Бык Небес

В древней месопотамской мифологии Небесный Бык — мифический зверь, с которым сражался герой Гильгамеш . История Небесного Быка известна из двух разных версий: одна записана в более ранней шумерской поэме и более поздний эпизод в стандартном вавилонском (литературном диалекте аккадского ) эпосе о Гильгамеше . В шумерской поэме богиня Инанна посылает Быка атаковать Гильгамеша по неясным причинам.
Более полный аккадский отчет взят из Таблицы VI « Эпоса о Гильгамеше» , в которой Гильгамеш отказывается от сексуальных домогательств богини Иштар, восточно-семитского эквивалента Инанны, что побуждает разъяренную Иштар потребовать Небесного Быка у своего отца Ану , поэтому что она может послать его атаковать Гильгамеша в Уруке . Ану дает ей Быка, и она посылает его атаковать Гильгамеша и его товарища, героя Энкиду , которые вместе убивают Быка.
Победив Быка, Энкиду швыряет правое бедро Быка в Иштар, насмехаясь над ней. Убийство Быка приводит к тому, что боги приговаривают Энкиду к смерти, событие, которое катализирует страх Гильгамеша за свою собственную смерть, что определяет оставшуюся часть эпоса. Быка отождествляли с созвездием Тельца , и миф о его убийстве, возможно, имел астрономическое значение для древних жителей Месопотамии. Некоторые аспекты этой истории сравнивались с более поздними сказками древнего Ближнего Востока, включая легенды из Угарита , рассказ об Иосифе в Книге Бытия и части древнегреческого эпоса « Илиада» и « Одиссея» .
Мифология
[ редактировать ]Гильгамеш и Небесный Бык
[ редактировать ]В шумерской поэме «Гильгамеш и Небесный Бык » Гильгамеш и Энкиду убивают Небесного Быка, посланного атаковать их богиней Инанной , шумерским эквивалентом Иштар. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Сюжет этой поэмы существенно отличается от соответствующей сцены в позднем аккадском эпосе о Гильгамеше . [ 7 ] В шумерской поэме Инанна, похоже, не просит Гильгамеша стать ее супругом, как она это делает в более позднем аккадском эпосе. [ 5 ] Более того, в то время как она вынуждает своего отца Ана дать ей Небесного Быка, вместо того, чтобы угрожать воскрешать мертвых, чтобы съесть живых, как она это делает в более позднем эпосе, она просто угрожает издать «крик», который достигнет земля. [ 7 ]
Эпос о Гильгамеше
[ редактировать ]В Таблице VI стандартного аккадского эпоса о Гильгамеше после того, как Гильгамеш отвергает ее сексуальные домогательства, Иштар попадает на Небеса , где жалуется своей матери Анту и отцу Ану . [ 8 ] Она требует, чтобы Ану дал ей Небесного Быка. [ 9 ] [ 10 ] и угрожает, что, если он откажется, она разобьет врата Подземного мира и поднимет мертвых, чтобы они съели живых. [ 11 ] Ану сначала возражает против требования Иштар, настаивая на том, что Небесный Бык настолько разрушительен, что его освобождение приведет к семи годам голода. [ 11 ] [ 10 ] Иштар заявляет, что она запасла достаточно зерна для всех людей и всех животных на следующие семь лет. [ 11 ] [ 10 ] В конце концов, Ану неохотно соглашается отдать его Иштар, после чего она обрушивает его на мир, вызывая массовые разрушения. [ 9 ] [ 11 ]
Первое дыхание Быка проделывает дыру в земле, в которую падает сотня человек, а второе дыхание создает еще одну дыру, в которой попадают еще двести человек. [ 11 ] Гильгамеш и Энкиду работают вместе, чтобы убить Быка; [ 9 ] [ 11 ] [ 10 ] Энкиду идет позади Быка и тянет его за хвост. [ 11 ] в то время как Гильгамеш вонзает свой меч в шею Быка, убивая его. [ 11 ] Гильгамеш и Энкиду предлагают сердце Быка богу солнца Шамашу . [ 12 ] [ 13 ] Пока Гильгамеш и Энкиду отдыхают, Иштар встает на стены Урука и проклинает Гильгамеша. [ 12 ] [ 14 ] [ 15 ] Энкиду отрывает правое бедро Быка и бросает его в лицо Иштар. [ 12 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 10 ]
Иштар созывает «извитых куртизанок, проституток и блудниц». [ 12 ] и приказывает им оплакивать Небесного Быка. [ 12 ] [ 14 ] Тем временем Гильгамеш празднует поражение Небесного Быка. [ 16 ] [ 14 ] Табличка VII начинается с того, что Энкиду рассказывает сон, в котором он видел, как Ану, Эа и Шамаш заявили, что либо Гильгамеш, либо Энкиду должны умереть в наказание за убийство Небесного Быка. [ 2 ] Они выбирают Энкиду, который вскоре заболевает, [ 2 ] и умирает после сна о подземном мире. [ 2 ] Табличка VIII описывает безутешное горе Гильгамеша из-за смерти его друга. [ 2 ] [ 17 ] и подробности похорон Энкиду. [ 2 ] Смерть Энкиду становится катализатором страха Гильгамеша перед собственной смертью, которая находится в центре внимания оставшейся части эпоса. [ 18 ]
Символизм и изображение
[ редактировать ]
Многочисленные изображения убийства Небесного Быка встречаются в дошедших до нас произведениях древнего месопотамского искусства. [ 10 ] Изображения особенно распространены на цилиндрических печатях Аккадской империи ( ок. 2334 – 2154 гг. до н.э.). [ 10 ] Они показывают, что Бык явно представлялся как бык аномально большого размера и свирепости. Однако неясно, что именно представляет собой Небесный Бык. Ассирологи Джереми Блэк и Энтони Грин отмечают, что Небесный Бык отождествляется с созвездием Тельца. [ 9 ] и утверждают, что причина, по которой Энкиду швыряет бедро быка в Иштар в « Эпосе о Гильгамеше» после победы над ним, может быть попыткой объяснить, почему созвездию, похоже, не хватает задней части. [ 9 ]
Гордон и Рендсбург отмечают, что идея бросить в кого-то бычью ногу «как ужасное оскорбление» засвидетельствована на обширной географической территории древнего Ближнего Востока. [ 10 ] и что оно повторяется в «Одиссее» , древнегреческой эпической поэме. [ 10 ] Некоторые учёные считают Небесного Быка той же фигурой, что и Гугаланна , муж Эрешкигаль, упомянутый Инанной в «Сошествии Инанны в подземный мир» . [ 19 ]
Влияние на более поздние истории
[ редактировать ]
Сайрус Х. Гордон и Гэри А. Рендсбург отмечают, что ближневосточный мотив семи лет голода после смерти героя засвидетельствован в угаритском мифе о смерти Ахата. [ 10 ] и что тема того, как кто-то предсказал семь лет голода заранее и запасал запасы, также встречается в еврейской истории об Иосифе из Книги Бытия , [ 10 ] и стихах 47-48 суры Юсуф Корана . в [ 20 ]
По мнению немецкого ученого-классика Вальтера Буркерта , сцена, в которой Иштар предстает перед Ану, чтобы потребовать Небесного Быка после того, как Гильгамеш отверг ее, прямо параллельна сцене из пятой книги « Илиады» . [ 8 ] В «Эпосе о Гильгамеше» Иштар жалуется своей матери Анту , но Ану мягко упрекает ее. [ 8 ] В сцене из « Илиады » Афродита , позднее греческое развитие Иштар, ранена греческим героем Диомедом при попытке спасти своего сына Энея . [ 21 ] Она бежит на гору Олимп , где взывает к своей матери Дионе , подвергается насмешкам со стороны сестры Афины и мягко упрекает своего отца Зевса . [ 21 ] Значима не только повествовательная параллель, [ 21 ] но так же и тот факт, что имя Дионы является феминизацией имени Зевса, точно так же, как Анту является женской формой Ану . [ 21 ] Диона не появляется в остальной части «Илиады» , в которой супругой Зевса является богиня Гера . [ 21 ] Таким образом, Буркерт заключает, что Диона — это калька Анту. [ 21 ]
Британский ученый-классик Грэм Андерсон отмечает, что в «Одиссее » люди Одиссея убивают священный скот Гелиоса и по этой причине приговариваются богами к смерти, во многом подобно Энкиду в « Эпосе о Гильгамеше» . [ 22 ] М. Л. Уэст утверждает, что сходство лежит глубже, чем просто тот факт, что в обоих случаях убитые существа — это крупный рогатый скот, не подверженный естественной смерти. [ 23 ] В обоих случаях человек или лица, приговоренные к смерти, являются спутниками героя, смерть или смерть которого вынуждают героя продолжать свое путешествие в одиночку. [ 23 ] Он также отмечает, что в обоих случаях эпос описывает дискуссию между богами о том, должен ли умереть виновный. [ 23 ] и что угроза Гелиоса Зевсу, если он не отомстит за убийство своего скота в « Одиссее», очень похожа на угрозу Иштар Ану, когда она требует Быка в « Эпосе о Гильгамеше» . [ 23 ]
Брюс Лауден сравнивает насмешку Энкиду над Иштар сразу после убийства Небесного Быка с насмешкой Одиссея над гигантским Полифемом в книге IX « Одиссеи» . [ 24 ] героя В обоих случаях собственное высокомерие после очевидной победы заставляет божество проклясть его. [ 24 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пауэлл 2012 , с. 342.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Черное и зеленое 1992 , с. 90.
- ^ Пауэлл 2012 , стр. 341–343.
- ^ Черное и Зеленое 1992 , с. 89.
- ^ Jump up to: а б Тигай 2002 , с. 24.
- ^ ETCSL 1.8.1.2
- ^ Jump up to: а б Тигай, 2002 , стр. 24–25.
- ^ Jump up to: а б с Буркерт 2005 , стр. 299–300.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Черное и зеленое 1992 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Гордон и Рендсбург 1997 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Якобсен 1976 , с. 201.
- ^ Jump up to: а б с д и Далли 1989 , с. 82.
- ^ Фонтенроуз 1980 , стр. 168–169.
- ^ Jump up to: а б с д Фонтенроуз 1980 , с. 169.
- ^ Jump up to: а б Якобсен 1976 , с. 202.
- ^ Далли 1989 , с. 82-83.
- ^ Фонтенроуз 1980 , с. 171.
- ^ Гордон и Рендсбург 1997 , стр. 46–47.
- ^ Прайк 2017 , с. 205.
- ^ «Сура Юсуф – 47-48» . Коран.com . Проверено 21 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Буркерт 2005 , с. 300.
- ^ Андерсон 2000 , с. 127.
- ^ Jump up to: а б с д Вест 1997 , с. 417.
- ^ Jump up to: а б Лауден 2011 , с. 194.
Библиография
[ редактировать ]- Андерсон, Грэм (2000). Сказка в древнем мире . Нью-Йорк, Нью-Йорк и Лондон, Англия: Routledge. ISBN 978-0-415-23702-4 .
- Блэк, Джереми; Грин, Энтони (1992), Боги, демоны и символы древней Месопотамии: иллюстрированный словарь , The British Museum Press, ISBN 978-0714117058
- Буркерт, Уолтер (2005), «Глава двадцатая: Ближневосточные связи», в Фоли, Джон Майлз (редактор), « Спутник древнего эпоса» , Нью-Йорк, Нью-Йорк и Лондон, Англия: Blackwell Publishing, ISBN 978-1-4051-0524-8
- Дэлли, Стефани (1989), Мифы Месопотамии: Сотворение мира, Потоп, Гильгамеш и другие , Оксфорд, Англия: Oxford University Press, ISBN 978-0-19-283589-5
- Фонтенроуз, Джозеф Эдди (1980) [1959], Питон: исследование дельфийского мифа и его истоков , Беркли, Калифорния, Лос-Анджелес, Калифорния, и Лондон, Англия: Калифорнийский университет Press, ISBN 978-0-520-04106-6
- Гордон, Сайрус Х.; Рендсбург, Гэри А. (1997) [1953], Библия и Древний Ближний Восток , Нью-Йорк, Нью-Йорк и Лондон, Англия: WW Norton & Company, ISBN 978-0-393-31689-6
- Якобсен, Торкилд (1976), Сокровища тьмы: история месопотамской религии , Нью-Хейвен, Коннектикут и Лондон, Англия: Издательство Йельского университета, ISBN 978-0-300-02291-9
- Лауден, Брюс (2011), Одиссея Гомера и Ближний Восток , Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-76820-7
- Пауэлл, Барри Б. (2012) [2004], «Гильгамеш: героический миф», Классический миф (седьмое изд.), Лондон, Англия: Пирсон, стр. 336–350, ISBN 978-0-205-17607-6
- Прайк, Луиза М. (2017), Иштар , Нью-Йорк и Лондон: Routledge, ISBN 978-1-138--86073-5
- Райс, Майкл (1998), Сила быка , Нью-Йорк, Нью-Йорк и Лондон, Англия: Routledge, ISBN 978-0-415-09032-2
- Тигай, Джеффри Х. (2002) [1982], Эволюция эпоса о Гильгамеше , Воконда, Иллинойс: Bolchazzy-Carucci Publishers, Inc., ISBN 978-0-86516-546-5
- Уэст, ML (1997), Восточная сторона Геликона: западноазиатские элементы в греческой поэзии и мифах , Оксфорд, Англия: Clarendon Press, ISBN 978-0-19-815221-7