Эрра (хорошо)
Эрра амулет | |
---|---|
Материал | Камень, медь |
Размер | Д: 1,81 дюйма (4,6 см) Ш: 1,25 дюйма (3,2 см) |
Созданный | 800–612 гг. до н. э. |
Период/культура | неоассирийский |
Место | Ашур |
Текущее местоположение | Комната 55, Британский музей , Лондон |
Идентификация | 118998 |
Эрра (иногда называемый Ирра ) — аккадский бог чумы, известный из «эпоса». [1] восьмого века до нашей эры. Эрра — бог хаоса и эпидемий, ответственный за периоды политической неразберихи. В какой-то момент он был ассимилирован с Нергалом . [2]
Эпос об Эрре
[ редактировать ]В эпосе, получившем современное название «Эрра» , писатель Кабти-илани-Мардук [3] потомок, говорит он, Дабиби, представляется [4] в колофоне, следующем за текстом, как просто переписчик визионерского сна, в котором сам Эрра раскрыл текст .
Стихотворение открывается призывом. Бог Эрра беспокойно спит со своей супругой (отождествляемой с Мамитум, а не с богиней-матерью Мами ). [5] [6] но его пробуждают его советник Ишум и Семь ( Сибитти или Себетти ), сыновья неба и земли. [7] — «чемпионы, которым нет равных» — повторяющаяся формула, — и каждому из них Ану назначил разрушительную судьбу . Машинист и Сассон (1983) называют их «персонифицированным оружием». Сибитти призывают Эрру возглавить уничтожение человечества. Ишум пытается смягчить пробудившееся насилие Эрры, но безуспешно. Иностранные народы вторгаются в Вавилонию, но их поражает чума. Даже Мардук , покровитель Вавилона , на время уступает свой трон Эрре. Таблички II и III посвящены спору между Эррой и Ишумом. Эрра отправляется на битву в Вавилон, Сиппар , Урук , Дур-Куригальзу и Дер . Мир перевернулся: праведных и неправедных убивают одинаково. Эрра приказывает Ишуму завершить работу, победив врагов Вавилона. Затем бог удаляется на свое место в Эмесламе вместе с ужасающими Семерыми, и человечество спасается. Умилостивительная молитва завершает работу.
Поэма, должно быть, занимала центральное место в вавилонской культуре: по крайней мере тридцать шесть копий были обнаружены в пяти местах первого тысячелетия — Ассуре , Вавилоне , Ниневии , Султантепе и Уре. [8] — даже больше, как указывает ассириолог и историк религий Луиджи Джованни Каньи, чем было обнаружено в « Эпосе о Гильгамеше» . [9]
Некоторым читателям этот текст кажется мифологизацией исторических потрясений в Месопотамии, хотя ученые расходятся во мнениях относительно исторических событий, вдохновивших стихотворение: поэт восклицает (табличка IV:3): «Ты изменился из своей божественности и сделал себя подобным мужчина."
Текст Эрры вскоре приобрел магические функции. [10] Части текста были написаны на амулетах, используемых для изгнания нечистой силы и в качестве профилактического средства от чумы. Семь известны из ряда аккадских текстов заклинаний : их демонические имена различаются. [11] но их число семь неизменно.
Пять табличек с эпосом Эрра были впервые опубликованы в 1956 году. [12] с улучшенным текстом, основанным на дополнительных находках, появившихся в 1969 г. [13] Возможно, 70% стихотворения было восстановлено. [14]
Уолтер Буркерт [15] отметил созвучие чисто мифической семерки во главе с Эррой с семеркой против Фив , которая, по широко распространенному мнению эллинистов, имела историческую основу.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Питер Машинист и Джек М. Сассон , «Покой и насилие в поэме Эрры», Журнал Американского восточного общества 103.1 (январь 1983 г., стр. 221-226), стр. 221, предпочитают воздерживаться от ожиданий, вызванных «мифом» или, что еще хуже, «эпопеей» и просто называть его «поэмой».
- ^ Нергал и Эрешкигаль: Очарование подземного мира Месопотамии , 2000, Ворота в Вавилон.
- ^ Имя Кабти-илани-Мардука также появилось в «Каталоге текстов и авторов» из библиотеки Ашшурбанипала , опубликованном Ламбертом в JCS 16 .
- ^ Erra V, 42-61
- ^ Древние месопотамские боги и богини: Эрра (бог) . По состоянию на 3 декабря 2013 г.
- ^ Рафаэль Хименес Самудио, Классические издания «Поэма Эрры» (1999).
- ↑ У греков Титаны были сынами неба и земли.
- ^ Происхождение некоторых таблеток Эрры точно не известно. (Машинист и Сассон 1983: 221, примечание 2).
- ^ Л. Каньи, «Поэма Эрры» SANE 1.3 (1977).
- ^ Буркерт, Уолтер. Ориентализующая революция: влияние Ближнего Востока на греческую культуру в эпоху ранней архаики , 1992, с. 109-10.
- ^ Однако Каньи, а также Даниэль Боди ( Дэниел Боди (1991). Книга Иезекииля и поэма Эрры . Сен-Поль. п. 104. ИСБН 978-3-525-53736-7 . Проверено 18 июля 2012 г. ) заявляют, что Себетти индивидуально безымянны.
- ^ П. Феликс Гессманн, редактор. Das Erra-epos (Вюрцбург), 1956 год. Джордж Смит опубликовал фрагмент в «Халдейском рассказе Бытия» 1875 года под названием «Подвиги Любары».
- ^ Каньи, редактор L.. Эпос об Эрре в семитических исследованиях 34 , (Рим: Институт ближневосточных исследований), 1969. Критическое издание.
- ^ Машинист и Сассон 1983: 222.
- ^ Буркерт 1992: 108 и далее.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Критическое издание Эрры и Ишума и перевод текста (электронная Вавилонская библиотека).
- Древние месопотамские боги и богини: Эрра (бог)