Матсья
Матсья | |
---|---|
Член Дашаватара | |
![]() Аватар Матсья в Британском музее , 1820 год. | |
Деванагари | рыба |
Принадлежность | Аватар Вишну |
Мантра | Ом Намо Бхагавате Матсья Девайя |
Оружие | Сударшана Чакра , Каумодаки. |
Фестивали | День матери |
Супруга | Лакшми [1] |
Дашаватара Последовательность | |
---|---|
Предшественник | - |
Преемник | Даты |
Матсья ( санскрит : मत्स्य , букв. «рыба») — рыбный аватар индуистского бога Вишну . [2] Часто описываемый как первый из десяти основных аватаров Вишну , Матсья спас первого человека, Ману , от великого потопа. [3] Матсья может изображаться в виде гигантской рыбы, часто золотого цвета, или антропоморфно с туловищем Вишну, соединенным с задней половиной рыбы.
Самое раннее описание Матсьи встречается в Шатапатха-Брахмане , где Матсья не связана с каким-либо конкретным божеством. Рыба-спаситель позже сливается с личностью Брахмы в постведическую эпоху, а еще позже ее начинают считать Вишну. Легенды, связанные с Матсьей, расширяются, развиваются и различаются в индуистских текстах. В эти легенды встроен символизм: маленькая рыбка под защитой Ману вырастает и становится большой рыбой, и рыба спасает человека, который станет прародителем следующей расы человечества. [4] В более поздних версиях Матсья убивает демона по имени Хаягрива, который крадет Веды , и поэтому прославляется как спаситель писаний. [5]
Сказка связана с мотивом мифов о потопе , распространенных в разных культурах.
Этимология
[ редактировать ]Божество Матсья получило свое имя от слова матсья ( санскрит : मत्स्य ), что означает «рыба». [6] Монье-Вильямс и Р. Франко предполагают, что слова matsa и matsya , означающие рыбу, происходят от корня mad , означающего «радоваться, радоваться, ликовать, восхищаться или упиваться». Таким образом, матсья означает «радостный». [7] [8] [9] Санскритский грамматист и этимолог Яска ( ок. 600 г. до н.э. ) также ссылается на то же утверждение, что рыбы известны как матсья , что означает «они наслаждаются поеданием друг друга». Яска также предлагает альтернативную этимологию слова матсья как «плавающий в воде», происходящего от корней сьянд (плавать) и мадху (вода). [10] Санскритское слово матсья родственно пракриту мачча («рыба»). [11]
Легенды и ссылки на Священные Писания
[ редактировать ]Ведическое происхождение
[ редактировать ]
Раздел 1.8.1 Шатапатха- Брахмана ( Яджурведа ) является самым ранним из сохранившихся текстов, в которых упоминается Матсья и миф о потопе в индуизме. Рыба Матсья не ассоциируется с каким-либо конкретным божеством. [13] [14] [15]
Центральные персонажи этой легенды — рыба (Матья) и Ману . Персонаж Ману представлен как законодатель и король-предок. Однажды Ману приносят воду для омовения. В воде маленькая рыбка. Рыба заявляет, что боится, что ее проглотит более крупная рыба, и обращается к Ману с просьбой защитить ее. [15] Взамен рыба обещает спасти Ману от надвигающегося наводнения. Ману принимает запрос. Он кладет рыбу в горшок с водой, где она растет. Затем он готовит ров, наполненный водой, и переносит его туда, где он может свободно расти. Как только рыба подрастет и станет достаточно большой, чтобы быть свободной от опасности, Ману переносит ее в океан. [15] [16] Рыба благодарит его, сообщает время великого потопа и просит Ману построить к этому дню корабль, который он сможет прикрепить к ее рогу. В предсказанный день Ману на своей лодке навещает рыбу. Наступают разрушительные наводнения. Ману привязывает лодку к рожку. Рыба несет лодку с Ману к высокогорью северных гор (интерпретируемых как Гималаи ). Единственный выживший Ману затем восстанавливает жизнь, совершая аскезу и яджну (жертвоприношения). Богиня Ида появляется из жертвоприношения, и оба вместе начинают расу Ману, людей. [15] [17] [18] [19]
Часть серии о |
Вайшнавизм |
---|
![]() |
По мнению Боннефуа, ведическая история символична. Маленькая рыбка отсылает к индийскому «закону рыб», эквивалентному « закону джунглей ». [15] Маленькое и слабое будет съедено большим и сильным, и оно нуждается в дхармической защите законодателя и короля Ману, чтобы позволить ему полностью раскрыть свой потенциал и иметь возможность помочь позже. Ману обеспечивает защиту, маленькая рыбка вырастает, становится большой и в конечном итоге спасает все существование. Лодка, которую Ману строит, чтобы получить помощь от рыбы-спасителя, утверждает Боннефуа, является символом средства предотвращения полного разрушения и спасения человека. Горы представляют собой путь к окончательному прибежищу и освобождению. [15] Эдвард Уошберн Хопкинс предполагает, что рыба отвечает взаимностью на благосклонность Ману, спасающую рыбу от смерти. [13]
Хотя Матсья не упоминается в старых писаниях, [20] [21] Семена легенды можно проследить до древнейшего индуистского писания, Ригведы . Ману (букв. «человек»), первый человек и прародитель человечества, фигурирует в Ригведе . Говорят, что Ману совершил первое жертвоприношение, зажег жертвенный огонь ( Агни ) с помощью семи жрецов; Жертва Ману становится архетипической жертвой. [21] Нараян Айянгар предполагает, что корабль из легенды о Матсье отсылает к кораблю Жертвоприношения, упомянутому в Ригведе и Айтарейя Брахмане . В этом контексте рыба обозначает Агни – Бога, а также жертвенное пламя. Таким образом, легенда означает, как человек (Ману) может плыть по морю грехов и бед с кораблем жертвоприношения и рыбой-Агни в качестве своего проводника. [22]
В молитве о растении кушты в Атхарваведе говорится, что золотой корабль останавливается на вершине Гималаев, где растет трава. Морис Блумфилд предполагает, что это может быть намеком на корабль Ману. [23]
Спаситель Ману от потопа
[ редактировать ]
Сказка о Матсии также появляется в гл. 186 книги 3 ( Вана Парва ) эпоса Махабхарата . [25] [15] Легенда начинается с того, что Ману (в частности, Вайвасвата Ману , нынешний Ману. Ману рассматривается как титул, а не личность) совершает религиозные ритуалы на берегу реки Чирини в лесу Вишала. К нему приходит маленькая рыбка и просит его защиты, обещая спасти его от потопа в будущем. [14] Легенда развивается в том же духе, что и ведическая версия. Ману кладет его в банку. Как только рыба перерастает банку, она просит поместить ее в аквариум, с чем помогает Ману. Затем рыба перерастает аквариум и с помощью Ману достигает реки Ганг (Ганга) и наконец достигает океана. Рыба просит Ману, как и в версии Шатапатха Брахмана , построить корабль и дополнительно находиться на нем с Саптариши (семи мудрецами) и всевозможными семенами, в день ожидаемого потопа. [14] [15] Ману принимает совет рыбы. Начинается потоп. Рыба приходит на помощь Ману. Он привязывает корабль веревкой к рогу рыбы, которая затем направляет корабль в Гималаи, неся Ману сквозь бурный шторм. Опасность минует. Затем рыба раскрывает себя как Брахма и передает Ману силу творения. [14] [26] [27]
Ключевое различие между ведической версией и версией аллегорической легенды Махабхараты заключается в том, что последняя отождествляет Матсью с Брахмой, более явное обсуждение «закона рыб», согласно которому слабый нуждается в защите от сильного, а рыба просит Ману взять с собой мудрецы и зерна. [15] [16] [28]
Матсья -пурана отождествляет рыбу-спасителя (Матсью) с Вишну, а не с Брахмой. [29] Пурана получила свое название от Матсьи и начинается с рассказа о Ману. [примечание 1] Царь Ману отрекается от мира. Доволен своим аскетизмом в горах Малайя (что интерпретируется как Керала в Южной Индии). [32] ), Брахма исполняет его желание спасти мир во время пралайи ( растворения в конце кальпы ) . [примечание 2] Как и в других версиях, Ману встречает маленькую рыбку, которая со временем чудесным образом увеличивается в размерах, и вскоре переносит рыбу в Ганг, а затем в океан. [33] Ману узнает в рыбе Вишну. Рыба предупреждает его о приближающемся огненном конце кальпы, сопровождаемом пралайей в виде потопа. У рыбы снова появился рог, но боги дарят Ману корабль. Ману носит с собой все виды живых существ и семена растений, чтобы произвести еду для всех после того, как потоп закончится. Когда начинается великий потоп, Ману привязывает космического змея Шешу к рогу рыбы. На пути к горам Ману задает вопросы Матсье, и их диалог составляет остальную часть Пураны. [29] [34] [35]
История Матсья Пураны также символична. Рыба изначально божественна и не нуждается в защите, только в признании и преданности. Это также связывает историю с ее космологией, соединяя две кальпы через космический символический остаток в форме Шеши. [29] В этом рассказе корабль Ману назван кораблем Вед, что означает обряды и ритуалы Вед. Рой далее предполагает, что это может быть намеком на золотой корабль Ману в Ригведе . [36]
В «Гаруда-пуране» говорится, что Матсья спас седьмого Ману, Вайвасвату Ману, от великого потопа, поместив его в лодку. [37] Линга -пурана восхваляет Вишну как того, кто спасал различных существ в образе рыбы, привязав лодку к своему хвосту. [38]
Спаситель Вед
[ редактировать ]
Бхагавата -пурана добавляет еще одну причину существования аватара Матсья. В конце кальпы демон Хаягрива («конскошеий») похищает Веды , спасающиеся от зевка сонного Брахмы. Вишну обнаруживает кражу. Он спускается на землю в образе маленькой рыбки -сафари , или аватара Матсья. Однажды царь страны Дравида (Южная Индия) по имени Сатьяврата налил в руку воду для возлияния в реке Критамала (отождествляемой с рекой Вайгай в Тамилнаду , Южная Индия). [39] ). Там он находит маленькую рыбку. Рыба просит его спасти ее от хищников и дать ей вырасти. Сатьяврата полон сострадания к рыбке. Он сажает рыбу в горшок, оттуда в колодец, затем в резервуар, а когда она перерастает резервуар, переносит рыбу наконец в море. Рыба быстро перерастает море. Сатьяврата просит сверхъестественную рыбу раскрыть свою истинную личность, но вскоре понимает, что это Вишну. Матсья-Вишну сообщает царю о надвигающемся через семь дней наводнении. Короля просят собрать все виды животных, растений и семян, а также семь мудрецов ( Саптарши в лодку ). Рыба просит царя привязать лодку к ее рогу с помощью змея Шеша . Наступает потоп. Унося их в безопасное место, рыбий аватар обучает мудрецов и Сатьяврату высшим знаниям, чтобы подготовить их к следующему циклу существования. В «Бхагавата-пуране» утверждается, что это знание было составлено как «Пурана», интерпретируемая как намек на « Матья-пурану». . [40] После потопа Матсья убивает демона и спасает Веды, возвращая их Брахме, который проснулся от сна, чтобы начать творение заново. Сатьяврата становится Вайвасвата Ману и становится Ману текущей кальпы . [41] [42] [43]
Повествование Агни Пураны похоже на версию Бхагавата Пураны, расположенную вокруг реки Критамала , и также описывает спасение Вед от демона Хаягривы. В нем упоминается, что Вайвасвата Ману собирал только все семена (а не живые существа) и собирал семь мудрецов, как в версии Махабхараты . Это также добавляет основу Матсья Пураны , представляющую собой беседу Матсьи с Ману, аналогичную версии Бхагавата Пураны . [44] [45] Перечисляя Пураны, Агни Пурана утверждает, что Матсья Пурана была рассказана Матсьей Ману в начале кальпы . [46]
Вараха Пурана приравнивает Нараяну (отождествляемого с Вишну) к богу-творцу, а не к Брахме. Нараяна создает вселенную. В начале новой кальпы Нараяна просыпается и думает о Ведах. Он понимает, что они находятся в космических водах . Он принимает форму гигантской рыбы и спасает Веды и другие писания. [47] В другом случае Нараяна извлекает Веды из Расаталы (преисподней) и передает их Брахме. [48] Пурана также превозносит Нараяну как первобытную рыбу, которая также родила землю. [49] ЗГЗ
В Гаруда Пуране говорится, что Матсья убил Хаягриву и спас Веды, а также Ману. [50] В другом случае говорится, что Вишну в образе Матсьи убил демона Праламбу во время правления третьего Ману – Уттамы. [51] В «Нарада-пуране» говорится, что демон Хаягрива (сын Кашьяпы и Дити) захватил Веды из уст Брахмы. Затем Вишну принимает форму Матсьи и убивает демона, забирая Веды. Сообщается, что инцидент произошел в лесу Бадари . Потоп и Ману в повествовании опущены. [52] Шива -пурана восхваляет Вишну как Матсью, который спас Веды через царя Сатьяврату и переплыл океан Пралайи . [53]
В «Падма-пуране» Ману заменяется мудрецом Кашьяпой , который находит чудесным образом расширяющуюся рыбку. Еще одним важным отличием является отсутствие потопа. Вишну в роли Матсьи убивает демона Шанкху. Затем Матсья-Вишну приказывает мудрецам собрать Веды из вод, а затем преподносит их Брахме в Праяге . Эта Пурана не раскрывает, как писания утонули в водах. Затем Вишну обитает в лесу Бадари вместе с другими божествами. [54] Карттикамша -Махатмья в «Сканда-пуране» повествует об убийстве асура Матсьей (демона) Шанкхи. Шанкха (букв. «раковина»), сын Сагары (океана), похищает силы различных богов. Шанкха, желая обрести больше власти, крадет Веды у Брахмы, пока Вишну спал. Веды вырываются из его лап и прячутся в океане. По мольбе богов Вишну просыпается в Прабодхини экадаши , принимает форму рыбы- сафари и уничтожает демона. Подобно « Падма-пуране» , мудрецы заново собирают разрозненные Веды из океанов. В этой версии также фигурируют лес Бадари и Праяг, хотя рассказ о выращивании рыбы и Ману отсутствует. [55]
В другом сообщении в «Падма-пуране» упоминается, что сын-демон по имени Макара крадет Веды у Брахмы и прячет их в космическом океане. По мольбе Брахмы и богов Вишну принимает форму Матсья и входит в воды, затем превращается в крокодила и уничтожает демона. Мудрецу Вьясе приписывают пересоставление Вед в этой версии. Затем Веды возвращаются Брахме. [56]
В «Брахма-пуране» говорится, что Вишну принял форму рыбы- рохит, когда земля была в Нидерландах , чтобы спасти Веды. [57] [58] Кришнацентричная утверждает, что Матсья является аватаром Кришны (отождествляемым с Высшим Существом), и в гимне Кришне восхваляет Матсью Брахмавайварта Пурана как защитника Вед и брахманов (мудрецов), которые передали знания царю. [59]
Пурушоттама -кшетра-махатмья Сканда -пураны в связи с происхождением травы даманака утверждает, что даитья (демон) по имени Даманака мучил людей и бродил по водам. По просьбе Брахмы Вишну принимает форму Матсьи, вытаскивает демона из вод и сокрушает его на суше. Демон превращается в ароматную траву под названием Даманака, которую Вишну носит в своей цветочной гирлянде . [60]
В списках аватаров
[ редактировать ]
Матсья обычно указывается как первый аватар Вишну, особенно в списках Дашаватара (десять основных аватаров Вишну). [61] Однако так было не всегда. В некоторых списках Матсья не упоминается первым, и только в более поздних текстах Матсья становится первым аватаром. [34]
В Гаруда Пураны Матсья стоит на первом месте. списке Дашаватары [62] [63] В Линга-пуране , Нарада-пуране , Шива-пуране , Вараха-пуране , Падма-пуране и Сканда -пуране Матсья также упоминается как первый из десяти классических аватаров. [64] [65] [66] [53] [67] [68]
Бхагавата -пурана и Гаруда-пурана считают Матсью десятым из 22 аватаров и описывают его как «опору земли». [69] [37]
Айидхья -Махатмья «Сканда -пураны» упоминает 12 аватаров Вишну, вторым из которых является Матсья. Говорят, что Матсья поддерживает Ману, растения и других людей, как лодку в конце дня Брахмы ( пралайя ). [70]
Другие ссылки на Священные Писания
[ редактировать ]Повествование Вишну-Пураны об аватаре Вишну, Варахе, ссылается на аватары Матсья и Курма , говоря, что Брахма (отождествляемый с Нараяной, эпитет, переданный Вишну) принял эти формы в предыдущие кальпы . [71]
Агни Пурана , Брахма Пурана и Вишну Пурана предполагают, что Вишну обитает как Матсья в Куру-варше, одном из регионов за пределами гор, окружающих гору Меру . [72] [73] [74]
Иконография
[ редактировать ]
Матсья изображается в двух формах: в виде зооморфной рыбы или в антропоморфном виде. Агни Пурана предписывает изображать Матсью зооморфно. [75] Вишнудхармоттара -пурана рекомендует изображать Матсью в виде рогатой рыбы. [76]
В антропоморфной форме верхняя половина представляет собой четырехрукого человека, а нижняя — рыбу. Верхняя половина напоминает Вишну и украшена традиционными украшениями и кирита-мукутой (высокой конической короной), которую носил Вишну. В двух руках он держит Сударшана-чакру (диск) и шанкху (раковину), обычное оружие Вишну. Две другие руки совершают жесты варадамудры , которая дарует преданному блага, и абхаямудры , которая заверяет преданного в защите. [77] В другой конфигурации он мог бы обладать всеми четырьмя атрибутами Вишну, а именно Сударшана-чакрой , шанкхой , гадой (булавой) и лотосом. [34]
На некоторых изображениях Матсья изображается с четырьмя руками, как Вишну: одна держит чакру, другая - шанкху, а передние две руки держат меч и книгу, означающую Веды, которые он забрал у демона. На его локтях накинута ангавастра , а на драпировка, похожая на дхоти . - бедрах [78]
В редких изображениях его нижняя половина — человеческая, а верхняя часть тела (или только лицо) — рыбья. Версия с рыбьим лицом встречается на рельефе храма Ченнакесава в Соманатхапуре . [79]
Матсья может быть изображен один или в сцене, изображающей его битву с демоном. Демон по имени Шанкхасура, выходящий из раковины, иногда изображается нападающим на Матсью с мечом, в то время как Матсья сражается с ним или убивает его. Оба они могут быть изображены в океане, а на заднем плане могут быть изображены бог Брахма и/или рукописи или четыре человека, символизирующие Веды. [78] В некоторых сценах Матсья изображается в виде рыбы, тянущей лодку, в которой находятся Ману и семь мудрецов.
Эволюция и символика
[ редактировать ]
Историю о великом потопе можно найти во многих цивилизациях по всей земле. Его часто сравнивают с повествованием Книги Бытия о потопе и Ноевом ковчеге . [34] напоминает читателям библейский рассказ « Иона Мотив рыбы также и кит»; этот рассказ о рыбе, а также спасение Священных Писаний от демона представляют собой специфически индуистские традиции этого стиля повествования о потопе. [80] Подобные мифы о потопе также существуют в сказках древнего Шумера и Вавилонии , Греции , майя в Америке и йоруба в Африке. [34]
Наводнение было повторяющимся стихийным бедствием в Древнем Египте и в системе рек Тигр-Ефрат в древней Вавилонии. В этих регионах возник культ богов-рыб с мотивом рыбы-спасителя. В то время как Ричард Пишел считал, что поклонение рыбам зародилось в древних индуистских верованиях, Эдвард Уошберн Хопкинс отверг это мнение, предполагая, что оно возникло в Египте. Создатель, бог-рыба Эа в шумерско-вавилонском варианте предупреждает царя во сне о потопе и приказывает ему построить лодку. [81] Идея, возможно, достигла Индийского субконтинента через индоарийскую миграцию или через торговые пути к цивилизации долины Инда . [82] Другая теория предполагает, что миф о рыбе выращивается в долине Инда или у дравидийских народов Южной Индии . Описано, что Пуранический Ману находится в Южной Индии. Что касается теории долины Инда, эта рыба обычна для тюленей ; Также на изображениях часто встречаются рогатые звери, такие как рогатая рыба. [83]
Даже если идея мифа о потопе и боге-рыбе может быть заимствована из другой культуры, она родственна ведическому и пураническому космогоническому рассказу о Творении через воды. В Махабхарате и Пуранах миф о потопе на самом деле является космогоническим мифом. Потоп символизирует растворение вселенной (пралайя); в то время как Матсья «аллегоризирует» Бога-Творца (Брахму или Вишну), который воссоздает вселенную после великого разрушения. Эта связь с Творением может быть связана с Матсьей, считающейся первым аватаром Вишну. [84]
Считается, что Матсья символизирует водную жизнь и первых существ на земле. [85] [34] Другая символическая интерпретация мифологии Матсьи, как утверждает Боннефой, состоит в том, чтобы считать лодку Ману символом мокши (спасения), которая помогает человеку переправиться через нее. Гималаи рассматриваются как граница между земным существованием и землей спасения за его пределами. Защита рыбы и ее рога символизирует жертвоприношения, которые помогают Ману прийти к спасению. Рассматриваемая как притча, сказка советует хорошему царю защищать слабых от сильных, отменять «закон рыб» и поддерживать дхарму , как Ману, который определяет идеального царя. [15] В сказках, где демон прячет Веды, дхарма находится под угрозой, и Вишну как божественный Спаситель спасает дхарму с помощью своего земного аналога, Ману – царя. [29]
Другая теория предполагает, что лодка Ману и рыба представляют созвездия Большой Медведицы и Малой Медведицы соответственно, когда звезда Тубан была Полярной звездой (4-2 тысячелетия до н.э.). [36]
Поклонение
[ редактировать ]
Матсья упоминается как форма Вишну в различных гимнах Священных Писаний. В молитве в «Бхагавата-пуране» к Матсье обращаются за защитой от водных животных и воды. [86] Агни Пурана предлагает устанавливать Матсью в северном направлении в храмах или у водоемов. [87] Вишнудхармоттара -пурана предписывает поклонение Матсье ради зерна. [88] Матсья упоминается как форма Вишну в гимнах Брахма Пураны . [89] Вишну Сахасранамы Версия Гаруда Пураны включает Матсью. [90] Вишну -сахасранама в «Сканда-пуране» включает Матсью , Маха-матсью («Великую рыбу») и Тимингилу («великое водное существо»). [91]
Третий день светлых двух недель индуистского месяца Чайтра отмечается как Матсья Джаянти, день рождения Матсьи, когда рекомендуется поклонение ему. [65] Преданные Вишну соблюдают пост за день до святого дня; совершите святое омовение в Матсья Джаянти и поклонитесь Матсье или Вишну вечером, завершив пост. Храмы Вишну организуют специальную Пуджу . [92] Сообщество Мина заявляет о своем мифологическом происхождении от Матсии, которого зовут Минеш («Повелитель Мин» / «Повелитель рыб»). [93] Матсья Джаянти прославляется Минами как Минеш Джаянти. [94] [95]
Вараха Пурана и Маргаширша-Махатмья Падма Пураны рекомендуют врату (обет) с постом и поклонением Матсье (как золотой рыбке) в течение трех лунных дней, кульминацией которых является двенадцатый лунный день месяца Маргаширша . [96] [97]
Храмов, посвященных Матье, очень мало. Наиболее известные из них включают храм Шанкходара в Бет Дварке и храм Веданараяна в Нагалапураме . [85] Храм Матсья Нараяна в Бангалоре также существует. В «Брахма-пуране» описывается, что Матсья-мадхаве (Вишну как Матсья) поклоняются вместе со Швета-мадхавой (царем Шветой) в храме Швета-мадхава Вишну возле священного Швета-ганга пруда в Пури . [57] [98] [58] Храм Мачхенарайана (Матьи) находится в Мачхегауне , Непал , где в честь божества проводится ежегодная ярмарка. [99] Храм Конесварам Матсьакешварам в Тринкомали , Шри-Ланка, сейчас разрушен.
В Керале есть три храма, посвященных Матсье. Храм Шри Малсьяватара Махавишну расположен в небольшом городке Минангади, расположенном на шоссе между Калпеттой и Султан-Батери в Ваянаде . Матсьямурти — это имя главного божества, хотя сам идол принадлежит Вишну. Второй храм, посвященный Матсии в штате, — это храм Моотоли Шри Махавишну в Каккоди , Кожикоде . Третий храм — это храм Вишну Перуминпурам в Каккуре , Кожикоде. Идол – это Матсья. Основная церемония этого храма для преданных называется минут (кормление рыбы).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ману представлен как предок двух мифических королевских династий (солнечных или сыновей, лунных или дочерей). [30] [31]
- ^ Согласно индуистским временным циклам , кальпа — это период продолжительностью 4,32 миллиарда лет, что соответствует одному дню жизни Брахмы. Каждая кальпа делится на 14 манвантар , каждой из которых управляет Ману, который становится прародителем человечества. Брахма создает миры и жизнь в свой день – кальпу и спит в свою ночь – пралайю , когда творение Брахмы разрушается. Брахма пробуждается в начале новой кальпы (дня) и воссоздает себя.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джоши, Канхайялала (2007). Матсья Махапурана: исчерпывающее введение, санскритский текст, английский перевод, научные примечания и указатель стихов . Публикации Паримала. ISBN 9788171103058 . Архивировано из оригинала 8 апреля 2023 года . Проверено 10 июля 2022 г.
- ^ Бандйопадхьяя, Джаянтануджа (2007). Класс и религия в Древней Индии . Гимн Пресс. п. 136. ИСБН 978-1-84331-332-8 . Архивировано из оригинала 8 октября 2022 года . Проверено 10 июля 2022 г.
- ^ Валборг, Хелен (2007). Символы Вечного Учения: От Шамбалы до Рая . Книги Теософского фонда. п. 313. ИСБН 978-0-9793205-1-4 . Архивировано из оригинала 8 октября 2022 года . Проверено 10 июля 2022 г.
- ^ Далал, Roshen (18 апреля 2014 г.). Индуизм: Алфавитный справочник . Пингвин Великобритания. ISBN 978-81-8475-277-9 . Архивировано из оригинала 8 октября 2022 года . Проверено 10 июля 2022 г.
- ^ Нинан, ММ (23 июня 2008 г.). Развитие индуизма . Мадатил Маммен Нинан. п. 234. ИСБН 978-1-4382-2820-4 . Архивировано из оригинала 8 октября 2022 года . Проверено 10 июля 2022 г.
- ^ Майрхофер, Манфред (1996). Запись «маться-». В: Этимологический словарь древнеиндоарийского языка, том II, Гейдельберг: Carl Winter Universitätsverlag, 1996. стр. 297–298. (На немецком языке)
- ^ «матсья/матса» . Санскритско-английский словарь Монье-Вильямса . 1899. с. 776. Архивировано из оригинала 16 сентября 2021 года . Проверено 26 сентября 2020 г.
- ^ Франко, Рендич (14 декабря 2013 г.). Сравнительный этимологический словарь классических индоевропейских языков: индоевропейский — санскрит — греческий — латынь . Рендич Франко. стр. 383, 555–556.
- ^ "безумный" . Санскритско-английский словарь Монье-Вильямса . 1899. с. 777. Архивировано из оригинала 8 октября 2022 года . Проверено 26 сентября 2020 г.
- ^ Яска; Саруп, Лакшман (1967). Ниханту и Нирукта . Робертс – Университет Торонто. Дели Мотилал Банарсидасс. п. 108 (английская часть).
- ^ «макча» . Санскритско-английский словарь Монье-Вильямса . 1899. с. 773. Архивировано из оригинала 16 сентября 2021 года . Проверено 26 сентября 2020 г.
- ^ А. Л. Даллапиккола (2003). Индуистские мифы . Издательство Техасского университета. стр. 19–20. ISBN 978-0-292-70233-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рой 2002 , с. 79.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Кришна 2009 , с. 33.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Боннефой 1993 , стр. 79–80.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ален Даниэлу (1964). Мифы и боги Индии: классический труд об индуистском политеизме из серии Принстон-Боллинген . Внутренние традиции. стр. 166–167 со сноской 1. ISBN. 978-0-89281-354-4 .
- ^ Айянгар 1901 , стр. 120–1.
- ^ «Сатапатха-брахман, часть 1 (SBE12): Первая Канда: I, 8, 1. Восьмая Адхьяя. Первый Брахман» . www.sacred-texts.com . Архивировано из оригинала 10 апреля 2021 года . Проверено 28 декабря 2019 г.
- ^ Дикшитар 1935 , стр. 1–2.
- ^ Рой 2002 , с. 81.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дхавамони, Мариасусай (1982). Классический индуизм . Григорианский библейский книжный магазин. стр. 112–113. ISBN 978-88-7652-482-0 .
- ^ Айянгар 1901 , стр. 121–2.
- ^ Блумфилд, Морис (1973) [1897]. Гимны Атхарва-веды . Коллекция репрезентативных произведений ЮНЕСКО - Индийская серия. Мотилал Банарсидас. стр. 5–6, 679.
- ^ Неизвестно (1860–1870), Вишну в образе Матсьи , заархивировано из оригинала 11 июня 2023 года , получено 11 июня 2023 года.
- ^ Рао 1914 , стр. 124.
- ^ «Махабхарата, Книга 3: Вана Парва: Маркандейа-Самасья Парва: Раздел CLXXXVI» . www.sacred-texts.com . Архивировано из оригинала 20 октября 2019 года . Проверено 12 января 2020 г.
- ^ Рой 2002 , стр. 84–5.
- ^ Альф Хилтебейтель (1991). Культ Драупади: Мифологии . Мотилал Банарсидасс. стр. 177–178, 202–203 со сносками. ISBN 978-81-208-1000-6 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Боннефой 1993 , с. 80.
- ^ Рональд Инден; Джонатан Уолтерс; Дауд Али (2000). Запрос к Средневековью: тексты и история практик в Южной Азии . Издательство Оксфордского университета. стр. 180–181. ISBN 978-0-19-535243-6 .
- ^ Бибек Деброй; Дивали Деброй (2005). История Пуран . Индийское искусство. п. 640.ISBN 978-81-8090-062-4 .
- ^ Шастри и Тагаре 1999 , стр. 1116.
- ^ Матсья Махапурана: исчерпывающее введение, санскритский текст, английский перевод, научные примечания и указатель стихов . Канхайялала Джоши (1-е изд.). Дели: Parimal Publications. 2007. ISBN 978-81-7110-306-5 . OCLC 144550129 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Рошен Далал (2011). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги Пингвинов Индия. п. 250. ИСБН 978-0-14-341421-6 . Проверено 12 января 2013 г.
- ^ Ариэль Глюклих (2008). Шаги Вишну: индуистская культура в исторической перспективе . Издательство Оксфордского университета. стр. 155–165. ISBN 978-0-19-971825-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рой 2002 , с. 85.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гаруда Пурана 2002 , с. 4.
- ^ Шастри 1990 , с. 514.
- ^ Шастри и Тагаре 1999 , стр. 1116, 1118.
- ^ Шастри и Тагаре 1999 , стр. 1123.
- ^ Рао, стр. 124-125.
- ^ Джордж М. Уильямс 2008 , с. 213.
- ^ Шастри и Тагаре 1999 , стр. 1116–24.
- ^ Шастри, Бхатт и Гангадхаран 1998 , стр. 3–4.
- ^ Рао, стр. 125-6.
- ^ Шастри, Бхатт и Гангадхаран 1998 , стр. 734.
- ^ Вараха Пурана 1960 , стр. 33–5.
- ^ Вараха Пурана 1960 , с. 1.
- ^ Вараха Пурана 1960 , стр. 59, 259.
- ^ Гаруда Пурана 2002 , с. 411.
- ^ Гаруда Пурана 2002 , с. 268.
- ^ Нарада Пурана 1952 , стр. 1978–9.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шастри 2000 , с. 873.
- ^ Падма Пурана 1954 , стр. 2656–7.
- ^ Сканда Пурана 1998a , стр. 125–7.
- ^ Падма Пурана 1956 , стр. 3174–6.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шах 1990 , с. 328.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нарада Пурана 1952 , с. 1890.
- ^ Нагар 2005 , стр. 74, 194, том II.
- ^ Сканда Пурана 1998 , с. 227.
- ^ Шастри и Тагаре 1999 , стр. 26.
- ^ Гаруда Пурана 2002 , с. 265.
- ^ Гаруда Пурана 2002a , с. 869.
- ^ Шастри 1990 , с. 774.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нарада Пурана 1997 , с. 1450.
- ^ Вараха Пурана 1960 , с. 13.
- ^ Падма Пурана 1956 , с. 3166.
- ^ Сканда Пурана 2003 , стр. 431–2.
- ^ Шастри и Тагаре 1999 , стр. 26, 190.
- ^ Н.А. (1951). ЧАСТЬ СКАНДА-ПУРАНА. 7 . МОТИЛАЛ БАНАРСИДАСС ИЗДАТЕЛЬСТВО ПВТ. ООО, ДЕЛИ. п. 286.
- ^ Уилсон 1862 , стр. 57–8.
- ^ Шастри, Бхатт и Гангадхаран 1998 , стр. 326.
- ^ Уилсон 1862a , стр. 125–6.
- ^ Брахма Пурана 1955 , с. 104.
- ^ Шастри, Бхатт и Гангадхаран 1998 , стр. 129.
- ^ Шах 1990 , с. 240.
- ^ Рао 1914 , стр. 127.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Британский музей; Анна Либера Даллапиккола (2010). Картины Южной Индии: Каталог коллекции Британского музея . Mapin Publishing Pvt Ltd., стр. 78, 117, 125. ISBN. 978-0-7141-2424-7 . Проверено 13 января 2013 г.
- ^ «Древняя Индия» . www.art-and-archaeology.com . Архивировано из оригинала 23 января 2012 года . Проверено 13 января 2013 г.
- ^ Кришна 2009 , с. 35.
- ^ Рой 2002 , стр. 79–80.
- ^ Рой 2002 , стр. 80–2.
- ^ Рой 2002 , с. 82.
- ^ Рой 2002 , стр. 83–4.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кришна п. 36
- ^ Шастри и Тагаре 1999 , стр. 820.
- ^ Шастри, Бхатт и Гангадхаран 1998 , стр. 116, 172.
- ^ Шах 1990 , с. 118.
- ^ Брахма Пурана 1955 , стр. 336, 395, 447, 763, 970.
- ^ Гаруда Пурана 2002 , с. 59.
- ^ Сканда Пурана 2003a , стр. 253.
- ^ «Матья Джаянти 2021: Дата, время, значение, пуджа, пост» . Индия сегодня . 15 апреля 2021 года. Архивировано из оригинала 5 июня 2021 года . Проверено 5 июня 2021 г.
- ^ Капур, Нандини Синха (2000). «Реконструкция идентичности и позиционирование себя в истории: предварительная заметка о минах из Джайпура». Индийский исторический обзор . 27 (1): 29–43. дои : 10.1177/037698360002700103 . S2CID 141602938 .
все сообщество заявляет о своем происхождении от матсья (рыбы) воплощения Вишну.
- ^ «Минеш Джаянти: Сообщество Мины прославило Господа Минеша Джаянти» . Дайник Бхаскар . 15 апреля 2021 года. Архивировано из оригинала 5 июня 2021 года . Проверено 5 июня 2021 г.
- ^ «Сообщество Мины устроило грандиозное шествие в честь Минеш Джаянти» . Патрика Новости (на хинди). 8 апреля 2019 года. Архивировано из оригинала 5 июня 2021 года . Проверено 5 июня 2021 г.
- ^ Вараха Пурана 1960 , стр. 118–23.
- ^ Сканда Пурана 1998a , стр. 253–6.
- ^ Старза, ОМ (1993). Храм Джаганнатхи в Пури: его архитектура, искусство и культ . БРИЛЛ. п. 11. ISBN 978-90-04-09673-8 .
- ^ «Маченараянская ярмарка в этом году перенесена из-за COVID-19» . ГоракхаПатра . 11 сентября 2020 года. Архивировано из оригинала 17 сентября 2021 года . Проверено 26 сентября 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Айянгар, Нараян (1901). Очерки индоарийской мифологии . Мадрас : Аддисон и компания.
- Боннефуа, Ив (1993). Азиатские мифологии . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-06456-7 .
- Dikshitar, V. R. Ramachandra (1935). Matsya Purana a study .
- Рой, Дж. (2002). Теория Аватара и Божественности Чайтаньи . Атлантика. ISBN 978-81-269-0169-2 .
- Кришна, Нандита (2009). Книга Вишну . Книги Пингвинов Индия. ISBN 978-0-14-306762-7 .
- Рао, Т. А. Гопинатха (1914). Элементы индуистской иконографии . Том. 1: Часть I. Мадрас: Юридическая типография.
- Джордж М. Уильямс (2008). Справочник по индуистской мифологии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-533261-2 .
- Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: обширный словарь с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Издательство Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-0-8426-0822-0 .
- Шах, Приябала (1990). Шри Вишнудхармоттара . Книжная компания «Новый порядок».
- Х. Х. Уилсон (1911). Пураны . п. 84.
- Шастри, Дж.Л.; Тагаре, Г.В. (1999) [1950]. Бхагавата Пурана . Мотилал Банарсидас.
- Шастри, Дж.Л.; Бхатт, врач общей практики; Гангадхаран, Н. (1998) [1954]. Агни Пурана . Мотилал Банарсидасс Паблишерс Пвт. ООО
- Уилсон, HH (Гораций Хейман) (1862). Вишну-пурана: система индуистской мифологии и традиции . Работы покойного Горация Хеймана Уилсона. Том. VI. Библиотека Принстонской духовной семинарии. Лондон: Трюбнер.
- Уилсон, HH (Гораций Хейман) (1862a). Вишну-пурана: система индуистской мифологии и традиции . Работы покойного Горация Хеймана Уилсона. Том. VII. Библиотека Принстонской духовной семинарии. Лондон: Трюбнер.
- Брахма Пурана . Коллекция репрезентативных работ ЮНЕСКО - Индийская серия. Мотилал Банарсидасс. 1955.
- Нагар, Шанти Лал (2005). Брахмавайварта Пурана . Публикации Паримала.
- Гаруда Пурана . Том. 1. Мотилал Банарсидас. 2002 [1957].
- Гаруда Пурана . Том. 3. Мотилал Банарсидас. 2002 [1957].
- Шастри, Дж.Л. (1990) [1951]. Линга Пурана . Том. 2. Мотилал Банарсидасс Паблишерс Пвт. ООО
- Нарада Пурана . Том. 4. Мотилал Банарсидас. 1997 [1952].
- Нарада Пурана . Том. 5. Мотилал Банарсидас. 1952.
- Вараха Пурана . Коллекция репрезентативных работ ЮНЕСКО - Индийская серия. Том. 1. Мотилал Банарсидас. 1960.
- Шастри, Дж.Л. (2000) [1950]. Шива Пурана . Том. 2. Мотилал Банарсидас.
- Падма Пурана . Том. 8. Мотилал Банарсидас. 1956.
- Падма Пурана . Том. 9. Мотилал Банарсидас. 1956.
- Сканда Пурана . Том. 5. Мотилал Банарсидас. 1998 [1951].
- Сканда Пурана . Том. 6. Мотилал Банарсидас. 1998 [1951].
- Сканда Пурана . Том. 15. Мотилал Банарсидас. 2003 [1957].
- Сканда Пурана . Том. 12. Мотилал Банарсидас. 2003 [1955].
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Матсьей, на Викискладе?