Специальный Генезис
Эриду Бытие , также называемый шумерским мифом о сотворении мира , шумерской историей о потопе и шумерским мифом о потопе , [1] [2] предлагает описание истории о том, как человечество было создано богами, как королевская власть вошла в человеческую цивилизацию, обстоятельства, приведшие к возникновению первых городов, и всемирного потопа . [3]
Другие шумерские мифы о сотворении мира включают Цилиндр Бартона , Дебаты между овцами и зерном и Дебаты между зимой и летом , также найденные в Ниппуре. [4] Связанные с этим мифы о потопе встречаются в « Эпосе о Гильгамеше» и повествовании о сотворении мира в книге Бытия . [5]
Фрагменты
[ редактировать ]Повесть известна по трем фрагментам, представляющим разные варианты повествования. Одна из них представляет собой табличку, найденную в древнем шумерском городе, известном как Ниппур . Эта табличка была обнаружена во время экспедиции в Пенсильванского университета 1893 году, а история создания была признана Арно Пебелем в 1912 году. Она написана на шумерском языке и датирована примерно 1600 годом до нашей эры. [1] Второй фрагмент — из Ура , также написан на шумерском языке и относится к тому же периоду времени. Третий представляет собой двуязычный шумеро- аккадский фрагмент из библиотеки Ашшурбанипала ок. 600 [6]
В 2018 году был опубликован новый фрагмент истории Эриду Генезис. [7]
Краткое содержание
[ редактировать ]Первые 36 строк основной таблички из Ниппура утеряны, хотя можно предположить, что в них обсуждалось сотворение человека и животных и, вероятно, говорилось о распутном существовании человечества до цивилизации (на что указывает фрагмент из Ура). . Сохранившаяся часть начинается с монолога Нинтур , богини, породившей человечество, где она призывает людей отказаться от бродячего существования в качестве кочевников, чтобы они построили города, храмы и стали одновременно оседлыми и цивилизованными. [8] После монолога есть еще один недостающий раздел, который возобновляется только после еще 36 строк, и на данный момент люди все еще находятся в кочевом состоянии; в недостающем разделе, возможно, говорилось о первоначальной неудачной попытке людей создать цивилизацию. [9] Когда текст возобновляется, Нинтур все еще планирует предоставить людям королевскую власть и организацию. Затем называются первые города (начиная с Эриду, руководство которым Нинтур поставила под Нудиммуда), затем Бадтибира, Ларак, Сиппар и, наконец, Шуруппак. Города были созданы как распределительные (а не монетарные) экономики. Продолжается еще одна лакуна (недостающий раздел) из 34 строк. Фрагмент из библиотеки Ашшурбанипала, а также независимые свидетельства из Списка шумерских царей позволяют предположить, что этот раздел включал названия большего количества городов и их правителей. [10] Далее происходит утверждение о том, что люди начали издавать звуки, которые раздражали богов: Энлиль, в частности, был совершенно неспособен спать из-за человечества и принял радикальное решение справиться с этим, уничтожив человечество потопом. Бог Энки сообщает об этом решении одному человеку, Зиусудре (вероятно, жрецу) и советует ему построить лодку, чтобы спасти и себя, и по паре каждого живого существа. Зиусудра строит лодку, садится в нее со своей семьей и животными, и боги вызывают потоп, хотя точная формулировка неясна, поскольку в этом разделе появляется еще один пробел. Человечество и остальная жизнь выживают, и текст снова обрывается. [11]
Миф о потопе
[ редактировать ]В Эриду Генезис
[ редактировать ]Перед пропавшим участком боги решили наслать потоп, чтобы уничтожить человечество. Энки , бог подземного моря пресной воды и эквивалент вавилонского Эа, предупреждает Зиусудру , правителя Шуруппака , построить большую лодку, хотя указания для лодки также утеряны.
При возобновлении работы планшета он описывает флуд. Семь дней и ночей бушует ужасная буря. «Огромную лодку швыряло в великие воды». Затем появляется Уту (Солнце), и Зиусудра открывает окно, падает ниц и приносит в жертву быка и овцу.
После очередного перерыва текст возобновляется: потоп, очевидно, закончился, и Зиусудра простирается ниц перед Аном (Небом) и Энлилем (Господом Дыханием), которые дают ему «вечное дыхание» за «сохранение животных и семени человечества». Остальное потеряно. [12]
В «Эпосе о Зиусудре» в строках 258–261 добавлен элемент, которого нет в других версиях, а именно, что после разлива реки [13] «Царь Зиусудра... они поселили землю страны Дильмун , место, где восходит солнце». В этой версии истории лодка Зиусудры плывет по реке Евфрат в Персидский залив (а не поднимается на гору или вверх по течению к Кишу). [14] Шумерское слово KUR в строке 140 мифа о потопе о Гильгамеше интерпретировалось как «гора» на аккадском языке, хотя на шумерском языке KUR означает «гора», но также и «земля», особенно чужая страна, а также «Подземный мир».
Исторический контекст
[ редактировать ]Некоторые современные ученые полагают, что история шумерского потопа соответствует локализованному разливу реки в Шуруппаке (современный Телль-Фара, Ирак ) и различных других городах на севере, вплоть до Киша, о чем свидетельствует слой речных отложений, датированный радиоуглеродом ок. 2900 г. до н. э., что прерывает непрерывность заселения. Полихромная керамика периода Джемдет Наср (ок. 3000–2900 до н.э.) была обнаружена непосредственно под слоем затопления Шуруппак. Ни один из додинастических допотопных правителей не был подтвержден как исторический с помощью археологических раскопок , эпиграфических надписей или иным образом, но шумеры утверждали, что они жили в мифическую эпоху до Великого потопа. [15]
См. также
[ редактировать ]- Атра-Хасис
- Миф о сотворении мира
- Потоп (мифология)
- Энума Элиш
- Эпос о Гильгамеше
- Миф о потопе Гильгамеша
- Месопотамская мифология
- Песня мотыги
- шумерская литература
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Якобсен 1994 , стр. 129.
- ^ Марк 2020 .
- ^ Якобсен 1981 , стр. 513.
- ^ Василевская 2000 , стр. 146.
- ^ «Эриду Генезис» . Энциклопедия всемирной истории .
- ^ Якобсен 1984 , стр. 513–514.
- ^ Петерсон 2018 .
- ^ Якобсен 1984 , стр. 514–516.
- ^ Якобсен 1984 , стр. 517.
- ^ Якобсен 1984 , стр. 517–521.
- ^ Якобсен 1984 , стр. 521–525.
- ^ Блэк, Дж. А., Каннингем, Г., Флакигер-Хокер, Э., Робсон, Э. и Золёми, Г. (1998) Корпус электронных текстов шумерской литературы . Оксфорд.
- ^ Ламберт и Миллард 1999 , с. 97.
- ^ Бест 1999 , с. 30–31.
- ^ Кроуфорд 2004 .
Источники
[ редактировать ]- Бест, Роберт М. (1999). Ноев ковчег и эпос о Зиусудре: шумерские истоки мифа о Потопе . Айзенбрауны. ISBN 978-0-9667840-1-5 .
- Чен, Ю.С. (2013). Первобытный Потоп: истоки и раннее развитие в месопотамских традициях . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-166375-8 .
- Кроуфорд, Харриет Э.В. (2004). Шумер и шумеры . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-53338-6 .
- Якобсен, Торкильд (1981). «Генезис Эриду» . Журнал библейской литературы . 100 (4): 513–529. дои : 10.2307/3266116 . JSTOR 3266116 .
- Якобсен, Торкильд (1994). «Происхождение Эриду». В Гессе, Ричард; Цумара, Дэвид Тошио (ред.). Я изучал надписи допотопного периода: древние ближневосточные, литературные и лингвистические подходы к Бытие 1–11 . Айзенбрауны. стр. 129–142.
- Крамер, Сэмюэл Ной (1967). «Размышления о Месопотамском потопе: клинописные данные новые и старые» . Экспедиция . 9 (4): 12. ПроКвест 1311771373 .
- Ламберт, В.Г.; Миллард, Арканзас (1999). Атра-Хасис: Вавилонская история Потопа . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-039-2 .
- Марк, Джошуа Дж. (2020). «Эриду Генезис» . Энциклопедия всемирной истории .
- Петерсон, Иеремия (2018). «Божественное назначение первого допотопного царя: недавно обнаруженный контент из урской версии шумерской истории о потопе» . Журнал клинописных исследований . 70 (1). Издательство Чикагского университета: 37–51. дои : 10.5615/jcunestud.70.2018.0037 . ISSN 0022-0256 . S2CID 165830377 .
- Василевска, Ева (2000). Истории сотворения Ближнего Востока . Издательство Джессики Кингсли. ISBN 978-1-85302-681-2 .