Мария Гимбутас
Мария Гимбутас | |
---|---|
Рожденный | Мария Бируте Алсейкайте 23 января 1921 г. |
Умер | 2 февраля 1994 г. Лос-Анджелес, Калифорния , США | ( 73 года
Национальность | литовский |
Другие имена | Литовский : Мария Гимбутене. |
Альма-матер | Вильнюсский университет |
Занятие | Археолог |
Годы активности | 1949–1991 |
Работодатель | Калифорнийский университет, Лос-Анджелес |
Известный | Курганская гипотеза |
Заметная работа | Богини и боги старой Европы (1974) Язык богини (1989) Цивилизация богини (1991) Белый (1961) Славяне (1971) |
Родители |
|
Часть серии о |
Индоевропейские темы |
---|
Мария Гимбутас ( литовский : Мария Бируте Алсейкайте-Гимбутиене , произносится ['ɡɪmbutas] ; 23 января 1921 — 2 февраля 1994) — литовский археолог и антрополог, известный своими исследованиями культур неолита и бронзового века « Старой Европы » и за ее курганную гипотезу , согласно которой протоиндоевропейская родина располагалась в Причерноморской степи .
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Мария Гимбутас родилась как Мария Бируте Алсейкайте в семье Вероники Янулайтите-Алсейкене и Даниелюса Алсейка в Вильнюсе , столице Среднелитовской Республики ; ее родители были представителями литовской интеллигенции. [1]
Ее мать получила степень доктора офтальмологии в Берлинском университете в 1908 году, а отец получил медицинскую степень в Тартуском университете в 1910 году. После восстановления независимости Литвы в 1918 году родители Гимбутаса организовали Литовскую ассоциацию санитарной помощи , которая основала первую Литовская больница в столице. [1]
В этот период ее отец также был издателем газеты Vilniaus žodis и культурного журнала Vilniaus šviesa и был ярым сторонником независимости Литвы во время польско-литовской войны . [2]
Родители Гимбутаса были ценителями традиционного литовского народного искусства и часто приглашали к себе домой современных музыкантов, писателей и авторов, в том числе Выдунаса , Юозаса Тумаса-Вайжгантаса и Йонаса Басанавичюса . [3] Что касается ее сильного культурного воспитания, Гимбутас сказала:
У меня была возможность познакомиться с такими писателями и художниками, как Выдунас, Тумас-Вайжгантас, даже Басанавичюс, о котором заботились мои родители. Когда мне было четыре или пять лет, я сидел в кресле Басанавичюса и чувствовал себя нормально. И впоследствии, на протяжении всей моей жизни, фольклор Басанавичюса оставался для меня чрезвычайно важным. [3]
В 1931 году Гимбутас поселилась с родителями в Каунасе , временной столице Литвы . После того, как в том же году ее родители развелись, она жила с матерью и братом Витаутасом в Каунасе. Пять лет спустя внезапно умер ее отец. На смертном одре своего отца Гимбутас поклялась, что будет учиться, чтобы стать ученой: «Внезапно мне пришлось задуматься о том, кем я буду, что я буду делать со своей жизнью. катание на коньках, езда на велосипеде, я полностью переоделся и начал читать». [4] [5]
Эмиграция и жизнь за рубежом
[ редактировать ]В 1941 году она вышла замуж за архитектора Юргиса Гимбутаса. Во время Второй мировой войны Гимбутас жил в условиях советской оккупации (1940–41), а затем немецкой оккупации (1941–43). [6]
Первая дочь Гимбутаса, Дануте, родилась в июне 1942 года. Через год после рождения дочери молодая семья Гимбутасов перед лицом наступающей советской армии бежала из страны в районы, контролируемые нацистской Германией , сначала в Вену и затем в Инсбрук и Баварию. [7] Описывая этот неспокойный период, Гимбутас заметила: «Жизнь скручивала меня, как маленькое растение, но моя работа продолжалась в одном направлении». [8]
В следующем году, проходя постдокторантуру в Тюбингене, Гимбутас родила вторую дочь Живиле. В 1950-х годах семья Гимбутас покинула Германию и переехала в США, где Гимбутас сделал успешную академическую карьеру. [7] [9] [10] Ее третья дочь Раса Юлия родилась в 1954 году в Бостоне.
Гимбутас умерла в Лос-Анджелесе Каунаса в 1994 году в возрасте 73 лет. Вскоре после этого ее похоронили на Петрашюнском кладбище .
Карьера
[ редактировать ]Образование и академические назначения
[ редактировать ]С 1936 года Гимбутас участвовал в этнографических экспедициях по фиксации традиционного фольклора и изучению литовских верований и ритуалов смерти. [1] В 1938 году она с отличием окончила гимназию Аушра в Каунасе и в том же году поступила в Университет Витаутаса Великого , где изучала лингвистику на филологическом факультете. Затем она поступила в Вильнюсский университет, чтобы продолжить обучение в аспирантуре по археологии (под руководством Йонаса Пузинаса ), лингвистике, этнологии, фольклору и литературе. [1]
В 1942 году с отличием защитила магистерскую диссертацию «Способы погребения в Литве в железном веке». [1] В 1942 году получила степень магистра искусств в Вильнюсском университете (Литва).
В 1946 году Гимбутас получила докторскую степень по археологии, а также по этнологии и истории религии в Тюбингенском университете за диссертацию «Доисторические погребальные обряды в Литве» («Die Bestattung in Litauen in der vorgeschichtlichen Zeit»), которая была опубликована позже. в том году. [7] [11] Она часто говорила, что держала диссертацию под одной рукой, а ребенка под другой, когда они с мужем бежали из города Каунас в Литве перед лицом наступающей советской армии в 1944 году.
С 1947 по 1949 год она работала в аспирантуре Гейдельбергского и Мюнхенского университетов.
Приехав в США в 1950-х годах, Гимбутас сразу же поступил на работу в Гарвардский университет, переводя восточноевропейские археологические тексты. Затем она стала преподавателем кафедры антропологии. В 1955 году она стала членом Гарвардского музея Пибоди .
Затем Гимбутас преподавала в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, где она стала профессором европейской археологии и индоевропейских исследований в 1964 году и куратором археологии Старого Света в 1965 году. [12] В 1993 году Гимбутас получил степень почетного доктора Университета Витаутаса Великого в Каунасе, Литва.
Курганская гипотеза
[ редактировать ]В 1956 году Гимбутас представила свою курганную гипотезу , которая сочетала археологические исследования характерных курганных курганов с лингвистикой, чтобы разгадать некоторые проблемы в изучении протоиндоевропейских (PIE) говорящих народов, которых она назвала «курганцами»; а именно, объяснить их происхождение и проследить их миграцию в Европу. Эта гипотеза и ее метод объединения дисциплин оказали значительное влияние на индоевропейские исследования .
х годов Гимбутас заработала репутацию специалиста мирового уровня по Европе бронзового века , а также по литовскому народному искусству и предыстории балтов В 1950-х и начале 1960 - и славян , что частично суммировано в ее окончательном опусе « Культуры бронзового века Центральная и Восточная Европа (1965). В своей работе она по-новому интерпретировала европейскую предысторию в свете своего опыта в лингвистике, этнологии и истории религий и бросила вызов многим традиционным предположениям о зарождении европейской цивилизации.
Будучи профессором европейской археологии и индоевропейских исследований в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе с 1963 по 1989 год, Гимбутас руководил крупными раскопками неолитических памятников в юго-восточной Европе в период с 1967 по 1980 год, включая Анзабегово, недалеко от Штипа , Республика Северная Македония, а также Ситагрой и Ахиллеон в Фессалии. (Греция). Раскапывая слои земли, представляющие период времени до современных оценок неолитического проживания в Европе – где другие археологи не ожидали дальнейших находок – она обнаружила большое количество артефактов повседневной жизни, религии или духовности, которые она исследовала и документировала на протяжении всего времени. ее карьера.
Три генетических исследования, проведенные в 2015 году, подтвердили курганскую теорию Гимбутаса относительно индоевропейского урхеймата . Согласно этим исследованиям, гаплогруппы Y-хромосомы R1b и R1a , сейчас наиболее распространенные в Европе (R1a также распространена в Южной Азии), должны были распространиться из русских степей вместе с индоевропейскими языками; они также обнаружили аутосомный компонент, присутствующий у современных европейцев, которого не было у европейцев эпохи неолита, который должен был быть введен с отцовскими линиями R1b и R1a, а также с индоевропейскими языками. [13] [14] [15]
Поздняя археология
[ редактировать ]Гимбутас получила известность и известность в англоязычном мире благодаря своим трем последним англоязычным книгам: «Богини и боги старой Европы» (1974); «Язык богини» (1989), вдохновивший на проведение выставки в Висбадене , 1993–94; и последняя из трех, «Цивилизация богини» (1991), в которой на основе ее документированных археологических находок представлен обзор ее выводов о неолитических культурах Европы: модели жилищного строительства, социальная структура, искусство, религия и природа. грамотности.
В трилогии «Богиня» Гимбутас сформулировала то, что Гимбутас считала различиями между древнеевропейской системой, которую она считала ориентированной на богиню и женщину ( гиноцентрической ), и индоевропейской патриархальной («андрократической») культурой бронзового века, которая вытеснила ее. [16] Согласно ее интерпретациям, гиноцентрические (или матристические ) общества были мирными, почитаемыми женщинами и поддерживали экономическое равенство . [ нужна ссылка ] С другой стороны, андрократические курганские народы, в которых доминировали мужчины, вторглись в Европу и навязали ее коренным народам иерархическое правление воинов-мужчин.
Влияние
[ редактировать ]Работы Гимбутас вместе с работами ее коллеги, мифолога Джозефа Кэмпбелла , хранятся в Архивах и исследовательском центре OPUS на территории кампуса Института последипломного образования Пасифики в Карпинтерии, Калифорния . Библиотека включает обширную коллекцию Гимбутаса по темам археологии, мифологии, фольклора, искусства и лингвистики. В архивах Гимбутаса хранится более 12 000 изображений священных фигур, сделанных лично Гимбутасом, а также файлы исследований неолитических культур Старой Европы. [17] [18]
Мэри Макки написала четыре исторических романа, основанных на исследованиях Гимбутаса: «Год, когда пришли лошади» , «Лошади у ворот» , «Весенние огни » и «Деревня костей» .
Прием
[ редактировать ]Джозеф Кэмпбелл и Эшли Монтегю [19] [20] каждый сравнивал важность результатов работы Гимбутаса с исторической важностью Розеттского камня в расшифровке египетских иероглифов . Перед своей смертью Кэмпбелл написал предисловие к новому изданию книги Гимбутаса «Язык богини» (1989) и часто говорил, как глубоко он сожалеет о том, что ее исследования неолитических культур Европы не были доступны, когда он писал «Маски Бога». . Экофеминистка утверждала в 2011 году , Шарлин Спретнак что «реакция» на творчество Гимбутас была организована, начиная с последних лет ее жизни и после ее смерти. [21]
Основная археология отвергла более поздние работы Гимбутаса. [22] Антрополог Бернард Уэйлс (1934–2012) из Пенсильванского университета прокомментировал The New York Times , что большинство сверстников Гимбутаса [23] считают, что она «чрезвычайно хорошо осведомлена, но не очень хороша в критическом анализе... Она собирает все данные, а затем делает скачок от них к выводам без каких-либо промежуточных аргументов». Он рассказал, что большинство археологов считают ее чудакой. [20]
Дэвид В. Энтони высоко оценил идеи Гимбутаса относительно индоевропейского урхеймата, но также оспорил утверждение Гимбутаса о том, что до вторжения в Курган существовало широко распространенное мирное общество, отметив, что в Европе были городища и оружие, а также, предположительно, войны, задолго до Кургана. [20] Стандартный учебник по европейской предыстории подтверждает это утверждение, утверждая, что в неолитической Европе существовали войны и что взрослым мужчинам отдавалось предпочтение в погребальных обрядах. [24]
Питер Уко и Эндрю Флеминг были двумя ранними критиками теории «Богини», с которой позже стал ассоциироваться Гимбутас. Уко в своей монографии 1968 года «Антропоморфные фигурки додинастического Египта» предостерег от необоснованных выводов о значении статуй. Он отмечает, например, что ранние египетские фигурки женщин, держащих грудь, считались «очевидно» символизирующими материнство или плодородие, но « Тексты пирамид» показывают, что в Египте это был женский жест горя. [25]
Флеминг в своей статье 1969 года «Миф о Богине-Матери» поставил под сомнение практику идентификации неолитических фигур как женщин, когда они не были четко различены как мужские, и подверг сомнению другие аспекты интерпретации «Богини» неолитической резьбы по камню и погребальные практики. [26] Синтия Эллер также обсуждает роль Гимбутас во внедрении этой идеи в феминизм в своей книге 2000 года «Миф о матриархальной предыстории» .
Книга Кэти Гир «Кносс и пророки модернизма» 2009 года исследует политическое влияние на археологию в более общем плане. На примере Кносса на острове Крит , который представлялся как парадигма пацифистского, матриархального и сексуально свободного общества, Гир утверждает, что археология может легко скатиться к отражению того, что люди хотят видеть, вместо того, чтобы учить людей незнакомому миру. прошлое. [27] [28]
Библиография
[ редактировать ]Монографии
[ редактировать ]- Гимбутас, Мария (1946). Погребение в Литве в доисторические времена. Тюбинген: Х. Лаупп.
- Гимбутас, Мария (1956). Предыстория Восточной Европы. Часть I: Культуры мезолита, неолита и медного века в России и Прибалтике. Американская школа доисторических исследований, Бюллетень № 20 Гарвардского университета. Кембридж, Массачусетс: Музей Пибоди.
- Гимбутас, Мария и Р. Эрих (1957). Обзор COWA и библиография, регион – Центральная Европа . Кембридж: Гарвардский университет.
- Гимбутас, Мария (1958). Древняя символика в литовском народном искусстве. Филадельфия: Американское фольклорное общество, Мемуары Американского фольклорного общества 49.
- Гимбутас, Мария (1958). [Обзор предыстории Восточной Пруссии и Западной Литвы]. Нью-Йорк: Литовские исследования И.
- Гимбутас, Мария и Р. Эрих (1959). Обзор и библиография COWA, область 2 – Скандинавия . Кембридж: Гарвардский университет.
- Гимбутас, Мария (1963). Балты . Лондон: Темза и Гудзон, Древние народы и места 33.
- Гимбутас, Мария (1965). Культуры бронзового века в Центральной и Восточной Европе . Гаага/Лондон: Мутон.
- Гимбутас, Мария (1971). Славяне . Лондон: Темза и Гудзон, Древние народы и места 74.
- Гимбутас, Мария (1974). Обре и его место в старой Европе . Сараево: Музей Земальского. Научные отчеты из Боснийско-Герцоговинского государственного музея, том 4, выпуск А.
- Гимбутас, Мария (1974). Богини и боги старой Европы, 7000–3500 гг. до н. э.: мифы, легенды и культовые образы . Лондон: Темза и Гудзон.
- Гимбутас, Мария (1981). Пещера Скалория: отчет об исследованиях 1980 года, касающихся раскопок 1979 года . Манфредония: Муниципальная администрация.
- Гимбутене, Мария (1985). Белые в доисторические времена: этногенез, материальная культура и мифология. Вильнюс: Наука.
- Гимбутас, Мария (1989). Язык Богини: Раскапывание скрытых символов западной цивилизации . Сан-Франциско: Харпер и Роу.
- Гимбутас, Мария (1991). Цивилизация Богини: Мир Старой Европы . Сан-Франциско: Харпер.
- Гимбутас, Мария (1992). Этногенез европейских индоевропейцев . Инсбрук: Институт лингвистики Инсбрукского университета, вклад Инсбрука в лингвистику, лекции и небольшие статьи 54.
- Гимбутас, Мария (1994). Конец Старой Европы. Нашествие степных кочевников с юга России и индоевропеизация Центральной Европы . Инсбрук: Институт лингвистики.
- Гимбутас, Мария, отредактировано и дополнено Мириам Роббинс Декстер (1999) «Живые богини» . Беркли/Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета.
Отредактированные тома
[ редактировать ]- Гимбутас, Мария (редактор) (1974). Обре, Неолитические стоянки в Боснии . Сараево: А. Археологический.
- Гимбутас, Мария (редактор) (1976). Неолитическая Македония, отраженная на раскопках в Анзе, юго-восточная Югославия . Лос-Анджелес: Институт археологии Калифорнийского университета, Archaeologica 1.
- Ренфрю, Колин, Мария Гимбутас и Эрнестина С. Эльстер (1986). Раскопки в Ситагрой, доисторической деревне на северо-востоке Греции. Том. 1. Лос-Анджелес: Институт археологии Калифорнийского университета, Archaeologica 13.
- Гимбутас, Мария, Шан Винн и Дэниел Симабуку (1989). Ахиллеон: неолитическое поселение в Фессалии, Греция, 6400–5600 гг. до н. э. Лос-Анджелес: Институт археологии Калифорнийского университета, Лос-Анджелес. Археологический памятник 14.
Статьи
[ редактировать ]- 1960: «Культурные изменения в Европе в начале второго тысячелетия до нашей эры: вклад в индоевропейскую проблему», Избранные доклады Пятого Международного конгресса антропологических и этнологических наук. Филадельфия, 1–9 сентября 1956 г. , изд. АФК Уоллес. Филадельфия: University of Philadelphia Press, 1960, стр. 540–552.
- 1961: «Заметки о хронологии и расширении культуры ямных могил», L'Europe à la fin de l'Age de la Pierre , ред., Дж. Бом и С. Дж. Де Лает. Прага: Чехословацкая академия наук, 1961, стр. 193–200.
- 1963: «Индоевропейцы: археологические проблемы», американский антрополог 65 (1963): 815–836. дои : 10.1525/aa.1963.65.4.02a00030
- 1970: «Протоиндоевропейская культура: курганная культура в пятом, четвертом и третьем тысячелетиях до нашей эры», индоевропейцы и индоевропейцы. Доклады, представленные на Третьей индоевропейской конференции в Пенсильванском университете , под ред. Джордж Кардона, Генри М. Хёнигсвальд и Альфред Сенн. Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета, 1970, стр. 155–197.
- 1973: «Старая Европа около 7000–3500 до н. э.: Самая ранняя европейская цивилизация до проникновения индоевропейских народов», Журнал индоевропейских исследований (JIES) 1 (1973): 1–21.
- 1977: «Первая волна евразийских степных скотоводов в Европу медного века», JIES 5 (1977): 277–338.
- «Золотое сокровище в Варне», Археология 30, 1 (1977): 44–51.
- 1979: «Три волны курганцев в Старую Европу, 4500–2500 до н.э.», Archives suisses d'anthropologie generale . 43(2) (1979): 113–137.
- 1980: «Курганская волна № 2 (около 3400–3200 гг. До н.э.) в Европу и последующая трансформация культуры», JIES 8 (1980): 273–315.
- «Храмы старой Европы», Archeology 33 (6) (1980): 41–50.
- 1980–81: «Трансформация европейской и анатолийской культуры около 4500–2500 гг. До н.э. и ее наследие», JIES 8 (I-2), 9 (I-2).
- 1982: «Старая Европа в пятом тысячелетии до нашей эры: европейская ситуация с приходом индоевропейцев», Индоевропейцы в четвертом и третьем тысячелетиях до нашей эры , изд. Эдгар К. Поломе. Анн-Арбор: Издательство Карома, 1982, стр. 1–60.
- «Женщины и культура в старой Европе, ориентированной на богиню», «Политика женской духовности» , изд. Шарлин Спретнак. Нью-Йорк: Даблдей, 1982, стр. 22–31.
- «Вульвы, грудь и ягодицы богини-создательницы: комментарий к истокам искусства», Форма прошлого: исследования в честь Франклина Д. Мерфи , ред. Джорджио Буччеллати и Чарльз Сперони. Лос-Анджелес: Институт археологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, 1982.
- 1985: «Первичная и вторичная родина индоевропейцев: комментарии к статьям Гамкрелидзе-Иванова», JIES 13 (1–2) (1985): 185–202.
- 1986: «Курганная культура и лошадь», критика статьи Дэвида В. Энтони «Курганная культура, индоевропейское происхождение и приручение лошади: новый взгляд» (тот же выпуск, стр. 291–313). , Current Anthropology 27(4) (1986): 305–307.
- «Заметки об этногенезе индоевропейцев в Европе», «Этногенез европейских народов» , под ред. В. Бернхард и А. Кандлер-Палссон. Штутгарт / Нью-Йорк: Густав Фишес Верлаг, 1986: 5–19.
- 1987: «Дохристианская религия Литвы», Христианизация Литвы . Рим, 1987 год.
- « Плодородие земли старой Европы », Dialogues d'histoire ancienne , vol. 13, нет. 1 (1987): 11–69.
- 1988: «Обзор археологии и языка Колина Ренфрю», Current Anthropology 29 (3) (июль 1988 г.): 453–456.
- «Объяснение великих перемен, критика археологии и языка К. Ренфрю», литературное приложение London Times (24–30 июня), 1988, стр. 714.
- 1990: «Социальная структура старой Европы. Часть II», JIES 18 (1990): 225–284.
- «Столкновение двух идеологий», Когда миры сталкиваются: индоевропейцы и доиндоевропейцы , ред. ТЛ Марки и AC Греппин. Анн-Арбор (Мичиган): Касома, 1990, стр. 171–178.
- «Настенные росписи Чатал-Хююка, 8–7 тысячелетия до н. э.», Обзор археологии , 11 (2) (1990): 1–5.
- 1992: «Хронологии Восточной Европы: от неолита до раннего бронзового века», Хронологии археологии Старого Света , том. 1, изд. Р.В. Эрих. Чикаго, Лондон: Издательство Чикагского университета, 1992, стр. 395–406.
- 1993: «Индоевропеизация Европы: вторжение степных скотоводов с юга России и трансформация Старой Европы», Word 44 (1993): 205–222. дои : 10.1080/00437956.1993.11435900
Сборник статей
[ редактировать ]- Декстер, Мириам Роббинс и Карлин Джонс-Блей (редакторы) (1997). Курганная культура и индоевропеизация Европы: Избранные статьи с 1952 по 1993 годы М. Гимбутаса . Монография 18 журнала индоевропейских исследований. Вашингтон, округ Колумбия: Институт изучения человека.
Исследования в честь
[ редактировать ]- Скомаль, Сьюзан Нацев и Эдгар К. Поломе (редакторы) (1987). Протоиндоевропейский: археология лингвистической проблемы. Этюды в честь Марии Гимбутас . Монография № 001 журнала индоевропейских исследований. Вашингтон, округ Колумбия: Институт изучения человека.
- Марлер, Джоан, изд. (1997). Из царства предков: Антология в честь Марии Гимбутас . Манчестер, Коннектикут: Knowledge, Ideas & Trends, Inc.
- Декстер, Мириам Роббинс и Эдгар К. Поломе, ред. (1997). Вариа об индоевропейском прошлом: статьи памяти Гимбутаса, Марии . Монография № 19 журнала индоевропейских исследований. Вашингтон, округ Колумбия: Институт изучения человека.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Уэр и Браукман 2004 , с. 234
- ^ Марлер 1998 , с. 114.
- ^ Перейти обратно: а б Марлер 1998 , с. 115.
- ^ Марлер 1998 , с. 116.
- ^ Марлер 1997 , с. 9
- ^ Ware & Braukman 2004 , стр. 234–35.
- ^ Перейти обратно: а б с Уэр и Браукман 2004 , с. 235.
- ^ Марлер 1998 , с. 118.
- ^ Чепмен 1998 , с. 300.
- ^ Марлер 1998 , с. 119.
- ^ [1] [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Женщины в археологии Старого Света» . Браун.edu . Проверено 7 августа 2018 г.
- ^ Хаак, Вольфганг; Лазаридис, Джозеф; Паттерсон, Ник; Роланд, Надин; Маллик, Свапан; Ламас, Бастьен; Брандт, Гвидо; Норденфельт, Сюзанна; Харни, Эдаоин; Стюардсон, Кристин; Фу, Цяомэй; Миттник, Алисса; Банффи, Эстер; Эконому, Христос; Франкен, Майкл; Фридрих, Сюзанна; Пенья, Рафаэль Гарридо; Халлгрен, Фредрик; Хартанович, Валерий; Хохлов, Александр; Кунст, Майкл; Кузнецов Павел; Меллер, Харальд; Мочалов Олег; Мосеев, Вячеслав; Никлиш, Николь; Пихлер, Сандра Л.; Риш, Роберто; Герра, Мануэль А. Рохо; Рот, Кристина; Сечени-Надь, Анна; Валь, Иоахим; Мейер, Матиас; Краузе, Джон; Браун, Доркас; Энтони, Дэвид; Купер, Алан; Альт, Курт Вернер; Райх, Дэвид (10 февраля 2015 г.). «Массовая миграция из степи является источником индоевропейских языков в Европе» . биоRxiv . 522 (7555): 207–211. arXiv : 1502.02783 . Бибкод : 2015Natur.522..207H . биоRxiv 10.1101/013433 . дои : 10.1038/NATURE14317 . ПМК 5048219 . ПМИД 25731166 . Проверено 7 августа 2018 г.
- ^ Аллентофт, Мортен Э.; Сикора, Мартин; Шегрен, Карл-Йоран; Расмуссен, Саймон; Расмуссен, Мортен; Стендерап, Йеспер; Дамгаард, Питер Б.; Шредер, Ханнес; Альстрем, Торбьёрн; Победитель, Лассе; Маласпинас, Анна-Сапфо; Маргарян, Ашот; Хайэм, Том; Чивалл, Дэвид; Линнер, Нильс; Харвиг, Средняя школа; барон Юстина; Каса, Филипп Делла; Домбровский, Павел; Даффи, Пол Р.; Эбель, Александр В.; Епимахов Андрей; Фрей, Карин; Фурманек, Мирослав; Гралак, Томас; Громов, Андрей; Гронкевич, Станислав; Групе, Гизела; Хайду, Томас; Яриш, Радослав; Хартанович, Валерия; Хохлов, Александр; Поцелуй, Виктория; Коларж, Ян; Крийска, Ивар; Ласак, Ирена; Лонги, Кристина; МакГлинн, Джордж; Меркявичюс, Альгимантас; Мерките, Инга; Мецпалу, Мейт; Мкртчян, Рузан; Моисеев Вячеслав; Пайя, Ласло; Палфи, Дьёрдь; Покутта, Далия; Поторопился, Люк; Прайс, Т. Дуглас; Сааг, Лехти; Саблин, Михаил; Шишлина, Наталья; Смрчка, Вацлав; Соенов Василий Иванович; Севереньи, Вайк; Тот, Густав; Трифанова Сынару В.; Варул, Леви; Вице, Магдольна; Член епископальной церкви Левон; Житенев Владислав; Орландо, Людовик; Зихеритц-Понтен, Томас; Брунак, Сорен; Нильсен, Расмус; Кристиансен, Кристиан; Виллерслев, Эске (1 июня 2015 г.). «Популяционная геномика Евразии бронзового века» . Природа . 522 (7555): 167–172. Бибкод : 2015Natur.522..167A . дои : 10.1038/nature14507 . ПМИД 26062507 . S2CID 4399103 .
- ^ Мэтисон, Иэн; Лазаридис, Иосиф; Роланд, Надин; Маллик, Свапан; Ламас, Бастьен; Пикрелл, Джозеф; Меллер, Харальд; Герра, Мануэль А. Рохо; Краузе, Йоханнес; Энтони, Дэвид; Браун, Доркас; Фокс, Карлес Лалуэса; Купер, Алан; Альт, Курт В.; Хаак, Вольфганг; Паттерсон, Ник; Райх, Дэвид (14 марта 2015 г.). «Восемь тысяч лет естественного отбора в Европе» . bioRxiv : 016477. doi : 10.1101/016477 . Получено 7 августа 2018 г. - через biorxiv.org.
- ^ Хайден, Брайан (1987). «Старая Европа: священный матриархат или дополнительная оппозиция?» . В Бонанно, Энтони (ред.). Археология и культ плодородия в Древнем Средиземноморье: доклады, представленные на Первой международной конференции по археологии Древнего Средиземноморья, Мальтийский университет, 2-5 сентября 1985 г. Амстердам : Б. Р. Грюнер . стр. 17–30. ISBN 9789060322888 .
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 6 июня 2010 года . Проверено 27 мая 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Коллекция Марии Гимбутас – Архив и исследовательский центр OPUS» . Opusarchives.org . Проверено 7 августа 2018 г.
- ^ «По словам антрополога Эшли Монтегю, «Мария Гимбутас дала нам настоящий Розеттский камень величайшей эвристической ценности для будущих работ в области герменевтики археологии и антропологии». «Аспирантура Тихоокеанского региона | Библиотека Кэмпбелла и Гимбутаса | Мария Гимбутас - жизнь и работа» . Архивировано из оригинала 4 февраля 2004 года . Проверено 19 февраля 2004 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Питер Стейнфелс (1990) Идиллическая теория богинь порождает бурю . «Нью-Йорк Таймс», 13 февраля 1990 г.
- ^ К. Спретнак (2011). «Анатомия негативной реакции: о работе Марии Гимбутас» (PDF) . Журнал археомифологии . 7 :1–27. ISSN 2162-6871 .
- ^ Пол Кипарски, « Новые перспективы исторической лингвистики », появится в «Справочнике по исторической лингвистике» Клэр Бауэрн (ред.).
- ↑ Книга о научной грамотности The New York Times: что нужно знать каждому, от Ньютона до мяча, стр. 85, Ричард Фласте, 1992 г.
- ^ С. Милисаускас, Европейская предыстория (Springer, 2002), стр. 82, 386 и т. д. См. Также Колин Ренфрю, изд., Мегалитические памятники Западной Европы: последние свидетельства (Лондон: Темза и Гудзон, 1983).
- ^ П. Уко, Антропоморфные фигурки додинастического Египта и неолитического Крита со сравнительным материалом из доисторического Ближнего Востока и материковой Греции (Лондон, А. Шмидла, 1968).
- ^ А. Флеминг (1969), «Миф о Богине-Матери». Архивировано 31 мая 2016 г. в Wayback Machine , World Archeology 1 (2), 247–261.
- ^ Кэти Гир (2009), Кносс и пророки модернизма , University of Chicago Press, стр. 4–16 и далее.
- ^ См. также Шарлотта Аллен, «Ученые и богиня». , The Atlantic Monthly , 1 января 2001 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Публикации Марии Гимбутас, проиндексированные Google Scholar
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чепмен, Джон (1998), «Влияние современных вторжений и миграций на археологические объяснения: биографический очерк Марии Гимбутас», в Диас-Андреу, Маргарита; Соренсен, Мари Луиза Стиг (ред.), Раскопки женщин: история женщин в европейской археологии , Нью-Йорк : Routledge , стр. 295–314, ISBN 978-0-415-15760-5
- Эльстер, Эрнестина С. (2007). «Мария Гимбутас: определение повестки дня», в книге «Археология и женщины: проблемы древности и современности» , ред. Сью Гамильтон, Рут Д. Уайтхаус и Кэтрин И. Райт. Left Coast Press (перепечатка Routledge, 2016)
- Хойслер, Александр (1995), «Об археологии и происхождении индоевропейцев», в Куне, Мартин; Венцлова, Натали (ред.), Куда идет археология? Статьи в честь Евзена Неуступного , Прага : Институт археологии, стр. 211–229, ISBN. 978-80-901934-0-6
- Иверсен, Джулия (2005). «Гимбутас, Мария», в Энциклопедии религии , 2-е изд. Эд. Линдси Джонс. Детройт: Макмиллан, том. 5: 3492–4.
- Марлер, Джоан (1997), Царство предков: антология в честь Марии Гимбутас , Манчестер , Коннектикут : знания, идеи и тенденции, ISBN 978-1-879198-25-8
- Марлер, Джоан (1998), «Мария Гимбутас: дань литовской легенде», в ЛаФонт, Сюзанна (редактор), Женщины в переходный период: голоса из Литвы , Олбани , Нью-Йорк : State University of New York Press , ISBN 978-0-7914-3811-4
- Мескелл, Линн (1995), «Богини, Гимбуты и археология «Нового века», Antiquity , 69 (262): 74–86, doi : 10.1017/S0003598X00064310 , S2CID 162614650
- Милисаускас, Шарунас (2011). «Мария Гимбутас: Некоторые наблюдения о ее ранних годах, 1921–1944», Antiquity 74: 80–4.
- Мердок, Морин (2014). «Гимбутас, Мария и Богиня», в Энциклопедии психологии и религии , 2-е изд. Эд. Дэвид А. Лиминг. Нью-Йорк – Гейдельберг – Дордрехт – Лондон: Springer, стр. 705–10.
- Уэр, Сьюзен; Браукман, Стейси Лоррейн (2004), Известные американские женщины: Биографический словарь, завершающий двадцатый век , Кембридж , Массачусетс : Издательство Гарвардского университета , ISBN 978-0-674-01488-6
- 1921 рождений
- 1994 смертей
- Американские женщины-учёные XX века
- Американские писательницы XX века
- Американские феминистки
- балтист
- Литовские археологи
- Литовские женщины-археологи
- Литовские эмигранты в США
- Литовские феминистки
- Матриархат
- Индоевропеисты
- Ученые из Вильнюса
- Исследователи славянской религии
- Выпускники Вильнюсского университета
- Американские женщины-археологи
- Выпускники Университета Витаутаса Великого
- Калифорнийский университет, факультет Лос-Анджелеса
- Похороны на Петрашюнском кладбище
- Американские археологи 20-го века