Медб
Медб | |
---|---|
Ольстерского цикла Персонаж | |
![]() Королева Маев, Джей Си Лейендекер | |
Информация во вселенной | |
Занятие | Королева |
Супруг | Айлиль, сын Маты |
Национальность | ирландский |
Медб ( Древнеирландский: [mʲeðv] ), позже написанный Meadhbh ( Среднеирландский: [mʲɛɣv] ), Méabh ( а ) ( Ирландский: [ˈmʲeːw(ə)] ) и Méibh ( Ирландский: [mʲeːvʲ] ), [ 1 ] и часто англизированная как Мейв ( / m eɪ v / MAYV , королева Коннахта ) в Ольстерском цикле ирландской мифологии . Ее мужем в основных рассказах цикла является Айлилл мак Мата , хотя до него у нее было несколько мужей, которые также были королями Коннахта . Она правит из Круачана (ныне Раткроган , графство Роскоммон ). Она является врагом (и бывшей женой) Конхобара мак Нессы , короля Ольстера , и наиболее известна тем, что начала Táin Bó Cúailnge («Набег крупного рогатого скота на Куали») с целью украсть призового быка-производителя Ольстера Донна Куальнге .
Медб — волевая, амбициозная, хитрая и распутная женщина, архетипическая королева-воительница. [ 2 ] Некоторые полагают, что она является проявлением богини суверенитета . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Медб из Коннахта, вероятно, идентична Медб Летдерг , богине владычества Тары . [ 4 ]
Имя
[ редактировать ]На староирландском ее имя Медб ; на среднеирландском — Meḋḃ ; в раннем современном ирландском языке Meadhbh или Meaḋḃ ; и в современном ирландском Méabh ( a ) или Méibh . Обычно считается, что это имя происходит от протокельтского *medu- (« мед ») или *medua («опьяняющий»), поэтому значение ее имени интерпретируется как «медовница» или «та, которая опьяняет». . [ 6 ] Считается, что это отражает ее роль богини суверенитета. В древней и средневековой Ирландии распитие медовухи было ключевой частью церемонии инаугурации короля. В мифе сверхъестественная женщина, олицетворяющая суверенитет страны, выбирает короля, предлагая ему алкогольный напиток, тем самым даруя ему суверенитет. [ 7 ] Однако предполагается также, что название происходит от протокельтского * medwa («правитель»). [ 6 ]
Имя было англизировано как Maeve , Maev , Mave или Maiv . В Ирландии есть несколько топонимов, содержащих название Медб. По словам Кей Мур из Ольстерского общества топонимов, некоторые из этих имен предполагают, что Медб также была богиней земли и плодородия. К ним относятся Баллипитмейв ( Байле Пхите Меабха , « городок Медба вульвы ») в графстве Антрим и Савел Питмейв ( Самхаил Пхит Меабха , «сходство с вульвой Медба»). [ 6 ] в графстве Тайрон , как на севере Ольстера . Другие топонимы включают Пирамиду Мейв в графстве Слайго , Барнававе ( Беарна Меабха , «разрыв Медба»). [ 8 ] в графстве Лаут , Бовева ( Медба ») « хижины [ 9 ] в графстве Лондондерри , Нокмаа ( Cnoc Meá , «холм Медба») в графстве Голуэй , Месканмаве ( Meiscán Méabha , «комок Медба») [ 10 ] в графстве Донегол , Миллин Мева ( « холм Медба») [ 11 ] в Раткрогане в графстве Роскоммон и Рат Миве в Таре в графстве Мит .
Описание
[ редактировать ]Медб описывается как светловолосая волчья королева, чья форма была настолько красивой, что, увидев ее, лишала людей двух третей доблести. [ 12 ]
Браки и приход к власти
[ редактировать ]О том, как Медб пришел к власти в Коннахте и женился на Айлиле мак Мате, рассказывается в сказке Кэт Бойнде («Битва при Бойне»), также известной как Ферчуитред Медба («Мужская доля Медба»). [ 13 ] Ее отец, Эохайд Фейдлех , Верховный король Ирландии , выдал ее замуж за Конхобара мак Нессу , короля Ольстера, потому что он убил в бою предполагаемого отца Конхобара, бывшего Верховного короля Фахтну Фатхах . У них родился сын Глэйн, но брак оказался неудачным, и она ушла от него. Эохайд подарил Конхобару еще одну из своих дочерей, Эитну (или Клотру), [ 14 ] но Медб убил ее, когда она была беременна; ее сын Фурбайде родился путем посмертного кесарева сечения .
Эохайд сверг тогдашнего короля Коннахта Тинни мак Конри и поставил на его место Медба. Однако Тинни вернул себе долю трона, когда позже они с Медбом стали любовниками. Конхобар изнасиловал Медба после собрания в Таре , и между Верховным королем и Ольстером началась война. Тинни вызвал Конхобара на единоборство и проиграл. Эохайд Дала из Фир Домнанна , который был соперником Тинни за королевский сан, защищал армию Коннахта при ее отступлении и стал следующим мужем Медба и королем Коннахта. Медб потребовала, чтобы ее муж соответствовал ее трем критериям: чтобы он не испытывал страха, подлости и ревности. Последнее было особенно важно, так как у нее было много любовников. Будучи замужем за Эохайдом Дала, она взяла в любовники Айлиля мак Мату, начальника своей охраны. Эохайд обнаружил это дело, вызвал Эйлиля на единоборство и проиграл. Затем Айлилл женился на Медбе и стал королем Коннахта.
7 сыновей Медба
[ редактировать ]
У Медба и Эйлиля было семь сыновей, всех по имени Мейн. Изначально у всех них были другие имена, но когда Медб спросила друида, кто из ее сыновей убьет Конхобара, он ответил: «Мэн». У нее не было сына по имени Мэн, поэтому она переименовала всех своих сыновей следующим образом:
- Федлимид стал Мэном Атрамайлом («как и его отец»).
- Кайрбре стал Мэн Матрамаил («как и его мать»).
- Эохайд стал Мэн Андоэ («быстрый») и был также известен как Цич-Мэн Андоэ или Цичмуйне. [ 15 ]
- Фергюс стал Мэн Тай («безмолвный»).
- Сет стал Мэн Моргор («высокого долга»).
- Грех стал Мэн Милскотач («медовая речь»).
- Дайре стал Мэн Моепирт («не поддающийся описанию»).
Пророчество исполнилось, когда Мэн Андоэ убил Конхобара, сына Артура, сына Бруида, а не Конхобара, сына Фахтны. Фатхах, как предположил Медб, имел в виду друид. [ 13 ]
2 дочери Медба
[ редактировать ]У Медба и Айлиля также была дочь Финдабаир. [ 16 ] и еще одна дочь по имени Каиннер или Каиннер Дирг (Красный Каиннер), которая была жестоко убита копьем в Тайн Бо Флидаис . [ 17 ] [ 18 ]
Набег скота на Кули
[ редактировать ]Медб настояла на том, чтобы она была равна богатству со своим мужем, и начала набег на скот в Кули, когда обнаружила, что Эйлилл был на одного могущественного племенного быка богаче ее. Она обнаружила, что единственным соперником быка Айлиля, Финнбеннаха , был Донн Куальнге , принадлежавший Дайре мак Фиахне , вассалу Конхобара. Она отправила гонцов в Дайре, предлагая богатство, землю и сексуальные услуги в обмен на быка взаймы, и Дайре сначала согласился. Но когда пьяный гонец заявил, что, если бы он не согласился, быка взяли бы силой, Дайре отозвал свое согласие, и Медб приготовился к войне.
Была собрана армия, включающая контингенты со всей Ирландии. Одной из них была группа изгнанников из Ольстера во главе с бывшим сыном Конхобара Кормаком Кондом Лонгасом и его приемным отцом Фергусом мак Ройхом , бывшим королем Ольстера и одним из любовников Медба. Сообщается, что, чтобы удовлетворить ее, или однажды Фергюса, потребовалось тридцать мужчин. [ 19 ] Отношения Медба с Фергусом упоминаются в раннем стихотворении Conailla Medb míchuru («Медб заключил злые контракты») Луккрета Мокку Кьяры (ок. 600 г.); в нем утверждается, что Медб ошибочно соблазнил Фергюса выступить против Ольстера, «потому что он предпочитал ягодицы женщины своему народу». [ 20 ]
Из-за божественного проклятия ольстерцев вторжению противостоял только герой-подросток Ольстера Кухулин , который задержал продвижение армии, потребовав единоборства на бродах. Медб и Айлилл выдали свою дочь Финдабаир замуж за нескольких героев в качестве платы за битву с Кухулином, но все они потерпели поражение. Тем не менее, Медб обеспечил быка. Однако после финальной битвы с собранной армией Конхобара она была вынуждена отступить. Донн Куальнге был доставлен обратно в Круачан, где он сражался с быком Айлиля, Финнбеннахом, убив его, но скончавшись от ран.
Кроме того, на протяжении «Тайн Бо Куайнге» Медб несколько раз встречается с Кухулином, в ходе которых он убивает либо ее питомцев, либо служанок, а место, в котором они были убиты, затем названо в их честь, что иллюстрирует важность ландшафта в тексте «Тайн Бо Куайнге». . Примеры этого происходят, когда Кухулин «кинул камень и убил домашнего горностая, сидевшего на плече Медба у ее шеи, к югу от брода. Отсюда и имя Мейт Тогмайл, Горностайная шея». [ 21 ] и когда он убивает служанку Медба: «Он швырнул в нее камень с высоты Куинку и убил ее на ровном месте, носящем ее имя, Рид Лоча, Уровень Лочи, в Куалинге». [ 21 ] Поведение Медб еще раз иллюстрирует важность ландшафта, когда она делает все возможное, чтобы навсегда изменить его, чтобы показать свое презрение к Ольстеру. «Она предпочла пересечь гору, оставив след, который навсегда покажет ее презрение к Ольстеру… чтобы пройти через перевал куалингского скота». [ 22 ]
Спустя годы
[ редактировать ]Из ревности к его роману с Медбом Эйлилл убил Фергуса. [ 23 ] В преклонном возрасте, после смерти Конхобара, ольстерский герой Коналл Сернак погостил у Айлиля и Медба, поскольку они были единственной семьей, способной поддержать его. Медб поручил ему присматривать за Эйлиль, которая встречалась с другими женщинами. Найдя Айлиля на месте преступления , она приказала Коналлу убить его, что он был рад сделать в отместку за Фергюса. Однако умирающий Айлилл послал за ним своих людей, и он был убит при попытке к бегству. [ 19 ]
Смерть
[ редактировать ]В более поздние годы Медб часто ходила купаться в бассейн на Инчклероне (Inis Cloithreann), острове на Лох-Ри , недалеко от Ноккрогери . Фурбайде стремился отомстить за смерть своей матери. Он взял веревку, измерил расстояние между бассейном и берегом и потренировался с пращой, пока не смог с этого расстояния попасть в яблоко на колышке высотой с Медба. В следующий раз, когда он увидел купающуюся Медб, он применил свою практику с пользой и убил ее куском сыра. На трон Коннахта ей наследовал ее сын Мэн Атрамейл. [ 14 ]

Согласно легенде, Медб похоронен в Миосган Медбх , каменной пирамиде высотой 40 футов (12 м) на вершине Нокнарея ( Cnoc na Ré по- ирландски ) в графстве Слайго . Предположительно, она похоронена вертикально лицом к своим врагам в Ольстере. Ее дом в Раткрогане , графство Роскоммон, также является потенциальным местом захоронения, причем наиболее вероятным местом считается длинная низкая плита под названием «Мисгаун Медб».
Интерпретации
[ редактировать ]Томас О Майлль был первым, кто в 1928 году предположил, что Медб, вероятно, является аллегорической фигурой, олицетворяющей суверенитет Коннахта. [ 24 ] [ 25 ] «На которой король ритуально женился бы во время своей инаугурации». [ 26 ] Медб Летдерг , выполняющий аналогичную функцию в Таре , вероятно, идентичен или является источником вдохновения для этого Медб. [ 27 ] [ 28 ] Говорят, что ее имя означает «та, которая опьяняет» и родственно английскому слову « мед »; вполне вероятно, что священная церемония бракосочетания между королем и богиней включала в себя совместное выпивку. Спор Медб о «разговоре о подушках» со своим супругом содержит намеки на матрилинейность , как и то, что Айлилл взял свое имя в честь своей матери Маты Муириск. [ 29 ] Недавно ирландские и ирландско-американские поэты исследовали Медб как образ женской силы, включая сексуальность, как, например, в «Лабхранн Медб» («Медб говорит») ирландской поэтессы Нуалы Ни Домнайл . [ 30 ] и «Опьянение» ирландско-американской поэтессы Патрисии Монаган . [ 31 ]
Название «Коннахт» является очевидным анахронизмом: истории Ольстерского цикла традиционно разворачиваются во времена Христа, но говорят, что Коннахта , в честь которого названа провинция, были потомками Конна Кетчатаха , который, как предполагается, жить несколькими столетиями позже. В более поздних историях используется название Cóiced Ol nEchmacht как более раннее название провинции Коннахт, чтобы обойти эту проблему. Но хронология ранней ирландской исторической традиции — это искусственная попытка христианских монахов синхронизировать местные традиции с классической и библейской историей, и вполне возможно, что этот цикл был хронологически неуместен. [ 32 ]
См. также
[ редактировать ]- Мейв (ирландское имя)
- Ирландская мифология в популярной культуре
- Семирамида , еще одна мифологическая женщина-правительница.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уа Лаогэр, Питер (1915). Тайн Бо Куальнге . п. 2.
- ^ Фрейзер, Антония (1990). Королевы-воины . Canada Ltd, 20801 John Street, Markham, Ontario L3R 1B4: Penguin Books: Книги Penguin. стр. 15, 16, 17. ISBN. 0-1400-8517-3 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Оган, Даит. Миф, легенда и романтика: энциклопедия ирландской народной традиции . Prentice Hall Press, 1991. стр. 294–295
- ^ Перейти обратно: а б Монаган, Патрисия. Энциклопедия кельтской мифологии и фольклора . Издательство «Информационная база», 2004. стр.319.
- ^ Кох, Джон Т. Кельтская культура: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО, 2006. стр.1282.
- ^ Перейти обратно: а б с Ирслингер, Бритта. « Медб 'опьяняющий'? (Ре)конструируя прошлое посредством этимологии ». Улидия 4: Материалы Четвертой Международной конференции по Ольстерскому циклу сказок , 2013.
- ^ Монаган, Патрисия. Богини в мировой культуре . ABC-CLIO, 2011. стр. 226–227.
- ^ Барнавав/Барнавав . База данных географических названий Ирландии .
- ^ Бовеваг . Топонимы Н.И.
- ^ Смесь Меабхи . База данных географических названий Ирландии .
- ^ Миллин Мева/Миллин Мева . База данных географических названий Ирландии .
- ^ Метрический Dindsenchas "Fert Medba", стихотворение 128.
- ^ Перейти обратно: а б « Битва при Бойнде » , тр. Джозеф О'Нил , Эриу 2 (1905) 173–185. [1] Архивировано 26 декабря 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б Вернам Халл, « Aided Meidbe : The Violent Death of Medb». Архивировано 29 ноября 2013 года в Wayback Machine , Speculum vol. 13, выпуск 1, январь 1938 г., стр. 52–61.
- ^ «Кельтское обозрение» . Париж. 1870.
- ^ А.Х. Лихи (ред. и пер.), " Tain Bo Fraech ". Архивировано 30 декабря 2013 г. в Wayback Machine , Heroic Romances of Ireland vol. II, 1906 г.
- ^ Руа, Кенни (2023). Острие . Великобритания: Амазонка. п. 75. ИСБН 9798397900447 .
- ^ «Táin Bó Flidhais» , Arc.Ask3.Ru , 27 октября 2020 г. , дата обращения 5 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Куно Мейер , «Забота о Коналле Сернаке и смерти Эйлиля и Коналла Сернака», Zeitschrift für celtische Philologie vol. 1, 1897, стр. 102–111
- ^ Тристрам, Хильдегард LC (1 января 1998 г.). Новые методы эпического исследования . Гюнтер Нарр Верлаг. ISBN 9783823354178 – через Google Книги.
- ^ Перейти обратно: а б Карсон, Кьяран. «Партизанская тактика». Тайн. Нью-Йорк: Penguin Group, 2007. 56–58. Распечатать.
- ^ Карсон, Кьяран. «Партизанская тактика». Тайн. Нью-Йорк: Penguin Group, 2007. 59–60. Распечатать.
- ↑ Куно Мейер, «Смерть Фергюса Мак Ройха». Архивировано 22 августа 2010 года в Wayback Machine , «Смертельные истории героев Ольстера» .
- ^ Кэри, Джон, «Медб Хруахна», в Ирландском биографическом словаре , опубликовано в октябре 2009 г., последняя редакция - в апреле 2021 г.
- ^ T. Ó Máille, "Medb Cruachna", Zeitschrift für celtische Philologie , XVII (1928), стр. 129–46
- ^ Мелроуз, Робин (2011). Друиды и король Артур: новый взгляд на раннюю Британию . МакФарланд. п. 52. ИСБН 9780786460052 . Проверено 20 февраля 2022 г.
- ^ Бирн, Фрэнсис Джон, ирландские короли и верховные короли . Four Courts Press, Дублин. 2-е издание, 2001 г.
- ^ TF О'Рахилли: Ранняя ирландская история и мифология , Дублин, 1946 г. - цитируется в Thomas Kinsella: THE TAIN Dolmen Press, Дублин, 1969/1986 г. ISBN 0-85105-178-2
- ^ Декстер, Мириам Роббинс. «Коричневый бык Кули и матрилинии в кельтской Ирландии» в книге «Из царства предков: очерки в честь Марии Гимбутас»: 218–236. Джоан Марлер, изд. Манчестер, Коннектикут: идеи и тенденции знаний, 1997.
- ^ Ни Домнайл, Нуала, "Рогха Данта/Избранные стихи", Raven Arts Press, 1988
- ^ Монаган, Патрисия, «Рыжеволосая девушка из болота», Библиотека Нового Мира, 2003, стр. 75–106.
- ^ Фрэнсис Дж. Бирн, Ирландские короли и верховные короли , Four Courts Press, 2001, стр. 50.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Призраки между страницами: переход Медб от богини суверенитета к злодейке из комиксов и потенциальные опасности транскрипции устных сказок
- Люди Медба, или Битва при Бойне
- Карн Фурбайд из Metrical Dindshenchas Vol 4
- Праздник Брикриу
- Сон о Кенгусе
- Набег скота на Фраех
- Набег скота на Регамон
- Набег на скот Дартейда
- Перегон скота Флидиса
- Приключения Неры
- Набег скота на Кули, редакция 1
- Набег скота на Кули, редакция 2
- Смерть Фергюса Мак Ройха
- Смерть Кухулина
- Насильственная смерть Медба
- Древняя богиня и верховная королева кельтского народа, Галерея Белой Луны