Язская культура
![]() Археологические культуры, связанные с индоиранскими миграциями (по EIEC ). Культуры Андроново , BMAC и Яз часто ассоциировались с индоиранскими миграциями. ( Культуры GGC Сват), Кладбище H , Медный клад и PGW являются кандидатами на роль культур, связанных с индоарийскими миграциями . | |
Период | Ранний железный век в. 1500–500 гг. До н.э. или ок. 1500 – 330 гг. до н.э. |
---|---|
Тип сайта | Яз-Таппе, Яз-Тепе или Яз-Депе, недалеко от Байрамали , Туркменистан. |
Предшественник | |
С последующим |
|
Язская культура (названа в честь типового памятника Яз-Таппе , Яз-Тепе или Яз-Депе , недалеко от Байрамали , Туркменистан). [1] раннего железного века ) — культура Маргианы , Бактрии и Согдианы ( ок. 1500–500 до н.э., [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] или в. 1500 –330 до н.э. [9] [10] ). Он возникает на вершинах стоянок позднего бронзового века ( BMAC ), иногда в виде платформ из сырцового кирпича и больших домов, связанных с ирригационными системами. Керамика в основном изготавливалась вручную, но все чаще использовалась колесная посуда. Среди других артефактов были найдены бронзовые или железные наконечники стрел, а также железные серпы или ковровые ножи. [11] [12] [13]
Учитывая наличие земледельческих цитаделей и отсутствие захоронений, он считается вероятным археологическим отражением ранней восточноиранской культуры , описанной в Авесте . [14] [15] До сих пор никаких захоронений, связанных с культурой, не обнаружено, и это рассматривается как возможное свидетельство зороастрийской практики обнажения или небесного захоронения . [2] [16] [17] [18]
Обзор
[ редактировать ]Письмо
[ редактировать ]В регионе Южной Центральной Азии цивилизация Оксус бронзового века (или BMAC ) была характерна для ирригационного и протогосударственного общества, основанного на торговле сырьем и товарами на большие расстояния. Однако в эпоху поздней бронзы (ок. 1900–1500 до н. э.) он внезапно исчез, а на его месте возник ранний железный век (ок. 1500/1400 – 1000 до н. э.). [9] Культура Яза I с сельскими поселениями, основанными вокруг укрепленных сооружений, контролем ирригационных систем, специфическим типом керамики ручной работы, а также почти полным исчезновением могил по сравнению с тысячами курганов на севере. [19] Керамика и сферические каменные булавы демонстрируют преемственность и современность между Яз Депе и Улуг Депе раннего железного века и Теккем Депе среди других периодов Намазга-Тепе VI. [13]
Утверждается, что культура Яз I связана с оседлостью кочевых индоиранцев в Евразийской степи , синтезом автохтонных черт. [2] [20] [21] [22] [23] [24] Она простиралась от центральной части гор Копетдага до плодородной дельты реки Мургаб . [5] Для него характерно полное отсутствие некрополей и гробниц, а также расписной керамики с треугольными и лестничными узорами. Недавние исследования показывают четыре группы узоров: треугольные ( треугольники и шевроны ), ромбы , полосы и дополнительные элементы. [25] По-видимому, она связана с чустской культурой Ферганской долины , Мундигаком V-VI в Систане и Пираком I-III на равнине Каччи . По сравнению с чустской культурой захоронений язской культуры не обнаружено. [2] [26] Аско Парпола и Фред Хиберт утверждали, что эти культуры, по-видимому, произошли от культуры Халадун (1750–1200 до н.э.) Синьцзяна и некоторых контактов андроновской культуры , что указывает на высшие слои европидов, говорившие на восточно-арийском языке. [27] [28] Внедрение культуры, по-видимому, связано с изменением звука *s > h , когда иранский язык пришел на индо-иранские пограничье ригведических племен около 1500 г. до н.э., что видно по изменению ведической реки Синдху на авестийскую индуистскую ( река Инд ), Сарасвати в Харашвайти . [29]
Лето II
[ редактировать ]Он датирован примерно 1100–700 или 1000–540 гг. До н.э. [9] в среднем железном веке, однако некоторые недавние исследования не считают точной границы между Яз I и Яз II. [7] Оно переместилось на север и северо-восток. [30] Для него характерен круговой гончарный тип (повторное появление круга, как в Намазга-Тепе V [31] ), металлургия железа, крупные укрепленные объекты, а также оккупация прежних объектов и продолжение погребальной практики. [32] [19]
Комплекс Яз II, по-видимому, коррелирует с Айрианем Ваеджа , родиной тех племен, говоривших на авестийском языке , отличном как от западно- иранских , так и от восточно-иранских языков , сменившемся в Бактрии первым в конце I тысячелетия до н.э. [33] Аско Парпола связал смену Яза I на Яза II около 1000 г. до н. э. с миграцией западных иранцев ( мидийцев , персов ). [34] Он считал, что народ Яз I говорил на прото- восточном иранском или прото- сакском языке . [24] [ нужен лучший источник ]
Руины древнего города Над-и-Али (9-8 вв. до н.э.), который отождествляется со столицей королевства династии Каянов , которое совпадает с Язом II/А (10-8 вв. до н.э.), а дата позднекаянская до периода Яз II / B ( столица Балх 7-6 века до н.э.). [33]
В конце Яза II/Б (8-7/6 вв. до н.э.) Мургабский оазис (Яз-депе, Аравали-депе, Тахирбай-депе) опустел. Вероятно, это объясняется кровавым восстанием Фрады (521 г. до н. э.), упомянутым в Бехистунской надписи , в ходе которого, как сообщается, 55 243 маргианина были убиты и 6 972 взяты в плен, а также завоеванием Бактрии. [35] [36] [37]
Лето III
[ редактировать ]Он датирован примерно 700–400 г. до н. э., или второй половиной VI и концом IV веков до н. э. (ок. 540–329 до н. э.) в эпоху позднего железного века, часть периода империи Ахеменидов , но по-прежнему характеризуется тем же культурная и погребальная преемственность. [38] [39] [40] Клювовидный венчик заменен в виде уплощенного валика, сосуды цилиндро-конические, [41] были обнаружены бронзовая трехлопастная стрела, железные топоры и тесла . [42]
Исследовать
[ редактировать ]Поселение Яз-Тепе было центральным районом в тогдашней столичной части Маргианы . [43] [44] В фазу железного века он занимал площадь 1 га и располагался на кирпичном платформенном кургане высотой 8 м, а стратиграфические раскопки на этом участке выявили комплексы Яз I (900–650 до н.э.) (с бронзовыми наконечниками стрел и железными артефактами в Тилля-Тепе ), Яз II (650–450 до н. э.) и остатки домов Яза III (450–350 до н. э.), [45] хотя позже хронология была обновлена до Яза I (ок. 1500/1400–1000 до н. э.), Яза II (ок. 1000–540 до н. э.) и Яза III (ок. 550–330 до н. э.). [9] Комплекс Язь I был аналогичен комплексам Северной Бактрии , поэтому культура отличалась развитием крупных поселений (иногда мелких [46] ) сосредоточены вокруг укрепленных крепостей, построенных на массивных платформах, но раскопки не смогли обнаружить переход от позднего бронзового века, в отличие от других культур. [47] Другими известными памятниками Маргии с керамикой Яз I являются Гонур-Тепе , Тоголук, Уч-Тепе, Адам Басан, Тайп, Гараой-Тепе, Тахирбай-Тепе. [2]
Поселение Кучук-Тепе в Бактрии (ныне Узбекистан ) также связано с культурой Яз I. [2] [48] Он выглядел как приплюснутый круглый холм площадью 0,5 га и высотой 8 м. Сооружения были построены на глиняной платформе, окруженной оборонительной стеной. В конце первого периода (X — середина VIII вв. до н. э.) в здании было двадцать пять палат; по-видимому, это был большой укрепленный дом, а к концу этого периода в регионе начинают появляться города. [44] Другими хорошо известными бактрийскими местами с керамикой Яз I являются Тилля-Тепе на северо-востоке Афганистана и Кызыл-Тепе, Джаркутан, Кангурт-Тут и Тегузак в Таджикистане . [2] [49] Единственным памятником Яз I в Таджикистане является Карим-берды размером 500 х 300 м. [50] Вдоль реки Кундуз расположены оазисы Найбабад и Фарукабад. [51] В поселениях Бандыхана, между Ширабадом и Деновым в Узбекистане, изображены Яз I (14-11 века до н.э.), Яз II/А (10-9/8 века до н.э.), Яз II/Б (8-7/6 века до н.э.). и Яз III (6-4 века до н. э.). [52]
Некоторые памятники ручной декорированной керамики Яз I были исследованы на юге Туркменистана (ранее северная Парфия ). Некоторые толщи Яз I были обнаружены в Парфии в Элкен-депе, Улуг-депе и северном кургане в Анау , а все комплексы перекрывают Намазга-Тепе VI тип толщ позднего бронзового века. В отличие от центров бронзового века, поселения Яз I раннего железного века были намного крупнее: в Элькен-Депе ок. 12 га, окруженная валами, а цитадель стояла на 6-метровой платформе. На стоянке в Анау был найден железный серп периода Яз I, датируемый началом I тысячелетия до нашей эры. [53] [13] Аскаров утверждал, что нельзя исключать, что Элькен-депе был тогда столицей северной Парфии. [47]
имеется 20 стоянок железного века культуры Яз I-III (1400–300 гг. до н.э.). В Серахском оазисе, субдельте реки Теджен на юге Туркменистана, [54] [55] Участки следуют за ирригационной системой, среднее расстояние между участками и реками составляет 123 м, однако существует некоторая научная неопределенность относительно ирригации в железном веке. Среднее расстояние между площадками Яза – 879 м. Большинство из них датируются Язом II-III периодами, но однажды был найден Яз I, украшавший керамику. В северной группе памятников в основном нет следов более позднего заселения, что указывает на то, что они были заброшены в железном веке. [56]
В селе Анау к востоку от Ашхабада в Туркменистане находятся два кургана ( кургана ), из которых материалы южного кургана железного века (Анав IV) датируются ок. 900–650 гг. до н.э., как и керамика и металлы, связаны с изделиями Яза I. [44] [57]
Что касается Туркменистана, многие известные археологи исследовали керамический комплекс Яза; А. Ф. Ганиалин и А. А. Марущенко считали северное скотоводческое влияние, В. М. Массон его связывает с Намазга-Тепе VI, но с перерывом между ними в 100–150 лет, а В. Сарианиди — что яз I комплекс прибыл из восточного Хорасана . [58] [59] По форме, цвету черепка и примеси измельченной керамики в корпусе сосудов выделяются три группы изделий ручной работы . [58] Недавние исследования подтвердили три тезиса Массона о том, что керамика Яз I типа в предгорьях Копетдага представляет собой естественное развитие комплекса позднего бронзового века из периода Намазги VI, но без каких-либо временных промежутков и внешнего влияния. [60]
Захоронения
[ редактировать ]Несколько недавних открытий в 2008–2012 годах захоронений раннего железного века на стоянках Джаркутан в области Узбекистана Сурхандарьинской и Улуг-депе в Туркменистане продемонстрировали разнообразие погребальных практик железного века в Центральной Азии. [61] Это показывает, что захоронения все еще существовали, но их было немного. Это были первичные, вторичные, множественные захоронения и силосные гробницы, разделенные на сезонные и постоянные жилища. [62] В бункерах хоронили в основном взрослых женщин, тогда как в остальных в большинстве случаев голова была удалена, что указывает на символическую, культовую или социальную причину. [63]
Отсутствие могил и экскарнаций возникло в раннем железном веке, особенно в культурах Яз I и II. [64] тот же период, в который развивался зороастризм (такие произведения, как Гаты, часто датируются второй половиной или концом 2-го тысячелетия до нашей эры ); современное явление соответствует определенным традициям (см. Башню молчания ) и культурным школам мысли, но вокруг такой связи продолжаются научные дебаты. [2] [65] [66] [67] Есть свидетельства экскарнации в незороастрийских культурах, таких как культуры Сибири и Монголии , а также экскарнация и дахмы в некоторых памятниках бронзового века, таких как Гонур-Тепе и Алтындепе , таким образом, это могло сохраниться и в раннем железном веке как понятие, обозначающее длительный процесс формирование протозороастризма и Авесты . [68] [69] [18]
Наследие
[ редактировать ]Некоторые объекты, имевшие слои язской культуры, такие как Яз-депе, Тахирбадж-депе, Тайп, Гонур, Тоголук, внесены в ЮНЕСКО Список всемирного наследия Государственного историко-культурного парка «Древний Мерв » (1999 г.). [70] [71]
См. также
[ редактировать ]- Бактрио-Маргианский археологический комплекс (БМК)
- Индоиранцы
- Вахшская культура
- Бишкентская культура
- Авестийский период
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Яз Тепе» . Справочник Брилла . Конинклийке Брилл Н.В. Октябрь 2006 года . Проверено 1 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Парпола 1995 , с. 372.
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 653.
- ^ Кузьмина 2007 , с. 416–417, 426–428, 431, 157, 449–450:В. Сарианиди и Г. Гутлыев в 1970-1980-х годах предложили дату конца II тысячелетия до нашей эры. Елена Ефимовна Кузьмина считала, что некоторые стоянки Яза I относятся к X-IX вв. до н.э., а культурный синтез приходится на рубеж II/I тыс. до н.э., около 1000–800 гг. до н.э. Василий Абаев считал кочевников родственными скифам или сакам , что относится к Яшту 13.143 «территория Арья ... Турья , Сайрима , Даха ».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Булавка 2009–2010 , стр. 121.
- ^ Раффаэле Бишоне; Али Вахдати (2012). «Ирано-итальянская археологическая миссия: Сезон 2012 г.: Выявление культурных территорий» (PDF) . Микенские и эгейско-анатолийские исследования . 54 . Издания University & Bizzari: 358.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Boroffka & Sverchkov 2013 , p. 49.
- ^ Парпола 2015 , с. 298.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Люлье, Джоанна (2018). «Центральная Азия в период Ахеменидов в археологической перспективе» , в Себастьяне Гонде и Эрни Херинке (ред.), Acta Ираника 58, L'Orient Est Son Jardin, Hommage á Rémy Boucharlat, Peeters, Leuven, Paris, Bristol, p. 258.
- ^ Бендезу Сармьенто, Хулио, Филипп Маркиз, Джоанна Люлье и Эрве Моншо (2018). «Могильная яма позднего железного века в Бактре: местонахождение Тепе Заргаран (Афганистан)» , в: Йоханна Люлье и Николаус Бороффка (ред.), «Тысячелетие истории» , Немецкий археологический институт, Берлин, стр. 319: «...На юге Центральной Азии в железный век произошло почти полное исчезновение захоронений (период Sine Sepulchro, охватывающий последовательность Яз I-III, ок. 1500–330 гг. До н.э.)...»
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 653–654.
- ^ Kuzmina 2007 , p. 430.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Khlopina 2015 , p. 55.
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 310–311.
- ^ Kuzmina 2007 , p. 444.
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 311.
- ^ Бендезу-Сармьенто и Люлье, 2013 , стр. 282.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Парпола 2015 , с. 103, 106, 298.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бендезу-Сармиенто и Люлье, 2013 , с. 281.
- ^ Ламберг-Карловский 2005 , с. 162.
- ^ Kuzmina 2007 , p. 425–432.
- ^ Kuzmina 2008 , p. 74–75.
- ^ Boroffka & Sverchkov 2013 , p. 69–70.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Парпола 2015 , с. 299.
- ^ Булавка 2009–2010 , стр. 123–130.
- ^ Kuzmina 2008 , p. 107.
- ^ Парпола 2012 , с. 196.
- ^ Аскаров 1999 , с. 451.
- ^ Парпола и Карпелан 2005 , с. 133.
- ^ Boroffka & Sverchkov 2013 , p. 70.
- ^ Khlopina 2015 , p. 52.
- ^ Kuzmina 2007 , p. 419, 440.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Boroffka & Sverchkov 2013 , p. 67.
- ^ Парпола 2015 , с. 54, 149.
- ^ Дьяконов 1985 , с. 130.
- ^ Boroffka & Sverchkov 2013 , p. 65.
- ^ Дандамаев, М.А. (1989), Политическая история империи Ахеменидов , BRILL, стр. 125–126, ISBN. 90-04-09172-6
- ^ Kuzmina 2007 , p. 417, 419, 440.
- ^ Бендезу-Сармьенто и Люлье, 2013 , стр. 281–282.
- ^ Boroffka & Sverchkov 2013 , p. 49, 70.
- ^ Boroffka & Sverchkov 2013 , p. 49, 64.
- ^ Kuzmina 2007 , p. 417, 419.
- ^ Kuzmina 2007 , p. 418.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Раскопки III: В Центральной Азии: ранний железный век» . Энциклопедия Ираника . Проверено 1 октября 2016 г.
- ^ Аскаров, А., 1999. «Начало железного века в Трансоксании» , в книге Ахмада Хасана Дани и Вадима Михайловича Массона (ред.), «История цивилизаций Центральной Азии», том I, «Рассвет цивилизации: древнейшие времена до 700 г. до н. э., Издательство Мотилал Банасидасс, Дели, с. 452.
- ^ Kuzmina 2008 , p. 74.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аскаров 1999 , с. 453.
- ^ Kuzmina 2007 , p. 270–272, 288–290, 421–422, 428, 430.
- ^ Kuzmina 2007 , p. 290, 420–423, 428.
- ^ Kuzmina 2007 , p. 289.
- ^ Kuzmina 2007 , p. 423.
- ^ Boroffka & Sverchkov 2013 , p. 54–56, 59–63.
- ^ Kuzmina 2007 , p. 425.
- ^ Булавка и Каим 2015 , с. 792–793.
- ^ Булавка 2017 , стр. 143–170.
- ^ Булавка и Каим 2015 , с. 793–794.
- ^ «Анау» . Энциклопедия Ираника . Проверено 1 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Khlopina 2015 , p. 45.
- ^ Kuzmina 2007 , p. 417.
- ^ Khlopina 2015 , p. 45–51, 60.
- ^ Бендезу-Сармьенто и Люлье, 2013 , стр. 282–283, 291.
- ^ Бендезу-Сармьенто и Люлье, 2013 , стр. 304–305, 308.
- ^ Бендезу-Сармьенто и Люлье, 2013 , стр. 307.
- ^ Дьяконов 1985 , с. 141.
- ^ Kuzmina 2007 , p. 161, 219, 301, 368, 417, 448–456.
- ^ Бендезу-Сармьенто и Люлье, 2013 , стр. 449.
- ^ Парпола 2015 , с. 106, 298.
- ^ Kuzmina 2007 , p. 456.
- ^ Бендезу-Сармьенто и Люлье, 2013 , стр. 309–310.
- ^ «Государственный историко-культурный парк «Древний Мерв» » (PDF) . ЮНЕСКО. 4 декабря 1999 года . Проверено 1 октября 2016 г.
- ^ «Представитель ЮНЕСКО посетил древний город Мерв» . ЮНЕСКО. 21 августа 2016 года . Проверено 1 октября 2016 г.
Источники
[ редактировать ]- Дьяконов, Игорь М. (1985), «СМИ», Гершевич, Илья (редактор), Кембриджская история Ирана, Том 2: Медианный и ахеменидский периоды , Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-20091-2
- Парпола, Аско (1995), «Проблема арийцев и сомы: текстуально-лингвистические и археологические свидетельства», в книге Джорджа Эрдоси (ред.), Индоарийцы древней Южной Азии: язык, материальная культура и этническая принадлежность , Уолтер де Грюйтер, ISBN 978-3-11-014447-5
- Мэллори, Япония ; Адамс, Дуглас К. (1997), Энциклопедия индоевропейской культуры , Тейлор и Фрэнсис , ISBN 9781884964985
- Аскаров А. (1999), «Начало железного века в Трансоксиане », у Ахмада Хасана Дани ; Вадим Михайлович Массон (ред.), История цивилизаций Центральной Азии , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-1407-3
- Ламберг-Карловский, CC (2005), «Археология и язык: случай индоиранцев», Эдвин Фрэнсис Брайант ; Лори Л. Паттон (ред.), Индоарийский спор: доказательства и выводы в истории Индии , Psychology Press, ISBN 978-0-7007-1463-6
- Парпола, Аско ; Карпелан, Кристиан (2005), «Культурные аналоги протоиндоевропейского, протоуральского и протоарийского языков: сопоставление моделей расселения и контактов в лингвистических и археологических записях», у Эдвина Фрэнсиса Брайанта ; Лори Л. Паттон (ред.), Индоарийский спор: доказательства и выводы в истории Индии , Psychology Press, ISBN 978-0-7007-1463-6
- Кузьмина, Елена Э. (2007), Дж. П. Мэллори (ред.), Происхождение индоиранцев , BRILL, ISBN 978-90-474-2071-2
- Кузьмина, Э.Э. (2008), Виктор Х. Майр (редактор), Предыстория Шелкового пути , University of Pennsylvania Press, ISBN 978-0-8122-4041-2
- Парпола, Аско (2012), «Формирование арийской ветви индоевропейцев», у Роджера Бленча ; Мэтью Сприггс (ред.), Археология и язык III: Артефакты, языки и тексты , Routledge, ISBN 978-1-134-85586-5
- Булавка, Назар (2009–2010), «Декоративные мотивы керамики раннего железного века (Яз I) на юге Туркменистана» , Святовит , 8 ((49)/A), Институт археологии Варшавского университета, S2CID 126747961
- Булавка, Назарий (2017), «Схема поселений Яз I–III в оазисе Серахс, Южный Туркменистан» , Иран , 55 (2): 143–170, doi : 10.1080/05786967.2017.1355526 , S2CID 194547743
- Бендезу-Сармьенто, Хулио; Люлье, Джоанна (2013), «Культурный комплекс Sine Sepulchro в Трансоксиане (между 1500 годом и серединой I тысячелетия до нашей эры). Погребальные практики железного века в южной части Центральной Азии: последние работы, старые данные и новые гипотезы» , AMIT. (45н)
- Бороффка, Николаус ГО; Сверчков, Леонид М. (2013), «Керамика периодов Яз II и III. Классификация и хронология, взгляд из Бандыхана, Южный Узбекистан» , в Марцине Вагнере (ред.), Гончарная хронология раннего железного века в Центральной Азии , Казимеж Михаловский Фонд Института археологии Варшавского университета, стр. 49–74n.
- Булавка, Назарий; Каим, Барбара (2015), «Железный век в оазисе Серахс (Туркменистан). Предварительные результаты применения географической информационной системы при изучении структуры расселения самых ранних подтвержденных заселений оазиса» , Keep The Revolution Going. Материалы 43-й ежегодной конференции по компьютерным приложениям и количественным методам в археологии , Оксфорд: Archaeopress , ISBN 978-1-784-91338-9 , S2CID 133882093
{{citation}}
: CS1 maint: игнорируются ошибки ISBN ( ссылка ) - Хлопина, К.И. (2015), «Намазга-депе и поздний бронзовый век Южной Туркмении», в книге Филипа Л. Коля (ред.), Цивилизация бронзового века Центральной Азии: недавние советские открытия , Routledge, ISBN 978-1-317-28225-9
- Парпола, Аско (2015), Корни индуизма: ранние арийцы и цивилизация Инда , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-022691-6
37 ° 45'06 "N 61 ° 59'54" E / 37,7517 ° N 61,9984 ° E