Jump to content

Мария Гимбутас

Мария Гимбутас
Гимбуты в Frauenmuseum Wiesbaden, Германия, 1993 г.
Рожденный
Мария Бируте Алсейкайте

( 1921-01-23 ) 23 января 1921 г.
Умер 2 февраля 1994 г. ) ( 1994-02-02 ) ( 73 года
Национальность литовский
Другие имена Литовский : Мария Гимбутене.
Альма-матер Вильнюсский университет
Занятие Археолог
Годы активности 1949–1991
Работодатель Калифорнийский университет, Лос-Анджелес
Известный Курганская гипотеза
Заметная работа Богини и боги старой Европы (1974)
Язык богини (1989)
Цивилизация богини (1991)
Белый (1961)
Славяне (1971)
Родители

Мария Гимбутас ( литовский : Мария Бируте Алсейкайте-Гимбутиене , произносится ['ɡɪmbutas] ; 23 января 1921 — 2 февраля 1994) — литовский археолог и антрополог, известный своими исследованиями культур неолита и бронзового века « Старой Европы » и за ее курганную гипотезу , согласно которой протоиндоевропейская родина располагалась в Причерноморской степи .

Биография

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Мария Гимбутас родилась как Мария Бируте Алсейкайте в семье Вероники Янулайтите-Алсейкене и Даниелюса Алсейка в Вильнюсе , столице Среднелитовской Республики ; ее родители были представителями литовской интеллигенции. [1]

Ее мать получила степень доктора офтальмологии в Берлинском университете в 1908 году, а отец получил медицинскую степень в Тартуском университете в 1910 году. После восстановления независимости Литвы в 1918 году родители Гимбутаса организовали Литовскую ассоциацию санитарной помощи , которая основала первую Литовская больница в столице. [1]

В этот период ее отец также был издателем газеты Vilniaus žodis и культурного журнала Vilniaus šviesa и был ярым сторонником независимости Литвы во время польско-литовской войны . [2]

Родители Гимбутаса были ценителями традиционного литовского народного искусства и часто приглашали к себе домой современных музыкантов, писателей и авторов, в том числе Выдунаса , Юозаса Тумаса-Вайжгантаса и Йонаса Басанавичюса . [3] Что касается ее сильного культурного воспитания, Гимбутас сказала:

У меня была возможность познакомиться с такими писателями и художниками, как Выдунас, Тумас-Вайжгантас, даже Басанавичюс, о котором заботились мои родители. Когда мне было четыре или пять лет, я сидел в кресле Басанавичюса и чувствовал себя нормально. И впоследствии, на протяжении всей моей жизни, фольклор Басанавичюса оставался для меня чрезвычайно важным. [3]

В 1931 году Гимбутас поселилась с родителями в Каунасе , временной столице Литвы . После того, как в том же году ее родители развелись, она жила с матерью и братом Витаутасом в Каунасе. Пять лет спустя внезапно умер ее отец. На смертном одре своего отца Гимбутас поклялась, что будет учиться, чтобы стать ученой: «Внезапно мне пришлось задуматься о том, кем я буду, что я буду делать со своей жизнью. катание на коньках, езда на велосипеде, я полностью переоделся и начал читать». [4] [5]

Эмиграция и жизнь за рубежом

[ редактировать ]

В 1941 году она вышла замуж за архитектора Юргиса Гимбутаса. Во время Второй мировой войны Гимбутас жил в условиях советской оккупации (1940–41), а затем немецкой оккупации (1941–43). [6]

Первая дочь Гимбутаса, Дануте, родилась в июне 1942 года. Через год после рождения дочери молодая семья Гимбутасов перед лицом наступающей советской армии бежала из страны в районы, контролируемые нацистской Германией , сначала в Вену и затем в Инсбрук и Баварию. [7] Описывая этот неспокойный период, Гимбутас заметила: «Жизнь скручивала меня, как маленькое растение, но моя работа продолжалась в одном направлении». [8]

В следующем году, проходя постдокторантуру в Тюбингене, Гимбутас родила вторую дочь Живиле. В 1950-х годах семья Гимбутас покинула Германию и переехала в США, где Гимбутас сделал успешную академическую карьеру. [7] [9] [10] Ее третья дочь Раса Юлия родилась в 1954 году в Бостоне.

Гимбутас умерла в Лос-Анджелесе Каунаса в 1994 году в возрасте 73 лет. Вскоре после этого ее похоронили на Петрашюнском кладбище .

Образование и академические назначения

[ редактировать ]

С 1936 года Гимбутас участвовал в этнографических экспедициях по фиксации традиционного фольклора и изучению литовских верований и ритуалов смерти. [1] В 1938 году она с отличием окончила гимназию Аушра в Каунасе и в том же году поступила в Университет Витаутаса Великого , где изучала лингвистику на филологическом факультете. Затем она поступила в Вильнюсский университет, чтобы продолжить обучение в аспирантуре по археологии (под руководством Йонаса Пузинаса ), лингвистике, этнологии, фольклору и литературе. [1]

В 1942 году с отличием защитила магистерскую диссертацию «Способы погребения в Литве в железном веке». [1] В 1942 году получила степень магистра искусств в Вильнюсском университете (Литва).

В 1946 году Гимбутас получила докторскую степень по археологии, а также по этнологии и истории религии в Тюбингенском университете за диссертацию «Доисторические погребальные обряды в Литве» («Die Bestattung in Litauen in der vorgeschichtlichen Zeit»), которая была опубликована позже. в том году. [7] [11] Она часто говорила, что держала диссертацию под одной рукой, а ребенка под другой, когда они с мужем бежали из города Каунас в Литве перед лицом наступающей советской армии в 1944 году.

С 1947 по 1949 год она работала в аспирантуре Гейдельбергского и Мюнхенского университетов.

Приехав в США в 1950-х годах, Гимбутас сразу же поступил на работу в Гарвардский университет, переводя восточноевропейские археологические тексты. Затем она стала преподавателем кафедры антропологии. В 1955 году она стала членом Гарвардского музея Пибоди .

Затем Гимбутас преподавала в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, где она стала профессором европейской археологии и индоевропейских исследований в 1964 году и куратором археологии Старого Света в 1965 году. [12] В 1993 году Гимбутас получил степень почетного доктора Университета Витаутаса Великого в Каунасе, Литва.

Курганская гипотеза

[ редактировать ]

В 1956 году Гимбутас представила свою курганную гипотезу , которая сочетала археологические исследования характерных курганных курганов с лингвистикой, чтобы разгадать некоторые проблемы в изучении протоиндоевропейских (PIE) говорящих народов, которых она назвала «курганцами»; а именно, объяснить их происхождение и проследить их миграцию в Европу. Эта гипотеза и ее метод объединения дисциплин оказали значительное влияние на индоевропейские исследования .

х годов Гимбутас заработала репутацию специалиста мирового уровня по Европе бронзового века , а также по литовскому народному искусству и предыстории балтов В 1950-х и начале 1960 - и славян , что частично суммировано в ее окончательном опусе « Культуры бронзового века Центральная и Восточная Европа (1965). В своей работе она по-новому интерпретировала европейскую предысторию в свете своего опыта в лингвистике, этнологии и истории религий и бросила вызов многим традиционным предположениям о зарождении европейской цивилизации.

Будучи профессором европейской археологии и индоевропейских исследований в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе с 1963 по 1989 год, Гимбутас руководил крупными раскопками неолитических памятников в юго-восточной Европе в период с 1967 по 1980 год, включая Анзабегово, недалеко от Штипа , Республика Северная Македония, а также Ситагрой и Ахиллеон в Фессалии. (Греция). Раскапывая слои земли, представляющие период времени до современных оценок неолитического проживания в Европе – где другие археологи не ожидали дальнейших находок – она обнаружила большое количество артефактов повседневной жизни, религии или духовности, которые она исследовала и документировала на протяжении всего времени. ее карьера.

Три генетических исследования, проведенные в 2015 году, подтвердили курганскую теорию Гимбутаса относительно индоевропейского урхеймата . Согласно этим исследованиям, гаплогруппы Y-хромосомы R1b и R1a , сейчас наиболее распространенные в Европе (R1a также распространена в Южной Азии), должны были распространиться из русских степей вместе с индоевропейскими языками; они также обнаружили аутосомный компонент, присутствующий у современных европейцев, которого не было у европейцев эпохи неолита, который должен был быть введен с отцовскими линиями R1b и R1a, а также с индоевропейскими языками. [13] [14] [15]

Поздняя археология

[ редактировать ]
Мария Гимбутас, Kerbstone 52, на окраине Ньюгрейнджа , графство Мит , Ирландия , сентябрь 1989 года.

Гимбутас получила известность и известность в англоязычном мире благодаря своим трем последним англоязычным книгам: «Богини и боги старой Европы» (1974); «Язык богини» (1989), вдохновивший на проведение выставки в Висбадене , 1993–94; и последняя из трех, «Цивилизация богини» (1991), в которой на основе ее документированных археологических находок представлен обзор ее выводов о неолитических культурах Европы: модели жилищного строительства, социальная структура, искусство, религия и природа. грамотности.

В трилогии «Богиня» Гимбутас сформулировала то, что Гимбутас считала различиями между древнеевропейской системой, которую она считала ориентированной на богиню и женщину ( гиноцентрической ), и индоевропейской патриархальной («андрократической») культурой бронзового века, которая вытеснила ее. [16] Согласно ее интерпретациям, гиноцентрические (или матристические ) общества были мирными, почитаемыми женщинами и поддерживали экономическое равенство . [ нужна ссылка ] С другой стороны, андрократические курганские народы, в которых доминировали мужчины, вторглись в Европу и навязали ее коренным народам иерархическое правление воинов-мужчин.

Работы Гимбутас вместе с работами ее коллеги, мифолога Джозефа Кэмпбелла , хранятся в Архивах и исследовательском центре OPUS на территории кампуса Института последипломного образования Пасифики в Карпинтерии, Калифорния . Библиотека включает обширную коллекцию Гимбутаса по темам археологии, мифологии, фольклора, искусства и лингвистики. В архивах Гимбутаса хранится более 12 000 изображений священных фигур, сделанных лично Гимбутасом, а также файлы исследований неолитических культур Старой Европы. [17] [18]

Мэри Макки написала четыре исторических романа, основанных на исследованиях Гимбутаса: «Год, когда пришли лошади» , «Лошади у ворот» , «Весенние огни » и «Деревня костей» .

Мемориальная доска Марии Гимбутене в Каунасе , улица Мицкявичюса.
Мария Гимбутене на марке Литвы 2021 года

Джозеф Кэмпбелл и Эшли Монтегю [19] [20] каждый сравнивал важность результатов работы Гимбутаса с исторической важностью Розеттского камня в расшифровке египетских иероглифов . Перед своей смертью Кэмпбелл написал предисловие к новому изданию книги Гимбутаса «Язык богини» (1989) и часто говорил, как глубоко он сожалеет о том, что ее исследования неолитических культур Европы не были доступны, когда он писал «Маски Бога». . Экофеминистка утверждала в 2011 году , Шарлин Спретнак что «реакция» на творчество Гимбутас была организована, начиная с последних лет ее жизни и после ее смерти. [21]

Основная археология отвергла более поздние работы Гимбутаса. [22] Антрополог Бернард Уэйлс (1934–2012) из ​​Пенсильванского университета прокомментировал The New York Times , что большинство сверстников Гимбутаса [23] считают, что она «чрезвычайно хорошо осведомлена, но не очень хороша в критическом анализе... Она собирает все данные, а затем делает скачок от них к выводам без каких-либо промежуточных аргументов». Он рассказал, что большинство археологов считают ее чудакой. [20]

Дэвид В. Энтони высоко оценил идеи Гимбутаса относительно индоевропейского урхеймата, но также оспорил утверждение Гимбутаса о том, что до вторжения в Курган существовало широко распространенное мирное общество, отметив, что в Европе были городища и оружие, а также, предположительно, войны, задолго до Кургана. [20] Стандартный учебник по европейской предыстории подтверждает это утверждение, утверждая, что в неолитической Европе существовали войны и что взрослым мужчинам отдавалось предпочтение в погребальных обрядах. [24]

Питер Уко и Эндрю Флеминг были двумя ранними критиками теории «Богини», с которой позже стал ассоциироваться Гимбутас. Уко в своей монографии 1968 года «Антропоморфные фигурки додинастического Египта» предостерег от необоснованных выводов о значении статуй. Он отмечает, например, что ранние египетские фигурки женщин, держащих грудь, считались «очевидно» символизирующими материнство или плодородие, но « Тексты пирамид» показывают, что в Египте это был женский жест горя. [25]

Флеминг в своей статье 1969 года «Миф о Богине-Матери» поставил под сомнение практику идентификации неолитических фигур как женщин, когда они не были четко различены как мужские, и подверг сомнению другие аспекты интерпретации «Богини» неолитической резьбы по камню и погребальные практики. [26] Синтия Эллер также обсуждает роль Гимбутас во внедрении этой идеи в феминизм в своей книге 2000 года «Миф о матриархальной предыстории» .

Книга Кэти Гир «Кносс и пророки модернизма» 2009 года исследует политическое влияние на археологию в более общем плане. На примере Кносса на острове Крит , который представлялся как парадигма пацифистского, матриархального и сексуально свободного общества, Гир утверждает, что археология может легко скатиться к отражению того, что люди хотят видеть, вместо того, чтобы учить людей незнакомому миру. прошлое. [27] [28]

Библиография

[ редактировать ]

Монографии

[ редактировать ]
  • Гимбутас, Мария (1946). Погребение в Литве в доисторические времена. Тюбинген: Х. Лаупп.
  • Гимбутас, Мария (1956). Предыстория Восточной Европы. Часть I: Культуры мезолита, неолита и медного века в России и Прибалтике. Американская школа доисторических исследований, Бюллетень № 20 Гарвардского университета. Кембридж, Массачусетс: Музей Пибоди.
  • Гимбутас, Мария и Р. Эрих (1957). Обзор COWA и библиография, регион – Центральная Европа . Кембридж: Гарвардский университет.
  • Гимбутас, Мария (1958). Древняя символика в литовском народном искусстве. Филадельфия: Американское фольклорное общество, Мемуары Американского фольклорного общества 49.
  • Гимбутас, Мария (1958). [Обзор предыстории Восточной Пруссии и Западной Литвы]. Нью-Йорк: Литовские исследования И.
  • Гимбутас, Мария и Р. Эрих (1959). Обзор и библиография COWA, область 2 – Скандинавия . Кембридж: Гарвардский университет.
  • Гимбутас, Мария (1963). Балты . Лондон: Темза и Гудзон, Древние народы и места 33.
  • Гимбутас, Мария (1965). Культуры бронзового века в Центральной и Восточной Европе . Гаага/Лондон: Мутон.
  • Гимбутас, Мария (1971). Славяне . Лондон: Темза и Гудзон, Древние народы и места 74.
  • Гимбутас, Мария (1974). Обре и его место в старой Европе . Сараево: Музей Земальского. Научные отчеты из Боснийско-Герцоговинского государственного музея, том 4, выпуск А.
  • Гимбутас, Мария (1974). Богини и боги старой Европы, 7000–3500 гг. до н. э.: мифы, легенды и культовые образы . Лондон: Темза и Гудзон.
  • Гимбутас, Мария (1981). Пещера Скалория: отчет об исследованиях 1980 года, касающихся раскопок 1979 года . Манфредония: Муниципальная администрация.
  • Гимбутене, Мария (1985). Белые в доисторические времена: этногенез, материальная культура и мифология. Вильнюс: Наука.
  • Гимбутас, Мария (1989). Язык Богини: Раскапывание скрытых символов западной цивилизации . Сан-Франциско: Харпер и Роу.
  • Гимбутас, Мария (1991). Цивилизация Богини: Мир Старой Европы . Сан-Франциско: Харпер.
  • Гимбутас, Мария (1992). Этногенез европейских индоевропейцев . Инсбрук: Институт лингвистики Инсбрукского университета, вклад Инсбрука в лингвистику, лекции и небольшие статьи 54.
  • Гимбутас, Мария (1994). Конец Старой Европы. Нашествие степных кочевников с юга России и индоевропеизация Центральной Европы . Инсбрук: Институт лингвистики.
  • Гимбутас, Мария, отредактировано и дополнено Мириам Роббинс Декстер (1999) «Живые богини» . Беркли/Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета.

Отредактированные тома

[ редактировать ]
  • Гимбутас, Мария (редактор) (1974). Обре, Неолитические стоянки в Боснии . Сараево: А. Археологический.
  • Гимбутас, Мария (редактор) (1976). Неолитическая Македония, отраженная на раскопках в Анзе, юго-восточная Югославия . Лос-Анджелес: Институт археологии Калифорнийского университета, Archaeologica 1.
  • Ренфрю, Колин, Мария Гимбутас и Эрнестина С. Эльстер (1986). Раскопки в Ситагрой, доисторической деревне на северо-востоке Греции. Том. 1. Лос-Анджелес: Институт археологии Калифорнийского университета, Archaeologica 13.
  • Гимбутас, Мария, Шан Винн и Дэниел Симабуку (1989). Ахиллеон: неолитическое поселение в Фессалии, Греция, 6400–5600 гг. до н. э. Лос-Анджелес: Институт археологии Калифорнийского университета, Лос-Анджелес. Археологический памятник 14.
  • 1960: «Культурные изменения в Европе в начале второго тысячелетия до нашей эры: вклад в индоевропейскую проблему», Избранные доклады Пятого Международного конгресса антропологических и этнологических наук. Филадельфия, 1–9 сентября 1956 г. , изд. АФК Уоллес. Филадельфия: University of Philadelphia Press, 1960, стр. 540–552.
  • 1961: «Заметки о хронологии и расширении культуры ямных могил», L'Europe à la fin de l'Age de la Pierre , ред., Дж. Бом и С. Дж. Де Лает. Прага: Чехословацкая академия наук, 1961, стр. 193–200.
  • 1963: «Индоевропейцы: археологические проблемы», американский антрополог 65 (1963): 815–836. дои : 10.1525/aa.1963.65.4.02a00030
  • 1970: «Протоиндоевропейская культура: курганная культура в пятом, четвертом и третьем тысячелетиях до нашей эры», индоевропейцы и индоевропейцы. Доклады, представленные на Третьей индоевропейской конференции в Пенсильванском университете , под ред. Джордж Кардона, Генри М. Хёнигсвальд и Альфред Сенн. Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета, 1970, стр. 155–197.
  • 1973: «Старая Европа около 7000–3500 до н. э.: Самая ранняя европейская цивилизация до проникновения индоевропейских народов», Журнал индоевропейских исследований (JIES) 1 (1973): 1–21.
  • 1977: «Первая волна евразийских степных скотоводов в Европу медного века», JIES 5 (1977): 277–338.
  • «Золотое сокровище в Варне», Археология 30, 1 (1977): 44–51.
  • 1979: «Три волны курганцев в Старую Европу, 4500–2500 до н.э.», Archives suisses d'anthropologie generale . 43(2) (1979): 113–137.
  • 1980: «Курганская волна № 2 (около 3400–3200 гг. До н.э.) в Европу и последующая трансформация культуры», JIES 8 (1980): 273–315.
  • «Храмы старой Европы», Archeology 33 (6) (1980): 41–50.
  • 1980–81: «Трансформация европейской и анатолийской культуры около 4500–2500 гг. До н.э. и ее наследие», JIES 8 (I-2), 9 (I-2).
  • 1982: «Старая Европа в пятом тысячелетии до нашей эры: европейская ситуация с приходом индоевропейцев», Индоевропейцы в четвертом и третьем тысячелетиях до нашей эры , изд. Эдгар К. Поломе. Анн-Арбор: Издательство Карома, 1982, стр. 1–60.
  • «Женщины и культура в старой Европе, ориентированной на богиню», «Политика женской духовности» , изд. Шарлин Спретнак. Нью-Йорк: Даблдей, 1982, стр. 22–31.
  • «Вульвы, грудь и ягодицы богини-создательницы: комментарий к истокам искусства», Форма прошлого: исследования в честь Франклина Д. Мерфи , ред. Джорджио Буччеллати и Чарльз Сперони. Лос-Анджелес: Институт археологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, 1982.
  • 1985: «Первичная и вторичная родина индоевропейцев: комментарии к статьям Гамкрелидзе-Иванова», JIES 13 (1–2) (1985): 185–202.
  • 1986: «Курганная культура и лошадь», критика статьи Дэвида В. Энтони «Курганная культура, индоевропейское происхождение и приручение лошади: новый взгляд» (тот же выпуск, стр. 291–313). , Current Anthropology 27(4) (1986): 305–307.
  • «Заметки об этногенезе индоевропейцев в Европе», «Этногенез европейских народов» , под ред. В. Бернхард и А. Кандлер-Палссон. Штутгарт / Нью-Йорк: Густав Фишес Верлаг, 1986: 5–19.
  • 1987: «Дохристианская религия Литвы», Христианизация Литвы . Рим, 1987 год.
  • « Плодородие земли старой Европы », Dialogues d'histoire ancienne , vol. 13, нет. 1 (1987): 11–69.
  • 1988: «Обзор археологии и языка Колина Ренфрю», Current Anthropology 29 (3) (июль 1988 г.): 453–456.
  • «Объяснение великих перемен, критика археологии и языка К. Ренфрю», литературное приложение London Times (24–30 июня), 1988, стр. 714.
  • 1990: «Социальная структура старой Европы. Часть II», JIES 18 (1990): 225–284.
  • «Столкновение двух идеологий», Когда миры сталкиваются: индоевропейцы и доиндоевропейцы , ред. ТЛ Марки и AC Греппин. Анн-Арбор (Мичиган): Касома, 1990, стр. 171–178.
  • «Настенные росписи Чатал-Хююка, 8–7 тысячелетия до н. э.», Обзор археологии , 11 (2) (1990): 1–5.
  • 1992: «Хронологии Восточной Европы: от неолита до раннего бронзового века», Хронологии археологии Старого Света , том. 1, изд. Р.В. Эрих. Чикаго, Лондон: Издательство Чикагского университета, 1992, стр. 395–406.
  • 1993: «Индоевропеизация Европы: вторжение степных скотоводов с юга России и трансформация Старой Европы», Word 44 (1993): 205–222. дои : 10.1080/00437956.1993.11435900

Сборник статей

[ редактировать ]
  • Декстер, Мириам Роббинс и Карлин Джонс-Блей (редакторы) (1997). Курганная культура и индоевропеизация Европы: Избранные статьи с 1952 по 1993 годы М. Гимбутаса . Монография 18 журнала индоевропейских исследований. Вашингтон, округ Колумбия: Институт изучения человека.

Исследования в честь

[ редактировать ]
  • Скомаль, Сьюзан Нацев и Эдгар К. Поломе (редакторы) (1987). Протоиндоевропейский: археология лингвистической проблемы. Этюды в честь Марии Гимбутас . Монография № 001 журнала индоевропейских исследований. Вашингтон, округ Колумбия: Институт изучения человека.
  • Марлер, Джоан, изд. (1997). Из царства предков: Антология в честь Марии Гимбутас . Манчестер, Коннектикут: Knowledge, Ideas & Trends, Inc.
  • Декстер, Мириам Роббинс и Эдгар К. Поломе, ред. (1997). Вариа об индоевропейском прошлом: статьи памяти Гимбутаса, Марии . Монография № 19 журнала индоевропейских исследований. Вашингтон, округ Колумбия: Институт изучения человека.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Уэр и Браукман 2004 , с. 234
  2. ^ Марлер 1998 , с. 114.
  3. ^ Перейти обратно: а б Марлер 1998 , с. 115.
  4. ^ Марлер 1998 , с. 116.
  5. ^ Марлер 1997 , с. 9
  6. ^ Ware & Braukman 2004 , стр. 234–35.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Уэр и Браукман 2004 , с. 235.
  8. ^ Марлер 1998 , с. 118.
  9. ^ Чепмен 1998 , с. 300.
  10. ^ Марлер 1998 , с. 119.
  11. ^ [1] [ постоянная мертвая ссылка ]
  12. ^ «Женщины в археологии Старого Света» . Браун.edu . Проверено 7 августа 2018 г.
  13. ^ Хаак, Вольфганг; Лазаридис, Джозеф; Паттерсон, Ник; Роланд, Надин; Маллик, Свапан; Ламас, Бастьен; Брандт, Гвидо; Норденфельт, Сюзанна; Харни, Эдаоин; Стюардсон, Кристин; Фу, Цяомэй; Миттник, Алисса; Банффи, Эстер; Эконому, Христос; Франкен, Майкл; Фридрих, Сюзанна; Пенья, Рафаэль Гарридо; Халлгрен, Фредрик; Хартанович, Валерий; Хохлов, Александр; Кунст, Майкл; Кузнецов Павел; Меллер, Харальд; Мочалов Олег; Мосеев, Вячеслав; Никлиш, Николь; Пихлер, Сандра Л.; Риш, Роберто; Герра, Мануэль А. Рохо; Рот, Кристина; Сечени-Надь, Анна; Валь, Иоахим; Мейер, Матиас; Краузе, Джон; Браун, Доркас; Энтони, Дэвид; Купер, Алан; Альт, Курт Вернер; Райх, Дэвид (10 февраля 2015 г.). «Массовая миграция из степи является источником индоевропейских языков в Европе» . биоRxiv . 522 (7555): 207–211. arXiv : 1502.02783 . Бибкод : 2015Natur.522..207H . биоRxiv   10.1101/013433 . дои : 10.1038/NATURE14317 . ПМК   5048219 . ПМИД   25731166 . Проверено 7 августа 2018 г.
  14. ^ Аллентофт, Мортен Э.; Сикора, Мартин; Шегрен, Карл-Йоран; Расмуссен, Саймон; Расмуссен, Мортен; Стендерап, Йеспер; Дамгаард, Питер Б.; Шредер, Ханнес; Альстрем, Торбьёрн; Победитель, Лассе; Маласпинас, Анна-Сапфо; Маргарян, Ашот; Хайэм, Том; Чивалл, Дэвид; Линнер, Нильс; Харвиг, Средняя школа; барон Юстина; Каса, Филипп Делла; Домбровский, Павел; Даффи, Пол Р.; Эбель, Александр В.; Епимахов Андрей; Фрей, Карин; Фурманек, Мирослав; Гралак, Томас; Громов, Андрей; Гронкевич, Станислав; Групе, Гизела; Хайду, Томас; Яриш, Радослав; Хартанович, Валерия; Хохлов, Александр; Поцелуй, Виктория; Коларж, Ян; Крийска, Ивар; Ласак, Ирена; Лонги, Кристина; МакГлинн, Джордж; Меркявичюс, Альгимантас; Мерките, Инга; Мецпалу, Мейт; Мкртчян, Рузан; Моисеев Вячеслав; Пайя, Ласло; Палфи, Дьёрдь; Покутта, Далия; Поторопился, Люк; Прайс, Т. Дуглас; Сааг, Лехти; Саблин, Михаил; Шишлина, Наталья; Смрчка, Вацлав; Соенов Василий Иванович; Севереньи, Вайк; Тот, Густав; Трифанова Сынару В.; Варул, Леви; Вице, Магдольна; Член епископальной церкви Левон; Житенев Владислав; Орландо, Людовик; Зихеритц-Понтен, Томас; Брунак, Сорен; Нильсен, Расмус; Кристиансен, Кристиан; Виллерслев, Эске (1 июня 2015 г.). «Популяционная геномика Евразии бронзового века» . Природа . 522 (7555): 167–172. Бибкод : 2015Natur.522..167A . дои : 10.1038/nature14507 . ПМИД   26062507 . S2CID   4399103 .
  15. ^ Мэтисон, Иэн; Лазаридис, Иосиф; Роланд, Надин; Маллик, Свапан; Ламас, Бастьен; Пикрелл, Джозеф; Меллер, Харальд; Герра, Мануэль А. Рохо; Краузе, Йоханнес; Энтони, Дэвид; Браун, Доркас; Фокс, Карлес Лалуэса; Купер, Алан; Альт, Курт В.; Хаак, Вольфганг; Паттерсон, Ник; Райх, Дэвид (14 марта 2015 г.). «Восемь тысяч лет естественного отбора в Европе» . bioRxiv : 016477. doi : 10.1101/016477 . Получено 7 августа 2018 г. - через biorxiv.org.
  16. ^ Хайден, Брайан (1987). «Старая Европа: священный матриархат или дополнительная оппозиция?» . В Бонанно, Энтони (ред.). Археология и культ плодородия в Древнем Средиземноморье: доклады, представленные на Первой международной конференции по археологии Древнего Средиземноморья, Мальтийский университет, 2-5 сентября 1985 г. Амстердам : Б. Р. Грюнер . стр. 17–30. ISBN  9789060322888 .
  17. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 6 июня 2010 года . Проверено 27 мая 2010 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  18. ^ «Коллекция Марии Гимбутас – Архив и исследовательский центр OPUS» . Opusarchives.org . Проверено 7 августа 2018 г.
  19. ^ «По словам антрополога Эшли Монтегю, «Мария Гимбутас дала нам настоящий Розеттский камень величайшей эвристической ценности для будущих работ в области герменевтики археологии и антропологии». «Аспирантура Тихоокеанского региона | Библиотека Кэмпбелла и Гимбутаса | Мария Гимбутас - жизнь и работа» . Архивировано из оригинала 4 февраля 2004 года . Проверено 19 февраля 2004 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б с Питер Стейнфелс (1990) Идиллическая теория богинь порождает бурю . «Нью-Йорк Таймс», 13 февраля 1990 г.
  21. ^ К. Спретнак (2011). «Анатомия негативной реакции: о работе Марии Гимбутас» (PDF) . Журнал археомифологии . 7 :1–27. ISSN   2162-6871 .
  22. ^ Пол Кипарски, « Новые перспективы исторической лингвистики », появится в «Справочнике по исторической лингвистике» Клэр Бауэрн (ред.).
  23. Книга о научной грамотности The New York Times: что нужно знать каждому, от Ньютона до мяча, стр. 85, Ричард Фласте, 1992 г.
  24. ^ С. Милисаускас, Европейская предыстория (Springer, 2002), стр. 82, 386 и т. д. См. Также Колин Ренфрю, изд., Мегалитические памятники Западной Европы: последние свидетельства (Лондон: Темза и Гудзон, 1983).
  25. ^ П. Уко, Антропоморфные фигурки додинастического Египта и неолитического Крита со сравнительным материалом из доисторического Ближнего Востока и материковой Греции (Лондон, А. Шмидла, 1968).
  26. ^ А. Флеминг (1969), «Миф о Богине-Матери». Архивировано 31 мая 2016 г. в Wayback Machine , World Archeology 1 (2), 247–261.
  27. ^ Кэти Гир (2009), Кносс и пророки модернизма , University of Chicago Press, стр. 4–16 и далее.
  28. ^ См. также Шарлотта Аллен, «Ученые и богиня». , The Atlantic Monthly , 1 января 2001 г.
[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Чепмен, Джон (1998), «Влияние современных вторжений и миграций на археологические объяснения: биографический очерк Марии Гимбутас», в Диас-Андреу, Маргарита; Соренсен, Мари Луиза Стиг (ред.), Раскопки женщин: история женщин в европейской археологии , Нью-Йорк : Routledge , стр. 295–314, ISBN  978-0-415-15760-5
  • Эльстер, Эрнестина С. (2007). «Мария Гимбутас: определение повестки дня», в книге «Археология и женщины: проблемы древности и современности» , ред. Сью Гамильтон, Рут Д. Уайтхаус и Кэтрин И. Райт. Left Coast Press (перепечатка Routledge, 2016)
  • Хойслер, Александр (1995), «Об археологии и происхождении индоевропейцев», в Куне, Мартин; Венцлова, Натали (ред.), Куда идет археология? Статьи в честь Евзена Неуступного , Прага : Институт археологии, стр. 211–229, ISBN.  978-80-901934-0-6
  • Иверсен, Джулия (2005). «Гимбутас, Мария», в Энциклопедии религии , 2-е изд. Эд. Линдси Джонс. Детройт: Макмиллан, том. 5: 3492–4.
  • Марлер, Джоан (1997), Царство предков: антология в честь Марии Гимбутас , Манчестер , Коннектикут : знания, идеи и тенденции, ISBN  978-1-879198-25-8
  • Марлер, Джоан (1998), «Мария Гимбутас: дань литовской легенде», в ЛаФонт, Сюзанна (редактор), Женщины в переходный период: голоса из Литвы , Олбани , Нью-Йорк : State University of New York Press , ISBN  978-0-7914-3811-4
  • Мескелл, Линн (1995), «Богини, Гимбуты и археология «Нового века», Antiquity , 69 (262): 74–86, doi : 10.1017/S0003598X00064310 , S2CID   162614650
  • Милисаускас, Шарунас (2011). «Мария Гимбутас: Некоторые наблюдения о ее ранних годах, 1921–1944», Antiquity 74: 80–4.
  • Мердок, Морин (2014). «Гимбутас, Мария и Богиня», в Энциклопедии психологии и религии , 2-е изд. Эд. Дэвид А. Лиминг. Нью-Йорк – Гейдельберг – Дордрехт – Лондон: Springer, стр. 705–10.
  • Уэр, Сьюзен; Браукман, Стейси Лоррейн (2004), Известные американские женщины: Биографический словарь, завершающий двадцатый век , Кембридж , Массачусетс : Издательство Гарвардского университета , ISBN  978-0-674-01488-6
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 57be95b258d89c72a8f546cafc89ce0c__1719757260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/57/0c/57be95b258d89c72a8f546cafc89ce0c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Marija Gimbutas - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)