Сурадж Бхан (археолог)
Сурадж Бхан | |
---|---|
Рожденный | Март 1931 г. |
Умер | |
Национальность | Индийский |
Альма-матер | Делийский университет |
Занятие | Археолог |
Сурадж Бхан (1931–2010) был индийским археологом и профессором археологии. Говорят, что его академическая деятельность несет на себе глубокий отпечаток марксизма . Он также принимал участие в работе Коммунистической партии Индии (марксистской) в Харьяне и проявлял особый интерес к движению Народной науки. [1]
Он входил в группу ученых, которые оспорили Вишва-индуистского паришада утверждение о том, что Бабри Масджид была построена на вершине храма Рама . [3]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Сурадж Бхан родился в марте 1931 года в Монтгомери (ныне Пакистан ) в крестьянской семье, а позже эмигрировал в Харьяну . [3]
Он изучал экономику и санскрит, получив степень бакалавра и магистра в Делийском университете . Впоследствии в 1956 году он присоединился к Археологической службе Индии (ASI) в качестве технического помощника. Он изучал археологию и культуру, получив вторую степень магистра в 1960 году, а в 1972 году также получил степень доктора философии. степень магистра Университета Бароде в . Он продолжил преподавательскую карьеру сначала в Пенджабском университете , а затем в c. 1967 год — в Университете Курукшетра , занимается археологией доисторических памятников в Харьяне. Он дослужился до декана факультета индийских исследований, прежде чем выйти на пенсию в 1991 году. [4] [3] [5] [6] [7]
Археологические работы
[ редактировать ]Ранние исследования Бхана были посвящены археологии доисторических памятников вдоль старых речных русел рек Сарсути – Гаггар и Чаутанг в Харьяне. В 1968 году он раскопал памятник индуистской культуры Митатал . Его диссертация по «Исторической археологии долин Сарасвати и Дришадавати» принесла ему степень доктора философии в 1972 году. В 1975 году Бхан опубликовал свой основной отчет « Раскопки в Митатале и другие исследования на водоразделе Сатледж-Ямуна» , который стал фундаментальным справочником для исследования. Индской и постиндусской культур. [3] [8] [7]
В 1987 году Бхана пригласили выступить с президентским обращением к секции археологии Индийского исторического конгресса, где он решительно выступил против тенденции некоторых археологов отождествлять цивилизацию долины Инда с ведическими культурами. [3] Его статья в томе «Создание истории» (2002) опровергла аргументы археологов Б.Б. Лала , С.П. Гупты и др. за арийскую связь с цивилизацией долины Инда. [1]
В 1996 году он получил старшую стипендию Индийского совета исторических исследований (ICHR), а год спустя был назначен членом совета ICHR. Ирфан Хабиб в своем некрологе о Бане назвал его человеком «безупречной личной этики, которая хорошо сочеталась с его профессиональной честностью». [3]
Айодхья спор
[ редактировать ]Сурадж Бхан сыграл значительную роль во время спора в Айодхье , поддержав аргументы в пользу Бабри Масджид . Он вместе с историками Рамом Шараном Шармой , Двиджендрой Нараян Джа и М. Атаром Али составил группу из четырех ученых, которые представили документ под названием « Мечеть Бабари или место рождения Рамы». Отчет историков нации министру внутренних дел в мае 1991 года. Бхан внес свой вклад в археологическую часть отчета. Авторы утверждали, что тщательно изучили доказательства, предоставленные Вишва-Хинду Паришад (VHP) и Комитетом действий Бабри Масджид (BMAC), и категорически отвергли идею о том, что мечеть была местом рождения Рамы или о возможности того, что она была построена на вершине мечети. существовавший ранее храм. Авторы отвергли утверждение Б.Б. Лала , бывшего директора ASI, о том, что он обнаружил основания колонн рядом с Бабри Масджид во время своих раскопок в 1970-х годах. Однако они сделали это, отметив, что им не был предоставлен доступ к записям Лала о раскопках. [9] [10] [11] Позже Бхан засвидетельствует в Высоком суде Аллахабада , что отчет был поспешно составлен «под давлением» со стороны BMAC. [12]
В октябре 1992 года четыре историка написали в еженедельной газете КПИ(М) « Народная демократия » реакцию на буклет « Рам Джанмабхуми Айодхья: Новые археологические открытия». [13] [14] заявив, что сторонники VHP занимались «неизбирательными раскопками, подобными инвалидам». [15] [16] Ранее Бхан также оспорил заявления С.П. Гупты о том, что черные базальтовые колонны в Бабри Масджид когда-то были частью индуистского храма. [17] [18] [19]
Бабри Масджид была снесена 6 декабря 1992 года.
Сурадж Бхан был смещен с должности свидетеля-эксперта в Высоком суде Аллахабада от имени сторон, выступающих за мечеть, в 2000, 2002 и 2006 годах. [20] Он был единственным из четырех авторов « Доклада историков нации», сделавшего это. 5 марта 2003 года Высокий суд Аллахабада приказал Археологической службе Индии (ASI) провести раскопки на месте Бабри Масджид, чтобы определить, было ли храмоподобное сооружение снесено до строительства мечети. Сурадж Бхан присоединился к Ирфану Хабибу и другим, опубликовав заявление для прессы, осуждающее этот шаг. [21] [22] ASI продолжило раскопки и представило свои выводы суду в сентябре 2003 года. В его отчете указано наличие круглого храма, датируемого VII–X веками, и «массивной конструкции» размером 50 на 30 метров, построенной из трех структурных элементов. фазы в течение 11–12 веков. [23] [24]
Бхан, посетивший раскопки в июне 2003 года, раскритиковал ASI за проведение обширных горизонтальных раскопок, в результате которых были уничтожены все останки периода Великих Моголов на этом месте, тогда как все, что требовалось, - это ограниченная вертикальная траншея. Ставя под сомнение методологию, использованную для датировки подземной структуры, он обвинил отчет ASI в попытке отодвинуть древность Айодхьи и, следовательно, Рамаяны к ок. 1000 год до нашей эры . Он с уверенностью заявил, что «массивное сооружение», найденное АСИ, не было храмом и, скорее всего, это была мечеть периода султаната. [25] [26] [23] [27]
Бхан предстал перед Высоким судом Аллахабада, чтобы выразить свое профессиональное мнение о том, что вывод отчета ASI о существовании какого-либо храма под мечетью Бабри является необоснованным. Хотя он присутствовал на раскопках всего три дня, он утверждал, что АСИ не зарегистрировало должным образом поливную посуду, глазурованные плитки и кости, найденные на этом месте. Он сделал и другие наблюдения, например, об использовании известкового раствора, который, по его мнению, датировал подземное сооружение периодом Султаната. Он также заявил, что недостатки отчета невозможно исправить, и заявил, что ASI не хватает объективности, профессиональной честности и научной строгости. [28] [29] В ходе допроса Бхан пояснил, что он был всего лишь археологом, а не историком искусства или историком Средневековья. [30] [31]
В своем вердикте 2010 года по спору об Айодхье Высокий суд Аллахабада раскритиковал профессионализм свидетелей-экспертов, выступавших от имени сторон, выступающих за мечеть. Что касается Сураджа Бхана, суд посчитал, что он сделал расплывчатые заявления и не смог предоставить надлежащих оснований для оспаривания выводов ASI. Он отклонил как необоснованные его технические наблюдения по таким вопросам, как использование известкового раствора, который, как было установлено, использовался в Индии по крайней мере с 600 г. до н.э., задолго до периода султаната. Суд отметил, что у Бхана было заранее определенное отношение к ASI, и отметил, что Обзор заслуживает похвалы и признательности, а не осуждения. [32] [33]
Работает
[ редактировать ]- «Раскопки в Митатале (Гиссар), 1968 год». Журнал исследований Харьяны 1.1 (1969): 1–15.
- «Изменения в течении Ямуны и их влияние на протоисторические культуры Харьяны». Материалы археологических конгрессов и семинаров. 1972.
- «Сисвал, дохараппское поселение в долине Дришадвати». (1972): 44–46.
- «Последовательность и распространение доисторических культур в верхней части бассейна Сарасвати». Радиоуглерод и индийская археология (1973): 252–263.
- Раскопки в Митатале (1968 г.) и другие исследования на водоразделе Сатледж-Ямуна . Университет Курукшетра, 1975 год.
- (совместно с Джимом Г. Шаффером) «Новые открытия в северной Харьяне». Человек и окружающая среда 2 (1978): 59-68.
- «Последние тенденции в индийской археологии». Социолог (1997): 3–15. JSTOR 3517757 .
- «Арианизация цивилизации Инда». Создание истории: эссе, представленные Ирфану Хабибу , стр. 41–55. Гимн Пресс, 2002. ISBN 1843310384 .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хабиб, Ирфан. «Скорбящий профессор Сурадж Бхан» . Народная демократия . Проверено 23 апреля 2015 г.
- ^ Сингх, Ранбир (23 октября 2010 г.). «Доктор Сурадж Бхан» . Главный еженедельник . Проверено 24 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Хабиб, Ирфан (14 августа 2010 г.). «Народный историк» . Линия фронта . Проверено 24 ноября 2014 г.
- ^ «Профессор Сурадж Бхан» . Народная демократия . 8 августа 2010 г. Проверено 27 апреля 2015 г.
- ^ Джайн 2013 , стр. 248–251.
- ^ Лал 2003 , стр. 174–175.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Высокий суд Аллахабада, 2010 г. , п. 3613 (том 15).
- ^ Джайн 2013 , с. 249.
- ^ Рамджанмабхуми-Бабри Масджид: Отчет историков нации Р.С. Шарма, М. Атар Али, Д.Н. Джа, Сурадж Бхан ( Нурани 2014 , стр. 33–46)
- ^ Джайн 2013 , стр. 176–178.
- ^ Высокий суд Аллахабада, 2010 г. , пункты 3608-3611 (том 15).
- ^ Высокий суд Аллахабада, 2010 г. , п. 3615 (том 15).
- ^ Шарма, Ю.Д.; Шривастава, К.М.; Гупта, СП; Наутиял, КП; Гровер, БР; Агравал, Д.С.; Мухерджи, С.; Малайя, С. (1993). Рамаджанма Бхуми: Айодхья - Новые археологические открытия . Нью-Дели: Форум историков.
- ^ С.П. Гупта, Свежие археологические открытия в Рамджанмабхуми ( Нурани, 2014 , стр. 109–116, из BJP Today , 1–15 февраля 1993 г.)
- ^ Нурани 2014 :
- Историки бросают вызов «новым доказательствам» VHP (стр. 98-103, из People's Democracy , 25 октября 1992 г.)
- Ничто не коррелирует с существованием храма до шестнадцатого века: Историки (стр. 103-107, из People's Democracy , 8 ноября 1992 г.)
- Историки осуждают отказ VHP видеть причину (стр. 107-108, из People's Democracy , 15 ноября 1992 г.)
- Археолог опровергает утверждение VHP (стр. 108, из журнала People's Democracy , 25 октября 1992 г.)
- ^ Джайн 2013 , с. 186.
- ^ Анализ выводов С. П. Гупты Сураджем Бханом ( Нурани 2014 , стр. 93–96, из People's Democracy , 3 марта 1991 г.)
- ^ Археологические свидетельства - комментарий Сураджа Бхана ( Gopal 1990 , стр. 225–228).
- ^ Джайн 2013 , с. 172.
- ^ Высокий суд Аллахабада, 2010 г. , п. 3609 (том 15).
- ^ Заявление историков о постановлении Высокого суда Аллахабада о раскопках на месте Бабри Масджид ( Нурани 2014 , стр. 139–142, 10 марта 2003 г.)
- ^ Джайн 2013 , с. 201.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пурнима, Джоши (8 сентября 2003 г.). «Призрак окаменелостей» . Перспективы . Проверено 24 апреля 2015 г.
- ^ Джайн 2013 , стр. 204–206.
- ^ « Это был не храм»: Интервью с Сураджем Бханом» . Линия фронта . Том. 20, нет. 19. 13 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 25 октября 2020 г.
- ^ «Это был не храм»: Интервью с Сураджем Бханом ( Нурани 2014 , стр. 163–169, из Frontline , 26 сентября 2003 г.)
- ^ Джайн 2013 , с. 210.
- ^ Джайн 2013 , стр. 210–211.
- ^ Высокий суд Аллахабада, 2010 г. , пункты 3826-3829 (том 16).
- ^ Джайн 2013 , стр. 248–251.
- ^ Высокий суд Аллахабада, 2010 г. , параграф 3614, параграф 3615, параграф 3826 (том 15).
- ^ Высокий суд Аллахабада, 2010 г. , п. 3826 (том 15).
- ^ Высокий суд Аллахабада, 2010 г. , параграф 3889, параграф 3991, пункт VIII (том 18).
- Источники
- Высокий суд Аллахабада (30 августа 2010 г.). «Решение Достопочтенной Специальной коллегии в полном составе по рассмотрению дела Айодхьи имеет значение» . Проверено 27 декабря 2014 г.
- Гопал С. , изд. (1990). Анатомия конфронтации: Бабри Масджид - подъем общинной политики в Индии . Нью-Дели: Penguin Books India. ISBN 1-85649-050-5 .
- Джайн, Минакши (2013). Рама и Айодхья . Нью-Дели: Арийские книги. ISBN 978-8173054518 .
- Лал, Винай (2003). История истории . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-567244-5 .
- А.Г. Нурани , изд. (2014) [впервые опубликовано в 2003 г.]. Вопрос о Бабри Масджиде, 1528–2003 гг.: Вопрос национальной чести . Том. 1. Книги Тулики . ISBN 978-93-82381-45-7 .