Джилли Дху
В шотландском фольклоре Гилли Дху или Гилле Дубх ( Шотландское гэльское произношение: [ˈkʲiʎə ˈt̪u] ) — одинокий мужчина- фея . Он был добрым и сдержанным, но порой диким по характеру. Он имел нежную преданность детям. Темноволосый, покрытый листьями и мхом, он жил в березовом лесу в районе Гейрлох и Лох-а-Друинг на северо-западе Хайленда Шотландии . Гилли Дху — это название маскировочного костюма . [ 1 ]
Этимология
[ редактировать ]Ghillie — английский эквивалент шотландского гэльского слова gille ; [ 2 ] Эдвард Двелли , шотландский лексикограф , называет Гилле «парнем», «юношей» или «мальчиком». [ 3 ] причем dubh переводится как «темный» или «темноволосый». [ 4 ]
Народные поверья
[ редактировать ]Описание и общие атрибуты
[ редактировать ]По словам фольклориста и ученого Кэтрин Бриггс, Гилли Дху был нежным и добросердечным горным духом. [ 5 ] или «довольно необычная фея природы». [ 6 ] Гилли Дху — современная фея мужского пола, описанная Осгудом Маккензи , шотландским землевладельцем и садоводом, в его мемуарах, опубликованных в 1921 году. [ 5 ] [ 7 ] Фея вообще была робкой, но могла быть и «дикой». [ 8 ]
Проживая в березовом лесу недалеко от Лох-а-Друинга, [ 9 ] в северо-западном Хайлендском районе Гейрлоха , [ 10 ] в основном его видели во второй половине 18 века. [ 5 ] Лес находится в низине рядом с холмистой местностью. [ 11 ] примерно в 2 милях (3,2 км) от того места, где позже был построен маяк Руа Рейд . [ 9 ] Однажды летним вечером местная девочка по имени Джесси Макрей забрела в лес и потерялась. [ 9 ] Джесси нашел Гилли Дху, который присматривал за ней до следующего утра, пока не забрал ее домой. [ 9 ] На протяжении четырех десятилетий фею часто видели многие люди, но Джесси была единственным человеком, с которым он общался. [ 9 ] В общем, растрепанного вида, [ 12 ] В качестве одежды он использовал зеленый мох и листья, сорванные с деревьев. [ 9 ] Как следует из его имени, у него были черные волосы; [ 9 ] он был небольшого роста. [ 13 ] Его любовь к детям аналогична любви малоизвестного спрайта Хайтера из английской мифологии. [ 14 ]
Попытка охоты
[ редактировать ]пригласил группу высокопоставленных лиц Маккензи Вскоре после того, как Джилле Дху спас Джесси, землевладелец сэр Гектор Маккензи из Гейрлоха собраться, чтобы выследить и поймать Гилли Дху. [ 9 ] Команда из пяти охотников собралась в доме одного из арендаторов Маккензи, где им предоставили бесплатный ужин, прежде чем отправиться на задание по расстрелу доброй Гилли Дху, спасающей детей. [ 9 ] Несмотря на интенсивные поиски всю ночь, охотники не смогли найти свою добычу; [ 15 ] По словам Патрисии Монаган , писательницы кельтской мифологии, Гилли Дху больше никогда не видели. [ 12 ]
Происхождение
[ редактировать ]После исследования фольклорных традиций, собранных в основном из гэльских районов Шотландии, [ 16 ] Специалист по врожденным заболеваниям Сьюзен Шун Эберли предположила, что история о Гилли Дху может иметь основу у человека с каким-либо заболеванием; [ 17 ] другие ученые, такие как Кэрол Дж. Сильвер, профессор английского языка в Женском колледже Стерна , [ 18 ] согласиться и предположить, что он был гномом . [ 13 ] Эберли утверждал, что существование нескольких других одиночных или отдельных фей, в том числе Домового и Мэнской Фенодири , также могло иметь медицинское, а не сверхъестественное объяснение. [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
- ^ Дэвид Амерланд (2017), Снайперский разум: устранить страх, справиться с неопределенностью и принять более эффективные решения, St. Martin's Press, стр. 53, ISBN 978-1-250-11368-9
- ^ МакКиллоп, Джеймс (2004), «гилли», Словарь кельтской мифологии (онлайн-изд.), Oxford University Press , получено 12 сентября 2014 г.
- ^ Двелли (1902) , с. 492
- ^ Двелли (1902) , с. 367
- ^ Jump up to: а б с Бриггс (2002) , с. 49
- ^ Бриггс (1961) , с. 517
- ^ Маккензи (1921) , с. 233
- ^ Бриггс (2002) , с. 284
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Маккензи (1921) , с. 234
- ^ МакКиллоп, Джеймс (2004), «gille dubh», Словарь кельтской мифологии (онлайн-изд.), Oxford University Press , получено 13 сентября 2014 г.
- ^ Диксон (1886) , с. 334
- ^ Jump up to: а б Монаган (2009) , с. 214
- ^ Jump up to: а б Сильвер (2000) , с. 120
- ^ Рабуцци (1984) , с. 74
- ^ Маккензи (1921) , с. 235
- ^ Блэк (2005) , с. Лив
- ^ Эберли (1988) , с. 72
- ^ Странные и тайные народы , Oxford University Press, архивировано из оригинала 7 марта 2016 г. , получено 15 сентября 2014 г.
- ^ Блэк (2005) , с. лиии
Библиография
- Блэк, Рональд (2005), «Введение», Гэльский потусторонний мир: Суеверия Джона Грегорсона Кэмпбелла в горной местности и на островах Шотландии, а также колдовство и ясновидение в горной местности и на островах , Бирлинн [ мертвая ссылка ]
- Бриггс, Кэтрин Мэри (1961), «Некоторые поздние рассказы о феях», Фольклор , 72 (3), Тейлор и Фрэнсис, JSTOR 1258579
- Бриггс, Кэтрин Мэри (2002) [1967], Феи в традициях и литературе , Psychology Press, ISBN 978-0-415-28601-5
- Диксон, Джон Х. (1886), Гейрлох на северо-западе Россшира , Эдинбургская кооперативная типография
- Дуэлли, Эдвард (1902), Школьный словарь гэльского языка , том. 2, Э. Макдональд
- Эберли, Сьюзен Шун (1988), «Феи и фольклор инвалидов: подменыши, гибриды и одинокая фея», Фольклор , 99 (1), Тейлор и Фрэнсис, JSTOR 1259568
- Маккензи, Осгуд Хэнбери (1921), «Сто лет в горах» , Эдвард Арнольд
- Монаган, Патрисия (2009), Энциклопедия кельтской мифологии и фольклора , Издательство информационной базы, ISBN 978-1-4381-1037-0
- Рабуцци, Дэниел Аллен (1984), «В погоне за хайтер-спрайтами Норфолка», Folklore , 95 (1), Тейлор и Фрэнсис, JSTOR 1259761
- Сильвер, Кэрол Г. (2000), Странные и тайные народы: феи и викторианское сознание , Oxford University Press [ мертвая ссылка ]