Вишварупа

Вишварупа ( санскрит : विश्वरूप , латинизировано : Вишварупа , букв. «универсальная форма»), [1] также пишется как Вишварупа и известен как Вирадрупа , представляет собой иконографическую форму и теофанию индуистского божества , чаще всего связанного с Вишну в современном индуизме . Хотя существует множество теофаний Вишварупы, наиболее знаменитая из них находится в Бхагавад-Гите , данной Кришной в эпосе Махабхарата , которая была показана принцу Пандавов Арджуне на поле битвы Курукшетра во время войны между Пандавами и Кауравами . Вишварупа считается высшей формой Вишну, где вся вселенная описывается как заключенная в нем. [2]
Литературные описания
[ редактировать ]
Бхагавад Гита
[ редактировать ]В решающей войне Махабхараты и его принц Пандавов Кауравов Арджуна братья сражаются против своих двоюродных братьев , а Кришна является колесничим Арджуны. Столкнувшись с моральной дилеммой: сражаться или нет против своей семьи и убить ее, Арджуна испытывает кризис совести. Чтобы успокоить его, Кришна беседует с Арджуной о жизни и смерти, а также о дхарме (долге) и йоге в форме Бхагавад-гиты . В главах 10 и 11 Кришна раскрывает себя как Высшее Существо и, наконец, показывает свою Вишварупу Арджуне. Арджуна переживает видение Вишварупы божественным видением, дарованным ему Кришной. Появление Вишварупы описано Арджуной так, как он был его свидетелем. [4] [5]
У Вишварупы бесчисленное множество форм, глаз, лиц, ртов и рук. Все существа вселенной являются его частью. Он — бесконечная вселенная, без начала и конца. Он содержит как мирные, так и гневные формы. Не в силах вынести масштаба зрелища и охваченный страхом, Арджуна просит Кришну вернуться в свою четырехрукую форму Вишну, которую он может вынести. [4] [5] [6] Полностью воодушевленный учениями и даршаном Кришны в его полной форме, Арджуна продолжает войну Махабхараты. [5] [7]
Махабхарата
[ редактировать ]
Есть еще два описания в «Махабхарате» , где Кришна или Вишну- Нараяна предлагает теофанию, подобную Вишварупе в « Бхагавад-гите» . Когда переговоры между Пандавами и Кауравами прерываются, когда Кришна является посланником Пандавов, Кришна заявляет, что он больше, чем человек, и показывает свою космическую форму лидеру Кауравов Дурьодхане и его собранию. Вишварупа-Кришна появляется со многими руками и держит много оружия и атрибутов, традиционно связанных с Вишну, таких как раковина, Сударшана-чакра , гада (булава), его лук, его меч Нандака . Описана внутренняя часть его тела. В его теле видны различные божества (в том числе Васу , Рудры , Адитьи , Дикапалы ), мудрецы и племена (особенно противостоящие Кауравам, включая Пандавов). Эта форма описывается как ужасная, и только люди, наделенные божественным видением, могли выдержать это зрелище. [8]
Другая теофания Вишну (Нараяны) открывается божественному мудрецу Нараде . Теофания называется Вишвамурти . У бога тысяча глаз, сто голов, тысяча ног, тысяча животов, тысяча рук и несколько ртов. Он держит в руках оружие, а также атрибуты подвижника: жертвенный огонь, посох, камандалу (сосуд для воды). [9]
Другая теофания в Махабхарате имеет форму вайшнава (родственную Вишну или Кришне). В нем отсутствуют многочисленные части тела Вишварупы, но передается необъятность и космическая природа божества. Его голова закрывает небо. Его две ноги покрывают всю землю. Его две руки охватывают горизонтальное пространство. Его живот занимает возвращающееся пространство во Вселенной. [9]
Другие тексты
[ редактировать ]Вишварупу также называют Харивамшей , формой, состоящей из всех богов Вишну. Во время войны Девасура он принял эту форму и убил демонов (включая Тараку и Майю ). [10]
Вишварупа также используется в контексте «карликового» аватара Вишну, Ваманы, в другой части «Харивамши » . Вамана приходит на короля асуров Бали жертвоприношение в образе мальчика-карлика -брамина и просит в качестве пожертвования три шага земли. Там, где дается обещание, Вамана превращается в свою Вишварупу, содержащую в своем теле различные божества. Солнце и Луна — его глаза. Земля — его ноги, а небо — его голова. Различные божества; небесные существа, такие как Васу , Маруты , Ашвины , Якши , Гандхарвы , Апсары ; ведические писания В его теле содержатся и жертвоприношения. Двумя своими шагами он достигает неба и земли, а третий помещает на голову Бали, который принимает его власть. Затем Бали перемещается в царство Патала (подземный мир). [11]
Разработка
[ редактировать ]Имя Вишварупа ( санскрит : विश्वरूप ) состоит из слов вишва и рупа . В совокупности это относится к всеведущей форме, пронизывающей всю вселенную. Впервые оно появляется как имя Трисираса , трехголового сына Твастра , ведического бога-творца, дарующего форму всем существам. [12] В Ригведе он описан как порождающий множество форм и содержащий несколько форм в своем чреве. [13] Эпитет Вишварупа также используется для других божеств, таких как Сома (Ригведа), Праджапати (Атхарваведа), Рудра ( Упанишады ) и абстрактный Брахман ( Майтраяния Упанишада ). [14] В Атхарваведе это слово используется в другом значении: невеста благословляется быть вишварупой (всеформированной), то есть осыпаться славой и потомством. [13]
Затем Вишварупа раскрывается в Шримад Бхагавад Гите , а затем в Пуранах в связи с Вишну-Кришной. однако эти литературные источники не детализируют иконографию Вишварупы. [15] Бхагавад -гита может быть вдохновлена описанием Пуруши как тысячеголового, тысячеглазого и тысяченогого или космического Вишну («творца вселенной»). [16]
Вишварупа упоминается как аватар Вишну в Панчаратры таких текстах , как «Сатвата-самхита» и « Ахирбудхья-самхита» (в которых упоминается 39 аватаров), а также в « Вишнудхармоттара-пуране» , в которой упоминаются 14 аватаров. [17]
Вишварупа также интерпретируется как «история эволюции», поскольку человек развивается в этом мире, делая со временем все больше и больше. Вишварупа — это космическое представление богов и богинь, мудрецов и асуров, добра и зла, как мы воспринимаем их с нашей собственной конкретной точки зрения существования в этом мире. [18]
Иконография
[ редактировать ]Ранние изображения
[ редактировать ]В литературных источниках упоминается, что Вишварупа имеет «множественные» или «тысячи/сотни» (числовой эквивалент обозначения бесконечности в литературных источниках) голов и рук, но не указывается конкретное количество частей тела, которые можно изобразить. [19] Ранние скульпторы Гупта и постгупты столкнулись с трудностями в реалистичном изображении бесконечности и множества частей тела. [20] Описание Вишварупы, данное Арджуной, дало иконописцам два варианта: Вишварупа как многоглавый и многорукий бог или все компоненты вселенной, отображенные в теле божества. [21] Ранний Вишварупа выбрал первый формат, тогда как буддийские изображения Космического Будды отображались во втором формате. Икона, обнаруженная в Пареле , Мумбаи, датированная ок. 600, состоит из семи фигур, связанных друг с другом. Хотя икона отражает Вишварупу Вишну, на самом деле это редкое изображение Вишварупы Шивы. [21]
(6 век н.э.) Вишварупа кристаллизуется как икона раннего культа Вишну Ко времени Гуптаса . Первое известное изображение Вишварупы — это каменное изображение Гуптов из школы Матхуры, найденное в Бханкари, округ Ангарх , датированное ок. 430-60 гг. н.э. Скульптор Гупта вдохновлен описанием Бхагавад-гиты . Вишварупа имеет три головы: человеческую (в центре), львиную (голова Нарасимхи , человеко-льва-аватара Вишну) и кабана (голова Варахи , вепря-аватара Вишну) и четыре руки. Множество существ и различные аватары Вишну появляются из главной фигуры, сопровождая половину стелы размером 38 см (высота) на 47 см (ширина). Еще одно раннее изображение (высотой 70 см) присутствует в храме Чангу Нараян , Непал , датированное V-VI веком. Центральное изображение имеет десять голов и десять рук и окружено тремя областями индуистской космологии: Сваргой (небесные царства, верхняя часть каменного рельефа), Притхви (земля, середина) и Паталой (подземный мир, внизу) и соответствующие существа, боги, люди и животные и наги и духи соответственно. Фигуры справа от него демонические, а слева божественные, представляя дихотомию его формы. Подобное раннее изображение также можно найти в храме Вараха, Деогарх, Уттар-Прадеш . [22] На изображении Гархвы V века изображен Вишварупа с шестью руками и тремя видимыми головами: лошадь (в центре Хаягрива - аватар Вишну), лев и кабан. Возможно, существовала четвертая голова, выскочившая из головы лошади. Центральные головы окружает ореол человеческой головы. Пламя, исходящее от фигуры, иллюстрирует ее пылающую природу, как описано Арджуной. [23] Три иконы Вишварупы из Шамаладжи , Гуджарат, датированные шестым веком, имеют три видимые головы животных и восемь рук, а из верхней части божества исходит полоса существ, образующая ореол. В отличие от других икон, находящихся в стоячем положении, иконы Шамаладжи находятся в скорченном положении, как бы рожая, и по позе подобны иконам рождающих богинь-матерей. Эта поза может передавать идею о том, что он рождает существ, исходящих от него, хотя ни одно из них не находится рядом с его нижней областью. [24]
Библейские иконографические описания
[ редактировать ]Вишнудхармоттара -пурана предписывает, чтобы у Вишварупы было четыре руки, и их должно быть столько, сколько возможно изобразить. [25] Скульптура Вишварупы XII века из Раджастхана изображает четырнадцатрукого Вишну верхом на своей горе Гаруда . На изображении видны три человеческие головы, в отличие от ранних скульптур, включающих головы животных. [26] В некоторых иконографических трактатах предписывается наличие четвертой демонической головы сзади, однако в иконографии она обычно не изображается. [26]
Другая иконография предписывает изображать Вишварупу с четырьмя лицами: мужского (спереди, восток), льва/Нарасимхи (юг), кабана/Варахи (север) и женщины (сзади/запад). Он должен оседлать свою Гаруду. У него двадцать рук: левая и правая руки вытянуты в патака-хасте , а еще пара — в позе йога-мудры . Остальные четырнадцать держат халу (плуг), шанкху (раковину), ваджру (молнию), анкуша (стрекало), стрелу, сударшана чакру , плод лайма, данду (посох), пашу (петлю), гада (булаву), меч, лотос, рог, мусала (пестик), акшамала (чётки). Рука держится в варада- мудре (жесте, дающем благо). [27]
В «Бхагавата-пуране» дает Шука Парикшиту другое описание этой космической формы. Эта форма известна как Вайраджа Пурушах. Эта космическая форма описывается как имеющая подошвы ног как патала, пятки и пальцы ног как расатала, лодыжки образуют махаталу, голени - талатала, сутала - колени, нижняя часть бедра - витала , а верхняя часть - атала. . Земля ( бхулока ) — это его бедра, а пупочный свод — это небо ( бхуварлока ). Его грудь — сваргалока со звездами. Его шея — махарлока , рот — джаналока , лоб — тапалока , а голова — сатьялока , обитель Брахмы. [28]
Изображения в Непале
[ редактировать ]Часть серии о |
Вайшнавизм |
---|
![]() |
Художественное воображение индуистских художников Непала создало культовые образы Вишварупы, выражающие «священный ужас», как выразился Арджуна. У Вишварупы двадцать голов, расположенных ярусами. К ним относятся животные аватары Вишну: Матсья (рыба), Курма (черепаха), Вараха (кабан), Нарасимха (лев), а также головы вахан (ездовых животных) индуистских божеств: слона ( Индры ), орла ( Гаруда Вишну), лебедь ( Ганса Брахмы . ) и бык ( Шивы ) Среди человеческих голов аватары Вишну — Парашурама , Рама , Кришна и Будда . Две его главные руки держат солнце и луну. У него десять видимых ног и три концентрических кольца рук, всего 58. Другие художественные изображения Вишварупы в Непале имеют различное количество голов, рук и ног, а некоторые даже имеют атрибуты Махакалы и Бхайравы , такие как нож для свежевания и чаша из черепа . Другими показанными атрибутами являются стрелы, луки, колокольчик, ваджра , меч со щитом, зонтик и балдахин. Еще одна устрашающая особенность — лицо на животе, которое пожирает человека. [29]
Современные изображения
[ редактировать ]В современном календарном искусстве Вишварупа изображается со многими головами, каждая из которых представляет собой отдельный аспект божественного. Некоторые головы дышат огнем, указывая на разрушительные аспекты Бога. На различных частях его тела можно увидеть множество божеств. Его многочисленные руки держат различное оружие. Часто в этой сцене изображен Арджуна, кланяющийся Вишварупе. [30] В Джйотисаре , где Кришна открыл Бхагавад-гиту Арджуне , есть статуя Кришны высотой 40 футов (12 м) в виратсварупе (вишварупе), сделанная из аштадхату (восьми металлов). [31]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ мудростьlib.org (29 июня 2012 г.). «Вишварупа, Вишварупа, Вишварупа, Вишварупа, Вишва-рупа: 25 определений» . сайт мудростиlib.org . Проверено 18 августа 2022 г.
- ^ мудростьlib.org (8 мая 2020 г.). «Стих 11.16 [Бхагавад-гита]» . сайт мудростиlib.org . Проверено 18 августа 2022 г.
- ^ Краткое содержание на английском языке см. на стр. 80. Шмид, Шарлотта (1997). «Гупта Вайкунтхи Матхуры: Вишну или Кришна?» . Азиатское искусство . 52 :60–88. дои : 10.3406/arasi.1997.1401 .
- ^ Jump up to: а б Ховард, стр. 58–60.
- ^ Jump up to: а б с Шарма, Чакраборти; Шарма, Раджани; Шарма, госпожа. Раджани (2004). Самостоятельные предложения . АвторДом. стр. 18–19. ISBN 9781418475024 . Проверено 8 декабря 2012 г.
- ^ Шринивасан, стр. 20–1.
- ^ Конкурс, Колледж Сура; Падманабхан, М.; Шанкар, Мира Рави (2004). Сказки о Кришне из Махабхараты . Книги Суры. п. 88. ИСБН 9788174784179 . Проверено 8 декабря 2012 г.
- ^ Шринивасан стр. 135
- ^ Jump up to: а б Шринивасан п. 136
- ^ «харивамшам 40» . mahabharata-resources.org . Проверено 28 мая 2023 г.
- ^ Дебора А. Сойфер (1991). Мифы о Нарасимхе и Вамане: два аватара в космологической перспективе . СУНИ Пресс. стр. 135–8. ISBN 978-0-7914-0800-1 . Проверено 9 декабря 2012 года .
- ^ Ховард стр. 57
- ^ Jump up to: а б Шринивасан п. 6
- ^ Шринивасан, стр. 27, 37, 131.
- ^ Ховард стр. 60
- ^ Шринивасан, стр. 20-1, 134.
- ^ Рошен Далал (5 октября 2011 г.). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги Пингвинов Индия. п. 459. ИСБН 978-0-14-341421-6 .
- ^ Карл Беккер; Дж. Беккер Карл Дж. Беккер (8 апреля 2010 г.). Современная теория эволюции . iUniverse. стр. 330–. ISBN 978-1-4502-2449-9 . Проверено 8 декабря 2012 г.
- ^ Раджараджан, РКК (январь 2020 г.). «Вода, источник «Бытия» и Конечный Макро и Микро Вишну в гимнах Аваров» . Журнал средневековой истории . 23 (2): 296. дои : 10.1177/0971945820956583 . S2CID 227240912 .
- ^ Шринивасан стр. 137
- ^ Jump up to: а б Говард п. 63
- ^ Ховард, стр. 60-1.
- ^ Шринивасан стр. 138
- ^ Шринивасан, стр. 138-40.
- ^ Шринивасан стр. 140
- ^ Jump up to: а б Музей искусств округа Лос-Анджелес; Г-н Пратападитья Пал (1 февраля 1989 г.). Индийская скульптура (700–1800): Каталог художественной коллекции Музея округа Лос-Анджелес . Издательство Калифорнийского университета. п. 132. ИСБН 978-0-520-06477-5 . Проверено 9 декабря 2012 года .
- ^ Рао, Т. А. Гопинатха (1916). Элементы индуистской иконографии . Том. 1: Часть I. Мадрас: Юридическая типография. п. 258.
- ^ Издательство Мотилал Бансаридас Бхагавата Пурана, Книга 1 Скандха II 156-157
- ^ Линрот, h Роберт Н; Ватт, Джефф; Ри, Мэрилин М. (2004). Демоническое божество: гималайское искусство и не только . Serindia Publications, Inc., стр. 242, 297. ISBN. 9781932476088 . Проверено 9 декабря 2012 года .
- ^ Девдутт Паттанаик (1 ноября 2009 г.). 7 секретов индуистского календарного искусства . Вестленд Лтд./ХОВ Сервисез. ISBN 978-81-89975-67-8 . Проверено 10 декабря 2012 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ↑ Начало работ по установке статуи Господа Кришны , The Tribune, 15 июня 2021 г.
Источники
[ редактировать ]- Ховард, Анджела Фалько (1986). «Возможные брахманические влияния на космологического Будду» . Образы Космологического Будды . Архив Брилла. ISBN 978-90-04-07612-9 . Проверено 8 декабря 2012 г.
- Шринивасан, Дорис (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-10758-8 . Проверено 8 декабря 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Вишварупой , на Викискладе?