Диомед
Диомед | |
---|---|
Король Аргоса | |
Член ахейцев | |
![]() | |
Другие имена | Диомед |
Обитель | Аргос |
Генеалогия | |
Родители | Тайдеус и Дейпил |
Братья и сестры | Комаэто |
Супруга | Эгиалия |

Диомед ( / ˌ d aɪ ə ˈ m iː d iː z / [1] ) или Диомед ( / ˈ d aɪ ə m iː d / ; [1] Греческий : Διομήδης , транслит. Диомед , букв. «богоподобная хитрость» или «советованный Зевсом») — герой греческой мифологии , известный своим участием в Троянской войне .
Он родился у Тидея и Деипила , а позже стал королем Аргоса , сменив своего деда по материнской линии Адраста . В Гомера » «Илиаде Диомед рассматривается наряду с Аяксом Великим и Агамемноном , после Ахилла , как один из лучших воинов всех ахейцев по доблести (что особенно ясно видно в 7-й книге « Илиады» , когда Аякс Великий, Диомед и Агамемнон — самый желанный ахейцами для борьбы с Гектором из девяти добровольцев, среди которых были Одиссей и Аякс Меньший ). Впоследствии Диомед основал десять или более итальянских городов, а после его смерти ему поклонялись как божественному существу под разными именами как в Италии, так и в Греции.
Описание
[ редактировать ]В рассказе о Дересе Фригийце Диомед описывался как «... коренастый, храбрый, достойный и суровый. Он громко слышал боевой клич, вспыльчивый, нетерпеливый и смелый». [2]
Ранние мифы
[ редактировать ]Диомед по отцовской линии был этолийцем , а по матери — аргивянином . Его отец, Тидей , сам был царской крови и был сыном Ойнея , царя Калидона. Он был изгнан со своей родины за убийство своих родственников, то ли двоюродных братьев, то ли дядей по отцовской линии. В любом случае Тидей был сослан, и он нашел убежище в Аргосе , где царь Адраст предложил ему гостеприимство, даже отдав ему в жены свою дочь Деипилу. Они были счастливы в браке и родили двоих детей — дочь Комаэто и сына Диомеда.
Некоторое время спустя в Аргос прибыл Полиник , изгнанный князь Фив ; он подошел к Адрасту и изложил свое дело царю, прося его помощи, чтобы вернуть его на родину. Адраст пообещал сделать это и намеревался собрать экспедиционный корпус для похода на Фивы. Этот отряд состоял из семи индивидуальных чемпионов, каждому из которых было поручено возглавить штурм одних из семи ворот города; Среди них были Тидей, Полиник и Адраст. Вместе эти чемпионы были известны как « Семь против Фив» .
Однако экспедиция оказалась полной катастрофой, поскольку все семь аргивских чемпионов были убиты в последовавшей битве, за исключением Адраста, который спасся благодаря своему коню Ариону , который был самым быстрым из всех своих собратьев. Отец Диомеда, Тидей, был среди убитых.
Тидеус был любимым воином Афины в то время, и когда он умирал, она хотела предложить ему волшебный эликсир (который она получила от своего отца), который сделал бы его бессмертным. Однако она отказалась от предполагаемой привилегии с явным отвращением, когда Тидеус сожрал мозги ненавистного врага, ранившего его. [3]
Диомеду было четыре года, когда его отца убили. На похоронах своих отцов сыновья семи павших чемпионов ( Эгиалей , Алкмеон , Амфилок , Диомед, Эвриал, Промах, Сфенел и Терсандр) встретились и поклялись победить Фивы, чтобы отомстить за своих отцов. Эти семь сыновей были известны как Эпигони («потомки»).
Десять лет спустя эпигоны отправились в новый поход против Фив, назначив Алкмеона своим главнокомандующим. Они усилили свои первоначальные силы контингентами из Мессении, Аркадии, Коринфа и Мегары. Однако эта армия была все еще небольшой по сравнению с армией Фив.
Войну эпигонов помнят как самую важную экспедицию в греческой мифологии перед Троянской войной . Это была любимая тема для эпиков, но теперь все эти эпики утеряны . Основная битва произошла при Глисасе, где принц Эгиалей (сын Адраста и наследник престола) был убит царем Лаодамасом, который, в свою очередь, был убит Алкмеоном. После смерти своего царя фиванцы, полагая, что это для них конец, обратились за советом к провидцу Тиресию , который убеждал их бежать из города. Они так и сделали, и, не встретив сопротивления, эпигоны вошли в город, разграбили его сокровища и разрушили его великие стены. Достигнув своей цели, эпигоны вернулись домой, но не раньше, чем назначили Терсандра , сына павшего князя Полиника (инициатора первой фиванской экспедиции), новым правителем города. [4]
Когда Диомед и аргивские войска возвращались домой, пожилой царь Адраст умер от горя, узнав, что его сын Эгиалей погиб в битве; Таким образом, Диомед остался последним из потомков Адраста мужского пола. Таким образом, по возвращении домой в Аргос Диомед взошел на престол. Чтобы закрепить за собой трон, Диомед женился на дочери Эгиалея, принцессе Эгиалии. [5]
Диомед правил Аргосом более пяти лет и за свое время принес городу большое богатство и стабильность. Он был опытным политиком и пользовался большим уважением других правителей. Он по-прежнему следил за политикой Калидонии (родины его отца), и когда сыновья Агрия (во главе с Терситом) посадили Ойнея (деда Диомеда) в тюрьму, а их собственного отца на трон, Диомед решил восстановить Энея на троне. .
Диомед напал и захватил царство, убив всех предателей, кроме Терсита, Онхеста (сбежавшего в Пелопоннес) и Агриуса (который покончил с собой), восстановив на троне своего деда. Позже Ойней передал царство своему зятю Андреемону и направился в Аргос, чтобы встретиться с Диомедом. По дороге (в Аркадии) он был убит Терситом и Онхестом. Не сумев найти убийц, Диомед основал мифический город под названием «Оэноя» на месте, где был похоронен его дед, в честь его смерти. Позже Терсит сражался против троянцев в Троянской войне , и благородный Диомед не обращался с ним плохо (однако Терсита ненавидели все остальные ахейцы). Фактически, когда Терсит был жестоко убит Ахиллом (после насмешек над ним, когда тот плакал над . трупом Пентесилии), Диомед был единственным человеком, который хотел наказать Ахилла [6]
Согласно Гигину и Псевдо-Аполлодору, Диомед стал одним из женихов Елены и, как таковой, был связан клятвой Тиндарея, которая устанавливала, что все женихи будут защищать и защищать человека, избранного мужем Елены, от любых против него было совершено зло в отношении его брака. Соответственно, когда троянский принц Парис похитил жену Менелая , все присягнувшие были вызваны Агамемноном (братом Менелая), чтобы они присоединились к коалиции, которая должна была плыть из Авлиды в Трою , чтобы вернуть Елену и украденное спартанское имущество. [7] Однако Гесиод не включает Диомеда в свой список женихов. Вполне возможно, что обозначение Диомеда как поклонника Елены было более поздним дополнением, экстраполированным из его имени, указанного в Каталоге кораблей . Если бы на самом деле Елена правила Спартой вместе со своим мужем Менелаем в течение десяти лет до ее похищения, Диомед все еще был бы ребенком на момент их брака и, следовательно, был бы очень маловероятным поклонником. [8]
Троянская война
[ редактировать ]Диомед известен прежде всего своим участием в Троянской войне. По словам Гомера , Диомед вступил в войну с флотом из 80 кораблей, уступая лишь по вкладу Агамемнона (100 кораблей) и Нестора (90). И Сфенел, и Эвриал (бывшие Эпигоны) сражались под его командованием со своими армиями. Сфенел был возницей колесницы Диомеда и, вероятно, его ближайшим другом. Все войска из Аргоса, Тиринфа, Трезена и некоторых других городов возглавил Диомед.
Хотя он был самым молодым из ахейских царей, многие ученые считают Диомеда самым опытным полководцем (он участвовал в большем количестве сражений, чем другие, включая войну Эпигонов, самую важную военную экспедицию перед Троянской войной – даже старый Нестор участвовал в ней). не участвовал в такой военной работе). [ нужна ссылка ] Диомед, уступающий только Ахиллу, считается самым могущественным и искусным воином среди ахейцев. [ нужна ссылка ] Он победил теломонского Аякса в вооруженном спарринге, когда наблюдавшие за ним ахейцы приказали мужчинам остановиться и взять равные призы, потому что они опасались за жизнь Аякса. Аякс дал Диомеду приз (длинный меч), потому что Диомед пролил первую кровь. Однажды он победил (и мог убить) Энея (второго лучшего троянского воина). Он и Одиссей были единственными ахейскими героями, участвовавшими в тайных военных операциях, требовавших дисциплины, храбрости, мужества, хитрости и находчивости.
Диомед получил самую прямую божественную помощь и защиту. Он был любимым воином Афины (которая однажды даже управляла его колесницей). Он также был единственным героем, кроме Геракла , сына Зевса, который напал на олимпийских богов. Он даже ранил Ареса , которого поразил копьем. Однажды ему даже было даровано божественное зрение, позволяющее распознавать бессмертных. Только Диомеду и Менелаю было предложено бессмертие, и они стали богами в послегомеровской мифологии.
Бог Гефест Диомеда сделал для него кирасу . Он был единственным ахейским воином, кроме Ахилла, который носил такой арсенал снаряжения, сделанного сыном Геры. У него также был круглый щит с изображением кабана. В бою он также носил копье, которое не было зачаровано так же хорошо, как меч его отца. Его золотые доспехи имели на груди герб вепря. Он был создан смертным кузнецом, но был благословлен Афиной, которая подарила его Тидею. Когда он умер, оно перешло к Диомеду. Искусный кузнец создал для Тидея меч с изображением льва и большого кабана.
Диомед в залах
[ редактировать ]В Авлиде, где собрались ахейские вожди, Диомед встретил своего брата по оружию Одиссея , с которым он разделил несколько приключений. Оба они были любимыми героями Афины, и каждый разделял черты своей богини-покровительницы: Одиссей — ее мудрость и хитрость, а Диомед — ее храбрость и умение в бою; хотя ни один из них не был полностью лишен ни одного аспекта. Объединять свои усилия и действия они начали уже находясь в Авлиде.

Когда жертвоприношение Ифигении (дочери Агамемнона) стало необходимостью для ахейцев отплыть от Авлиды, царю Агамемнону пришлось выбирать между принесением в жертву дочери и отставкой с поста верховного главнокомандующего среди ахейцев. Когда он решил принести свою дочь в жертву Артемиде, Одиссей выполнил этот приказ Агамемнона, заманив Ифигению из Микен в Авлиду, где ее ждало убийство, замаскированное под свадьбу. [9] По словам Гигина, Диомед отправился с Одиссеем за Ифигенией, что сделало это первой совместной миссией двух товарищей. [10] Однако Псевдо-Аполлодор просит Агамемнона вместо этого послать Одиссея и Талфибия . [11] По словам Еврипида, ни один из двоих не отправился за Ифигенией, хотя он называет этот план идеей Одиссея в Ифигении в Тельце . [12]
Паламед
[ редактировать ]Оказавшись в Трое, Одиссей убил Паламеда (полководца, который перехитрил Одиссея в Итаке, доказав, что он симулирует безумие и тем самым вынудил его сдержать клятву и присоединиться к союзу), утопив его, пока он ловил рыбу. По другим рассказам, когда Паламед посоветовал ахейцам вернуться домой, Одиссей обвинил его в предательстве и подделал ложные показания и нашел лжесвидетеля, давшего показания против него, [13] после чего Паламед был забит камнями до смерти.
Некоторые говорят, что и Диомед, и Одиссей утопили Паламеда. [14] Другая версия гласит, что он вступил в сговор с Одиссеем против Паламеда. [15] и под предлогом того, что они обнаружили спрятанное сокровище, они спустили его в колодец и там забили камнями до смерти. [16] Другие говорят, что, хотя Диомед и догадывался или знал о заговоре, он не пытался защитить Паламеда, поскольку Одиссей сыграл важную роль в падении Трои.
Диомед в «Илиаде»
[ редактировать ]
Диомед — один из главных героев «Илиады» . Этот эпос повествует о серии событий, произошедших в последний год великой войны. Диомед — ключевой боец первой трети эпоса. По некоторым интерпретациям, Диомед представлен в эпосе как самый доблестный воин войны , избегающий совершения высокомерия . Его считают идеальным воплощением традиционных героических ценностей. Стремясь стать лучшим воином и добиться чести и славы, он не поддается безумию, которое может повлечь за собой «менос».
Он был единственным человеком, за исключением Геракла, которому была предоставлена сила (с разрешения) напрямую сражаться с бессмертными, и он ранил двух бессмертных-олимпийцев (Ареса и Афродиту) за один день. Однако он по-прежнему проявляет сдержанность и смирение, чтобы отступить перед Аресом и уступить место Аполлону, оставаясь, таким образом, в смертных пределах. В этом отличие от Патрокла (который не уступает дорогу Аполлону) и Ахилла (который прибегает к борьбе с рекой Скамандер в одиночку).
Его персонаж также помогает раскрыть одну из главных тем эпоса: как человеческий выбор и усилия становятся незначительными, когда судьба и бессмертные находятся под контролем. Диомед внимательно следует гомеровской традиции и, имея абсолютную веру в превосходство судьбы, предсказывает завершение попыток Ахилла пойти против судьбы.
Помимо его выдающихся боевых способностей и храбрости, Диомед в нескольких решающих случаях проявляет большую мудрость, которую признают и уважают его гораздо более старшие товарищи, включая Агамемнона и Нестора . Диомед, Нестор и Одиссей были одними из величайших ахейских стратегов. На протяжении всей «Илиады» Диомед и Нестор часто встречаются первыми, выступающими на военном совете.
Примеры зрелости и интеллекта Диомеда, описанные в частях эпоса :
- В книге IV Агамемнон насмехается над Диомедом, называя его гораздо худшим бойцом по сравнению с его отцом. Его разъяренный товарищ Сфенел убеждает Диомеда противостоять Агамемнону, отвечая, что он победил своего отца и отомстил за его смерть, завоевав Фивы. Диомед ответил, что в задачи Агамемнона как лидера входило подталкивать ахейских солдат вперед, и что у доблестных людей не должно возникнуть проблем с противостоянием таким оскорблениям. Однако, когда Агамемнон ранее использовал такую же насмешку над Одиссеем, он отвечал гневом.
- Хотя Диомед с уважением отнесся к насмешкам Агамемнона, он, не колеблясь, указал на неадекватность Агамемнона как лидера в некоторых критических ситуациях. В книге IX Агамемнон предлагает вернуться в Элладу, потому что Зевс восстал против них. Затем Диомед напоминает ему о предыдущем оскорблении и говорит, что его поведение не подобает лидеру. Ахейский совет – Книга IX
- Диомед указывает, что, поскольку Трое суждено пасть, им следует продолжать сражаться, несмотря на вмешательство Зевса. Судьба и боги были на стороне ахейцев с самого начала, и поэтому вмешательство Зевса могло быть лишь временным. Даже если все остальные ахейцы потеряют веру и разойдутся по домам, он и Сфенел все равно останутся и продолжат сражаться, пока Троя не будет разграблена.
- «Сыны ахейцев зааплодировали словам Диомеда, и вскоре Нестор поднялся, чтобы говорить. «Сын Тидея, — сказал он, — на войне твоя доблесть не подлежит сомнению, и в совете ты превосходишь всех, кто принадлежит к тебе». лет; говорили мудро и не без рассудительности давали советы вождю ахейцев» » Ахейский совет - Книга IX
- Когда Агамемнон попытался унять гнев Ахилла, чтобы тот снова сражался, предложив ему множество даров, Нестор назначил на встречу с Ахиллом трех послов (книга IX). Им пришлось вернуться с пустыми руками; Ахиллес сказал им, что покинет Трою и никогда не вернется. Ахейцы были опустошены этим. Диомед указывает на безрассудство предложения этих даров, которые в конечном итоге послужили лишь для того, чтобы поощрить гордость Ахилла до уровня, на котором он теперь желает бросить вызов судьбе. Затем Диомед делает предсказание (основанное на гомеровской традиции), которое в конечном итоге становится правдой. Он говорит, что даже если Ахиллесу каким-то образом удастся покинуть Трою, он никогда не сможет остаться в стороне от битвы, потому что человеческие усилия и выбор не могут бросить вызов судьбе; «отпусти его или останься — боги позаботятся о том, чтобы он сражался». В книге XV Зевс говорит Гере, что он уже составил план, чтобы убедиться, что Ахиллес в конечном итоге вступит в битву.
- Диомед также призывает Агамемнона возглавить битву на следующий день. «Но когда наступит прекрасное розовоперое утро, немедленно выведите свое войско и всадников перед кораблями, подгоняя их, а сами сражайтесь в числе первых». (Книга IX) Агамемнон принимает этот совет, и битва на следующий день начинается с его « аристеи », где он становится героем дня.
Диомеда Аристея («совершенство» - великие дела героя) начинается в Книге V и продолжается в Книге VI. Это самая длинная аристея в эпосе. Некоторые ученые утверждают, что эта часть эпоса изначально представляла собой отдельную, самостоятельную поэму (описывающую подвиги Диомеда), которую Гомер адаптировал и включил в « Илиаду» . [17] Аристея Диомеда представляет многие из его героических добродетелей, таких как выдающиеся боевые навыки, храбрость, божественная защита/совет, тщательно спланированная тактика войны, лидерство, смирение и сдержанность.
Книга V
[ редактировать ]Книга V начинается с того, что Афина, воинственная богиня мудрости, вкладывает доблесть в сердце своего воина-воина. Она также создает поток огня из его щита и шлема. Затем Диомед убивает несколько троянских воинов, включая Фегея (чьего брата похитил сын Геры, Гефест, прежде чем его убил Диомед), пока Пандар не ранил его стрелой. Затем Диомед молится Афине об убийстве Пандара. Она отвечает, предлагая ему особое видение, позволяющее отличить богов от людей, и просит его ранить Афродиту, если она когда-нибудь выйдет на битву. Она также предупреждает его не вступать в бой с другими богами.
Он продолжает сеять хаос среди троянцев, убивая Астиноя, Гиперона, Абаса, Полиида, Ксанфа, Туна, Эхеммона и Хромия (двух сыновей Приама). Наконец, Эней (сын Афродиты ) просит Пандара сесть на его колесницу, чтобы они могли вместе сразиться с Диомедом. Стенелус предупреждает своего друга об их приближении.
Диомед сталкивается с этой ситуацией, демонстрируя свою мощь и мудрость. Хотя он может противостоять обоим этим воинам вместе, он знает, что Афродита может попытаться спасти своего сына. Он также знает историю двух лошадей Энея (они происходят от бессмертных лошадей Зевса). Поскольку ему предстоит выполнить приказ Афины, он приказывает Стенелусу украсть лошадей, пока тот сталкивается с сыном Афродиты.

Пандар первым бросает копье и хвастается, что убил сына Тидея. Последний в ответ говорит: «По крайней мере, один из вас будет убит» и бросает копье. Пандар убит, а Эней остается сражаться с Диомедом (теперь безоружным). Не заморачиваясь с оружием, Диомед подбирает огромный камень и раздавливает им бедро врага. Эней теряет сознание, и мать спасает его прежде, чем Диомед успевает убить его. Помня о приказе Афины, Диомед бежит за Афродитой и ранит ее в руку. Бросив сына, богиня бежит к Олимпу. Аполлон теперь приходит на помощь троянскому герою. Не обращая внимания на совет Афины, Диомед трижды нападает на Аполлона, прежде чем Аполлон предупредит его, чтобы он не состязался с бессмертными. Уважая Аполлона, Диомед затем отказывается от боя. Хотя ему не удалось убить Энея , Сфенел, следуя его приказу, уже украл двух ценных лошадей Энея. Диомед тогда стал обладателем второй лучшей пары лошадей (после бессмертных Ахилла) среди ахейцев.

Афродита пожаловалась матери на дело рук Диомеда. Последний напомнил ей могучего Геракла (теперь уже самого олимпийца), который установил рекорд, ранив не одного, а двух олимпийцев, будучи человеком.
Преступление Диомеда, напавшее на Аполлона, имело свои последствия. По настоянию Аполлона Арес пришел на поле боя, чтобы помочь троянцам. Определив бога войны, Диомед защитил ахейцев, приказав им отойти к своим кораблям. Гера увидела опустошение, устроенное ее сыном, и вместе с Афиной пришла на помощь ахейцам. Когда Афина увидела Диомеда, отдыхающего возле своих лошадей, она издевалась над ним, напоминая ему о Тидее, который часто не подчинялся ее советам. Диомед ответил: «Богиня, я знаю тебя по-настоящему и не буду ничего от тебя скрывать. Я следую твоим указаниям и отступаю, ибо знаю, что Арес сражается среди троянцев». Афина ответила: «Диомед, самый дорогой моему сердцу, не бойся ни этого бессмертного, ни какого-либо другого бога, ибо я защищу тебя». Выбросив Стенела из колесницы и сама сев на нее, богиня (придумавшая колесницу и научившая людей управлять ею) поехала прямо на Ареса. Еще она надела шлем Аида, делающий ее невидимой даже для богов. Арес увидел в колеснице только Диомеда и бросил копье, которое поймала Афина. Затем Диомед бросил свое копье (которое направляла Афина) в Ареса, ранив его в живот. Бог закричал голосом десяти тысяч человек и убежал. Так Диомед стал единственным человеком, ранившим двух олимпийцев за один день.
Книга VI
[ редактировать ]Диомед продолжил свои подвиги, убив Аксила и Калесия. Брат Гектора Гелен так описал боевые навыки Диомеда: «Он сражается в ярости и наполняет человеческие души паникой. Я считаю его самым могущественным из всех; мы не боялись даже их великого чемпиона Ахилла, хотя он и был сыном бессмертного, как мы поступаем с этим человеком: его ярость безгранична, и никто не может соперничать с ним в доблести».
Затем Гелен отправил Гектора в город Трою рассказать матери о происходящем. По указанию Елена жена Приама собрала матрон в храме Афины в акрополе и предложила богине самое большое и прекрасное одеяние Трои. Она также пообещала принести в жертву двенадцать телят, если Афина сжалится над ними и сломает копье Диомеда. Афина, конечно, этого не дала.

Тем временем один храбрый троянец по имени Главк вызвал сына Тидея на единоборство. Впечатленный его храбростью и благородной внешностью, Диомед спросил, не является ли он замаскированным бессмертным. Хотя Афина ранее говорила ему не бояться бессмертных, Диомед продемонстрировал свое смирение, сказав: «Я больше не буду сражаться с бессмертными».
Главк рассказал историю о том, как он произошел от Беллерофонта, убившего Химеру и амазонок. Диомед понял, что его дед Оней принимал Беллерофонта, и поэтому Диомед и Главк тоже должны быть друзьями. Они решили не сражаться друг с другом, и Диомед предложил обменяться доспехами. Хитрый Диомед лишь отдал бронзовые доспехи за полученные золотые. Фраза «Диомедиановый обмен» возникла из-за этого инцидента.
Книга VII
[ редактировать ]Диомед был среди девяти ахейских воинов, вышедших на бой с Гектором в единоборстве. Когда они бросали жребий, чтобы выбрать одного из этих воинов, ахейцы молились: «Отец Зевс, даруй, чтобы жребий выпал на Аякса, или на сына Тидея, или на Агамемнона». Аякс был выбран для боя с Гектором.
Идей Троянский прибыл на мирные переговоры и предложил вернуть все сокровища, украденные Парисом, плюс еще — все, кроме Елены. На ахейском совете Диомед первым заговорил: «Да не будет взятия ни сокровищ, ни Елены, ибо даже ребенок может видеть, что гибель троянцев близка». Все аплодировали этим словам, и Агамемнон сказал: «Это ответ ахейцев».
Книга VIII
[ редактировать ]Зевс приказал всем остальным божествам не вмешиваться в битву. Он сделал троянцев сильнее, чтобы они могли отогнать ахейцев от битвы. Затем он громко прогремел из Иды и послал на ахейцев сияние своей молнии. Увидев это, все великие ахейские воины, включая двух Аяксов, Агамемнона, Идоменея и Одиссея, обратились в бегство. Нестор не смог спастись, потому что одна из его лошадей была ранена стрелой Париса. Он мог бы погибнуть, если бы не Диомед.
Этот инцидент является лучшим примером выдающейся храбрости Диомеда. Видя, что жизнь Нестора в опасности, сын Тидея воззвал на помощь Одиссея. Последний проигнорировал его крик и убежал. Оставшись один на поле битвы, Диомед встал перед Нестором и приказал ему занять место Стенела. Имея Нестора водителем, Диомед смело бросился навстречу Гектору. От удара его копья был убит возничий Гектора Эниопей. Взяв нового возницу, Архептолема, Гектор снова двинулся вперед. Зевс увидел, что Диомед собирается убить Гектора и Архептолема, и решил вмешаться. Он взял свою могучую молнию и выпустил молнию перед колесницей Диомеда. Нестор посоветовал Диомеду повернуть назад, поскольку никто не должен пытаться преступить волю Зевса. Диомед ответил: «Гектор будет говорить с троянами и скажет: «Сын Тидея бежал передо мной на корабли». Вот он похвалится, и пусть тогда земля поглотит меня». Нестор ответил: «Сын Тидея, хотя Гектор и говорит, что ты трус, троянцы и дарданцы не поверят ему, как и жены могучих воинов, которых ты низложил». Сказав эти слова, Нестор повернул коней назад. Гектор, видя, что они повернули назад с боя, назвал Диомеда «женщиной и трусом» и пообещал убить его лично. Диомед трижды подумывал о том, чтобы повернуть назад и сразиться с Гектором, но каждый раз Зевс гремел с небес.
Когда все ахейцы, казалось, были обескуражены, Зевс послал орла как доброе предзнаменование. Диомед был первым воином, прочитавшим это предзнаменование, и он тут же напал на троянцев и убил Агелая.
В конце дневной битвы Гектор еще раз похвалился: «Пусть каждая из женщин зажжет большой огонь в своем доме и будет охранять город, чтобы он не вошел врасплох, пока войско находится снаружи… Тогда я узнаю, отбросит ли меня храбрый Диомед от кораблей к стене, или я сам убью его и унесу его окровавленную добычу. Завтра пусть он покажет свою храбрость, оставь мое копье, если он посмеет это сделать. на рассвете он падет одним из первых, и многие другие его товарищи вокруг него будут так же уверены в том, что я бессмертен и никогда не состарюсь и что мне будут поклоняться, как Афине и Аполлону, как я уверен в этом сегодня. принесет зло аргивянам».
Эти слова впоследствии оказались неверными. Несмотря на внимательное наблюдение, Диомеду удалось атаковать спящих троянцев. Гектор снова был побежден Диомедом, и именно Диомеду в конечном итоге поклонялись как бессмертному.
Книга IX
[ редактировать ]Агамемнон заплакал и предложил навсегда отказаться от войны, потому что Зевс поддерживает троянцев. Диомед указывал, что такое поведение было неуместно для такого лидера, как Агамемнон. Он также заявил, что никогда не покинет город непобежденным, поскольку боги изначально были с ними. Эта речь символизирует природу гомеровской традиции, согласно которой судьба и божественное вмешательство имеют превосходство над человеческим выбором. Диомед верил, что Трое суждено пасть, и имел абсолютную и безоговорочную веру в победу.
Однако это был один из двух случаев, когда мнение Диомеда подверглось критике со стороны Нестора. Он похвалил ум Диомеда и заявил, что ни один человек такого юного возраста не может сравниться с Диомедом в совете. Затем он раскритиковал Диомеда за то, что он не сделал никакого положительного предложения, чтобы заменить мнение Агамемнона - неудачу, которую Нестор приписал своей молодости. Нестор верил в важность человеческого выбора и предложил изменить мнение Ахилла, предложив множество даров. Это предложение одобрили и Агамемнон, и Одиссей.
Посольство провалилось, потому что сам Ахиллес больше верил в свой выбор, чем в судьбу или божественное вмешательство. Он пригрозил покинуть Трою и никогда не вернуться, полагая, что этот выбор позволит ему прожить долгую жизнь. Когда послы вернулись, Диомед раскритиковал решение Нестора и гордость Ахилла, заявив, что личный выбор Ахилла покинуть Трою не имеет никакого значения (поэтому пытаться изменить его дарами бесполезно). Диомед сказал: «Пусть Ахиллес останется или уйдет, если пожелает, но он будет сражаться, когда придет время. Предоставим богам решить это». (В Книге 15 Зевс говорит Гере, что он уже спланировал способ вернуть Ахилла в бой, подтверждая, что Диомед был прав с самого начала)
Книга X
[ редактировать ]Агамемнон и Менелай собрали своих главных командиров, чтобы подготовиться к битве на следующий день. Они разбудили Одиссея, Нестора, Аякса, Диомеда и Идоменея. Пока остальные спали в своих палатках, возле своей палатки был замечен царь Диомед, одетый в доспехи, спящий на бычьей шкуре, уже хорошо подготовленный к любой проблеме, с которой он может столкнуться ночью. Во время ахейского совета Агамемнон попросил добровольца шпионить за троянцами. И снова вперед выступил Диомед.
Сын Тидея объяснил: «Если со мной пойдет другой, я смогу сделать это с большей уверенностью и комфортом. Когда двое мужчин вместе, один из них может увидеть какую-то возможность, которую другой не заметил; если человек один он менее изобретателен, и его остроумие слабее». Эти слова вдохновили многих других героев сделать шаг вперед. Агамемнон поручил Диомеду руководить миссией и попросил его самому выбрать себе спутника. Герой мгновенно выбрал Одиссея, так как он был любим Афиной и отличался сообразительностью. Хотя Одиссей в тот же день покинул Диомеда на поле битвы, последний вместо того, чтобы критиковать его, похвалил его храбрость перед другими. Слова Одиссея намекали на то, что на самом деле он не хотел, чтобы его выбрали.
Между тем, на подобном совете, который проводил Гектор, ни один князь или царь не вызвался шпионить за ахейцами. Наконец Гектору удалось послать Долона, хорошего бегуна, после принесения ложной клятвы (пообещав ему после победы коней Ахилла).
По пути к троянскому лагерю Диомед и Одиссей обнаружили приближающегося к ахейскому лагерю Долона. Оба короля лежали среди трупов, пока Долон не прошел мимо них и не побежал за ним. Долон оказался лучшим бегуном, но Афина вселила новые силы в сына Тидея, опасаясь, что какой-нибудь другой ахейец может заслужить славу первого удара по Долону. Диомед бросил копье Долону на плечи и приказал ему остановиться.
Долон дал им несколько ценных сведений. По словам Долона, Гектор и другие советники проводили совещание у памятника великому Илусу, вдали от всеобщего шума. Кроме того, он рассказал о серьезной слабости троянской армии. Только у троянцев были сторожевые костры; поэтому они бодрствовали и охраняли друг друга как стражи; но союзники, пришедшие из других мест, спали и предоставили троянцам охрану. В эпосе никогда не объясняется, почему Долон, специально упомянутый как человек меньшего интеллекта, заметил этот недостаток, в то время как Гектор (несмотря на все его хвастовство) полностью пропустил/проигнорировал его.
При дальнейшем допросе Диомед и Одиссей узнали, что среди различных союзников фракийцы были наиболее уязвимыми, поскольку они пришли последними и спали отдельно от остальных в дальнем конце лагеря. Их царем был Резус, и Долон так описывал лошадей Резуса; «Его лошади — самые прекрасные и сильные, которых я когда-либо видел, они белее снега и быстрее любого дуновения ветра».
Правдиво раскрыв ценные вещи, Долон рассчитывал, что его отведут в плен на корабли, либо свяжут, а двое других узнают, сказал он им правду или нет. Но Диомед сказал ему: «Ты сообщил нам отличные новости, но не воображай, что ты собираешься уйти, теперь, когда ты попал в наши руки. Если мы освободим тебя сегодня вечером, ничто не помешает тебе снова спуститься вниз». на ахейские корабли, чтобы сыграть роль шпиона или встретиться с нами в открытом бою. Но если я возложу на тебя руки и лишу тебя жизни, ты никогда больше не будешь беспокоить аргивян. Сказав это, Диомед своим мечом отрубил узнику голову, не дав ему времени отстоять свою жизнь.

Хотя первоначальной целью этой ночной миссии был шпионаж за троянцами, информация, предоставленная Долоном, убедила двух друзей спланировать нападение на фракийцев. Они взяли добычу и положили ее на тамариск в честь Афины. Тогда они пошли туда, куда указал Долон, и, найдя фракийского царя, Диомед позволил ему и двенадцати своим воинам перейти из одного вида сна в другой; ибо все они были убиты в своих постелях, во время сна. Тем временем Одиссей собрал упряжку коней Резуса. Диомед задавался вопросом, когда остановиться. Он планировал убить еще нескольких фракийцев и украсть колесницу царя с его доспехами, когда Афина посоветовала ему отступить, потому что какой-то другой бог может предупредить троянцев.
Эта первая ночная миссия демонстрирует другую сторону этих двух королей, где они использовали скрытность и предательство наряду с силой и храбростью. В книге XIII Идоменей восхваляет Мерионеса и утверждает, что лучшие воины на самом деле преуспевают в обоих видах войны: «лохос» (засада) и «полемос» (открытый бой). Слова Идоменея изображают засаду, «место, где больше всего проявляются заслуги людей, где раскрываются трус и решительный человек», как вид войны только для самых храбрых. [18]
Первая ночная миссия также выполняет одно из пророчеств, необходимых для падения Трои: Троя не падет, пока лошади Резуса кормятся на ее равнинах. По другой версии, оракул предсказал, что если жеребцы Реза когда-нибудь напьются из реки Скамандра, протекающей через Троянскую равнину, то город Троя никогда не падет. Ахейцы никогда не позволяли лошадям пить из этой реки, поскольку все они были украдены Диомедом и Одиссеем вскоре после их прибытия. В другой истории (приписываемой Пиндару) Рез настолько хорошо сражается против ахейцев, что Гера посылает Одиссея и Диомеда тайно ночью убить его. Другая версия (Виргилий и Сервий) гласит, что Резусу был дан оракул, который утверждает, что он станет непобедимым после того, как он и его лошади напьются из Скамандра. Во всех этих версиях убийство Резуса Диомедом сыграло важную роль в победе. Кони Резуса были подарены царю Диомеду.
По мнению некоторых ученых, остальные фракийцы, лишенные своего царя, покинули Трою, чтобы вернуться в свое царство. Это был еще один бонус ночной миссии.
Книга XI
[ редактировать ]До полудня бой был равным, но Агамемнон повернул судьбу дня в сторону ахейцев, пока не был ранен и не покинул поле боя. Затем Гектор захватил поле битвы и убил множество ахейцев. Видя это, Диомед и Одиссей продолжали сражаться с большой доблестью, давая надежду ахейцам. Царь Аргоса убил Тимбрея, двух сыновей Меропса и Агастрофа.
Вскоре Гектор заметил хаос, который устроили Диомед и Одиссей, и подошел к ним. Диомед тут же метнул копье в Гектора, целясь ему в голову. Этот бросок был абсолютно точным, но шлем, подаренный Аполлоном, спас Гектору жизнь. Однако копье было направлено с такой огромной силой, что Гектор потерял сознание. Тем временем Диомед побежал к Гектору за копьем. Гектор оправился и смешался с толпой, тем самым во второй раз спас себе жизнь от Диомеда. Разочарованный, Диомед закричал после того, как Гектор назвал его собакой. Сына Тидея, которого часто называют повелителем боевого клича, раньше никогда не видели, чтобы он говорил неуважительные слова своим врагам.
Вскоре после этого Парис вскочил от радости, так как ему удалось совершить великий подвиг, прикрепив стрелой ногу Диомеда к земле. Встревоженный этим, Диомед сказал: «Соблазнитель, такой никчемный трус, как ты, может нанести лишь легкую рану; когда я раню человека, хотя я лишь задеваю его кожу, это другое дело, потому что мое оружие уложит его на землю. Его жена разорвет ее. щеки от горя, и дети его останутся без отца: там он будет гнить, краснея землю своей кровью, и соберутся вокруг него стервятники, а не женщины». Под прикрытием Одиссея Диомед вытащил стрелу, но, неспособный сражаться, хромая, удалился из боя.
Книга XIV
[ редактировать ]Раненые цари (Диомед, Агамемнон и Одиссей) держали совет с Нестором относительно возможности достижения троянской армией их кораблей. Агамемнон предложил спустить корабли на берегу в воду, но Одиссей упрекнул его и указал на глупость такого совета. Агамемнон сказал: «Может быть, кто-нибудь, старый или молодой, сможет дать нам лучший совет, который я буду рад услышать». Мудрый Диомед сказал: «Такой человек близок; его не далеко искать, если ты будешь слушать меня и не возмущаться моими словами, хотя я и моложе любого из вас... Я говорю, пойдем к Мы должны сражаться так, как нам нужно, хотя мы и ранены. Когда мы там, мы можем держаться подальше от битвы и вне досягаемости копий, чтобы не получить новые раны в дополнение к тем, что у нас уже есть, но мы можем подстегнуть других, которые до сих пор потакали своей ханжеству и держались в стороне от битвы». Этот совет был одобрен всеми.
Книга XXIII
[ редактировать ]В погребальных играх Патрокла Диомед (хоть и раненый) выиграл все игры, в которые играл. Сначала он участвовал в гонках на колесницах, где ему нужно было занять последнее место на стартовой линии (выбранное путем жребия ). У Диомеда были самые быстрые лошади после Ахилла (который не участвовал). Воин по имени Евмел взял на себя инициативу, и Диомед мог легко его догнать, но Аполлон (имевший на него злобу) заставил его бросить кнут. Увидев эту выходку бога Солнца, Афина отреагировала с большим гневом. Она не только вернула плеть сыну Тидея, но и придала новые силы его коням и пошла за Евмелом, чтобы сломать его ярмо. Бедный Евмел упал на землю, и его локти, рот и ноздри были разорваны. Антилох сказал своим лошадям, что нет смысла пытаться догнать Диомеда, поскольку Афина желает ему победы. Диомед получил первый приз - «женщина, искусная во всех полезных искусствах, и трехногий котел». Гонки на колесницах считаются самым престижным соревнованием в погребальных играх и самым формальным поводом для подтверждения статуса элиты. [19] Таким образом Диомед утверждает свой статус главного ахейского героя после Ахилла.
Затем он сразился с великим «Аяксом» в вооруженном спарринге, где победитель должен был первым пролить кровь. Аякс атаковал Диомеда, где его доспехи закрывали его тело, но безуспешно. У Аякса была самая большая броня и самый высокий щит, который закрывал большую часть его тела, оставляя уязвимыми только два места; его шея и подмышки. Итак, Диомед провел копьем над щитом Аякса и атаковал его шею, проливая кровь. Ахейские вожди испугались, что еще один такой удар убьет Аякса, и прекратили бой. Диомед получил награду за победителя. Это последнее появление Диомеда в эпосе.
Роль любимого воина Афины.
[ редактировать ]Принято считать, что Афина в эпосе ближе всего к Диомеду. Например, хотя и Одиссей, и Диомед были любимцами богини Афины, Одиссей молился о помощи еще до начала вышеупомянутого забега, тогда как Диомед получил помощь Афины, даже не прося ее. Более того, в V книге богиня говорила с героем без всякой маскировки, где он мог видеть ее в истинно божественном виде (ему было даровано особое видение). Такого инцидента не происходит даже в другом гомеровском эпосе «Одиссея» , где Афина всегда является переодетой Одиссею.
Постгомерика
[ редактировать ]Пентесилея привела небольшую армию амазонок в Трою в последний год Троянской войны. Двое ее воинов по имени Алкибия и Деримахия были убиты Диомедом. Пентесилея убила в бою множество ахейцев. Однако она не могла сравниться с Ахиллесом, который убил ее. Когда Ахилл снял с Пентесилеи доспехи, он увидел, что женщина молода и очень красива, и, похоже, безумно влюбился в нее. Затем Ахиллес сожалеет об ее убийстве. Терсит высмеивал Ахилла за его поведение, поскольку герой оплакивал своего врага. В ярости Ахилл убил Терсита одним ударом по лицу.
Терсит был настолько сварливым и жестоким по характеру, что оплакивал его только его двоюродный брат Диомед. Диомед хотел отомстить за Терсита, но другие вожди убедили двух самых могущественных ахейских воинов не сражаться друг с другом. Прислушавшись к молитвам товарищей, два героя наконец помирились. По словам Квинта Смирнея, ахейские вожди согласились на милость вернуть ее тело троянцам для погребального костра. По другим данным, Диомед в гневе бросил тело Пентесилеи в реку, чтобы ни одна из сторон не смогла достойно похоронить ее. [6]
Сын Нестора был убит Мемноном , а Ахиллес устроил поминальные игры по Антилоху. Диомед выиграл спринт. [20] После смерти Ахилла ахейцы навалили ему курган и устроили в его честь пышные игры. По словам Аполлодора, Диомед выиграл бег. Квинт Смирнский рассказывает, что борцовский поединок между ним и Аяксом Великим завершился вничью. После смерти Ахилла было предсказано, что Троя не сможет быть взята, если Неоптолем (сын Ахилла) не придет и не сразится. По словам Квинта Смирнея, Одиссей и Диомед пришли на Скирос, чтобы привести его на войну в Трою. Согласно Эпическому циклу , это сделали Одиссей и Феникс.
Ахейский провидец Калхас предсказал, что для взятия Трои нужны Филоктет (которого ахейцы бросили на острове Лемнос из-за мерзкого запаха от змеиного укуса) и лук Геракла. Филоктет ненавидел Одиссея, Агамемнона и Менелая, потому что они были ответственны за то, что оставили его. Диомеду и Одиссею также было поручено исполнить это пророчество. Зная, что Филоктет никогда не согласится пойти с ними, они приплыли на остров и хитростью украли лук Геракла. Согласно « Маленькой Илиаде» , Одиссей хотел плыть домой с луком, но Диомед отказался оставить Филоктета. Затем Геракл (теперь бог) или Афина убедили Филоктета снова присоединиться к ахейцам (с обещанием, что он будет исцелен), и он согласился пойти с Диомедом. Лук Геракла и отравленные стрелы были использованы Филоктетом, чтобы убить Париса; это было условием падения Трои.
По некоторым данным, Диомед и Одиссей были отправлены в город Трою для переговоров о мире после смерти Париса. [21]
Палладий
[ редактировать ]
После смерти Париса Гелен покинул город, но был схвачен Одиссеем. Ахейцам каким-то образом удалось убедить провидца/воина раскрыть слабость Трои. Ахейцы узнали от Елена, что Троя не падет, а Палладий , изображение или статуя Афины, останется в стенах Трои. Непростая задача по похищению этой священной статуи вновь легла на плечи Одиссея и Диомеда. [22]


Некоторые говорят, что Одиссей ночью отправился в Трою и, оставив ждать Диомеда, переоделся и вошел в город нищим. Там его узнала Хелен и рассказала ему, где находится Палладий. Затем Диомед взобрался на стену Трои и вошел в город. Вместе двое друзей убили нескольких стражников и одного или нескольких священников храма Афины и украли Палладий «своими окровавленными руками». [23] Диомеда обычно считают человеком, который физически забрал Палладий и унес его на корабли. Есть несколько статуй и множество древних рисунков, изображающих его с Палладием.

Согласно « Маленькой Илиаде» , по пути к кораблям Одиссей задумал убить Диомеда и потребовать Палладий (или, возможно, заслугу в его получении) себе. Он поднял меч, чтобы нанести удар Диомеду в спину. Диомед был предупрежден об опасности, увидев блеск меча в лунном свете. Он обернулся, схватил меч Одиссея, связал ему руки и погнал его вперед, ударяя его по спине плашмя меча. [24] Поскольку Одиссей сыграл важную роль в разрушении Трои, Диомед воздержался от его наказания. Говорят, что из этого действия возникло греческое пословичное выражение «необходимость Диомеда», применяемое к тем, кто действует вопреки своему стремлению к высшему благу. [25] Отсюда же возникло выражение «Диомедово принуждение». [26] (Этот инцидент был запечатлен в 1842 году французским скульптором Пьером-Жюлем Кавелье на мускулистой гипсовой статуе).
Диомед взял с собой Палладий, покидая Трою. По некоторым данным, он привез его в Аргос, где он оставался до тех пор, пока Эргией, один из его потомков, не забрал его с помощью лаконианца Леагра, который переправил его в Спарту. [27] Другие говорят, что он привез его в Италию. Некоторые говорят, что Диомед был украден палладием Демофонтом в Аттике, куда он высадился однажды ночью по возвращении из Трои, не зная, где он находится. [28] По другой традиции, Палладий не принес Диомеду удачи из-за того, что он получил его неправедным путем. Ему было сообщено оракулом, что ему придется подвергнуться непрекращающимся страданиям, если он не вернет священный образ троянцам. Поэтому он отдал его своему врагу Энею. [29]
Похищение Палладия после убийства жрецов рассматривалось как величайшее преступление, совершенное Диомедом и Одиссеем троянцами. Одиссей использовал это чувство в своих интересах, когда изобрел военную хитрость «Троянский конь».
Деревянная лошадь
[ редактировать ]Эта хитрость, придуманная Одиссеем, позволила взять город. Диомед был одним из воинов внутри. Он убил в городе множество троянских воинов.
По словам Квинта Смирнея, убивая бесчисленное количество троянцев, Диомед встретил пожилого человека по имени Илионей, который молил о пощаде. Несмотря на ярость войны, Диомед сдержал меч, чтобы старик мог заговорить. Илионей взмолился: «О, сострадайте моим умоляющим рукам! Убивать молодых и отважных — это славное дело; но если вы ударите старика, ваша доблесть ждет малую славу. Поэтому отвратите от меня свои руки против молодых людей, если вы надеетесь когда-нибудь это сделать». приходи к таким седым волосам, как у меня». Твердо решившись в своей цели, ответил Диомед. «Старик, я надеюсь достичь почтенного возраста; но пока моя Сила еще существует, ни один враг не ускользнет от меня живым. Храбрый человек положит конец каждому врагу». Сказав это, Диомед убил Илионея.
Среди других троянских воинов, убитых Диомедом в ту ночь, были Кореб, пришедший в Трою, чтобы завоевать руку Кассандры. [30] Эвридама и Эврикон. Киприя говорит, что Поликсена умерла после того, как была ранена Одиссеем и Диомедом при взятии города. [31]
После Троянской войны
[ редактировать ]После падения Трои
[ редактировать ]Во время разграбления и разграбления великого города провидица Кассандра, дочь Приама и Гекубы, прильнула к статуе Афины, но Малый Аякс изнасиловал ее. Одиссей безуспешно пытался убедить ахейских вождей казнить Аякса, побив камнями вождя локров (чтобы отвести гнев богини). Другие ахейские вожди не согласились, потому что сам Аякс, чтобы спастись, цеплялся за ту же статую Афины. Неспособность ахейских лидеров наказать Аякса Меньшего за кощунство над алтарем Афины вызвала ее гнев.
Афина вызвала ссору между Агамемноном и Менелаем из-за путешествия из Трои. Затем Агамемнон остался, чтобы успокоить гнев Афины. Диомед и Нестор обсудили ситуацию и решили немедленно уйти. Они взяли свои огромные армии и покинули Трою. Им удалось благополучно добраться домой, но Афина призвала Посейдона навести сильный шторм на большинство других ахейских кораблей. Диомед — один из немногих ахейских полководцев, благополучно вернувшихся домой, прибыв в Аргос всего через четыре дня после своего отъезда из Трои. Поскольку другие ахейцы пострадали во время своих «ностой» (возвращений), потому что они совершили какое-то злодеяние, безопасный носос Диомеда подразумевает, что во время своего путешествия он пользовался благосклонностью богов. [32]
Дело Паламеда преследовало нескольких ахейских лидеров, включая Диомеда. Брат Паламеда Оэакс отправился в Аргос и сообщил Эгиалии, ложно или нет, что ее муж приводит с собой женщину, которую он предпочитает своей жене. Другие говорят, что сама Эгиалия завела себе любовника Комета (сына Стенела), и ее уговорил сделать это отец Паламеда Навплий. Третьи говорят, что, несмотря на благородное обращение Диомеда с ее сыном Энеем, Афродите так и не удалось забыть об аргивском копье, которое когда-то пронзило ее плоть на полях Трои. Она помогла Эгиалии обрести не одного, а множество любовников. (По разным преданиям, Эгиалия жила в прелюбодеянии с Ипполитом, Кометой или Циллабаром.) [33]
В любом случае Эгиалия с помощью аргивян не позволила Диомеду войти в город. Или же, если он когда-нибудь войдет в Аргос, ему придется найти убежище у алтаря Геры, а оттуда ночью бежать со своими товарищами. [34] Комет вскоре стал царем Аргоса в отсутствие Диомеда, но его быстро заменил законный наследник Цианипп , который был сыном Эгиалея .
Жизнь в Италии
[ редактировать ]Затем Диомед переселился в Этолию, а оттуда в Даунию (Апулию) в Италии. Он отправился ко двору короля Даунуса, короля даунийцев. Король имел честь принять великого воина. Он выпросил у Диомеда помощи в войне с мессапийцами, долю земли и женитьбу на его дочери. Диомед согласился на это предложение, собрал своих людей и разгромил мессапийцев. Он забрал свою землю, которую передал дорийцам, своим последователям. Две нации «Монади» и «Дарди» были побеждены Диомедом вместе с двумя городами «Апина» и «Трика». [35]
Позже Диомед женился на дочери Давна Эйппе и имел двух сыновей по имени Диомед и Амфином. Некоторые говорят, что после разграбления Трои Диомед прибыл в Ливию (из-за бури), где был заключен в тюрьму царем Ликом (который планировал принести его в жертву Аресу). Говорят, что именно царская дочь Каллироя, освободив Диомеда из уз, спасла его. Говорят, что Диомед уплыл, не получив ни малейшего признания доброго поступка девушки, после чего она от горя покончила с собой с помощью повода . [36]
Города, основанные Диомедом
[ редактировать ]Греки и римляне приписывали Диомеду основание нескольких греческих поселений в Великой Греции на юге Италии : [37] Аргириппа или Арпи , Aequum Tuticum ( Ариано Ирпино ), Беневентум ( Беневенто ), Брундузий ( Бриндисиум ), Канузиум ( Каноса ), Венафрум ( Венафро ), Салапия , Спина , Гарганум , Сипус (близ Санта-Мария-ди-Сипонто ), [38] Гистоний ( Васто ) и Афродизия или Венузия ( Веноза ). Последнее было сделано как мирное приношение богине, включая храмы в ее честь. [39]
» Вергилия « Энеида описывает красоту и процветание царства Диомеда. Когда между Энеем и Турном разразилась война, Турн пытался убедить Диомеда помочь им в войне против троянцев. Диомед сказал им, что за свою жизнь он сражался с достаточным количеством троянцев, и призвал Турна, что лучше заключить мир с Энеем, чем сражаться с троянами. Он также сказал, что его цель в Италии – жить в мире. [40] Венул, один из посланников Латина, вспоминает миссию Диомеда после того, как они обратились к нему за помощью в войне против рутулийцев. Он утверждает, что, когда он нашел Диомеда, он закладывал фундамент своего нового города Аргириппы. [41] В конце концов Диомед говорит и заявляет, что в наказание за участие в Трое он так и не достиг своей родины Аргоса и никогда больше не видел свою любимую жену. Герой также утверждает, что его и его солдат преследуют птицы, птицы, которые раньше были его товарищами, и кричат везде, где бы они ни приземлились, включая морские скалы. [41] Овидий, напротив, пишет, что Венул напрасно пришел в дом изгнанного Диомеда, но возводил стены с благосклонностью Япигиана Давна, своего нового тестя, что сделало бы город Люцерией, а не Аргириппой. [42]
Поклонение и служение богам и героям Диомед распространил повсюду: в Аргосе и его окрестностях он приказал построить храмы Афины. [43] Его доспехи сохранились в храме Афины в Луцерии в Апулии, а его золотая цепь была показана в храме Артемиды в Певкеции. В Трезене он основал храм Аполлона Эпибатерия и учредил там Пифийские игры. [44] Другие источники утверждают, что у Диомеда была еще одна встреча со своим старым врагом Энеем, где он вернул Палладий троянцам.
Культ героя Диомеда
[ редактировать ]Культы героев стали гораздо более распространенным явлением с начала 8-го века до нашей эры и к последней четверти века они были широко распространены в нескольких греческих городах Средиземноморья. Культы Диомеда располагались преимущественно на Кипре, в Метапонте и других городах побережья Адриатического моря (археологические свидетельства культа героя Диомеда происходят в основном из этой области). Следы этого культа также существуют в таких регионах, как Кипр и в некоторых городах материковой Греции, учитывая надписи на вотивных подношениях, найденных в храмах и гробницах, но популярность наиболее очевидна на восточном побережье Италии. Этот культ распространился так далеко на восток в Средиземноморье из-за миграции ахейцев в 8 веке. [45] Наиболее отчетливые подношения герою действительно были найдены на острове Палагружа на Адриатике. [46]
Страбон утверждает, что вотивные подношения в даунском храме Афины в Люцерии содержали вотивные подношения, конкретно обращенные к Диомеду. [47]
Диомеду поклонялись как герою не только в Греции, но и на побережье Адриатики, как в Фуриях и Метапонте. В Аргосе, его родном месте, во время праздника Афины его щит носили по улицам как реликвию вместе с Палладием, а его статую омывали в реке Инах. [48]
Было два острова, названных в честь героя, Острова Диомеда , предположительно находящиеся в архипелаге Палагружа на Адриатике. Страбон упоминает, что один из них был необитаем. Отрывок из книги Элиана «О животных» объясняет значение этого острова и загадочных птиц, населяющих его. Страбон размышляет об особенностях этого острова, в том числе об истории, связанной с экскурсиями Диомеда, а также о регионах и народах, на которые он имел наибольшее влияние. Он пишет, что сам Диомед обладал суверенитетом над территориями вокруг Адриатики, приводя в качестве доказательства этого острова Диомеда, а также различные племена людей, поклонявшихся ему даже в новое время, включая хенетов и даунов. Хенеты приносили в жертву Диомеду белого коня в специальных рощах, где дикие животные приручались. [49]
Этот культ не получил широкого распространения; культы, подобные культам Геракла и Тесея, играли гораздо более заметную роль в греческом мире из-за преимуществ, которые они предоставляли своим последователям, и популярных мифологических традиций этих фигур.
Смерть
[ редактировать ]Страбон перечисляет четыре различных предания о жизни героя в Италии. Во-первых, он утверждает, что в городе Уриуме Диомед прокладывал канал к морю, когда его вызвали домой в Аргос. Он оставил город и свои начинания наполовину и отправился домой, где и умер. Вторая традиция утверждает обратное: он оставался в Уриуме до конца своей жизни. Третья традиция утверждает, что он исчез на Диомеде, необитаемом острове (названном в его честь) в Адриатике, где живут буревестники, которые раньше были его товарищами, что подразумевает своего рода обожествление. Четвертая традиция исходит от хенетов, которые утверждают, что Диомед остался в их стране и в конечном итоге достиг таинственного апофеоза. [47]
Одна легенда гласит, что после его смерти альбатросы собрались вместе и запели песню (их обычный призыв). Другие говорят, что его товарищи впоследствии превратились в птиц. Фамилия альбатросов Diomedeidae и название рода больших альбатросов Diomedea происходят от имени Диомеда. [50]
На острове Сан-Никола архипелага Тремити находится гробница эллинского периода, называемая гробницей Диомеда. По легенде, богиня Венера, увидев горький плач людей Диомеда, превратила их в птиц (Диомеда), чтобы они могли стоять на страже могилы своего царя. В фильме Феллини «8½» кардинал рассказывает эту историю актеру Марчелло Мастроянни. [ нужна ссылка ]
Бессмертие
[ редактировать ]Согласно постгомеровским рассказам, Афина даровала Диомеду которого бессмертие , она не дала его отцу. Пиндар упоминает об обожествлении героя в «Немее X», где говорится, что «златоволосая, сероглазая богиня сделала Диомеда бессмертным богом».
, чтобы достичь бессмертия, Схолиаст Немея X говорит, что Диомед женился на Гермионе , единственной дочери Менелая и Елены , и живет с Диоскурами как бессмертный бог, а также пользуется почестями в Метапонтуме и Фуриях . [51]
Ему поклонялись как божеству под разными именами в Италии , где его статуи существовали в Аргирипе , Метапонтуме , Фуриях и других местах. существовал храм, посвященный Диомеду, под названием « Тимаво На Адриатике » . [52] имеются В Греции также следы поклонения Диомеду.
Первые две традиции, перечисленные Страбоном, не дают никаких указаний на божественность, кроме как позднее, через культ героя, а две другие решительно заявляют о бессмертии Диомеда как о чем-то большем, чем просто культовый герой .
Загробная жизнь
[ редактировать ]
Есть менее известные версии загробной жизни Диомеда. Застольная песня в честь Гармодия, одного из знаменитых афинских тираноубийц, включает в себя упоминание о Диомеде как жителе Островов Блаженных, наряду с Ахиллом и Гармодием. [53]
В своем «Аде » Данте видит Диомеда в Восьмом круге ада , где «советники обмана» заключены навечно в листах пламени. В число его преступлений входит совет о краже Палладия и, конечно же, военная хитрость « Троянского коня» . Такое же проклятие наложено и на Одиссея , который наказан также за то, что подговорил Ахилла участвовать в Троянской войне, не сказав ему, что это неминуемо приведет к его гибели.
Легенда о Троиле и Крессиде
[ редактировать ]Диомед играет важную роль в средневековой легенде о Троиле и Крессиде, в которой он становится новым любовником девушки, когда ее отправляют в греческий лагерь, чтобы присоединиться к отцу-предателю. В « пьесе Шекспира Троил и Крессида» Диомед часто сражается из-за нее с Троилом.
См. также
[ редактировать ]- 1437 Диомед , малый астероид.
- Диомед Фракийский
- HMS Diomede — четыре британских корабля имени Диомеда.
- Военный корабль США «Диомед»
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Джонс, Дэниел; Роуч, Питер, Джеймс Хартман и Джейн Сеттер, ред. Кембриджский словарь английского произношения . 17-е издание. Кембриджский университет, 2006 г.
- ^ Дарес Фригий , 13 лет.
- ^ Аполлодор , 3.6
- ^ Аполлодор, 3.7
- ^ Оксфордский классический словарь , св. Адрастус
- ^ Jump up to: а б Цец Ликофрону , 999 ; Диктис Критский , 4.3
- ^ Гигин, Басни 81
- ^ Аполлодор, E.3.3
- ^ Диктис Крита, 1.20
- ^ Гигин, Басни 98
- ^ Аполлодор, E.3.21-2
- ^ Еврипид, Ифигения в Тельце 24–25.
- ↑ Вергилий , Энеида 2.82–99.
- ^ Cypria testimonium 30 [Бернабе] = Павсаний 10.31.2
- ^ "Киприя" фр. 27. Фрагменты греческого эпоса: с седьмого по пятый века до нашей эры, перевод М.Л. Уэста (Классическая библиотека Леба, 2003), 105.
- ^ Диктис Крита, 2.15 ; сравнить Паусанис, 10.31.1
- ^ Д.Б. Монро (ред.), Илиада: Книги I-XII, стр. 309
- ^ Илиада 13.277–278
- ^ Нассос Папалександру, Визуальная поэтика власти: воины, юноши и треножники в ранней Греции [Lanham: Lexington Books, 2005], 28–29
- ^ Аргумент «Эфиопис» 4. Фрагменты греческого эпоса, 113.
- ^ Диктис Крита, 5.4
- ^ Аргумент «Маленькой Илиады» 4. Фрагменты греческого эпоса, 123.
- ^ Вергилий, Энеида 2.163
- ^ Евстафий Гомеру, с. 822
- ^ Платон, Республика 493D
- ^ Аристофан , Ecclesiazusae 1029; Платон , Республика 493D; Зенобиус , 3,8
- ^ Плутарх , Квест. Греческий 48
- ^ Павсаний, 1.28.9
- ^ Сервий ад Энеида 2.166, 3.407, 4.427 и 5.81
- ^ Аргумент «Маленькой Илиады» 24. Фрагменты греческого эпоса, 137.
- ^ Схолия к Еврипиду Гекубе 41
- ^ Аргумент «возвращения» 1. Фрагменты греческого эпоса, 155.
- ^ Диктис Крита, 6.2 ; Цец Ликофрону, 609 ; Сервий в роли Энеиды 8.9
- ^ Цец ад Ликофрон, 602 г.
- ^ Плиний Старший, Естественная история 3.16 - Второй регион Италии.
- ^ Плутарх, Паралл. гр. и др. Рим. 23
- ^ Анна Паскуалини (1998). «Диомед в Лацио и легендарные традиции на основании Ланувио » Меланжи Французской школы в Риме. Античность . 110 (2). Рим: 663–679. doi : 10.3406/mefr.1998.2048 . ISSN 0223-5102 .
- ^ Сервий ад Энеида 8.9 и 11.246; Страбон, 6 стр. 283, 284; Плиний, HN 3.20; Джастин, 12,2
- ↑ Сервий о Вергилии , Энеида 11.246.
- ^ Павсаний, 1.11; Сервий ад Энеида 8.9
- ^ Jump up to: а б Вергилий, Энеида 11.246–247.
- ^ Овидий , Метаморфозы 14.457
- ^ Плутарх, на реке . 18; Павсаний, 2.24.2
- ^ Схолия ад Пиндар, Немейские оды 10.12; Скилакс , Перипл . п. 6; ср. Страбон, 5 с. 214
- ^ Фарнелл, Льюис Ричард. Греческие культы героев и идеи бессмертия. Чикаго: Ares Publishers Inc., 1921: 290).
- ^ Роберт Паркер, О греческой религии (Итака: издательство Корнеллского университета, 2011): 245.
- ^ Jump up to: а б Страбон, География 6.3.9. Перевод Горация Леонарда Джонса. Loeb Classical Press, 1923.
- ^ Каллимах, Лоэтри Палладос, строка 35., Фарнелл 1921: 290.
- ^ Страбон, География 5.1.9. Перевод Горация Леонарда Джонса. Loeb Classical Press, 1923.
- ^ Готч, А. Ф. (1995) [1979]. «Альбатросы, глупыши, буревестники и буревестники». Объяснение латинских названий. Руководство по научной классификации рептилий, птиц и млекопитающих . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: факты в архиве. п. 190. ИСБН 0-8160-3377-3 .
- ^ Дж. Б. Бери, Пиндар: Немейские оды (Амстердам: Адольф М. Хаккерт, 1965), 199.
- ^ Страбон, 5.1.9
- ^ Сколион 894. Взято из Надь 1999: 197.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Барбара, Себастьян (2023). Диомед за границей. по следам греческого героя на Западе . Париж: Les Belles Lettres. ISBN 9782251454375 .
- Шашель Кос, Марьета. «История благодарного волка и венецианских лошадей в географии Страбона . В: Studia Mythologica Славика 11 (октябрь, Словения. 2008. стр. 9–24). » География благодарному волку и венецианским лошадям в «Географии» Страбона .