Адапа
Часть серии о |
Древний Месопотамская религия |
---|
![]() |
|
Адапа был месопотамским мифическим персонажем, который по незнанию отказался от дара бессмертия . История, широко известная как «Адапа и Южный ветер», известна по фрагментарным табличкам из Телль-эль-Амарны в Египте (около 14 века до н.э.) и по находкам из Библиотеки Ашшурбанипала в Ассирии (около 7 века до нашей эры). Древнейшее предание о нем содержится в табличках Ме-Туран/Телль Хаддад (около 19-16 веков до н. э.), написанных на шумерском языке . [ 1 ] [ 2 ]
Адапа был важной фигурой в религии Месопотамии. Его имя будет использоваться для призыва силы в ритуалах экзорцизма. Он также стал архетипом мудрого правителя. В этом контексте его имя будет использоваться для того, чтобы вызвать благоприятные сравнения.
Некоторые ученые смешивают Адапу и Апкаллу, известного как Уанна . Есть некоторые свидетельства этой связи, но имя «адапа», возможно, также использовалось как эпитет, означающий «мудрый».
Обзор
[ редактировать ]История Адапы изначально была известна благодаря находке в Амарне в Египте из архивов египетского царя Аменофиса IV (1377–1361 до н. э.). К 1912 году три находки из Библиотеки Ашшурбанипала (668–626 до н. э.) были интерпретированы и признаны содержащими части этой истории. По состоянию на 2001 год известны пять фрагментов из библиотеки. В нескольких известных вариантах текста имеются различия. [ 3 ] [ 4 ]
Судя по каталогу текстов, возможным первоначальным названием, инципитом , могло быть «Адапа на небеса» . [ 5 ]
Современный анализ развития основной сказки Адапы проведен Мильштейном (2016) .
Краткое содержание
[ редактировать ]- Краткое изложение основано на переводах Роджерса (1912) , Изрееля (2001) , Причарда (1969) , Антуана (2014).
После потопа , хотя царствование было в Кише , человечество осталось без руководства и не имело направления, и это привело к возвышению Адапы. [ 6 ] Адапа был смертным человеком, мудрецом или жрецом храма Эа в городе Эриду . Эа (иногда считавшийся его отцом) дал Адапе дар великой мудрости, но не вечной жизни.
Выполняя свои обязанности, он ловил рыбу на реке Тигр. Море стало волноваться из-за сильного ветра, и его лодка перевернулась. Разгневанный Адапа «сломал крылья южному ветру», не давая ему дуть семь дней. Бог Ану призвал Адапу отчитаться за свой поступок, но Эа помог ему, поручив Адапе заслужить сочувствие Думузида и Гишзиды , которые охраняют райские врата, и не есть и не пить там, так как такая еда может убить его. Когда ему предлагают одежду и масло, он должен одеться в одежду и помазаться.
Адапа надевает траурные одежды, сообщает Думузиду и Гишзиде, что он в трауре, потому что они исчезли с земли. Затем Адапе предлагают «пищу жизни» и «воду жизни», но он не ест и не пьет. Затем предлагаются одежды и масло, и он делает то, что ему было сказано. Его приводят к Ану, который спрашивает, почему он не ест и не пьет. Адапа отвечает, что Эа сказал ему не делать этого. Ану смеется над действиями Эа и осуждает Адапу, риторически спрашивая: «Какое зло он [Адапа] нанес человечеству?» Он добавляет, что в результате люди будут страдать от болезней, которые Нинкаррак может облегчить. Затем Адапу отправляют обратно на землю. Окончание текста отсутствует.
Другие мифы
[ редактировать ]Адапа также связана с царем Энмеркаром (известный текст весьма фрагментарен). В известных частях Адапа и Энмеркар спускаются под землю (на девять локтей вниз) и участвуют во взломе древней гробницы. Что там происходит, неясно, но в результате они уходят и снова запечатывают гробницу. [ 7 ]
Наследие
[ редактировать ]Имя Адапа стало широко распространено в некоторых ритуалах месопотамской религии. По словам Сандерса (2017), экзорцисты заявляли: «Я Адапа!» в своих ритуалах. [ 8 ] Ритуалы Ниппура, датируемые примерно 1800 годом до нашей эры, используют имя Адапы в своих заклинаниях. [ 9 ] Производные текста использовались как минимум до I века нашей эры. [ 10 ]
В неоассирийский период сравнения с Адапой использовались по отношению к царю и поэтому использовались для легитимации этого царя. Например, в «Анналах» Сеннахирима было написано : «Эа [..] наделил меня обширными знаниями, эквивалентными знаниям мудреца Адапы». [ 11 ]
Интерпретация
[ редактировать ]как Ванна/Оаннес
[ редактировать ]Имя Адапа также использовалось для первого Апкаллу , иногда известного как Уанна (в греческом произведении Бероса под названием Оаннес). Рассказы об этих двоих разные: (Уанна) Апкаллу — полурыба , а Адапа — рыбак. Однако связь может быть. Одним из возможных объяснений появления этих двух имен вместе является то, что клинопись «адапа» также использовалась как наименование слова «мудрый» (Апкаллу означает существа, дающие мудрость).
Существуют альтернативные точки зрения относительно того, следует ли считать «адапа» эпитетом «уанна» или наоборот. Оба встречаются вместе в составе имени первого Апкаллу. [ 12 ]
первый Апкаллу, он был бы советником мифического первого (допотопного) царя Эриду Алулима Если бы Адапа был идентифицирован как . Эта связь встречается в некоторых текстах, например, с царем Алулу (Ref STT 176+185, строки 14–15). [ 13 ] В другом месте он связан с королем Энмеркаром, жившим гораздо позже . [ 7 ] Действительно, более ранняя шумерская запись, табличка Ме-Туран/Телл Хаддад , описывает Адапу как правителя Эриду после потопа.
как Адам
[ редактировать ]Когда история Адапы была впервые открыта заново, некоторые учёные увидели сходство с историей библейского Адама . [ 12 ] такие как Альберт Тобиас Клей . [ 14 ] Более поздние ученые, такие как Александр Гейдель ( «Легенда об Адапе и библейская история (Адама) по своей сути столь же далеки друг от друга, как антиподы» ) отвергли эту связь; однако потенциальные связи по-прежнему (1981) считаются заслуживающими анализа. Возможные параллели и связи включают сходство имен, включая возможную связь обоих с одним и тем же корнем слова; оба отчета включают тест, включающий употребление в пищу якобы смертельной пищи; и оба призваны перед богом, чтобы ответить за свои проступки. [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ CDLI Литературный 002295, бывш. 002 (Р355730)
- ^ CDLI Литературный 002295, бывш. 003 (П508604)
- ^ Роджерс 1912 , стр. 67–75.
- ^ Изреэль 2001 , стр. 5–6.
- ^ Изреэль 2001 , с. 6.
- ^ Антуан 2014 , стр. 1–41.
- ^ Jump up to: а б Сандерс 2017 , с. 61-62.
- ^ Сандерс 2017 , с. 38.
- ^ Сандерс 2017 , с. 39.
- ^ Сандерс 2017 , с. 40.
- ^ Сандерс 2017 , с. 44.
- ^ Jump up to: а б с Андресен 1981 .
- ^ Сандерс 2017 , с. 52.
- ^ Клей 1923 , стр. 109, 132.
Библиография
[ редактировать ]- Андреасен, Нильс-Эрик (1981), «Адам и Адапа: два антропологических персонажа» (PDF) , семинария Университета Эндрюса (осень 1981 г.) , стр. 179–194.
- Клей, Альберт Тобиас (1923), Происхождение библейских традиций , стр. 109, 132.
- Роджерс, Роберт Уильям (1912), Клинописные параллели Ветхому Завету
- Изреэль, Шломо [на немецком языке] (2001), Адапа и южный ветер: язык обладает силой жизни и смерти
- Сандерс, Сет Л. (2017), «От Адапы до Еноха: культура писцов и религиозные взгляды в Иудее и Вавилонии», Тексты и исследования древнего иудаизма , вып. 167, Мор Зибек
- Причард, Джеймс Б. , изд. (1969), Древние ближневосточные тексты, относящиеся к Ветхому Завету (3-е изд.)
- Мильштейн, Сара Дж. (2016), Отслеживание главного писца: пересмотр через введение в библейскую и месопотамскую литературу , Oxford University Press
- Антуан, Кавинье (2014), «Une version Sumérienne de la légende d'Adapa (Textes de Tell Haddad X)», Zeitschrift Für Assyriologie (на французском языке), vol. 104, с. 1–41, номер номера : 10.1515/za-2014-0001 , S2CID 162264587.