Ойсин


Оисин ( Ирландское произношение: [ˈɔʃiːnʲ, ɔˈʃiːnʲ] ), Осиан , Оссиан ( / ˈ ɒ ʃ ən / OSH -ən ), или переведенный на английский язык как Ошин ( / oʊ ˈ ʃ iː n / UH -sheen ) считался в легендах величайшим поэтом Ирландия, воин Фианна в оссианском или фенийском цикле ирландской мифологии . [ 1 ] Он полубог, сын Фионна мак Кумхейла и Садхба (дочери Бодба Дирга ), рассказчик большей части цикла, и ему приписывают сочинение стихов. [ 2 ]
Легенды
[ редактировать ]Его имя буквально означает «молодой олень» или олененок, и рассказывается, что его мать, Садбх, была превращена в оленя друидом Фером ( Дойршем или Фер Дойрихом). Молодой охотник по имени Фионн поймал Садбху, но не убил ее, и она вернулась в человеческий облик. Фионн отказалась от охоты и боевых действий, чтобы поселиться с Садбом, и вскоре она забеременела, но Фер Дойрих превратил ее спиной в оленя, и она вернулась в дикую природу. Семь лет спустя Фионн нашел своего ребенка обнаженным на Бенбулбине . [ 3 ] В других историях Ойсин впервые встретил Фионна, будучи взрослым, и ссорился из-за жареного поросенка, прежде чем они узнали друг друга.
В «Ойсине в Тир на Ноге» , его самой известной эхтре или приключенческой сказке, его посещает фея по имени Ниам Чинн Оир (Ниам с Золотыми Волосами или Головой, одна из дочерей Мананнана мак Лира , бога моря). . Отец Ниам превратил ее голову в голову свиньи из-за пророчества. Она рассказывает об этом Ойсину и сообщает ему, что вернется в свою первоначальную форму, если он женится на ней. Он соглашается, и они возвращаются в Тир на Ног («земля молодых», также называемая Тир Таингире, «земля обетованная»), где Оисин становится королем. [ 4 ] В их союзе рождаются знаменитый сын Ойсина Оскар и дочь Плор на мБан («Цветок женщин»), а также второй сын Финн. Спустя, как ему кажется, три года, но на самом деле прошло 300 лет, Оисин решает вернуться в Ирландию, чтобы увидеть своих старых товарищей Фианну. Одна история описывает, как он пришел в залив Баллинскеллигс, недалеко от Баллагишина, где упал с лошади, пытаясь помочь сдвинуть большой камень. Ниам дала ему своего белого коня Эмбарра и предупредила, чтобы он не спешился, потому что, если его ноги коснутся земли, эти 300 лет настигнут его, и он станет старым и иссохшим. Другая легенда гласит, что Ойсин возвращается на холм Альму , дом Фионна, заброшенный и полуразрушенный. Позже, когда он пытался помочь мужчинам, строившим дорогу в Глеанн-на-Смоле, поднять камень с дороги на повозку, его обхват ломается, и он падает на землю, становясь стариком, как и предупреждала Ниам. Лошадь возвращается в Тир-на-Ног. В некоторых версиях истории незадолго до смерти Ойсина посещает Святой Патрик . Оисин рассказывает Святому Патрику истории о Фианне вскоре после его смерти. [ 5 ]
Говорят, что взаимодействие между Святым Патриком и Ойсином более сложное. Говорят, что они оба были возмущены своими разногласиями. Святой Патрик попытался обратить Ойсина, но Ойсин ненавидел учение Святого Патрика. В одной из историй этих двоих Ойсин сражается с быком за Святого Патрика. Оисин убивает быка, и когда Святой Патрик приходит посмотреть, каковы результаты боя, [ нужны разъяснения ] Оисин спит в бычьей шкуре. В обмен на убийство быка Оисин просит, чтобы его похоронили лицом на восток в Слив-Галлион, графство Арма. Говорят, что он был похоронен в бычьей шкуре на горе Карран недалеко от Манорхамильтиона. [ 6 ]
В сказке «Акаллам на Сенорах» ( «Сказки старейшин ») Ойсин и его товарищ Кайлте мак Ронайн дожили до времен Святого Патрика и рассказали святому истории о Фианне. [ 7 ] Это источник Уильяма Батлера Йейтса стихотворения «Странствия Ойсина» . В разных версиях истории Оисин либо защищает веру друидов, либо обращается в христианство.
Местоположение могилы Ойсина является спорным. По слухам, он находится в Гленалмонде в Перте, Шотландия. Вордсворт написал стихотворение на эту тему под названием «Глен-Алмейн, Узкая долина». Другие говорят, что он расположен в Девяти долинах Антрима, на месте, которое на протяжении поколений было известно как «Могила Ойсина». Мегалитическая камней придворная пирамида из расположена на склоне холма в Любитавише, недалеко от реки Гленанн, за пределами деревни Кушендалл на побережье Северного Антрима, и считается древним местом захоронения Оисина.
Оссиан Макферсона
[ редактировать ]
Оссиан , рассказчик и предполагаемый автор серии стихов, опубликованных Джеймсом Макферсоном в 1760-х годах, основан на Оисине. Макферсон утверждал, что перевел свои стихи из древних источников на шотландский гэльский язык . Стихи Макферсона оказали широкое влияние на многих писателей, включая Гете и молодого Вальтера Скотта . [ 8 ] хотя их подлинность широко оспаривалась. Современные ученые продемонстрировали, что Макферсон основывал свои стихи на подлинных гэльских балладах, но адаптировал их к современным чувствам, изменяя оригинальные персонажи и идеи, а также вводя много своих собственных. [ 9 ]
Культурные ссылки
[ редактировать ]- Оисин — второстепенный персонаж романа «Погоня за Диармуидом и Грайнне» из фенийского цикла рассказов.
- Стихотворение «Ogum i llia lia uas lecht» в Ленстерской книге приписывается Ойсину.
- Ойсин, наряду со Святым Патриком, — главный герой эпической поэмы Уильяма Батлера Йейтса «Странствия Ойсина» . Он также упоминается в стихотворении Йейтса «Дезертирство цирковых животных» .
- Tír na nÓg — это имя, данное большой белой лошади в Майка Ньюэлла фильме «На Запад» . По сюжету, за дедушкой Рейли следует эта белая лошадь в Дублин , и он передает ее своим внукам Осси (Ойсину) и Тито. Дедушка говорит им, что лошадь зовут «Тир на Ног», и рассказывает версию истории о том, как Ойсин отправился в Тир на Ног, мифический Потусторонний мир . Поскольку семья ирландских путешественников , Ойсин упоминается в рассказе дедушки как «самый красивый путешественник, который когда-либо жил», а не как фенийский персонаж из легенды.
- В «Магия теней романе и подиокниге Джона Ленахана » Ойсин — король Тир-на-Ног и отец Коннора, главного героя.
- Ойсин — наставник главного героя, который появляется в «серии Дэвида Салливана» современных фэнтезийных романов, написанных Томом Дейцем .
- Ойсин появляется в итальянских комиксах, сражаясь вместе с Загором.
- Короткометражный анимационный фильм 1981 года «Феи» , снятый Ли Мишкиным под руководством Фреда Хеллмиха, представляет собой пересказ мифа об Ойсине, включающий элементы из книги 1978 года «Феи» , описанной и проиллюстрированной Брайаном Фраудом и Аланом Ли.
- Песня "Pearl" группы Sounds From the Ground содержит вокал ирландской девушки, рассказывающей старый ирландский миф об Ойсине. [ нужна ссылка ]
- В японской тактической ролевой игре Fire Emblem: Thracia 776 есть персонаж по имени Осиан, который служит в труппе под названием Fiana Freeblades.
- Рассказ «Патрик колоколов» американской писательницы ирландского происхождения Гермини Темплтон Кавана представляет собой пересказ легендарной встречи Ойсина (здесь пишется «Оссиан», как в произведениях Макферсона) и Святого Патрика, впервые опубликованный в МакКлюра декабрьском номере журнала за 1907 год. и позже включена в ее сборник рассказов 1926 года «Пепел старых желаний и другие рассказы Дарби О'Гилл» . [ 10 ] Здесь, после серии безуспешных попыток обратить Оссиана, который все еще предан давно умершей Фианне, даже после того, как ему сказали, что они не на Небесах, Святой Патрик обращается к молитве и узнает, что Небеса были завоеваны бессмертной преданностью Оссиана его товарищи. В результате души Фианны временно возвращаются обратно, чтобы Святой Патрик мог крестить их и спасти от проклятия, и это окончательно обращает Оссиана, который скончался как раз вовремя, чтобы его душа тоже была крещена, и после этого был похоронен. от Святого Патрика. [ 11 ]
Использование в генетике
[ редактировать ]- В книге «Кровь островов » Брайан Сайкс дает популяциям, связанным с гаплогруппой R1b Y-ДНК, имя «Ойсин» для патриарха клана, во многом так же, как он сделал это для митохондриальных гаплогрупп в своей работе «Семь дочерей Евы» .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Бересфорд Эллис, Питер: «Словарь ирландской мифологии», страница 189. Констебль, Лондон, 1987. ISBN 0-09-467540-6
- ^ Фрехан, Падрайк (2012). Образование и кельтский миф: национальное самосознание и школьные учебники в Ирландии XX века . Родопи. ISBN 9789042035904 . OCLC 819379953 .
- ^ Грегори, Леди: «Боги и воины», стр. 149. Колин Смайт, 1987. ISBN 0-901072-37-0
- ^ Татарка, Мария (ред.). Красавица и чудовище: классические сказки о женихах и невестах-животных со всего мира . ISBN 9780143111696 . OCLC 952384463 .
- ^ Хини, Мари: «Более девяти волн», стр. 214. Faber and Faber Ltd., Лондон, 1994. ISBN 0-571-14231-1
- ^ Смит, Дараг (1996). Путеводитель по ирландской мифологии (2-е изд.). Блэкрок, графство Дублин: Irish Academic Press. ISBN 0716526123 . OCLC 36338076 .
- ^ Мерфи, Джерард: Оссианские предания и романтические рассказы средневековой Ирландии , стр. 24. Колм О Лохлинн (для Комитета по культурным связям Ирландии), 1955.
- ^ Бересфорд Эллис, Питер: «Словарь ирландской мифологии», страница 159. Констебль, Лондон, 1987. ISBN 0-09-467540-6
- ^ Томсон, Дерик: Гэльские источники «Оссиана» Макферсона , 1952.
- ^ «Название: Патрик Колокола» . База данных Интернет-спекулятивной фантастики . Проверено 20 августа 2023 г.
- ^ Кавана, Гермини Темплтон (2009). Приключения Дарби О'Гилл и другие сказки сверхъестественной Ирландии . Публикации Coachwhip. стр. 343–366. ISBN 1-930585-88-8 .
Ссылки
[ редактировать ]- Кранног: Центр приобретения и сохранения ирландского языка «https://web.archive.org/web/20071017083330/http://crannog.ie/fff.htm» . По состоянию на 15 октября 2007 г.
- Деннис, Дейл Джей: Пятое поколение . Издатели и дистрибьюторы Horizon, Bountiful, 1995. ISBN 0-88290-571-6 ( предварительный просмотр в Google Книгах)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Оисин и Ниам
- Молодость Ойсина
- Британская энциклопедия (11-е изд.). 1911. .