Дурваса
Дурваса | |
---|---|
Партнер | Шива (Пураны) |
Генеалогия | |
Родители | |
Братья и сестры | |
Супруг | я все еще |
В индуистских писаниях Дурваса ( санскрит : дурваса , IAST : Дурваса ), также известный как Дурвасас ( санскрит : дурваса ), является легендарным [1] [2] риши (мудрец). Он сын Анасуи и Атри . Согласно некоторым Пуранам , Дурваса — частичный аватар Шивы , [3] известен своим вспыльчивым характером. Куда бы он ни пошел, его встречают с большим почтением как люди, так и дэвы . [4]
Проклятия и блага
[ редактировать ]Говорят, что риши Дурваса, будучи вспыльчивым, одновременно проклял и даровал блага нескольким известным божествам и людям в индуистских писаниях. Некоторые из них включают в себя:
Проклятия
- Индру , которого он проклял потерять все свои силы, после того, как слон Индры Айравата сбросил довольно ароматную гирлянду, подаренную Дурвасой Индре. [5] [6] [7]
- Сарасвати , которую он проклял родить человеком, потому что она смеялась над его неправильным чтением Вед. [8]
- Рукмини , которую он проклял разлучить с ее мужем Кришной, потому что она пила воду, не спрашивая разрешения Дурвасы. [9]
- Шакунтала , которая избегала Дурвасы, находясь в ашраме (обители) мудреца Канвы, что привело в ярость риши Дурвасы, который проклял ее, что Душьянта забудет ее. Позже Дурваса пояснил, что Душьянта вспомнил о ней, когда она подарила ему его кольцо (которое он ей ранее подарил). [10] [11]
- Кандали, его жена, которую он проклял превратить в кучу праха за чрезмерную ссору с ним. [12]
- Бханумати, дочь Бану, бывшего лидера Ядавов . Бханумати спровоцировала Дурвасу, играя в саду Райваты , и в ответ Дурваса проклял ее. Позже ее похищает Данава Никумбха. Однако Дурваса пояснил (после того, как его умиротворили), что Бханумати не причинит никакого вреда и что она будет спасена и выйдет замуж за Пандава Сахадева . [13] [14] [15]
Дары
- Кришна , которого он благословил частичной неуязвимостью. Анушасана Парва , рассказанная Кришной своему сыну Прадьюмне, подробно описывает инцидент, когда Дурваса посетил Кришну в Двараке и попросил Кришну вымазать свое тело пайасамом, оставшимся после того, как Дурваса поел. Кришна выполнил это, и Дурваса благословил его неуязвимостью в тех частях тела, которые он прикрыл пайасамом, отметив, что Кришна никогда не мазал им подошвы своих ног. [16] Кришна умер спустя годы после событий войны на Курукшетре от стрелы, выпущенной ему в ногу охотником, который принял ее за оленя. [17]
- Кунти , которого он научил мантрам , способным вызвать дэва для зачатия детей. Карна рождается у Кунти, а позже в Кунти и ее второй женой Мадри родились пять братьев Пандавов. результате использования мантр [18]
Источник
[ редактировать ]Согласно главе 44 «Брахманда-пураны» , Брахма и Шива сильно поссорились. Шива пришел в ярость, когда дэвы в страхе бежали от него. Его супруга Парвати пожаловалась, что с Шивой теперь невозможно жить. Осознав, какой хаос вызвал его гнев, Шива вложил этот гнев в Анасую , жену мудреца Атри . Из этой части Шивы, помещенной в Анасую, рождается ребенок по имени Дурваса (буквально « тот, с кем трудно жить »). Поскольку он родился из гнева Шивы, у него был вспыльчивый характер. [19] [20]
Океан бурлит
[ редактировать ]В Вишну-пуране , Ваю-пуране и Падма-пуране проклятие, наложенное Дурвасой на Индру , описывается как косвенная причина Самудра Мантханы . Шримад Бхагавата и Агни Пурана также упоминают участие Дурвасы в этом эпизоде, не вдаваясь в подробности. Другие источники этой истории, такие как Рамаяна , Махабхарата , Харивамса и Матсья Пурана , вообще не упоминают участие Дурвасы и приписывают инцидент другим причинам, таким как стремление дэвов и асуров к бессмертию. [19]
Согласно истории из «Вишну-пураны», Дурваса, странствуя по земле в состоянии экстаза из-за соблюдаемого им обета, подошел к Видьядхари (нимфе воздуха) и потребовал у нее небесный венок из цветов. Нимфа почтительно передала гирлянду мудрецу, после чего он надел ее на лоб. Возобновив свои странствия, Дурваса встретил Индру верхом на своем слоне Айравате в сопровождении богов. Тем не менее, в состоянии безумия Дурваса бросил гирлянду в Индру, который поймал ее и возложил на голову Айраваты. Слона раздражает аромат нектара цветов, поэтому он швыряет гирлянду хоботом на землю.
Дурваса пришел в ярость, увидев, что с его даром обошлись так бессердечно, и проклял Индру , что тот будет свергнут с позиции владычества над тремя мирами , так же, как сброшена гирлянда. Индра немедленно попросил прощения у Дурвасы, но мудрец отказался снять или смягчить свое проклятие. Из-за проклятия Индра и дэвы уменьшились в силе и лишились своего блеска. Воспользовавшись этой возможностью, асуры под предводительством Бали развязали войну против богов. [21]
Боги были разбиты и обратились за помощью к Брахме . Брахма посоветовал им искать прибежища у Вишну . Вишну, в свою очередь, посоветовал им заключить перемирие с асурами и помочь им пахтать океан молока , чтобы получить амриту (нектар бессмертия), под предлогом того, что они поделятся им с ними. Вишну пообещал, что только дэвы будут пить нектар, чтобы вернуть себе былую силу и снова победить асуров. Дэвы последовали совету Вишну и заключили перемирие с асурами, и таким образом боги и демоны начали планировать свое великое предприятие.
Рамаяна
[ редактировать ]В Уттара Канде Рамаяны Вальмики дверь охраняющего Дурваса появился на пороге Рамы и, увидев Лакшману, , потребовал аудиенции у Рамы. Тем временем Рама вел приватную беседу с Ямой (богом смерти), переодетым аскетом. Перед разговором Яма дал Раме строгие указания, что их диалог должен оставаться конфиденциальным, а любой, кто войдет в комнату, должен быть казнен. Рама согласился и поручил Лакшману охранять свою дверь и выполнить свое обещание, данное Яме.
Поэтому, когда Дурваса выдвинул свое требование, Лакшмана вежливо попросил мудреца подождать, пока Рама закончит встречу. Дурваса рассердился и пригрозил проклясть всю Айодхью, если Лакшмана немедленно не сообщит Раме о своем прибытии. Лакшмана, оказавшись перед дилеммой, решил, что будет лучше, если он один умрет, чтобы спасти всю Айодхью от проклятия Дурвасы, и поэтому прервал встречу Рамы, чтобы сообщить ему о прибытии мудреца. Рама быстро завершил встречу с Ямой и принял мудреца с должной учтивостью. Дурваса рассказал Раме о своем желании накормиться, и Рама выполнил просьбу своего гостя, после чего довольный мудрец продолжил свой путь. [22]
Рама полон печали, поскольку он не хотел убивать своего любимого брата Лакшману. Тем не менее, он дал слово Яме и не мог отступить от него. Он позвонил своим советникам, чтобы те помогли ему разрешить это затруднительное положение. По совету Васишты он приказал Лакшмане навсегда покинуть его, поскольку такое оставление равносильно смерти для благочестивых. Затем Лакшмана отправился на берег Сарайю и решил отказаться от мира, утопившись в реке Сарайю . [23]
Махабхарата
[ редактировать ]В Махабхарате Дурваса известен тем, что даровал блага тем, кто радовал его, особенно когда его хорошо обслуживали в качестве почетного гостя. Примером такого поведения может служить эпизод между ним и Кунти , будущей женой Панду и матерью Пандавов . Когда Кунти была молодой девушкой, она жила в доме своего приемного отца Кунтибходжи . Однажды Дурваса посетил Кунтибходжу и попросил его гостеприимства. Царь поручил мудреца заботе своей дочери и поручил Кунти развлекать мудреца и удовлетворять все его потребности во время его пребывания. Кунти терпеливо терпела вспыльчивость Дурвасы и его необоснованные просьбы (например, требование еды в неурочные часы ночи) и служила мудрецу с великой преданностью. В конце концов, мудрец удовлетворен. Перед отъездом он наградил Кунти, обучив ее Атхарваведы мантрам , которые позволяют женщине призывать любого бога по своему выбору, чтобы зачать от него детей. Любопытный и скептически настроенный Кунти решил проверить мантру. [24]
После призыва Сурьи , бога Солнца, она родила своего первого сына Карну . Опасаясь участи незамужней матери, она положила новорожденного в корзину и пустила его по реке. Младенца Карну позже находят и воспитывают Адхиратха , возничий монарха Хастинапура , и его жена Радха. Вскоре после этого эпизода Кунти выходит замуж за Панду, царя Хастинапура, и, призывая те же самые мантры, которым научил ее Дурваса, она родила трех старших из пяти сыновей Панду. Карна впоследствии стал опытным воином и грозным противником Пандавов. Эта вражда в конечном итоге привела к его смерти на поле битвы Курукшетра от рук Арджуны , его младшего сводного брата, который не подозревает об их братских узах. [24] Помимо своего невероятного гнева, Дурваса также известен своими необыкновенными дарами. Согласно « Шива-пуране» , однажды во время омовения в реке одежду Дурвасы унесло течением реки. Увидев это, Драупади , находившаяся неподалеку, отдала мудрецу свою одежду. Дурваса благословил ее, сказав, что она никогда не будет нуждаться в одежде в нужный момент, и именно благодаря его благословению Кауравы не смогли снять с нее одежду в игорном зале, тем самым защитив ее скромность. [25]
Другим примером доброжелательной стороны Дурвасы является инцидент, когда он даровал Дурьодхане благо. Во время изгнания Пандавов Дурваса и несколько учеников прибыли в Хастинапур . Дурьодхане со своим дядей по материнской линии Шакуни удалось доставить удовольствие мудрецу. Дурваса достаточно доволен, чтобы даровать ему благо. Дурьодхана, тайно желая, чтобы Дурваса в гневе проклял Пандавов, попросил мудреца навестить его кузенов в лесу после того, как Драупади поест, зная, что Пандавам тогда будет нечем его накормить. [25]
Дурваса и его ученики посетили Пандавов в их жилище в лесу по просьбе Дурьодханы. В течение этого периода изгнания Пандавы добывали пищу с помощью Акшая Патры , которая истощалась каждый день, как только Драупади заканчивала есть. Поскольку к моменту прибытия Дурвасы в тот день Драупади уже поел, еды, которую можно было бы подать ему, не осталось, и Пандавы очень беспокоились о своей судьбе, если им не удастся накормить такого почтенного мудреца. Пока Дурваса и его ученики купались в реке, Драупади молила Кришну о помощи. [25]
Кришна тут же предстал перед Драупади, объявив, что голоден, и попросил у нее еды. Драупади разозлилась и сказала, что молилась Кришне именно потому, что у нее не осталось еды, которую она могла бы дать. Затем Кришна сказал ей принести ему Акшая Патру. Когда она это сделала, он съел одинокое зернышко риса и кусок овоща, который нашел прилипшим к сосуду, и объявил, что удовлетворен «едой».
Это утолило голод Дурвасы и его учеников, поскольку удовлетворение Кришны (аватара самого Вишну) означало утоление голода всех живых существ. Затем мудрец Дурваса и его ученики тихо ушли после омовения, не вернувшись в обитель Пандавов, поскольку они боялись столкнуться с тем, что, как они думали, будет гневом Пандавов из-за их невежливого поведения, заключающегося в отказе от еды, которая им будет подана. [25]
Сваминараянский индуизм
[ редактировать ]По мнению последователей сваминараянского индуизма , Нараяна родился как святой Сваминараян из-за проклятия Дурвасы. История гласит, что вскоре после Кришны кончины Уддхава отправился в Бадринатх , обитель Нара-Нараяны . Он присоединился к многочисленным божественным мудрецам и святым, которые слушали речи Нара-Нараяны. Пока Нара говорит, Дурваса прибыл на собрание с горы Кайлас , но никто его не заметил, потому что все были настолько поглощены беседой. [26]
Он ждал одного гхади (12 минут), чтобы кто-нибудь приветствовал его с уважением, на которое, по его мнению, он имеет право, но, тем не менее, никто не осознавал, что он был там. Видя, что никто не встал, чтобы встретить его, он воспринял это как оскорбление и проклял все собрание, сказав, что все они родятся людьми и будут терпеть оскорбления и муки от нечестивцев. Родители Нара-Нараяны, бог Дхарма и богиня Бхакти , усмирили Дурвасу, который затем уменьшил свое проклятие, сказав, что сам Нараяна (представленный здесь как Высшее Существо) родится как сын Дхармы и Бхакти, и что его рождение облегчит им всем из лап зла. Провозгласив это, Дурваса вернулся на Кайлашу. [26]
Дхарма и Бхакти в конечном итоге родились как Харипрасад Панде (также известный как Дхармадев) и Премвати Панде (также известный как Бхактидеви). У Нараяны родился сын по имени Ганшьям, который теперь известен как Сваминараян. Эта история ограничена сваминараянским индуизмом, и никакие другие индуистские писания не подтверждают эту историю. [26] [27] [28]
Храм
[ редактировать ]В Азамгархе место паломничества называется Дурваса, где расположен храм Дурвасы. По словам священника храма, Дурваса принял самадхи в этом месте на шива-линге .
В популярной культуре
[ редактировать ]Индийский кинорежиссер Шри Натх Патанкар в 1923 году снял «Дурвас Шаап » ( «Проклятие Дурвасы »). немой фильм о мудреце [29]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Людо Роше (1986). Пураны . Издательство Отто Харрасовица. стр. 100-1 115–121 со сносками. ISBN 978-3-447-02522-5 .
- ^ Витцель, Майкл Э.Дж. (2001). «Автохтонные арийцы? Свидетельства из древнеиндийских и иранских текстов» (PDF) . Электронный журнал ведических исследований . 7 (3): 69–71.
- ^ www.wisdomlib.org (29 июня 2012 г.). «Дурваса, Дурваса, Дурваса, Дур-васа: 15 определений» . www.wisdomlib.org . Проверено 18 августа 2022 г.
- ^ Шримад Валмики-Рамаяна (с санскритским текстом и английским переводом) - Часть II (9-е издание), Gita Press, Горакхпур
- ^ Уилсон, Гораций Хейман (1840). «Вишну-пурана: Книга I: Глава IX» . www.sacred-texts.com . Архивировано из оригинала 9 сентября 2006 года . Проверено 10 июля 2021 г.
- ^ Датт, Манмат Нат (1896). ВишнуПурана – английский – М.Н. Датт . Калькутта. стр. 37–38.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Вишну Пуран, иллюстрированный переводами на хинди . Гита Пресс, Горакхпур . стр. 35–36.
- ^ Видьяранья (1996). Шанкара Дигвиджая - Традиционная жизнь Шри Шанкарачарьи . Перевод Свами Тапасьянанды. Шри Рамакришна Матх . стр. 19–26. ISBN 81-7120-434-1 .
- ^ www.wisdomlib.org (16 апреля 2021 г.). «Дурваса проклинает Рукмини [Глава 2]» . www.wisdomlib.org . Проверено 10 июля 2021 г.
- ^ Калидаса: Переводы Шакунталы и других произведений - Артура В. Райдера (1914)
- ^ Саконтала - перевод сэра Уильяма Джонса (1789)
- ^ Брахмавайварта Пурана Шри-Кришна Джанма Кханда (Четвертая Песнь) Глава 24 Английский перевод Шантилала Нагара Паримал Публикации Ссылка: https://archive.org/details/brahma-vaivarta-purana-all-four-kandas-english-translation
- ^ Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: всеобъемлющий словарь со специальными ссылками на эпическую и пураническую литературу . Робартс – Университет Торонто. Дели: Мотилал Банарсидасс. п. 116. ИСБН 9780842608220 .
- ^ «Харивамша в Махабхарате - Вишнупарва Глава 90 - Похищение Бханумати и конец Никхумбы» . mahabharata-resources.org . Архивировано из оригинала 25 апреля 2015 года . Проверено 10 июля 2021 г.
- ^ Датт, Манмата Натх (1897). Прозаический английский перевод Харивамши . п. 653.
- ^ Деброй, Бибек (1 июня 2015 г.). Махабхарата: Том 10 . Пингвин Великобритания. Глава 1825 (144). ISBN 978-93-5118-876-6 .
- ^ Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: всеобъемлющий словарь со специальными ссылками на эпическую и пураническую литературу . Робартс – Университет Торонто. Дели: Мотилал Банарсидасс. п. 429. ИСБН 9780842608220 .
- ^ Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: всеобъемлющий словарь со специальными ссылками на эпическую и пураническую литературу . Робартс – Университет Торонто. Дели: Мотилал Банарсидасс. стр. 442–443. ISBN 9780842608220 .
- ^ Перейти обратно: а б Вишну-пурана - перевод Горация Хеймана Уилсона (1840 г.)
- ^ Шримад Бхагаватам (Бхагавата Пурана): История счастливчика - перевод [1]
- ^ Шримад Бхагаватам - перевод А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабупады, Copyright (c) The Bhaktivedanta Book Trust International, Inc.
- ^ Шримад Валмики-Рамаяна (с санскритским текстом и английским переводом) - Часть I (9-е издание), Gita Press, Горакхпур
- ^ Рамаян из Валмики - перевод Ральфа Т. Х. Гриффита , Массачусетс (1870–1874)
- ^ Перейти обратно: а б Махабхарата Кришна-Двайпаяна Вьясы - перевод Кисари Мохана Гангули (1883–1896).
- ^ Перейти обратно: а б с д Драупади когда-нибудь раздевали? - Прадип Бхаттачарья (взято из Анналов Бхандаркарского института восточных исследований, том 86, 2005 г., напечатано в 2006 г.)
- ^ Перейти обратно: а б с Сваминараян Сатсанг: Портал Сваминараяна - под руководством Шри Нараяна Дев Мандира Бхуджа, в [2]
- ^ Веб-сайт оригинала: Шри Сваминараян Сампрадай - При Его Святейшестве Ачарье 1008 Шри Кошалендрапрасади Махарадж, [3]
- ^ Веб-сайт Шри Сваминараян Гурукул, Раджкот, по адресу [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Раджадхьякша, Ашиш; Виллемен, Пол (1999). Энциклопедия индийского кино . Британский институт кино. ISBN 9780851706696 . Проверено 12 августа 2012 г.