004), «Comlond Díarmata meic Cerbaill fri Rúadán», The Cycles of the Kings , заархивировано из оригинала 2 сентября 2006 г. , получено 2 марта 2007 г.
- Уайли, Дэн М. (2004), «Orgguin Trí Mac Díarmata mic Cerbaill», The Cycles of the Kings , заархивировано из оригинала 2 сентября 2006 г. , получено 2 марта 2007 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- CELT: Корпус электронных текстов Университетского колледжа Корка . Корпус электронных текстов включает в себя « Анналы Ольстера» и «Четырех мастеров» , Chronicon Scotorum и Ленстерскую книгу, а также генеалогии и жития различных святых. Большинство из них переведены на английский язык или переводы находятся в стадии разработки.
- Пересмотренное издание синхронизмов Маккарти в Тринити-колледже Дублина .
- Смерть Дермота в древних текстах .