Бхишма Парва

Бхишма Парва ( санскрит : भीष्म पर्व ), или Книга Бхишмы, — шестая из восемнадцати книг индийского эпоса Махабхарата . Состоит из 4 подкниг и 124 глав. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Бхишма Парва описывает первые 10 дней 18-дневной войны Курукшетра и ее последствия. В нем рассказывается история Бхишмы , главнокомандующего армией Кауравана , который смертельно ранен и теряет способность руководить. [ 4 ] Эта книга Махабхараты включает широко изучаемую Бхагавад Гиту , иногда называемую Гитой , или Песней Господа , или Небесной Песней . Главы Бхагавад-гиты описывают вопросы Арджуны относительно цели войны, конечных последствий насилия и смысла жизни. [ 7 ] [ 8 ] На сомнения и метафизические вопросы Арджуны отвечает Кришна . [ 9 ] Другие трактаты Бхишма Парвы включают теорию справедливой войны в древней Индии, [ 10 ] а также стратегии и тактики. В книге описаны смерти Уттара (зятя Абхиманью и брата Уттары, жены Абхиманью), а также падение Бхишмы соответственно в 1-й и 10-й дни войны. Карна в эти первые дни не воевал . десять дней по приказу Бхишмы.
Структура и главы
[ редактировать ]Эта Парва (книга) традиционно состоит из 4 субпарв (частей) и 124 адхьяй (разделов, глав). [ 3 ] [ 11 ] Ниже приведены субпарвы: [ 12 ]
Карна-кханда Винирмана Парва (главы: 1–10)
[ редактировать ]Карна предлагает Кауравам и Хастинапуре сразиться на земле Курукшетра.
Парва начинается со встречи двух сторон, на которой согласовываются правила войны. Риши Веда Вьяса , дед Кауравов и Пандавов , предлагает дар зрения слепому царю Дхритараштре , чтобы он мог предвидеть трагедию, которая вот-вот развернется. Дхритараштра отклоняет предложение, заявляя, что не хочет быть свидетелем убийства своей семьи и друзей. Затем Вьяса предлагает Санджае небесное видение, чтобы получить знание обо всем, явном или скрытом, даже о мыслях. Пока шла война, оружие ему не причинило вреда. Он опишет войну, чтобы ослепить Дхритараштру. [ 13 ] Затем Вьяса делает последнюю попытку обратиться к Дхритараштре с просьбой добиться мира и избежать войны. Дхритараштра признается, что его сыновья его не слушают. Вьяса советует, что война — это зло, победа в войне неопределенна и неизбежны только горе и резня со всех сторон, независимо от того, кто победит. [ 3 ]
Бхуми Парва (главы: 11–12)
[ редактировать ]Санджая продолжает описывать мир. Он упоминает островные государства, страны без королей, земли с белыми людьми, чернокожими людьми, людьми смешанной расы, небесные драгоценности, океан молока и топленое масло . Затем он описывает планеты, видимые ночью, почему их считают шарами, что светоносное Солнце тоже представляет собой очень большую сферу по расчетам Арки , причем затмения происходят тогда, когда планеты временно закрывают Солнце или Луну. Такова заслуга мира, в котором мы живем, — говорит Санджая.
Бхагавад-гита Парва (главы: 13–42)
[ редактировать ]Дхритараштра спрашивает Санджаю о подробностях войны за десять дней. Санджая описывает, как Бхишма построил армию Кауравов, заявив: «Умереть дома — это пустая трата жизни, шанс умереть в битве за правое дело — это высшая честь, которую может иметь человек». Арджуна описал армию Кауравов как армию, насчитывающую 100 000 обученных для войны слонов, 1 миллион колесниц, 1 миллион всадников, лучников и солдат с мечами и щитами. [ 13 ] Узнав об этой огромной армии, Юдхиштхира наполняется горем. Арджуна напоминает ему, что Нарада сказал ему, что где Дхарма, там Кришна, а где Кришна, там победа. Арджуна считал, что Бог сказал Ведам, что для достижения божественности нужно стать монахом, оставив дом и касту по рождению. Как Кришна потребовал пять деревень для поселения, так и Арджуна спрашивает своего возничего Кришну, следует ли ему стать монахом или сражаться (Бхагавад-гита, глава 1, шлока 36). [ 11 ]
Арджуна просит Кришну поставить колесницу между двумя собравшимися армиями, чтобы посмотреть, кто собрался для битвы. Он видит семью и друзей с обеих сторон. Интроспективно Арджуна задается вопросом, оправдывает ли их дело кровавую бойню. Война только убивает, она возбуждает среди людей только ненависть. Арджуна говорит Кришне: «Я не ищу ни победы, ни царства». Арджуна сомневается, оправдана ли война. На сомнения Арджуны Кришна дает разные ответы. Эти ответы варьируются от природы жизни до требований справедливости, трех путей освобожденной и свободной жизни и человеческого долга, и все вместе они называются Бхагавад-Гитой. [ 11 ]
Кришна позволяет Арджуне увидеть свою необычайную божественную форму. Арджуна извиняется за то, что не смог признать его божественным, а также за проявленное им неуважение, если он сказал что-то небрежно в прошлом, и считает Кришну другом. [ 11 ] Увидев Арджуну, поднимающего свой божественный лук Гандиву , Пандавы издали оглушительный крик. Затем приходят боги с Индрой, желая стать свидетелями грядущей великой резни.
Накануне войны Юдхиштхира снимает доспехи, спускается с колесницы и в позе намасте переходит на сторону врага. Его братья, пораженные его поступком, присоединяются к нему и идут по нейтральной полосе, разделяя силы. Юдхиштхира со своими братьями встречается и кланяется вражеским генералам и их наставникам — Бхишме, Дроне, Крипе и Шалье — одному за другим, чтобы испросить у них разрешения и благословения сражаться с ними насмерть. Бхишма, тронутый этим гуманным поступком, говорит, что восхищается их человечностью и желает им победы. Юдхиштхира спрашивает его, как им победить его в битве. Бхишма отказывается, говоря, что его время еще не пришло. Затем с тем же желанием он отправляется к Дроне. Дрона благословляет его победой и говорит, что пока он сражается, они не смогут его победить. Затем он идет к Крипе с тем же намерением. Крипа тоже благословляет его и говорит, что его трудно убить. Наконец Шале и напоминает ему о даре, который он даровал, чтобы ослабить в бою энергию сына Сурьи. Карна . Шаля говорит, что позаботится о своей победе, и его желание будет реализовано. Сдавленными голосами и слезами их солдаты приветствуют братьев Пандавов за их почтение и проявление уважения к врагу. Юдхиштхира и братья Пандавы возвращаются на свою сторону. Васудева идет к сыну Радхи и просит его перейти на его сторону, пока Бхишма не будет убит. Карна сказал, что не сделает ничего неприятного своему другу. Услышав эти слова Карны, Кришна останавливается и возвращается к себе. Ююцу , тронутый речью Юдхиштхиры, бросает своих братьев Кауравов и переходит на сторону Пандавов. Юдхиштхира с радостью соглашается. Раковины сигнализируют о начале войны. [ 11 ]
Бхишма-вадха Парва (главы: 43–124)
[ редактировать ]1-й день войны
[ редактировать ]В первый день летящие стрелы покрывают небо и облако пыли закрывает солнце. Звон тетивы и боевые кличи обеих сторон создают бурю звуков. Арджуна идет против сына Ганги. Сатьяки бросается на Критаварму. Дурьодхана борется с Бхимой. Душасана бросается на Накулу. Сам Юдхиштхира встречает Шалю, правителя Мадраса. Душтдьюмна бросается на Дрона. Гхатоткача и Аламвуша, оба ракшаши, встречаются друг с другом. Сикхдандин бросается на сына Дроны, Ашваттхаму. Бхагадатта сражается с Виратой. Друпада бросается на Джаядратху. И между всеми остальными произошло общее сражение. В этой страшной и ужасной битве Бхишма заставляет поколебаться отряды Пандавов. Бхишма, защищенный пятью могучими воинами на колесницах, прорывается сквозь войско Пандавов. Абхиманью в гневе сопротивляется всем этим воинам на машинах. В этом ожесточенном бою могучий Бхишма направляет множество низкоуровневых небесных орудий в Абхиманью, которого затем защищают десять великих лучников и воинов на колесницах, среди которых есть Бхима, Дхриштадьюмна и Сатьяки. Уттара вступает в бой с Шалей и повреждает колесницу Шали. Затем Шалия бросает железный дротик, наповал убивая Уттару. Света, видя убитого своего брата, вспыхивает в гневе и бросается с желанием убить Шалю. [ 3 ]
Света убивает сотни благородных принцев Кауравов. Бхишма, видя это разрушение, стремительно бросается в ту сторону, против Светы. В той битве оба уничтожают колесницы друг друга, перерезают луки и пронзают друг друга. Когда Бхишма получает преимущество в бою, на помощь Свете приходит множество воинов на колесницах, среди которых Сатьяки, Бхима, Дхриштадьюмна и Абхиманью. Бхишма в одиночку сдерживает всех этих воинов на колесницах, пока Дрона, Крипа и Шалья не приходят на помощь Бхишме, который затем достает стрелу, нацеливает ее и наполняет ее энергией Брахмы, выпускает ее с такой силой, что она пронзает броню и тело Светы. и втыкается в землю. Арджуна медленно отводит свои войска Пандавов с этой стороны. Позже сын Вираты, Санкха, бросается с желанием убить Шалю. Бхишма с ревом мчится в ту сторону, навстречу дрожащему войску Пандавов. Затем Арджуна, чтобы защитить Санкху от Бхишмы, быстро становится перед ним и вступает в бой с Бхишмой. Бхишма уничтожает машину Санкхи, а Арджуна отступает к Друпаде, царю Панчалов. Бхишма убивает многочисленных солдат-пандавов. Раковины и барабаны ревут, возвещая об окончании дневной войны, и обе стороны отводят свои войска. Дурьодхана наполняется восторгом, наблюдая за Бхишмой в битве. Тогда как Юдхиштхира полон горя и советуется с Джанардханой. Он советуется с командующим своей армией Дхриштадьюмной, чтобы он изменил расстановку своей армии во имя Краунчарумы на следующий день. [ 3 ]
2-й день войны
[ редактировать ]На второй день раковины возвещают о возобновлении войны. Бхишма демонстрирует свое ужасное мастерство, проливая стрелы на Абхиманью, Арджуну, Вирату, Дхриштадьюмну и многих других, и заставляет могучий отряд Пандавов поколебаться. Автомобильные подразделения Пандавов начинают отлетать. Тогда Арджуна, видя, как Бхишма уничтожает его войско, в гневе велит Кришне отправиться в то место, где находится дедушка, и убить его. Санджая комментирует, кто еще спасает Бхишму, Дрона и Карна способны продвинуться в битве против носителя Гандивы и имеют против него шанс. Арджуна встречает группу, защищающую Бхишму, и сражается с ними. Поддержать его приходят Сатьяки, Вирата, Дхриштадьюмна, пять сыновей Драупади и Абхиманью. Дурьодхана требует, чтобы Бхишма сделал что-нибудь с Арджуной. Начинается битва между обеими сторонами: Бхишма против Арджуны. [ 13 ] Арджуна не вел войну изо всех сил, потому что его желанием не было причинить вред своему любимому деду, поэтому дуэль длится долго, и ни один из них не побеждает другого. [ 3 ]
Дрона сражается с Дхриштадьюмной, трижды перерезает его лук и дважды уничтожает его колесницу. Дхриштадьюмна, взяв щит и большой ятаган, бросается к Дроне, но Дрона отбивает его. Бхима спасает его. Дурьодхана отправляет армию Калингана проверить Бхиму. Дрона, оставив Дхриштадьюмну, вместе встречает Вирату и Друпаду. Один Бхима сражается со всей армией Калингана. Когда колесница Бхимы уничтожена, он убивает вражеского принца, метнув булаву. Затем, взяв меч, Бхима прыгает на слона с бивня, разделяет всадника посередине своим огромным мечом, перерезая слону шею при спуске, уничтожая кавалерию и пехоту, вращаясь и кружась, убивая всех на своем пути. В этой битве они больше не считают Бхиму человеком. Ашока помогает Бхиме и садит его на свою колесницу. Затем Бхима продолжает убивать оставшихся воинов. Бхима отправляет 2700 воинов в регион смерти. Армия Калинга трясется от ужаса и бежит, преследуя Бхиму. Шикханди, Дхриштадьюмна и Сатьяки помогают Бхиме. Бхишма, услышав эти крики в бою, быстро направляется к Бхиме. Бхишма сталкивается с целой группой бойцов. Бхишма убивает коней Бхимы. Сатьяки, возничий праотца Куру, сбит древком. Кони Бхишмы встревожены и уводят его. Затем они празднуют свою победу. Дхриштадьюмна вступает в битву с сыновьями Дроны, Шальей и Крипой, и убивает коней машины сына Дроны. Абхиманью приходит на помощь принцу Панчаласу. Лакшмана, сын Дурьодханы, сражается с Абхиманью. Дурьодхана приходит на помощь своему сыну; то же самое делает и Арджуна. Арджуна уничтожает всех тех воинов, которые преграждают ему путь. Бхишма вместе с Дроной хвалят навыки Арджуны и на закате выводят свои войска. Пандавы выигрывают битву второго дня. [ 3 ]
3-й день войны
[ редактировать ]Бхишма образует массив по имени Гаруда. Арджуна располагает свои войска в контрстрое в форме полумесяца. Дурьодхана отправляет тысячи воинов на колесницах сражаться с Арджуной. Абхиманью и Сатьяки убивают армию Сакуни. Дрона и Бхишма убивают отряд Пандавов. Бхима и Гхатоткача отпугивают Дурьодхану, возница которого быстро уносит его. Дурьодхана просит Бхишму не отдавать предпочтение Пандавам. Бхишма говорит, что за него он проверит сыновей Панду. Бхишма убивает огромное войско Пандавов, и благодаря его доблести эта огромная армия разбита. Партха, по словам Васудевы, бросается навстречу Бхишме. Арджуна дважды перерезает лук Бхишмы и в ответ получает от него похвалу. Бхишма калечит Васудеву и Арджуну острыми стрелами. Кришна удивляется, видя доблесть Бхишмы. Группа нападает на Арджуну, и Арджуна убивает их всех. Затем Арджуна, призвав чудесное и ужасное оружие Махендры и заставив его появиться в небе, обрушивает стрелы на воинство Кауравов. Так много солдат Кауравов и Пандавов убито, что на поле боя льются потоки крови. Обе стороны отводят свои силы для ночного отдыха. Армия Пандавы празднует свою победу и восхваляет Арджуну за подвиг, убивший более 10 000 воинов в битве того дня. [ 3 ]
4-й день войны
[ редактировать ]Начинается война четвертого дня, когда Бхишма избегает Абхиманью, который встречает Партху. Абхиманью сражается с группой, в которую входит Ашваттхама. Армия окружает Арджуну и его сына Абхиманью, надеясь убить их обоих. Дхристадьюмна, видя, что они оба окружены врагом, со своим отрядом приходит им на помощь. Шаля сражается с Дхриштадьюмной и отрезает ему лук. Абхиманью приходит на помощь Дхриштадьюмне. Там происходит рукопашный бой. Бхима пугает братьев Кауравов и заставляет их бежать, чтобы спасти Дурьодхану. Дурьодхана отправляет отряд Магадхи, состоящий из 10 000 слонов, продвигаться к Бхиме. Бхима с булавой в руке спрыгивает со своей машины и, издав рев, бросается к отряду слонов. Он начинает уничтожать эти дивизии и обращает в бегство большую часть армии. Аламвуша (Ракшаса) сражается с Сатьяки. Позже Бхурисравас сражается с Сатьяки. Дурьодхана и его братья сражаются против Бхимы. [ 3 ]
Дурьодхана ломает лук Бхимы и поражает стрелами своего возничего Високу, в ответ Бхима ломает его лук. В ярости Дурьодхана направляет в Бхиму ужасную стрелу, которая попадает ему в грудь, и, глубоко пронзенный, он теряет сознание. Абхиманью приходит на помощь Бхиме. Придя в сознание, Бхима сталкивается с 14 братьями Кауравов и отправляет 8 из них в царство смерти, шокируя Дурьодхану. Другие братья бежали с битвы, опасаясь Бхимы. Бхагадатта верхом на слоне сражается с Бхимой. Группа армии Пандавов нападает на Бхагадатту, окружая его и вселяя страх в его слона своей атакой. Царь Бхагадатта в ярости бьет Бхиму древком в грудь, от чего Бхима теряет сознание. Гхатоткача приходит на помощь своему отцу и, исчезая из поля зрения, создает ужасную иллюзию, вновь появляясь в жестокой форме, сам верхом на Айравате, созданном его силой иллюзии, а за ним следуют еще три слона. Они четверо поражают слонов Бхагдатты своими бивнями, из-за чего тот издает громкие крики. И, услышав эти ужасные и громкие крики этого слона, Бхишма вместе с Дроной, Суйодханой и другими царями приходит спасти его. Бхишма избегает боя с Гхатоткачей, поскольку приближается вечер, и отводит свои войска. Пандавы кричат о своей победе и поклоняются обоим героям: Бхиме и его сыну. Царь Дурьодхана становится унылым из-за смерти своих братьев и начинает проводить часы в медитации. [ 3 ]
5-й день войны
[ редактировать ]Ночью Дурьодхана разговаривает с Бхишмой. Бхишма говорит ему, что пусть будет заключен мир с Пандавами, но Дурьодхана игнорирует это. После того, как ночь проходит, две армии приближаются друг к другу для битвы. Бхишма выстраивает свою армию в форме Макары , а сыновья Панду формируют свои войска в строй, называемый Сиена (ястреб). Бхима и Арджуна сражаются с Бхишмой. Дурьодхана велит Дроне помочь Бхишме. Дрона проникает в массив Пандавов вместе со своим сыном Ашваттхамой. Ашваттхаму останавливает Сатьяки и сражается с ним. Бхишма избегает Шикханди, помня о женственности своего пола, а Шикханди приближается к Дроне, избегая его из страха. Юдхиштхира со своими войсками вступает в бой с Шальей. Викарна вступает в бой с Сахадевой. Бхишма вступает в битву с Арджуной. Крипа и Критаварма бросаются на Дхриштадьюмну. Бхима выступает против мстительного Дурьодханы и его брата. Сахадева сражается с Сакуни. Юдхиштхира преследует отряд слонов, чтобы разгромить его. Сатьяки и Абхиманью со своими войсками сражаются с Шальей и его армией. Генералиссимус Пандава Дхриштадьюмна вступает в бой с Дроной. Бхишма останавливает могучего Бхиму своими войсками и ломает его лук. Сатьяки приходит ему на помощь. Бхишма, направляя яростную стрелу, сбивает возничего Сатьяки, кони которого мчатся по полю, унося его с собой. Все хвалят Бхишму за этот подвиг. Бхишма убивает силы Пандавов. [ 3 ]
Дхриштадьюмна возглавляет армию, пока король Вирата сражается с Бхишмой. Сын Дроны сражается с Арджуной. Арджуна перерезает лук Ашваттхамы. Взяв еще один лук, оба пронзают друг друга. Стрелы Арджуны пробивают доспехи Ашваттхамы, выпивая его жизненную кровь; но Ашваттхама не колеблется, все еще невозмутимо сражаясь в этой битве, желая принести пользу своей стороне. Все аплодируют подвигу этого воина. Героический Вибхацу, проявив милосердие к сыну своего наставника, избегает его. Абхиманью сталкивается с Лакшманой и убивает его четырех коней вместе с возничим. Крипа спасает Лакшману, прерывая его. Абхиманью удается победить Крипу. Бхишма, возбужденный гневом, своим небесным оружием убивает войска Пандавов. Дурьодхана отправляет 10 000 машин против Сатьяки, убивавшего его войска; но Сатьяки убивает своим небесным оружием всех этих воинов на колесницах и вместе со своими сыновьями Бхурисравами приближается к битве. Бхурисравас уважительно бросает ему вызов, и тот принимает его. Бхурисравас острыми стрелами отсекает луки сыновей Сатьяки, а затем их головы. Сатьяки с ревом бросается на Бхурисраваса. Они оба уничтожают машины друг друга и, спрыгнув на землю, начинают сражаться щитами и ятаганами. Бхима быстро приходит, чтобы поднять Сатьяки на своей машине, а братья Дурьодхана делают то же самое с Бхурисравами. В тот день Дханаджая уничтожил в общей сложности 25 000 воинов на автомобилях. Дурьодхана, чтобы убить Партху, окружает его и его сына частью армии. Как раз в это время заходит солнце, заставляя, согласно правилам войны, обе стороны отступить. [ 3 ]
шестой день войны
[ редактировать ]После того, как ночь прошла, битва начинается снова. Юдхиштхира поручает Дхриштадьюмне избавиться от войск в рядах Макары. Деваврата, увидев выстроенную таким образом армию Пандавов, располагает свою армию в противовесе в форме огромного крана. Бхима бросается против отряда сына Бхарадваджи и отправляет возничего Дроны в область Ямы . Дрона сам управляет своей колесницей и начал поглощать армию Пандавов. Бхима сталкивается с младшими братьями Дурьодханы. Бхима убивает 1000 воинов на машинах, защищающих братьев Кауравов. Затем, выйдя из машины и взяв булаву, преследует своих кузенов, чтобы поразить их, проникая в войско Дхартараштры. Дхриштадьюмна, узнав об этом, идет за Бхимой ради его благополучия и отводит его к своей машине. Дхристадьюмна сражается с братьями Кауравами и применяет к ним свое жестокое оружие, называемое Прамохана. Их чувства и сила страдают от этого оружия, поэтому они разбегаются во всех направлениях. Дрона приближается к Друпаде для битвы и пронзает его тремя стрелами. [ 3 ]
Глубоко пронзенный Дроной, Друпада покидает битву. Дрона наслаждается своей победой, дуя в свою раковину. Дрона спасает свою сторону, используя оружие Праджня, которое нейтрализует оружие Дхристадьюмны. Ашваттхама сражается с Упапандавами, и они ломают его колесницу. Братья Кауравы направляются к сыну Бхимы и Пришаты. Юдхиштхира посылает на помощь 12 воинов на колесницах с Абхиманью и пятью сыновьями Драупади в виде сучимукхи (игл). Дхриштадьюмна видит, как к нему приближается его наставник. Дрона дважды отсекает свой лук и убивает своих коней и возничего, заставляя их армию дрожать на их глазах. Дурьодхана и его братья сталкиваются с Бхимой. Бхима сталкивается с Дурьодханой и заставляет братьев Кауравов бежать. Абхиманью в сопровождении Бхимы и Дхриштадьюмны преследует их; и между этими могучими бойцами происходит ужасный конфликт. Абхиманью пронзает Викарну и убивает его коней. Бхима сталкивается с Дурьодханой и частично разрушает его машину. Джаядратха со своим войском приходит на помощь Дурьодхане. Крипа садится на Дурьодхану в свою машину. Джаядратха со своей армией сражается с Бхимой. Абхиманью приходит со своими войсками, чтобы сразиться с братьями Кауравами. Абхиманью уничтожает машину Викарны и ранит его. Увидев пронзенного Викарну, другие его братья бросаются против Абхиманью и его войск, и там между обеими сторонами происходит ужасная битва. Бхишма проводит день, убивая армию Панчалы. Наконец обе стороны выводят свои войска и отступают. [ 3 ]
7-й день войны
[ редактировать ]Дурьодхана разговаривает с Бхишмой перед дневной битвой. Бхишма дает ему траву для исцеления ран, полученных накануне. Бхишма выстраивает свои войска в строй под названием Мандала. Увидев чрезвычайно свирепое войско противника, царь Юдхиштхира располагает свои войска в строю, называемом Ваджра . Тысячи царей окружают Арджуну для битвы. Арджуна, разгневанный гневом, призывает оружие Аиндры, ранив этих царей. Дрона сражается с Виратой и уничтожает его машину. Вирата садится на машину Санкхи своего сына и сражается с Дроной вместе со своим сыном. Могущественный сын Бхардваджи, разгневанный гневом, поражает Санкху стрелой, сбивая его с ног. Увидев, что его сын убит, Вирата от страха убегает, избегая Дроны в бою. Шикханди сражается с Ашваттхамой, который в гневе свергает колесницу Шикханди. Шикханди, взяв ятаган и щит, движется к нему по земле. Сын Дроны уничтожает его оружие и пронзает его крылатыми стрелами. Шикханди, сильно пострадавший от этих стрел, убегает, садясь в машину Сатьяки. Сатьяки сражается с жестоким Ракшашей Аламвушей. Он отрезает лук Сатьяки и пронзает его, используя силу иллюзии. Сатьяки вызывает в воздухе оружие Аиндры, которое он получил от своего наставника Арджуны, которое разрушает демоническую иллюзию, и поражает Аламвушу, заставляя его бежать в страхе. [ 3 ]
Дхриштадьюмна сражается с царским сыном Дурьодханой и, разгневавшись, отсекает его лук, убивает его коней и пронзает его. Тот могучерукий воин бежит пешком, с саблей, навстречу сыну Пришаты. Сакуни садит его на свою машину. Критаварма сражается с Бхимой за то, что последний уничтожил его машину и искалечил тело. Его армия приходит, чтобы прикрыть его. Гхатоткача на своей машине бросается на Бхагадатту, который сидел на своем слоне. Бхагадатта убивает своих четырех коней и отражает все его усилия, прежде чем покалечить его. Сын Хидимбы бежит от страха. Шаля вступает в бой с сыновьями своей сестры, близнецами. Шаля отправляет четырех коней Накулы в обитель Ямы. Накула садится в машину своего брата. Сахадева, разгневанный гневом, стреляет стрелой, которая глубоко пронзает царя, заставляя его потерять сознание. Возничий уносит его через поле. Близнецы радостно дуют в раковины после победы над своим дядей по материнской линии в битве. [ 3 ]
Трое братьев Кауравов вступают в бой с Абхиманью. В этой жестокой битве Абхиманью лишает их машины, но не убивает, вспоминая слова Бхимы. Арджуна сражается и побеждает армию Сусармана. На помощь Сусарману приходит правитель Тригартаса. Шикханди приходит на помощь Арджуне. Арджуна, избегая Дурьодханы и Джаядратхи, направляется к сыну Ганги. Юдхиштхира, избегая Шальи, направляется к Бхишме в сопровождении Бхимы и близнецов. Высокодушный сын Ганги и Шантану сражается со всеми сыновьями Панду, объединившимися, ничуть не колеблясь. Джаядратха ломает их луки. Бхишма отрезает лук Шикханди. Шикханди убегает. Юдхиштхира в гневе критикует его за такую трусость, и Сикахандин возвращается, услышав его резкие слова. Шалия сопротивляется наступлению Шикханди и использует огненное оружие, которое Шикханди сбивает с толку с помощью оружия Варуны. Бхишма отрезает лук Юдхиштхиры и повреждает его машину. А пока Джаядратха с братьями Куру сражается с Бхимой и пронзает его. Но, не обращая внимания на эти стрелы, Врикодара уничтожает свою машину и спускается пешком, чтобы уничтожить еще больше машин своей булавой. Затем Бхишма убивает коней принца Панду, а Юдхиштхира быстро садится на машину Накулы. Юдхиштхира приказывает правителям окружить Бхишму для его уничтожения, и Бхишма срубает головы тем, кто нападает на него. Шикханди бросается к Бхишме для битвы, но Бхишма, не обращая на него внимания, переходит на другую сторону. Дхриштадьюмна и Сатьяки нападают на хозяина Бхишмы. Группа нападает на Дхриштадьюмну и убивает его коней. Дхриштадьюмна быстро садится в машину Сатьяки. Царь Юдхиштхира при поддержке больших сил выступает против этих врагов в поисках спасения. Дрона поглощает армию Панчаласа ради развлечения. На закате обе стороны направляются к своим палаткам. [ 3 ]
8-й день войны
[ редактировать ]Переночевав, правители вновь приступают к битве. Каурава образует океанский массив. Юдхиштхира приказывает сыну Пришаты сформировать отряд Шрингатаки против вражеских отрядов. Бхишма обжигает и терзает все стороны, возбужденный яростью. Сын Дхармы посылает войска под командованием Бхимы против сына Ганги. Бхишма убивает всех своим оружием, кроме могучего Бхимы. Бхима сражается с Бхишмой, которого защищают Дурьодхана и его братья. Бхима убивает возничего Бхишмы, заставляя его машину бесконтрольно ехать по полю. Бхима убивает еще 8 братьев Дурьодханы, заставляя других сыновей бежать, кроме Дурьодханы, который затем в горе идет к Бхишме, чтобы поговорить. Сын Дхармы посылает большую армию, в которую входят Дхриштадьюмна, Шикханди, Сатьяки, Друпада и Вирата, только против Бхишмы, желая убить его. Отсюда Дрона убивает большую часть армии; и Бхима, возбужденный гневом, устраивает ужасную резню среди Кауравов и их отрядов слонов. Накула и Сахадева нападают на конницу Кауравов. В этой битве Арджуна убивает множество царей. Ирават (Нага), сын Арджуны, вступает в бой и уничтожает силы противника. Дурьодхана посылает Аламвушу за сыном Арджуны. Аламвуша демонстрирует свою силу иллюзий и создает 2000 ужасно вооруженных ракшасов для наступления на Иреван. Иреван отправляет их в области Ямы и с трудом сражается с ним, и своим мечом отсекает его лук. Ракшас использует свою иллюзию, а Иреван использует свою силу изменения форм, чтобы сражаться и разрубать свое тело на куски топором. Ракшас, хотя и порезан, восстанавливает свое тело и увеличивает свои размеры. [ 3 ]
Ираван призывает свои силы нагов, чтобы окружить его, но Ракшас принимает форму Гаруды и пожирает этих змей. Когда Иреван приходит в смятение, он роняет голову Иревана на землю. Бхишма, убивая армию Пандавов, заставляет их дрожать; и Дрона тоже поражает вражеские силы, заставляя Арджуну задуматься. Царь Дурьодхана со своей армией атакует войска Гхатоткачи. Гхатоткача убивает короля слонов; и нападает на Дурьодхану и его четырех ракшасов и ранит его. Гхатоткача злится и берет огромный дротик, чтобы убить его; но Бхагадатта, восседая на слоне, становится перед царем. Бросая этот дротик, он сбивает слона. Услышав рев слона, Бхишма посылает на помощь им большую армию, в которую входят Джаядратха, Бхурисравас, Шалья, Ашваттхама и Викарна. Гхатоткача подавляет их всех, заставляя дрожать. Все нападают на него, покрывая его ливнем стрел. Глубоко пронзенный, он взмывает в небо и издает громкий рев. Юдхиштхира посылает Бхиму - с Абхиманью, сыновьями Драупади и другими войсками - спасти его. Половина воинов разбежалась, просто взглянув на Бхиму. Царь Дурьодхана, возбужденный гневом, бросается на Бхиму, отсекает его лук и, увидев удобный случай, глубоко пронзает его, ранив. Гхатоткача и Абхиманью приходят, чтобы сразиться с Дурьодханой. Дрона посылает воинов, среди которых Крипа, Бхурисравас, Шалья, Ашваттхама и братья Кауравы, чтобы поддержать Дурьодхану. Старый Дрона сам пронзает Бхиму, но в ответ Бхима глубоко пронзает его, и он садится в свою машину. Видя, как он страдает, Ашваттхама и Дурьодхана, возбужденные гневом, бросаются к Бхиме. Бхима, быстро взяв булаву, спрыгивает со своей машины и бросается к ним. Все поражает Бхиму со всех сторон. [ 3 ]
Абхиманью со своими войсками приходит ему на помощь. Ашваттхама ранит короля Нилу в бою. Гхатоткача со своими родственниками выходит на битву с сыном Дроны. Наполненный гневом, он убивает множество ракшасов, что приводит в ярость гиганта Гхатоткачу, который использует свои необычайные силы иллюзий, сбивая с толку всех в этом месте, заставляя их видеть друг друга изрезанным, убитым и залитым кровью. Все улетают из этого места. Деваврата плачет, что это всего лишь иллюзия, говоря им не улетать; однако это не останавливает их, поскольку их чувства были сбиты с толку. Дурьодхана разговаривает с Бхишмой о битве. Бхишма обращается к Бхагадатте с просьбой сразиться с ними как можно лучше. Бхагадатта сталкивается с армией Пандавов, среди которых Бхима, Абхиманью, Ракшаса Гхатоткача и сыновья Драупади. Бхагадатта зовет своего слона Супратику и бросается на них. И начинается бой с помощью колючих стрел, мушкетов и древков. Все в гневе окружают небесным оружием этого единственного слона. Бхагадатта сопротивляется всему, но его нападение глубоко пронзило и чрезвычайно огорчило этого слона, который быстро повернул назад и убежал, сокрушая ряды Пандавов. Бхагадатта возвращается, сражается с Бхимой и сокрушает тысячи пехотинцев своим слоном. Гхатоткача, приняв ужасный облик, бросается к Бхагадатте. Бхагадатта в одиночку пронзает всех окружающих его бойцов и повреждает машину Бхимы. Бхима, лишенный своей машины, спрыгивает и берет булаву. Туда приходит Арджуна, и царь Дурьодхана посылает навстречу Арджуне армию. Арджуна скорбит о своем убитом сыне Иравате. Бхима сталкивается с братьями Кауравами и убивает еще 9 из них; другие бегут. Дрона удерживает его от преследования. Сын Ганги, Бхагадатта, и Гаутама противостоят Арджуне. Поле битвы покрыто упавшими дротиками, мечами, стрелами, копьями, ятаганами, топорами, бородатыми дротиками, железными воронами, боевыми топорами, шипастыми дубинами, короткими стрелами и ракетами. Когда наступает ночь и битвы больше не видно, все отводят свои войска. [ 3 ]
Ночью Дурьодхана советуется с Сакуни, Душасаной и Карной о битве, в которой их генералы проявили милосердие к Пандавам. Сын Суты говорит, что, если Бхишма выйдет из боя и отложит свое оружие, он убьет Партху вместе со своей армией на глазах у Бхишмы. Дурьодхана и Душасана идут к Бхишме и просят его либо убить храбрых сыновей Панду, либо позволить Карне сражаться, поскольку он победит Пандавов в бою. Бхишма говорит, что на следующий день ему предстоит жестокая и знаменитая битва. [ 3 ]
9-й день войны
[ редактировать ]На следующий день Бхишма располагает свои войска в строю, называемом Сарватобхадра (площадь). Абхиманью поражает и обращает в бегство большую армию, пугая ее. Дурьодхана посылает Аламвушу. Аламвуша убивает и обращает в бегство войско Пандавов, и армия Пандавов в панике убегает. Он встречает сыновей Драупади и сражается с ними. Они пронзают Аламвушу, лишая его сознания; но, придя в себя и возбудившись от гнева, он отсекает их оружие, уничтожает их машины и глубоко пронзает каждого из них. Увидев их страдания, сын Арджуны бросается на него. Оба пронзают друг друга, но Абхиманью отталкивает его. [ 3 ]
Затем Ракшаса, демонстрируя свою великую силу иллюзий, вызывает густую тьму, затемняющую видимость. Однако Абхиманью вызывает к жизни пылающее солнечное оружие, снова делая все видимым и нейтрализуя иллюзию. Он вызывает и другие разнообразные иллюзии, но сын Арджуны нейтрализует их все своим магическим оружием. Ракшас, видя, что его иллюзия разрушена и он сам поражен, в большом страхе убегает. Бхишма сражается с сыном хадры. Сатьяки бросается в бой на сына Дроны, который перерезает его лук надвое. Сатьяки, взяв еще один лук, пронзает его, заставляя сесть на машину. Позже сын Дроны повредил его машину. Туда приходит Дрона, но в бою его встречает Арджуна. Дурьодхана отправляет армию на помощь Дроне. Арджуна вступает в бой с ними и стреляет из оружия Ваявья по их дивизии, вызывая ветер, разрушающий их машины. Увидев жестокое оружие Ваявья, Дрона стреляет из оружия Сайла, успокаивая ветер. Бхагадатта окружает Бхиму отрядом слонов. Бхима, взяв булаву, быстро спрыгивает со своей машины и поражает эту дивизию слонов, захватывая и ломая некоторые из их бивней, а также убивая некоторых своей булавой, заставляя дивизию слонов бежать вместе с другими войсками. Бхишма устраивает великую резню. Дхриштадьюмна, Шикханди, Вирата и Друпада приходят, чтобы остановить его. Он пронзает всех, кроме Шикханди, и отсекает лук Друпады. [ 3 ]
На защиту их приходят пятеро сыновей Драупади Сатьяки во главе с Юдхиштхирой с войском. Войска Бхишмы окружили его, чтобы защитить, и между обеими сторонами произошло ожесточенное генеральное сражение. Арджуна убивает большое войско. Дрона поражает Друпаду, заставляя его отступить. Сатьяки сражается с Бхишмой; и Юдхиштхира со своими войсками окружает Бхишму. И снова начинается жестокая битва. Дурьодхана отправляет Душасану с большим войском защитить Бхишму. Бхишма пронзает все окружающее его; и Дрона тоже пронзает своих врагов. Окруженный со всех сторон, но непобедимый, Бхишма убивает своих врагов. Пораженные стрелами Бхишмы, все бегут прочь. Васудева призывает Вибхатсу свергнуть Бхишму. Юдхиштхира с большим войском сплачивается и снова вступает в бой, видя, как Партха идет на встречу с Бхишмой. Партха своим небесным луком дважды разрезает лук Бхишмы на фрагменты своими острыми древками, и Бхишма восхваляет его. Бхишма калечит Партху и Васудеву. Кришна, полный гнева и ругающий Арджуну за то, что он не сражается от всего сердца, спрыгивает с машины и бросается к Бхишме с кнутом в руке, желая убить его. Арджуна хватает Кришну и напоминает ему о своем обещании не сражаться, а только управлять колесницей Арджуны, иначе люди назовут его лжецом. Кришна возвращается в гневе и садится в машину. Затем обе стороны убивают армии друг друга. Войска Пандавов бегут, когда они столкнулись с Бхишмой, который измельчал своих врагов. Закат, с уходом с поля. [ 3 ]
К концу 9-го дня было убито более 100 миллионов человек. [ 13 ] включая многих ключевых персонажей эпоса. Каждую ночь Дурьодхана или Юдхиштхира подавлены огромными потерями своих людей и ключевых генералов. В парву включены трактаты о войне – о различных способах организации и продвижения армий, различных формах нападения и защиты, а также военной логистике. Парва также описывает усилия Пандавов и Бхишмы по достижению мира путем переговоров, даже когда война продолжалась. Эти усилия терпят неудачу. [ 3 ]
Пандавы теряют веру в мир и обсуждают способы убийства Бхишмы – главнокомандующего Кауравов. Кришна говорит, что убьет Бхишму в бою, если они попросят. Юдхиштхира отказывается ради собственного прославления фальсифицировать свои слова; но он хочет убить его, отца своего отца. Когда они не могут этого понять, они решают спросить Бхишму. Они подходят к его палатке, безоружные. Бхишма приветствует их. Юдхиштхира спрашивает, как его убить, поскольку он является препятствием на пути к их победе. Бхишма сказал, что, пока он жив, победа в битве не может быть за ними, а с оружием его трудно убить, потому что он обладал даром иччамритью . Бхишма предлагает Пандавам поставить Шикханди перед Арджуной, поскольку он дал клятву никогда не сражаться с кем-либо, кто когда-то был женщиной; затем они должны уничтожить его оружие, только тогда они смогут убить его. Все возвращаются в свои палатки. [ 3 ]
10-й день войны
[ редактировать ]На 10-й день Бхишма убивает отряды Пандавов. Шикханди пронзает его, но не борется с ним. Арджуна приходит поддержать Шикханди и уничтожает воинов на машинах, которые в страхе разбегаются. Бхишма убивает в бою более 200 000 солдат. Могучий Душасана, оставив всякий страх, сражается с Арджуной и Партхой, который отрезал ему лук, расколол его колесницу; но он все еще сопротивляется Парте. Аламвуша сопротивляется Сатьяки и ранит его. Бхагадатта выходит на битву с Сатьяки, отрезав ему лук, и Дурьодханой, окружив его большим количеством машин. Ашваттхама встречает Старого Вирату и Друпаду. Крипа атакует Сахадеву, который перерезает свой лук. Викарна сражается с Накулой. Дхриштадьюмна сражается с Критавармой. Бхимсена выступает против Бхурисраваса. Дрона сопротивляется Юдхиштхире, который в сопровождении большого войска направлялся к Бхишме. Группа нападает на Бхиму, который сопротивляется всем, ломает луки Крипы и Джаядратхи и уничтожает машину Джаядратхи. Шалья поражает возничего Бхимы, и все пронзают Бхиму, который не дрожит, стоит на месте и, исполненный гнева, перерезает лук Критавармы. Туда приходит Арджуна с Шикханди. Царь Дурьодхана посылает Сусармана с большими силами против обоих. [ 3 ]
Они оба сотнями сбивали головы бойцов и обращали в бегство свирепое войско Кауравов. Патха перерезает лук Шалии. К этому месту приходит Дрона под предводительством Дурьодханы. Юдхиштхира встречает Бхишму, который говорит ему убить его, как и планировалось. Абхиманью сражается с Дурьодханой, которого поддерживает большая сила. Сын Дроны сражается с Сатьяки. Бхима убивает отряд слонов. Юдхиштхира встречает Шалю. Джаядратха сражается с Виратой. Дхриштадьюмна сражается с Дроной, который перерезает свой лук. Арджуна с Шикханди, пользуясь случаем, бросаются на Бхишму. Приходит царь Бхагадатта, но Арджуна игнорирует его, поэтому он выступает против Друпады. Арджуна рассредоточивает дивизии вокруг Бхишмы, и Бхишма убивает четырнадцать тысяч воинов на автомобилях, следуя за Арджуной. Шикханди пронзает Бхишму, но Бхишма только смотрит, Шикханди, однако, не понимает. Арджуна призывает Шикханди и Деваврату остановить разгневанного Арджуну в бою. Приходит Душасана и снова сражается с Арджуной, сбивая с ног множество воинов на машинах. Арджуна побеждает Душасану, но Душасана все еще борется. Дурьодхана посылает войска против Арджуны. Вибхацу направляет разнообразное небесное оружие им в головы и сбивает их, обращая в бегство и заставляя бежать. Бхишма призывает к Арджуне небесное оружие, Шикханди проносится между ними и отбирает это огненное оружие. Шаля, Крипа, Душасана и Викарна убивают войско Пандавов. Бхишма убивает еще двадцать семь тысяч солдат, среди которых семь великих воинов на колесницах. Бхишма убивает Сатанику. [ 3 ]
Кришна убеждает Арджуну убить Бхишму. Бхишма поражает всех генералов Пандавов, и Арджуна приходит, чтобы спасти их всех. Все пронзают Бхишму; и, за исключением Шикханди, он дает им всем отпор. Арджуна перерезает лук Бхишмы. Семь великих воинов-машинистов из Куруса приходят спасти его, призывая небесное оружие, к машине Пхалгуни; и семь великих воинов-пандавов на колесницах приходят, чтобы остановить их. Шикханди пронзает Бхишму, и Арджуна несколько раз отсекает лук Бхишмы, обезоруживая его. Бхишма думает, что если бы сам Вишну не был их защитником, он мог бы убить всех Пандавов одним ударом. Его время пришло. Риши и Васу, кажется, разговаривают с ним, и никто не слышал сказанных ими слов, кроме Бхишмы и Санджая, по милости Вьясы. Оба пронзают Бхишму, и он все еще сражается; но Арджуна, выведя Шикханди вперед, еще два раза перерезает лук Бхишмы и повреждает его машину. Бхишма хвалит Душасана за его храбрость. Бхишма поднимает щит, но Арджуна отсекает этот щит. Юдхиштхира посылает армию в Бхишму, и братья Кауравы окружают Бхишму. Хотя Бхишма был пронзён всеми жизненно важными конечностями, в тот день он спокойно продолжал сражаться. Арджуна поражает их всех, ломая их порядки, и все бегут с поля боя. Все нападают на Бхишму, окружая его, и вскоре смертельно ранят его. Самый передовой из лучников упал со своей машины, весь пронзенный стрелами, которые не давали его телу коснуться земли. Там были слышны громкие крики. И этот герой, даже потеряв кровь, не позволил своим чувствам покинуть себя, согласно дару, данному ему отцом. Кауру во главе с Крипой и Дурьодханой вздохнули и заплакали. Все Пандавы, одержав победу, трубили в свои раковины и радовались. Риши и питри аплодировали Бхишме, давая высокие обеты. [ 3 ]
Кровать из стрел Бхишмы
[ редактировать ]Вечером после поражения Бхишмы Бхима празднует свою победу. Душасана сообщает всем о падении Бхишмы, шокируя Дрону. Все воздерживаются от битвы и идут к Бхишме, предлагая свои приветствия. Бхишма благословляет всех и просит подушку. Арджуна, взяв в руки лук Гандиву и 3 стрелы, вдохновляя их мантрами, поддерживает голову Бхишмы. Когда он умирает, хирурги спешат оказать ему медицинскую помощь, но Бхишма отвергает все попытки. Все полны удивления, поражаясь добродетельному постоянству, проявленному Бхишмой. Бойцы возвращаются в свои палатки. Кришна , исполненный радости при падении Бхишмы, разговаривает с Юдхиштхирой. Ночью Бхишма просит воды. Доблестный Арджуна, вытянув Гандиву, на глазах у всей армии стреляет из оружия Парджанья, которое пронзает землю, выбрасывая струю воды. И, увидев этот подвиг Вибхацу, подразумевающий сверхчеловеческое мастерство, все исполнились великого удивления. Он обращается к Дурьодхане и обращается с еще одним призывом остановить войну и вступить в мирные переговоры. Дурьодхана отказывается. [ 11 ] Все возвращаются в свои помещения. [ 3 ]
английские переводы
[ редактировать ]
Из коллекции Смитсоновского института.
Бхишма Парва была написана на санскрите. Доступно несколько переводов книги на английский язык. Два перевода XIX века, которые сейчас находятся в свободном доступе, принадлежат Кисари Мохану Гангули. [ 3 ] и Манмата Нат Датт. [ 11 ] Переводы различаются в зависимости от интерпретации каждого переводчика.
Библиотека санскрита Клэя опубликовала 15-томный сборник Махабхараты, который включает перевод Бхишма Парвы Алекса Черняка. Этот перевод является современным и использует старую рукопись эпоса. В переводе не удалены стихи и главы, которые сейчас широко считаются поддельными и тайно ввезены в Эпос в 1-м или 2-м тысячелетии нашей эры. [ 14 ]
ДЖАБ ван Бютенен опубликовал аннотированное издание Бхагвадгиты Бхишма Парвы, основанное на критически отредактированной и наименее искаженной версии Махабхараты, известной в 1980 году. [ 9 ] Деброй в 2011 году отмечает, что обновленное критическое издание Бхишма Парвы, из которого удалены известные до сих пор ложные и искаженные тексты, состоит из 4 частей, 117 адхьяй (глав) и 5381 шлоки (стихов). [ 15 ] Переведенная Деброй версия критического издания Бхишмы Парвы появилась в пятом томе его серии. [ 16 ]
Вся парва была «пересоздана» и переведена в стихах поэтом доктором Пурушоттамой Лалом, опубликованным Writers Workshop .
Отличительные особенности
[ редактировать ]В Бхишма Парву включено несколько трактатов, таких как теория справедливой войны. [ 10 ] и Бхагавад Гита. [ 9 ]
Просто теория войны
[ редактировать ]Субпарва Джамвуханда Винирмана Бхишма Парвы - один из нескольких примеров в Махабхарате, в которых излагается теория справедливой войны в древней Индии. Книга 12 (Шанти Парва) представляет собой еще один пример важного обсуждения теории справедливой войны и принципов пропорционального наказания.
Перед первым днем войны Куру, Пандавы и Сомаки встречаются и договариваются о правилах войны. Некоторые примеры согласованных правил: [ 11 ]
- Справедливость. Каждая битва должна быть честной. Атаковать можно только вооруженных и сражающихся солдат.
- Пропорциональный и справедливый ответ – с теми, кто борется словами, следует бороться словами; воины на колесницах должны сражаться с воинами на колесницах, всадники с всадниками. Оружие, причиняющее непропорциональные страдания или резню, не должно использоваться.
- К сдавшемуся в плен вражескому солдату следует относиться не с применением насилия, а с добротой и уважением.
- Разоруженному, раненому врагу следует оказывать помощь, а не нападать или убивать.
- Сотрудники материально-технического снабжения — например, те, кто играет на барабанах или в раковине, чтобы ежедневно объявлять о начале или прекращении войны, или те, кто приносит еду или оборудование — не должны подвергаться нападениям или ранениям.
Бхагавад Гита
[ редактировать ]Главы с 25 по 42 «Бхишма Парвы» представляют диалог между Арджуной и Кришной. Арджуна видит семью, друзей и хороших людей по обе стороны войны. Он не хочет убивать. Арджуна утверждает, что обретение царства, окрашенного кровью, — это трагедия. Он спрашивает Кришну, зачем сражаться? Ответ Кришны состоит из нескольких частей: [ 11 ] [ 9 ]
- Кришна начинает с основ философии санкхьи – тайны познания себя. Он говорит, что нужно различать реальное и нереальное, свое «я», постоянное и универсальное, от тела, которое является временным и мимолетным. Действия человека должны служить делу постоянного «я», а не временного тела. В войне, мотивированной справедливым делом, добродетелью и идеями, на карту поставлено постоянное «я» и то, за что сражаешься.
- Далее Кришна представляет краткое изложение философии йоги – тайны жизни в себе, как свободного и раскрепощенного человека. Человек должен быть свободен, утверждает Кришна, от пар противоположных крайностей (жары и холода, боли и удовольствия, беспокойства и жажды). Человек должен действовать ради добра, заложенного в этом действии, а не потому, что он жаждет плодов действия, или злится, или боится. [ 11 ]
- Кришна говорит, что есть три пути к освобождению, или мокше : Джняна-йога , Карма-йога и Дхьяна -йога. Джняна, утверждает он, — это знание. Карма – это действие. Дхьяна – это медитация. Ведя справедливую войну в меру своих способностей, не жаждя результата, Арджуна выполнял бы карма-йогу.
- В главе 29 Кришна утверждает, что стремление к действию превосходит отказ от действия, хотя и то, и другое ведет к знанию и освобождению. В главах 31–34 обсуждается бхакти как путь к духовному освобождению.
Цитаты и учения
[ редактировать ]Этот раздел является кандидатом на копирование в Wikiquote с использованием процесса Transwiki . |
Джамвуханда Винирмана Парва , Глава 3:
Люди теряют здравый смысл в вещах, которые касаются их интересов.
- Дхритраштра, Бхишма Парва, Книга Махабхараты VI.3.60 [ 17 ]
Джамвуханда Винирмана Парва, Глава 3:
Успех, достигнутый переговорами и другими способами, является лучшим.
Успех, достигнутый путем разобщения врагов, временен.
Успех, достигнутый в бою, — худшее.
В бою много зол: первое и главное — это резня.
Победа всегда неопределенна. Это зависит от случая. Даже те, кто одерживает победу, должны нести потери.- Вьяса, Бхишма Парва, Махабхараты VI.3.81. Книга [ 18 ]
Джамвуханда Винирмана Парва, Глава 4:
Все поднимается из земли и при разрушении все уходит в нее. Земля – прибежище и прибежище всех существ. Земля вечна.
- Санджая, Бхишма Парва, Махабхараты VI.4.20 Книга [ 19 ]
Джамвукханда Винирмана Парва, Глава 9:
Если ресурсы земли правильно развиты, она подобна вседойной корове, из которой можно доить тройственные объекты Дхармы, Артхи и Камы. В желании насладиться землей люди стали подобны собакам, которые крадут друг у друга мясо.
- Санджая, Бхишма Парва, Махабхараты VI.9.71-74. Книга [ 20 ]
Бхагават Гита Парва , глава 15:
Человек, терпящий зло из-за своего собственного проступка, не должен приписывать его другим.
- Санджая, Бхишма Парва, Махабхараты VI.15.2. Книга [ 21 ]
Бхагават Гита Парва, глава 21:
Жаждущие победы побеждают не столько силой и доблестью, сколько истиной, состраданием, благочестием и добродетелью. Сражайтесь без всякого высокомерия, ибо победа обязательно будет там, где праведность.
- Санджая, Бхишма Парва, Махабхараты VI.21.10-11. Книга [ 22 ]
Бхагават Гита Парва, глава 26:
Лучше жить милостыней, чем убивать.
- Санджая, Бхишма Парва, Махабхараты VI.26.5. Книга [ 23 ]
Бхагават Гита Парва, глава 26:
Один видит в этом чудо, другой говорит об этом как о чуде, третьи снова слышат об этом как о чуде; но даже слыша об этом, никто не понимает этого. Это неразрушимое воплощенное «я», о Бхарата, находится в телах каждого.
- Санджая, Бхишма Парва, Махабхараты VI.26.29-30. Книга [ 23 ]
Бхагават Гита Парва, глава 26:
Контролирующий себя человек достигает мира.
Мир уничтожает все несчастья. Ум, достигший покоя, становится устойчивым.
Человек, который отбрасывает все желания, свободен от привязанностей, от жажды вещей и гордыни, обретает покой.- Санджая, Бхишма Парва, Махабхараты VI.26.64-71. Книга [ 24 ]
Бхагават Гита Парва, глава 40:
Бесстрашие, чистота сердца, настойчивость, йога- медитация, благотворительность, сдержанность, изучение Вед, прямота,
ахимса , истина, свобода от гнева, свобода от придирок к другим, отречение, спокойствие, сострадание, отсутствие алчности,
мягкость, скромность, энергичность, всепрощение, твердость, чистота, отсутствие ссоры, свобода от тщеславия,
О Бхарата, все это принадлежит тому, кто богоподобен.- Кришна, Бхишма Парва, Книга Махабхараты VI.40.1-3 [ 25 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Флад, Гэвин (1996) Введение в индуизм . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN 0-521-43878-0
- ^ Хилтебейтель, Альф (1990), Ритуал битвы: Кришна в Махабхарате, SUNY Press, ISBN 978-0791402504
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но Гангули, К.М. (1883-1896) « Бишма Парва » в «Махабхарате Кришна-Двайпаяна Вьясы » (12 томов). Калькутта
- ^ Перейти обратно: а б Датт, Миннесота (1897) Махабхарата (Том 6): Бхишма Парва . Калькутта: Elysium Press
- ^ ван Бютенен, JAB (1973) Махабхарата: Книга 1: Книга начала . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета, стр. 477.
- ^ Деброй, Б. (2010) Махабхарата, Том 1 . Гургаон: Penguin Books India, стр. xxiii–xxvi.
- ^ Дальсгаард, Петерсон и Селигман (2005), Общая добродетель: конвергенция ценных человеческих сильных сторон в культуре и истории, Обзор общей психологии, 9 (3), страницы 203-213
- ^ Бхактиведанта, AC (1968) Бхагавад-Гита как она есть . Книги Кольера. ISBN 978-0892131341
- ^ Перейти обратно: а б с д ДЖАБ ван Буитенен (1981), Бхагавадгита в Махабхарате - двуязычное издание, The University of Chicago Press, ISBN 978-0226846620
- ^ Перейти обратно: а б Л.Р. Пенна, Письменные и обычные положения, касающиеся ведения военных действий и обращения с жертвами вооруженных конфликтов в древней Индии, Международное обозрение Красного Креста, том 29, выпуск 271, август 1989 г., страницы 333–348.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Бхишма Парва Махабхарата в переводе Манматхи Натха Датта (1897)
- ^ «Махабхарата (Содержание)» . Бюллетень Тити Тудоранча . Проверено 01 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Джон Мердок (1898), Махабхарата - английское сокращение, Христианское литературное общество Индии, Лондон, страницы 74–85.
- ^ Алекс Черняк, Книга VI - Том 1 и 2, Библиотека глиняного санскрита, Махабхарата: набор из 15 томов, ISBN 978-0-8147-1696-0 и 978-0-8147-1705-9, издательство Нью-Йоркского университета, двуязычное издание
- ^ Бибек Деброй, Махабхарата: Том 3, ISBN 978-0143100157 , Penguin Books, страницы xxiii–xxiv введения.
- ^ Бибек Деброй (2012), Махабхарата, Том 5, Пингвин, ISBN 978-0143100171 , Бхишма Парва
- ^ Манматха Натх Датт (1897), Бхишма Парва Вирата Парва , Махабхарата, Elysium Press, страница 5
- ^ Манматха Натх Датт (1897), Бхишма Парва Вирата Парва , Махабхарата, Elysium Press, страница 6
- ^ Манматха Натх Датт (1897), Бхишма Парва Вирата Парва , Махабхарата, Elysium Press, страница 7
- ^ Манматха Натх Датт (1897), Бхишма Парва Вирата Парва , Махабхарата, Elysium Press, страница 14
- ^ Манматха Натх Датт (1897), Бхишма Парва Вирата Парва , Махабхарата, Elysium Press, стр. 21
- ^ Манматха Натх Датт (1897), Бхишма Парва Вирата Парва , Махабхарата, Elysium Press, страница 28
- ^ Перейти обратно: а б Манматха Натх Датт (1897), Бхишма Парва Вирата Парва , Махабхарата, Elysium Press, страница 32
- ^ Манматха Натх Датт (1897), Бхишма Парва Вирата Парва , Махабхарата, Elysium Press, стр. 35 в сокращении
- ^ Манматха Натх Датт (1897), Бхишма Парва Вирата Парва , Махабхарата, Elysium Press, страница 53 в сокращении
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Перевод Кисари Мохана Гангули .