Jump to content

Река Сарасвати

Ведическое и современное русло реки Гаггхар-Хакра с палеоканалами Арьяварта / Куру и (до) Хараппан Хаккра / Сатледж-Ямуна, как предложено Клифтом и др. (2012) и Хонде и др. (2017) . [а] См. также этот спутниковый снимок.
1 = древняя река
2 = сегодняшняя река
3 = сегодняшняя пустыня Тар
4 = древний берег
5 = сегодняшний берег
6 = сегодняшний город
7 = высохшее русло Хараппской Хаккры и дохараппские палеоканалы Сатледжа ( Клифт и др. (2012) ).
Кладбище H, Поздний Харапп, OCP, Медный клад и памятники окрашенной серой посуды

Река Сарасвати ( IAST : Сарасвати-нади ) — мифологизированная и обожествленная древняя река, впервые упомянутая в Ригведе. [1] а позже в ведических и постведических текстах. Он играл важную роль в ведической религии кроме четвертой , появляясь во всех книгах Ригведы, .

Как физическая река в древнейших текстах Ригведы она описывается как «великая и священная река на северо-западе Индии ». [2] но в средних и поздних книгах Ригведы она описывается как небольшая река, заканчивающаяся «конечным озером ( самудра )». [3] [б] Как богиня Сарасвати , еще один референт термина «Сарасвати», который в постведические времена превратился в независимую личность. [4] Реку также описывают как мощную реку и могучее наводнение. [5] также считают, что Сарасвати Индусы существует в метафизической форме, в которой она образовала место слияния со священными реками Ганг и Ямуна в Тривени Сангаме . [6] По словам Майкла Витцеля , на ведическую реку Сарасвати накладывается «небесная река»: Млечный Путь, который рассматривается как «дорога к бессмертию и небесной загробной жизни». [7]

Ригведические и более поздние ведические тексты использовались, чтобы предложить отождествление с современными реками или древними руслами рек. в В гимне Надистути Ригведе ( 10.75) упоминается Сарасвати между Ямуной на востоке и Сатледжем на западе, а в RV 7.95.1-2 Сарасвати описывается как текущая к самудре , слово, которое сейчас обычно переводят как «океан». ', [с] но это также может означать «озеро». [3] [8] [9] [10] [д] В более поздних ведических текстах, таких как « Тандья-брахман» и « Джайминия-брахман» , а также в «Махабхарате» , упоминается, что Сарасвати высохла в пустыне.

С конца 19-го века многие ученые предлагали отождествить Сарасвати с системой реки Гаггар-Хакра , которая протекает через современную северо-западную Индию и восточный Пакистан , между Ямуной и Сатледжем и заканчивается в пустыне Тар . Недавние геофизические исследования показывают, что предполагаемый палеоканал ниже по течению Гаггар-Хакра на самом деле является палеоканалом Сатледжа, впадающего в реку Нара , дельтовый канал реки Инд . Около 10 000–8 000 лет назад этот канал был заброшен, когда Сатледж изменил свое русло, оставив Гаггар-Хакру системой рек, питаемых муссонами, которые не доходили до моря. [11] [12] [13] [14]

Цивилизация долины Инда процветала, когда около 5000 лет назад количество муссонов, питавших реки, уменьшилось. [11] [13] [14] [и] и ISRO заметила, что основные цивилизации долины Инда объекты в Калибангане ( Раджастан ), Банавали и Ракхигархи ( Харьяна ), Дхолавире и Лотале ( Гуджарат ) расположены вдоль этого пути. [15] [Интернет 1] Когда количество муссонов, питающих реки, еще больше уменьшилось, Хакра высохла около 4000 лет назад, превратившись в реку с прерывистым течением, а городская хараппская цивилизация пришла в упадок, сосредоточившись в небольших сельскохозяйственных поселениях. [11] [ф] [13] [12] [14]

Поэтому отождествление могущественного физического Ригведического Сарасвати с системой Гаггар-Хакра проблематично, поскольку Гаггар-Хакра высохла задолго до времени составления Ригведы. [16] [17] [ф] [13] [12] [14] По словам Уилке и Мебуса, Сарасвати превратилась в «маленький, жалкий ручеек в пустыне» к тому времени, когда ведический народ мигрировал в северо-западную Индию. [18] Ригведические ссылки на физическую реку также указывают на то, что Сарасвати «уже потеряла свой основной источник водоснабжения и, должно быть, закончилась конечным озером (самудра) примерно 3000 лет назад». [3] [б] «изображает современную ситуацию, когда Сарасвати потеряла большую часть своей воды». [19] [б] [20] Кроме того, Ригведические описания Сарасвати не соответствуют реальному ходу Гаггар-Хакры. [21] [22]

«Сарасвати» также отождествляли с Гильмендом в древней Арахозии , или Харауватиш ( древнеперсидский : 𐏃𐎼𐎢𐎺𐎫𐎡𐏁 ), на территории современного южного Афганистана . [23] название которого, возможно, было повторно использовано из более древнего санскритского названия реки Гаггар-Хакра, после того как ведические племена переселились в Пенджаб . [23] [21] [г] Сарасвати в Ригведе может также относиться к двум различным рекам: семейные книги относятся к реке Гильменд, а более поздняя 10-я мандала относится к Гаггар-Хакре. [23]

Идентификация с системой Гаггар-Хакра приобрела новое значение в начале 21 века. [24] некоторые сторонники хиндутвы предполагают более раннюю датировку Ригведы; переименование цивилизации долины Инда в «культуру Сарасвати», «цивилизацию Сарасвати», «цивилизацию Инда-Сарасвати» или «цивилизацию Синдху-Сарасвати», [25] [26] [27] предполагая, что долину Инда и ведическую культуру можно приравнять; [28] и отказ от теории индоарийских миграций , которая постулирует длительный период миграций индоевропейскоязычных людей на Индийский субконтинент между ок. 1900 г. до н.э. и 1400 г. до н.э. [час] [я]

Этимология

[ редактировать ]

Сарасвати — это именительный падеж единственного числа женского рода прилагательного сарасват (которое встречается в Ригведе) . [29] как имя хранителя небесных вод ), образованное от «sáras» + «vat», что означает «имеющий сарас-». Санскритское sáras- означает «озеро, пруд» (ср. производное sārasa- «озерная птица = журавль Сарус »). Майрхофер считает маловероятной связь с корнем * sar- «бежать, течь», но согласен, что это могла быть река, соединявшая множество озер из-за обильного водного стока. [30]

Сарасвати считается родственником авестийского Харакса. v здесь . [31] [32] младшей Авесте Харакс В v Ати — это Арахосия , регион , богатый реками, и его древнеперсидский родственник Хараувати .

Важность в индуизме

[ редактировать ]

Река Сарасвати почиталась и считалась важной для индуистов, поскольку говорят, что именно на берегах этой реки, вместе с ее притоком Дришадвати , в ведическом штате Брахмаварта , зародился ведический санскрит. [33] а важные ведические писания, такие как начальная часть Ригведы и несколько Упанишад, считались составленными ведическими провидцами. В «Манусмрити » Брахмаварта изображается как «чистый» центр ведической культуры. Бриджит и Раймонд Олчин в книге «Расцвет цивилизации в Индии и Пакистане» придерживались мнения, что «самая ранняя родина арийцев в Индии и Пакистане (Арьяварта или Брахмаварта) находилась в Пенджабе и в долинах рек Сарасвати и Дришадвати во времена Ригведа». [34]

Карта северной Индии в поздний ведический период

Как река

[ редактировать ]

Река Сарасвати упоминается во всех книгах Вед, кроме четвертой . Макдонелл и Кейт представили всесторонний обзор ведических упоминаний о реке Сарасвати в своем Ведическом указателе . [35] [Дж] В последней книге 10 только две ссылки однозначно относятся к реке: 10.64.9, призывающая на помощь три «великие реки», Синдху, Сарасвати и Сарайю ; и 10.75.5, географический список Надистути Сукты . В этом гимне река Сарасвати помещена между Ямуной и Сатледжем .

В древнейших текстах Ригведы она описывается как «великая и священная река на северо-западе Индии». [2] но Майкл Витцель отмечает, что Ригведа указывает, что Сарсвати «уже потеряла свой основной источник водоснабжения и, должно быть, закончилась конечным озером (самудра) примерно 3000 лет назад». [3] Средние книги 3 и 7 и поздние книги 10 «изображают современную ситуацию, когда Сарасвати потеряла большую часть своей воды». [19] [б] Сарасвати приобрела возвышенный статус в мифологии царства Куру . [37] где была составлена ​​Ригведа. [38]

Как богиня

[ редактировать ]
Картина богини Сарасвати работы Раджи Рави Вармы

Сарасвати упоминается около пятидесяти раз в гимнах Ригведы. [39] Он упоминается в тринадцати гимнах поздних книг (1 и 10) Ригведы. [40]

Наиболее важными гимнами, связанными с богиней Сарасвати, являются RV 6.61 , RV 7.95 и RV 7.96. [41] Как речная богиня, она описывается как могучий потоп, а не земная река. [5] По словам Майкла Витцеля, на ведическую реку Сарасвати накладывается небесная река Млечный Путь, которая рассматривается как «дорога к бессмертию и небесной загробной жизни». [7] [42] [к] Описание Сарасвати как небесной реки интерпретируется как намек на ее мифическую природу. [43]

В 30.10.12 ее происхождение как речной богини может объяснить ее призыв в качестве защитного божества в гимне небесным водам. В 10.135.5, когда Индра пьет сому, Сарасвати описывает его как освежившегося. Заклинания в 10.17 обращаются к Сарасвати как к богине предков, а также нынешнего поколения. В 1.13, 1.89, 10.85, 10.66 и 10.141 она указана вместе с другими богами и богинями, а не с реками. В 10.65 к ней обращаются вместе со «святыми мыслями» ( дхи ) и «щедростью» ( пурамдхи ), что соответствует ее роли богини знаний и плодородия. [ нужна ссылка ]

Хотя Сарасвати изначально появилась как речная богиня в ведических писаниях, в более поздних индуистских Пуранах она редко ассоциировалась с рекой. Вместо этого она стала независимой богиней знаний, обучения, мудрости, музыки и искусства. Эволюция речной богини в богиню знания началась с более поздних брахманов , которые идентифицировали ее как Вагдеви , богиню речи, возможно, из-за центральной роли речи в ведическом культе и развития культа на берегах реки. . [44] Также возможно постулировать наличие двух изначально независимых богинь, которые в более поздние ведические времена слились в одну. [4] Ауробиндо , с другой стороны, предположил, что «символика Веды с величайшей ясностью проявляется в образе богини Сарасвати... Она ясно и ясно является богиней Мира, богиней божественного вдохновение ...". [45]

Другие ведические тексты

[ редактировать ]

В постригведической литературе упоминается исчезновение Сарасвати. Также происхождение Сарасвати идентифицируется как Плакша Прашравана (дерево Пипал или дерево Ашваттха, известное в Индии и Непале). [46] [47]

В дополнительной главе « Ваджасанейи-самхита» «Яджурведы » (34.11) Сарасвати упоминается в контексте, очевидно, имеющем в виду Синдху: «Пять рек, текущих на своем пути, несутся вперед к Сарасвати, но затем становятся Сарасвати, пятичастной рекой на земле. " [48] По мнению средневекового комментатора Увата, пятью притоками Сарасвати были пенджабские реки Дришадвати , Сатудри ( Сатледж ), Чандрабхага ( Ченаб ), Випаса ( Беас ) и Иравати ( Рави ).

Первое упоминание об исчезновении нижнего течения Сарасвати содержится в « Брахманах» , текстах, написанных на ведическом санскрите , но датируемых более поздним временем, чем «Веда-самхиты». Джайминия Брахман (2.297) говорит о «нырянии под (упамаджану) Сарасвати», а Тандья Брахман (или Панчавимса Брахман) называет это «исчезновением» (винасана). В том же тексте (25.10.11-16) отмечается, что Сарасвати «так сказать извилистая» (кубджимати), поскольку не может поддерживать небеса, которые она подпирала. [49] [л]

Плакша Прашравана (место появления/исток реки) может относиться к источнику на холмах Сивалик . Расстояние между истоком и Винасаной (местом исчезновения реки) составляет, как говорят, 44 Ашвина (от нескольких сотен до 1600 миль) (Тандья бр. 25.10.16; ср. Ав. 6.131.3; Панчавимса бр.) . [50]

В «Латьяяна Шраутасутре » (10.15–19) Сарасвати кажется многолетней рекой вплоть до Винасаны, которая находится к западу от ее впадения в Дршадвати (Чаутанг). Дршадвати описывается как сезонный поток (10.17), то есть он не из Гималаев. Бхаргава [51] определил реку Драшадвати как современную реку Сахиби, берущую начало на холмах Джайпура в Раджастхане. Ашвалаяна Сраутасутра и Санкхаяна Сраутасутра содержат стихи, похожие на Латьяяна Сраутасутру.

Постведические тексты

[ редактировать ]

Вилке и Мобус отмечают, что «историческая река» Сарасвати была «топографически осязаемой мифогемой», которая к моменту составления индуистских эпосов уже превратилась в «маленький жалкий ручеек в пустыне» . Эти постведические тексты регулярно говорят о высыхании реки и начинают ассоциировать богиню Сарасвати с языком, а не с рекой. [18]

Махабхарата

[ редактировать ]

Согласно Махабхарате (3 в. до н. э. - 3 в. н. э.), река Сарасвати высохла и превратилась в пустыню (в месте, называемом Винасана или Адаршана). [52] [53] и «стремительно» вливается в море. [54] MB.3.81.115 размещает государство Курупрадеш или Королевство Куру к югу от Сарасвати и к северу от Дришадвати . Высохшая сезонная река Гаггар в Раджастане и Харьяне отражает тот же географический вид, который описан в Махабхарате .

Согласно индуистским писаниям, во времена Махабхараты Балрама совершил путешествие вдоль берегов Сарасвати из Двараки в Матхуру. Существовали также древние королевства (эпоха Махаджанападов), которые располагались в некоторых частях северного Раджастана и были названы на реке Сарасвати. [55] [56] [57]

В нескольких Пуранах описывается река Сарасвати, а также отмечается, что река разделилась на ряд озер ( сар ). [58]

В «Сканда-пуране» Сарасвати берет начало из сосуда с водой Брахмы и течет из Плакши в Гималаях. Затем он поворачивает на запад в Кедаре и тоже течет под землей. Упоминаются пять притоков Сарасвати. [59] В тексте Сарасвати рассматривается как форма супруги Брахмы Брахми . [60] Согласно Вамана Пуране 32.1-4, Сарасвати выросла из дерева Плакша ( дерево Пипал ). [58]

Падма -пурана провозглашает:

Тот, кто омывается и пьет там, где соединяются Ганга, Ямуна и Сарасвати, наслаждается освобождением . В этом нет никаких сомнений». [61]

Современное религиозное значение

[ редактировать ]
Тривени Сангам, Аллахабад – место слияния Ганги, Ямуны и «невидимой» Сарасвати.

Диана Эк отмечает, что сила и значение Сарасвати для современной Индии заключается в постоянном символическом присутствии в местах слияния рек по всей Индии. [63] Хотя «материально отсутствует», [64] она — третья река, которая выходит, чтобы соединиться с реками, тем самым делая воды трижды святыми. [64]

После высыхания ведической Сарасвати возникли новые мифы о реках. Описано, что Сарасвати течет в подземном мире и в некоторых местах поднимается на поверхность. [18] На протяжении веков река Сарасвати существовала в «тонкой или мифической» форме, поскольку она не соответствует ни одной из крупных рек современной Южной Азии. [6] ( слияние сангам ) или соединение рек Ганга и Ямуны в Тривени Сангаме , Аллахабад Считается, что , также сходится с невидимой рекой Сарасвати, которая, как полагают, течет под землей. И это несмотря на то, что Аллахабад находится на значительном расстоянии от возможных исторических маршрутов настоящей реки Сарасвати.

В Кумбха Меле каждые 12 лет проводится массовый фестиваль купаний в Тривени Сангаме, буквально «месте слияния трех рек». [6] [65] [66] Вера в слияние Сарасвати в месте слияния Ганги и Ямуны берет свое начало из пуранических писаний и обозначает «мощное наследие», которое ведическая река оставила после своего исчезновения. Вера интерпретируется как «символическая». [67] Три реки Сарасвати, Ямуна и Ганга считаются супругами индуистской Троицы ( Тримурти ) Брахмы , Вишну (как Кришна ) и Шивы соответственно. [60]

Говорят, что в менее известной конфигурации Сарасвати образует место слияния Тривени с реками Хиранья и Капила в Сомнатхе . В Индии есть еще несколько Тривени , где две физические реки соединяются «невидимой» Сарасвати, что добавляет слиянию святости. [68]

Ромила Тапар отмечает, что «после того, как река была мифологизирована путем напоминания о более ранней реке, ее название - Сарасвати - могло быть применено ко многим рекам, что и произошло в различных частях [Индийского] субконтинента». [21]

Несколько современных рек также называются Сарасвати в честь ведической Сарасвати:

Теории идентификации

[ редактировать ]

Уже с XIX века предпринимаются попытки отождествить мифическую Сарасвати Вед с физическими реками. [11] Многие думают, что ведическая река Сарасвати когда-то текла к востоку от реки Инд (Синдху). [67] Ученые, геологи, а также ученые отождествили Сарасвати со многими современными или ныне несуществующими реками.

В попытках идентифицировать Сарасвати популярны две теории. Некоторые ученые отождествляли реку с современной рекой Гаггар-Хакра или с высохшей ее частью, которая расположена на северо-западе Индии и Пакистана. [69] [43] [25] [26] Вторая популярная теория связывает эту реку с рекой Гильменд или древней рекой в ​​нынешней долине Гильменд в Афганистане. [23] [70]

Другие считают Сарасвати мифической рекой, аллегорией, а не «вещью». [71]

Идентификация с системой Гаггар-Хакра приобрела новое значение в начале 21 века. [24] предполагая более раннюю датировку Ригведы и переименовывая цивилизацию долины Инда в «культуру Сарасвати», «цивилизацию Сарасвати», «цивилизацию Инда-Сарасвати» или «цивилизацию Синдху-Сарасвати», [25] [26] [27] предполагая, что долину Инда и ведическую культуру можно приравнять. [28]

Ригведический курс

[ редактировать ]
Ведические реки

Ригведа содержит несколько гимнов, которые дают представление о географии течения реки и отождествляют Сарасвати, как описано в более поздних книгах Ригведы, с Гаггра-Хакрой:

  • В RV 3.23.4 река Сарасвати упоминается вместе с реками Дрсадвати и рекой Апая. [б]
  • В RV 6.52.6 Сарасвати описывается как разбухшая (пинвамана) от рек (синдхубхих).
  • RV 7.36.6, «Сарасвати Саптати Синдхумата» можно перевести как «Сарасвати Седьмая, Мать Потопов». [72] но также и как «чья мать — Синдху», что указывает на то, что Сарасвати здесь является притоком Инда. [м] [б]
  • RV 7.95.1-2 описывает Сарасвати как текущую к самудре , слово, которое сейчас обычно переводится как «океан». [с] но это также может означать «озеро». [3] [8] [9] [10] [д] [б]
  • RV 10.75.5, поздняя Ригведическая Надистути-сукта , перечисляет все важные реки от Ганга на востоке до Инда на западе в четком географическом порядке. Последовательность «Ганг, Ямуна , Сарасвати, Шутудри » помещает Сарасвати между Ямуной и Сатледжем , что согласуется с отождествлением Гаггара. [б]

Тем не менее, Ригведа также содержит подсказки для идентификации с рекой Гильменд в Афганистане:

  • Река Сарасвати считается великой рекой с постоянной водой, что не относится к Хакре и Гаггару. [73]
  • Кажется, Ригведа содержит описания нескольких Сарасвати. Говорят, что самый ранний Сарарвати похож на Гильменд в Афганистане, который в Авесте называется Харахвати. [73]
  • Стихи в РВ 6.61 указывают на то, что река Сарасвати берёт начало на холмах или горах (гири), где она «разрывает своими сильными волнами хребты холмов (гири)». Вопрос интерпретации, относится ли это только к предгорьям Гималаев , где течет современная река Сарасвати (Сарсути), или к более высоким горам.

Ригведа была составлена ​​во второй половине позднего Хараппского периода, и, по мнению Шаффера, причиной преобладания Сарасвати в Ригведе является сдвиг населения позднего Хараппа (1900-1300 гг. до н.э.) на восток, в Харьяну . [36]

Река Гаггар-Хакра

[ редактировать ]

Нынешняя река Гаггар-Хакра — это сезонная река в Индии и Пакистане , которая течет только в сезон дождей , но спутниковые изображения, имеющиеся в распоряжении ISRO и ONGC, подтвердили, что основное русло реки пролегало через современную реку Гаггар. [74] Предполагаемое палеорусло Хакры на самом деле является палеоруслом Сатледжа, впадающего в русло реки Нара . [13] в настоящее время дельта русла реки Инд . [75] [76] [77] По крайней мере 10 000 лет назад, задолго до возникновения Хараппской цивилизации, Сатледж изменил свое русло, оставив Гаггар-Хакру рекой, питаемой муссонами. [13] [14] [78] В начале 2-го тысячелетия до нашей эры муссоны уменьшились, и речная система Гаггар-Хакра высохла, что повлияло на хараппскую цивилизацию. [11]

Палеорусла и древнее русло

[ редактировать ]
Ведическое и современное русло реки Гаггхар-Хакра с палеоканалами Арьяварта / Королевство Куру и (до) Хараппан Хакра / Сатледж-Ямуна, как предложено Клифтом и др. (2012) и Хонде и др. (2017) . [н] См. также этот спутниковый снимок.
1 = древняя река
2 = сегодняшняя река
3 = сегодняшняя пустыня Тар
4 = древний берег
5 = сегодняшний берег
6 = сегодняшний город
7 = высохшее русло Хараппской Хаккры и дохараппские палеоканалы Сатледжа ( Клифт и др. (2012) ).

Хотя существует общее мнение, что русла рек в бассейне Инда часто меняли русло, точная последовательность этих изменений и их датировка остаются проблематичными. [79]

Доголоценовое отклонение рек Сатледж и Ямуна
[ редактировать ]

Более старые публикации предполагают, что Сатледж и Ямуна впадали в Хакру еще во времена зрелой Хараппы, обеспечивая достаточный объем поставок, обеспечиваемых Гаггаром, питаемым муссонами. Затем между 2500 и 1900 годами до нашей эры Сатледж и Ямуна изменили курс либо из-за тектонических событий, либо из-за «слегка изменившихся уклонов на чрезвычайно плоских равнинах», что привело к высыханию Хакры в пустыне Тар . [80] [81] [the] [п] [д] Более поздние публикации показали, что Сатледж и Ямуна изменили курс задолго до Хараппских времен. [13] [14] [88] оставив питаемую муссонами Гаггар-Хакру, которая высохла в поздние Хараппские времена. [11]

Клифт и др. (2012), используя датирование зерен цирконового песка, показали, что подземные речные русла вблизи цивилизаций долины Инда в Чолистане, непосредственно под предполагаемым каналом Гаггар-Хакра, демонстрируют родство отложений не с Гаггер-Хакрой, а с рекой Беас в западные места и Сатледж и Ямуна в восточных. Это предполагает, что сама Ямуна, или русло Ямуны, вместе с руслом Сатледжа, возможно, текла на запад где-то между 47 000 и 10 000 годами до нашей эры. Сток Ямуны мог исчезнуть из Гаггар-Хакры задолго до зарождения индийской цивилизации. [13]

Аджит Сингх и др. (2017) показывают, что палеоканал Гаггар-Хакра является бывшим руслом Сатледжа, который изменил свое нынешнее русло между 15 000 и 8 000 лет назад, задолго до развития Хараппской цивилизации. Аджит Сингх и др. пришли к выводу, что городское население селилось не вдоль многолетней реки, а вдоль сезонной реки, питаемой муссонами и не подвергавшейся разрушительным наводнениям. [14] [78]

Хонде и др. (2017) подтверждают, что Великий Ранн Катч получал отложения из другого источника, чем Инд, но этот источник перестал поставлять отложения примерно после 2017 г. 10 000 лет назад. [88] Аналогичным образом, Дэйв и др. (2019) заявляют, что «[наши] результаты опровергают предполагаемую связь между древними поселениями и крупными реками Гималаев и указывают на то, что основная палео-речная система, проходящая через этот регион, прекратила свое существование задолго до возникновения Хараппской цивилизации». [89]

По данным Чаудри и др. (2021) «Раньше река Сарасвати текла с ледниковых вершин Гималаев в Аравийское море», и «огромное количество воды протекало через эту сеть каналов до 11 147 г. до н.э.». [90]

IVC и уменьшение количества муссонов
[ редактировать ]
Очертание Индской цивилизации с концентрацией поселений вдоль реки Гаггар-Хакра, высохшей ко времени индоарийских миграций . См. Самир и др. (2018) для более подробной карты.

Многие памятники цивилизации долины Инда (цивилизация Харрапан) находятся на берегах речной системы Гаггар-Хакра и в непосредственной близости от нее из-за «сильных муссонных дождей», которые питали Гаггар-Хакру в зрелые хараппанские времена. [91] [92]

Гиосан и др. в своем исследовании «Речные ландшафты Хараппской цивилизации » ясно дают понять, что речная система Гаггар-Хакра была не большой гималайской рекой, питаемой ледниками, а рекой с муссонным питанием. [11] Они пришли к выводу, что цивилизация долины Инда процветала, когда около 5000 лет назад уменьшились муссоны, питавшие реки. Когда количество муссонов, питавших реки, поддерживавшие цивилизацию, еще больше уменьшилось, и в результате реки высохли, IVC снизился примерно 4000 лет назад. [11] Это, в частности, повлияло на систему Гаггар-Хакра, которая превратилась в прерывистую реку и была по большей части заброшена. [93] Локализованные поселения позднего IVC расположены на востоке, к более влажным регионам Индо-Гангской равнины, где происходила децентрализованная поздняя Хараппская фаза. [93] [ф] [р]

Такая же широко распространенная засушливость в третьем тысячелетии до нашей эры также привела к нехватке воды и экологическим изменениям в евразийских степях. [Интернет 2] [96] что приводит к смене растительности, вызывая «повышение мобильности и переход к кочевому скотоводству», [96] [с] [97] [т] Эти миграции в конечном итоге привели к индоарийским миграциям в Южную Азию. [98] [Интернет 2]

Отождествление с Сарасвати

[ редактировать ]

Ряд археологов и геологов отождествляли реку Сарасвати с современной рекой Гаггар-Хакра или с высохшей ее частью. [43] [25] [26] [99] [100] [101] [102] [103] несмотря на то, что еще до ведических времен она уже высохла и превратилась в небольшую сезонную реку. [11]

В 19 и начале 20 века ряд ученых, археологов и геологов отождествляли ведическую реку Сарасвати с рекой Гаггар-Хакра , например Кристиан Лассен (1800-1876), [104] Макс Мюллер (1823-1900), [105] Марк Аурел Штайн (1862–1943), [94] CF Олдхэм [106] и Джейн Макинтош. [107] Данино отмечает, что «русло Сарасвати длиной 1500 км» было «вновь открыто» в XIX веке. [108] По словам Данино, «большинство индологов» в XIX веке были убеждены, что «ложе Гаггар-Хакра было реликвией Сарасвати». [108]

Недавние археологи и геологи, такие как Филип и Вирди (2006), К.С. Валдия (2013), отождествили Сарасвати с Гаггаром. [109] По словам Грегори Поссела, «лингвистические, археологические и исторические данные показывают, что Сарасвати Вед — это современный Гаггар или Хакра». [85]

Согласно РУС Прасаду, «мы [...] находим значительное количество мнений [sic] среди ученых, археологов и геологов, которые считают, что Сарасвати возникла на холмах Шивалик [...] и спустилась через Ади Бадри , расположена у подножия Шиваликов, на равнинах [...] и, наконец, впала в Аравийское море в Ранне Катча ». [110] По словам Валдии, «правдоподобно заключить, что когда-то Гагхар был известен как «Сарсути», что является «искажением слова Сарасвати», потому что «в Сирсе, на берегу Гаггара, стоит крепость под названием «Сарсути». Эта древняя крепость, находящаяся сейчас в заброшенном состоянии, прославляет и чтит реку Сарсути ». [111]

Текстуальные и исторические возражения

[ редактировать ]

Ашок Мукерджи (2001) критически относится к попыткам идентифицировать Ригведическую Сарасвати. Мукерджи отмечает, что многие историки и археологи, как индийские, так и зарубежные, пришли к выводу, что слово «Сарасвати» (буквально «полный воды») не является существительным , а конкретной «вещью». Однако Мукерджи считает, что «Сарасвати» изначально использовалось ригведистами как прилагательное к Инду как большой реке, а позже превратилось в «существительное». Мукерджи заключает, что ведические поэты не видели палео-Сарасвати и что то, что они описали в ведических стихах, относится к чему-то другому. Он также предполагает, что в постведической и пуранической традиции «исчезновение» Сарасвати, что означает «[уход] под [] землю в песках», было создано как дополнительный миф, объясняющий видимое небытие. реки. [71]

Ромила Тапар называет это отождествление спорным и отвергает его, отмечая, что описания Сарасвати, протекающего через высокие горы, не совпадают с курсом Гаггара, и предполагает, что Сарасвати - это Харашвати Афганистана. [21] Уилке и Мобус предполагают, что идентификация проблематична, поскольку река Гаггар-Хакра уже высохла во время составления Вед. [18] не говоря уже о миграции ведического народа в северную Индию. [3] [20]

Раджеш Коччар далее отмечает, что, даже если бы Сатледж и Ямуна впадали в Гаггар во времена Ригведы, это все равно не соответствовало бы описаниям Ригведы, потому что «питаемые снегом Сатлудж и Ямуна укрепили бы нижний Гаггар. Верхний Гаггар все равно был бы таким же ничтожным. как сегодня». [22]

Река Гильменд

[ редактировать ]
Река Гильменд в Афганистане, известная на древнеиранском авестийском языке как Харахвайти , некоторые идентифицируют как древнюю реку Сарасвати. [112]
Бассейн реки Гельмунд с притоком Аргандаб берет свое начало в горах Гиндукуш на севере Афганистана и впадает в озеро Хамун на юге Афганистана на границе с Ираном .

Альтернативным предположением об идентичности ранней Ригведической реки Сарасвати является река Гильменд и ее приток Аргандаб. [112] в районе Арахозии в Афганистане , отделенном от водораздела Инда хребтом Санглах . Исторически Гильменд, помимо авестийского Хаетуманта, носил имя Хараксвайти , которое является авестийской формой, родственной санскритскому Сарасвати . Авеста . превозносит Гильменд так же, как те, которые используются в Ригведе по отношению к Сарасвати: «Щедрый, славный Хэтумант наполняет свои белые волны, катящиеся по обильному потоку» [113] Однако в отличие от Ригведического Сарасвати, река Гильменд так и не достигла статуса божества, несмотря на восхваления в Авесте. [114] Отождествление реки Сарасвати с рекой Гильменд было впервые предложено Томасом (1886 г.), а через пару лет - Альфредом Хиллебрандтом. [112]

По мнению Конрада Клауса (1989), географическое положение рек Сарасвати и Гильменда схоже. Оба впадают в конечные озера: Гильменд впадает в болото на Иранском плато (расширенная система водно-болотных угодий и озер Хамун-и-Гильменд ). Это соответствует ригведическому описанию Сарасвати, впадающей в самудру , что, по его мнению, в то время означало «слияние», «озеро», «небесное озеро», «океан»; нынешнее значение слова «земной океан» даже не ощущалось в Палийском каноне. [8] [9]

Раджеш Коччар после детального анализа ведических текстов и геологической среды рек приходит к выводу, что в Ригведе упоминаются две реки Сарасвати. Ранняя Ригведическая Сарасвати, которую он называет Надитама Сарасвати , описана в суктах 2.41, 7.36 и т. д. семейных книг Ригведы и стекает в самудру . Описание Надитамы Сарасвати в Ригведе соответствует физическим характеристикам реки Гильменд в Афганистане, точнее, ее притока реки Харут (Хеу Руд или реки Сабзавар). Раджеш Коччар, однако, считает, что название «Арут» происходит от «Хараувайти» (название региона Арахозия, а не реки), а Арут на самом деле является частью не Арахозии, а Драгианы . Более поздняя Ригведическая Сарасвати, которую он называет Винасана Сарасвати , описана в Ригведической Надистути-сукте (10.75), которая была составлена ​​столетия спустя, после миграции на восток носителей Ригведической культуры на западную Гангскую равнину примерно в 600 км к востоку. . Сарасвати к этому времени стала мифической «исчезнувшей» рекой, а название перешло на Гаггар, исчезнувший в пустыне. [23] Более поздняя Ригведическая Сарасвати присутствует только в пост-Ригведических Брахманах, которые, как говорят, исчезают в песках. По словам Коччара, Ганга и Ямуна были небольшими ручьями в районе реки Арут. Когда ведические люди двинулись на восток, в Пенджаб, они назвали новые реки, с которыми они столкнулись, в честь старых рек, которые они знали из Гильменда, а Винасана Сарасвати может соответствовать реке Гаггар-Хакра. [115] [22]

Ромила Тапар (2004) заявляет, что отождествление Гаггара с Сарасвати противоречиво. Более того, ранними упоминаниями о Сарасвати могла быть равнина Харашвати в Афганистане. Отождествление с Гаггером проблематично, поскольку, как говорят, Сарасвати прокладывает себе путь через высокие горы, которые не являются ландшафтом Гаггара. [21]

Современный политико-религиозный смысл

[ редактировать ]

Высыхание и датировка Вед

[ редактировать ]

Ведическое описание богини Сарасвати как могучей реки, а также ведические и пуранические утверждения о высыхании и погружении Сарасвати использовались некоторыми в качестве отправной точки для пересмотренной датировки ведической культуры. [6] Некоторые рассматривают эти описания как могучую реку как свидетельство более ранней датировки Ригведы, отождествляя ведическую культуру с хараппской культурой, которая процветала в то время, когда Гаггар-Хакра еще не высохла, и отвергая теорию индоарийских миграций. , который постулирует миграцию в 1500 году до нашей эры. [час] [я]

Таким образом, Мишель Данино относит составление Вед к третьему тысячелетию до нашей эры, на тысячу лет раньше общепринятых дат. [120] Данино отмечает, что принять рассказы Ригведы о могучей реке как фактические описания и датировать ее высыхание концом третьего тысячелетия несовместимо. [120] По мнению Данино, это предполагает, что ведические люди присутствовали на севере Индии в третьем тысячелетии до нашей эры. [121] вывод, который вызывает споры среди профессиональных археологов. [120] [в] Данино утверждает, что на Северо-Западе во втором тысячелетии до нашей эры отсутствует «какая-либо навязчивая материальная культура». [120] [v] биологическая непрерывность скелетных останков, [120] [я] и культурная преемственность. Затем Данино заявляет, что если «к этому добавить свидетельство Сарасвати, то самым простым и естественным выводом будет то, что ведическая культура присутствовала в регионе в третьем тысячелетии». [28]

Данино признает, что это требует «изучения его щупальцевых разветвлений в лингвистике, археоастрономии, антропологии и генетике, а также в некоторых других областях». [28]

Идентификация с цивилизацией долины Инда

[ редактировать ]

Цивилизацию долины Инда иногда называют «культурой Сарасвати», «цивилизацией Сарасвати», «цивилизацией Инда Гаггар-Хакра», «цивилизацией Инда-Сарасвати» или «цивилизацией Синдху-Сарасвати» ревизионистами хиндутвы , поддерживающими теорию коренного арийства. . [126] [127] Эти термины относятся к реке Сарасвати, упомянутой в Ведах, и приравнивают ведическую культуру к цивилизации долины Инда. С этой точки зрения хараппская цивилизация процветала преимущественно на берегах Гаггар-Хакры, а не Инда. [25] [26] [27] Например, Данино отмечает, что предложенная им датировка Вед третьим тысячелетием до нашей эры совпадает со зрелой фазой цивилизации долины Инда. [120] и что «заманчиво» приравнять долину Инда и ведическую культуру . [28]

Ромила Тапар указывает, что предполагаемое отождествление цивилизации долины Инда и носителей ведической культуры резко контрастирует не только с лингвистическими, но и с археологическими данными. Она отмечает, что основные характеристики урбанизма долины Инда, такие как плановые города, сложные укрепления, сложные дренажные системы, использование глиняных и огнеупорных кирпичей, монументальные здания, обширная ремесленная деятельность, полностью отсутствуют в Ригведе . Точно так же Ригведе не хватает концептуального знания ключевых аспектов организованной городской жизни (например, неродственного труда, аспектов или элементов системы обмена или сложных мер и весов) и не упоминаются объекты, найденные в большом количестве на цивилизационных объектах долины Инда, такие как терракотовые фигурки, скульптурные изображения человеческих тел или тюленей. [128]

Хеталбен Синдхав отмечает, что утверждения о большом количестве объектов Гаггар-Хакра политически мотивированы и преувеличены. В то время как Инд оставался активной рекой, Гаггар-Хакра высохла, оставив многие места нетронутыми. [127] Сидхав далее отмечает, что Гаггар-Хакра была притоком Инда, поэтому предлагаемая номенклатура Сарасвати является излишней. [127] По словам археолога Шерин Ратнагар, многие памятники Гаггар-Хакра в Индии на самом деле принадлежат местным культурам; некоторые места свидетельствуют о контакте с хараппской цивилизацией, но лишь немногие из них являются полностью развитыми хараппскими цивилизациями. [129] Более того, около 90% обнаруженных печатей и предметов с надписями Инда были найдены в Пакистане вдоль реки Инд, в то время как на другие места приходится только оставшиеся 10%. [В] [130] [131]

Возрождение

[ редактировать ]

В 2015 году агентство Reuters сообщило, что «члены Раштрия Сваямсевак Сангх считают, что доказательство физического существования Ведической реки подкрепит их концепцию золотого века индуистской Индии до вторжений мусульман и христиан». Поэтому правительство партии Бхаратия Джаната приказало археологам искать реку. [132]

По данным правительства индийского штата Харьяна , исследования и спутниковые снимки региона подтвердили, что затерянную реку нашли, когда вода была обнаружена во время раскопок высохшего русла реки в Ямунанагаре . [133] Исследования и спутниковые фотографии подтверждают, что когда-то существовала великая река, которая начиналась в Гималаях, впадала в равнины Харьяны, текла через пустыню Тар-Чолистан в Раджастхане и восточный Синд (протекая примерно параллельно Инду), а затем достигала моря в Ранн Качх в Гуджарате. Странный болотистый ландшафт Ранн-оф-Кач отчасти объясняется тем, что когда-то это было устье великой реки. [134]

Созданный правительством Совет по развитию наследия Сарасвати (SHDB) 30 июля 2016 года провел пробный запуск, заполнив русло реки 100 кусеками воды, которая была закачана в выкопанный канал из трубчатых колодцев в деревне Унча Чандна в Ямунанагаре . Ожидается, что вода заполнит канал до Курукшетры , на расстоянии 40 километров. После подтверждения отсутствия препятствий для потока воды правительство предлагает пропустить еще 100 кусекунд через две недели. В то время также планировалось построить три плотины на речном пути, чтобы обеспечить постоянное течение реки. [135]

В 2021 году главный министр штата Харьяна заявил, что более 70 организаций участвовали в исследовании наследия реки Сарасвати и что река «все еще течет под землей от Ади Бадри до Катча в Гуджарате». [136]

Проект возрождения Сарасвати направлен на строительство каналов и плотин вдоль маршрута затерянной реки, а также на развитие ее как туристического и паломнического маршрута.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ См. Clift et al. (2012) карта и Honde te al. (2017) карта .
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Витцель (2001 , стр. 81): «Автохтонная теория упускает из виду, что RV 3.33206 уже говорит о обязательно меньшем Сарасвати: гимн Судоса 3.33 относится к слиянию Беас и Сатледж (Випас, Шутудри). Это означает, что Беа имели В то время как Сатледж питается за счет гималайских ледников, Сарсути — всего лишь небольшая местная река, зависящая от дождевой воды.
    В целом, средний и поздний RV (книги 3, 7 и поздняя книга, 10.75) уже изображают современную ситуацию, когда Сарасвати потеряла большую часть своей воды из-за Сатледжа (а еще раньше, большую часть ее также из-за Сатледжа). Ямуна). Это уже не была та большая река, какой она могла быть до раннего ригведического периода».
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б РВ 7.95.1-2:
    «Этот поток Сарасвати с поддерживающим течением выходит вперед, наша надежная защита, наша железная крепость.
    Как на колеснице , течет поток, превосходя по величию и мощи все другие воды.
    Чистая в своем течении от гор до океана, один из потоков Сарасвати слушал.
    Думая о богатстве и великом мире созданий, она налила Нахусе свое молоко и жир».
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Согласно Бхаргаве (1964), «самудра» означает огромное внутреннее озеро, которых в Ригведических источниках было четыре или семь. Он переводит сагару как «океан». С этой точки зрения «низины» Кашмира и Курукшетры были самудрой , но море, в которое упала Ганга, — это сагара . [10] См. также Талагери, Протоиндоевропейское слово, обозначающее «море/океан» . Талагери отмечает, что «Панини придает значение мира как самудра (Унади-Сутра II, 28)», и отмечает, что, согласно Мэллори, т.е. meer , mira , первоначально относилось к «озеру», а не к «морю».
  5. ^ В отличие от общепринятой точки зрения, Чаттерджи и др. (2019) предполагают, что река оставалась постоянной до 4500 лет назад.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гиосан и др. (2012) :
    • «Вопреки более ранним предположениям о том, что большая гималайская река, питаемая ледниками, которую некоторые отождествляют с мифической Сарасвати, орошала центральную часть Хараппы на междуречье бассейнов Инда и Ганга, мы показываем, что в голоцене там были активны только реки с муссонным питанием. ."
    • «Многочисленные предположения выдвинули идею о том, что речная система Гаггар-Хакра, которую иногда отождествляют с затерянной мифической рекой Сарасвати (например, 4, 5, 7, 19), была большой гималайской рекой, питавшейся ледником. Потенциальные источники этой реки включают реку Ямуна, реку Сатледж или обе реки. Однако отсутствие крупномасштабного разреза на междуречье показывает, что крупные реки, питающиеся ледниками, не текли через регион Гаггар-Хакра в голоцене.
    • «Нынешняя долина Гаггар-Хакра и ее притоки в настоящее время пересушены или имеют сезонный сток. Тем не менее, реки, несомненно, были активны в этом регионе во время городской Хараппанской фазы. Мы обнаружили песчаные речные отложения возрастом около 5400 лет в форте Аббас в Пакистане ( SI Text), а недавняя работа (33) на верхнем междуречье Гаггар-Хакра в Индии также зафиксировала голоценовые русловые пески возрастом примерно 4300 лет. В верхнем междуречье мелкозернистое пойменное отложение продолжалось до конца позднего периода. Хараппская фаза, совсем недавно, 2900 лет назад (33) (рис. 2B). Это широко распространенное речное перераспределение отложений предполагает, что устойчивые муссонные дожди были способны поддерживать многолетние реки ранее в голоцене, и объясняет, почему хараппские поселения процветали по всему Гаггару. Система Хакра без доступа к реке, питаемой ледниками».
    Валдия (2013) оспаривает это, утверждая, что это была большая многолетняя река, истощавшая высокие горы еще 3700–2500 лет назад. Гиосан и др. (2013) ответили на аргументы Валдии и отвергли их.
  7. ^ Река Гильменд исторически, помимо авестийского Хэтуманта , носила имя Хараксвайти , которое является авестийской формой, родственной санскритскому Сарасвати .
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б По словам Дэвида Энтони, культура Ямна была «прародиной» индоевропейцев в понтийских степях. [98] Из этой области, которая уже включала различные субкультуры, индоевропейские языки распространились на запад, юг и восток, начиная примерно с 4000 г. до н.э. [116] Эти языки могли распространяться небольшими группами мужчин с системой покровитель-клиент, которая позволяла включать другие группы в их культурную систему. [98] На востоке возникла синташтинская культура (2100–1800 до н.э.), на базе которой развилась андроновская культура (1800–1400 до н.э.). Эта культура взаимодействовала с BMAC (2300–1700 гг. До н.э.); В результате этого взаимодействия возникли индоиранцы, которые около 1800 г. до н.э. разделились на индоариев и иранцев. [117] Индоарийцы мигрировали в Левант, северную Индию и, возможно, в Южную Азию. [118]
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Миграция в северную Индию не была крупномасштабной иммиграцией, а, возможно, состояла из небольших групп. [119] которые были генетически разнообразны. Их культура и язык распространяются посредством тех же механизмов аккультурализации и поглощения других групп в свою систему покровителей-клиентов. [98]
  10. По мнению Шаффера, причиной преобладания Сарасвати в Ригведе является сдвиг населения позднего Хараппа (1900-1300 гг. до н.э.) на восток, в Харьяну . [36]
  11. ^ Wilke & Moebus (2011 , стр. 310, примечание 574): «Витцель предполагает, что Сарасвати - это не земная река, а Млечный Путь, который рассматривается как дорога к бессмертию и небесной загробной жизни. В «мифической логике» Однако, как указано выше, эти две интерпретации не являются взаимоисключающими. Есть отрывки, которые явно указывают на реку».
  12. ^ См. Витцель (1984). [49] для обсуждения; для карт (1984 г.) местности, с. 42 кв.
  13. ^ Хотя первый перевод использует татпуруша интерпретацию синдхуматы , на самом деле это слово является бахуврихи . Ханс Хок (1999) переводит синдхумату как бахуврихи , давая второй перевод. Перевод как татпуруша («мать рек», где синдху по-прежнему имеет его общее значение) будет менее распространен в речи РВ.
  14. ^ См. Clift et al. (2012) карта и Honde te al. (2017) карта .
  15. ^ Предложение об изменении русла рек во времена зрелого Хараппа из-за тектонической активности использовалось коренными народами в качестве аргумента в пользу отождествления Гаггар-Хакры с ведической Сарасвати. Гупта (1995) , «Потерянный Сарасвати и цивилизация Инда» , подробно ссылается на такие предположения:
    • По словам Мисры, цитируемого Гуптой (1995 , стр. 149–50), между Сатледжем и Ямуной есть несколько высохших речных русел (палеорусел), ширина некоторых из которых составляет от двух до десяти километров. На местности они не всегда заметны из-за чрезмерного заиления и заноса песком пересохших речных русл.
    • Райкс (1968) и Сурадж Бхан (1972, 1973, 1975, 1977), как цитируется у Гупты (1995 , стр. 149), на основании археологических, геоморфических и седиментологических исследований утверждали, что Ямуна могла впадать в Сарасвати. во времена Хараппы.
    • По мнению Мисры, цитируемого Гуптой (1995 , стр. 153), Ямуна могла впадать в реку Сарасвати через канал Чаутанг или Дришадвати , поскольку на этих высохших руслах рек было обнаружено множество хараппских стоянок. На нынешней реке Ямуна нет хараппских стоянок, но вдоль русла Ямуны есть стоянки расписной серой керамики (1000–600 до н. э.), что указывает на то, что река, должно быть, тогда текла по нынешнему руслу.
    Другие публикации, окрашенные индейским арийством, включают:
    • По данным Гупты (1999) , на Сатледже в его нынешнем нижнем течении нет хараппских стоянок, только в его верхнем течении вблизи Сиваликса и вдоль высохшего русла древнего Сатледжа.
    • Согласно Палу (1984 , стр. 494), также цитируемому Брайантом (2001) , течение Сатледжа предполагает, что «Сатлудж периодически был главным притоком Гаггара и что впоследствии тектонические движения могли вытеснить Сатлудж на запад и Гаггар высох». У Ропара река Сатледж внезапно резко поворачивает в сторону от Гаггара. Само узкое русло реки Гаггар внезапно становится шире в месте слияния Сатледжа с рекой Гаггар. также существует крупный палеоканал . Между поворотным пунктом реки Сатледж и местом расширения русла реки Гаггар
    • По мнению Лала (2002 , стр. 24), который поддерживает теорию коренных арийцев , исчезновение реки могло быть дополнительно вызвано землетрясениями , которые могли привести к изменению направления ее притоков.
    • Митра и Бхаду (2012) , ссылаясь на три другие публикации, заявляют, что активные разломы в регионе присутствуют , а латеральные и вертикальные тектонические движения в прошлом часто отклоняли потоки. Гаггар-Хакра, возможно, мигрировали на запад из-за такого поднятия Аравалиса.
    • Пури и Верма (1998) утверждают, что современная река Тонс была древней верхней частью реки Гаггар-Хакра, которую они отождествляли с рекой Сарасвати. Тогда Гаггар-Хаггар питалась гималайскими ледниками, что сделало ее могучей рекой, описанной в Ведах. Рельеф этой реки содержит гальку кварцита и метаморфические породы, тогда как нижние террасы этих долин не содержат таких пород. Крупная сейсмическая активность в Гималайском регионе вызвала подъем водораздела Бата-Марканда. Это привело к блокировке западного течения Гаггар-Хакры, заставившего воду вернуться обратно. Поскольку отверстие Слезы Ямуны находилось недалеко, заблокированная вода выходила из отверстия в систему Ямуны.
  16. Антропологи Грегори Поссель (1942–2011) и Дж. М. Кенойер , писавшие в 1990-х годах, предположили, что многие религиозные и литературные обращения к Сарасвати в Ригведе относились к настоящей гималайской реке, воды которой из-за сейсмических событий были отведены в сторону. , в результате чего в первоначальном русле осталась только сезонная река Гаггар-Хакра. [82] [83] Археологи Грегори Поссель и Джейн Макинтош называют реку Гаггар-Хакра «Сарасвати» в своих книгах о цивилизации Инда 2002 и 2008 годов. [84] [85] предполагая, что Сатледж и Ямуна разошлись в позднехараппские времена. [75]
  17. ^ Чаттерджи и др. (2019) отождествляют Сарасвати с Гаггаром, утверждая, что в течение «9-4,5 тыс. лет назад река была многолетней и получала отложения из Верхних и Малых Гималаев» притоками Сатледжа, что «вероятно способствовало развитию ранних хараппских поселений вдоль его банки». [86] В ответ Синха и др. (2020) заявляют, что «большинство исследователей задокументировали прекращение крупномасштабной речной деятельности на северо-западе Индии в раннем голоцене, тем самым опровергая существование хараппской цивилизации за счет большой реки». [87]
  18. ^ Стоянки расписной серой керамики (около 1000 г. до н. э.) были обнаружены в русле, а не на берегах реки Гаггар-Хакра, что позволяет предположить, что река высохла до этого периода. [94] [95]
  19. ^ Демкина и др. (2017): «Во втором тысячелетии до нашей эры увлажнение климата привело к дивергенции почвенного покрова с вторичным образованием комплексов каштановых почв и солонцов. Этот палеоэкологический кризис оказал существенное влияние на экономику племен в Позднекатакомбное и послекатакомбное время, обусловившее их более высокую мобильность и переход к кочевому скотоводству». [96]
  20. ^ См. также блог Eurogenes, Кризис .
  21. ^ Витцель: «Если RV должен быть расположен в Пенджабе и предположительно датирован задолго до предполагаемого высыхания Сарасвати в 1900 году до нашей эры, то есть в 4000-5000 годах до нашей эры (Kak 1994, Misra 1992), текст не должен содержать свидетельства одомашненной лошади (не встречавшейся на субконтиненте до 1700 г. до н. э., см. Meadow 1997, 1998, Anreiter 1998: 675 кв. м), колесницы, запряженной лошадьми (появившейся только около 2000 г. до н. э. в Южной России, Энтони и Виноградов 1995, или Месопотамия), хорошо развитой технологии меди/бронзы и т.д.» [122]
  22. ^ Майкл Витцель отмечает, что этого и следовало ожидать от мобильного общества, но что могильная культура Гандхары является ярким показателем новых культурных элементов. [123] Майклс отмечает, что существуют лингвистические и археологические данные, показывающие культурные изменения после 1750 года до нашей эры. [124] и Флад отмечает, что лингвистические и религиозные данные ясно показывают связи с индоевропейскими языками и религией. [125]
  23. ^ Количество предметов и печатей с надписями Индского письма, полученных из различных стоянок Хараппы: Моханджодаро (1540 г.), Хараппа (985 г.), Чанхударо (66), Лотал (165), Калибанган (99), Банавали (7), Ур, Ирак (6 ), Суркотада (5), Чандигарх (4)
  1. ^ Кинсли 1998 , с. 11, 13.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уилке и Мобус 2011 , с. 310.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Витцель 2001 , с. 93.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кинсли 1998 , с. 10, 55-57.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Людвик 2007 , стр. 11-13.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Сарасвати | Индуистское божество» . Британская энциклопедия . 2 мая 2023 г.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Витцель (2012 , стр. 74, 125, 133): «Это легко понять, поскольку Сарасвати, река на земле и в ночном небе, возникает, как и в германском мифе, из корней мирового древа. В средневедических текстах это разыгрывается в Яцаттре... вдоль рек Сарасвати и Дршадвати (к северо-западу от Дели)...»
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Клаус, К. Древнеиндийская космология, представленная брахманами. Бонн 1986 г.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Самудра, XXIII Deutscher Orientalistentag Würzburg, ZDMG Suppl. Том VII, Штутгарт, 1989, 367–371.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бхаргава, МЛ (1964). География Ригведической Индии . Лакнау. п. 5.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Giosan et al. 2012Гиосан и др. 2012
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Maemoku et al. 2013Маемоку и др. 2013
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Clift et al. 2012Клифт и др. 2012
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Сингх и др. 2017 .
  15. ^ Шанкаран 1999 .
  16. ^ Уилке и Мобус 2011 .
  17. ^ Гиосан и др. 2012 , с. 1688-1689.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Wilke & Moebus 2011 , стр. 310–311.
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Витцель 2001 , с. 81.
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мукерджи 2001 , с. 2, 8-9.
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Ромила Тапар (2004). Ранняя Индия: от истоков до 1300 года нашей эры . Издательство Калифорнийского университета. п. 42 . ISBN  978-0-520-24225-8 .
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Коччар, Раджеш. «Реки Сарасвати: Согласование священных текстов» . RajeshKochhar.com (сообщение в блоге); на основе Ведический народ: их история и география .
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Кочхар, Раджеш (1999), «О происхождении и хронологии ригведической реки Сарасвати» , в Роджере Бленче; Мэтью Сприггс (ред.), Археология и язык III; Артефакты, языки и тексты , Routledge, ISBN  978-0-415-10054-0
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Британская энциклопедия, Сарасвати
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Упиндер Сингх (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. стр. 137–8. ISBN  978-81-317-1677-9 .
  26. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Чарльз Кейт Мейзелс (16 декабря 2003 г.). «Цивилизация Инд/Хараппа/Сарасвати». Ранние цивилизации Старого Света: формирующие истории Египта, Леванта, Месопотамии, Индии и Китая . Рутледж. п. 184. ИСБН  978-1-134-83731-1 .
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дениз Куш; Кэтрин А. Робинсон; Майкл Йорк (2008). Энциклопедия индуизма . Психология Пресс. п. 766. ИСБН  978-0-7007-1267-0 .
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Данино 2010 , с. 258.
  29. ^ например 7.96.4, 10.66.5
  30. ^ Майрхофер, EWAia , св. Сарасвати как нарицательное существительное в классическом санскрите означает регион, изобилующий прудами и озерами, реку с таким названием или любую реку, особенно священную.Как и его родственные слова , валлийский hêl, heledd «речной луг» и греческий ἕλος ( hélos ) «болото»; в остальном корень часто связан с реками (также в названиях рек, например Сараю или Сусарту ); это предложение было возрождено в связи с аргументом « из Индии », Н. Казанас (июнь 2006 г.). « РВ дохараппский» (PDF) . Омилос Мелетон . п. 9. Архивировано из оригинала (PDF) 29 февраля 2008 года.
  31. ^ Ломмеля (1927); Ломмель, Герман (1927), Яшты Авесты , Геттинген-Лейпциг: Ванденхук и Рупрехт / Дж. К. Хинрихс
  32. ^ Парпола 2015 , с. 97: «Широко распространено мнение, что упомянутая здесь Сарасвати — это река, давшая имя Харахваити».
  33. ^ Ману (2004). Оливель, Патрик, изд. Кодекс законов Ману. Издательство Оксфордского университета. п. 24. ISBN   978-0-19280-271-2 .
  34. ^ Бриджит Олчин, Раймонд Олчин, Расцвет цивилизации в Индии и Пакистане , издательство Кембриджского университета, 1982, стр.358.
  35. ^ Макдонелл, Артур Энтони; Кейт, Артур Берридейл (1912). Ведический указатель имен и предметов . Том. 2. Лондон: Мюррей. п. 434. OCLC   1014995385 .
  36. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дж. Шаффер, в: Дж. Бронхорст и М. Дешпанде (ред.), Арийцы и неарийцы, доказательства, интерпретация и идеология. Кембридж ( Гарвардский восточный сериал , Опера Минора 3) 1 999
  37. ^ Людвик 2007 , стр. 84-85.
  38. ^ Людвик 2007 , стр. 4-5.
  39. ^ Прасад 2017 , Глава-2.
  40. ^ 1.3, 13, 89, 164; 10.17, 30, 64, 65, 66, 75, 110, 131, 141
  41. ^ Людвик 2007 , стр. 11.
  42. ^ Людвик (2007 , стр. 85): «Река Сарасвати, которая, по мнению Витцеля,... олицетворяет Млечный Путь, падает в этот мир в Плакша Прасарвана», «мировое дерево в центре неба и земли», «и течет через землю Куру, центр этого мира».
  43. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Пушпендра К. Агарвал; Виджай П. Сингх (16 мая 2007 г.). Гидрология и водные ресурсы Индии . Springer Science & Business Media. стр. 311–2. ISBN  978-1-4020-5180-7 .
  44. ^ Прасад 2017 , Глава-3.
  45. ^ КР Джаясвал, Индуистское государство, стр. 12-1
  46. ^ Панчавимша Брахман, Джайминия Упанишад Брахман, Катьяяна Сраута Сутра, Латьяяна Сраута; Макдонелл и Кейт, 1912 год.
  47. ^ Ашвалаяна Сраута Сутра, Санкхаяна Сраута Сутра; Макдонелл и Кейт 1912, II: 55.
  48. ^ Гриффит, стр.492
  49. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Витцель 1984 .
  50. ^ Д.С. Чаухан в Радхакришне, Б.П. и Мерх, С.С. (редакторы): Vedic Saraswati 1999. Согласно этой ссылке, 44 асвина могут иметь длину более 2600 км.
  51. ^ Бхаргава, Судхир (20–22 ноября 2009 г.). Расположение рек Брахмаварты и Дришадвати важно для определения самого раннего русла реки Сарасвати . Река Сарасвати – перспектива. Организатор: Сарасвати Нади Шодх Санстан, Харьяна. Курукшетра: Университет Курукшетра. стр. 114–117.
  52. ^ Мхб. 3.82.111; 3.130.3; 6.7.47; 6.37.1-4., 34.9.81; 9.37.1-2
  53. ^ Мбх. 3.80.118
  54. ^ Мбх. 3.88.2
  55. ^ Хей, Мартин (2011). «Интерпретация Сарасвати Тиртхаятры Шри Баларамы» . Исследовательский журнал Ахила Бхартия Итихаса Санкалана Йоджаны, ABISY (Нью-Дели) . 16 (2): 179–193. ISSN   0974-3065 – через www.academia.edu.
  56. ^ org, Ричард МЭХОНИ — точка Махони и точка indica-et-buddhica. «ИНДОЛОГИЯ — цивилизация Сарасвати-Синдху (ок. 3000 г. до н. э.)» . indology.info .
  57. ^ Исследования протоиндо-средиземноморской культуры, Том 2, стр. 398
  58. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Д.С. Чаухан в Радхакришне, Б.П. и Мерх, С.С. (редакторы): Ведический Сарасвати, 1999, стр.35-44.
  59. ^ сравните также с Яджурведой 34.11, Д.С. Чауханом в Радхакришне, Б.П. и Мерх, С.С. (редакторы): Vedic Saraswati, 1999, стр.35-44.
  60. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эк п. 149
  61. ^ Эк 2012 , с. 147.
  62. ^ Манусмрити 2.17-18
  63. ^ Эк 2012 , с. 145.
  64. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эк 2012 , с. 148.
  65. ^ Людвик 2007 , стр. 1.
  66. At the Three Rivers TIME , 23 февраля 1948 г.
  67. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эк п. 145
  68. ^ Эк стр. 220
  69. ^ Дариан 2001 , с. 58.
  70. ^ Дариан с. 59
  71. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мукерджи 2001 , с. 2, 6-9.
  72. ^ Гриффит
  73. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б С. Кальянараман (редактор), Ведическая река Сарасвати и индуистская цивилизация , ISBN   978-81-7305-365-8 стр.96
  74. ^ Валдия, Канзас (1 января 2002 г.). Сарасвати: Исчезнувшая река . Индийская организация космических исследований. п. 23. ISBN  9788173714030 .
  75. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Макинтош 2008 , с. 19-21.
  76. ^ Шульдрейн и др. 2004 , с. инжир. 23 .
  77. ^ Клифт и др. 2012 , с. инжир. 1 .
  78. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Малавика Вьявахаре (29 ноября 2017 г.), « Новое исследование ставит под сомнение существование реки Сарасвати и говорит, что это было старое русло Сатледжа », Hindustan Times.
  79. ^ Шульдрейн и др. 2004 .
  80. ^ Макинтош 2008 , с. 20-21.
  81. ^ Джайн, Агарвал и Сингх 2007 , стр. 312.
  82. ^ Поссель 1997 .
  83. ^ Кенойер 1997 .
  84. ^ Макинтош 2008 .
  85. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Поссель 2002 , с. 8.
  86. ^ Чаттерджи и др. 2019 .
  87. ^ Синха, Сингх и Тандон 2020 , стр. 240.
  88. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хонде и др. 2017 .
  89. ^ Дэйв и др. 2019 .
  90. ^ Чаудри, Акшей Раджан; Чопра, Сандип; Кумар, Панкадж; Ранга, Раджеш; Сингх, Йогиндер; Раджпут, Субхаш; Шарма, Викрам; Верма, Вирендра Кумар; Шарма, Раджвир (2021). «Река Сарасвати в северной Индии (Харьяна) и ее роль в заселении объектов Хараппской цивилизации — исследование, основанное на дистанционном зондировании, седиментологии и пластовой хронологии» . Археологическая разведка . 28 (4): 565–582. Бибкод : 2021ArchP..28..565C . дои : 10.1002/arp.1829 . S2CID   236238153 .
  91. ^ Джаянт К. Трипати; Барбара Бок; В. Раджамани; А. Эйзенхауэр (25 октября 2004 г.). «Река Гаггар — Сарасвати? Геохимические ограничения» (PDF) . Современная наука . 87 (8).
  92. ^ Штейн, Аурел (1942). «Обследование древних памятников вдоль «затерянной» реки Сарасвати» . Географический журнал . 99 (4): 173–182. Бибкод : 1942GeogJ..99..173S . дои : 10.2307/1788862 . ISSN   0016-7398 . JSTOR   1788862 .
  93. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гиосан и др. 2012 , с. 1693.
  94. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Штейн, Аурел (1942). «Обследование древних мест вдоль «затерянной» реки Сарасвати». Географический журнал . 99 (4): 173–182. Бибкод : 1942GeogJ..99..173S . дои : 10.2307/1788862 . JSTOR   1788862 .
  95. ^ Гаур, RC (1983). Раскопки Атранджикхеры, ранняя цивилизация бассейна Верхней Ганги. Дели.
  96. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Демкина 2017 .
  97. ^ Энтони 2007 , с. 300, 336.
  98. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Энтони, 2007 год .
  99. ^ Дариан с. 58
  100. ^ «Материалы второго международного симпозиума по управлению крупными реками для рыболовства: Том II» . Фао.орг. 14 февраля 2003 г. Архивировано из оригинала 13 сентября 2016 г. Проверено 12 июля 2012 г.
  101. ^ Трипати, Джаянт К.; Бок, Барбара; Раджамани, В.; Эйзенхауэр, А. (2004). «Река Гаггар — Сарасвати? Геохимические ограничения». Современная наука . 87 (8): 1141–1145. JSTOR   24108988 .
  102. ^ «Английские релизы Бюро пресс-информации» . Проверено 18 октября 2016 г.
  103. ^ ПТИ. «Правительственная экспертная комиссия установила, что река Сарасвати действительно существовала» . Индийский экспресс . ПТИ . Проверено 19 октября 2016 г.
  104. ^ Индийская древность
  105. ^ Священные книги Востока , 32, 60.
  106. ^ Олдхэм 1893, стр. 51–52.
  107. ^ Фейерштейн, Георг; Как, Субхаш; Фроули, Дэвид (11 января 1999 г.). В поисках колыбели цивилизации: новый взгляд на Древнюю Индию . Мотилал Банарсидасс. ISBN  9788120816268 – через Google Книги.
  108. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Данино 2010 , с. 252.
  109. ^ Прасад 2017 , с. 13.
  110. ^ Прасад 2017 , с. 14.
  111. ^ Валдия 2017 , с. 6.
  112. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Данино 2010 , с. 260.
  113. ^ Кочхар 2012 , с. 263.
  114. ^ Прасад 2017 , с. 42.
  115. ^ Кочхар, Раджеш (1999). «О принадлежности и хронологии ригведической реки Сарасвати» . В Бленче, Роджер; Сприггс, Мэтью (ред.). Артефакты, языки и тексты . Археология и язык. Том. III. Рутледж. ISBN  978-0-415-10054-0 .
  116. ^ Беквит 2009 , с. 29.
  117. ^ Энтони 2007 , с. 408.
  118. ^ Беквит 2009 .
  119. ^ Витцель 2005 , с. 342-343.
  120. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Данино 2010 , с. 256.
  121. ^ Данино 2010 , с. 256, 258.
  122. ^ Витцель 2001 , с. 31.
  123. ^ Витцель 2005 .
  124. ^ Майклс 2004 , с. 33.
  125. ^ Наводнение 1996 , с. 33.
  126. ^ После 2020 года .
  127. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Синдхав 2016 , с. 103.
  128. ^ Ромила Тапар (2002). Ранняя Индия . Книги о пингвинах. п. 110. ИСБН  978-0-1430-2989-2 .
  129. ^ Ратнагар, Шерин (2006). Понимание Хараппы: цивилизация в долине Большого Инда . Нью-Дели: Tulika Books. стр. 7–8. ISBN  978-81-89487-02-7 . Если в древнем кургане мы находим только один горшок и два бусовых ожерелья, подобных ожерельям Хараппы и Мохенджо-Даро, с основной массой керамики, инструментов и украшений совершенно другого типа, мы не можем назвать это место Хараппским. Вместо этого это сайт с хараппскими контактами. ... Что касается памятников долины Сарасвати, мы обнаруживаем, что многие из них являются памятниками местной культуры (с характерной керамикой, глиняными браслетами, терракотовыми бусами и точильными камнями), некоторые из них демонстрируют контакты с Хараппой, и сравнительно немногие из них полностью заполнены. -зрелые хараппские сайты.
  130. ^ Ираватам Махадеван , 1977, Индское письмо: текст, соответствие и таблицы , стр. 6-7.
  131. ^ Упиндер Сингх , 2008, История древней и раннесредневековой Индии от каменного века до XII века , стр. 169
  132. ^ Рупам Джайн Наир, Фрэнк Джек Дэниел (12 октября 2015 г.). «Специальный репортаж: Борьба за душу Индии, штат за штатом» . Рейтер . Проверено 29 мая 2018 г.
  133. ^ «Охота на мифическую реку Сарасвати — испытание истории и науки — новости Индии — Hindustan Times» . 26 января 2018 года . Проверено 11 июля 2020 г.
  134. ^ Бхадра, Британская Колумбия; Гупта, АК; Шарма, младший (февраль 2009 г.). «Сарасвати Нади в Харьяне и ее связь с ведической рекой Сарасвати — комплексное исследование, основанное на спутниковых изображениях и наземной информации» . Журнал Геологического общества Индии . 73 (2): 273–288. Бибкод : 2009JGSI...73..273B . дои : 10.1007/s12594-009-0084-y . ISSN   0016-7622 . S2CID   140635500 .
  135. ^ Zee Media Bureau (6 августа 2016 г.). « Потерянная река Сарасвати вернула к жизни » . Зи Медиа . Проверено 19 августа 2016 г.
  136. ^ «Харьяна начнет возрождение реки Сарасвати, построит плотину, плотину и водохранилище в Ади Бадри» . [ИЕ] . 15 февраля 2021 г.

Источники

[ редактировать ]
Печатные источники
Веб-источники
  1. Мифическая река Сарасвати , Бюро информации для прессы, правительство Индии, 20 марта 2013 г. Архивировано 9 октября 2016 г. в Wayback Machine.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Раджеш Кочхар (2017), «Арийская хромосома» , The Indian Express

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Чакрабарти, Д.К., и Сайни, С. (2009). Проблема реки Сарасвати и заметки по археологической географии Харьяны и индийского Пенджаба. Нью-Дели: Aryan Books International.
  • Археологический тур по реке Гаггар-Хакра Аурела Штайна.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 182a490d29eb7d27aa7e7baef6d95410__1719023040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/18/10/182a490d29eb7d27aa7e7baef6d95410.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sarasvati River - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)