Думузи-абзу
Думузи-абзу | |
---|---|
Богиня-покровительница Кинунира | |
Главный культовый центр | Кинунир |
Думузи-абзу ( шумерский : 𒀭𒌉𒍣𒍪𒀊 , букв. «хороший ребенок Абзу » ). [ 1 ] ), иногда пишется как Думузиабзу , была месопотамской богиней, которой поклонялись в штате Лагаш . Она была божеством-покровителем Кинунира.
В современной науке предполагается, что в большинстве контекстов Думузи-абзу не следует путать с Думузи , мужем Инанны , хотя ее имя можно сократить до Думузи. Тем не менее возможно, что после того, как ей перестали поклоняться, имя Думузи-абзу было ошибочно понято как принадлежащее ему.
Характер
[ редактировать ]Думузи-абзу была богиней-покровительницей Кинунира, города, расположенного недалеко от Лагаша . [ 2 ] Он также был известен под названием Кинирша. [ 3 ] Не все согласны с тем, что Киннир был еще одной формой того же имени. [ 4 ] но Манфред Креберник, тем не менее, утверждает, что его городская богиня, Нин-Киннир, «госпожа Киннира», была именем Думузи-абзу. [ 5 ] Упоминание о ее роли городской богини известно из «Плача о разрушении Ура» , согласно которому в смутный период «Думузиабзу покинула дом в Кинирше». [ 6 ]
Предполагается, что она принадлежала к кругу божеств, связанных с Наньше , и что могла быть особенно тесно связана со своей дочерью Нин-МАР.КИ . [ 7 ] Думузи-абзу присутствует в различных списках подношений, связанных с культом Нанше. [ 8 ] Она встречается в них в близости таких божеств, как Хендурсага , Ниндара и Ниншубур . [ 9 ] Также возможно, что ее считали женой Хендурсаги в третьем тысячелетии до нашей эры, хотя семейные отношения между божествами в то время еще не были систематизированы. [ 3 ] В более поздние периоды Хендурсага вместо этого ассоциировалась с Нинмуг , которая изначально была женой Ишума . [ 3 ]
Тексты из Лагаша указывают на то, что Думузи-Абзу входил в число божеств, которые, как считалось, отвечали за добродетельность правителя, а другими членами этой группы были Энки , Гатумдуг , Хендурсага, Инанна , Лугалуруб, Нанше, Ниндара и Нингирсу . [ 10 ] Однако, исходя из разного количества полученных ими подношений, предполагается, что эти боги не считались равными по рангу. [ 10 ]
В то время как Торкильд Якобсен, исходя из местоположения ее культового центра, поместил ее среди божеств, связанных с «силой воды, тростника, птиц и рыб», наряду с Энки, Асаллухи , Нанше и Нин-МАР.КИ, [ 11 ] Мнение о том, что месопотамские боги могут быть сгруппированы на основе «экологического потенциала их среды обитания», подверглось критике со стороны Уилфреда Г. Ламберта , который охарактеризовал это как создание «большей системы, чем существовало на самом деле». [ 12 ] Франс Виггерманн отмечает, что в некоторых случаях такие ассоциации, когда они действительно подтверждены, такие как связь между богом луны Нанной и скотоводством, могут в лучшем случае представлять собой вторичные события. [ 13 ]
Думузи-абзу и Думузи
[ редактировать ]Хотя из-за ее имени Думузи-абзу в более старых учёных характеризовалась как фигура, подобная Думузи , эта точка зрения больше не считается правильной. [ 14 ] Эндрю Р. Джордж признает, что это справедливо для Думузи-абзу как отдельного женского божества, но утверждает, что во втором и первом тысячелетиях до нашей эры это имя могло функционировать как эпитет мужчины -Думузи, обозначая его в роли божества. бог подземного мира . [ 15 ] Путаница между Думузи-абзу и Думузи, похоже, присутствует в некоторых литературных текстах. [ 16 ] Например, в одной песне о любви Инанна обращается к своему возлюбленному как к Думузи-абзу, а не к Думузи. [ 17 ] В списке богов Ан = Анум имя Думузи-абзу относится к второстепенному мужскому божеству, сыну Энки , хотя в тексте, считающемся его древневавилонским предшественником, Думузи-абзу является женским (и также упоминается как имя Зарпанита). ). [ 15 ] Акико Цуджита предполагает, что Думузи-абзу мужского пола возникла из-за путаницы между Думузи-абзу и Думузи, что привело к предположению, что она была мужским божеством, которое впоследствии было назначено при дворе Энки на основании присутствия Абзу в имени. [ 16 ]
Спорным является вопрос о том, следует ли интерпретировать теоним Думузи, присутствующий в досаргонических административных документах и теофорических именах , как Думузи-абзу или как мужа Инанны. [ 18 ] Последний отсутствует в списках богов, предшествующих древневавилонскому периоду, но иногда предполагается, что он уже мог присутствовать в именах периода Ура III или даже периода Фара. [ 18 ] Например, также неясно, следует ли понимать божество, упоминаемое в ряде теофорических имен из Лагаша, таких как Геме-Думузи или Ур-Думузи, как Думузи-абзу или Думузи. [ 7 ] Известно, что на Кинунире имя Думузи-абзу могло быть сокращено до Думузи. [ 15 ] Манфред Креберник утверждает, что в самых старых источниках, например, из Раннединастического Фара , только имя Амаушумгал следует понимать как относящееся к мужчине Думузи. [ 19 ] Он предполагает, что последнее имя впервые стало использоваться по отношению к нему в Уруке и Умме в саргонический период. [ 19 ] тогда как в более ранних источниках речь шла о Думузи-абзу. [ 5 ]
Помимо Думузи-абзу, в Лагаше поклонялись и второму божеству с похожим именем, Думузи-гуэна («хорошее дитя тронного зала»), но нет никаких указаний на то, что между ними существовала какая-либо связь. [ 1 ] Возможно, Думузи-гуэна тоже была богиней, а не богом. [ 7 ]
Поклонение
[ редактировать ]Думузи-абзу входил в число божеств, которым поклонялись в государстве Лагаш . [ 20 ] [ 3 ] храм . В Кинунире существовал посвященный ей [ 15 ] Возможно, здесь также находились святилища Нергала и Нингишзида . [ 15 ] В какой-то момент его разграбил Лугальзагеси . [ 21 ] Кинунир часто встречается в документах периода Ура III рядом с Ниной, [ 22 ] культовый центр Наньше. [ 23 ] Это было связано с текстильной промышленностью. [ 22 ] Ур-Баба храм Думузи-абзу, называемую в соответствующих надписях «госпожой Кинунира» построил в Гирсу . [ 21 ] В Нине существовал и посвященный ей храм. [ 24 ] Однако конкретные названия ни одного из ее храмов в настоящее время неизвестны. [ 21 ] Некоторые топонимы из района Лагаша, по-видимому, также относятся к ней, например Ду-Думузи, «холм Думузи (-Абзу)». [ 9 ] Жрецы санги Думузи-абзу хорошо засвидетельствованы в источниках из штата Лагаш. [ 9 ] Ее духовенство также присутствует в источниках периода Ура III . [ 21 ]
Эаннатум из Лагаша называл себя «возлюбленным Думузи-абзу». [ 25 ] Однако она отсутствует в официальных титулах других правителей этого города-государства. [ 1 ] Она упоминается в формуле проклятия Гудеа из Лагаша, начертанной на одной из его статуй. [ 26 ] Она — предпоследнее упомянутое божество, появляющееся после Нин-МАР.КИ и перед личным богом короля Нингишзидой . [ 26 ] Другими божествами, вызываемыми в нем, являются Ану , Энлиль , Нинхурсаг , Энки , Син , Нингирсу , Нанше , Ниндара , Гатумдуг , Бау , Инанна, Уту , Хендурсага , Игалим и Шульшага . [ 26 ]
Один из гимнов сборника, составленного, скорее всего, во времена правления Саргоновой династии, посвящен Думузи-абзу. [ 3 ]
Думузи-абзу в значительной степени перестали поклоняться после периода Ура III из-за упадка Лагаша как политического и религиозного центра. [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Зельц 1995 , с. 114.
- ^ Heimpel 2002 , с. 158.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 61.
- ^ Эдзард 1980 , с. 603.
- ^ Перейти обратно: а б Креберник 2003 , с. 163.
- ^ Самет 2014 , с. 57.
- ^ Перейти обратно: а б с Зельц 1995 , с. 116.
- ^ Зельц 1995 , стр. 114–115.
- ^ Перейти обратно: а б с Зельц 1995 , с. 115.
- ^ Перейти обратно: а б Кобаяши 1992 , стр. 90.
- ^ Виггерманн 1997 , с. 33.
- ^ Виггерманн 2011 , стр. 676–677.
- ^ Виггерманн 2011 , с. 677.
- ^ Эдзард 1980a , с. 603.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Джордж 2003 , с. 861.
- ^ Перейти обратно: а б с Цуджита 2011 , стр. 1.
- ^ Альстер 1985 , с. 143.
- ^ Перейти обратно: а б Кляйн 2010 , с. 1123.
- ^ Перейти обратно: а б Креберник 2003 , с. 167.
- ^ Зельц 1995 , стр. 114–116.
- ^ Перейти обратно: а б с д Джордж 1993 , с. 163.
- ^ Перейти обратно: а б Эдзард 1980а , с. 604.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 40.
- ^ Кобаяши 1992 , стр. 88.
- ^ Маэда 2005 , с. 25.
- ^ Перейти обратно: а б с Ассманн 1992 , с. 158.
Библиография
[ редактировать ]- Альстер, Бендт (1985). «Шумерские песни о любви» . Журнал ассириологии и восточной археологии . 79 (2). Presss Universitaires de France: 127–159. ISSN 0373-6032 . JSTOR 23282370 . Проверено 5 апреля 2022 г.
- Ассманн, Ян (1992). «Когда правосудие терпит неудачу: юрисдикция и проклятие в Древнем Египте и на Ближнем Востоке» (PDF) . Журнал египетской археологии . 78 . Общество исследования Египта: 149–162. дои : 10.2307/3822069 . ISSN 0307-5133 . JSTOR 3822069 . Проверено 5 апреля 2022 г.
- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . Академическое издательство Фрибура. ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Эдзард, Дитц-Отто (1980), «Kinnir» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 5 апреля 2022 г.
- Эдзард, Дитц-Отто (1980a), «Кинунир, Кинирша» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 5 апреля 2022 г.
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Джордж, Эндрю Р. (2003). Вавилонский эпос о Гильгамеше: введение, критическое издание и клинописные тексты . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-927842-8 . Проверено 4 апреля 2022 г.
- Хеймпель, Вольфганг (2002). «Леди Гирсу». Богатства, спрятанные в тайных местах . Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 155–160. дои : 10.5325/j.ctv1bxh4wn.16 . ISBN 9781575065335 .
- Кляйн, Джейкоб (2010). «Предполагаемое человеческое происхождение божественного Думузи: новый взгляд» . Материалы 53e Rencontre Assyriologique Internationale . Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 1121–1134. дои : 10.1515/9781575066394-051 . ISBN 978-1-57506-639-4 .
- Кобаяши, Тошико (1992). «О Ниназу, как это видно из экономических текстов раннединастического Лагаша» . Ориент . 28 . Общество ближневосточных исследований в Японии: 75–105. дои : 10.5356/orient1960.28.75 . ISSN 1884-1392 .
- Креберник, Манфред (2003). «Мать-Дракон и Небесная лоза? О ранней истории Думузи и его семьи» (PDF) . В Саллабергере, Вальтер; Волк, Конрад; Зголль, Аннет (ред.). Литература, политика и право в Месопотамии: Festschrift Клауса Вильке (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 3-447-04659-7 . OCLC 51728225 .
- Маэда, Тору (2005). «Царские надписи Лугальзагеси и Саргона» . Ориент . 40 . Общество ближневосточных исследований в Японии: 3–30. дои : 10.5356/orient.40.3 . ISSN 0473-3851 .
- Самет, Нили (2014). Оплакивание о разрушении Ура . Издательство Пенсильванского государственного университета. дои : 10.1515/9781575068831 . ISBN 978-1-57506-883-1 .
- Зельц, Гебхард (1995). Исследования пантеона древнего шумерского города-государства Лагаш (на немецком языке). Филадельфия: Музей Пенсильванского университета. ISBN 978-0-924171-00-0 . OCLC 33334960 .
- Цуджита, Акико (2011). «Думузиабзу. Богиня и Бог» . Бюллетень Общества ближневосточных исследований в Японии (на японском языке). 54 (1). Общество ближневосточных исследований в Японии: 1–19. дои : 10.5356/jorient.54.1_1 . ISSN 0030-5219 .
- Виггерманн, Франс AM (1997). «Транстигридийские змеиные боги» . В Финкеле, Иллинойс; Геллер, MJ (ред.). Шумерские боги и их изображения . Публикации СТИКСА. ISBN 978-90-56-93005-9 .
- Виггерманн, Франс AM (2011). «Сельское хозяйство как цивилизация: мудрецы, фермеры и варвары» . Оксфордские справочники в Интернете . Издательство Оксфордского университета. стр. 662–689. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199557301.013.0031 . ISBN 978-0-19-955730-1 .