Утнапиштим

Ута-напиштим («он обрел жизнь» по-аккадски : 𒌓𒍣 ) был легендарным царем древнего города Шуруппак на юге Ирака, который, согласно нескольким сохранившимся повествованиям, пережил Потоп , построив лодку.
В разных традициях его называют разными именами: Зиусудра («Жизнь долгих дней», переведено Ксисутрос, Ξίσουθρος у Бероса ) в самых ранних шумерских версиях, позже Шуруппак (по имени его города), Атра-хасис («чрезвычайно мудрый»). в самых ранних аккадских источниках и Ута-напиштим («он обрел жизнь») в более поздних аккадских источниках, таких как « Эпос о Гильгамеше » . [ 1 ] Его отцом был царь Убар-Туту («Друг бога Туту»).
Ута-напиштим — восьмой из допотопных царей в месопотамской легенде, точно так же, как Ной — восьмой от Еноха в Бытии. [ 1 ] Он жил около 2900 г. до н.э., что соответствует месту наводнения в Шуруппаке между уровнями Джемдет-Наср и раннединастическим уровнем. [ 1 ]
В месопотамских повествованиях он — Герой Потопа, которому бог Энки ( аккадский Эа ) поручил создать гигантский корабль, который будет называться «Хранитель жизни», в рамках подготовки к гигантскому потопу, который уничтожит все живое. Персонаж появляется в Таблице XI Стандартного вавилонского эпоса о Гильгамеше , в кульминации поисков бессмертия Гильгамеша. [ 2 ] История Ута-напиштима вызвала научные сравнения из-за сходства между ней и сюжетными линиями о Ное в Библии. [ 2 ]
История
[ редактировать ]поручает Ута-напиштиму Бог Энки отказаться от своих мирских владений и создать гигантский корабль, который будет называться « Хранитель жизни» . В Эрре и Ишуме , [ 3 ] Говорят, что Мардук был виновником потопа и семи мудрецов .
Хранитель Жизни был сделан из цельного дерева лучи Шамаша , чтобы не проникали (солнца), и имел равные размеры по длине и ширине. Чертеж корабля предположительно был начерчен на земле Энки, а каркас ковчега, изготовленный за пять дней, имел длину, ширину и высоту 200 футов, а площадь пола - один акр. [ 4 ] Внутри ковчега было семь этажей, каждый этаж был разделен на 9 секций, и ковчег был полностью завершен на седьмой день. Вход на корабль был запечатан, как только все поднялись на борт.
Ему также было поручено привести с собой жену, семью и родственников, а также мастеров своей деревни , детенышей животных и зерно . [ 4 ] Надвигающееся наводнение уничтожит всех животных и людей, не находящихся на корабле. После двенадцати дней пребывания на воде Ута-напиштим открыл люк своего корабля, чтобы осмотреться, и увидел склоны горы Нисир , где он остановил свой корабль на семь дней. На седьмой день он послал голубя посмотреть, не отступила ли вода, но голубь не нашел ничего, кроме воды, и вернулся. Затем он выпустил ласточку , и она, как и раньше, вернулась, ничего не найдя. Наконец Ута-напиштим выпустил ворона , и ворон увидел, что воды отступили, поэтому сделал круг, но не вернулся. Затем Ута-напиштим освободил всех животных и принес жертву богам.
Пришли боги, и поскольку он сохранил человеческое семя, оставаясь при этом верным и доверяя своим богам, Ута-напишти и его жена получили бессмертие, а также место среди небесных богов. Энки (Эа) также утверждает, что он не рассказал «Атрахасису» (видимо, имея в виду Ута-напиштим) о потопе, а лишь заставил явиться ему сон. [ 5 ]
Роль в эпопее
[ редактировать ]В эпосе, охваченный смертью своего друга Энкиду , герой Гильгамеш [ 6 ] отправляется в серию путешествий на поиски своего предка Утнапиштима (Ксисутроса), который живет в устье рек и получил вечную жизнь.
Ута-напиштим советует Гильгамешу отказаться от поисков бессмертия, но дает ему испытание бросить вызов сну, если он хочет обрести бессмертие. Гильгамешу не удалось бросить вызов сну на испытании, и затем Ута-напиштим рассказывает ему о растении, которое может снова сделать его молодым. Гильгамеш достает растение со дна моря в Дильмуне (часто считается современным Кувейтом ), но его крадет змей, и Гильгамеш возвращается домой. [ 7 ] в город Урук , оставив надежду ни на бессмертие, ни на возобновление молодости.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Уильям В. Халло и Уильям Келли Симпсон (1971). Древний Ближний Восток: История .
- ^ Jump up to: а б Джордж, Эндрю (2003). Вавилонский эпос о Гильгамеше, том 1 . Издательство Оксфордского университета. стр. 70, 152–155. ISBN 9780199278411 .
- ^ «Эрра и Ишум — www.GatewaysToBabylon.com» . www.gatewaystobabylon.com . Проверено 18 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Розенберг, Донна (1994). Мировая мифология: Антология великих мифов и эпосов . Линкольнвуд, Чикаго: Национальная компания по производству учебников. стр. 196–200. ISBN 0-8442-5765-6 .
- ^ Гарднер, Джон; Майер, Джон (1984). Греха-левого сна. Гильгамеш: перевод версии Нью-Йорк, Нью-Йорк: Random House, Inc. п. 240. ИСБН 0-394-74089-0 .
- ^ Эпос о Гильгамеше | Tales of Earth , 15 апреля 2019 г. , получено 1 марта 2020 г.
- ^ «Что Гильгамеш получает в «Эпосе о Гильгамеше» от своих эпических поисков? Изменяет ли это его?» . электронные заметки . Архивировано из оригинала 01 марта 2020 г. Проверено 01 марта 2020 г.