Франческо Борромини
Франческо Борромини | |
---|---|
Рожденный | Франческо Кастелли 25 сентября 1599 г. |
Умер | 2 августа 1667 г. | (67 лет)
Занятие | Архитектор |
Здания | Сан-Карло алле Кватро Фонтане , Сант-Аньезе-ин-Агоне , Сант-Иво алла Сапиенца , Оратория Филиппини |
Франческо Борромини ( / ˌ b ɒr ə ˈ m iː n i / , [1] Итальянский: [franˈtʃesko borroˈmiːni] ), имя Франческо Кастелли (англ. Итальянский: [kaˈstɛlli] ; 25 сентября 1599 г. - 2 августа 1667 г.), [2] был итальянским архитектором, родившимся в современном швейцарском кантоне Тичино . [3] который вместе со своими современниками Джан Лоренцо Бернини и Пьетро да Кортона был ведущей фигурой в возникновении архитектуры римского барокко . [4] [5]
Усердно изучая архитектуру Микеланджело и руины античности, Борромини разработал изобретательную и самобытную, хотя и несколько своеобразную архитектуру, используя манипуляции с классическими архитектурными формами, геометрические обоснования в своих планах и символические значения в своих зданиях. Похоже, у него было четкое понимание структур, которого, возможно, не хватало Бернини и Кортоне, которые в основном обучались в других областях изобразительного искусства. Его рисунки мягким грифелем особенно характерны. Судя по всему, он был ученым-самоучкой и к концу своей жизни собрал большую библиотеку.
Его карьера была ограничена его личностью. В отличие от Бернини, который легко принял на себя мантию обаятельного придворного, выполняя важные поручения, Борромини был меланхоличным и вспыльчивым, что приводило к тому, что он отказывался от некоторых должностей. [6] Его противоречивый характер привел его к самоубийству в 1667 году.
Вероятно, потому, что его работа была своеобразной, его последующее влияние не было широко распространено, но проявляется в пьемонтских работах Гуарино Гуарини и, как слияние с архитектурными модами Бернини и Кортоны, в архитектуре позднего барокко Северной Европы. [7] Более поздние критики барокко, такие как Франческо Милиция и английский архитектор сэр Джон Соун , особенно критически относились к работам Борромини. С конца девятнадцатого века интерес к работам Борромини возродился, и его архитектура стала цениться за свою изобретательность.
Ранняя жизнь и первые работы
[ редактировать ]Борромини родился в Биссоне . [8] недалеко от Лугано в сегодняшнем Тичино , который в то время был юрисдикцией Швейцарской Конфедерации . Он был сыном каменщика и сам начал свою карьеру каменщиком. Вскоре он отправился в Милан, чтобы учиться и практиковать свое ремесло. [9] Он переехал в Рим в 1619 году и начал работать на Карло Мадерно , своего дальнего родственника, в соборе Святого Петра , а затем и в Палаццо Барберини . Когда Мадерно умер в 1629 году, он и Пьетро да Кортона продолжили работу над дворцом под руководством Бернини. Как только он обосновался в Риме, он изменил свое имя с Кастелли на Борромини, имя, происходящее от семьи его матери и, возможно, также из уважения к святому Карлу Борромео . [10]
Основные работы
[ редактировать ]Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане (Сан-Карлино)
[ редактировать ]В 1634 году Борромини получил свой первый крупный независимый заказ на проектирование церкви, монастыря и монастырских построек Сан-Карло алле Кватро Фонтане (также известного как Сан-Карлино). расположенный на Квиринальском Комплекс, холме в Риме, был спроектирован для испанских тринитаристов , религиозного ордена. Первыми были завершены монастырские постройки и монастырь, после чего в период 1638-1641 гг. велось строительство церкви, а в 1646 г. она была посвящена Сан-Карло Борромео. Многие считают церковь образцовым шедевром архитектуры римского барокко. Сан-Карлино удивительно мал, учитывая его значение для архитектуры барокко; было отмечено, что все здание вписалось бы в один из опор купола собора Святого Петра . [11] [12] [13]
Сайт был непростым; это был угловой участок, и пространство было ограничено. Борромини расположил церковь на углу двух пересекающихся дорог. Хотя идея змеевидного фасада, должно быть, возникла довольно рано, вероятно, в середине 1630-х годов, он был построен только к концу жизни Борромини, а верхняя часть была завершена только после смерти архитектора.
Борромини разработал сложный план церкви из взаимосвязанных геометрических конфигураций, типичный прием Борромини для построения планов. В результате создается впечатление, что внутренние нижние стены переплетаются, частично намекая на крестообразную форму, частично на шестиугольную и частично на овальную форму; геометрические фигуры, которые явно присутствуют в куполе выше. [14] [15] Область подвесок отмечает переход от нижнего ордера стены к овальному проему купола. Освещенные скрытыми от зрителя внизу окнами, переплетающиеся восьмиугольники, кресты и шестиугольники уменьшаются в размерах по мере того, как купол поднимается к фонарю с символом Троицы.
Ораторское искусство Святого Филиппа Нери (Ораторское искусство Филиппин)
[ редактировать ]В конце шестнадцатого века Конгрегация филиппинцев (также известная как ораторианцы) перестроила церковь Санта-Мария-ин-Валличелла (известную как Кьеза Нуова - новая церковь) в центре Рима. В 1620-х годах на территории, прилегающей к церкви, отцы заказали проект собственной резиденции и молельни (или оратории по-итальянски), в которой можно было бы проводить свои духовные упражнения. Эти упражнения сочетали проповедь и музыку в форме, которая стала чрезвычайно популярной и оказала большое влияние на развитие музыкальной оратории.
Архитектор Паоло Маручелли составил планы этого места (которые сохранились), и строительство ризницы было начато в 1629 году и использовалось к 1635 году. Однако после существенного пожертвования в январе 1637 года архитектором был назначен Борромини. [16] К 1640 году ораторское искусство уже использовалось, была принята более высокая и богатая башня с часами, а к 1643 году перенесенная библиотека была завершена. Яркий кирпичный изогнутый фасад, примыкающий к входу в церковь, имеет необычный фронтон и не совсем соответствует молельному залу за ним. Белый интерьер молельни имеет ребристый свод и сложную композицию стен из пилястр, а также отдельно стоящих колонн, поддерживающих балконы первого уровня. Позднее алтарная стена была существенно переработана.
Отношения Борромини с ораторианцами часто были напряженными; были жаркие споры по поводу дизайна и выбора строительных материалов. К 1650 году ситуация достигла апогея, и в 1652 году ораторианцы назначили другого архитектора.
Однако с помощью своего друга-ораториста и ректора Вирджилио Спада Борромини задокументировал свой собственный отчет о строительстве оратории и резиденции, и иллюстрированная версия была опубликована на итальянском языке в 1725 году. [17]
Сант-Иво алла Сапиенца
[ редактировать ]С 1640 по 1650 год он работал над дизайном церкви Сант-Иво алла Сапиенца и ее внутреннего двора недалеко от Ла Сапиенца Римского университета дворца . Первоначально это была церковь римского Архигиннасио . Первоначально он был рекомендован для комиссии в 1632 году его тогдашним руководителем работ в Палаццо Барберини Джаном Лоренцо Бернини . Это место, как и многие другие в тесном Риме, сталкивается с проблемой внешних перспектив. Он был построен в конце Джакомо делла Порта длинного двора . Купол и кохлеарный шпиль своеобразны и отражают своеобразные архитектурные мотивы, отличающие Борромини от современников. Внутри неф имеет необычный централизованный план, окруженный чередующимися карнизами с вогнутыми и выпуклыми концами, ведущими к куполу, украшенному линейными рядами звезд и путти. Геометрия конструкции – симметричная шестиконечная звезда; из центра пола карниз выглядит как два равносторонних треугольника, образующих шестиугольник, но три вершины имеют форму клевера, а остальные три вогнуто срезаны. Самые внутренние столбцы — это точки на круге. Сочетание лихорадочных и динамичных эксцессов в стиле барокко с рационалистической геометрией прекрасно подходит для церкви в папском высшем учебном заведении.
Сант-Аньезе-ин-Агоне
[ редактировать ]Борромини был одним из нескольких архитекторов, участвовавших в строительстве церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне в Риме. Последующие архитекторы не только изменили некоторые из его проектных замыслов, но и конечным результатом стало здание, которое, к сожалению, отражает сочетание различных подходов.
Решение о восстановлении церкви было принято в 1652 году в рамках Папы Иннокентия X проекта по расширению площади Пьяцца Навона , городского пространства, на которое выходил его фамильный дворец, Палаццо Памфили . Первые планы церкви Греческого Креста были составлены Джироламо Райнальди и его сыном Карло Райнальди , которые перенесли главный вход с Виа ди Санта-Мария-дель-Анима на площадь Пьяцца Навона. Фундамент был заложен, и большая часть стен нижнего уровня была построена, когда Райнальди были уволены из-за критики проекта, а на их место был назначен Борромини. [18]
Борромини применил гораздо более новаторский подход к фасаду, который был расширен, включив в него части соседнего Палаццо Памфили и освободив место для двух его колоколен. [19] Строительство фасада дошло до уровня карниза, а купол завершился до фонаря. Внутри он разместил колонны напротив опор нижнего ордера, который в основном был завершен.
В 1655 году Иннокентий X умер, и проект потерял ход. В 1657 году Борромини подал в отставку и был отозван Карло Райнальди, который внес в проект Борромини ряд существенных изменений. Дальнейшие изменения были внесены Бернини, включая фронтон фасада. В 1668 году Карло Райнальди вернулся в качестве архитектора, и Чиро Ферри получил заказ на роспись внутренней части купола, что весьма маловероятно, что Борромини намеревался. Также были добавлены дополнительные крупномасштабные скульптуры и цветной мрамор; опять же, они не являются частью дизайнерского репертуара Борромини, который был ориентирован на архитектурные и символические мотивы белой лепнины. [20]
Часовня Ре Волхвов Пропаганды Фиде
[ редактировать ]Колледж распространения веры или пропаганды Fide в Риме включает в себя часовню Ре Волхвов работы Борромини, которую историки архитектуры обычно считают одним из его наиболее пространственно единых архитектурных интерьеров. [21]
Часовня заменила небольшую овальную часовню, спроектированную его соперником Бернини, и была последней работой в карьере Борромини; он был назначен архитектором в 1648 году, но строительство часовни началось только в 1660 году, и хотя основные работы были завершены к 1665 году, некоторые украшения были закончены после его смерти.
Его фасад на Виа ди Пропаганда Фиде состоит из семи пролетов, разделенных гигантскими пилястрами. Центральный отсек представляет собой вогнутый изгиб и вмещает главный вход во двор и комплекс колледжа: вход в часовню слева и в колледж справа.
Другие работы
[ редактировать ]Работы Борромини включают:
- Интерьер базилики Сан-Джованни ин Латерано
- Часовня Спада, Сан-Джироламо-делла-Карита (атрибуция не установлена)
- Палаццо Спада (трюковая перспектива)
- Палаццо Барберини (окна верхнего уровня и овальная лестница)
- Санти Апостоли, Неаполь – Алтарь Филамарино
- Сант-Андреа-делле-Фратте
- Ораторское искусство филиппинцев
- Палаццо Карпенья, Рим (портик и портал первого этажа, винтовой пандус, ведущий на верхние этажи)
- Колледж распространения веры [22]
- Санта-Мария-деи-Сетте-Долори, Рим.
- Санта-Мария-алла-Порта, Милан – портал и тимпан
- Сан-Джованни-ин-Олео (реставрация)
- Палаццо Джустиниани (с Карло Фонтана )
- Фасад и лоджия Палаццо Фальконьери
- Санта-Лючия-ин-Сельчи (реставрация)
- Базилика Святого Петра (ворота часовни Святого Причастия и, возможно, части балдахина)
Смерть и эпитафия
[ редактировать ]Летом 1667 года, после завершения строительства капеллы Фальконьери (часовни Главного алтаря) в Сан-Джованни-деи-Фьорентини , Борромини покончил жизнь самоубийством в Риме, выхватив меч, прислонив рукоять к своей кровати и упав на нее «с таким силу, что оно врезалось в [его] тело, с одной стороны на другую» [23] Возможно, это произошло в результате нервных расстройств и депрессии. Архитектор назначил кардинала Ульдерико Карпенья исполнителем своей воли и завещал ему деньги и предметы значительной ценности «за», как он писал, «за мой бесконечный долг перед ним». [24] Прелат был бывшим покровителем, заказавшим Борромини важные работы по преобразованию и расширению своего дворца в Фонтане Треви . В своем завещании Борромини написал, что не хочет, чтобы на его похоронах было указано какое-либо имя, и выразил желание быть похороненным в могиле своего родственника Карло Мадерно в Сан-Джованни-деи-Фьорентини.
В последнее время (в 1955 году) его имя было добавлено к мраморной доске под гробницей Мадерно, а по заказу посольства Швейцарии в Риме на столбе церкви была установлена памятная доска. Эта латинская надпись гласит:
Фрэнсис Борромини из Тичино
ЛОШАДИ ХРИСТА
QVI
АРХИТЕКТУРА АРХИТЕКТУРЫ ИМПЕРИТРАЕ
БОЖЕСТВЕННАЯ СИЛА ЕГО ИСКУССТВА
ОН ОБРАЩАЛСЯ В РИМ ДЛЯ УКРАШЕНИЯ ВЕЛИКОЛЕПНЫХ ЗДАНИЙ
ВЕЗДЕ
ОРАТОРИВ ФИЛИППИНВМ С. ИВО С. АГНЕС В АГОНЕ
БЫЛА ОСНОВАНА АРХБАЗИЛИКА ЛАТЕРАНОВ
С. АНДРЕАС ДЕЛЛЕ ФРАТТЕ NVNCVPATUM
С. ЧАРЛЬЗ В Квирнере
ПРОПАГАНДА ФИДЕ AEDES
ЭТО ХРАМ ИПСВМ
Он больше всего украсил алтарь
НЕДАЛЕКО ОТ ЭТОГО КАМНЯ
РЯДОМ СМЕРТНЫХ ЭКСУВВИЙ ЧАРЛЬЯ МАДЕРНИ
ПРОПИНКВИ МВНИЦИПИС И АЭМВЛИ СВИ
ПОКОЙ В МИРЕ Господнем
Прилагательное «Тичиненсис», использованное на мемориальной доске, является анахронизмом, поскольку название, связанное с рекой Тичино , было выбрано только в 1803 году, когда Наполеоном был создан современный Кантон. [26]
Почести
[ редактировать ]- Франческо Борромини был изображен на аверсе банкноты номиналом 100 швейцарских франков 6-й серии , которая находилась в обращении с 1976 по 2000 год. [27]
Это решение в то время вызвало в Швейцарии полемику, начатую швейцарско-итальянским историком искусства Пьеро Бьянкони . По его словам, поскольку в 17 веке территории, которые в 1803 году стали кантоном Тичино, были итальянскими владениями некоторых швейцарских кантонов ( Кондоминиумы двенадцати кантонов ), Борромини нельзя было назвать ни Тичинским, ни швейцарским. [26] [28] Архитектор также фигурировал в 7-й серии , которая была резервным выпуском и так и не вышла. На реверсе обеих серий изображены архитектурные детали некоторых из его основных работ.
- Он является героем фильма La Sapienza» « Эжена Грина , вышедшего в 2015 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Борромини, Франческо» . Lexico Британский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 9 июня 2020 г.
- ^ Питер Штайн. «Борромини, Франческо». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 25 июля 2013 г. < http://www.oxfordartonline.com/subscriber/article/grove/art/T010190 >
- ^ «Франческо Борромини». энциклопедия Британская Веб. 30 октября 2010 год
- ^ «Симпозиум Мелитензия» (PDF) . Младший колледж Мальтийского университета . Сентябрь 2017. ISSN 1812-7509 .
- ^ Виланд, Мартин; Горрайс, Хуан (28 мая 2020 г.). «Соперничество Бернини и Борромини с наукометрической точки зрения» . Наукометрия . 125 (2): 1643–1663. дои : 10.1007/s11192-020-03514-5 . ISSN 1588-2861 . S2CID 214747325 .
- ^ Блант, Энтони (1979), Борромини , издательство Гарвардского университета, Belknap, стр. 21
- ^ Блант, (1979), с. 213-7
- ↑ Позже его также прозвали « Биссоне ».
- ↑ Он переехал в Милан между 1608 и 1614 годами. Карбонери, Нино. «Франческо Борромини» . Биографический словарь итальянцев . Треккани . Проверено 22 мая 2014 г.
- ^ Блант, Энтони. Борромини , Белкнап Гарвард, 1979, с. 13
- ↑ Как Зигфрид Гидион отметил в книге «Пространство, время и архитектура» (1941 и т. д.)
- ^ «План Сан-Карло алле Кватро Фонтане» . Архивировано из оригинала 8 декабря 2008 г. Проверено 2 января 2006 г.
- ^ «Сан Карло алле Кватро Фонтане» .
- ^ Стейнберг Л. Сан-Карло алле Кваттро Фонтане. Этюд в различных формах и архитектурный символизм . New York 1977, стр. 117 и рис. 85. Эффект был отмечен другими: он «спроектировал стены так, чтобы они переплетались, как если бы они были сформированы не из камня, а из податливой субстанции, приведенной в движение энергетическим пространством, несущей с ними глубокие антаблементы, карнизы, карнизы и фронтоны» (Трахтенберг и Хайман).
- ^ «Сан-Карло алле Кваттро Фонтане» . Архивировано из оригинала 8 апреля 2009 г. Проверено 2 января 2006 г.
- ^ См. Коннорс Дж., Борромини и римское ораторское искусство: стиль и общество , Нью-Йорк, Лондон и Кембридж (Массачусетс), 1980, и Керри Даунс , совершенный формат Аверло: первые два года Борромини в римском ораторском искусстве , История архитектуры , 57 ( 2012), стр. 109-39.
- ^ Английский перевод издания 1725 года и обсуждение архитектуры см. Керри Даунс, Книга Борромини , Oblong Creative, 2010.
- ^ Блант А. Борромини , Belknap Press Гарвардского университета, 1979, 157.
- ^ На каждой из построенных колоколен есть часы: одни для римского времени, другие для tempo ultramontano или европейского времени.
- ^ Блант, 1979, 159–160.
- ↑ См. Магнусон, Т. Рим в эпоху Бернини , Том 2, 207.
- ^ «Коллегия пропаганды Фиде »
- ^ «Самоубийство Борромини» . Архивировано из оригинала 7 мая 2018 г.
- ^ Сальваньи, Изабелла. Палаццо Карпенья, 1577-1934 гг . Рим: Edizioni De Luca, 2000, 230 стр., 117 ил., 70 цветных.
- ^ Франческо Борромини из Тичино
Рыцарь Христа
ВОЗ
архитектор с вечной репутацией
божественный в силе своего искусства
который посвятил себя украшению великолепных зданий Рима
среди которых
Ораторское искусство Филиппин, С. Иво, С. Аньезе в агоне
переработка Латеранской архибазилики
С. Андреа делле Фратте
Сан-Карло на Квиринальском холме
здание храма Пропаганды Фиде
а также в этом храме (Сан Джованни деи Фьорентини)
он украсил Главный Алтарь
недалеко от этого могильного камня
рядом с останками Карло Мадерно он был найден
недалеко от города и его родственник (Карло Мадерно)
в мире он покоится с Господом. - ^ Перейти обратно: а б Де Бернардис, Эди (июнь 2006 г.). Беттозини, Лука (ред.). «Il Boccalino» [Маленький винный кувшин]. Земля рассказывает (на итальянском языке) (34) . Проверено 8 мая 2015 г.
- ^ «Банкноты шестой серии, 1984 год» .
- ^ О концепции итальянской Швейцарии и формировании швейцарско-итальянской идентичности на протяжении веков см.: Ариэль Моринини (2021). «Имя и язык - Исследования и документы по истории швейцарско-итальянского языка» (PDF ) Romanica Helvetica (на итальянском языке). 142 . Тюбинген: Narr Francke Attempto Verlag: пас. ISBN 978-3-7720-8730-1 . (Печать), (ePDF), (ePub). Архивировано (PDF) из оригинала 25 января 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Карта . с расположением зданий Борромини в Риме
- Архитектурные чертежи Борроминиса в Альбертине.
- Колумбийский университет: Джозеф Коннорс, Франческо Борромини: Opus Architectonicum, Милан, 1998 : Введение в собственное описание Борромини Casa dei Filippini.
- Собственный рассказ Борромини о своем самоубийстве
- Марвин Трахтенберг и Изабель Хайман. Архитектура: от предыстории до постмодернизма . стр. 346–7.
- Борромини: редкие цветные изображения интерьера