Дональд Александр Маккензи
Дональд Александр Маккензи (24 июля 1873 – 2 марта 1936) был шотландским журналистом и фольклористом , а также плодовитым писателем о религии , мифологии и антропологии начала 20 века.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Маккензи родился в Кромарти , в семье А. Х. Маккензи и Изобель Маккей. [ 1 ] Он стал журналистом в Глазго и в 1903 году переехал в Дингуолл в качестве владельца и редактора The North Star . [ 2 ] Следующим его шагом в 1910 году стал журнал People's Journal в Данди . С 1916 года он представлял газету Глазго The Bulletin в Эдинбурге . Помимо написания книг, статей и стихов, он часто читал лекции, а также транслировал беседы по кельтской мифологии . Он был другом многих специалистов в своих областях интересов. Его старшим братом был Уильям Маккей Маккензи , секретарь Королевской комиссии по древним и историческим памятникам Шотландии с 1913 по 1935 год. Он умер в Эдинбурге 2 марта 1936 года и был похоронен в Кромарти.
Теории
[ редактировать ]Неолитический матриархат
[ редактировать ]В одной из своих ключевых работ « Мифы Крита и доэллинской Европы » (1917) Маккензи утверждал, что по всей Европе во времена неолита доиндоевропейские общества были матриархальными и женскоцентричными ( гиноцентрическими ), где богинь почитали, но бронзового века на смену ей пришла индоевропейская патриархальная («андрократическая») культура . Матрические теории Маккензи оказали особое влияние на Марию Гимбутас . [ 3 ] статью Он также считал, что неолитический матриархат был так же далеко на севере, как Шотландия, и написал в Celtic Review под названием «Горная богиня», пытаясь проследить очень раннее присутствие поклонения богине. [ 4 ]
Буддийский диффузионизм
[ редактировать ]Маккензи был диффузионистом . [ 5 ] В частности, он считал, что буддисты колонизировали земной шар в глубокой древности и несут ответственность за распространение свастики . В своей книге «Буддизм в дохристианской Британии » (1928) он разработал теорию о том, что буддисты жили в Британии и Скандинавии задолго до распространения христианства. Его основные доказательства можно резюмировать следующим образом: [ 6 ]
- , Чаша Гундеструпа «на которой кельтский бог Кернуннос изображен в позе типичного Будды».
- Галльские монеты с сидящими фигурами, такими как Будда.
- Свидетельство Ашоки , положившего начало буддийской деятельности в Европе.
- Изложение Оригеном буддийских доктрин в древней Британии.
Работа была встречена неоднозначно. Профессор философии Вергилиус Ферм положительно отозвался об этой работе, но другие ученые раскритиковали ее за отсутствие доказательств. [ 7 ] [ 8 ]
Расовое происхождение британцев
[ редактировать ]![]() | В этом разделе нечеткий стиль цитирования . ( январь 2024 г. ) |
В 1922 году Маккензи опубликовала «Древний человек в Британии» — работу, охватывающую историю Британии со времен верхнего палеолита на прочной этнологической основе. Предисловие к книге написал Графтон Эллиот Смит . Работа охватывает самое раннее заселение Британии первыми современными людьми , произошедшее примерно 35 000 лет назад во время ориньякского периода (стр. 19–27). В книге Маккензи утверждает, что европеоидные кроманьонцы , поселившиеся в Британии, были темноволосыми и темноглазыми, расово родственными французским баскам , иберийцам и берберам Северной Африки (стр. 25), которые, по его теории, были одними из первых представители средиземноморской расы . Эта местная прото-средиземноморская раса позже была захвачена другой «разновидностью средиземноморской расы», которая положила начало солютрейской культуре около 20 000 лет назад (стр. 50).
По мнению Маккензи, ориньякские и солютрейские народы Британии торговали раковинами с кроманьонцами Франции. Позже они смешались с позднее прибывшими европеоидными расовыми типами, включая протоальпийцев ( раса Фурфооз), которые были брахицефалами (широкочерепными), и расой лаппидов , имевшей незначительные эскимосские фенотипические черты. в Британии в небольших количествах существовал сильно депигментированный расовый тип Маккензи также считал, что во времена Магдалины , возможно, которые также были блондинами и смешались с «темными иберийцами» (стр. 60). Маккензи считал, что в эпоху неолита преобладающим расовым типом Британии продолжал оставаться средиземноморский : «Носителями неолитической культуры были в основном иберы средиземноморского расового типа» (с. 126), торговавшие жемчугом и рудами. Что касается Британии бронзового века , Маккензи посвятил несколько глав поддержке своей теории о том, что торговцы и «старатели» (горняки) прибыли в Британию ок. 2500 г. до н.э., родом из Восточного Средиземноморья (стр. 98–101). Первоначально эта теория была разработана Гарольд Пик , придумавший термин «теория старателей». В научной литературе Карлтона С. Куна (1939) эта теория была возрождена, и средиземноморцы, колонизировавшие Британию в период позднего неолита или бронзового века, были связаны с мегалитами Медуэя (или мегалитической культурой длинных курганов). Джозеф Деникер ранее называл этих колонистов «атланто-средиземноморскими».
Маккензи полагал, что эти средиземноморцы, колонизировавшие некоторые части Британии, выжили и в более поздние исторические периоды (стр. 118) и что средиземноморская раса в целом составляла основную расовую группу Британии от палеолита до неолита и до более поздних периодов. У них были черные или каштановые волосы и смуглая кожа, «как у южных итальянцев» (стр. 126), и они сохранились во многих уголках Британии до наших дней (стр. 139), несмотря на то, что более поздние англосаксонские и норвежские поселения , которые были более светлыми на вид, Маккензи считал, что их генетический вклад или примесь были очень ограничены, но они подчинили британцев, навязав новую цивилизацию и культуру (стр. 227).
Работает
[ редактировать ]- Эльфы и герои (1909) (сказки и стихи)
- Финн и его отряд воинов;: Или, Сказки старого Альбана (1911)
- Халифат Запада (1911 г.)
- Индийские мифы и легенды (1912)
- Тевтонский миф и легенда (1912, 2-е изд. 1934 г.)
- Дональд Александр, Маккензи (1913). Индийские мифы и легенды . Грешам, Лондон.
- Египетский миф и легенда (1913)
- «Мифы и легенды Вавилонии и Ассирии» (1915); онлайн-издания: Gutenberg.org , Sacred-texts.com , МудростьLib.org
- Индийские сказки (1915)
- Отважные дела войны (1915)
- Герои и подвиги Великой войны (1915)
- Великие дела Великой войны (1916)
- Рассказы русского народного быта (1916)
- Лорд Китченер, история его жизни и творчества (1916)
- Со всех фронтов (1917)
- Чудесные сказки из шотландских мифов и легенд (1917)
- Мифы Крита и доэллинской Европы (1917)
- Всемирное наследие эпической, героической и романтической литературы, том I (1918)
- Всемирное наследие эпической, героической и романтической литературы, том II (1919)
- Сыны и дочери Родины (1919)
- История Великой войны (1920)
- Сыны и дочери Канады (1920)
- Древний человек в Британии (1922)
- Мифы доколумбовой Америки (1924)
- Сказки из северных саг (1926)
- Боги классики (1926)
- История Древнего Крита (80-страничный буклет, 1927 г.)
- История Древнего Египта (80-страничный буклет, 1927 г.)
- История Древней Вавилонии и Ассирии (80-страничный буклет, 1927 г.)
- Буддизм в дохристианской Британии (1928 г.)
- Мифы Китая и Японии (1924, 2-е изд. 1930 г.)
- Сказки мавров и гор (1931)
- Древняя Англия (брошюра, 1931 г.)
- Мифы и традиции островов Южного моря (1931)
- Миграция символов и их связь с верованиями и обычаями (1926)
- Следы древнего человека (1927)
- Древние цивилизации от древнейших времен до Рождества Христова (1927 г.)
- Бирманские чудесные сказки (1929)
- Шотландия: древнее королевство (1930)
- Некоторые творцы истории (1930)
- Мифы Меланезии и Индонезии (1930, 2-е изд. 1933 г.)
- Шотландский фольклор и народная жизнь (1935)
- Песни горной местности и островов (1936)
Биография
[ редактировать ]- Шотландец , 3 марта 1936 года.
См. также
[ редактировать ]- Льюис Спенс
- Дэвид МакРитчи
- Джон Стюарт Стюарт-Гленни
- Котел Гундеструп
- Джон Рис
- Шотландское табу на свинину
Ссылки
[ редактировать ]- ^ http://www.ambaile.org/en/literary-landscapes/intermediate.jsp?LiteraryLandscapeID=93 [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ http://www.ambaile.org/en/literary-landscapes/intermediate.jsp?LiteraryLandscapeID=93 [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Боги и богини Старой Европы: мифы, легенды и культовые образы от 7000 до 3500 до н.э.», University of California Press, 1974, стр. 262.
- ^ Горная богиня, Дональд А. Маккензи, The Celtic Review , Vol. 7, № 28, январь 1912 г., стр. 336–345.
- ^ Журнал эллинистических исследований , Том. 46, ч. 1, 1926, с. 139.
- ^ Обзор: Буддизм в дохристианской Британии Вергилиуса Ферма, Международный журнал этики, том. 39, № 3, апрель 1929 г., стр. 357–358.
- ^ Ферм, 1929, с. 358.
- ^ Гарольд Х. Бендер, Американский журнал археологии , Vol. 33, № 3, июль – сентябрь 1929 г., с. 457.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Работы Дональда Александра Маккензи в Project Gutenberg
- Работы Дональда Александра Маккензи или о нем в Интернет-архиве
- Работы Дональда Александра Маккензи в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Чудесные сказки из шотландских мифов и легенд на сайте Holy-texts.com