Jump to content

Франческо Борромини

Франческо Борромини
Борромини (анонимный юношеский портрет)
Рожденный
Франческо Кастелли

( 1599-09-25 ) 25 сентября 1599 г.
Биссоне , Кондоминиумы Двенадцати Кантонов (итальянские владения Старой Швейцарской Конфедерации)
Умер 2 августа 1667 г. ( 1667-08-02 ) (67 лет)
Занятие Архитектор
Здания Сан-Карло алле Кватро Фонтане , Сант-Аньезе-ин-Агоне , Сант-Иво алла Сапиенца , Оратория Филиппини

Франческо Борромини ( / ˌ b ɒr ə ˈ m n i / , [1] Итальянский: [franˈtʃesko borroˈmiːni] ), имя Франческо Кастелли (англ. Итальянский: [kaˈstɛlli] ; 25 сентября 1599 г. - 2 августа 1667 г.), [2] был итальянским архитектором, родившимся в современном швейцарском кантоне Тичино . [3] который вместе со своими современниками Джан Лоренцо Бернини и Пьетро да Кортона был ведущей фигурой в возникновении архитектуры римского барокко . [4] [5]

Усердно изучая архитектуру Микеланджело и руины античности, Борромини разработал изобретательную и самобытную, хотя и несколько своеобразную архитектуру, используя манипуляции с классическими архитектурными формами, геометрические обоснования в своих планах и символические значения в своих зданиях. Похоже, у него было четкое понимание структур, которого, возможно, не хватало Бернини и Кортоне, которые в основном обучались в других областях изобразительного искусства. Его рисунки мягким грифелем особенно характерны. Судя по всему, он был ученым-самоучкой и к концу своей жизни собрал большую библиотеку.

Его карьера была ограничена его личностью. В отличие от Бернини, который легко принял на себя мантию обаятельного придворного, выполняя важные поручения, Борромини был меланхоличным и вспыльчивым, что приводило к тому, что он отказывался от некоторых должностей. [6] Его противоречивый характер привел его к самоубийству в 1667 году.

Вероятно, потому, что его работа была своеобразной, его последующее влияние не было широко распространено, но проявляется в пьемонтских работах Гуарино Гуарини и, как слияние с архитектурными модами Бернини и Кортоны, в архитектуре позднего барокко Северной Европы. [7] Более поздние критики барокко, такие как Франческо Милиция и английский архитектор сэр Джон Соун , особенно критически относились к работам Борромини. С конца девятнадцатого века интерес к работам Борромини возродился, и его архитектура стала цениться за свою изобретательность.

Ранняя жизнь и первые работы

[ редактировать ]

Борромини родился в Биссоне . [8] недалеко от Лугано в сегодняшнем Тичино , который в то время был юрисдикцией Швейцарской Конфедерации . Он был сыном каменщика и сам начал свою карьеру каменщиком. Вскоре он отправился в Милан, чтобы учиться и практиковать свое ремесло. [9] Он переехал в Рим в 1619 году и начал работать на Карло Мадерно , своего дальнего родственника, в соборе Святого Петра , а затем и в Палаццо Барберини . Когда Мадерно умер в 1629 году, он и Пьетро да Кортона продолжили работу над дворцом под руководством Бернини. Как только он обосновался в Риме, он изменил свое имя с Кастелли на Борромини, имя, происходящее от семьи его матери и, возможно, также из уважения к святому Карлу Борромео . [10]

Основные работы

[ редактировать ]

Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане (Сан-Карлино)

[ редактировать ]

В 1634 году Борромини получил свой первый крупный независимый заказ на проектирование церкви, монастыря и монастырских построек Сан-Карло алле Кватро Фонтане (также известного как Сан-Карлино). расположенный на Квиринальском Комплекс, холме в Риме, был спроектирован для испанских тринитаристов , религиозного ордена. Первыми были завершены монастырские постройки и монастырь, после чего в период 1638-1641 гг. велось строительство церкви, а в 1646 г. она была посвящена Сан-Карло Борромео. Многие считают церковь образцовым шедевром архитектуры римского барокко. Сан-Карлино удивительно мал, учитывая его значение для архитектуры барокко; было отмечено, что все здание вписалось бы в один из опор купола собора Святого Петра . [11] [12] [13]

Сайт был непростым; это был угловой участок, и пространство было ограничено. Борромини расположил церковь на углу двух пересекающихся дорог. Хотя идея змеевидного фасада, должно быть, возникла довольно рано, вероятно, в середине 1630-х годов, он был построен только к концу жизни Борромини, а верхняя часть была завершена только после смерти архитектора.

Борромини разработал сложный план церкви из взаимосвязанных геометрических конфигураций, типичный прием Борромини для построения планов. В результате создается впечатление, что внутренние нижние стены переплетаются, частично намекая на крестообразную форму, частично на шестиугольную и частично на овальную форму; геометрические фигуры, которые явно присутствуют в куполе выше. [14] [15] Область подвесок отмечает переход от нижнего ордера стены к овальному проему купола. Освещенные скрытыми от зрителя внизу окнами, переплетающиеся восьмиугольники, кресты и шестиугольники уменьшаются в размерах по мере того, как купол поднимается к фонарю с символом Троицы.

Ораторское искусство Святого Филиппа Нери (Ораторское искусство Филиппин)

[ редактировать ]
Ораторское искусство святого Филиппа Нери

В конце шестнадцатого века Конгрегация филиппинцев (также известная как ораторианцы) перестроила церковь Санта-Мария-ин-Валличелла (известную как Кьеза Нуова - новая церковь) в центре Рима. В 1620-х годах на территории, прилегающей к церкви, отцы заказали проект собственной резиденции и молельни (или оратории по-итальянски), в которой можно было бы проводить свои духовные упражнения. Эти упражнения сочетали проповедь и музыку в форме, которая стала чрезвычайно популярной и оказала большое влияние на развитие музыкальной оратории.

Архитектор Паоло Маручелли составил планы этого места (которые сохранились), и строительство ризницы было начато в 1629 году и использовалось к 1635 году. Однако после существенного пожертвования в январе 1637 года архитектором был назначен Борромини. [16] К 1640 году ораторское искусство уже использовалось, была принята более высокая и богатая башня с часами, а к 1643 году перенесенная библиотека была завершена. Яркий кирпичный изогнутый фасад, примыкающий к входу в церковь, имеет необычный фронтон и не совсем соответствует молельному залу за ним. Белый интерьер молельни имеет ребристый свод и сложную композицию стен из пилястр, а также отдельно стоящих колонн, поддерживающих балконы первого уровня. Позднее алтарная стена была существенно переработана.

Отношения Борромини с ораторианцами часто были напряженными; были жаркие споры по поводу дизайна и выбора строительных материалов. К 1650 году ситуация достигла апогея, и в 1652 году ораторианцы назначили другого архитектора.

Однако с помощью своего друга-ораториста и ректора Вирджилио Спада Борромини задокументировал свой собственный отчет о строительстве оратории и резиденции, и иллюстрированная версия была опубликована на итальянском языке в 1725 году. [17]

Сант-Иво алла Сапиенца, двор и фасад

Сант-Иво алла Сапиенца

[ редактировать ]

С 1640 по 1650 год он работал над дизайном церкви Сант-Иво алла Сапиенца и ее внутреннего двора недалеко от Ла Сапиенца Римского университета дворца . Первоначально это была церковь римского Архигиннасио . Первоначально он был рекомендован для комиссии в 1632 году его тогдашним руководителем работ в Палаццо Барберини Джаном Лоренцо Бернини . Это место, как и многие другие в тесном Риме, сталкивается с проблемой внешних перспектив. Он был построен в конце Джакомо делла Порта длинного двора . Купол и кохлеарный шпиль своеобразны и отражают своеобразные архитектурные мотивы, отличающие Борромини от современников. Внутри неф имеет необычный централизованный план, окруженный чередующимися карнизами с вогнутыми и выпуклыми концами, ведущими к куполу, украшенному линейными рядами звезд и путти. Геометрия конструкции – симметричная шестиконечная звезда; из центра пола карниз выглядит как два равносторонних треугольника, образующих шестиугольник, но три вершины имеют форму клевера, а остальные три вогнуто срезаны. Самые внутренние столбцы — это точки на круге. Сочетание лихорадочных и динамичных эксцессов в стиле барокко с рационалистической геометрией прекрасно подходит для церкви в папском высшем учебном заведении.

Сант-Аньезе-ин-Агоне

[ редактировать ]

Борромини был одним из нескольких архитекторов, участвовавших в строительстве церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне в Риме. Последующие архитекторы не только изменили некоторые из его проектных замыслов, но и конечным результатом стало здание, которое, к сожалению, отражает сочетание различных подходов.

Решение о восстановлении церкви было принято в 1652 году в рамках Папы Иннокентия X проекта по расширению площади Пьяцца Навона , городского пространства, на которое выходил его фамильный дворец, Палаццо Памфили . Первые планы церкви Греческого Креста были составлены Джироламо Райнальди и его сыном Карло Райнальди , которые перенесли главный вход с Виа ди Санта-Мария-дель-Анима на площадь Пьяцца Навона. Фундамент был заложен, и большая часть стен нижнего уровня была построена, когда Райнальди были уволены из-за критики проекта, а на их место был назначен Борромини. [18]

Борромини применил гораздо более новаторский подход к фасаду, который был расширен, включив в него части соседнего Палаццо Памфили и освободив место для двух его колоколен. [19] Строительство фасада дошло до уровня карниза, а купол завершился до фонаря. Внутри он разместил колонны напротив опор нижнего ордера, который в основном был завершен.

В 1655 году Иннокентий X умер, и проект потерял ход. В 1657 году Борромини подал в отставку и был отозван Карло Райнальди, который внес в проект Борромини ряд существенных изменений. Дальнейшие изменения были внесены Бернини, включая фронтон фасада. В 1668 году Карло Райнальди вернулся в качестве архитектора, и Чиро Ферри получил заказ на роспись внутренней части купола, что весьма маловероятно, что Борромини намеревался. Также были добавлены дополнительные крупномасштабные скульптуры и цветной мрамор; опять же, они не являются частью дизайнерского репертуара Борромини, который был ориентирован на архитектурные и символические мотивы белой лепнины. [20]

Часовня Ре Волхвов Пропаганды Фиде

[ редактировать ]

Колледж распространения веры или пропаганды Fide в Риме включает в себя часовню Ре Волхвов работы Борромини, которую историки архитектуры обычно считают одним из его наиболее пространственно единых архитектурных интерьеров. [21]

Часовня заменила небольшую овальную часовню, спроектированную его соперником Бернини, и была последней работой в карьере Борромини; он был назначен архитектором в 1648 году, но строительство часовни началось только в 1660 году, и хотя основные работы были завершены к 1665 году, некоторые украшения были закончены после его смерти.

Его фасад на Виа ди Пропаганда Фиде состоит из семи пролетов, разделенных гигантскими пилястрами. Центральный отсек представляет собой вогнутый изгиб и вмещает главный вход во двор и комплекс колледжа: вход в часовню слева и в колледж справа.

Другие работы

[ редактировать ]
Портрет Франческо Борромини хранится в ризнице Сан-Карло алле Кватро Фонтане.

Работы Борромини включают:

Смерть и эпитафия

[ редактировать ]

Летом 1667 года, после завершения строительства капеллы Фальконьери (часовни Главного алтаря) в Сан-Джованни-деи-Фьорентини , Борромини покончил жизнь самоубийством в Риме, выхватив меч, прислонив рукоять к своей кровати и упав на нее «с таким силу, что оно врезалось в [его] тело, с одной стороны на другую» [23] Возможно, это произошло в результате нервных расстройств и депрессии. Архитектор назначил кардинала Ульдерико Карпенья исполнителем своей воли и завещал ему деньги и предметы значительной ценности «за», как он писал, «за мой бесконечный долг перед ним». [24] Прелат был бывшим покровителем, заказавшим Борромини важные работы по преобразованию и расширению своего дворца в Фонтане Треви . В своем завещании Борромини написал, что не хочет, чтобы на его похоронах было указано какое-либо имя, и выразил желание быть похороненным в могиле своего родственника Карло Мадерно в Сан-Джованни-деи-Фьорентини.

В последнее время (в 1955 году) его имя было добавлено к мраморной доске под гробницей Мадерно, а по заказу посольства Швейцарии в Риме на столбе церкви была установлена ​​памятная доска. Эта латинская надпись гласит:

Мемориальная доска, заказанная посольством Швейцарии в Риме в память Франческо Борромини в базилике Сан-Джованни деи Фьорентини.

Фрэнсис Борромини из Тичино

ЛОШАДИ ХРИСТА
QVI
АРХИТЕКТУРА АРХИТЕКТУРЫ ИМПЕРИТРАЕ
БОЖЕСТВЕННАЯ СИЛА ЕГО ИСКУССТВА
ОН ОБРАЩАЛСЯ В РИМ ДЛЯ УКРАШЕНИЯ ВЕЛИКОЛЕПНЫХ ЗДАНИЙ
ВЕЗДЕ
ОРАТОРИВ ФИЛИППИНВМ С. ИВО С. АГНЕС В АГОНЕ
БЫЛА ОСНОВАНА АРХБАЗИЛИКА ЛАТЕРАНОВ
С. АНДРЕАС ДЕЛЛЕ ФРАТТЕ NVNCVPATUM
С. ЧАРЛЬЗ В Квирнере
ПРОПАГАНДА ФИДЕ AEDES
ЭТО ХРАМ ИПСВМ
Он больше всего украсил алтарь
НЕДАЛЕКО ОТ ЭТОГО КАМНЯ
РЯДОМ СМЕРТНЫХ ЭКСУВВИЙ ЧАРЛЬЯ МАДЕРНИ
ПРОПИНКВИ МВНИЦИПИС И АЭМВЛИ СВИ
ПОКОЙ В МИРЕ Господнем

[25]

Прилагательное «Тичиненсис», использованное на мемориальной доске, является анахронизмом, поскольку название, связанное с рекой Тичино , было выбрано только в 1803 году, когда Наполеоном был создан современный Кантон. [26]

6-й серии. 100 франков Борромини на банкноте
повернутое изображение, показывающее часть плана Сант'иво алла Сапиенца, а также фонарь и купол как фасад.
На лицевой стороне снятой с производства банкноты номиналом 100 швейцарских франков изображена колокольня Сант-Иво алла Сапиенца в Риме.

Это решение в то время вызвало в Швейцарии полемику, начатую швейцарско-итальянским историком искусства Пьеро Бьянкони . По его словам, поскольку в 17 веке территории, которые в 1803 году стали кантоном Тичино, были итальянскими владениями некоторых швейцарских кантонов ( Кондоминиумы двенадцати кантонов ), Борромини нельзя было назвать ни Тичинским, ни швейцарским. [26] [28] Архитектор также фигурировал в 7-й серии , которая была резервным выпуском и так и не вышла. На реверсе обеих серий изображены архитектурные детали некоторых из его основных работ.

  1. ^ «Борромини, Франческо» . Lexico Британский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 9 июня 2020 г.
  2. ^ Питер Штайн. «Борромини, Франческо». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 25 июля 2013 г. < http://www.oxfordartonline.com/subscriber/article/grove/art/T010190 >
  3. ^ «Франческо Борромини». энциклопедия Британская Веб. 30 октября 2010 год
  4. ^ «Симпозиум Мелитензия» (PDF) . Младший колледж Мальтийского университета . Сентябрь 2017. ISSN   1812-7509 .
  5. ^ Виланд, Мартин; Горрайс, Хуан (28 мая 2020 г.). «Соперничество Бернини и Борромини с наукометрической точки зрения» . Наукометрия . 125 (2): 1643–1663. дои : 10.1007/s11192-020-03514-5 . ISSN   1588-2861 . S2CID   214747325 .
  6. ^ Блант, Энтони (1979), Борромини , издательство Гарвардского университета, Belknap, стр. 21
  7. ^ Блант, (1979), с. 213-7
  8. Позже его также прозвали « Биссоне ».
  9. Он переехал в Милан между 1608 и 1614 годами. Карбонери, Нино. «Франческо Борромини» . Биографический словарь итальянцев . Треккани . Проверено 22 мая 2014 г.
  10. ^ Блант, Энтони. Борромини , Белкнап Гарвард, 1979, с. 13
  11. Как Зигфрид Гидион отметил в книге «Пространство, время и архитектура» (1941 и т. д.)
  12. ^ «План Сан-Карло алле Кватро Фонтане» . Архивировано из оригинала 8 декабря 2008 г. Проверено 2 января 2006 г.
  13. ^ «Сан Карло алле Кватро Фонтане» .
  14. ^ Стейнберг Л. Сан-Карло алле Кваттро Фонтане. Этюд в различных формах и архитектурный символизм . New York 1977, стр. 117 и рис. 85. Эффект был отмечен другими: он «спроектировал стены так, чтобы они переплетались, как если бы они были сформированы не из камня, а из податливой субстанции, приведенной в движение энергетическим пространством, несущей с ними глубокие антаблементы, карнизы, карнизы и фронтоны» (Трахтенберг и Хайман).
  15. ^ «Сан-Карло алле Кваттро Фонтане» . Архивировано из оригинала 8 апреля 2009 г. Проверено 2 января 2006 г.
  16. ^ См. Коннорс Дж., Борромини и римское ораторское искусство: стиль и общество , Нью-Йорк, Лондон и Кембридж (Массачусетс), 1980, и Керри Даунс , совершенный формат Аверло: первые два года Борромини в римском ораторском искусстве , История архитектуры , 57 ( 2012), стр. 109-39.
  17. ^ Английский перевод издания 1725 года и обсуждение архитектуры см. Керри Даунс, Книга Борромини , Oblong Creative, 2010.
  18. ^ Блант А. Борромини , Belknap Press Гарвардского университета, 1979, 157.
  19. ^ На каждой из построенных колоколен есть часы: одни для римского времени, другие для tempo ultramontano или европейского времени.
  20. ^ Блант, 1979, 159–160.
  21. См. Магнусон, Т. Рим в эпоху Бернини , Том 2, 207.
  22. ^ «Коллегия пропаганды Фиде »
  23. ^ «Самоубийство Борромини» . Архивировано из оригинала 7 мая 2018 г.
  24. ^ Сальваньи, Изабелла. Палаццо Карпенья, 1577-1934 гг . Рим: Edizioni De Luca, 2000, 230 стр., 117 ил., 70 цветных.
  25. ^ Франческо Борромини из Тичино
    Рыцарь Христа
    ВОЗ
    архитектор с вечной репутацией
    божественный в силе своего искусства
    который посвятил себя украшению великолепных зданий Рима
    среди которых
    Ораторское искусство Филиппин, С. Иво, С. Аньезе в агоне
    переработка Латеранской архибазилики
    С. Андреа делле Фратте
    Сан-Карло на Квиринальском холме
    здание храма Пропаганды Фиде
    а также в этом храме (Сан Джованни деи Фьорентини)
    он украсил Главный Алтарь
    недалеко от этого могильного камня
    рядом с останками Карло Мадерно он был найден
    недалеко от города и его родственник (Карло Мадерно)
    в мире он покоится с Господом.
  26. ^ Перейти обратно: а б Де Бернардис, Эди (июнь 2006 г.). Беттозини, Лука (ред.). «Il Boccalino» [Маленький винный кувшин]. Земля рассказывает (на итальянском языке) (34) . Проверено 8 мая 2015 г.
  27. ^ «Банкноты шестой серии, 1984 год» .
  28. ^ О концепции итальянской Швейцарии и формировании швейцарско-итальянской идентичности на протяжении веков см.: Ариэль Моринини (2021). «Имя и язык - Исследования и документы по истории швейцарско-итальянского языка» (PDF ) Romanica Helvetica (на итальянском языке). 142 . Тюбинген: Narr Francke Attempto Verlag: пас. ISBN  978-3-7720-8730-1 . (Печать), (ePDF), (ePub). Архивировано (PDF) из оригинала 25 января 2022 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0808f47e8ea3b7b60cc25918d30965e5__1705995480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/08/e5/0808f47e8ea3b7b60cc25918d30965e5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Francesco Borromini - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)