Дилмун
![]() | |
Расположение | Восточная Аравия |
---|---|
Область | Северная провинция |
Тип | Древний |
Часть | Восточная Аравия |
История | |
Основан | в. конец 4 тысячелетия до н.э. [1] |
Заброшенный | в. 538 г. до н.э. [2] |
Периоды | Бронзовый век |
Дильмун , или Тельмун , [3] ( шумерский : , [4] [5] позже 𒉌𒌇(𒆠), DAY.TUK к = дилмун к ; Арабский : دلمون ) — древняя восточно-семитскоязычная цивилизация в Восточной Аравии, упоминаемая с 3-го тысячелетия до нашей эры. [6] [7] Судя по контекстуальным данным, он располагался в Персидском заливе , на торговом пути между Месопотамией и цивилизацией долины Инда , недалеко от моря и артезианских источников . [1] [8] Дильмун охватил Бахрейн , [9] Кувейт , [10] [11] [12] и восточная Саудовская Аравия . [13] Именно эта область, безусловно, подразумевается под упоминанием «Дилмуна» среди земель, завоеванных королем Саргоном II и его потомками.
Великие коммерческие и торговые связи между Месопотамией и Дилмуном были сильными и глубокими до такой степени, что Дилмун стал центральной фигурой шумерского мифа о сотворении мира. [14] Дильмун описывался в саге об Энки и Нинхурсаг как существовавший ранее в райском состоянии, где хищники не убивают, боль и болезни отсутствуют, а люди не стареют. [14]
Дильмун был важным торговым центром. На пике своего могущества он контролировал торговые пути Персидского залива. [1] Согласно некоторым современным теориям, шумеры считали Дильмун священным местом. [15] но об этом никогда не говорится ни в одном известном древнем тексте. Дильмун упоминался месопотамцами как торговый партнер, источник меди и торговый перевалочный пункт .
Шумерская сказка о райском саду Дильмуна, возможно, послужила источником вдохновения для создания истории об Эдемском саду . [16] [17] [18]
История
[ редактировать ]
Дилмун был важным торговым центром с конца четвертого тысячелетия до 800 г. до н.э. [1] На пике своего могущества Дильмун контролировал торговые пути Персидского залива . [1] Дилмун был очень процветающим в течение первых 300 лет второго тысячелетия до нашей эры. [24] Дильмун был завоеван Среднеассирийской империей (1365–1050 гг. до н. э.). коммерческая мощь начала приходить в упадок между 1000 и 800 годами до нашей эры, поскольку пиратство в Персидском заливе процветало . В 8-м и 7-м веках до н. э. Нео-Ассирийская империя (911–605 до н. э.) завоевала Дильмун, а в 6-м веке до н. э. Нововавилонская империя , а позже Империя Ахеменидов управляла Дильмуном.
Цивилизация Дильмун была центром коммерческой деятельности, связывавшей традиционное сельское хозяйство этой земли – тогда чрезвычайно плодородной благодаря артезианским колодцам, которые с тех пор высохли, а также из-за гораздо более влажного климата – с морской торговлей между различными регионами, такими как долина Инда и Месопотамия в его ранней стадии, а затем между Китаем и Средиземноморьем. [7] Цивилизация Дильмун впервые упоминается на шумерских клинописных глиняных табличках, датированных концом третьего тысячелетия до нашей эры, найденных в храме богини Инанны , в городе Урук . Прилагательное Дилмун используется для описания типа топора и одного конкретного чиновника; кроме того, имеются списки пайков шерсти, выдаваемых людям, связанным с Дильмуном. [25]
Одна из самых ранних надписей, упоминающих Дилмуна, - это надпись царя Ур-Нанше из Лагаша (ок. 2300 г. до н.э.), найденная в дверной розетке: «Корабли Дилмуна привозили ему древесину в качестве дани из чужих земель». [26]
Королевство Дилмун
[ редактировать ]
Примерно с 2050 г. до н.э. Дилмун, похоже, пережил период своего расцвета. Калат аль-Бахрейн, скорее всего, был столицей Дильмуна. Из текстов, найденных в Исине , становится ясно, что Дильмун стал независимым королевством, свободным от месопотамского владычества; упоминаются королевские дары Дильмуну. контакты с аморейским государством Мари в северном Леванте Засвидетельствованы . Примерно в это время были возведены крупнейшие царские курганы. [27] Примерно с 1780 г. до н. э. появилось несколько надписей на аккадском языке на каменных сосудах с именами двух царей Дилмуна, царя Ягли-Эля (и аморитского имени) и его отца Римума . Надписи были найдены в огромных курганах, очевидно, в местах захоронения этих царей. Римум уже был известен археологам по камню Дюранда , обнаруженному в 1879 году. [28]
Примерно с 1720 г. до н.э. заметен упадок. Многие поселения перестали использоваться, и строительство царских курганов прекратилось. Храм Варваров превратился в руины. [29] Примерно с 1650 г. до н. э. наступает период «восстановления». Были построены новые царские курганы; в Калат-эль-Бахрейне есть свидетельства увеличения строительной активности. [27] К этому периоду относится еще одна надпись на печати, найденной в Файлаке и сохраняющей имя царя. В коротком тексте говорится: [Ла]у-ла Панипа, дочь Суму-леля , слуга Инзака из Акарума . Суму-лел, очевидно, был третьим королем Дилмуна примерно в этот период. Слуга Инзака из Акарума — королевский титул в Дилмуне. Имена этих более поздних правителей аморитские . [30]
Дилмун под иностранным правлением
[ редактировать ]
Похоже, что, по крайней мере, с 1500 г. до н.э. Дилмун находился под властью аккадскоязычной месопотамской династии Силенд . Король династии Силендов Эа-Гамиль упоминается в тексте, найденном в Калат-эль-Бахрейне. Эа-Гамиль был последним правителем династии Силендов. После его правления Дилмун перешел под власть вавилонской касситской династии, поскольку они также захватили территорию династии Силенд. [31] Дилмун упоминается в двух письмах, датированных периодом правления Бурна-Буриаша II (ок. 1370 г. до н. э.), найденных в Ниппуре во времена касситской династии Вавилона. Эти письма были от провинциального чиновника по имени Или-иппашра из Дилмуна своему другу Энлиль-кидинни, губернатору Ниппура. Упомянутые имена - аккадские . Эти письма и другие документы намекают на административные отношения между Дильмуном и Вавилоном в то время. После распада касситской династии в 1595 г. до н. э. в месопотамских документах Дилмун не упоминается до тех пор, пока ассирийские надписи (датированные 1250–1050 гг. до н. э.) не провозгласили ассирийских царей правителями Дилмуна и Мелухи , а также Нижнего и Верхнего морей. . В ассирийских надписях записана дань Дильмуна.
Есть и другие ассирийские надписи первого тысячелетия до нашей эры, указывающие на владычество Ассирии над Дилмуном. [2] Одно из первых мест, обнаруженных в Бахрейне, предполагает, что Сеннахирим , царь Ассирии (707–681 до н.э.), напал на северо-восток Аравии и захватил бахрейнские острова. [32] Самое последнее упоминание о Дильмуне произошло во времена Нововавилонской империи; Нововавилонские административные записи, датированные 567 г. до н.э., утверждают, что Дилмун находился под контролем царя Вавилона. Название Дильмун вышло из употребления после падения Вавилона в 538 году до нашей эры, и этот район отныне определялся как Тилос в эллинистический период . [2]
Типы круглых штампованных (а не свернутых) печатей «Персидского залива», известные из Дильмуна, которые появляются в Лотале , Гуджарате , Индии и Файлаке (а также в Месопотамии), являются убедительным подтверждением морской торговли на дальние расстояния. В чем заключалась торговля, менее известно; древесина и ценные породы дерева, слоновая кость , лазурит , золото и предметы роскоши (такие как сердолик и глазурованные каменные бусы), жемчуг из Персидского залива, инкрустации из ракушек и костей были среди товаров, отправленных в Месопотамию в обмен на серебро , олово. , шерстяные ткани, оливковое масло и зерно.
Медные слитки из Омана и битум (которые естественным образом встречались в Месопотамии), возможно, обменивались на хлопчатобумажные ткани и домашнюю птицу , основные продукты региона Инда, которые не являются родными для Месопотамии. Экземпляры всех этих торговых товаров были найдены. О важности этой торговли свидетельствует тот факт, что меры веса и меры, использовавшиеся в Дильмуне, были фактически идентичны тем, которые использовались в Инде, а не теми, которые использовались в Южной Месопотамии.
Что касается добычи и выплавки меди, культуры Умм ан-Нар и Далма ( Объединенные Арабские Эмираты ) и Ибри (Оман). особое значение имели [33]
Некоторые суда Мелухана, возможно, ходили прямо в порты Месопотамии, но к периоду Исин-Ларса Дилмун монополизировал торговлю. По оценкам Национального музея Бахрейна , его «золотой век» длился ок. 2200–1600 до н.э. Находки руин в Персидском заливе могут быть связаны с Дильмуном. [34]
Люди, язык и религия
[ редактировать ]Население использовало клинопись для письма на аккадском языке. [35] и, подобно аккадцам , ассирийцам , вавилонянам и эблаитам Месопотамии центрально , считается, что он говорил на восточно-семитском языке, который был либо аккадским диалектом, либо близким к нему, а не -семитским языком, и большинство его известных правителей владели восточно-семитским языком. Семитские имена. [36] [37] Главного божества Дилмуна звали Инзак , а его супругу — Панипа. [38] Однако нет никаких признаков того, что в регионе произошла смена населения. [39]
Мифология
[ редактировать ]
В раннем эпосе «Энмеркар и Владыка Аратты » основные события, сосредоточенные на Энмеркаром строительстве зиккуратов в Уруке и Эриду , описываются как происходящие в то время, «еще до того, как Дилмун был заселен».
Дильмун, иногда описываемый как «место, где восходит солнце» и «Земля живых», является местом действия некоторых версий книги «Эриду Бытие» , а также местом, где обожествленный шумерский герой потопа Утнапиштим ( Зиусудра ) был взят богами, чтобы жить вечно. Торкильдом Якобсеном, В переводе «Эриду Бытие», сделанном она называется «Горой Дилмун» , которую он определяет как «далекое полумифическое место» . [40]
Дилмун также описан в эпической истории Энки и Нинхурсаг как место, где произошло Сотворение мира . [17] [41] Более поздняя вавилонская «Энума Элиш » говорит о месте творения как о месте, где смесь соленой воды, олицетворяемая Тиамат , встретилась и смешалась с пресной водой Абзу . Бахрейн по-арабски означает «воды-близнецы», где пресная вода Аравийского водоносного горизонта смешивается с солеными водами Персидского залива . Обещание Энки Нинхурсаг, Матери-Земле:
Для Дилмуна, земли сердца моей дамы, я создам длинные водные пути, реки и каналы, по которым вода будет течь, чтобы утолить жажду всех существ и принести изобилие всему живому.
Нинлиль , шумерская богиня воздуха и южного ветра, жила в Дилмуне. [ нужна ссылка ]
Однако также предполагается, что Гильгамешу пришлось пройти через гору Машу , чтобы достичь Дильмуна в « Эпосе о Гильгамеше» , который обычно отождествляется со всем параллельным Ливанским и Антиливанским хребтами, при этом узкий промежуток между этими горами образует туннель. . [42]
Расположение Дилмуна
[ редактировать ]
В 1987 году Тереза Ховард-Картер предположила, что Дилмун этой эпохи может быть до сих пор неопознанным теллом возле Арванд Руд (Шатт аль-Араб по-арабски) между современной Куаной и Басрой в современном Ираке. [43] В пользу предложения Говарда-Картера было отмечено, что эта территория действительно находится к востоку от Шумера («там, где восходит солнце»), а берег реки, где могли бы встретиться с девушками Дильмуна, совпадает с Шат-эль-Арабом , который находится среди болот. «Устье реки», где, как говорят, находился Дильмун, для нее является местом соединения Тигра и Евфрата у Курны. Ряд ученых предположили, что Дилмун первоначально обозначал восточную провинцию современной Саудовской Аравии , особенно связанную с крупными дилмунитскими поселениями Умм ан-Нусси и Умм ар-Рамад во внутренних районах и Тарут на побережье. [44]
По состоянию на 2022 год археологам не удалось обнаружить место, существовавшее в период с 3300 г. до н.э. (Урук IV) по 556 г. до н.э. (неовавилонская эра), когда Дилмун появляется в текстах. По словам Хойлунда, на побережье Персидского залива не существует поселений, датируемых 3300–2000 гг. До н.э.
Теория райского сада
[ редактировать ]В 1922 году Эдуард Глейзер предположил, что Эдемский сад находился в Восточной Аравии на территории цивилизации Дильмун. [45] Ученый Юрис Зариньш также считает, что Эдемский сад находился в Дильмуне в истоке Персидского залива (современный Кувейт ), где реки Тигр и Евфрат впадают в море, на основе его исследований в этой области с использованием информации из многих различных источников. источники, включая изображения Landsat из космоса. В этой теории библейский Гихон будет соответствовать Каруну в Иране, а река Пишон будет соответствовать речной системе Вади-эль-Батин, которая когда-то осушала ныне пересохшую, но когда-то довольно плодородную центральную часть Аравийского полуострова. [46]
Известные правители
[ редактировать ]Известны лишь несколько правителей королевства Дилмун: [47]
- Зиусудра (27 век до н.э.)
- Римун (ок. 1780 г. до н. э.)
- Ягли-Эл , сын Рима
- Суму-лель (ок. 1650 г. до н. э.)
- Усиананури, дедушка Убаллиссу-Мардука (точные даты неизвестны)
- Или-иппашра (современник Бурнабуриаша II и Куригалзу II )
- Работа (ок. 710 г. до н.э.)
- Сотня I (ок. 650 г. до н.э.)
- Кена (ок. 680–670 до н. э.)
- Хундару II (706–685 до н.э.)
См. также
[ редактировать ]- Национальный музей Бахрейна
- DHL International Aviation ME , грузовая авиакомпания, использующая «Дилмун» в качестве радиопозывного.
- Курганы Дилмун
- Герра
- Гильгамеш
- История Бахрейна
- История Кувейта
- Отношения Инда и Месопотамии
- Национальный музей Кувейта
- Урук
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Йеспер Эйдема, Флемминг Хойлунд (1993). «Торговля или дипломатия? Ассирия и Дильмун в восемнадцатом веке до нашей эры». Мировая археология . 24 (3): 441–448. дои : 10.1080/00438243.1993.9980218 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ларсон, Кертис Э. (1983). Жизнь и землепользование на островах Бахрейна: геоархеология древнего общества . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 50–51 . ISBN 978-0-226-46905-8 .
- ^ Первое представляет собой реконструированное шумерское произношение; последний является реконструированным семитским.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Транслитерация: «CDLI-Найденные тексты» . cdli.ucla.edu .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Похожий текст: «CDLI-Найденные тексты» . cdli.ucla.edu .
- ^ Смит, Сильвия (21 мая 2013 г.). «Раскопки в Бахрейне раскрывают одну из древнейших цивилизаций» . Новости Би-би-си . Би-би-си .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Калъат-эль-Бахрейн – древняя гавань и столица Дилмуна» . ЮНЕСКО . Проверено 17 августа 2011 г.
- ^ Гарриет Э. В. Кроуфорд (1998). «Дилмун и его соседи по заливу» . п. 9.
- ^ «Изобретение клинописи: письменность в Шумере» . Жан-Жак Гласснер . 1990. с. 7.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Археологические памятники Кувейта отражают историю и цивилизации человечества (2:50 – 3:02)» . Новости МВД .
- ^ Кальве, Ив (1989). «Файлака и северная часть Дильмуна» . Материалы семинара по арабистике . 19 :5–11. JSTOR 41223078 .
- ^ «Археология Кувейта» (PDF) . Кардиффский университет . стр. 5–427.
- ^ «Предыстория и протоистория Аравийского полуострова: Бахрейн» . М. А. Наим . 1990. с. 32.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Арабский мир: иллюстрированная история стр.4
- ^ Райс, Майкл (2004). Становление Египта: Истоки Древнего Египта 5000–2000 гг . до н.э. Рутледж. ISBN 978-1-134-49263-3 . , стр. 230
- ^ Эдвард Конклин. Возвращение в Эдемский сад . п. 10.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Крамер, Сэмюэл Ной (1961). Шумерская мифология: исследование духовных и литературных достижений в третьем тысячелетии до нашей эры: исправленное издание . Филадельфия, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского университета. стр. 54–59. ISBN 978-0-8122-1047-7 . Проверено 21 мая 2017 г.
- ^ Крамер, Сэмюэл Ной (1963). Шумеры: их история, культура и характер . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. стр. 145–150 . ISBN 978-0-226-45238-8 .
На самом деле есть основания полагать, что сама идея рая, сада богов зародилась у шумеров.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лувр Пуиссегюр, Патрик, изд. «Перфорированный рельеф короля Ур-Нанше». Лувр. Лувр. Веб. 13 марта 2013 г.
- ^ CDLI Wiki Оксфордского университета, 14 января 2010 г. Интернет. 13 марта 2013 г.
- ^ Финеган, Джек (2019). Археологическая история Древнего Ближнего Востока . Рутледж. п. 44. ИСБН 978-0-429-72638-5 .
- ^ «таблетка» . Британский музей .
- ^ Транскрипция: «CDLI-Архивный просмотр» . cdli.ucla.edu .
- ^ «Дилмун и его соседи по заливу» . Гарриет Э. У. Кроуфорд . 1998. с. 152.
- ^ Кроуфорд, Харриет Э.В. (1998). Дилмун и его соседи по Персидскому заливу . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 5. ISBN 978-0-521-58348-0 .
- ^ Сэмюэл Ной Крамер (1963). Шумеры: их история, культура и характер . п. 308.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Штеффен Терп Лаурсен (2017)ː Королевские курганы Аали в Бахрейне , Орхус, ISBN 978-87-93423-16-9 , стр. 381
- ^ Штеффен Терп Лаурсен: Короли Дилмуна, идентифицированные по имени ; [1] Короли Дилмуна названы по именам и объявлены на пресс-конференции, проведенной BACA.
- ^ Штеффен Терп Лаурсен (2017)ː Королевские курганы Аали в Бахрейне , Орхус, ISBN 978-87-93423-16-9 , стр. 388–390
- ^ Джанни Маркезиː Надписи из королевских курганов А'ало (Бахрейн) и связанные с ними тексты , вː Штеффен Терп Лаурсенː Королевские курганы А’али в Бахрейне , Орхус, 2017 г., ISBN 978-87-93423-16-9 , стр. 428–430
- ^ Штеффен Терп Лаурсен (2017)ː Королевские курганы Аали в Бахрейне , Орхус, ISBN 978-87-93423-16-9 , стр. 390
- ^ Моджтахед-Заде, Пируз (1999). Безопасность и территориальность в Персидском заливе: морская политическая география . Ричмонд, Суррей: Керзон. ISBN 978-0-7007-1098-0 .
- ^ «Создание Египта: Истоки Древнего Египта 5000–2000 гг. До н.э.» . Майкл Райс . 1991. с. 229.
- ^ Пейдж, Льюис. «Руины утраченной древней цивилизации лежат под заливом, — говорит ученый» . www.theregister.com .
- ^ Уильям Х. Стибинг-младший (2016). Древняя история и культура Ближнего Востока . п. 217. ИСБН 9781315511153 .
- ^ Жан Жак Гласснер (28 октября 2013 г.). «Дилмун, Маган и Мелухха» . В Джулиане Риде (ред.). Индийский океан в древности . п. 242. ИСБН 9781136155314 .
- ^ Серж Клезиу (1996). «Появление городов-оазисов в восточной и южной Аравии» . У Г. Афанасьева; С. Клезиу; Р. Лукач; М. Тоси (ред.). Предыстория Азии и Океании, Форли: Коллоквиумы XIII Международного конгресса доисторических и протоисторических наук . Том. 16. ABACO Edizioni, Форли. п. 157. ИСБН 978-88-86-71206-4 .
- ^ Жан Жак Гласснер (28 октября 2013 г.). «Дилмун, Маган и Мелухха» . В Джулиане Риде (ред.). Индийский океан в древности . п. 239. ИСБН 9781136155314 .
- ^ «Набор многоцепочечной мРНК-Seq KAPA (KK8420): de novo RNA-seq (цепочечная мРНК-Seq) из тотальной РНК, полученной из беспозвоночных (цепочечная мРНК-Seq)» . Био-протокол . 9 (17). 2019. doi : 10.21769/bioprotoc.1010557 . ISSN 2331-8325 . S2CID 239256795 .
- ^ Торкильд Якобсен (23 сентября 1997 г.). Арфы, которые когда-то: шумерская поэзия в переводе . Издательство Йельского университета. п. 150. ИСБН 978-0-300-07278-5 . Проверено 2 июля 2011 г.
- ^ Крамер, Сэмюэл Ной (1963). Шумеры: их история, культура и характер . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. стр. 145–150 . ISBN 978-0-226-45238-8 .
- ^ ПТХ Анвин; Тим Анвин (18 июня 1996 г.). Вино и виноградная лоза: историческая география виноградарства и винной торговли . Психология Пресс. стр. 80–. ISBN 978-0-415-14416-2 . Проверено 31 мая 2011 г.
- ^ Ховард-Картер, Тереза (1987). «Дилмун: в море или не в море? Обзорная статья». Журнал клинописных исследований . 39 (1): 54–117. дои : 10.2307/1359986 . JSTOR 1359986 . S2CID 163963264 .
- ^ Дороги Аравии стр.180
- ^ У. Ф. Олбрайт (октябрь 1922 г.). «Местоположение Эдемского сада». Американский журнал семитских языков и литератур . 39 (1): 15–31. дои : 10.1086/369964 . JSTOR 528684 . S2CID 170465632 .
- ^ Хэмблин, Дора Джейн (май 1987 г.). «Найден ли наконец райский сад?» (PDF) . Смитсоновский журнал . 18 (2). Архивировано из оригинала (PDF) 9 января 2014 года . Проверено 8 января 2014 г.
- ^ Легрен, 1922; Кэмерон, 1936 год; Кембриджская история Ирана; Хинц, 1972 г.; Кембриджская древняя история; Маджидзаде, 1991 год; Маджидзаде, 1997.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Долина Инда - месопотамская торговля, проходящая через Дилмун.
- Руины затерянной древней цивилизации лежат под заливом, говорит Боффин
- Зал Дилмуна Национального музея Бахрейна
- Объект Дилмун Аль-Хидр, остров Файлака, Государство Кувейт
- Греческие надписи, найденные на Бахрейне (pdf-файл)
- Подтверждена теория календаря Дилмуна, Gulf Daily News, 11 июля 2006 г.