Оба
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( декабрь 2022 г. ) |
В шотландском фольклоре бетир — большое змееподобное существо или дракон .
Этимология
[ редактировать ]Шотландское гэльское слово beithir определялось по-разному: «змея», «молния» и «удар молнии». [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Его также называют бейтир-нимх («ядовитая змея»). [ 4 ] и натаир («змея» и «гадюка»). [ 5 ] Джеймса МакКиллопа , это слово также может означать «дикий зверь» и может быть получено от норвежского слова «медведь» По мнению исследователя кельтской мифологии . [ 6 ]
Фольклор
[ редактировать ]Бейтир описывается как «самый большой и смертоносный вид змеи». [ 7 ] или как дракон (но без некоторых типичных драконьих черт, таких как крылья или огненное дыхание). [ 8 ] Обитает в горных пещерах и карри (долинах). [ 2 ] [ 3 ] [ 9 ] и оснащен ядовитым жалом. Если человека ужалил бейтир, ему следует направиться к ближайшему водоему, например реке или озеру . Если они смогут добраться до него раньше, чем это сделает бейтир, они вылечатся, но если монстр достигнет его первым, то жертва обречена. [ 7 ] [ 10 ] Еще одно лекарство от укуса — вода, в которую поместили голову другой змеи. [ 7 ] Бейтир считается одним из фуат , общего термина для различных монстров и духов, связанных с водой. [ 1 ]
Говорят, что если убить обычную змею, то голову нужно отделить на достаточное расстояние от тела и уничтожить. В противном случае обе части сойдутся воедино и змея вернется к жизни как бейтир. [ 7 ] [ 10 ] [ 11 ] Дональд Александр Маккензи в книге «Шотландский фольклор и народная жизнь» (1935) провел возможную связь между бейтиром и мифологической ведьмой, известной как Кайлич Бёр . В истории из Аргайла Кайлих была убита охотником, который разрубил ее на куски, но она вернулась к жизни, когда все части ее тела снова соединились. Маккензи предположила, что змея-дракон озера может быть одной из ее форм. [ 10 ]
Джон Фрэнсис Кэмпбелл в 1890 году рассказал традиционную историю о злой мачехе , которая была женой ирландского короля и подарила сыну короля волшебную рубашку, замаскированную бейтиром. Пока «великая змея» оставалась обвивающей его шею, принц находился под чарами мачехи, но в конце концов он был освобожден из бейтира с помощью мудрой женщины . [ 12 ]
Джон Грегорсон Кэмпбелл в 1900 году описал бейтир:
Огромный зверь из Скэнластла на острове Айлей был одним из таких. По пути в Лох-ин-Дал он сожрал семь лошадей . В это время на озере стоял на якоре корабль, и от берега к кораблю была поставлена вереница бочек, наполненных смертоносными шипами и наложенными на них кусками мяса. Искушенный плотью, «мерзкий червь» выбрался на бочках и был убит шипами и пушками. [ 7 ]
В своей статье в журнале Celtic Review в 1908 году фольклорист Э. К. Уотсон описал беитиров как «ядовитое и разрушительное существо». [ 9 ] Она предположила, что в основе легенд лежат разрушительные свойства молний и змей. [ 9 ]
Говорят, что бейтир видели летними ночами, когда случались удары молний. [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Бриггс, Кэтрин (1976). Энциклопедия фей . Книги Пантеона. п. 20. ISBN 0394409183 .
- ^ Jump up to: а б Маккензи, Дональд (1935). Шотландский фольклор и народная жизнь . Блэки и Сын Лимитед. п. 247.
- ^ Jump up to: а б Кармайкл, Александр (1900). Кармина Гаделика (Том 2). Эдинбург: Т. и А. Констебль. п. 228.
- ^ Кэмпбелл, Джон Фрэнсис (автор) и Хендерсон, Джордж (пер.) (1911). Миф о кельтском драконе . Эдинбург: Джон Грант. Введение, с. XXIV.
- ^ Кармайкл (1900). п. 312.
- ^ МакКиллоп, Джеймс (2004), «Beithir», Словарь кельтской мифологии (онлайн-изд.), Oxford University Press, ISBN 978-0-19-860967-4 , получено 8 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Кэмпбелл, Джон Грегорсон (1900). Суеверия горной местности и островов Шотландии . Глазго: Джеймс Маклехоз и сыновья. п. 224.
- ^ Кэмпбелл, Джон Фрэнсис (1892). Популярные сказки Вест-Хайленда (Том 3). Александр Гарднер. стр. 406, 415 (сноска).
- ^ Jump up to: а б с Уотсон, ЕС (июль 1908 г.). «Горская мифология» . Кельтский обзор . 5 (17): 68. дои : 10.2307/30069982 . JSTOR 30069982 .
- ^ Jump up to: а б с Маккензи (1935). п. 250.
- ^ Гэри Р. Варнер (2007). Существа в тумане: маленькие люди, дикие люди и духовные существа по всему миру: исследование сравнительной мифологии . Издательство Алгора. п. 129. ИСБН 978-0-87586-545-4 . Проверено 8 декабря 2014 г.
- ^ Кэмпбелл, Джон Фрэнсис (1890). Популярные сказки Вест-Хайленда (Том 1). Александр Гарднер. Введение, стр. lxxxix – xc.
- ^ Тереза Бэйн (4 сентября 2013 г.). Энциклопедия фей в мировом фольклоре и мифологии . МакФарланд. п. 53. ИСБН 978-1-4766-1242-3 .