Поликсена
В греческой мифологии Поликсена ( / p ə ˈ l ɪ k s ɪ n ə / ; древнегреческий : Πολυξένη , латинизированная : Poluxénē ) младшей дочерью царя Приама Трои была и его царицы Гекубы . [1] Она не появляется у Гомера , но у некоторых других классических авторов, хотя детали ее истории значительно различаются. После падения Трои она умирает, когда ее приносят в жертву греки на могиле Ахилла , с которым она была обручена и в смерти которого она была соучастницей во многих версиях. [2]
Описание
[ редактировать ]описал Поликсену Летописец Малала в своем отчете « Хронографии» как «высокую, чистую, очень белую, большеглазую, черноволосую, с длинными волосами, красивым носом и щеками, с цветущими губами, с маленькими ногами. девственница, обаятельная, очень красивая, ей было 18 лет, когда ее убили». [3] Между тем, в рассказе Дареса Фригийца она была изображена как «…светлая, высокая и красивая. ноги прямые, а ступни ее самые лучшие, превосходя всех других красотой, она оставалась совершенно простодушной и добросердечной женщиной». [4]
Миф
[ редактировать ]Поликсена считается троянской версией Ифигении , дочери Агамемнона и Клитемнестры . Ее нет в Гомера » «Илиаде , она появляется в произведениях более поздних поэтов. Оракул предсказал , что Троя не будет побеждена, если брат Поликсены, князь Троил , достигнет двадцатилетнего возраста. [ нужна ссылка ] Во время Троянской войны Поликсена и Троил попали в засаду, когда пытались набрать воду из фонтана, а Троил был убит греческим воином Ахиллом , который вскоре заинтересовался тихой прозорливостью Поликсены. [5]
Ахиллес, все еще оправлявшийся от смерти Патрокла , нашел слова Поликсены утешением, и позже ему было сказано пойти в храм Аполлона, чтобы встретиться с ней после ее молитв. Ахиллес, казалось, доверял Поликсене — он рассказал ей о своей единственной уязвимости: уязвимой пяте. [ нужна ссылка ] Позднее в храме Аполлона братья Поликсены, Парис и Деифоб , устроили засаду Ахиллу и выстрелили ему в пятку стрелой, пропитанной ядом; предположительно управляемый рукой самого Аполлона. [ нужна ссылка ]
Жертвоприношение Поликсены
[ редактировать ]Некоторые утверждали, что Поликсена покончила жизнь самоубийством после смерти Ахилла из-за чувства вины. [6] по мнению Еврипида Однако, в его пьесах «Троянские женщины» и «Гекуба» , знаменитая смерть Поликсены произошла в конце Троянской войны. Призрак Ахилла вернулся к грекам, чтобы потребовать человеческого жертвоприношения Поликсены, чтобы успокоить ветер, необходимый для отплытия обратно в Элладу. Ее должны были убить у подножия могилы Ахилла. Гекуба , мать Поликсены, выразила отчаяние по поводу смерти еще одной из своих дочерей. (Поликсена была убита вслед за почти всеми своими братьями и сестрами.)
Однако Поликсена стремилась умереть как жертва Ахиллу, а не жить как рабыня. Она успокоила свою мать и отказалась просить милостыню перед Одиссеем или обращаться с ней иначе, как с принцессой. Она попросила Одиссея успокоить ее мать, когда ее уводят. Девственность Поликсены имела решающее значение для чести ее персонажа, и ее описывали как храбро умирающую, когда сын Ахилла, Неоптолем , перерезал ей горло: она тщательно обернула вокруг себя одежду так, чтобы быть полностью покрытой, когда она умерла. [1]
«Вся толпа ахейского войска была там скопом перед гробом для заклания девушки твоей. Тогда сын Ахилла взял Поликсену за руку и поставил ее на вершину кургана. И я был рядом. Присутствовали избранные молодые люди из числа ахейцев, чтобы удержать вашу бедную девушку, если она будет сопротивляться. Тогда сын Ахилла взял в руки полный кубок, весь из золота, и вознес на высоту возлияние за своего умершего отца. Он дал мне знак призвать к молчанию все ахейское войско. И я встал посередине и сказал такие слова: «Молчите, ахейцы, пусть молчит все войско!» Тишина! Ни слова! И я заставил толпу замолчать. и он сказал: «О сын Пелея, отца моего, прими от меня это возлияние, вызывающее мертвых, и умилостивись». Приходите, чтобы вы могли выпить чистую темную кровь девственницы, которую мы с армией даем вам. Прояви к нам благосклонность и позволь нам развязать веревки, удерживающие корму наших кораблей, встретить благоприятное возвращение из Трои и все мы доберемся до родной земли». Так он сказал, и вся армия молилась вслед за ним. Затем, схватив свой меч из чистого золота за рукоять, он начал вытаскивать его из ножен и, кивнув, дал знак молодым людям, выбранным из греческой армии, схватить девушку. Но когда она увидела это, она произнесла такие слова: «Аргивяне, вы, разграбившие мой город, я счастлива умереть. Пусть никто не тронет мое тело, я смело подниму свою шею. Клянусь богами, оставь меня свободной, когда убьешь меня, чтобы я могла умереть свободной женщиной! Я принцесса, и мне было бы стыдно носить имя рабыни среди мертвых». Хозяин взревел в знак одобрения, и царь Агамемнон велел юношам отпустить девушку… Услышав этот приказ хозяина, она схватила свое платье и разорвала его от верха плеча до середины талии за пупок. Ее прекрасная грудь и грудь были обнажены, как у статуи, и, опустившись на колени на землю, она произнесла самые душераздирающие слова из всех: «Посмотри на меня! Если тебе хочется ударить эту грудь, юный Неоптолем, ударь ее сейчас, или если ты хочешь разрезать мне шею, вот мое горло уже готово». Из жалости к девушке он колебался между нежеланием и рвением, но затем перерезал ей горло своим мечом. Били источники крови. Но хотя она и умирала, она тем не менее очень старалась пасть скромно, скрывая то, что должно быть скрыто от глаз мужчин». [7]
В классическом искусстве
[ редактировать ]Несколько примеров греческих изображений можно с уверенностью идентифицировать как изображения жертвоприношения Поликсены. [9] Большинство из них изображают Поликсену, принесенную в жертву над могилой Ахилла. Однако некоторые детали графических свидетельств жертвоприношения намекают на различные и, возможно, более ранние версии мифа.
Например, на некоторых изображениях Поликсена изображена приносимой в жертву над алтарем, а не над гробницей, и один рельеф саркофага из Гюмюшчая, саркофаг Поликсены , датируемый ок. 500 г. до н.э. [10] изображен треножник, поставленный рядом с могилой. Эти детали были интерпретированы как указывающие на связь между курганом Ахилла и священной землей, посвященной Аполлону.
Постклассическое искусство
[ редактировать ]В искусстве Средневековья и Возрождения существовало множество изображений, часто в виде иллюстраций к « Боккаччо » De mulieribus claris . Приматиччо написал его в замке Фонтенбло (1541–47). Но эта тема стала более популярной в эпоху барокко, часто в сочетании с « Воздержанием Сципиона» . Пьетро да Кортона «заслужил себе репутацию» большой картиной 1625 года (ныне Капитолийская Пинакотека , 2,17×4,19 м). [11] Примеры включают картины Джованни Франческо Романелли и Шарля Ле Брюна (1647 г.) , оба находятся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Себастьяно Риччи планировал написать большую картину в 1720-х годах, но дальше учебы так и не пошел. [12] XVIII века венецианский художник Джованни Баттиста Питтони . Особенно увлекался этой темой [5] нарисовав не менее девяти вариантов четырех композиций. [11]
В большинстве версий Поликсена идет на смерть достойно, хотя часто с обнаженной грудью. Жертвоприношение может совершить жрец или Неоптолем. Как и в версиях Риччи, конная статуя над могилой Ахилла может находиться его , а также может присутствовать Агамемнон , выступавший против убийства, выражающий несогласие. Иногда рядом в воздухе витает призрак Ахилла. [5]
Статуя 1855–1865), обычно называемая «Похищение Поликсены» ( Пио Феди , которая занимает видное место в Лоджии Ланци во Флоренции, немного вводит в заблуждение из-за кажущегося изображенного насилия. Название относится не к сексуальному изнасилованию , а к более раннему определению слова, происходящему от латинского rapere (лежачий стебель raptum ), «вырвать, схватить, унести». [13] [14] Поликсены На нем не показано сексуальное изнасилование , а показано, что ее приказал убить Неоптолем, несмотря на протесты ее сидящей матери Гекубы. Тело на земле, что несколько анахронично, — либо ее брат Политес , либо, возможно, Гектор. В большинстве версий оба были убиты гораздо раньше и к этому моменту в различных историях похоронены. [15]
На сцене
[ редактировать ]История Поликсены представлена в «Гекубе» , Еврипида « Троаде» и Сенеки « Поликсене» , Софокла от которых сохранились лишь несколько фрагментов. [16] Помимо этих классических драм, есть:
- «Ахилл и Поликсена» — опера, начатая Жаном-Батистом Люлли , который умер от дирижерской травмы, закончив только первый акт. Он был завершен его учеником Паскалем Коллассом , а премьера состоялась в Париже в 1687 году.
- «Поликсен» — опера французского композитора Антуана Доверня , впервые исполненная в Парижской опере 11 января 1763 года.
- Поликсена также является персонажем «Троянцев» Гектора Берлиоза .
- Она упоминается Уильямом Шекспиром в «Троиле и Крессиде III», 3,207–215 и V, 1.40–43.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Дакворт, Джордж Э. (1976). «Поликсена». В Уильяме Д. Хэлси (ред.). Энциклопедия Кольера . Том. 19. Образовательная корпорация Макмиллан. п. 231.
- ↑ Холл, 254.
- ^ Малалас , Хронография 5.106
- ^ Дарес Фригий , История падения Трои 12
- ^ Перейти обратно: а б с Холл, 249; Агион и др., 242
- ^ Филострат, Героика
- ^ Еврипид (2000). Гекуба; Троянские женщины; Андромаха . Перевод Морвуда, Джеймса. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. строки 522–570. ISBN 0-19-283987-Х .
- ^ Роуз, Чарльз Брайан (2014). Археология греческой и римской Трои . Издательство Кембриджского университета. п. 79. ИСБН 9780521762076 .
- ^ М. Робертсон «Троил и Поликсен. Заметки о меняющейся легенде», в Ж.-П. Декскоудрес (ред.) Евмусия. Керамические и иконографические этюды в честь Александра Камбитоглу, Сидней, 1990, с. 64-65
- ^ Сенвинч, Н. (1996). «Новый саркофаг Поликсены из раскопок в Гюмюшчае». Студия Тройка . 6 : 251–64.
- ^ Перейти обратно: а б Милонопулос, 61 год
- ^ « Жертвоприношение Поликсены ок. 1726–30» , Королевская коллекция
- ^ Коринн Дж. Сондерс, Изнасилование и изнасилование в литературе средневековой Англии , Boydell & Brewer, 2001, стр. 20.
- ^ Кейт Берджесс-Джексон, Самое отвратительное преступление: новые философские эссе об изнасиловании , Oxford University Press, Нью-Йорк, 1999, стр. 16.
- ^ «Изнасилование Поликсены» , The Illustrated London News , стр. 97, 25 января 1868 г.; «Турист сломал палец на картине Уффици «Похищение Поликсены»» , The History Blog
- ^ ЭБ
Источники
[ редактировать ]- Древний
- Слуга В «Энеиде» , III.321.
- Сенека Троада , 1117–1161 гг.
- Овидий. Метаморфозы , xiii.441–480.
- Современный
- Агион И., Барбийон К., Лиссараг Ф., Боги и герои классической древности , Иконографические справочники Фламмариона, 1996, ISBN 2080135805
- «ЭБ»: Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- Холл, Джеймс, Словарь предметов и символов Холла в искусстве , 1996 (2-е изд.), Джон Мюррей, ISBN 0719541476
- Милонопулос, Дж. «Жертвы крови? Иконография человеческих жертвоприношений в греческом искусстве», Человеческие жертвоприношения в межкультурных перспективах и представлениях , ред. П. Боннешер и Р. Ганье, Presses Universitaires de Lieges, 2013], стр. 61–86.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Жертвоприношение Поликсены — Картина Джованни Баттисты Питтони (из музея Гетти )