Энгус
Энгус | |
---|---|
Член Туата Де Дананн | |
Обители | Брю на Бойн |
Оружие |
|
Животные | Лебедь |
Генеалогия | |
Родители | |
Братья и сестры | Огма ан Чермайт (брат) |
Супруги | |
Дети | Диармуид Уа Дуибне (приемный сын) |
В ирландской мифологии Энгус или Кенгус — один из Туата Де Дананн и, вероятно, первоначально бог, связанный с молодостью, любовью, [1] лето и поэтическое вдохновение. Сын Дагды и Боанна , Энгус также известен как Макан Ок («юный мальчик» или «юный сын») и соответствует валлийскому мифическому персонажу Мабону и кельтскому богу Мапоносу . [1] Он играет центральную роль в пяти ирландских мифах.
Имя
[ редактировать ]На древнеирландском языке его зовут Кенгус или Оингус [ˈoiŋɡus] , имя, засвидетельствованное в « как Адомнана Жизни святого Колумбы» Оиногус (с)иус . [2] Считается, что это слово произошло от протокельтского имени, означающего «истинная сила». [1] Средневековый Диндсенчас происходит от «одного желания», объясняя, что Боанн дала ему это имя, потому что ее союз с Дагдой был ее единственным желанием. [3] В среднеирландском языке это стало Áengus , а в современном ирландском Aonghus [ˈeːnˠəsˠ] , [ˈn̪ˠiːsˠ] .
Он также известен как Óengus Óc / Aengus Óg («Энгус молодой»), Mac ind Óc («сын молодых»), Maccan / Macán или Mac Óc/Mac Óg («молодой сын»). [1]
Согласно кельтистам Джону Т. Коху и Кеннету Х. Джексону , Энгус также является родственником пиктского онуиста / унуиста и древневаллийского унуста . [4] [5]
Семья
[ редактировать ]Родителями Энгуса были Дагда и Боанн , а его приемным отцом был Элькмар или Мидир . [6] [1] [7] Говорят, что он жил в Ньюгрейндже на берегу реки Бойн , где воспитал в качестве приемной светловолосую дочь Мананнана Куркога. [1] [7] В фольклоре Шотландии Энгус — муж Бригид и сын Бейры, волшебной королевы зимы . [8] Среди его братьев и сестёр Аэд , Чермайт , Бодб Дерг и Бригид . Энгус — приемный отец и защитник Диармуида Уа Дуибне из Фианны . Он спасает Диармуида и Грайнн во время их преследования Фианной; после смерти Диармуида Энгус забирает его тело обратно в Бру-на-Бойн, где он вдыхает в него жизнь, когда хочет поговорить с Диармуидом. Согласно «Смертельным сказкам Туата де Дананн» , Энгус убивает своего отчима Элькмара в отместку за убийство Мидира. У Энгуса есть сын по имени Немханнах, который упоминается в битве при Вентри . [9]
Физическое описание
[ редактировать ]В поздней сказке, записанной в Шотландии, дается следующее физическое описание:
«Тогда Ангус сел на своего белого коня и поскакал на восток... Он был одет в сияющее золотое одеяние, и с его плеч свисала его королевская малиновая мантия, которую ветер поднял и раскинул в сияющем великолепии по небу».
Тогда бард сочинил об Ангусе следующую песню:
Ангус пришёл, молодой, прекрасный,
Голубоглазый бог с золотыми волосами,
Бог, который в мир приносит,
Этим утром обещание весны. [8]
В ирландских мифах Энгус по-разному описывается следующими словами:
- эксперт по оружию [7]
- всадник [7]
- моряк [7]
- сын Дагды [7]
- из многих подвигов [10]
- боевых эскадрилий (вместе с Аэдом и Кермайтом) [11]
- красный вооруженный [12]
- могучий и суровый [10]
Мифология
[ редактировать ]Ирландская мифология
[ редактировать ]У Дагды роман с Боанн , богиней реки Бойн. Она живет в Бру-на-Бойне со своим мужем Элькмаром . Дагда оплодотворяет ее после того, как отправил Элькмара с однодневным поручением. Чтобы скрыть беременность от Элькмара, Дагда накладывает на него заклинание, заставляя «солнце остановиться», чтобы он не замечал течения времени. Тем временем Боанн рожает Энгуса. В конце концов Энгус узнает, что Дагда — его настоящий отец, и просит у него часть земли. В некоторых версиях сказки — вероятно, в оригинале из «Сватовства Этейн » — Дагда помогает Энгусу отобрать Брю у Элькмара. Энгус спрашивает, и ему дают Брю за láa ocus aidche ; поскольку на древнеирландском языке это могло означать либо «день и ночь», либо «день и ночь», Энгус утверждает, что это навсегда. В других версиях Энгус забирает Брю у самого Дагды, используя тот же трюк. Затем Брюг в его честь назвали Brug maic ind Óig . [13] [14] В «Ухаживание за Этейн» версии Мидир - приемный отец Энгуса. [15]
Было высказано предположение, что эта сказка представляет собой освещение Ньюгрейнджа в Бру-на-Бойне в день зимнего солнцестояния , во время которого солнечный луч (Дагда) входит во внутреннюю комнату (чрево Боанна), когда путь солнца останавливается. Слово солнцестояние (ирландское grianstad ) означает остановку солнца. Концепция Энгуса может представлять собой «возрождение» солнца во время зимнего солнцестояния, когда он взял на себя управление Брю у старшего бога, олицетворяющего растущее солнце, пришедшее на смену убывающему солнцу. [14] [16] Дайти Охогайн предположил, что эта сказка, вероятно, драматизирует идею, «что расцвет молодости отрицает процесс старения - на юношеском этапе жизни время течет медленно, а жизненная сила кажется постоянной». [1]
В «Воспитании в доме двух ведер » рассказывается похожая история, в которой Мананнан мак Лир , называемый Верховным королем всего Туат Де, убеждает Энгуса наложить заклинание, прочитав стихотворение под названием «Удача и процветание». приемный отец Элькмар. Заклинание вынуждает Элькмара покинуть Брю до тех пор, пока «огам и колонна, небо и земля, солнце и луна не сольются воедино». Затем Элькмар говорит Энгусу, что он бы дал ему Брю, если бы тот попросил, но из-за заклинания Мананнана он и его люди столкнутся с горем и безумием до конца своих дней. В этом рассказе Энгус выражает раскаяние в изгнании Элькмара и его народа. [7]
Энгус убивает Луга Ламххада поэта за то, что он солгал о своем брате Огме ан Кермайте . Поэт утверждает, что у Огмы ан Кермайт был роман с одной из жен Луга.
В «Сватовстве к Этайн» Энгус может частично снять заклинание с Этаин , богини лошадей, которую он выиграл для своего брата Мидира. В ярости ревности жена Мидира Фуамнах превращает Этайн в красивую муху. Вернув Этаин ночью в человеческий облик, Энгус делает ее своей любовницей, пока Фуамнах не раскрывает тайну и не прогоняет Этаин. Энгус убивает свою приемную мать за ее предательство.
В другой сказке Энгус влюбляется в девушку, которую видит во сне. Его мать, Боанн, богиня реки Бойн, и богиня коров, чье молоко образовало Млечный Путь (Bealach na Bó Finne, или Путь Белой Коровы по-ирландски), в течение года ищет Ирландию, затем его отец, Дагда, делает это. одинаковый. Наконец, Дерг . Бодб король Мюнстера спустя год, ее находит [17]
Ээнгус посещает озеро Пасти Дракона и находит 150 девушек, скованных парами, в том числе Каэр Ибормейт , девушку из его снов. Каждый второй Самайн Каэр и другие девушки превращаются в лебедей на протяжении года . Энгусу говорят, что он может жениться на Каэр, если сможет опознать ее в форме лебедя. Энгус превращается в лебедя, и они улетают, напевая прекрасную музыку, которая усыпляет всех, кто ее слушает, на три дня и ночи. [17]
В других легендах Энгус способен восстанавливать сломанные тела и возвращать их к жизни. [ нужна ссылка ]
Сходства наблюдались между Энгусом и греческим богом Гермесом . [18]
Шотландский фольклор
[ редактировать ]В фольклоре Шотландии Ангус — прекраснейший сын Бейры ( Кайлич ), правящей Зимой. Энгус остается в Тир-на-Ноге всю зиму, пока ему не приснится сон о Бригид , который заставит его искать ее в этой стране. Бригид держала в плену Королева Фей, которая завидовала ее красоте и заставляла Бригид выполнять невыполнимую работу. Ангус наконец покидает Тир-на-Ног на своем белом коне, заняв у августа три дня, чтобы найти Бригид. Обыскав повсюду, он в конце концов находит Бригид в подземном дворце Бейры, когда начинается весна; когда они встречаются в первый день весны , начинают распускаться цветы и расти трава, а ветхая одежда Бригид превращается в белое одеяние с серебряными блестками, а ее волосы увенчиваются гирляндами из весенних и летних цветов. Ангус женится на Бригид на свадебном пиру, который прерывает Бейра, которая прогоняет их с грозовыми тучами на своем черном коне. В конце концов Бейра стареет и слабеет, и ей приходится вернуться к Источнику молодости для омоложения, где она снова засыпает, а Ангус и Невеста становятся королем и королевой лета. [8]
В другой сказке рассказывается, что сын Бейры Ангус противоречит всем приказам своей матери, стремясь стать королем Вселенной. Ангус «слабоумный и легкомысленный», и в наказание Бейра запирает своего сына в камнях, где он вынужден повторять слова других (то есть эхом). [19]
Имущество
[ редактировать ]У Энгуса есть меч по имени Мораллтах, Великая Ярость, подаренный ему Мананнаном мак Лиром . Его он подарил своему приемному сыну Диармуиду Уа Дуибне вместе с мечом по имени Бегалтах, Маленькая Ярость, и двумя копьями огромной силы, Гае Буйде и Гае Дерг.
В шотландском фольклоре Энгус владеет золотой арфой с серебряными струнами, и когда он играет на ней, девушки и юноши следуют за музыкой через лес. Он также целует влюбленных, и когда влюбленные расстаются, поцелуи становятся невидимыми птицами , которые следуют за влюбленными домой, распевая песни о любви и нашептывая им на ухо воспоминания. [8] Точно так же в «Диндсенчас » Энгус превращает свои поцелуи в четырех птиц, которые следовали за Кайрбре, чтобы издеваться над ним каждый день перед восходом солнца. Это издевательство продолжается до тех пор, пока друид Кайрбре не зачаровывает дерево из Фида Фросмуйна песней, в результате чего дерево вырастает высоко над всеми остальными и задерживает птиц Энгуса. [20]
В некоторых легендах у Энгуса есть белая лошадь, на которой он едет из Земли Обетованной весной. [8] В Диндсенчасе передается история под названием «Туаг Инбер», в которой Энгус предоставляет Эочу и Абленду быструю лошадь, пока они разбивают лагерь со своим скотом. Он велит им расуздать лошадь на лугу, прежде чем она «прольет воду» и станет причиной их смерти; Эочу и Абленд забывают распрячь лошадь, и она образует колодец, вокруг которого Эочу строит заточение. [10] Поэма «Лох-Ри» почти идентична «Туаг Инбер», за исключением того, что имена персонажей различаются, а Энгус заменен на Мидир . [21]
Современные изображения
[ редактировать ]- Энгус появляется в стихотворении ирландского поэта Уильяма Батлера Йейтса « Песнь о странствующем Энгусе ». [22] который описывает бесконечные поиски Энгуса своей возлюбленной.
- Энгус Ог появляется в Джеймса Стивенса романе «Золотой кувшин» . [23] где его помощи просит Философ.
- В медном эпизоде «Мужья и отцы» Коркоран говорит О'Брайену отвести Энни наверх и рассказать ей историю. О'Брайен говорит Энни: «Я расскажу тебе о сне Энгуса и ухаживаниях за Этейн».
- Энгус и его отец Дагда появляются в Кейт Томпсон молодежном романе «Новый полицейский» . Аэнгус выступает в роли проводника главного героя в Тир-на-Ног и помогает ему вернуть ему вневременное состояние.
- Аэнгус — главный антагонист « Hounded» , книги 1 «Хроник Железного Друида» .
- Энгус ненадолго появляется на похоронах своего отца в «Хеллбой: Дикая Охота» . Хотя сам Ангус никогда не разговаривает, его отец Дагда - частый персонаж в других о Хеллбое . историях
- Имя Энгуса также встречается в песне Джонни Флинна «Wandering Aengus» из альбома «Sillion» (2017).
- Энгус появляется в четвертом сезоне телешоу ScyFy « Волшебники », хотя его изображают как бога-обманщика, любящего головоломки.
- Энгус в роли Маккана появляется как злодей в трех романах « Чужестранки» (серия книг), написанных Марком Эллисом под псевдонимом Джеймс Экслер.
Тексты
[ редактировать ]- Айслинги Оэнгусай Оригинальный текст из Эгертона 1782 года в Thesaurus Linguae Hibernicae .
- Тохмарк Этаин : Ухаживание за Этаином
- Де Габайль в Сиде : Взятие Кургана Фей
- Эшлинг Кенгусо : Мечта Кенгуса
- Погоня за Диармуидом и Грайнне : Погоня за Диармуидом и Грайнне
- Чудесные сказки из шотландских мифов и легенд : Пришествие Ангуса и невесты
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Оган, Даит. Миф, легенда и романтика: энциклопедия ирландской народной традиции . Prentice-Hall Press, 1991. стр. 38–40.
- ^ Адамнан (1874 г.). Ривз, Уильям (ред.). Жизнь святого Колумбы, основателя Hy . Эдинбург: Эдмонстон и Дуглас. п. 123 . Проверено 18 января 2018 г.
- ^ Стоукс, Уитли. «Метрические Диндсенчас: Боанд II» . Корпус электронных текстов . Университетский колледж Корка . Проверено 3 августа 2019 г.
- ^ Кельтская культура: Историческая энциклопедия . Эд. Джон Т. Кох. Санта-Барбара и Оксфорд: ABC-CLIO. 2006. стр. 1389, 1444, 1657. ISBN 185-1094407 .
- ^ Кализ, Справочник по пиктам JMP : Документы средневековых легенд и истории темных веков . Издательская группа Гринвуд, 2002. с. 246. ISBN 9780313322952 .
- ↑ Ухаживание за Этейн. Архивировано 7 марта 2015 г. в Wayback Machine , The Celtic Literature Collective.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Книга Фермоя «Воспитание Дома двух ведер»
- ^ Перейти обратно: а б с д и Маккензи, Дональд Александр (1917). Чудесные сказки из шотландских мифов и легенд . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Frederick A. Stokes Co. Проверено 30 августа 2020 г.
- ^ Мейер, Куно (1885). Кэт Финнтрага . АМС Пресс. ISBN 978-0-404-63954-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с Гвинн, Эдвард. «Метрические Диндсенчас: Туаг Инбер» . Корпус электронных текстов . Университетский колледж Корка . Проверено 3 августа 2019 г.
- ^ "Айлех III"
- ^ "Брефне"
- ^ Оган, Даит. Миф, легенда и романтика: энциклопедия ирландской народной традиции . Prentice Hall Press, 1991. стр.39.
- ^ Перейти обратно: а б Хенси, Роберт. Повторное открытие выравнивания зимнего солнцестояния в Ньюгрейндже, в Оксфордском справочнике света в археологии . Издательство Оксфордского университета, 2017. стр. 11–13.
- ^ Ухаживание за Этайной CELT: Корпус электронных текстов
- ^ Энтони Мерфи и Ричард Мур. «Глава 8, Ньюгрейндж: Чрево Луны», Остров заходящего солнца: в поисках древних астрономов Ирландии . Лиффи Пресс, 2008. стр. 160–172.
- ^ Перейти обратно: а б Сон Оэнгуса. Архивировано 24 ноября 2013 г. в Wayback Machine The Celtic Literature Collective.
- ^ Серджент, Бернард (1994). «Celto-Hemlenica VI: Hermès et Aengus» . Библиотека тетрадей Института лингвистики Лувена . 73 : 185. ISBN 9789068315868 . Проверено 3 августа 2019 г.
- ^ Маккензи, Дональд Александр (1917). Чудесные сказки из шотландских мифов и легенд . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Frederick A. Stokes Co. Проверено 30 августа 2020 г.
- ^ Стоукс, Уитли (1895). «Хирарус» . Ревю Кельтик . 16:68 . Проверено 3 августа 2019 г.
- ↑ Метрические Dindsenchas : «Лох Ри», стихотворение 84.
- ^ Песня странствующего Энгуса , Bartleby.com; «Источник: Ветер среди камыша (1899)» , поэтический фонд.org.
- ^ Горшок с золотом