Enkidu
![]() | |
Группировка | Мифические гуманоиды |
---|---|
Подгруппа | Дикий человек |
Фольклор | Древняя месопотамская религия |
Страна | Урук |
Область | Шумер |
Подробности | Степь (ранее) |

Часть серии о |
Древний Месопотамская религия |
---|
![]() |
Энкиду ( шумерский : 𒂗𒆠𒄭 EN.KI.DU 10 ) [6] легендарная фигура в древней месопотамской мифологии , военный товарищ и друг Гильгамеша , царя Урука . Их подвиги отражены в шумерских поэмах и в аккадском эпосе о Гильгамеше , написанном во 2-м тысячелетии до нашей эры . Он является старейшим литературным изображением дикого человека , повторяющимся мотивом в художественных изображениях Месопотамии и в литературе Древнего Ближнего Востока . Явление Энкиду как первобытного человека кажется потенциальной параллелью древневавилонской версии (1300–1000 гг. до н.э.), в которой в шумерских поэмах он изображался как слуга-воин.
Были предположения, что он может быть «человеком-быком», изображенным в месопотамском искусстве, с головой, руками и телом человека, а также рогами, ушами, хвостом и ногами быка. [7] После этого серия взаимодействий с людьми и человеческими обычаями приближает его к цивилизации, кульминацией которых является поединок с Гильгамешем, королем Урука. Энкиду олицетворяет дикий или природный мир. Несмотря на то, что он равен Гильгамешу по силе и выносливости, он в некотором смысле действует как антитеза культурному, воспитанному в городе королю-воину.
Рассказы о рабстве Энкиду изложены в пяти сохранившихся шумерских стихотворениях , а в последнем стихотворении Энкиду описывается как друг Гильгамеша, превращаясь из раба Гильгамеша в близкого товарища. [8] В эпосе Энкиду создан как соперник царя Гильгамеша, который тиранит свой народ, но они становятся друзьями и вместе убивают чудовище Хумбабу и Небесного Быка ; из-за этого Энкиду наказывается и умирает, представляя собой могучего героя, который умирает рано. [9] Глубокая, трагическая потеря Энкиду глубоко вдохновляет Гильгамеша на поиски спасения от смерти путем обретения божественного бессмертия . [10]
Энкиду практически не существует за пределами историй, касающихся Гильгамеша. Насколько нам известно, он никогда не был богом , которому нужно поклоняться, и отсутствует в списках божеств древней Месопотамии. Кажется, он появляется в призыве палеовавилонской эпохи, направленном на то, чтобы заставить замолчать плачущего ребенка, тексте, который также напоминает о том факте, что Энкиду, как полагают, определил измерение течения времени ночью, очевидно, в связи с его роль пастуха в ночное время в эпосе. [11]
Этимология
[ редактировать ]Имя Энкиду шумерское и обычно пишется в текстах на этом языке последовательностью знаков en.ki.du10 . Фраза ki.du10 ( «хорошее место ») хорошо засвидетельствована в личных именах ранних династий , а имя en.ki.du10.ga ( «Повелитель хорошего места ») встречается на табличках Фара. Отсутствие родительного падежа или какого-либо грамматического элемента было обычным явлением до конца третьего тысячелетия. [12] Однако альтернативный перевод был предложен как «Сотворение Энки» .
В эпосе его имени предшествует определяющий знак божества дингир 𒀭, что означает, что этот персонаж считался обладающим божественной сущностью.
Шумерские стихи
[ редактировать ]
«Посланники Аггы»
[ редактировать ]Урук отказывается участвовать в рытье колодцев в пользу Киша , царство которого имело гегемонию Шумера. Его король Агга подвергает город осаде. Энкиду отправляется подготовить оружие и дождаться приказа Гильгамеша. После битвы Гильгамеш побеждает Аггу и заставляет его вернуться побежденным и униженным в Киш. [14]
«Владыка Горы Живого»
[ редактировать ]Гильгамеш, обеспокоенный гибелью своих подданных и краткостью человеческого существования, решает сделать себе имя. Царь Урука и Энкиду совершают экспедицию в Кедровый лес , где с благословения Уту пересекают семь гор. Энкиду предупреждает царя, что в горном регионе обитает чудовище Хувава , вооруженное семью сверхъестественными аурами. Однако Гильгамеш не боится, и его пятьдесят человек рубят деревья, пока не появится Хувава. Гильгамеш предлагает ему семь даров в обмен на то, что он оставит семь аур, но это ловушка. Он несколько раз ударяет Хуваву, который просит о пощаде. Хотя Гильгамеш смягчает свое сердце, Энкиду все же обезглавливает чудовище. Энлиль упрекает их в своей смерти и распределяет семь аур по полям, рекам, тростниковым зарослям, львам, дворцу, лесу и Нунгалу , что объясняет страх и очарование, которые они вызывают у людей. [15] [16]
«Герой в бою»
[ редактировать ]
Инанна злится на Гильгамеша, она запрещает ему вершить правосудие в ее храме Эанне , вызывая волнения в окружении короля Урука. Наконец, Инанна угрозами требует от своего отца, Небесного Быка, убить Гильгамеша. Быка выпускают в Урук, ненасытный голод которого уничтожает посевы и реки. Энкиду хватает быка за хвост, а Гильгамеш разбивает ему голову. Наконец, они раздают мясо бедным и превращают рога в чаши для мазей для Эанны.
«Гильгамеш, Энкиду и преисподняя»
[ редактировать ]его уносит На берегу Евфрата растет дуб , южный ветер, и богиня Инанна собирает его и сажает в своем саду, чтобы использовать его древесину в качестве своего трона. Внезапно между ее корнями укрывается змея, на ее вершине - гигантский орел, а между ними - женщина-демон.
Инанна тщетно просит о помощи своего брата Уту , а затем и Гильгамеша. Гильгамеш срубает дерево, убивает змею, изгоняет орла на гору, а демона в пустыню. Инанна дарит Гильгамешу бубен (эллаг) и голени (экидма), в некоторых версиях жезл и кольцо . В конце концов они попадают в Преисподнюю .
Энкиду предлагает вернуть их, но не раньше, чем получит инструкции от Гильгамеша, как вести себя в подземном мире, чтобы не казаться живыми в жилище мертвых. Однако Энкиду игнорирует указания; в результате Энкиду навсегда оказывается в преисподней.
После того, как Гильгамеш умоляет богов освободить его компаньона, Энки наконец заставляет тень Энкиду подняться, чтобы ненадолго воссоединиться с Гильгамешем. Последний допрашивает первого (которого отныне он называет своим «другом») о судьбе умерших, Энкиду отвечает на каждый его вопрос. Текст здесь теряется. [17]
Ты видел того, кто пал в бою?
Я видел его [...] его отца и матери нет рядом, чтобы держать его голову, и его жена плачет.
«Большой дикий бык лежит»
[ редактировать ]Гильгамеш умирает. Боги судят его подвиги. После того, как ему открылось его положение будущего судьи подземного мира, он приносит дары и жертвы богам. Тогда он находит утешение в словах богов; после смерти он воссоединится со своей семьей, жрецами, воинами и лучшим другом Энкиду. Наконец он умирает. [18]
Эпос о Гильгамеше
[ редактировать ]Аккадский эпос «Гильгамеш» встречается в различных версиях, в том числе «Превосходящий всех других царей» ( ок. 1800 — ок. 1600 ) и «Тот, кто видел бездну» ( ок. 1300 — ок. 1100 ), который был составлен Син-лике-уннинни из более ранние тексты, позже обнаруженные в Библиотеке Ашшурбанипала в 1853 году.
Создание Энкиду
[ редактировать ]Гильгамеш, царь Урука, оскорбляет свой народ. В ответ на жалобы горожан богиня Аруру создает в степи Энкиду. Обильно волосатый и примитивный, он живет, бродя со стадами, пасясь и пья из рек вместе с животными.Однажды охотник наблюдает, как Энкиду разрушает ловушки, которые он приготовил для животных. Охотник сообщает об этом своему отцу, который отправляет его в Урук просить Гильгамеша о помощи. Царь посылает Шамхат , священную проститутку , которая соблазняет и обучает Энкиду. После двух недель с ней он становится человеком, умным и понимающим слова, однако звери убегают, увидев его. Шамхат убеждает Энкиду сразиться с тираном Гильгамешем в бою. Тем временем в Уруке королю снятся два сна, предсказывающие приход его врага.
Энкиду сталкивается с Гильгамешем
[ редактировать ]Энкиду учится вести себя как человек с пастухами, которые едят, пьют и защищают их от волков и львов по ночам. Достигнув Урука, Энкиду преграждает путь Гильгамешу, собиравшемуся переспать с молодожёном. В ярости они жестоко сражаются, пока оба не устают, но в конце оба ценят силу друг друга и решают стать друзьями. Энкиду подавлен тем, что оставил свою прежнюю дикую жизнь, и Гильгамеш предлагает экспедицию в Кедровый лес, чтобы убить Хумбабу. Но его друг объясняет, что он знал лес, когда был диким существом, и что экспедиция опасна. В конце концов Гильгамеш решает идти без страха. Это решение приветствуют жители Урука, но не старейшины и советники. Столкнувшись с пренебрежением Гильгамеша, старейшины поручают Энкиду защитить их короля.

Тот, кто идет вперед, спасает товарища.
Тот, кто знает путь, защитит своего друга. «Пусть Энкиду идет впереди тебя; он знает дорогу в Кедровый лес.
В этом же эпизоде богиня Нинсун усыновляет Энкиду и также поручает ему защищать царя. [19]
Лес Хумбаба
[ редактировать ]
Нинсун , мать Гильгамеша, усыновляет Энкиду своим сыном и ищет защиты у бога солнца Шамаша (защитника династии Уруков). Гильгамеш и Энкиду отправляются в Кедровый лес. Они проводят ритуал сна на каждой горе, которую пересекают; хотя сны представляют собой Хумбабу (падающие горы, громовую птицу, дышащую огнем…), Энкиду интерпретирует их как хорошие предзнаменования. У входа в лес они слышат грозный рев Хумбаба, который приводит их в ужас.
Хумбаба спускается с горы лицом к лицу с обоими героями, там обвиняет Энкиду в предательстве по отношению к зверям и угрожает Гильгамешу выпотрошить его и скормить его плоть птицам. Гильгамеш в ужасе, но Энкиду подбадривает его, и битва начинается. Сначала Гильгамеш поражает Хумбабу с такой силой, что гора Хермон раскалывается надвое, а небо становится черным и начинает «проливать дождь смерти». Шамаш связывает Хумбабу 13 ветрами и попадает в плен. Хумбаба умоляет сохранить ему жизнь, предлагает стать его рабом и срубить для него священные деревья, Гильгамеш жалеет его, но Энкиду утверждает, что его смерть навсегда укрепит его репутацию. Затем Хумбаба проклинает обоих героев, но они бьют его, обезглавливая. Они срубили кедры и гигантское дерево, которое Энкиду планирует использовать в качестве ворот храма Энлиля. Они возвращаются домой по Евфрату с деревьями и головой Хумбаба.
Соблазнение Иштар
[ редактировать ]Богиня Иштар , очарованная красотой Гильгамеша, предлагает стать его женой в обмен на богатство и славу; эти подношения не влияют на Гильгамеша, который вспоминает все злоключения, которые пережили ее предыдущие возлюбленные, такие как Таммуз .
Иштар, разъяренная и плачущая, идет к своему отцу Ану , чтобы потребовать от Небесного Быка мести, иначе она закричит так громко, что мертвые сожрут живых. Ану в страхе дает ей Небесного Быка в обмен на приготовление еды на семь лет голода, который постигнет город из-за уничтожения быка. Иштар подчиняется (или лжет) и выпускает в Уруке быка, который убивает большой процент людей. Энкиду хватает быка за рога, а Гильгамеш пронзает его шею. Услышав крик Иштар, Энкиду высмеивает богиню, бросая ей в голову бычью ногу. Ночью город готовит большой праздник.
Смерть Энкиду
[ редактировать ]Энкиду снится сон, в котором боги решают, что герои должны умереть, поскольку они убили Хумбабу и Небесного Быка. Самаш протестует против такого решения, но это ничего не меняет, и Энкиду приговаривают к смертной казни. Это заставляет Энкиду проклинать дверь, которую он построил из лесного дерева и Шамхата, за то, что она изменила его дикую жизнь. Однако затем он раскаивается и благословляет ее. Он обсуждает с Гильгамешем свои кошмары о свидетельстве перед Эрешкигаль , царицей подземного мира.После этого, больной и прикованный к постели двенадцать дней, он просит Гильгамеша не забывать его. Наконец он умирает.
Гильгамеш призывает горы и весь Урук оплакивать своего друга. Он вспоминает их совместные приключения, делает погребальную статую Энкиду и преподносит погребальные дары, так что Энкиду предстоит благоприятная жизнь в царстве мертвых. Энкиду похоронен в реке, как Гильгамеш в шумерской поэме.
Спуск Энкиду в подземный мир
[ редактировать ]Существует еще одна неканоническая табличка, на которой Энкиду путешествует в подземный мир, но многие ученые считают ее продолжением или дополнением оригинального эпоса, вдохновленного шумерской поэмой « Гильгамеш , Энкиду и преисподняя». [22]
Символизм
[ редактировать ]Дикая жизнь Энкиду
[ редактировать ]Часто предполагалось, что эти описания отражают полукочевых амореев , которые со своей родины в Сирийской пустыне проникли в южную Месопотамию и стали доминировать над ней в начале второго тысячелетия. Фразеологизм обычно включает в себя упоминание о «незнании», которое также используется в эпосе. Сравнивая свое поведение с животными, «люди замышляют разрушение, как звери, как волки». Однако амореи ели сырое мясо и жили в шатрах, а Энкиду жил в степи и ел траву; это означает, что между ними нет никакой корреляции, поскольку Энкиду еще даже не был человеком. [23] Однако Моррис Джастроу предположил, что ранняя жизнь Энкиду была основана на традиции, которую можно увидеть в этиологических текстах параллельно с описанием Энкиду. [23]
𒉆𒇽𒍇 𒌓 𒊑𒀀𒆤𒉈 𒃻 𒅥𒅇𒁉 𒉡𒈬𒌦𒍪𒀀𒀭 | нам-лу 2 -улу 3 уд ре-а-ке 4 -не они гу 7 -у 3 -би ну-му-ун-зу-ук-ам 3 | Человечество того времени, Не знал, что есть хлеб, |
- Возможное изображение Энкиду в виде человека-быка, сражающегося со львом, печать Аккадской империи , около 2200 г. до н. э. [24] [7]
- Энкиду, друг Гильгамеша. Из Ура, Ирак. 2027–1763 гг. до н.э. Музей Ирака
Стать человеком
[ редактировать ]После двухнедельных приступов любви с Шамхатом Энкиду пытается воссоединиться со своим стадом. Но газели убегают от него, показывая, что его больше не принимают среди дикарей. Энкиду утратил свою первобытную природу, например, способность бегать со скоростью газели.
Мы можем видеть здесь мотив передачи отрицательных или положительных качеств (слабостей или знаний) от одного существа к другому посредством интимного контакта. Другой мотив — роль женщин как соблазнителей цивилизации, таких как Адам и Ева в Бытие 3. Предложив Адаму плод дерева познания , Ева в конечном итоге привлекла его к цивилизованной жизни. [25]
Джастроу и Клей придерживаются мнения, что история Энкиду изначально была отдельной историей, иллюстрирующей «карьеру и судьбу мужчины, то, как через общение с женщиной он пробуждает чувство человеческого достоинства...» [26]
Цивилизация против кочевой жизни
[ редактировать ]Есть тема, которая противопоставляет жизнь человеческой культуре и жизнь вне ее. Это можно увидеть, когда Энкиду проклинает Шамхата за то, что она забрала его из дикой жизни и привела к цивилизации, что привело к его смерти. Бог солнца Шамаш убеждает его, что у него новая жизнь, которой стоит наслаждаться. [27]
Почему, о Энкиду, ты проклинаешь блудницу Шамхат,
Кто заставил тебя есть пищу, достойную божественности,
Кто дал тебе пить вино, достойное царственности,
Кто одел тебя в благородные одежды,
И сделал ли ты своим товарищем прекрасного Гильгамеша?
Та же тема возникает, когда буфетчица советует Гильгамешу отказаться от поисков бессмертия. [28]
Что касается тебя, Гильгамеш [...]
Пусть твоя голова будет вымыта; купаться в воде.
Обратите внимание на маленького, который держит вас за руку;
Пусть супруг наслаждается у вас на лоне.
Как написал Джеффри Х. Тигей в своей книге « Эволюция эпоса о Гильгамеше» :
Возвышение Энкиду в человеческой культуре подчеркивает ценности, предпочитаемые эпосом. Это предпочтение может помочь объяснить непреходящую привлекательность эпоса. В то время как военные подвиги были уделом немногих, простые удовольствия, пропагандируемые буфетчицей, были тем, к чему могли стремиться многие. [28]
Современное повторное открытие
[ редактировать ]Первый перевод «Эпоса о Гильгамеше» был произведен в начале 1870-х годов Джорджем Смитом , ученым из Британского музея , который опубликовал историю о Всемирном потопе из Таблицы XI в 1880 году под названием «Халдейское повествование о Бытии». Там имя Энкиду изначально было ошибочно прочитано как Эабани .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Ссылка Commons для изображения .
- ^ Литтлтон, К. Скотт (2005). Боги, богини и мифология . Маршалл Кавендиш. п. 732. ИСБН 9780761475651 .
- ^ Маршалл, Джон (1996). Мохенджо-Даро и цивилизация Инда: официальный отчет об археологических раскопках в Мохенджо-Даро, проведенных правительством Индии в период с 1922 по 1927 годы . Азиатские образовательные услуги. п. 389. ИСБН 9788120611795 .
- ^ Сингх. Руководство Пирсона по истории Индии для предварительного экзамена UPSC по государственной службе . Пирсон Образовательная Индия. п. 35. ISBN 9788131717530 .
- ^ Рихтер-Ушанас, Эгберт (1997). Индское письмо и Ригведа . Мотилал Банарсидас Publ. п. 123. ИСБН 9788120814059 .
- ^ «Epsd2/Сукс/Энкиду[1]» .
- ^ Перейти обратно: а б Калоф, Линда (2007). Взгляд на животных в истории человечества . Книги реакции. п. 15. ISBN 9781861893345 .
- ^ Смерть Гильгамеша в строках ETCSL 63–81.
- ^ Вольф, Х.Н. (апрель – июнь 1969 г.). «Гильгамеш, Энкиду и героическая жизнь». Журнал Американского восточного общества . 89 (2). Американское восточное общество: 392–398. дои : 10.2307/596520 . JSTOR 596520 .
- ^ Ястроу, Моррис (1911). " В Чисхолме, Хью (ред.). энциклопедия Британская Том. 8 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 100-1 788–789.
- ^ Джордж 2003, с. 143-144.
- ^ Гильгамеш: Читатель Джона Майера
- ^ Северо-запад Ирана, (43219722891) (обрезано)
- ^ «Гильгамеш и Ага: Перевод» .
- ^ «Гильгамеш и Хувава, версия А: Перевод» .
- ^ «Гильгамеш и Хувава, Версия Б: Перевод» .
- ^ «Гильгамеш, Энкиду и преисподняя» (перевод).
- ^ «Смерть Гильгамеша: Перевод» .
- ^ Син-леки-уннинни , изд. (2020) [2017]. Тот, кто видел бездну (на бразильском португальском языке). Перевод Жасинто Линса Брандао (1-е изд.). Аутентичный. п. 196. ИСБН 978-85-513-0283-5 .
- ^ «Новая глава в древнейшей истории мира» . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 . Проверено 22 июля 2021 г.
- ^ Музей Сулеймании, Иракский Курдистан.
- ^ Моран, Уильям Л. (1991). «Эпос о Гильгамеше: документ древнего гуманизма» . Бюллетень Канадского общества исследований Месопотамии . Бюллетень Канадского общества исследований Месопотамии: 20. ISSN 0844-3416 . Проверено 27 марта 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джеффри Х. Тигей. (2002). Эволюция эпоса о Гильгамеше . Bolchazy-Carducci Publishers, Inc. с. 200. ИСБН 978-0-86516-546-5 – через Google Книги.
- ^ «Энкиду в образе человека-быка нападает на льва, который нападает на быка». в Хаммаде, Хамидо; Хичкок, Луиза (1987). Цилиндрические печати из коллекции музея Алеппо, Сирийская Арабская Республика . БАР с. 26. ISBN 978-0-86054-429-6 .
- ^ Джеффри Х. Тигей. (2002). Эволюция эпоса о Гильгамеше . Bolchazy-Carducci Publishers, Inc. с. 208. ИСБН 9780865165465 – через Google Книги.
- ^ Джастроу, Моррис младший; Клей, Альберт Т. (1920). Старовавилонская версия эпоса о Гильгамеше . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. п. 20 – через Google Книги.
- ^ Джеффри Х. Тигей. (2002). Эволюция эпоса о Гильгамеше . Bolchazy-Carducci Publishers, Inc. с. 220. ИСБН 978-0-86516-546-5 – через Google Книги.
- ^ Перейти обратно: а б Джеффри Х. Тигей. (2002). Эволюция эпоса о Гильгамеше . Bolchazy-Carducci Publishers, Inc. с. 221. ИСБН 978-0-86516-546-5 – через Google Книги.
Ссылки
[ редактировать ]- Фостер, Бенджамин Р., изд. (2001). Эпос о Гильгамеше . Перевод Фостера, Бенджамина Р. Нью-Йорк: WW Norton & Company. ISBN 0-393-97516-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Энкиду сидит верхом на Гугаланне, Небесном Быке
- Бертман, Стивен (2005). Справочник по жизни в Древней Месопотамии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195183641 .