Пьетро да Кортона
Пьетро да Кортона | |
---|---|
Рожденный | Пьетро Берреттини 1 ноября 1596 или 1597 г. |
Умер | 16 мая 1669 г. Рим, Папская область | (72 года)
Национальность | итальянский |
Известный | Живопись и архитектура |
Движение | Барокко |
Пьетро да Кортона (англ. Итальянский: [ˈpjɛːtro da (k)korˈtoːna] ; 1 ноября 1596 или 1597 г. [1] - 16 мая 1669 г. [2] ) — итальянский художник и архитектор эпохи барокко . Наряду со своими современниками и соперниками Джан Лоренцо Бернини и Франческо Борромини , он был одной из ключевых фигур в возникновении архитектуры римского барокко . Он также был важным дизайнером внутреннего убранства.
Он родился Пьетро Берреттини , но известен прежде всего по имени своего родного города Кортона в Тоскане . [3] Работал в основном в Риме и Флоренции . Он наиболее известен своими фресками на потолках, таких как свод салона или главного салона Палаццо Барберини в Риме, а также выполнил обширные живописные и декоративные схемы для семьи Медичи во Флоренции и для отцов-ораторианцев в церкви Санта-Мария в Риме. Валличелла в Риме. Он также написал множество полотен. Было построено лишь ограниченное количество его архитектурных проектов, но, тем не менее, они столь же самобытны и изобретательны, как и проекты его конкурентов.
Биография
[ редактировать ]Ранняя карьера
[ редактировать ]Берреттини родился в семье ремесленников и каменщиков. [4] в Кортоне , тогда городе в Великом Герцогстве Тоскана . Он обучался живописи во Флоренции у Андреа Коммоди , но вскоре около 1612/3 года отправился в Рим, где присоединился к студии Баччо Чарпи . Он занимался фресками в Палаццо Маттеи в 1622–1623 годах под руководством Агостино Чампелли , и кардинал Орсини заказал ему « Поклонение пастухов» (около 1626 года) для Сан-Сальваторе в Лауро .
В Риме его поддерживали многие известные покровители. По словам биографов Кортоны [5] его подаренная копия Рафаэля « Галатея » фрески [6] привлек к нему внимание Марчелло Саккетти , папского казначея во время папства Урбана VIII . Такие контакты помогли ему получить ранний крупный заказ в Риме (1624–1626) — роспись фрески в церкви Санта-Бибиана , которая ремонтировалась под руководством Бернини . В 1626 году семья Саккетти наняла Кортону для написания трех больших полотен: «Жертвоприношение Поликсены» , «Триумф Вакха» и «Похищение сабинянок» (последнее, ок. 1629 г.), [7] и написать серию фресок на вилле Саккетти в Кастельфусано , недалеко от Остии , используя команду, в которую входил молодой Андреа Сакки . На орбите Саккетти он встретил Папу Урбана VIII и кардинала Франческо Барберини , папского племянника, и их покровительство Кортоне предоставило ему широкие возможности продемонстрировать свои способности художника фресок и холстов.
Большой салон Палаццо Барберини
[ редактировать ]Циклы фресок были многочисленными в Риме Кортоны; многие представляли собой «quadri riportati» или нарисованные эпизоды в рамах, имитирующие холсты, которые можно найти на потолке Сикстинской капеллы или в картине Аннибале Карраччи « Любовь богов» в галерее Палаццо Фарнезе (завершено в 1601 году). В 1633 году папа Урбан VIII (Маффео Барберини) заказал в Кортоне большую фреску для потолка главного салона семейного дворца Барберини ; Палаццо Барберини . [8] Он был завершен шесть лет спустя, после влиятельного визита Кортоны в северную Италию, где он воочию увидел перспективные работы Паоло Веронезе и цветовую палитру Тициана .
Кортоны Огромная «Аллегория Божественного провидения и силы Барберини» знаменует собой переломный момент в живописи барокко. Следуя архитектуре комнаты, он создал нарисованную иллюзию открытого воздушного архитектурного каркаса, на котором расположены фигуры, обычно видимые «al di sotto in su », по-видимому, входящие в саму комнату или парящие высоко над ней. Орнаментированный архитектурный каркас по существу образует пять отсеков. Центральная и наиболее значительная часть посвящена прославлению правления Урбана VIII в светлой сцене, наполненной аллегорическими фигурами и семейными гербами Барберини.
Иллюзия пространственного расширения посредством краски, грандиозная тема и мастерство исполнения могли только поразить и поразить посетителя. Кортоны, Однако панегирические феерии-обманки возможно, менее популярны в мире, знакомом с минимализмом и тому подобным, но они являются предшественниками солнечных фигур и херувимов, наполненных излишествами рококо . Они заметно контрастируют с более темным натурализмом, заметным в работах Караваджисти , и с классическими композициями таких художников, как Доменикино и Андреа Сакки , и напоминают нам, что живопись барокко могла быть величественной в эпической манере и яркой по духу.
Фрески Палаццо Питти
[ редактировать ]Кортоне покровительствовала тосканская община в Риме, поэтому неудивительно, что когда он проезжал через Флоренцию попросил его в 1637 году, Фердинандо II Медичи, великий герцог Тосканы, написать серию фресок, изображающих Овидия «Четыре возраста человека» в небольшом Зале делла Стуфа, комнате Палаццо Питти . Первые две фрески изображали «веки» золота и серебра. [9] В 1641 году его отозвали для написания фресок «Бронзового века» и «Железного века». Говорят, что при создании аллегорических рисунков им руководил Микеланджело Буонарроти Младший . [10]
Таким образом, он начал работу над украшением великогерцогских приемных на первом этаже Палаццо Питти, ныне являющегося частью Палатинской галереи. В этих пяти планетарных комнатах иерархическая последовательность божеств основана на космологии Птоломея; Венера, Аполлон, Марс, Юпитер (Тронный зал Медичи) и Сатурн, но без Меркурия и Луны, которые должны были появиться раньше Венеры. [11] Программу Планетарных залов подготовил Франческо Рондинелли , член кружка Микеланджело Буонарроти Младшего. [12] Эти богато украшенные потолки с фресками и сложной лепниной, по сути, прославляют родословную Медичи и дарование добродетельного лидерства. [13] Пьетро покинул Флоренцию в 1647 году, чтобы вернуться в Рим, а его ученику и соратнику Чиро Ферри пришлось завершить цикл к 1660-м годам. [14]
Поздние работы
[ редактировать ]В течение ряда лет Кортона десятилетиями участвовал в украшении потолочных фресок в Ораторианской Кьеза Нуова ( Санта-Мария-ин-Валичелла ) в Риме, работа не была завершена до 1665 года. [15] Другие фрески находятся в Палаццо Памфили на площади Пьяцца Навона (1651–1654 гг.).
В 1660 году он выполнил «Побивание камнями святого Стефана» для церкви Сант-Амброджо делла Массима в Риме. В настоящее время работа висит в Эрмитаже . [16]
К концу своей жизни он посвятил большую часть своего времени архитектуре , но в 1652 году опубликовал трактат о живописи под псевдонимом и в сотрудничестве. Он отказался от приглашений во Францию и Испанию.
Дебаты с Андреа Сакки
[ редактировать ]Он был избран директором Академии гильдии художников Святого Луки в Риме в 1634 году. Именно в Академии в 1636 году Кортона и Андреа Сакки были вовлечены в теоретические споры относительно количества фигур, уместных в нарисованном произведении. [17]
Сакки выступал за небольшое количество фигур, поскольку считал, что невозможно придать значимую индивидуальность, особую роль более чем нескольким фигурам в сцене. Кортона, с другой стороны, лоббировал искусство, которое могло бы объединить множество подсюжетов с центральной концепцией. Он также, вероятно, рассматривал возможность использования множества человеческих фигур в качестве декоративных деталей или для представления общей концепции. Известно , что в контексте этой дискуссии французский художник Николя Пуссен посмеялся над дискуссией о фиксированных числах. [18] Другие видели в этой дихотомии давнюю дискуссию о том, связано ли визуальное искусство с теоретическими принципами и предназначено для повествования полной истории, или же это живописная декоративная попытка, призванная доставлять удовольствие чувствам. Кортона был директором Академии с 1634 по 1638 год.
Кортона также внес свой вклад во Флоренцию вместе с богословом и иезуитом Джандоменико Оттонелли под названием « Трактат о живописи и скульптуре, использовании и злоупотреблениях: составлен богословом и художником». [19] (Стамперия, Джованни Антонио Бонарди, Флоренция, 1652 г.). Авторство последующих изданий приписывают Кортоне.
Ученики
[ редактировать ]Кортона нанял или обучил многих выдающихся художников, которые затем распространили его величественный стиль манер. Помимо Чиро Ферри , в его студии работали и другие:
Художник | Даты | Место рождения | Источник |
---|---|---|---|
(ЧАС) | |||
Карло Асенци | 17 век | Рим, Дженназано | Другой |
Лаззаро Бальди | 1623–1703 | Пистойя переехала в Рим. | (В)(Ж) |
Маркантонио Беллавиа | 17 век | [20] | |
Франческо Бонифацио | (В)(Ж) | ||
Лоренцо Берреттини (племянник Кортоны) | Флоренция | (В) | |
Джованни Вентура Боргези | 1640–1708 | Рим | (В)(Ж) |
Джованни Мария Боттала | 1613- | Неаполь | (ЧАС) |
Андреа Камассии | 1602–1649 | Беванья переехал в Рим. | (В) |
Привет Кастеллуччи | 1608–1672 | Флоренция | (В)(Ж) |
Карло Чезио | 1626–1686 | (В)(Ж) | |
Джованни Коли | ?-1681 | (В)(Ж) | |
Гульельмо Кортезе (Боргоньоне) | (В)(Ж) | ||
Винченцо Дандини | 1607- | Флоренция | (Ж)(Ж) |
Николас Дюваль | 1644- | Гаага | (ЧАС) |
Онофрио Габриэлли | 1616–1706 | Мессина | (ЧАС) |
Камилло Габриэлли | (В) | ||
Джачинто Джиминьяни | 1611–1681 | Пистойя переехала в Рим. | (В)(Ж) |
Филиппо Герарди | 1643–1701 | (В)(Ж) | |
Паоло Жисмонди | 1612–1685 | Перуджа | (В)(Ж) |
Лука Джордано | 1632 | Неаполь | (ЧАС) |
Джованни Баттиста Ланжетти | 1635–1676 | Генуя | (ЧАС) |
Пьетро Лукателли | (В) | ||
Джованни Марраччи | 1637–1704 | Лукка | (В)(Ж) |
Ливио Мехус (Lieven Mehus) | 1630–1691 | (Активная Флоренция) | (В)(Ж) |
Джованни Баттиста Натали | 1630–1700 | (ЧАС) | |
Адриано Палладино | 1610–1680 | Кортона | (МБ) |
Бартоломео Паломмо | 1612- | Рим | (ЧАС) |
Пио Паолино | ? -1681 | Удине | (ЧАС) |
Родомонте Паскино Пьери | Работал около 1680 г. | Веллано | [21] |
Джованни Квальята | 1603–1673 | Мессина | [22] [23] |
Джованни Франческо Романелли | 1617–1662 | (В)(Ж) | |
Пьетро Паоло Бальдини | (13) | (В)(Ж) | |
Рафаэлло Ванни | (В) | ||
Адриано Забарелли | (В) |
Романелли и Камассии также тренировались под руководством Доменикино. Джованни Мария Боттала был одним из его помощников на потолке Барберини. Источники для (W); [24] в то время как источники для (H). [25] [26] Источником для MB является Биографический и критический словарь художников и граверов (том II LZ). [27]
Архитектурные проекты
[ редактировать ]Среди наиболее важных архитектурных проектов Кортоны — церковь Санти-Лука-э-Мартина (завершена в 1664 году) и церковь Академии Сан-Лука , расположенная на Римском форуме . В то время как Кортона был директором Академии в 1634–1638 годах, он получил разрешение на раскопки в склепе церкви, что, вероятно, привело к ошибочному обнаружению останков, приписываемых римскому мученику первого века и Святой Мартине . Это открытие привело к дальнейшему финансированию строительства церкви. По конструкции он представляет собой почти греческий крест с четырьмя почти идентичными крыльями, отходящими от поразительного центрального купола. Большая часть наземной конструкции не украшена, а верхняя часть замысловато украшена. Преобладающе вертикальному декору фасада придает живость горизонтальная выпуклость. В своем завещании этот холостяк назвал эту церковь своей любимой дочерью .
Он также отремонтировал внешний вид древней церкви Санта-Мария-делла-Паче (1656–1667) и фасад (с необычной лоджией ) церкви Санта-Мария-ин-Виа Лата (около 1660 г.).
Еще одной влиятельной работой своего времени стал дизайн и украшение виллы Пиньето по заказу маркиза Саккетти. [28] Этот садовый дворец или казино по-новому собрал в себе множество особенностей, в том числе садовый фасад с выпуклыми рукавами, богато украшенные ниши и сложные многоярусные лестницы, окружающие фонтан.
Анатомические пластины
[ редактировать ]Прежде чем стать известным архитектором, Пьетро рисовал анатомические пластины, которые были выгравированы и опубликованы только через сто лет после его смерти. Сейчас считается, что пластины в Tabulae anatomicae были созданы около 1618 года. Драматические и тщательно изученные позы фигур соответствуют стилю других художников-анатомистов эпохи Возрождения в стиле барокко, хотя нигде такой подход не находит более полного выражения, чем в эти пластины.
Галерея
[ редактировать ]- Богородица с младенцем и святыми
- Мученичество Святого Лаврентия
- Анания возвращает зрение святому Павлу
- Возвращение Агари
- Ангел-хранитель
- Побивание камнями святого Стефана
- Явление Венеры в образе охотницы Энею
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Его традиционный год рождения — 1596, но, поскольку он был крещен 27 ноября 1597 года, в некоторых более поздних книгах о Кортоне год его рождения указан как 1597, как, например, Пьетро да Кортона 1597–1669 , Ло Бьянко А. (ред.) , Электа, 1997.
- ^ Гамба, Карло (1935). «ПЕТР из Кортоны» . Итальянская энциклопедия (на итальянском языке).
- ^ Коннорс 1982, с. 455.
- ↑ В последнюю группу входил его дядя Филиппо Берреттини.
- ^ Например, Джованни Бальоне Vite de' Pittore Scultori ed Architetti с 1641 по 1673 год , Гесс Дж. Лейпциг и Вена, 1934 г.
- ^ Фреска Галатеи работы Рафаэля находится на вилле Фарнезина в Риме.
- ↑ Эти три полотна сейчас находятся в Капитолийском музее.
- ↑ Палаццо Барберини сейчас является Национальной галереей античного искусства в Риме.
- ^ [1] Архивировано 14 декабря 2004 г. в Wayback Machine.
- ^ Итальянская энциклопедическая библиотека , Том 14, Николо Беттони; Милан (1831 г.); стр. 130.
- ^ Кэмпбелл, Малькольм, Пьетро да Кортона во дворце Питти. Исследование планетарных комнат и связанные с ним проекты , Princeton University Press, 1977, стр. 78
- ^ Виттковер, Рудольф (1980). Искусство и архитектура в Италии, 1600–1750 гг . Книги о пингвинах . п. 253. ИСБН 9780140561166 .
- ^ Кэмпбелл, М. 1972, с. 146-154
- ^ Пьетро Берреттини - в Католической энциклопедии статья
- ^ видел здесь
- ^ «Забивание камнями святого Стефана (1660 г., Пьетро да Кортона), искусство – 4 Еноха: Интернет-энциклопедия иудаизма Второго Храма» . www.4enoch.org . Архивировано из оригинала 18 июля 2012 года . Проверено 3 февраля 2022 г.
- ^ Виттковер, Р. Искусство и архитектура в Италии 1600–1750, Пеликан, 263–5.
- ^ Джан Пьетро Беллори, «Жизнь Николя Пуссена» в книге «Жизни современных художников, скульпторов и архитекторов» (Cambridge University Press: 2010), стр. 323.
- ^ Оттонелли, Джулио (1652). Трактат о живописи и скульптуре, их использовании и злоупотреблениях – Джулио Оттонелли, Пьетро да Кортона – Google Книги . Проверено 17 июля 2014 г.
- ^ Тикоцци, Стефано (1830). Словарь архитекторов, скульпторов, художников, резчиков по меди и камню, чеканщиков медалей, мозаичистов, ниллеров, инкрустаторов всех эпох и всех народов . Том 1. Гаэтано Скиепатти. п. 135.
- ^ История Валь-ди-Ньеволе от зарождения Пеши до 1818 года , (1846), стр. 389.
- ^ Сусинно, Франческо (1960). Феличе Ле Монье. и. Жизнеописания художников Мессины; текст, введение и библиографические примечания Валентино Мартинелли. Италия (первоначально опубликовано в Италии в 1724 году): Флоренция.
- ^ Квальята, Яна (2006). Джамбаттиста Квальята, художник и архитектор 17 века. Монца, Италия: Напечатано компанией Quick Printing.
- ^ Виттковер Р. стр. 543 и стр. 550.
- ^ Дж. Р. Гоббс, с. 58.
- ^ * Гоббс, Джеймс Р. (1849). Руководство коллекционера картин; Словарь художников . Лондон: Т. и В. Бун. стр. 63–65 .
- ^ Брайан, Майкл (1889). Уолтер Армстронг; Роберт Эдмунд Грейвс (ред.). Словарь художников и граверов, биографический и критический . Том. II ЛЗ. Лондон: Джордж Белл и сыновья.
- ^ Роберто. «Казино маркизе Саккетти в Пиньето» . Romeartlover.it . Проверено 17 июля 2014 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Коннорс, Джозеф (1982). «Кортона», Пьетро Берреттини из « Плачека », 1982 г.; том. 1, стр. 455–466.
- Коннорс, Джозеф (1998). «Пьетро да Кортона 1597–1669». Журнал Общества историков архитектуры : 318–321. дои : 10.2307/991350 . JSTOR 991350 .
- Хаскелл, Фрэнсис (1980). Меценаты и художники; Искусство и общество в Италии в стиле барокко . Издательство Йельского университета. стр. 38–40, 60–62 . ISBN 9780064300094 .
- Луара, Стефан (1998). «Пьетро да Кортона». Журнал Берлингтон : 219–222.
- Мерц, Йорг Мартин (2008). Пьетро да Кортона и архитектура римского барокко . Нью-Хейвен; Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 9780300111231 .
- Плачек, Адольф К., редактор (1982). Энциклопедия архитекторов Macmillan . Лондон: Макмиллан. ISBN 9780029250006 .
- Рендина, Клаудио (2000). Энциклопедия Рима . Рим: Ньютон Комптон.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с картинами Пьетро да Кортона, на Викискладе?
- Анатомические карты
- Пьетро да Кортона, Проект Quarantore в Сан-Лоренцо-ин-Дамазо , около 1632 г.
- Пьетро да Кортона
- Итальянские архитекторы в стиле барокко
- Итальянские художники эпохи барокко.
- Итальянские дизайнеры интерьера
- 1590-е годы рождения
- 1669 смертей
- Архитекторы из Лацио
- Художники из Рима
- Люди из Кортоны
- Итальянские художники-мужчины
- Итальянские архитекторы 17 века.
- Итальянские художники 17 века.
- Архитекторы римско-католических церквей
- Итальянские католики
- Католические художники