Финварра
Финварра , также называемая Финвара , [ 1 ] Финнбер , [ 2 ] Финбеара [ 3 ] или Фионнбарр , [ 4 ] король Даоин Сидхе западной Ирландии в ирландском фольклоре . В некоторых легендах он также является повелителем мертвых. [ 5 ] Финварра — доброжелательная фигура, связанная с лошадьми, обеспечивающая хороший урожай и награждающая смертных богатством. [ 6 ]
Расположение
[ редактировать ]Согласно легенде, Финварра живет под Кнок-Мидхой или Кнокмой, холмом недалеко от Туама в графстве Голуэй ; этот холм традиционно ассоциировался с феями. На холме есть пирамида из камней, отмеченная как «Замок Финварры» как минимум на одной карте. [ 7 ]
Дайти Охогайн предполагает, что имя Финварры происходит от слова findbharr , «прекрасная вершина», первоначально относящегося к вершине холма или находящейся там пирамиде из камней, а позже было перепрофилировано как имя божества, которое там жило. [ 8 ]
Мифология
[ редактировать ]Фионнбарр играет роль в Фенианском цикле и в бардской поэзии, где он является одним из Туата Де Дананн . Финдбхарр из Кнок-Мидхи упоминается в « Агалламх на Сеноах» (12 век). [ 8 ] В «Альтрам Тиге Да Мхедар» («Приют Дома двух сосудов для питья») Финнбарр Мидха - один из Де Дананнов, который становится правителем холма Медха после того, как милетцы загнали их под землю . У него есть ожесточенный спор со своим братом Оэнгусом после оскорбления одной из приемных дочерей Оэнгуса. Согласно « Акаллам на Сенорах» , у него семнадцать сыновей. [ 9 ] и в одном стихотворении говорится, что Мананнан подарил ему чудесную арфу по имени Брегад Бантрахта. [ 10 ]
15-го века В «Фейс Тиге Чондин» (Праздник дома Конана) Фионнбарр из Мага Феабахиля является королем «Туата Дедананс» и возглавляет армию против Фионна мак Кумхейла и фенианцев только для того, чтобы пасть в битве от рук Голл . [ 11 ]
Люди верят
[ редактировать ]Легенды о Финварре и его связи с Нокмой сохранились в более позднем фольклоре, где он считался королем фей, особенно Коннахта . [ 12 ] Местные поверья гласили, что действия фей повлияли на местные посевы. Когда Финварра жил на холме, это был хороший год для страны, а когда он отсутствовал, это был плохой год. [ 2 ] Его сражения и метательные поединки повлияли на здоровье посевов; когда его люди победили фей других провинций, посевы Коннахта расцвели. [ 8 ] Между королем фей Мюнстера и Финваррой произошло соперничество. Голод приписывали беспорядкам в сказочном мире, и один народный информатор утверждал, что видел, как «добрые люди» сражались в небе над Нок Ма. [ 1 ] Согласно многим легендам, Финварра приглашал людей в свой подземный дворец на пиры. [ 8 ] [ 3 ]
У Финварры есть прекрасная королева по имени Она или Уна. [ 13 ] или другие версии, Нуала. [ 3 ] [ 14 ] Однако он часто крадет человеческих женщин в качестве любовниц. В истории «Невеста Этна» Финварра похищает Этну, самую прекрасную женщину Ирландии. Ее мужу удается вернуть ее, раскопав сказочный холм Кнокма и посолив землю. Этна возвращается, но засыпает глубоким сном, поскольку Финварра сохранила ее душу. Муж оживляет ее, снимая пояс и волшебную булавку, в которую ее облачили феи. [ 15 ] Благодаря роли Финварры как повелителя мертвых эта история напоминает балладу о сэре Орфее . [ 5 ] Это также имеет сходство с историей Мидира и Этаина .
В другой истории мужчина, который по глупости задержался на Хэллоуин допоздна, уносится вместе с группой фей по пути на ярмарку. Он встречает их короля Финварру и его жену и понимает, что люди вокруг него — духи мертвых. Они заставляют его танцевать до тех пор, пока он не потеряет сознание, и на следующее утро он просыпается в каменном кругу, весь в синяках. [ 16 ]
Финнбхеара также может быть доброжелательным в народных легендах, например, в той, где он исцеляет женщину. Он прочно связан с лошадьми. В одном рассказе он идет к кузнецу подковать своего трехногого коня, а на следующий день к кузнецу на ветру прилетает фунтовая купюра. [ 17 ] По другой традиции, Финвар присматривал за семьей Кирван, жившей в замке Хакетт недалеко от Нокмы. Финвар и его люди кутили и пили в подвалах Замка, но оставляли подвалы всегда хорошо укомплектованными, а вино улучшалось. Они также тренировали скаковых лошадей поздно вечером, давая им скорость и удачу в скачках. [ 18 ] В другой истории член семьи Хакет не смог найти хорошего жокея для скачек, поэтому появился сам Финнбхеара, сел на лошадь и исчез после победы в скачках. [ 8 ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Эванс-Венц, Уолтер Йилинг (1911). Вера в фейри в кельтских странах . Х. Фроуд. стр. 42–44. ISBN 9781530177868 .
- ^ Перейти обратно: а б Мак Нил, Эоин (1919). Этапы ирландской истории . Джилл и сын. п. 87.
- ^ Перейти обратно: а б с Хайд, Дуглас (1910). У огня: Сборник ирландских гэльских народных рассказов . Д. Натт. стр. 86–87.
- ^ Труды Оссианского общества за 1854 год, том 2 . Дублин: Напечатано под руководством Совета. 1855. с. 187.
- ^ Перейти обратно: а б Бриггс, Кэтрин Мэри (1976). Энциклопедия фей, хобгоблинов, домовых, буги и других сверхъестественных существ . Книги Пантеона. стр. 125–127.
- ^ МакКиллоп, Джеймс (1998). Словарь кельтской мифологии . Издательство Оксфордского университета. п. 201.
- ^ Королевское общество антикваров Ирландии (1905 г.). Журнал Королевского общества антикваров Ирландии . Том. 35. Общество. п. 34.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Огайн, Дайти (2006). Предания Ирландии: Энциклопедия мифов, легенд и романтики . Бойделл Пресс. стр. 234–235.
- ^ Эйгсе: Журнал ирландских исследований . Том. 7. Национальный университет Ирландии. 1953. с. 91.
- ^ Бергин, Осборн (1923). «Неопубликованные ирландские стихи XXII. Под арфу» . Исследования . 12 : 277.
- ^ Труды Оссианского общества за 1854 год . Том. II. Напечатано под руководством Совета. 1855. С. 187, 195.
- ^ Сквайр, Чарльз (1905). Мифология Британских островов . Блэки и Сын Лимитед. стр. 136, 212, 243.
- ^ Уайльд, Франческа (1887). Древние легенды, мистические чары и суеверия Ирландии, Том 1 . Тикнор и компания. п. 252.
- ^ Эванс-Венц, Уолтер Йилинг (1911). Вера в фейри в кельтских странах . Х. Фроуд. п. 28. ISBN 9781530177868 .
- ^ Уайльд, Франческа (1887). Древние легенды, мистические чары и суеверия Ирландии, Том 1 . Тикнор и компания. стр. 77–82.
- ^ Уайльд, Франческа (1887). Древние легенды, мистические чары и суеверия Ирландии, Том 1 . Тикнор и компания. стр. 145–148.
- ^ О Суйлеабаин, Шон (1942). Справочник ирландского фольклора . Образовательная компания Ирландии. стр. 452–3, 495–6.
- ^ «Сказочная мифология Ирландии» . Журнал Дублинского университета, литературный и политический журнал . 63 : 647. Июнь 1864 г. - через HathiTrust.